Б.М. Сапир. Наш соловецкий староста 85 Сознательная жизнь Бориса Осиповича Богданова распадается на две неравных части. Первые 17 лет его деятельности (1905–1922), связанные с революцией 1905 года, так называемым, легальным рабочим движением, Военно-промышленным комитетом, организацией Петроградского совета рабочих депутатов и второй русской революцией, прошли у всех на виду, оставили много следов и не будут забыты ни одним серьезным историком общественного движения в России. Последние 35 лет жизни Б.О. (1922–1957), протекавшие за стенами тюрьмы, за колючей проволокой концлагеря и в ссылке, известны лишь его тюремщикам, да его невольным спутникам по хождению по мукам. Тюремщики будут молчать, а спутники, если они остались в живых, лишь случайно могут подать голос. Один из них, недавно поделился своей информацией, через посредство редактора русской газеты в Нью-Йорке. Он исполнил просьбу Б.О. передать товарищам по партии, что он, Б.О. Богданов, не сдался и до самого конца остался верен тому, во что уверовал в ранней молодости, и во имя чего боролся всю жизнь – идеям социал-демократии. Нужно, хотя бы, немного знать, лишенного всякой сентиментальности, Б. О., чтобы почувствовать всю патетичность его «заключительного слова». Знал ли он, верил ли он, что еще существует адресат, к которому он обращался через малоизвестного ему товарища по заключению. Видимо, в нем говорила потребность почувствовать себя еще раз частью коллектива, с которым он был связан по-настоящему и без остатка. Начало крестного пути Б.О. относится к 1922–1923 годам, когда он, один из первых социал-демократов, был приговорен к заключению в северных концлагерях и попал в Пертоминск. (Б.О. подвергался репрессиям при большевиках и до 1922 года, равно, как сидел в тюрьме при царском режиме, но то были лишь, сравнительно, короткие перерывы, заполненной политической борьбой, жизни.) В Пертоминске он застал группу социалистов-революционеров и левых социалистов-революционеров, пополнившуюся вскоре анархистами и значительным количеством социал-демократов. Коллектив настолько вырос, что при переводе его на Соловки в Савватьевский скит ранним летом 1923 года одних меньшевиков насчитывалось несколько десятков человек. Возглавлял их, конечно, Б.О. Богданов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«О душе» Проблемы В предлагаемом вниманию читателя трактате Тертуллиан пытается опровергнуть учение античных философов о человеческой душе 100 . В частности, он утверждает, что она выводится из души Адама, которую в него вдохнул Бог , а не переселяется из одного человека в другого. Последняя точка зрения была близка великому александрийцу Оригену . В своем сочинении «О началах» тот писал: «Те существа, которые ниспали из состояния первоначального блаженства, но при этом пали не неисцельно, подчинены распоряжению и управлению святых и блаженных чинов ; пользуясь их помощью и исправляясь под влиянием спасительных наставлений и учения, они могут возвратиться и быть поставленными в состояние своего блаженства. Из этих-то существ и состоит этот настоящий чин рода человеческого, который в будущем веке или в последующих веках будет восстановлен в то единство, какое обещает Господь Иисус » (I 6, 2) 101 . По всей видимости, в эпоху Тертуллиана еще не существовало мнения о том, что Бог создает душу в момент зачатия, и слова Иисуса Христа «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ) не связывались в сознании первых христиан с проблемой происхождения души. Полемика Тертуллиана против философов отражает противоречие между двумя мировоззрениями, двумя религиозными парадигмами: иудео-христианской верой в творение ex nihilo и языческим убеждением в цикличном развитии человечества и вечности материи. Следует заметить, что Тертуллиан и в этом вопросе был более последовательным сторонником иудео-христианства, чем эллинизированные Ориген и Климент Александрийский . Ранних христианских авторов можно разделить на две категории. К одной относятся писатели церковно-спекулятивного направления, терпимо относящиеся к античной культуре; это, прежде всего, Иустин, Климент Александрийский , отчасти Афинагор. К другой – непримиримые враги (по крайней мере, на словах) всего языческого, включая искусство и философию; это – Татиан , Феофил Антиохийский и Тертуллиан . По словам А. А. Столярова, Тертуллиан по своему духу «представляет радикальное направление христианства, сводившее культурный диалог к неизбежному минимуму» 102 . Сравнивая разных апологетов, В. В. Бычков пишет: «У Иустина и Афинагора Бог выступает художником мира еще почти в стоическом плане. Он упорядочивает и украшает предвечно существующую материю. Только Татиан и Феофил на Востоке, а Тертуллиан на Западе сознательно поднимают вопрос об особом божественном творчестве – “из ничего”» 103 . По-видимому, эта приверженность креационизму и делала названных писателей особенно враждебными античной культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Седмица 20-я по Пятидесятнице Понедельник. О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Лк.6:24–30 Флп.2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» еще и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Как видим, «горе» не просто богатым, но при этом еще и – пресыщенным, и – самодовольно смеющимся. Потому что такой человек никогда не возведет, вместе с пророком Давидом, очи свои «ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны» ( Пс.122 ). Самодовольному богачу кажется, что он «разбогател, и ни в чем не» имеет «нужды». Но Господь говорит ему: «…а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон молил Бога: «…богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно, «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть делателем заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «все делайте без ропота». И – делателям говорит: «Все делайте без … сомнения». В перенесении бедности и унижения должно быть радостное чувство, что идешь прямым, Христовым путем к спасению. А если даже подставляешь правую щеку после удара по левой, а в сердце при этом ропот и уныние, то никакой ты не подвижник, а – жалкий раб. Только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после ее смерти было открыто, что она не с Богом! – Потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то в житиях мучеников за веру всегда четко видим момент свободного выбора. Мучители предлагают: поступи против совести и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу. А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Такой, если и делает что-то по-видимому доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. А Господу угодна жертва чистая и непорочная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Георгий Зотов: «СССР — рай или Мордор?» 23.09.2021 11:06:52 На днях я услышал от одного человека, каким же прекрасным был СССР. Там всех желающих выпускали за границу. Магазины ломились от товаров — на прилавках скучали копчёная колбаса, икра и бараньи отбивные. Автомобили стоили крайне дешёво (эта знающая личность уверяла меня, что тысячу рублей за штуку). Молодым семьям бесплатно дарили квартиры через год после брака. Чуть ранее я обсуждал с другим знатоком жизни кошмары Советского Союза. Оказывается, у всех граждан СССР в квартире стояла “прослушка”, за каждым прохожим по улице шёл агент КГБ, фиксируя его слова, а за анекдот про Брежнева отправляли к моржам на Чукотку. Соль, сахар и спички выдавали по карточкам: народ умирал с голоду в очередях, так и не вкусив буханку из глины и отрубей. Ах, да, стоит отметить — обоим моим собеседникам было по 25 лет: я специально попросил их рассказать — как ребята представляют себе Советский Союз? Прошло только 30 лет со времён распада СССР, а о нём ходят такие легенды — хоть супергеройское кино снимай. Интересно, какие мифы родятся к столетию краха нашей страны? Видимо, с одной стороны станут рассказывать, что в КПСС состояли вампиры и каннибалы в красных плащах, а с другой — объяснять про общество розовощёких сверхлюдей, разъезжавших по солнечной Москве на лимузинах и живших в хрустальных дворцах у райских кущ.     Измена Родине за стакан сока Нынешнюю ситуацию можно назвать избирательной амнезией. Сторонники идей, что СССР был хорош/плох успешно стирают из памяти всё, о чём бы им не хотелось помнить. Народная же молва украшает события буйством красок, от души прибавляя спецэффектов. В комментариях к статье на тему побоища в Перми мне твёрдо сообщили: в СССР не было терактов. Причём утверждал это не один человек, а с полсотни. Про страшное событие в молдавской школе массовый расстрел на Привокзальной площади в Курске, бомбы в метро Москвы и на борту самолёта Ту-104 (летевшего в Читу), взрыв автобуса в Краснодаре, угоны авиалайнеров они сумели забыть. Со стороны поборников демократии огонь пылает не менее жарко. Ностальгирующая 57-летняя чиновница мэрии Киева поставила у себя в соцсети фотку пионера, пьющего газировку из автомата советских времён, с мечтательной надписью — “ времена, когда стакан воды с сиропом стоил три копейки, а билет на автобус — пять копеек ”. Сознательные жители незалежной Украины тут же напихали бедной чиновнице полную панамку патриотизма, зайдясь в праведном гневе — почему в посте нет ни слова о кровавом режиме, ГУЛАГе, страдании украинцев и Голодоморе? И основное — уму непостижимо: как она вообще посмела опубликовать позитивные факты о злобном СССР?!

http://radonezh.ru/2021/09/23/georgiy-zo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вместо «Отца солдата» – «Пациент номер Один» За КультуРку! 30.09.2023 703 Время на чтение 3 минуты Источник: блог автора Ну и наша любимая рубрика выходного дня – За КультуРку! За неё, родимую... Для всех, кто родился и вырос, а также провёл энную сознательную часть своей жизни в СССР, фильмы киностудии Грузия-Фильм были одними из любимых, с нетерпением ожидаемых и с восторгом принимаемых. Я тут даже не о знаменитых грузинских комедийных короткометражках. Я о таких фильмах, как «Не Горюй», «Я, Бабушка, Илико и Илларион», «Древо Желания», «Мелодии Верийского Квартала», «Листопад» и множество других... Ну и как обойтись без упоминания нашего потрясающего фильма о войне «Отец Солдата», который нормальному человеку без слез смотреть невозможно... Всё это было снято на киностудии «Грузия-Фильм». Во времена проклятого СССР. Кончился СССР, кончилась замечательная школа советского кинематографа, началась свобода, и понеслась душа по кочкам... В смысле, понеслась в никуда... Ибо назвать хотя бы один фильм современного грузинского производства, который хотя бы на одну десятую соответствовал по качеству тому, что грузины снимали при проклятой советской власти (в рамках и границах советской русской империи), я просто не могу – нет ничего, достойного упоминания... Просто нет. Более тридцати лет свободы от советского и русского ярма - и что у вас есть нам показать? Ничего, пустота, вакуум, культурная кинематографическая пустыня... И грузины тут не уникальны – та же пустыня наблюдается везде, на всём постсоветском пространстве... Я это к чему... читаю вчера в Гардиан, что фильм «молодого» грузинского режиссера Резо Гигинеишвили под названием «Пациент номер один» получил приз от знаменитого немецкого режиссера Вернера Херцога... Приз, правда, чисто символический (всего-то пять тысяч долларов или евро), но тем не менее. В связи с этим Гардиан решил разродиться рекламной статьёй - как такую возможность упустить, тем более, что фильм о всё том же – проклятом СССР, о проклятом генеральном секретаре, о его болезни и смерти... Только на этот раз Гигинеишвили взялся не за истасканную грязными руками фигуру Сталина... На этот раз центральной фигурой фильма стал, видимо, Черненко (один из трёх, умерших друг за другом, генсеков партии). Сам фильм был снят за рекордно короткий срок – семнадцать дней, с очень маленьким бюджетом... Сами понимаете, что можно снять за семнадцать дней - приличную полнометражную картину снимают несколько месяцев, а не две с половиной недели... Ну да ладно, речь не о фильме, который, судя по восторгам Гардиан, обещает быть обычной антисоветской (и по умолчанию анти-русской) агиткой, а о режиссёре Гигинеишвили, который высказался о том злокачественном влиянии, которое СССР (русские) оказал на народности, волей судьбы оказавшиеся в сфере влияния русских.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/30/vmesto...

Доклад, прочитанный в несколько сокращенном виде на V Международном съезде патрологов в Оксфорде 19 сентября 1967 г. Проблема познаваемости Бога является для св. Василия Великого частным, хотя вместе с тем и единственным по своему характеру, видом нашего познания вообще. Как в мире тварном сущность творений недоступна нашему разуму и мы познаем творения по их свойствам и качествам, по их видимости, точно так же или, вернее, в неизмеримо большей степени, Божественная сущность (οσα) остается для нас непостижимой и недоступной, и мы познаем Бога только из Его свойств, или, как св. Василий наиболее часто выражается, из Его действий и проявлений, из Его энергий (νργειαι). «Евномиане, – говорит он 1 , – не знающие естества даже той земли, которую они попирают своими ногами, какова она, имеют дерзость проникать в сущность Бога всячески» 2 . «Вообще только помыслить, – пишет там же св. Василий, – что можно исследовать сущность Бога, Который выше всего, сколько в этом гордости и надменности!» 3 «Я думаю, – говорит еще св. Василий, – что постижение (Божественной сущности) превосходит не только людей, но и всякое разумное естество. «Разумной» же я называю здесь тварную природу. Ибо Отец познаваем только Сыну и Святому Духу» 4 . Таким образом, эта неспособность познавать Божественное естество не ограничивается одними людьми, но распространяется и на ангельский мир. Только три Божественные Ипостаси обладают полным познанием Их общей сущности. И св. Василий заключает: «Сущность Божия, как это было доказано, совершенно непостижима и неизреченна для человеческого естества» 5 . Это не означает, однако, для св. Василия, что Бог совершенно непостижим. Такая непостижимость исключала бы возможность сознательного поклонения Богу. В этом как раз и упрекали его противники, евномиане, ставившие ему такой вопрос: «Поклоняешься ли ты тому, что ты знаешь, или тому, что ты не знаешь?» 6 Св. Василий понимает ловушку, заключающуюся в этом вопросе. «Если мы ответим, что мы знаем то, чему поклоняемся, у них на это быстрый ответ: «Какова сущность поклоняемого?» А если мы признаемся, что не знаем его сущности, они обращают против нас наш ответ и говорят: «Итак, вы поклоняетесь тому, что не знаете " » 7 . Этот аномейский вопрос предполагает, что всякое истинное познание есть познание сущности и, в особенности, что в Боге все есть сущность. В своем ответе св. Василий оспаривает оба эти утверждения: «А мы говорим, что познание многозначимо. В самом деле, мы говорим, что знаем величие Божие и Его силу и мудрость и благость и промысл, которым Он промышляет о нас, и праведность Его суда, но не саму сущность. Так что вопрос этот имеет улавливающий характер» 8 . Таким образом, св. Василий допускает, с точки зрения познания во всяком случае, различие между сущностью Божией и Его свойствами и проявлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему отказали генералу Ивашову? Версия думающего национал-патриота 22.12.2011 2395 Его сторонники уверяют, что собрание по выдвижению Ивашова было проведено с соблюдением соответствующего регламента. Присутствовали там и представители ЦИКа, которые признали легитимность этого мероприятия и подписали необходимые документы. Однако потом в регистрации Ивашову было отказано. Каковы же реальные причины этого отказа? Неужели Кремль испугался, что простой генерал обгонит Великого Князя Владимира на выборах? Думаю, нет. Обогнать Путина Ивашов, при всем моем к нему уважении, действительно не мог. Как бы мы, патриоты, ни накачивали друг друга оптимизмом и боевым духом, но надо признать, что вряд ли народ стал бы массово голосовать за неизвестного ему - давайте будем с собой честны - генерала. Народ в широком понимании не стал бы, а вот патриоты, коих, слава Богу, немало, могли бы. Между тем голоса их Путину, видимо, пригодятся, потому что на волне последних событий главным его конкурентом представляется либерал Прохоров. Следует ожидать, что он вложит в свою агиткампанию огромные деньги, а вся «болотная» братия непременно будет в один голос призывать «сознательную» общественность голосовать за него, что вкупе подготовит «честному миллиардеру» приличный по численности электорат. Я даже вполне представляю себе такое развитие событий: Ивашова регистрируют, национал-патриоты уже ликуют от счастья, как вдруг за него начинают агитировать те, помощи от которых никто не ждал. Например, неофашисты и этно-националисты. Что ж, лишние проценты за «правильного» кандидата - тоже вроде хорошо. Только делается все это, конечно, на деньги того же Прохорова - все равно бритоголовые свастиконосцы вряд ли пойдут за него голосовать, а так хоть отберут у Путина голоса, создав иллюзию «пробудившегося национального сознания». И вот уже объявляют результаты выборов: Владимир Тусклое Солнышко набирает почти поровну с миллиардером-Гулливером. Например, 40 против 30 процентов соответственно (допустим, 10 взял Зюганов, 10 - с грехом пополам, Ивашов, ну и остальные по мелочи). Но ведь даже такое соотношение голосов вызовет огромное негодование наших демагогократов, ведь они точно знают, что за Прохорова голосовало большинство, ведь и видео, свидетельствующее о фальсификациях, у них уже снято, ведь и ленточки белые уже порезаны, и дата митинга в календарике уже обведена. Западные кривозащитники, естественно, в один голос начинают кричать о кощунственном покушении на россиянскую демократию, либеральные СМИ дружно им вторят, а дальше...

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/22/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тлеющие угли Синьцзяня 11.07.2009 477 Время на чтение 6 минут В минувшее воскресенье в самой западной провинции Китая - Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) начались массовые беспорядки. Формальным поводом к ним послужили распространившиеся среди мусульманского населения слухи о том, что в городе Шаогуань юго-восточной китайской провинции Гуандун ханьцы (этнические китайцы) на одной из фабрик игрушек линчевали двух работников - уйгур по национальности, обвинив последних в изнасиловании китаянок. Уйгуры были наняты руководством фабрики, принадлежащей гонконгскому предпринимателю, в Синьцзяне, поскольку в Китае существует существенная разница в развитии разных провинций. Синьцзян относится к бедным регионам, и его жители охотно ищут заработка в других местах. Естественно, что подобная практика «организованной трудовой миграции» иногда приводит к межнациональным столкновениям. Но вот что примечательно: в самом Синьцзяне беспорядки начались после размещения на интернет-сайте информации о происшествии в Шаогуань. Именно она спровоцировала конфликт. По-видимому, кто-то сознательно постарался бросить горящую спичку в копну сена. И та моментально занялась ярким пламенем. В крупнейшем городе Синьцзяна - Урумчи уйгуры вышли на улицы, вооружившись арматурой и ножами. Они нападали на ханьцев, поджигали их лавки, громили автомобили. Китайская полиция, срочно получившая подкрепления, вынуждена была применить силу, в том числе и огнестрельное оружие. В итоге появились жертвы и немалые. Пока об их количестве данные разнятся: от двух сотен, о чем сообщают западные СМИ, до 840 погибших, о чем успели заявить представители некоторых уйгурских организаций в эмиграции. Полторы тысячи участников беспорядков были арестованы. В любом случае произошедшие события стали массовым крупнейшим выступлением уйгур за последние пару десятилетий. Сам же конфликт имеет давнюю историю. Синьцзян-Уйгурский автономный район - это уникальный в своем роде регион. Ханьцы не являются здесь коренным населением, они - пришлые чужаки. Местное население, несмотря на все усилия Пекина по намеренному изменению демографической картины Синьцзяня путем организованного переселения сюда ханьцев, до сих пор численно преобладает над ханьцами. Хотя этот разрыв все время сокращается. И тем не менее мусульманские этносы в Синьцзяне формально нельзя считать национальным меньшинством. Таковым нельзя считать даже только отдельно взятых уйгур. Их насчитывается 8,3 миллиона человек, а ханьцев в Синьцзяне - 8 миллионов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия Великого 376 Проблема познаваемости Бога является для св. Василия Великого частным, хотя вместе с тем и единственным по своему характеру видом нашего познания вообще. Как в мире тварном сущность творений недоступна нашему разуму и мы познаем творения по их свойствам и качествам, по их видимости, точно так же, или, вернее, в неизмеримо большей степени, Божественная сущность (ουσα) остается для нас непостижимой и недоступной, и мы познаем Бога только из Его свойств, или, как св. Василий наиболее часто выражается, из Его действий и проявлений, из Его энергий (ενεργειαι). «Евномиане, – говорит он 377 , – не знающие естества даже той земли, которую они попирают своими ногами, какова она, имеют дерзость проникать в сущность Бога всяческих» 378 . «Вообще только помыслить, – пишет там же св. Василий, – что можно исследовать сущность Бога, Который выше всего, сколько в этом гордости и надменности!» 379 «Я думаю, – говорит еще св. Василий, – что постижение (Божественной сущности) превосходит не только людей, но и всякое разумное естество. “Разумной” же я называю здесь тварную природу. Ибо Отец познаваем только Сыну и Святому Духу» 380 . Таким образом, эта неспособность познавать Божественное естество не ограничивается одними людьми, но распространяется и на ангельский мир. Только три Божественные Ипостаси обладают полным познанием Их общей сущности. И св. Василий заключает: «Сущность Божия, как это было доказано, совершенно непостижима и неизреченна для человеческого естества» 381 . Это не означает, однако, для св. Василия, что Бог совершенно непостижим. Такая непостижимость исключала бы возможность сознательного поклонения Богу. В этом как раз и упрекали его противники, евномиане, ставившие ему такой вопрос: «Поклоняешься ли ты тому, что ты знаешь, или тому, что ты не знаешь?» 382 Св. Василий понимает ловушку, заключающуюся в этом вопросе. «Если мы ответим, что мы знаем то, чему поклоняемся, у них на это быстрый ответ: “Какова сущность поклоняемого?” А если мы признаемся, что не знаем его сущности, они обращают против нас наш ответ и говорят: “Итак, вы поклоняетесь тому, что не знаете”» 383 . Этот аномейский вопрос предполагает, что всякое истинное познание есть познание сущности, и в особенности что в Боге все есть сущность. В своем ответе св. Василий оспаривает оба эти утверждения: «А мы говорим, что познание многозначно. В самом деле, мы говорим, что знаем величие Божие и Его силу и мудрость, и благость, и Промысл, которым Он промышляет о нас, и праведность Его суда, но не саму сущность. Так что вопрос этот имеет улавливающий характер» 384 . Таким образом, св. Василий допускает, с точки зрения познания, во всяком случае, различие между сущностью Божией и Его свойствами и проявлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

М.М. Громыко Глава IV. Сибирь: сельский период (март 1837 г. – октябрь 1858 г.) 1. Красноуфимск Движение в партии ссыльных «Отстав от мира», праведник направился в сторону Сибири и, пересекая Урал в южной его части, был задержан под Красноуфимском. Сибирь, как место предстоящей отшельнической жизни, была выбрана сознательно, а не в силу случайных обстоятельств. Об этом говорит направление движения – от встречи с митрополитом Филаретом – к Красноуфимску. У Александра I давно уже сложился образ сибиряка с бородой, питающегося картошкой, как возможный вариант своего собственного превращения. Вспомним, что в 1812 г., в период отступления к Москве и при оставлении Москвы, он дважды (английскому генералу Вильсону и полковнику графу Мишо) заявлял об этом в связи с отказом от переговоров с Наполеоном 707 . В 1824 г., вернувшись из путешествия по Европейской части России, император «предположил путешествие во внутренность Сибири до Иркутска. На каковой конец дано было тогда секретное повеление Генеральному Штабу заняться осмотром дорог и составлением подробного маршрута, который, как было известно впоследствии, должен быть составлен по двум трактам – чрез Урал на Тобольск (выделено нами. – М.Г.) и чрез Астрахань прямо в Иркутск» 708 . Знание первого маршрута, надо думать, пригодилось страннику в 1836 г., в первой, добровольной части его пути – до ареста и суда. Сибирь теперь была выбрана как край наиболее отдаленный от городов, где хорошо знали императора и многие могли бы узнать его через одиннадцать лет (ведь теперь он не будет скрываться, как в период потаенного странничества); как край, изобилующий глухими местами, пригодными для отшельнической жизни с ее максимальным отходом от мира и нарочитыми трудностями аскезы. Красноуфимск, по-видимому, не был намечен подвижником заранее. Но было внутренне принято решение (и оно получило благословение святителя Филарета) при первом же соприкосновении с властями предать себя им в качестве бродяги, родства не помнящего. «Лица, знавшие старца Феодора Кузьмича при его жизни, – говорится в житии старца, изданном в 1906 г., – передают, что скитальчество предпринято было им как добровольный подвиг» 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010