Скачать epub pdf (Вступительный доклад на Пастырском Совещании 1958 г.) Согласно определению нашего Катихизиса, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Это Таинство ведет свое начало от времен, еще предшествовавших выходу Господа Иисуса Христа на общественное служение человеческому роду. Приходившие к Иоанну Крестителю, который «проповедывал крещение покаяния в отпущение грехов, исповедывали грехи своя» ( Мк. 1:4–5 ). Окончательно же это христианское Таинство установлено было Господом Иисусом Христом. Еще во время Своей земной жизни, до Своих крестных страданий, Он обещал Своим Апостолам даровать власть отпущения грехов: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф. 18:18 ). По Своем же воскресении Господь Иисус Христос действительно даровал Апостолам эту власть, когда, явившись им, Он дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:22–23 ). Для чего нужно это Таинство, если уверовавший во Христа и крещеный «во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», как мы знаем из того же Катихизиса, «умирает для жизни плотской, греховной, и возраждается от Духа Святого в жизнь духовную, святую»? Таинство покаяния нужно потому, что, несмотря на благодатное духовное возрождение грешника в Таинстве крещения, возрожденный все же не перестает быть сыном согрешившего Адама, наследником поврежденной грехом природы последнего. Грех не перестает воздействовать и на возрожденную силою благодати Божией природу, но только не имеет прежней власти свободно и самовольно порабощать себе крещеного. Хорошо говорит об этом святитель Феофан Затворник в своей замечательной книге: «Путь ко спасению», останавливая наше внимание на знаменательных словах Апостола, говорящего в послании к Римлянам о значении Таинства крещения: «яко ктому не работати нам греху... грех вами да не обладает» ( Римл. 6:6,14 ). Это дает нам разуметь, что то, что в расстроенной падшей природе составляет силу, влекущую ко греху, не истребляется в конец в крещении, а только поставляется в такое состояние, в коем не имеет над нами власти, не обладает нами, и мы не работаем ему. Оно в нас же находится, живет и действует, только не как господин. Главенство с сих пор принадлежит уже благодати Божией и духу, сознательно себя ей предающему. Св. Диадох , объясняя силу крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же сего, благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин: беспокоит и тревожит, но не повелевает (Добротолюбие часть 4, 79 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Содержание Значение покаяния Значение Благодати Кого привлекает Царство? Заключение Да приидет Царствие Твое!   Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью Евангелия Царствия (Мат. 4:23). Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, – нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или – общество, построенное на евангельских принципах; или – всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения ( Откр. 20:4 )? Само наименование «Царствие» предполагает довольно большую и сложную общественную структуру – государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию – это весь Божий мир , вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть. – Но в таком случае, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, – которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть? – От греха и непослушания Богу, – учит Священное Писание , от сознательного противления Ему. Именно в даре свободы , которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли – это как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или – для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Христианин как иерей природы Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. 20 октября, 2014 Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хадзигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь

http://pravmir.ru/hristianin-kak-ierey-p...

Святоотеческое учение о субстанциальности душевного начала убеждает нас в том, что отцы церкви вполне единогласно признавали душу человеческую за реальную сущность, подтверждая и доказывая эту основную мысль психологии не только путем положительного ее раскрытия, но и посредством рациональных доказательств, направленных к опровержению господствовавших в их время ложных воззрений на этот предмет. Но каким бы путем они ни шли к раскрытию и уяснению означенной истины, с каких бы сторон ни обсуждали ее и какому бы обстоятельному решению ни подвергали, всегда бы оставался невыясненным вопрос, одна ли такая субстанция руководит и управляет всем ходом нашей душевной жизни, или, кроме нее, в природе человека существуют и другие самостоятельные силы, действующие на ряду с ней и независимо от нее, как особые начала. С точки зрения понятия о душе, как самостоятельной сущности, едва ли возможно было уяснить разнообразные до противоположности явления нашей природы, тем более, что опыт и наблюдения в действительной жизни души указывали факты, по-видимому противоречащие такому понятию о ней. В самом деле, если душа – сущность, «если она самоипостасна, говорит св. Максим Исповедник , то она должна действовать сама по себе, естественно, и сама чрез себя и с телом, умствуя и размышляя по естеству, и никогда не отделяясь от умственных сил, естественно ей присущих» 392 . В действительности же мы видим иное; нам приходится наблюдать такие явления, когда душа, по-видимому, перестает быть самостоятельной. Что сказать, например, о состояниях души ненормальных, влекущих за собою временное или постоянное подавление сознательной и свободной деятельности человека, когда он как бы отрешается от самого себя и кто-то другой начинает управлять его духовной жизнью? Самая борьба человека с различными страстями, как бы подтверждает существование в душе человека некоторой самостоятельной силы, которую душа наша пытается одолеть. Еще очевиднее станет это, когда мы обратим внимание на другую обширную и по-видимому самостоятельную область животных явлений нашей жизни. Процессы питания, дыхания, роста и тому подобные физические отправления нашего организма, непроизвольно автоматические движения также исключают по-видимому всякое влияние свободной воли и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заговор США против российско-белорусской интеграции и Лукашенко 18.11.2019 477 Время на чтение 9 минут Александр Лукашенко " height="" src=" " style="" width=""/> Источник: Фонд Стратегической Культуры Американская «Игра с Лукой» приближается к решающей точке По мере приближения сроков подписания договора об углублении российско-белорусской интеграции, намеченного на 8 декабря, в Вашингтоне резко активизировались попытки срыва этого события. The Wall Street Journal в статье от 5 ноября пишет , что, опасаясь «поглощения» Россией Белоруссии и последующего изменения баланса сил в Европе, западные правительства собираются поддержать «авторитарного и своевольного» президента Белоруссии Александра Лукашенко. Ему вторит Bloomberg: «Как Евросоюз, так и США «пытаются вырвать бывшую советскую республику из тени Кремля. «Права человека никуда не денутся, однако об этом можно поговорить и в приватной обстановке», – заявил по данному поводу директор отдела по делам Восточной Европы Госдепартамента США Брэдли Фреден. Благодаря таким заверениям, в том числе доводимым до белорусских властей по неофициальным каналам, в Минске возникает иллюзия, что Запад готов полностью отказаться от подрывного курса в отношении действующего руководства страны, в том числе её президента Александра Лукашенко. Лишь бы белорусы не шли на дальнейшее сближение с Москво й. Отсюда проистекают многие гневные лукашенковские эскапады последнего времени в отношении России, как будто он сознательно провоцирует Москву на резкую ответную реакцию, чтобы потом объяснить ею своё нежелание подписать те или иные документы об интеграции. Расчёт, видимо, строится на том, что Запад всё компенсирует. Ведь Вашингтон обещал. Только мало ли кому что он обещал, например Киеву или сирийским курдам . В Минске есть определённые круги, ответственные за формирование внешней политики, прежде всего в МИД , которые, похоже, не видят всех тонкостей игры Америки в отношении Белоруссии или сознательно вводят в заблуждение своего президента.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/18/zagovo...

Скачать epub pdf Буддизм Воззрение индийской религии, как мы видели, все проникнуто мыслью о ничтожестве мировой жизни. Всякое отдельное бытие, всякое личное существование в браминстве лишено самостоятельного значения. Истинное, действительное бытие признается только во всеобщем, только в Брам. Все, что вне этой всеобщей сущности, имеет только тень бытия. Но и на этом индиец не остановился. Разочарование в жизни влекло его далее. Выродившаяся из браминства секта буддизма развивает идею о ничтожестве мира еще полнее и доходит в этом до последних, можно сказать, ужасающих пределов. Буддизм есть логический вывод из того же браминства и составляет его последнее слово; но вывод этот, по-видимому, был так нов и неожидан, что разрушал собой почти всю прежнюю систему браминского воззрения и вносил революционный элемент в религиозную жизнь Индии. В браминстве, во имя ничтожества мира и жизни, все сводилось, как сказали мы, к общему, к единой, всеобъемлющей сущности. Оставался, таким образом, центр бытия, – неизменный и неподвижный, – существовал единый, вечно – тождественный, неразделимый Брам. Отвергнув самостоятельность конечного бытия, браминство остановилось своей мыслью исключительно на этом всеобщем бытии, которое оно признавало бесконечным и безусловным. Мира не было, или он пропадал, обращаясь в призрак; но зато была мировая душа, мировая субстанция, мировой дух, всепроникающий и всеодушевляющий. Буддизм всецело и исключительно остановился на мысли о ничтожестве мира и жизни, – он ничего не говорит о центре и источнике бытия; он, по-видимому, вовсе не знает его, он весь объят чувством скорби и весь сосредоточен на этом одном чувстве ничтожества жизни. Центр жизни, к которому тяготело браминство, в буддизме исчез, – осталась одна призрачная периферия бытия. Буддизм, по-видимому, выяснил, сознательно или бессознательно, – это все равно, то, чего не видело или не хотело видеть браминство, т. е., что сущность бытия, к которой все сводилось и которая признавалась его источником, есть только пустой абстракт, пустота, что её нет в действительности, что она существует только в представлении, в понятии, – в действительности же существует только масса дробных явлений, не имеющих никакой устойчивости, только круговорот без начала и конца. Идеалистический пантеизм здесь пришел, таким образом, к самоотрицанию. Развиваясь логически до последних своих выводов, он обратился в чистое, безусловное отрицание всяких начал жизни, в своего рода нигилизм, который уничтожал в корне все запросы о жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Разделы портала «Азбука веры» Людмила Богомолова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Господь не оставил меня – я смогла вырваться из липкой паутины, опутавшей всю мою жизнь, – смогла, видимо, лишь благодаря тому, что я не оставляла молитвы. А может быть, вымолили мои глубоко верующие родственники по линии отца. Слава Богу, многое открылось мне из трудов иеромонаха Анатолия (Берестова) . Читаю название его книги: «Православные колдуны. Кто они?» – и… задумываюсь о том, кто же – я? Просто любопытствующая или целительница, которая многим вроде бы помогла?.. И, отринув лукавство, отнесла себя именно к этой, метко названной категории «православных колдунов». Увидела, в какую греховную пропасть завлекла меня жажда познания таинственного. Было только два пути: дальше, глубже, в бездну – или возвращаться на единственно спасительный путь, к Православной вере. У каждого в жизни бывает трудное время, так и у меня наступил очень сложный период, неприятности сыпались без передышки. Внезапно из семьи ушел муж – и, хотя отношения последнее время были непростые, это казалось невероятным. Новая беда: я попала на операционный стол. Я выкарабкалась, пошла на поправку, но долго еще была на больничном, испытывая не только физические и материальные тяготы, но еще и моральные муки. Я была «ком нервов»: то бросалась на детей, то часами плакала. Приходили дурные мысли: зачем жить?.. Ответ пришел месяца через два или три после операции: у меня возникла острая потребность окреститься (я не знала, что уже крещена в детстве). Меня тянуло в храм , я нигде больше не могла найти утешения. Все мне в нем нравилось: и дивная архитектура, и церковная живопись, и пение… Я смутно помнила, как давно, еще маленькой девочкой, впервые была в храме – и меня пленила праздничная красота храма , блеск золоченых крестов, великолепие и спокойствие. Видимо, тогда-то дядя Федор Богомолов, очень верующий человек, и окрестил меня. И хотя больше в храм он меня не брал, радость того дня осталась на всю жизнь. Теперь же, в 37 лет, я сознательно пришла к вере – ничего в сущности не зная о Боге, кроме того, что Он есть и есть храм, где молятся Ему и где мне хорошо…

http://azbyka.ru/way/v-setjah-obmana-isp...

I. От Раамсеса до Синая Много поразительных событий, – печальных и радостных, – передают нам священные бытописатели из жизни еврейского народа, но все эти события имеют здесь совершенно особенный смысл, чем в истории других известных нам культурных народов древнего и нового мира. Израиль занимал свое строго определенное положение среди прочих языческих государств и имел свою миссию, исполнением которой условливалось и его политическое могущество, – именно: он должен был хранить в чистоте и неповрежденности богооткровенную религию, усвоять ее во всей глубине и полноте и, по мере этого усвоения, сообщать свет боговедения тем народам, у которых была нередко настоящая тьма и в большинстве случаев лишь слабое мерцание лучей солнца истины. Поэтому и во всех обстоятельствах своей жизни, Израиль находил как подтверждение для своей веры в Иегову, Бога единого, так и побуждения к сознательному и всецелому ее восприятию, а потом и к распространению между окружающими язычниками. Такую же цель без сомнения имело и пребывание Евреев в Египте, так что, когда дальнейшее рабство могло повести их к результатам вредным для чистоты их веры, – сами поработители, которые ради личных интересов должны бы, по-видимому, удерживать у себя чуждый народ, понуждают их уходить из своей страны. Даже больше того: возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. ( Nc. CIV, 38 ). Путь, предлежавший освобожденному Израилю, не представлял удобств для такого множества людей, двинувшегося со своими пожитками и ведшего не мало скота. Во Второзаконии он называется пустынею великою и страшною, лишенною воды, – пустынею, где змеи, василиски и скорпионы (Вт. II, 7. VIII, 3. 15.). И позднейшие, сохранившиеся в народе Еврейском, воспоминания рисуют этот путь в непривлекательном виде. Пророк Иеремия от лица Евреев говорит: Господь вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходим, и где не обитал человек. ( Uep. II, 6 ). Где же и как шли Евреи после своего чудесного освобождения из тяжелого рабства египетского? Насколько благоприятным или неблагоприятным представляется указанный израильтянам путь по современным исследованиям? Вот вопросы, разрешение которых насколько интересны сами по себе, – ибо они касаются мест, событий и обстоятельств, освященных великими воспоминаниями, – настолько же и важны в виду того, что в зависимость от точных или неясных топографических показаний Библии нередко поставляется значение всего Ветхого Завета 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

     По Божиим или по человеческим? И насколько законы человеческие соответствуют совокупности всех законов, установленных Богом? Первый ответ, который напрашивается у православного человека, – это: ох, беда, беда… катится мир в пропасть, не по Божиему Закону живут люди… Эмоциональная подоплека таких суждений понятна и вполне объяснима, но когда начинаешь вдумываться глубже – с изумлением видишь, что всё это не совсем так. Не совсем – это значит, что высказанное верно, но только отчасти. А полнота истины означает вот что: мир жил, живет и будет жить не иначе, как по законам, установленным Богом, и это относится как к жизни материальной, со всеми ее нюансами, так и к жизни душевной и духовной. То есть мы можем, конечно, в силу дарованной нам свободы пренебрегать этими законами, но последствия такого пренебрежения обязательно будут соответствовать во всей полноте… Закону Божиему. То есть «тягаться» с Богом так же бессмысленно, как с воздухом, которым мы дышим. Можно попробовать, но себе же дороже выйдет. Так что жить по выдуманным человеческим законам никак не удастся, если эти законы противоречат Закону Божиему. Ну невозможно это в принципе. Вот и всё. И эту простую истину очень даже важно учитывать перед тем, когда нам предстоит выбор: поступать по «закону человеческому», если он явно противоречит Закону Божиему , или поступить в согласии с последним, даже если такое поведение несообразно с «общепринятой нормой», кажется кому-то абсурдным и странным. Поступая сознательно по Заповеди Божией, человек иногда что-то теряет с точки зрения сиюминутной выгоды, видимого успеха и соответствия общепринятым нормам житейской «правильности». Такой человек может стать объектом насмешек тайных или явных, превратных суждений, его могут называть за глаза странным, глупым, чудаковатым… Но в конечном итоге этот человек, положившийся в своем поведении на Бога, – всегда окажется прав. Эта правота становится очевидной иногда раньше, иногда позже, но она становится очевидной обязательно – и это свидетельствует еще раз о том, что мир всё-таки в конечном итоге живет по Закону Божиему, как бы он ни пытался иногда себя этому Закону противопоставлять.

http://pravoslavie.ru/64546.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы приближаемся к опасной черте» Руководство США сознательно взяло курс на реализацию военного сценария в Сирии 12.04.2018 1762 Как сообщалось , президент США Дональд Трамп заявил о предстоящем ракетном ударе по Сирии. Вероятно, что помимо ракет США «планируют использовать самолеты для ударов по многочисленным целям в Сирии». Пентагон, возможно, требует от американского президента включить в число целей для нанесения ударов «фабрики по производству силами Башара Асада хлора и других отравляющих веществ», правительственные командные пункты. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» член Комитета Государственной Думы по обороне, член Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ, секретарь ЦК КПРФ, дипломат Павел Сергеевич Дорохин : Я считаю, что мы приближаемся к опасной черте. Дипломатия сработать не смогла, потому что она не учитывалась американской стороной с самого начала. Была сделана провокация, под которую подгонялось всё. Доказывать было бессмысленно, бесполезно, потому что была запущена военно-политическая машина против Сирии. Она была запущена при Обаме в 2014-2015 годах. Тогда Россия, благодаря игре на опережение, убедила сирийское руководство уничтожить все химическое оружие под контролем НАТО и США. Они были вынуждены пойти на это, и для них это было в каком-то смысле унижением. Сейчас, исходя из их логики, хотя точно мы ее не знаем, было все это повторно запущено в закрытом штабе, где американский истеблишмент готовит программу на этот и следующий год. Что у них в умах, мы можем только догадываться. По каким это причинам? Видимо, для того чтобы сделать перезарядку мира, особенно из-за того, что американские финансовые системы тоже уже давно на грани коллапса, им нужен один или два крупных военных конфликта. Война списывает очень многое. Они начали эту игру повсеместно. Начали ее и в Лондоне, и в Евросоюзе, и в Сирии. Уже идет многоплановая гибридная война. Высылка дипломатов — это один из факторов дипломатического конфликта, который приближается к стадии уже не только холодной гибридной войны, но и горячей войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/12/my...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010