После Св. Писания нет лучшего пособия для изучения психологии, как творения отцов церкви, которые с глубокою проницательностью, прозревали в тайны природы нашей, и делали самые верные замечания о свойствах и силах ее. К этим творениям особенно должен обращаться пастырь церкви, потому что здесь он может найти самое лучшее оружие для отражения материалистов, которые на основании опытов естествознания силятся доказать вещественность души нашей, и тем уничтожить все прекрасное и благородное в человечестве. Читая писания отцов церкви, пастырь в состоянии будет философски доказать, что здравый разум, на основании опытов естествознания, должен приходить не к тому заключению, что нет души в человеке, или что она материальна, но к тому, что она невидима, неуловима, бестелесна, бессмертна, богоподобна. Первое место между отцами-психологами принадлежит Св. Григорию Нисскому . Хотя он не занимался составлением систем философских; но его философские мысли о природе человеческой, будучи выбраны из разных его сочинений, могут представить довольно полную и стройную систему психологии. Мы ограничимся на этот раз только обзором мыслей его «О достоинстве природы человеческой». Видимое преимущество человека пред прочими тварями земли состоит в том, что он есть царь и владыка над ними. Но и это видимое преимущество часто было оспариваемо или неправильно понимаемо; и потому неудивительно, что Св. Григорий весьма часто и с особенным воодушевлением говорит об этом предмете. Творец дал человеку двоякую природу, т.е. природу чувственно-духовную; это для того, чтобы мы могли наслаждаться и временем, и вечностью. Получив такую природу, человек делается существом, соединяющим в себе весь мир: он имеет и душу растительную, общую с растениями, и душу животную, общую с животными; но при этом у него есть и душа разумная, которая делает его владыкою земли. 1 Но этим еще не ограничивается высокое назначение человека: он должен иметь влияние и на прочее творение, должен быть и языком бессловесных тварей, т.е. обязан располагать все окружающее в великом гимне миров. Все небесное и земное должно соединиться для гармонического прославления триединого Бога, единого, несозданного, неизменяемого источника всякой жизни и бытия; и человек имеет высокое назначение быть посредником неразумной твари и возводить ее к жизни высшей. В нем заключается органическое единение противоположностей между высшим и низшим, небесным и земным, разумным и неразумным, свободным и несвободным, духом и материей. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Многолетний опыт работы автора с малышами первых двух лет жизни позволяет утверждать, что самые ранние контакты успешнее всего происходят в диадах, т.е когда детей двое. Музыкальные игры для детей полутора-двух лет направлены на то, чтобы сформировать доброжелательный интерес к сверстнику, чувствительность к его инициативным проявлениям, желание подражать, действовать рядом и вместе с ним. С самого рождения малыша окружают заботливые и любящие взрослые, в тесном непосредственном общении с которыми происходит его развитие. Взрослый является основным источником информации для маленького ребенка, посредником между ним и окружающим миром. Под его влиянием малыш усваивает культурные нормы и правила поведения, накапливает опыт общественных отношений. Но рано или поздно у каждого ребенка появляется потребность в общении со сверстниками. Обычно это происходит к трем годам. Однако интерес к другим детям малыш начинает проявлять гораздо раньше. Уже с первых месяцев жизни младенцы выражают удовольствие при виде сверстника и, оказавшись радом, некоторое время могут разглядывать друг друга. Дети шести-восьми месяцев с интересом исследуют детали одежды другого малыша (завязки, ленточки, пуг овицы, яркие аппликации, застежки и т.д), пытаются потрогать лицо и вдруг; встретившись взглядом, замирают от неожиданности: «Кто это?» Вот один из младенцев улыбнулся и нисколько не обиделся, не получив ответной улыбки. А как радуются годовалые малыши знакомым детям! Буквально «выпрыгивают» из коляски (правда, чаще всего проявляет восторг ребенок постарше, а второй внимательно за ним наблюдает). Может завязатгюя и «разговор» — дети подхватывают вокализации друг друга и устраивают своеобразную «перекличку». Но контакты младенцев, как правило, случайны, происходят спонтанно и не носят социальной направленности.

http://azbyka.ru/deti/muzy-kal-noe-razvi...

Таинство искупления Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Лишь христианство поняло, что Бог должен быть не только царем, но и мятежником. Г. К. Честертон. Вечный человек Что произошло на Кресте и вслед за распятием? Христос неоднократно говорил, что именно ради этого момента Он пришел в мир. Последний враг, древний враг, с которым сражается Христос, — это смерть. Бог есть жизнь. Все, что существует, все, что живет, по убеждениям христиан и по опыту любой развитой религиозной философской мысли существует и живет в силу своей причастности к Богу, взаимосвязи с Ним. Но когда человек совершает грех, он разрушает эту связь. И тогда божественная жизнь перестает струиться в нем, перестает омывать его сердце; он начинает “задыхаться”. Человека, каким видит его Библия, можно сравнить с водолазом, который работает на дне моря. Вдруг, в результате неосторожного движения, шланг, по которому сверху поступает воздух, оказался пережатым. Водолаз начинает задыхаться, начинает умирать. Спасти его можно только одним: восстановить возможность воздухообмена с поверхностью. Этот процесс и есть суть христианства. Неосторожным движением, нарушившим связь между человеком и Богом, был первородный грех и все последующие грехи людей. Люди воздвигли преграду между собою и Богом, — преграду не в пространстве, а в своем сердце, оказались отрезанными от Бога. Эту преграду необходимо было убрать. Чтобы люди могли быть спасены, могли обрести бессмертие, следовало восстановить связь с Тем, Кто только Один бессмертен. По слову апостола Павла, один только Бог имеет бессмертие (см. 1 Тим 6:16). Люди отпали от Бога, от жизни. Их нужно было “спасти”, помочь им вновь найти жизнь, причем жизнь вечную. Это значит, что им нужно было обрести именно Бога, а не какого-либо посредника, — не пророка, не миссионера, не учителя и не ангела. Могут ли люди сами построить такую лестницу своих заслуг, своих добродетелей, по которой они, как по ступеням Вавилонской башни, поднялись бы до неба? Библия ясно говорит — нет. И тогда, поскольку земля сама не может вознестись до Неба, Небо склоняется к земле. Тогда Бог становится человеком. “Слово стало плотью”. Бог пришел к людям. Он пришел не для того, чтобы узнать, как мы здесь живем, не для того, чтобы дать нам несколько советов о том, как себя вести. Он пришел для того, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться. И вот Христос вбирает в себя все, что есть в человеческой жизни, кроме греха. Он берет человеческое тело, человеческую душу, человеческую волю, человеческие взаимоотношения, чтобы, отогрев Собою человека, изменить его.

http://pravmir.ru/tainstvo-iskupleniya/

Ученый муж, вознамерившийся помудрствовать о том, что такое кочерга, начнет примерно в таком духе: среди всех тех живых существ, что копошатся себе на этой планете, самое причудливое именуется человеком. Эта ощипанная, бесхвостая птица, жалкая и потешная одновременно, постоянная мишень для самых разнообразных философических упражнений. Человек — это единственное животное, чья нагота в былые времена являлась предметом его гордости, а теперь вызывает лишь чувство стыда. В себе самом человек не находит ничего, что позволило бы ему удовлетворить самые насущные потребности Он весьма напоминает того рассеянного чудака, который, отправившись купаться, повсюду разбросал свою одежду: шляпу повесил, так сказать, на бобра, пальто на овцу, а сам остался гол. У кролика есть теплая белая шубка, у светлячка — голова-фонарик. Но у человека есть только кожа, которая не греет, а в себе самом он не находит источника света. Потому-то и обречен человек искать свет и тепло вовне, в холодной пустынной вселенной, куда бросила его судьба. Человек — это единственное живое существо, которое утеряло защитный покров — и не только тела, но и души. Жажда света и тепла зажгла в его сумрачном сознании ужасную звезду, имя которой — религия, а в руке его появился алый цветок, удивительно точный символ его поисков, — огонь. Огонь — это, наверное, самое загадочное и самое пугающее из всех явлений материального мира, и подчиняется он лишь человеку, выступая выражением его высоких устремлений. Огонь воплощает собой все то человеческое, что есть в наших очагах, и то божественное, что есть в наших алтарях. Это вообще самое человеческое из всех земных явлений: через пустынные топи и дремучие леса мы бредем к нему, золотисто-пурпурному флагу детей Адама и Евы. Но есть в этом символе жизни и веселья недоброе, пугающее, чреватое бедой начало. Присутствие огня — это жизнь, его прикосновение — это смерть. Потому-то и возникает необходимость в посреднике между нами и этим грозным божеством, необходимость в жреце, который от нашего имени обращался бы к этому богу жизни и смерти. Нужен посланник в страну огня. Таким жрецом и таким посланником оказывается кочерга. Сделанная из материалов куда более прочных и суровых, чем все остальные предметы домашнего обихода, рожденная в пламени, выкованная на наковальне, кочерга отправляется в огонь и — поистине божественный дар — не сгорает. На этой героической службе она получает шрамы и увечья, которые только украшают ее, как солдата, побывавшего в бою.

http://azbyka.ru/fiction/esse/71/

«Чтения о богочеловечестве» В.С. Соловьева, как опыт построения христианской философской системы Источник Скачать epub pdf Исключительно сильное влияние Владимира Сергеевича Соловьева на идеалистически настроенную часть русской общественной мысли бесспорно. К нему, как выразителю философского мировоззрения, стоящего на христианской основе, устремлялось внимание его современников, искавших рациональной поддержки своим религиозным верованиям в борьбе с духом века. Нужно признать, что своим авторитетом христианина-философа Соловьев поднял интерес к религиозной мысли у значительной части русского образованного общества, многих заставил преодолеть в себе пренебрежение к вопросам веры, а некоторых и прямо вернул к Церкви. С. М. Соловьев , его племянник, замечает: «я знал одного священника, который принял духовный сан под влиянием «Религиозных (духовных) основ жизни» и «Оправдания добра». Известно, что это был не единственный случай. Эта степень влияния дает ли основание считать Соловьева надежным руководителем в вопросах христианской веры? Такое заключение было бы поспешным. Давно подмечен факт, что обращения к Церкви нередко происходят не прямым путем, а чрез таких посредников, которые сами не являются подлинными выразителями церковного учения, а то и далеко отстоят от него. Что касается Соловьева, то при его жизни вопрос о соответствии его философских построений православной вере почти не не ставился в церковной печати. Если Соловьев вызывал осторожное отношение к себе в церковных кругах, то не своими отвлеченными идеями, а своим сближением с римокатоличеством. Чем объясняется такое примирительное отношение церковных кругов к религиозно-философским идеям Соловьева? Объясняется тем, что его построения стояли вне православного церковного богословия. Они составляли его личную философскую систему на религиозной основе. Ее он и сам не вводил в орбиту богословия в строгом смысле слова. Он признавал свои расхождения с традиционным богословием, относился к богословской науке с некоторым пренебрежением, предпочитая «теологии», опирающейся на Священное Писание , «теософию», т. е. философское обоснование религиозных истин. Люди церковного образа мыслей оценивали деятельность Соловьева с общей апологетической точки зрения, иначе говоря, в зависимости от того, зовет ли она к Богу, к вере, или от Бога, к неверию. В этом смысле она вполне удовлетворяла, так как имела выразительный характер защиты религии, её права, её необходимости. Голос философии всегда принимается Церковью как «свидетельство от внешних», и от философии Соловьева большего со стороны Церкви не требовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

1 . Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства бесплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? – Это Михаил, по благодати Божией, и сам блистающий, и являющийся посредником божественных сияний для смертных. Людям даны в первоначальных откровениях Божиих справедливейшие божественные законы, по которым те, кто наибольше благодеяний получает, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными в отношении к своим покровителям, но сколько возможно прославлять их милости. Наши же скорые и усердные пред Богом ходатаи, неленостные и неутомимые заступники людей суть человеколюбивые ангелы, от человеколюбивого Господа приемлющие дар человеколюбия, изначала взаимно просвещаемые светом от несозданного Света. Они истинные посредники смертных пред Богом; они – боги, по божеству от Бога, но не по природе; они – свободные граждане вышнего града свободы, который есть Иерусалим, матерь всех свободных во Христе; они – одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божие; они – светлые, высшие и превознесенные вечные горы: через них Господь дивно просвещает нас от гор вечных (ср. Пс.70:5 ); они – скорые привратники небесных селений и обителей. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа наша во дворы " Твоя, Господи. Посему свет «радования и спасения в ангельских обителях праведных» ( Пс.117:15 ). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго, в месте селения дивна даже до дому Божия ( Пс.41:5 ), «вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его» ( Пс.102:20 ). Там мирная и безмятежная простота жизни, там (Бог) «велий и страшен есть над всеми окрестными Его» ( Пс.88:8 ). Там таинственное молчание торжественных гимнов; там неизреченное исполнение святейших песнопений; там невидимое божественное сияние неизглаголанных и великих славословий; там невечерний свет, просвещающий недремлющие очи бесплотных (духов); там, в этом доме Божием, собрание звезд, т.е. сил ангельских, содействующих нам во благо, постоянно посылаемых Богом для служения нам ради тех, кто наследует спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

26.10.2021 Подпишитесь на наш Телеграм Диалоги — древний почтенный жанр в философии: диалогичность, собеседничество, спор, диспут — как бы сама материя мышления/общения. Мы уже делали подборку диалогов в русской религиозной философии . А сегодня посмотрим, какие диалоги писали Отцы Церкви. «Разговор с Трифоном-иудеем» Иустина Философа-Мученика — возможно, запись реально произошедшего диспута Иустина с раввином Тарфоном. В нем содержатся автобиографические данные об Иустине Философе, в частности рассказ о его духовном поиске и обращении ко Христу. Также «Разговор с Трифоном» посвящен христианскому пониманию Ветхого Завета, философскому учению Иустина о Боге, спору об Иисусе Христе. Святой Иустин в своем философском поиске пережил конфликт античного и христианского пониманий философии: как абстрактного мышления и опытного экзистенциального познания. Философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Евангелию). Философ-Мученик развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе его существования, о Том, Кто является в Теофании, с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» — с другой. Здесь предугадывается то центральное для Православия богословие, которое найдет свое завершение в паламизме. Первая тема раскрывается в основном в учении Иустина Философа о Логосе — как посреднике между Богом и миром, как о разумном начале вселенной, но безусловно равночестном и едином с Отцом. Центром его мысли было Воплощение Логоса — это «безумие для эллинов». Его философия выдержана в эсхатологических тонах, в ожидании второго пришествия Вочеловечившегося Логоса. В его сочинениях есть бесценные свидетельства о жизни ранних христиан (в частности, одно из первых подробных описаний Евхаристии). Цитата: «Философия по истине есть величайшее и драгоценнейшее в очах Божиих стяжание: она одна приводит нас к Богу и делает нас угодными Ему, и подлинно святы те, которые устремили свой ум к философии» .

http://blog.predanie.ru/article/9-svyato...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Северо-западная граница империи. Появление славян на Дунае. Утверждение авар в Паннонии и Венгрии Ф. И. Успенский. История Византийской империи Ко времени вступления на престол Юстиниана еще не закончился процесс Великого передвижения народов, северная и северо-западная границы Византийской империи продолжали еще внушать серьезные опасения ввиду появления новых варварских народов различного происхождения, которые, не поддаваясь никаким мерам византийской политики, неудержимо напирали на границу и делали постоянные вторжения в пределы империи. В самом начале VI в. Анастасий принужден был защитить ближайшие окрестности Константинополя, проведя громадное сооружение между Черным и Мраморным морями на расстоянии приблизительно 40 верст от Константинополя (линия Деркон — Силиврия). Но это сооружение, известное под названием Длинная стена и изумительное по применению к нему громадных сил и средств, не достигало цели и не всегда останавливало смелого и отважного врага, который прорывался через стены и нередко опустошал предместья столицы. Империя нуждалась для своей защиты и благополучия в живом и разумном инвентаре, которого недоставало при громадных по протяжению границах и при неимоверных притязаниях императора. С течением времени найдено было возможным привлекать на военную службу или целые народы, уступая им земли для поселения, или отдельные дружины военных людей, платя жалованье предводителям их. Эта система, при всех ее хорошо сознаваемых правительством невыгодах и часто опасностях, господствовала в империи в занимающий нас период как наименьшее из зол и создавала на границах целую сеть чуждых народностей, которые стояли с ней в разнообразных отношениях и имели уже в границах Византийского государства своих сородичей или в качестве федератов, или колонистов, вступивших в подданство императора. Давно уже дознано, что Византийская империя бессознательно исполняла роль культурного посредника между новыми народами и против своего желания втягивала их не только в сферу культурных условий жизни, но и в культурные провинции императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/442778/

“Мы болтали в интернете каждый день — а потом она умерла” Как справиться с потерей виртуального друга 16 октября, 2018 Как справиться с потерей виртуального друга В ноябре прошлого года Кристи Пар узнала, что ее многолетняя онлайн-подруга Эми внезапно умерла. Это был шок. Она говорит, что до сих пор не может сдержать слезы, вспоминая те дни, когда она узнала о несчастье. Она говорит, что для нее Эми «была гораздо более «настоящим» другом, чем многие люди в реале». 41-летняя Кристи Пар, писательница из Южной Каролины, впервые познакомилась с Эми через общих друзей в онлайн-игре Star Wars в 2013 году. Она с нежностью вспоминает, что Эми была такая же «странненькая», как она сама, а любовь к фантастическим романам быстро сблизила их. «Мы болтали каждый день и делились фотографиями наших детей». И хотя они с Эми знали друг друга лишь виртуально, ежедневная переписка была для них огромной поддержкой в течение долгих лет. «Она сподвигла меня начать публиковать мои работы,  — говорит Пар — и была одной из немногих, кому я позволяла читать то, что написала до публикации». По данным исследовательского центра Pew, сегодня около 70 % американцев общаются через социальные сети. Конечно, мы общаемся и в реальной жизни, но привязываемся и к людям, с которыми никогда лично не встречались. Как никогда много мы пользуемся смартфонами и прочими гаджетами, чтобы завязать отношения с виртуальными незнакомцами – и для романтических отношений, и для дружбы. Мы празднуем успехи друг друга, разделяем трудности, и, несмотря на расстояние, общаемся годами. Но что происходит, когда человек по ту сторону экрана умирает? Это был шок, говорит Пар. Однажды утром она прокручивала ленту новостей и наткнулась на сообщение, в котором кто-то выражал соболезнования семье Эми. «Я подумала, что это какая-то ошибка». Она судорожно послала Эми сообщение и ждала, когда статус поменяется на «просмотрено», но ничего не произошло. «Прошли дни, а я все еще ждала, — говорит она. — Я продолжала надеяться, что это окажется кто-то другой, или что это ошибка». В конце концов она связалась с мужем Эми через посредника, и тот подтвердил, что ее подруга скончалась. «Это была трагедия, я проплакала целый день».

http://pravmir.ru/myi-boltali-v-internet...

А.В. Попов Глава 4. 1902 год § 1. Зима – весна 1902 года После торжественной закладки русского православного храма в Нью-Йорке и начала его строительства оказалось, что собранных пожертвований не хватило на возведение здания, на работы по фасаду, по подключению воды, газа, электричества и пр. Если из Хозяйственного управления при Святейшем Синоде было перечислено на строительство церкви в 1901 году 81950 кред. руб.: 19 марта (ст. ст.) – 20000 руб., 20 июня (ст. ст.) – 44950 руб., 1 декабря (ст. ст.) – 17 тыс. руб., то лишь одной строительной фирме «Dawson & Archer» требовалось заплатить более 60 тыс. дол. 425 «По недостатку средств и ввиду безотлагательной потребности продолжать стройку без перерыва» 426 Комитет по построению русской церкви в Нью-Йорке, при посредничестве адвокатской конторы «Coudert Brothers», взял под залог земли и строящегося здания ссуду в размере 60 тыс. дол. из 4 % годовых, считая с 9 декабря (по новому стилю) 1901 года. Тем самым были нарушены принятые Государственным советом Российской империи правила: не было предварительно испрошено разрешение Департамента государственной экономии Госсовета на производство займа в иностранном кредитном учреждении, не были предоставлены Ведомству православного исповедания инженерно-строительные сметы и соответствующие расчеты Министерству финансов и т.д. Впоследствии епископу пришлось оправдываться перед начальством: «Сноситься при заключении займа было затруднительно потому, что тогда на долгое время остановилась бы постройка; притом деньги давались не под какую-ниб. гарантию Русского Правительства, а под залог земли и здания. При заключении займа оказал содействие и Теплов, хотя почему-то он умолчал пред Вами о самом займе, когда приехал в Петербург» 427 . Поспешные действия строительного комитета в Нью-Йорке подвигли Тихона на месте оценить создавшуюся ситуацию с целью принятия мер по ликвидации огромного долга. Еще одна проблема возникла после IV конвенции Православного общества взаимопомощи (Вилкесбарр, 6/19–8/21 мая 1901 г.), когда сербские братства из Питсбурга, Маккиспорта, Вилмердинга 428 , Ранкина 429 , Экспорта 430 и др. мест оставили ПОВ и присоединились к сербскому обществу в Соединенных Штатах Америки «Србобран» 431 . Чтобы предотвратить в своей епархии размежевание приходов по национальному признаку и подчеркнуть единство православия в Северной Америке, Тихон начал пастырские поездки нового 1902 года с визита к православным сербам: «Нынешнее весеннее путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, в Восточные Штаты Америки для обозрения здесь находящихся православных церквей Епархии и разрешения назревших запросов православной миссии было предварено посещением Преосвященным Владыкою г. Джаксона» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010