Среди подготовленных комиссиями Межсоборного Присутствия документов есть текст «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века». Хотелось бы высказать несколько замечаний о нем. В пункте 3 говорится: «Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею». Неясно, что имеется в виду под теми молитвами, в которых «разрешается поминать своих родственников, умерших вне общения с Церковью». Если речь идет о частных молитвах, то они дозволены всем православным христианам, а не только «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью». Речь, по-видимому, идет о церковном поминовении на проскомидии, поскольку дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме» . Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви» , что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное. Приведем высказывания об этом вопросе других святых той же эпохи. Прп. Амвросий Оптинский пишет: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни» . Преподобный Макарий Оптинский также пишет: «лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?» . Поскольку причиной невозможности поминовения указано отсутствие общения с Православной Церковью, это же следует отнести не только к инославным, но и ко всем, не имевшим общения при жизни с Церковью, включая раскольников, которые, в отличие от большинства инославных, не знавших о Православии, о канонической Церкви знали, и сознательно противопоставляли себя ей.

http://pravoslavie.ru/66486.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Хижина» дяди Уильяма Была ли встреча с Богом? 22.06.2011 4249 Время на чтение 9 минут Когда меня попросили дать оценку книги Уильяма Пол Янга «Хижина. Разговор с Богом» в первый раз, то я, заглянув наугад в роман-бестселлер, решил, что легче взяться за анализ какой-нибудь утопической теории природы всемирного тяготения, чем внедряться в этот типично американский инфантильный материал, хотя бы и теологического порядка. Впечатлял 9-миллионный тираж, заставляющий задуматься: в чем же секрет успеха? Когда Уильям Пол Янг со своей «Хижиной» постучался ко мне и во второй раз, и в третий, я понял, что здесь есть какая-то проблема. И не ошибся. Но тогда уже пришлось поднатужиться и прочитать роман целиком. Вторую часть книги, где главный герой по видимости общается с Самим Господом, - особенно внимательно. Скажу сразу, что литературное достоинство книги не велико, насколько это можно судить по скороспелому переводу. Стиль - банальный, тот, что наполняет собой море бульварной литературы, в которой меняются лишь содержательные штампы, а авторы на одно лицо. Смелое введение в главные герои романа «божественной» троицы (сознательно пишу с малой буквы) говорит само за себя и, конечно, является профанацией. Только профессиональная наивность писателя и сектантский дух могли придать Янгу этот смелый импульс художественной безвкусицы и неблагоговейной вседозволенности. Содержание и проблематика романа безусловно религиозные. «Хижина» - это в первую очередь теодицея Янга. Автор решает старую и вечную проблему оправдания Бога в мире безчинствующего зла. И надо ради справедливости сказать, что делает он это достаточно успешно и убедительно. В этом и кроется одна из сторон успеха книги на западе, уже отвыкшем от подобных духовно-нравственных проблем. Теодицея стала той несущей содержательной основой, которая не только создала популярность «Хижине», но и позволила автору вложить в этот бочонок с подкисшим медом изрядное количество дегтя. Вот об этом «дегте», составляющем мистический интерес известных сил, специализирующихся на подменах и всегда заливающих прогорклые орехи толстым слоем аппетитного шоколада, и пойдет речь.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/23/...

Иоанн Корнаракис Мы думаем о себе, что мы христиане. Насколько соответствует истине то, что мы о себе думаем? Кого можно назвать подлинным христианином, а кого – фантастическим, существующим только лишь в нашем воображении? Эта книга посвящена познанию человеком самого себя. В этом самопознании, впервые в православном богословии, автор ставит на службу святоотеческой аскетике достижения глубинной психологии XX века. Книга учит важнейшему для всякого сознательного христианина делу: отделять в самом себе правду от самообмана. Архимандрит Симеон (Гагатик), 2016 Многие по видимости праведные считают себя христианами. Преподобный Макарий Египетский . Беседа 38,1 Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Преподобный Иоанн Синайский. Лествица, 2,8 Предисловие переводчика «Прежде всего познай самого себя, то есть узнай о самом себе, каков ты есть. Каков ты воистину, а не каков ты думаешь, что ты есть. С этим знанием становишься мудрее всех людей. С таким познанием себя и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа. Если же не приобретешь самопознания, а рассчитываешь только на свой труд, знай, что всегда будешь находится вдали от пути» 1 . Эти слова принадлежат великому святому XX века, Старцу Иосифу Исихасту . Все мирское образование Старца состояло из двух или трех классов начальной школы. Но его мысль об абсолютной необходимости самопознания полностью совпадает с основной мыслью данной книги, написанной профессором богословского факультета Афинского университета. Впрочем, это ведь изначальная мысль греческого любомудрия 2 . Примечательно, что мысль эта очень созвучна с тем, что Бог повелел Моисею: внемли себе 3 . Эта библейская заповедь обращена ко всем людям, как подчеркнул святой Василий Великий в своей беседе, посвященной истолкованию этого повеления Божия 4 . Данная книга – это краткое руководство для исполнения этой заповеди самопознания. Кто я на самом деле? Подлинный ли я христианин? Или, может быть, я только думаю о себе, что я христианин? Если я оказываюсь христианином только в своей фантазии о себе, тогда я не настоящий, а фантастический христианин, выдуманный, существующий только в моем воображении. Эта книга показывает, как и почему человек впадает в самообман фантастического христианства. Но одновременно книга указывает и на главный ориентир на пути к подлинному христианству. Для обозначения этого ориентира автор вводит понятие «святоотеческий человек». Образ этого человека воплощает в себе то главное и общее, что было у всех христианских святых. Это то, что сделало их подлинными христианами и святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  3.0 из  5) Когда меня попросили дать оценку книги Уильяма Пол Янга «Хижина. Разговор с Богом» в первый раз, то я, заглянув наугад в роман-бестселлер, решил, что легче взяться за анализ какой-нибудь утопической теории природы всемирного тяготения, чем внедряться в этот типично американский инфантильный материал, хотя бы и теологического порядка. Впечатлял 9миллионный тираж, заставляющий задуматься: в чем же секрет успеха? Когда Уильям Пол Янг со своей «Хижиной» постучался ко мне и во второй раз, и в третий, я понял, что здесь есть какая-то проблема. И не ошибся. Но тогда уже пришлось поднатужиться и прочитать роман целиком. Вторую часть книги, где главный герой по видимости общается с Самим Господом, — особенно внимательно. Скажу сразу, что литературное достоинство книги не велико, насколько это можно судить по скороспелому переводу. Стиль — банальный, тот, что наполняет собой море бульварной литературы, в которой меняются лишь содержательные штампы, а авторы на одно лицо. Смелое введение в главные герои романа «божественной» троицы (сознательно пишу с малой буквы) говорит само за себя и, конечно, является профанацией. Только профессиональная наивность писателя и сектантский дух могли придать Янгу этот смелый импульс художественной безвкусицы и неблагоговейной вседозволенности. Содержание и проблематика романа безусловно религиозные. «Хижина» — это в первую очередь теодицея Янга. Автор решает старую и вечную проблему оправдания Бога в мире безчинствующего зла. И надо ради справедливости сказать, что делает он это достаточно успешно и убедительно. В этом и кроется одна из сторон успеха книги на западе, уже отвыкшем от подобных духовно-нравственных проблем. Теодицея стала той несущей содержательной основой, которая не только создала популярность «Хижине», но и позволила автору вложить в этот бочонок с подкисшим медом изрядное количество дегтя. Вот об этом «дегте», составляющем мистический интерес известных сил, специализирующихся на подменах и всегда заливающих прогорклые орехи толстым слоем аппетитного шоколада, и пойдет речь. «Богоявление» первое: негритянская богиня

http://azbyka.ru/fiction/hizhina-djadi-u...

«Святые против мятежа» Одним из значимых событий культурной жизни столицы на минувшей неделе стала премьера документального фильма «Святые против мятежа», состоявшаяся в Доме русского зарубежья. Автор и режиссер фильма – Татьяна Карпова, творчество которой хорошо знакомо православному зрителю. Достаточно напомнить ее знаковые киноработы: «Видимое и сокровенное» (1996), «Сказание о Высоцком монастыре» (2002), «Корецкий монастырь. Обитель верных» (2009). Татьяна Михайловна, почти десять лет преподававшая кинодраматургию во ВГИКе, сценарист и режиссер в общей сложности почти двух десятков фильмов, большая часть которых посвящена православной тематике. За многие из них режиссер удостаивалась призов на различных фестивалях и церковно-общественных наград. 44-минутная документальная кинолента, представленная ею в Доме русского зарубежья, посвящена трем подвижникам Русской Церкви, жившим в течение одного столетия, – святителям московским: митрополиту Филарету (Дроздову), священномученику Владимиру (Богоявленскому) и Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину). Они жили в XIX веке в разные годы, но каждый из них оставил заметный след не только в церковной истории, но и в общественно-политической жизни своего времени. Им суждено было совершать свое служение в то самое столетие, когда в России нарастали политические и общественные процессы, приведшие огромную империю к гибели. Каждый из этих угодников Божиих был призван противостоять попыткам потрясения основ российского государственности и православной веры, пастырским словом вразумляя идеологов бунта и тех, кто сознательно и неосознанно следовал за ними. Для святителя Филарета это были декабристы, а затем участники народнического движения; для священномученика Владимира и патриарха Тихона – большевики. Нет нужды пересказывать сюжет – фильм обязательно нужно посмотреть. Отмечу только, что в его съемках приняли участие многие известные духовные и светские лица. В фильме звучат слова епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла – наместника Донского ставропигиального монастыря столицы, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла – наместника Киево-Печерской лавры; настоятеля московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумена Дионисия (Колесника), писателя Александра Сегеня, историка, доктора наук, профессора Александра Яковлева. Дополняя друг друга, каждый из них добавил свои штрихи к документальным портретам московских святителей, свидетельствуя о том подвиге стояния за веру и правду, который они совершили. Ключевая идея, «красной нитью» проходившая через весь фильм, выражена в приведенной его авторами цитате из проповеди святителя Филарета: «Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутренний домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, “тьма покрывает землю, и мрак на языки” (Ис. 60: 2)».

http://pravoslavie.ru/52494.html

Скачать epub pdf Глава 6. НЕЧИСТОТА РОДОВОЙ ЖИЗНИ Ветхозаветное учение и его истолкование в христианстве Две теории в христианской письменности: отрицание нечистоты родовой жизни в древнейшее время и ее признание в более поздних памятниках морального, канонического и литургического характера Духовная нечистота как единственный источник физиологической Односторонность индивидуалистической точки зрения и значение наследственности Из предшествующей главы мы видели, что христианство безусловно положительно относится к физиологической стороне родовой жизни. Но в то же время общеизвестны многочисленные и довольно сложные предписания Ветхого Завета о нечистоте родовых физиологических процессов, наряду с предписаниями о нечистоте известных видов пищи, тел умерших и некоторых болезней (например, Исх. 10, 10–15 ; Лев. 11, 24–38 и мн. др.). А если взять канонические и литургические предписания Православной Церкви, то и здесь мы найдем целый ряд предписаний, по-видимому, исходящих из идеи субстанциальной нечистоты родовой жизни, по ее физиологической стороне. Ввиду этого возникает сомнение, правильно ли выяснено в 5 главе нашего исследования христианское воззрение на физиологию родовой жизни, и, чтобы устранить это сомнение, мы в этой, 6 главе прежде всего попытаемся выяснить, как смотрела древняя христианская Церковь на ветхозаветное предписание о нечистоте родовой жизни, а затем попробуем раскрыть и истинные мотивы аналогичных предписаний Православной Церкви. В древней христианской письменности мы встречаем различные объяснения происхождения ветхозаветных предписаний о нечистоте брачной жизни. Довольно часто древние христианские писатели объясняют эти предписания моральными или прообразовательными целями. Такое объяснение находим, например, в толкованиях канонов Феодора Вальсамона и у повторяющего Вальсамона Властаря в его Афинской Синтагме. «Хотя законом Моисея, – пишет Властарь, – семяточивые признаваемы были за нечистых, но он образно чрез телесные страсти показывал душевные недуги и чрез невольные (грехи) преследовал вольные, ибо если естественное считается нечистым, то тем более сознательная похоть; ибо закон сени телесными предметами предобучал иудеев, как детей, чтобы сделать их способными к восприятию духовных и более совершенных заповедей» 362 . И еще много ранее Климент Александрийский высказывает мысль, что Ветхий Завет требует омовения после известных процессов не потому, что гнушается ими, а предвозвещая другое омовение – в крещении 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

#lx_705130 #lx_705130 .lx_home_button #lx_705130 .lx_home_button svg #lx_705130 .lx_home_button svg path #lx_705130 .lx_home_button:hover #lx_705130 #lx_705130 .lx_close_button #lx_705130 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_705130 .lx_no_click #lx_705130[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Блаженны нищие» и «горе вам богатые» Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде Николай Сомин   07:17 05.12.2023 2083 Время на чтение 12 минут Фото: Из личного архива автора I. В этой заметке речь пойдет об искажении святая святых христианства – текста Евангелия. Причем, как оказывается, искажение было, по-видимому, введено сознательно. И отношение к этому может быть разное. «Да не может быть!» возмутятся одни, «могут, конечно иметь место случайные несущественные расхождения, но сознательное искажение исключено». Другие скажут, что если святая церковь посчитала, что корректировки необходимы, то это следует принять смиренно, не мудрствуя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/bl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ [Испан. Mártires de Córdoba], христиане, казненные в IX-X вв. в г. Кордова (Испания), столице мусульм. гос-ва Андалус, в т. ч. 48 христиан, пострадавших между 850 и 859 гг. в ходе т. н. движения мучеников (movimiento martirial), описанного и во многом вдохновленного св. Евлогием Кордовским († 859). Многие из К. м. сознательно нарушали законы гос-ва Андалус, чтобы принять смерть ради Христа: они публично отвергали ислам, выступали с проповедью христ. веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульм. пророке Мухаммаде . В соответствии с нормами мусульм. права эти преступления карались смертью. В IX в. кордовская община мосарабов (испан. христиан, живших под мусульм. господством), по-видимому, была крупнейшей в Андалусе. После араб. завоевания Пиренейского п-ова (711-714) христиане, получившие статус зиммиев , платили особый налог, джизью , и были ограничены в правах. Зиммиям запрещалось порицать Коран, ислам и Мухаммада, помогать отступникам от ислама. Эти запреты подчеркивали неполноправное положение иноверцев в мусульм. гос-ве. Мосарабы обладали автономией: кордовской христ. общиной руководили подконтрольные мусульм. властям чиновники - комит (comes) и его помощники, судья (censor) и сборщик податей (exceptor), а также викарий (заместитель комита) и претор (начальник полиции). В городе находилась епископская кафедра, действовал ряд церквей: внутри городских стен были церкви св. Киприана и Девы Марии, в пригородах - базилики мучеников Ацискла и Зоила и Трех святых, мон-рь Кутеклара и др. храмы и мон-ри. В горах к северу от Кордовы находились небольшие мон-ри, возникшие в VIII-IX вв. и сыгравшие важную роль в движении К. м., самые известные - муж. мон-рь Спасителя, или Пинна-Меллария (Пиннамеллар, Пеньямелария; примерно в 5 км от Кордовы), и «смешанный» мон-рь Табанос (примерно в 10 км от города) ( Arce Sainz. 1992). Многие мученики жили в этих мон-рях и поддерживали тесные отношения с их насельниками, учились в школах, которые существовали при некоторых церквах и монашеских обителях. Источники

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Отец Игорь ЖМП 10 октябрь 2014 /  7 ноября 2014 г. 11:30 Пастырь строгого режима ИЕРОМОНАХ ИГОРЬ (ВАСИЛЬЕВ): " ОТ СПАСЕНИЯ ДУШ МОИХ ДУХОВНЫХ ЧАД ЗАВИСИТ МОЕ СОБСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ " Ущелье между горами Кавказа, по дну которого протекает река Баксан, украшает каменный, с большим крестом православный Георгиевский храм города Тырныауза. Этот некогда процветавший моногород — районный центр Эльбрусского района Кабардино-Балкарии — настоятель храма иеромонах Игорь (Васильев) считает одним из форпостов христианства в отдаленном уголке России. В интервью «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, как в их храме проходят будни и праздники, как он освящал высочайшую вершину Европы Эльбрус и при каких обстоятельствах постриг в монахи страшного разбойника и бандита, отсидевшего десять лет в колонии за многочисленные убийства. Монах с горы — Отец Игорь, вы стали настоятелем Георгиевского храма уже больше десяти лет назад. Как случилось, что вы озглавили приход в столь молодом возрасте — фактически в 30 лет? - Я местный, родился в Кабардино-Балкарии. Крестился в сознательном возрасте, после армии. Но тогда осознанно в Церковь не вошел, настоящим православным христианином не стал. Несколько лет провел вдали от дома, а в 1999 году вернулся в Тырныауз. Там уже совершались богослужения, возник православный приход. Я стал его прихожанином, через некоторое время настоятель священник Игорь Розин благословил меня нести послушания чтеца и алтарника. А в 2001 году отца Игоря убили. Случилось это 13 мая прямо в храме после Литургии, в день памяти святителя Игнатия Кавказского. — Убийцу нашли? — Да, им оказался исламский фанатик из числа ваххабитов. Он сразу сдался властям и объяснил, что хочет за свое деяние попасть в рай. Его признали невменяемым и несколько лет принудительно лечили, но теперь он уже давно на свободе. Со всей неотвратимостью встал вопрос: кто продолжит священническое служение отца Игоря. И нам, прихожанам, и священноначалию было очевидно: по своей воле в Тырныауз вряд ли кто-то поедет. Направлять же священника на наш приход, где, вполне вероятно, он мог пострадать, видимо, ни у кого рука не поднялась. В общем, через три недели меня постригли в монахи, а на сороковины отца Игоря я вернулся в Тырныауз из епархиального управления уже иеромонахом.

http://e-vestnik.ru/church/ieromonah_igo...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм Лунгина – это материалы для следствия или для его медицинского освидетельствования Источник: Русская линия Мы жили во времена Горбачева, который может быть назван воплощением слабой и безвольной власти, при которой отсутствует понятие силы. По сути, безволие Горбачева привело к крушению великой страны. Думаю, что ни один человек, переживший крушение исторической России, хотя и под названием СССР, не может не понимать, что слабая власть – это катастрофа для страны и для народа. Нас, переживших эту катастрофу развала России, не испугаешь такими ужастиками, которые нарисовал Павел Лунгин. Понятно, что слабая безвольная власть, которая в перспективе означает развал и того, что осталось от России уже под названием " РФ " – Российская Федерация, – эта перспектива весьма удовлетворяет наших недругов. Но планы разрушителей России еще не достигнуты, в них входит дальнейшее ее дробление на уделы. Видимо, их идеалом представляется Киевская Русь периода междоусобиц, ряд удельных княжеств, враждующих между собой. Понятно, что такая стратегическая цель может быть достигнута только через серьезную идеологическую войну, через подготовку общественного мнения к тому, что власть должна быть никакой. И фильм " Царь " , уж не знаю, сознательно или бессознательно, в любом случае льет воду на эту концепцию, что в России должна быть слабая власть. Что касается Ивана Грозного, то в фильме допущен ряд идеологических смещений в толковании самого понятия " Грозный " . " Грозным " называли и архангела Михаила, грозным является всякий судья для подсудимого, поскольку он являет собой грозу справедливости. В функции Царя, как Самодержца, безусловно, входила и возможность миловать и необходимость наказывать. Было бы странно, если бы Царь никого не наказывал. Если власть не является ни для кого грозной, а только белой и пушистой, то, что это за власть такая? Но, мы не выступаем за догмат непогрешимости русских царей, безусловно, можно найти у Ивана Грозного какие-то исторические ошибки.

http://religare.ru/2_70266.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010