Спаситель как бы предостерегает нас: смотрите более за собою, нежели вокруг, потому что если вы не будете внимать себе, то день тот придет внезапно, хотя бы вы и распознали все его признаки. Он будет для вас неожиданным не столько оттого, что вы его не угадаете и не сможете предвидеть, сколько оттого, что вы будете внутренне к нему не готовы. Спаситель говорит: «Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» ( Лк.21:35 ). Никто того дня не избежит, но он, как сеть, найдет на всех и всех уловит. Чтобы не попасться в эту сеть, нужно быть готовым. Господь предостерегает нас от того, чего мы не должны делать: нам надо беречься того, чтобы сердца наши не отяготились объедением, пьянством и житейскими заботами, потому что в этом заключается корень всех зол. От объедения и пьянства происходят и блудная страсть, и лень, и гнев, и еще много чего. Посмотрите: стремясь к земным благам, отстаивая свои интересы, мы поддаемся гневу. Для того чтобы приобрести эти блага, мы впадаем в страсть сребролюбия. От богатства, от услаждения земными благами возникают гордость и тщеславие. Печали житейские, даже если мы не совершаем явных, тяжких грехов, опустошают душу, рассеивают её, делают человека неспособным к восприятию каких-либо духовных явлений. Тем более они не позволят ему предвидеть такой великий день, как день Второго пришествия Христова, и, естественно, предваряющие его события, связанные с появлением антихриста. Итак, Господь наш Иисус Христос, предостерегая, показывает нам корень зол: объедение, пьянство и печали житейские, чтобы пресечь и побеги. А далее Он говорит, что мы должны делать. Сначала нам указан корень зол, который мы должны уничтожить, потомкорень всякого добра: «Бдите убо на всяко время молящеся» ( Лк.21:36 ). Русский перевод: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь». Бодрствование над собой и непрестанная молитва являются средством, которое делает нас способными подготовиться к тому дню, чтобы встретить его с радостью, а не со страхом от предчувствия мучений и наказаний. Это, повторю, корень всякого добра. Отсюда происходят все христианские добродетели, и без этого едва ли возможно исполнить какую-либо заповедь — не только приобрести такие великие добродетели, как любовь или смирение, но даже удержаться, например, от гнева или осуждения. Вот какое настроение необходимо иметь людям, которые думают о Втором пришествии Христовом правильно, по-православному. Не должно быть объедения, пьянства, земных забот и печалей. Должны быть бодрствование и непрестанная молитва. А отнюдь не гадание, не вычисление, не толкование.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Откуда взяты все эти вторые толкования и обличения жидовина – мы можем указать, хотя, покамест, не совсем полно. Источниками их мы считаем Прение Григория Омиритского с Ерваном и в особенности русскую, довольно осмысленную компиляцию, известную в сп. XV в., но существовавшую и раньше, – «Словеса святых Пророк». Здесь у нас, покамест, речь будет только о связи с этими толкованиями Прения Григория Омиритского с Ерваном 3 . Прение архиепископа омиритского с иудеем Ерваном должно было касаться тех же вопросов, какие затрагивались в нашей противоиудейской литературе, т.е. вопроса о троичности лиц в Боге, пришествия на землю Сына Божия, его страданий, смерти и воскресения, поэтому естественно было ожидать в этой однородной литературе связи более, чем случайной. И такая связь, по нашим наблюдениям, есть. В толковании на Ис.11:1 – Исаия великий пророк о Рождестве Христовом тако пророче сказая: « изыде жезлъ ис корене iecceeba, и цвет от него изыдет» – приводится толкование с именем Феодорита: « Жезлъ менить давида воцарившася, зане велик царь бысть от иессея прошедъ, и царство его силно наста. Корень – Богородица, цвет – Христос из рода давидова взыде». Толкование это в действительности Феодориту не пренадлежит. Откуда же оно? Нам кажется – оно составное – и составлено неумело: если жезл – Давид, а цвет – Христос, то корень не может знаменовать собою Богородицу; упоминание Богородицы в таком сочетании неуместно. Вставка такая объяснится, если сопоставить данное толкование с Прением Григория Омиритского, где в толковании на это место читаем: « корень – мо владычица и богородица мар» (Синод. В. 750, л.48β). Несколько ниже в нашем толковании – в 11:10 корню иессееву дается знаменование Христа: корень иессеовъ хртосъ: иессея бо по роду изыде. Такое же другое толкование (корень Христос) дается и в Прении Григория Омиритского. Самое энергичное – хотя от постоянного потребления стереотипное в нашем толковании – обличение упорствующего жидовина стравнивает жидовина с аспидом глухим, затыкающим уши: Ис.63:1–8 с именем Феодорита: « слыши жидовине зловрне, аки аспид глухй, затыкая уши свои не слышитъ, тако и ты, зловрне жидовине, не слышиши», на слова Иез.37:12–14 : « сего ради прорцы сне члчь – – – то: се убо, жидовине забвение, слыши ушима своима, не буди, яко аспид глухй: се к вам глеть гь рекъ» и т.д. Грозное стереотипное обличение это оказывается крайне безобидным повторением заключения заключительной речи епископа омиритского (Синод. 750, л.л. 120–121) в истолковании Ис.9:6 , обращенное к упорствующему Ервану: – – – « аще ин не вроуши емоу (бесконечному номоу и кон ца не имоущомоу), донелиже можаше прибретати, егда же емоу предстанеши нагъ и обременен в днь воскрни, тога щетишис, ко пррчьска изъоучивъ и ветхоую всю в конець прошедъ не во с хот познати прореченнаго, но оуже заградил еси оуши и чи смжилъ, ко аспидъ глхии затыкающи оуши сво, иже не слышати гла обавающиго же о твоемъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

Помыслите, говорит, что вы, из другого рода произшедши, в сей род (Израильский) включены, и благочестивого корня прияли масть. Аще ли же хвалитися; не ты корень носиши, но корень тебе. Помысли и сие, что тебя корень держит, а не ты (держишь) корень: и ты в нем имеешь нужду, а не он в тебе». – Св. Златоуст, под словами начаток и корень, разумеет, как-то и достовернее, Авраама, и Исаака, и Иакова, Пророков, Патриархов, всех прославившихся в ветхом Завете; а ветви, говорит, суть произшедшие от них верные. 188 Феодорит сие место так изъясняет: «Тайна есть не всем ведомая, но одним уповающим. Итак, говорит (Апостол): я хочу, чтоб вы знали в настоящем деле ту тайну, каковую мы знаем, а знали быˆ(в предосторожност), дабы вам не взять отселе высокого мудрования. Какая же тайна? Яко ослепление от части Исраилеви бысть, дóндеже ислолнение языков внидет: и тако, весь Исраиль сласется. Слово от части положил (Апостол) научая, что не все Иудеи остались в неверии: ибо многие из них уверовали. При чем заповедует не отчаиваться о спасении других: поскольку когда (уже) язычники приняли (Евангельскую) проповедь : то, и они (Иудеи) уверуют с пришествием великого Илии, приносящего учение веры: сие бо и Господь во Св. Евангелиях сказал: Илиа убо приидет, и устроит вся. Положил притом и пророческое свидетельство.– А какое?» Мф.17:11 189 Здесь приметить должно, что Блаженный Феодорит, толкуя слова: весь Израиль спасется, говорит: «Всем Израилем называет (Апостол) верующих, из Иудеев ли бы они были имея естественное сродство с Израилем, или из язычников, сродством веры с ним соединяемые». – Притом, он же Феодорит толкует: «Закон, де, на казывает преступающих его: а Иудеи всегда обвиняемы были в законопреступлении; и потому ясно видеть можно, что здесь отпущение грехов разумеется то, которое подается посредством крещения». – И Св. Златоуст, в той же силе толкуя, говорит, что Апостол событие Божия завета или обещания относит не к обрезанию, не к жертвоприношению, не к исполнению предписаний закона, но к отпущению грехов, которое даруется крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Интересно еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются образы апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Сначала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он все описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благословляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» ( Быт. 49:9 ). Провидел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречистой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов . Подобно этому читаем и у Исайи. «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» ( Ис. 11:10 ; Рим. 15:12 ). Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» ( Лк. 1:27 ). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Давидов как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тайную книгу Божию, но и просто приступить к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею кровью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь как Сын Человеческий проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив через Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

У каждого дерева есть корень, ствол и ветви. Важнейшая часть дерева – корень. Если обрубить ветви, дерево живо, если срубить ствол, от корня пойдут новые побеги. Моток ниток мотают на основу, не будь основы, ниткам не на чем держаться, и моток выйдет некрепкий, нитки рассыпятся. И в духовной жизни есть свой корень, основа, без которой ее не может быть. Что значит корень духовной жизни? Постоянное хождение перед Богом, или память Божия, не отходящая от человека. Все подвиги, молитвы, поклоны – только пути к единственной цели. Три канона, которые читаем, – путь, правило молитвенное – путь. Но если пути не доведут до цели, они предприняты тщетно. Если путник пойдет в дорогу и не дойдет до города, в который собрался, к чему было идти. Так и в духовной жизни, если не дойдет человек до цели – внедрить в себя память Божию, добиться, чтобы постоянно ходить перед Господом, значит, тщетны были его молитвенные подвиги и другие труды. Надо уподобиться царю Давиду, воспевшему: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс. 15, 8 ). Тогда только и может исполниться то, о чем ежедневно несколько раз молимся в Церкви: «Дне сего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». Когда постоянно будем помнить, что Господь близ и наблюдает за нами, видит каждое дело, слышит каждое слово, знает всякую мысль и, даже когда спим, над нами есть недремлющее око, тогда только мы перестанем грешить, так как спасительный страх Божий поселится в сердце. Лучшее средство для достижения этого, по свидетельству святых отцов, – молитва Иисусова. Повторяй ее все время, как открываешь глаза, и весь день, что бы ты ни делал: ходишь ли, сидишь ли, лежишь ли, работаешь – не переставай повторять. Имя Господа Иисуса, постоянно повторяемое, будет напоминать нам близость Господа. Вначале молитва будет внешним действием, повторяться механически, но после внедрится в сердце, а с нею неразлучно придет и память о Господе – корень духовной жизни. Ведь подвиги – только пособия к достижению единой цели. Вселить в себя Господа

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Причем не сказано «говорящий ложь», сказано «любящий и делающий ложь» – ведь обманывать можно не только словом, врать можно делом – это когда человек лживо живет. «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» ( Откр. 22:16 ). По повелению главы Церкви – Иисуса Христа – пришел Ангел, чтобы свидетельствовать о будущем перед всеми Церквами. Христос имеет на это право, ибо Он корень и потомок Давида. В каком отношении Он корень Давида? Он Бог. Почему корень? Потому что Он сотворил человека, сотворил Давида, Бог в руках Своих его держал. Поэтому и Давид говорил: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс. 15:8 ). Христос хранил царя Давида. Спаситель – вечное Слово Отца, Сын Божий, до начала веков рожденный от сущности Отца, – общался с Давидом, открывал ему тайны, руководил им. Поэтому Он корень Давида. А по плоти – еще и прямой потомок Давида. 171 Так что Он обладает царственным достоинством в глазах еврейского народа. Бог возвещал Аврааму: «Благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22, 18 ), то есть в твоем потомке – во Христе. А Давиду было сказано: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс. 131:11 ), то есть вечный Царь должен произойти от Авраама и Давида. «Я звезда светлая и утренняя» ( Откр. 22:16 ). При появлении Господа наступило утро новой вселенной. Так перед рассветом загорается утренняя звезда на небосводе. Явление Христа означает конец времени теней и наступление дня Царства Божиего. И, более того, Господь называет Себя звездой светлой и утренней потому, что, по словам апостола Петра: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» ( 2Пет. 1:19 ). Утренняя звезда означает: пока вы не увидите Иисуса Христа, для вас не наступит день Царства Божиего. Когда Иисус Христос придет, тогда Священного Писания уже не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Животное, не имея духовного начала, не может побороть своих желаний,– но это возможно человеку „ведающему“ волю Господа. „Святая гора Господня“ есть царство Божие. В нем не будут учиться воевать, как говорил Исаия ( Ис. 2:2–4 ). Царства языческие были царства звериные. ( Дан. 7:4–7 ). Но и Христианские царства много наследовали от звериных царств. У зверей будет отнята власть лишь после второго пришествия Сына Божия, в образе Сына Человеческого, как указано у Даниила VII, 12–14 645 . С устроением царства Божия во времена одному Господу известные 646 , „не будут (говорит Исаия) делать зла и вреда“,-потому что „земля будет наполнена ведением Господа“. Та же мысль, хотя в других словах, но с тем же сравнением повторяется пророком Аввакумом: „земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море“ ( Авв. 2:14 ). 10 . И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой Его будет слава. „Аз есмь корень и потомок Давида“. Так говорит Господь наш Иисус Христос в Откр. 22:16 . „Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ ( Откр. 22:13 ). В стихе 1 наст. главы пр. Исаии говорится, что: „произойдет отрасль от корня Иессеева“, а в читаемом нами стихе 10, Мессия, царство которого изображается выше, – „станет знаменем для народов“. Мессия, корень Иессеев, корень и потомок, начаток и конец, первый и последний есть знамя спасения народов,-вот сущность пророчества, простирающагося от Исаии до Откровения. Он Тот, о котором сказано: „воззрят на Того, Которого пронзили“ 647 , и Который Сам о Себе сказал: „как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную“ 648 . Он есть корень той маслины, к которой привиты язычники ( Рим. 11:16–18 ). Он и виноградная лоза, ветви которой суть верующие. ( Ин. 15:5–6 ). Он есть знамя, на которое устремлены взоры ищущих исцеления и спасения, взоры тех, которые измучены миром и ищут покоя бессмертной душе своей 649 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

КОМУ МНОГО ДАНО, С ТОГО МНОГО И СПРОСИТСЯ (ВЗЫЩЕТСЯ) Говорится о людях, имеющих много возможностей для плодотворной деятельности (одаренных умом, талантом, занимающих высокое общественное положение) и потому несущих особую ответственность перед обществом за свои дела. В тексте Н.З. эта фраза завершает притчу о верном и неверном рабах, которым господин доверил вести хозяйство в свое отсутствие. О рабе, который знал волю господина, но, надеясь, что тот нескоро придет, распутничал и избивал слуг, «не делал по воле его», сказано: «бит будет много». Тот же, кто по неведению «сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк.12:47–48 ). Иносказание относится к тем, кому дано было слышать слово Господа. В Евангелии от Иоанна говорится: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ). В ветхозаветное время Закон, дарованный Господом израильскому народу, и Завет, заключенный с ним, налагал на народ особую ответственность: «…только вас признал Я из всех племен земли; потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» ( Ам.3:2 ). Корень зла КОРЕНЬ ЗЛА То, что порождает и питает зло, его первопричина, не всегда явная. Выражению нередко сопутствуют глаголы «найти», «обнаружить», «отыскать», «увидеть» в чем- либо, в ком-либо. К этой метафоре прибегает Иов, отвечая друзьям, несправедливо укоряющим его в прегрешениях: «Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне» ( Иов.19:28 ). Апостол Павел порицает страсть к обогащению: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие…» ( 1Тим.6:9–10 ). Кость от кости, плоть от плоти КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ Изначально выражение служило указанием на родственную близость между кем-либо; в более широком значении — глубинная общность, связывающая людей, или какие-либо явления социального плана.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Живой, животворящий, все определяющий принцип благодати в сердце — основание всего, столь же необходимое в нашей вере, как корень для дерева. Любовь к Богу и ближним, вера во Христа, ненависть к греху — в этом корень всего, остальное по сравнению с этим — листья. Мы верим и знаем, что Государь имел в себе этот корень, несмотря, может быть, на некоторые его слабости и ошибки. Тот, кто не видит ничего, кроме этих недостатков в Царе, как бы продолжают участвовать в преследовании его, «как будто корень зла найден в нем» (Иов 19, 28). Вначале мы видим терпение Иова среди невероятных бедствий как пример терпения для всех нас. В конце книги, для нашего воодушевления последовать его примеру, мы видим счастливый итог его испытаний, восстановление его благополучия. Может быть, чрезвычайное богатство, которым был увенчан Иов после своих скорбей, — не просто обещание восстановления былой мощи России, — скорее всего, этого не произойдет. «Россия будет материально бедной, но духовно богатой» (преподобный Нектарий Оптинский). Но это для нас символ и образ небесной славы, которая начинается для верных уже здесь, на земле, и которой мы достигаем через земные страдания. Кто достойно переносит искушения, тот получит венец жизни (Иак. 1, 12). Бог просит Иова помолиться за своих друзей-обвинителей, иначе Бог погубит их. Услышим это как пророчество о святом нашем Царе и о России! Бог возвратил Свою милость по отношению к нему. В новом, радостном свете мгновенно предстало то, что было раньше мрачным и страшным. Все бури позади, утешение Божие заполняет души верных, как раньше горечь. Он страдал за славу Божию, и потому Бог воздает ему с избытком. И посмотрите, что происходит с верующим народом! Старые знакомые Иова, соседи и родные были очень добры к нему: они плакали с ним в его горе и радовались его радости. Они оказались не такими «жалкими утешителями», как трое его друзей. Они не были столь учеными и красноречивыми богословами как те, но они оказались более искусными в утешении Иова. Иов молился за своих друзей, и они собрались вокруг него, побежденные его любовью, и все искали его молитв. О если бы Бог за молитвы святого Царя-страстотерпца утешил наш народ, в соответствии с днями, в которые Он посылал ему скорби!

http://moral.ru/st_Job.html

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине ( Рим. 11:16–24 ). Возможно, эти слова являются реакцией на процессы, происходившие в римской христианской общине. Предположительно, та часть общины, которая имела языческие корни, тем или иным образом превозносилась над обращенными из числа иудеев. Об этой ситуации мы можем только строить догадки. Но Павел воспользовался ею для развития своей богословской идеи. Ранее, полемизируя с иудеями, он использовал форму второго лица единственного числа ( Рим. 2:1–9, 17–23; 9:19–20 ), теперь в той же форме он обращается к коллективному эллину, говоря о безусловном превосходстве иудейской традиции над языческой. Израиль представлен в данном отрывке в образе хорошей маслины, у которой корень «свят»: использовано то же прилагательное, что и в Рим. 7:12 («закон свят, и заповедь свята и праведна и добра»). Таким образом, вновь утверждается святость той веры, которая отражена в Ветхом Завете. Однако у этой хорошей маслины некоторые ветви «отломились неверием» – не потому, что перестали следовать закону Моисееву, а потому, что не приняли Христа. На место этих отломившихся ветвей были привиты ветви дикой маслины, которые стали питаться живительными соками от корня хорошей маслины. Под этими ветвями следует понимать обратившихся ко Христу язычников, а под соками – Ветхий Завет как тот ценностный базис, от которого христианская Церковь не отказалась. Он стал общим корнем для всех христиан – и тех, кто был изначально воспитан в иудейской традиции, и тех, кто обратился из язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010