Отделение первое. О бытии, свойствах и действиях души человеческой Глава первая §1. Содержание главы В этой первой главе Оснований опытной Психологии мы постараемся анализировать ощущения и свободные движения человека, и посмотрим к чему приведет нас точное познание устройства чувственных и двигательных органов и их отправлений. А. Ощущение §2. О зрении Начнем анализ ощущений со зрения. Орган зрения есть глаз. Он состоит из следующих частей: спереди находится прозрачная, выпуклая и наполненная водянистой влагой, полукруглая поверхность, называемая роговою оболочкою. Она прилегает задней стороной к плоской перегородке, на подобие стекла в карманных часах. Эта перегородка имеет у человека и животных различные цвета, отчего и называется радужною оболочкою. Круглое отверстие, находящееся в средине перегородки, служит для прохода лучей света и называется зрачком. Позади зрачка лежит мягкое, двояковыпуклое тело – кристалин или хрусталин. За кристалином находится влага, которая, по причине сходства со стеклом, называется стекловидною влагою. Она вся окружена тончайшей оболочкой, или мешочком, коего внутренняя поверхность покрыта сеткою, или разветвлением зрительного нерва, соединяющего глаз с мозгом. Глаз действует следующим образом. Лучи света от наружных предметов, падая на роговую оболочку, проходят через зрачок и преломляются на кристалин, как во всяком двояковыпуклом стекле проходя через стекловидную влагу, снова в ней преломляются и, соединившись на задней светчатой оболочке глазного яблока, производят изображение предмета. Впечатление или раздражение, которое производит это изображение на разветвление зрительного нерва, этот нерв переносит до того пункта черепного мозга, к которому он примыкает и которое называется чертогом зрительного нерва. Итак, орган зрения устроен сообразно строгим математическим законам распространения и преломления световых лучей, и изображение предметов на задней оболочке глаза есть простое физическое явление. Известно, что физики составили из стекол искусственный глаз, в котором лучи преломляются и изображение предметов получается точно также, как в живом глазе. Но между живым глазом и искусственным то существенное различие, что в последнем изображение предметов есть простое, механическое действие, а в первом оно сопровождается явлением в высшей степени замечательным и важным для Психолога, именно зрением или сознательным ощущением того предмета, которое произвело впечатлите. Но спрашивается: где это зрение или ощущение предмета? Иначе, что или кто ощущает цвета, фигуры, величины и другие свойства предметов? На это, по видимому, можно отвечать трояким образом: ощущение предметов, или зрение, происходит либо в самих составных частях глаза, либо в зрительном нерве, либо наконец в мозге.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Меня создала Англия «Меня создала Англия» — не самый популярный роман Грэма Грина, но важный для самого автора. Грэм Грин писал: «Я всегда питал слабость к своему пятому опубликованному роману – «Меня создала Англия» (большинство читателей этого чувства не разделяют), однако обстоятельства, при которых он был написан, я помню очень слабо. Для меня период с 1933 по 1937 год навсегда останется годами зрелости моего поколения, омраченными депрессией, чья тень упала на эту книгу, и приходом к власти Гитлера. В те дни невозможно было оставаться в стороне от политики, и трудно припомнить детали частной жизни одного человека, когда земля вокруг превращалась в огромное поле боя. До того как у меня возник сюжет и герои романа, близнецы Энтони и Кейт, потребовали моего внимания, а их кровосмесительная привязанность друг к другу (которая так и не увенчалась актом кровосмешения) потребовала исследования, я ничего не знал о Швеции. По-моему, это был единственный случай, когда я сознательно выбрал местом действия незнакомую страну, а потом отправился туда как кинооператор на съемки видового материала.» Роман «Меня создала Англия» отражает социально-политическое брожение 1930-х годов. Грэм Грин Меня создала Англия Раз я живу – не умирать же мне с голоду. Уолт Дисней. «Кузнечик и муравей»   1 Видимо, она ждала любовника. Без малого час просидела она на высоком табурете, вполоборота к стойке, не сводя глаз с вращающейся двери. За ее спиной под стеклянным колпаком стопкой громоздились бутерброды с ветчиной, шипели спиртовые чайники. Когда дверь открывалась, внутрь вползал едкий запах машинной гари. От него сводило кожу на лице и скулы. – Еще джин. – Уже третья рюмка. Негодяй, подумала она с нежностью, я же умираю с голоду. Научившись пить шнапс, она и джин проглотила залпом; хорошо бы с кем за компанию, но компании не было. Мужчина в котелке, поставив ногу на медный приступок и облокотившись на стойку, тянул пиво, что-то говорил, опять прикладывался к кружке, вытирал усы, что-то говорил, посматривал на нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  3.6 из  5) Оглавление I — Будет буря, товарищ. — Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная. — Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться… — Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус. — Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены… Прощай. Смена через два часа… Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами. Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу,синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева. На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи. Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном. Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту. Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов. В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни — несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном. II — Стой! Кто идет?

http://azbyka.ru/fiction/mgnovenie-korol...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 11  голосов:  3.2 из  5) Новая болезнь, прибывшая к нам с Запада, и заразившая некоторые не окрепшие умы, лично меня шокировала. Я узнала, что чайлдфри – это те, кто не желает иметь детей, кому они якобы мешают чувствовать себя свободными. Чайлдхейт опускаются ещё ниже. Они ненавидят детей, могут причинить вред малышами и их родителям. У меня имеется опыт двух реальных встреч с чайлдфри (надеюсь, что это были именно чайлдфри, а не чайлдхейт). Обе они не из приятных. Первой была девушка 18 лет, которая, не стесняясь, заявляла: “Дети – зло. Вы посмотрите, сколько их развелось? Они повсюду!”. Второй случай произошел в поезде дальнего следования. Тогда у меня ещё не было детей. Утро. Плацкартный вагон. В одном закутке едут бабушка и дедушка с малышом лет 2, он ведёт себя адекватно своему возрасту. Сильно не балуется. Естественно, слышно его хорошо. На одной остановке заходит молодая пара, каждому лет по 20–22. Видимо “встречаются”. Внешне очень яркие, красивые. Сразу же забираются под одеяло спать в соседнем закутке плацкарта. Внезапно парень подскакивает и идёт качать права родственникам малыша, дескать, ему мешает крик. Мальчик только начал говорить, громко и радостно повторяя одни и те же слова. Молодой человек, уже вернувшись на место, нецензурно срифмовал детский лепет малыша, на что девушка мило улыбнулась… Мне было очень противно наблюдать эту сцену. Родственники ребёнка были растеряны. Появление у меня детей, отличающихся веселостью и звонкими голосами, заставило задуматься: а как бы я отреагировала в этом случае на неадекватные претензии к моему ребёнку? Признаюсь, первая предполагаемая моя реакция груба и не эффективна. Но как защитить себя и своих детей от психологических травм в результате столкновения с чайлдфри и чайлдхейт, которое прочно и надолго останется в памяти? Чайлдфри и чайлдхейт. Почему они не любят детей? Психологи утверждают, что в среднем чайлдфри и чайлдхейт – это люди, не достигшие 21 года. Скорее всего, они перенесли некую психологическую травму, и теперь хотят скрыть свою боль за таким вот поведением и ненавистью к детям. Хотя надо отметить, что сами они так не считают, они обосновывают свою точку зрения свободным от стереотипного семейного общества мышлением. Мам, которые занимаются детьми и посвящают часть своей жизни детям, они называют «овуляшками», которые занимаются бессмысленным размножением. А сами себя хвалят разными словами: независимые, самодостаточные, адекватные, сознательные и проч. Само название чайлдфри означает на их языке – сознательно бездетные. Детей они искренне не любят, мотивируя это якобы объективными причинами. Основные из популярных оправданий своей неполноценности (с точки зрения христианства это назвать по-другому нельзя):

http://azbyka.ru/deti/vstrecha-s-detonen...

Разделы портала «Азбука веры» Я знаю что на расстоянии человек делает, думает, где находится, о чем разговаривает. В другом городе или в одном со мною, но в другом месте. Мне Бог или сатана это знание дает? 5 Ответов Одно можно сказать: Бог не дает сверхъестественных даров всем подряд и просто так. Рекомендую Вам обратиться лично к священнику в храме. 1. Когда и при каких обстоятельствах он появился? Вели ли Вы активную духовную жизнь в этот момент и после этого? Если да, то что говорит Ваш духовник? Если нет, то для чего и за какие заслуги Богу стоило бы дать Вам “дар”? 2. Бог не раздает дары просто так. Никакого дара ради дара от Бога быть не может. Бог дает дары, полезные для спасения. Все Его чудеса — тоже ради спасения. А что дает для спасения знание того, что думает человек в другом городе? Ничего. Так называемый дар прозорливости может иметь два источника. Бог дает такой дар человеку за его многолетнюю святую, подвижническую христианскую жизнь. Если же речь идет о ком-то, кто ничем таким не отличился, то подобные явления можно объяснить только повреждением его природной защиты от мира падших духов. И благодаря этому бестелесные злобные существа имеют возможность манипулировать им, создавая видимость наличия у него “дара прозорливости”. У них для этого есть широкий спектр возможностей. Это тяжкая духовная болезнь, чреватая большими бедами. Лекарство от нее — сознательный отказ от эксплуатации таких “даров” и упорядоченная жизнь воцерковленного христианина. С уважением, София, я читал рассказ священника, который неожиданно получил такой дар. Он стал молиться Господу с просьбой объяснить источник новых способностей. Подозрения, о том, что это искушение от падших духов, подтвердились и способности пропали. София, помимо сказанного выше хочу еще привести Вам цитату из книги “Старец Силуан” про преподобного Силуана Афонского (+1938): В процессе продолжительной внутренней брани подвижник встречается, кроме указанного выше, с тремя видами прозорливости: первый – в силу естественной некоторым людям интуиции, повышающейся от постнического жития; второй – по действию демоническому, и третий – по дару благодати.

http://azbyka.ru/vopros/kakov-istochnik-...

Скачать epub pdf Часть I. Нигилизм как теология отсутствия 1. Метафизическое отрицание божественности Бога В 1882 г. Фридрих Ницше издал книгу «Веселая наука» (Die frohliche Wissenschaft), возвестив с ее страниц о «смерти Бога»: «Бог умер, Бог мертв». Восемьдесят лет спустя, в 1961 г., Мартин Хайдеггер опубликовал свою книгу о Ницше. Проповедь «смерти Бога» признается в ней пророческим подтверждением уже свершившегося события, которое было неизбежным итогом долгой исторической эволюции европейской метафизики. «Смерть Бога» есть следствие, или «внутренняя логика», метафизического развития европейского человека 1 . Итак, в словах Ницше мы сталкиваемся не с выражением личных убеждений атеиста, но с проницательными констатациями пророка. «Бог умер»: это значит, что христианский Бог , Бог западной метафизики – уже мертвая фикция ума, «голая идея», абстрактный смысл. В лучшем случае этот Бог представляет собой некоего идола, некую условную «ценность». Действительно, он никак не влияет на жизнь европейца; вовсе не он придает смысл существованию человека, мира и истории. На Западе место Бога пусто: Бог есть отсутствие. Это отсутствие уничтожает всякую жизненную истину по ту сторону тленности и смерти и определяет содержание европейского нигилизма 2 . В случае Ницше нигилизм – не теоретическое положение, отрицающее Бога на основании рациональных доводов. Проповедь «смерти Бога» есть подтверждение факта: она указывает на пустоту, отсутствие. И это подтверждение не обязательно исчерпывается феноменологическим наблюдением; оно может быть и сознательной позицией, то есть исторически обусловленным отношением европейского человека к проблеме Бога. Отношением, в силу которого европеец отказывается признавать за действительность продукт интеллектуальной разработки, признавать сверхразумное продуктом разумного, сверхчувственное – абстрактной причинной предпосылкой чувственного. Это отношение, по–видимому, складывалось на Западе постепенно, еще с XIV в. 3 , и обрело окончательное выражение в пророческой проповеди Ницше. Оно есть отрицание, уничтожающее «умственные идолы» Бога, но не открывшее вместо них никакой другой истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

  Удивительно быстрые успехи делает наша беллетристика. Еще как недавно М. Горький искал человека в подонках нашего общества и нашел таки его, воспев в заключение счастливой находки гимн „человеку“. Г. Арцыбашеву пришла не менее счастливая мысль поискать в среде нашей интеллигенции, нашей надежды и людей будущего – обезьян, кобыл и т. под. животных и он нашел их, представив публике несколько типов своей находки. Фабула произведения г. Арцыбашева очень простая. В губернский город летом прибыло несколько молодых людей – студентов, в числе их главный герой Владимир Санин. – Прибывшие в довольно тесном кружке родных и знакомых из местной интеллигенции погуляли, поухаживали за девицами, поговорили, поскандальничали... некоторые померли, другие остались на месте переживать неприятные последствия своих каникулярных похождений, а главный герой бежал, не видя успеха своей миссии. Вот и все. Но интерес – не в фабуле, а в типах, их фигурах, монологах, дебатах и действиях. Все это – молодые люди обоих полов. Стариков, пожилых, и в особенности детей почти не коснулась рука художника, как будто их не было в губернском городе. Только матери героя и одной из главных героинь – Лиды художник уделил несколько штрихов, напр: „Он (Санин) смотрел на мать и в первый раз сознательно заметил, какое у нее тупое и ничтожное выражение глаз, и как нелепо торчит на голове всхохленная как куриный гребень, наколка“. „Марья Ивановна молчала и смотрела на Санина во все глаза, а куриный гребень еще нелепее хохлился у нее на голове“ (стр. 209). Да, художника интересуют только молодые люди. Если внимательнее прислушаться к их суждениям, то старики и дети, строго говоря, совсем и не нужны ни для кого. Они или портят счастье молодых своими предрассудками, или представляют прескучный, грязный и никому не нужный балласт. Жизнь бьет ключом только в молодых интеллигентных и неинтеллигентных людях. Каковы же эти люди? Всех молодых людей г. Арцыбашева тяготит по-видимому одно непреложное убеждение, что все люди – животные. Что все женщины, включая сюда и интеллигентных героинь, в которых некоторые и влюблены, – самки, это всеобщее убеждение. „Женщина – самка и это – прежде всего – поучает Иванов; – среди мужчин хоть одного на тысячу еще можно найти такого, который заслужил название человека... а женщины... ни одной между ними! Голыя, розовыя, жирныя, безхвостыя обезьяны, вот и все“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Глава 11 1–4. Олоферн допрашивает Иудифь. 5–19 . Иудифь объясняет (ложно) причину своего ухода и предлагает Олоферну свои услуги для завладения Иудеей, ссылаясь на откровение воли о том Божией. 20–23. Олоферн верит и выражает благоволение Иудифи. Иудиф.11:1 Олоферн сказал ей: ободрись, жена; не бойся сердцем твоим, потому что я не сделал зла никому, кто добровольно решился служить Навуходоносору, царю всей земли. 1 . «Не бойся сердцем твоим…» Боязнь сердцем – высшая степень боязни (ср. 1Цар. 27:5 : Саул «испугался и крепко дрогнуло сердце его»); поэтому и успокоение, направляющееся на нее, высшее успокоение. Иудиф.11:2 И теперь, если бы народ твой, живущий в нагорной стране, не пренебрег мною, я не поднял бы на них копья моего; но они сами это сделали для себя. 2 . «Я не поднял бы на них копья моего», для того чтобы воевать с ним, «но они сами это сделали для себя», т.е. сами вызвали поднять на них копье мое, воевать с ними. Иудиф.11:3 Скажи же мне: почему ты бежала от них и пришла к нам? Ты найдешь себе здесь спасение; не бойся: ты будешь жива в эту ночь и после, 3 . Вопрос Олоферна: «скажи же мне: почему ты бежала от них и пришла к нам?» – дает понять, что Олоферн был уже в значительной степени подготовлен и уведомлен слугами об Иудифи ее же словами ( Иудиф. 10:12 и д.) о побуждениях и цели ее прихода, и, задавая ей прямой вопрос об этом, он выражает желание еще раз лично из ее уст и обстоятельнее расспросить ее обо всем. Это было большим залогом успеха намерений Иудифи. Иудиф.11:4 потому что тебя никто не обидит, напротив, всякий будет благодетельствовать тебе, как бывает с рабами господина моего, царя Навуходоносора. Иудиф.11:5 Иудифь сказала ему: выслушай слова рабы твоей; пусть раба говорит пред лицем твоим: я не скажу лжи господину моему в эту ночь. 5 . Излагая побуждении и цель своего прихода в лагерь неприятельский, Иудифь сознательно и, по-видимому, не столь пристойно для своей нравственной личности допускает ложь, обман, коварство, от начала до конца проникая ими свою длинную и заискивающую перед Олоферном речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава II Нарисовав в I главе картину теперешнего видимого благополучия страны и ее будущего разорения, пророк в главе II раскрывает внутреннее безобразие Израиля, жестокость, безнравственность и лицемерие его духовных и светских правителей. Та же идея противопоставления истинной богоугодной жизни наличному злу и неправде проходит и через эту главу. Перечисляемые в ней беззакония начальников не являются частными грехами народа после общего, указанного в I главе и заключающегося в идолопоклонстве, но как бы только другою стороною той же самой вины Израиля. Такое общее значение этих грехов, т. е. царящего всюду насилия и лжи и сознательного попрания правды, явствует из того, что они представляются здесь непосредственною причиною грядущего переселения народа (на что указывает преп. Ефрем). Глава собственно разделяется на три прещения: правителям, пророкам и народу, – все это заключается обетованием о стаде духовном. Глава в а. Быша помышлюще труды и на ложахъ сво­ихъ, и купн со днемъ совершаху та, понеже не воз­двигоша къ бгу рукъ сво­ихъ: Глава 2 1. Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Стих 1-й изображает безнравственную жизнь аристократии, которая, будучи безнаказанна и лишена страха Божия и праздна, как бы всю свою мысль направляет к измышлению и исполнению разных беззаконных предприятий; праздность и произвол – это те две ужасных змеи, которые ввели в грех вероломного убийства Давида и затем Ахава. На преступление последнего как бы прямо указывает 2-й стих: «пожелают полей и берут их силоюй» и проч. Но остановимся еще на разночтении нашего стиха. «Горе замышляющим беззакония»; а по-славянски «быша помышляюще труды». «Горе» – (гой) толковники перевели от слова (гайу) – «были»; между тем подобное же евр. выражение в 1-м стихе 23-й главы Иеремии переведено правильно: «горе пастырем» и проч. «На ложах своих». Это выражение в Библии означает совершенное отождествление духа человека с каким-либо содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Sputnik» восторгается протестами заштатного белорусского протоиерея Дробышевского 14.08.2020 954 С полудня на улице Советской, напротив здания управления Следственного комитета, проводит одиночный пикет запрещённый в служении заштатный протоиерей Владимир Дробышевский, сообщает Sputnik. Как говорится в сообщении, «с 1 августа он не работает в епархии – " формально уволен за прогул " , приводит слова Дробышевского корреспондент Sputnik в Гомеле». «Одни проходят мимо пикета, другие останавливаются, просят сфотографироваться с мирным протестующим. Время от времени сигналят проезжающие машины», - пишет Sputnik. В руках священника плакат «Cnыhiцe гвалт». «Невозможно спокойно смотреть на то, что происходит сейчас в нашей стране. На то, что творят власти и силовики. Поэтому я здесь и выражаю свое возмещение так, как могу», – заявил изданию заштатный клирик. «Через сорок минут после начала пикета, - сообщил он, - ко мне подошли патрульные милиционеры, сказали, что я нарушаю закон, и предложили пойти домой. Я сослался на Конституцию, а они в ответ сослались на какой-то пункт решения районной администрации о запрете проводить пикет. Я сказал, что Конституция выше местных нормативных актов. Они с кем-то созвонились, потом уехали». Составившие это сообщение журналисты Spumnika, то ли по неграмотности, то ли сознательно, не обращают внимания на канонический статус заштатного протоиерея Владимира Доробышевского, лишь игриво сообщают, что он «формально (?) уволен за прогул». Печально, что новостное агентство «Sputnik», основанное государственным международным информационным агентством «Россия сегодня», так небрежно подаёт информацию. А между тем, следовало бы сообщить читателям, что 31 июля 2020 года протоиерей Владимир Дробышевский был лишён права священнослужения и почислен за штат Гомельской епархии за систематическое игнорирование благословений правящего архиерея, неуважением к Епархиальному совету и собратьям священнослужителям, нарушение трудовой дисциплины. Видимо, у не имеющего права совершать богослужения священника появилось много свободного времени, вот он и решил поучаствовать в уличных протестах.

http://ruskline.ru/politnews/2020/08/14/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010