Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРДЕР [нем. Herder] Иоганн Готфрид (25.08.1744, Морунген, Вост. Пруссия (совр. Моронг, Польша) - 18.12.1803, Веймар), нем. писатель, философ и богослов. Жизнь Род. в благочестивой протестант. семье. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным кантором, звонарем, школьным учителем. Стесненность материальных условий усугублялась для Г. проявившимся в 5-летнем возрасте хроническим заболеванием глаза, к-рым он страдал в течение всей жизни. По окончании школы Г. служил в доме диак. Себастиана Трешо в качестве переписчика. Юношеским лит. дебютом Г. стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского имп. Петра III (в ходе Семилетней войны 1756-1763 территория Вост. Пруссии была занята рус. войсками). В 1762 г. благодаря совету и покровительству рус. военного медика Г. отправился в Кёнигсбергский ун-т с намерением изучать медицину, однако медицинскому фак-ту он вскоре предпочел теологический. В Кёнигсберге слушал лекции И. Канта по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, брал уроки англ. и итал. языков у И. Г. Гамана ; оба учителя приняли участие в судьбе юноши и оказали определяющее влияние на формирование его философских взглядов. Портрет И. Г. Гердера. 1785 г. Худож. А. Графф (Литературный музей Хальберштадта) Портрет И. Г. Гердера. 1785 г. Худож. А. Графф (Литературный музей Хальберштадта) Окончив в 1764 г. ун-т, Г. при посредничестве Гамана получил должность учителя школы при кафедральном соборе в Риге; после успешной сдачи в 1765 г. богословского экзамена одновременно служил проповедником. В Риге Г. изучал сочинения Ж. Ж. Руссо , Ш. Л. Монтескьё, А. Г. Баумгартена, Г. Э. Лессинга , И. И. Винкельмана , Д. Юма , А. Э. Купера, гр. Шефтсбери . В первых литературно-критических опытах «Fragmente über die neuere deutsche Literatur» (Фрагменты о новой немецкой литературе, 1766-1768) и «Kritischen Wäldern» (Критические леса, 1769) он заявил себя противником слепого подражания античным лит.

http://pravenc.ru/text/164675.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Глава 4. Русское религиозное сознание в письмах к отцу Иоанну За первые двадцать лет служения сформировались особенности духовной практики о. Иоанна, которые пребыли с ним до скончания его дней: жизнь в непрестанной молитве, самоанализ в дневниках, благотворительная помощь нуждающимся и твердая решимость изменить общество с помощью христианских заповедей. Однако сначала известность пастыря еще не была всенародной. Он стал знаменит на всю страну только благодаря усилиям мирян. При всей значимости его литургического служения, главной составляющей его неслыханного успеха стало то, что за ним закрепилась слава священника, молитвы которого действительно помогают людям. В начале 1880-х годов он пересек черту, отделявшую обыденную, земную добродетель от сверхъестественной, мистической, которая, по словам современного ему агиографа, отличала от всех Богом избранного святого 336 . До сего момента мы рассматривали путь о. Иоанна к святости с его точки зрения и с его слов. Теперь мы услышим голоса его прихожан, и его судьба предстанет в равной мере и его собственной судьбой, и историей самых разнообразных воззрений и убеждений, определявших путь других людей к добродетельной и праведной жизни. Движение к святости В первые годы после принятия сана о. Иоанн мало отличался от любого другого священника: если его просили отслужить молебен во исцеление болящего, он соглашался, при этом у просящего не было никаких особых ожиданий, выходящих за рамки общепринятого канона. Поворотный момент настал, когда жительница Костромы Параскева Ковригина настояла, чтобы он помолился за исцеление ее друзей. Как батюшка рассказывал в 1904 г. священникам в Сарапуле, сначала он отклонил просьбу: «Я же все время отказывался, совершенно не считая себя достойным быть особенным посредником между людьми, нуждающимися в помощи Божией, и Богом. Но неотступные просьбы и уверения Параскевы Ивановны в помощи Божией, наконец, победили меня, и я с твердым упованием и надеждой стал обращаться с мольбой к Богу об исцелении болящих и расслабленных душой и телом. Господь слышал мои, хотя и недостойные, молитвы и исполнял их: больные и расслабленные исцелялись. Это меня ободрило и укрепило. Я все чаще и чаще стал обращаться к Богу по просьбе тех или других лиц, и Господь за молитвы наши общие творил и творит доселе многие дивные дела. Много чудес очевидных совершилось и ныне совершается. В этом я вижу указание Божие мне, особое послушание от Бога – молиться за всех, просящих себе от Бога милости» 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ниже речь пойдет о том, как опасно богословствовать в отрыве от Вселенского Православия. Блаженный Аврелий Августин (354-430) канонизирован и почитается Церковью. На Западе он даже считается великим «учителем благодати». Однако и у святых были сочинения, Церковью осужденные. Пример тому – блаженный Феодорит Кирский, некоторые труды которого были анафематствованы на V Вселенском соборе. Особенности учения блаженного Августина Блаженный Августин Начиная с VI века Запад находился под обаянием учения блаженного Августина. Человек чуткий, этот выдающийся христианский мыслитель все же всю свою жизнь искал высшей мудрости – успокоения для своего мятущегося ума. Времена Августина связаны не только с земным утверждением Христовой Церкви, это также эпоха повсеместного распространения манихейства и неоплатонизма. Манихейское учение видело в мире два равнозначных начала – доброе и злое. Неоплатоники противопоставляли ему философию Единого (или Блага). В молодости Августин был манихеем, но примитивность представлений манихеев оттолкнула его. Позднее он стал неоплатоником, наконец, обратился к Христианству, но до конца жизни старался выработать «христианскую философию» на неоплатонической основе. Сутью неоплатонизма было учение о божественной триаде Единого, Ума и Мировой Души. Триада эта жестко иерархична. Единое – это бытие, источник существования, оно совершенно непознаваемо, но объемлет собою всё. Ум – высшая действительность, смысл мира. Душа – некая не вполне ясная жизнь Ума, посредник между ним и миром. Триада неоплатоников была лишь неким безличным принципом мироздания, но сам неоплатонизм не был только философией. Неоплатоники не были чужды мистики, ритуальной магии и аскезы. Они разделяли стоическое представление о судьбе (предопределении). Учение блаженного Августина о Пресвятой Троице близко неоплатоническому учению о триаде. Представления Августина были гораздо философичнее и рациональнее учения восточных отцов Церкви. Они никогда не использовали те или иные философские концепции для объяснения догматики, приводя при необходимости достаточно простые, даже бытовые аналогии.

http://pravoslavie.ru/55401.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Порфирий Кавсокаливит. Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь. Прп. Порфирий Кавсокаливит. Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь.   Публикуем главы из книги: «Старец Порфирий. Любящее сердце». Это воспоминания геронтисы Екатерины, одной из любимых чад старца. Сама книга вызывает целый ряд вопросов как с точки зрения перевода, так и с точки зрения издания. О странном переводе можно предположить следующее: переводчик по аналогии с древнегреческим пытался сохранить кальку с новогреческого текста и сохранял ее любой ценой. В результате появились бессмысленные фразы и даже целые предложения. А сохранение новогреческой пунктуации в русском тексте привело к тому, что невозможно отличить слова Старца от мнений и богословских опусов геронтисы. Хороший пример, когда наука, точнее ученость, становится «горем от ума». Поэтому мы подправили перевод.   Тем не менее, мы радуемся, ведь Старец Порфирий не оставил нас сиротами, потому что мы приобрели деятельного посредника к Небесному нашему Отцу, и с благодарностью переживаем это, потому что  Старец сам уверил нас неложными словами: «...Когда нас связывает Христос, не существует расстояний. Когда я уйду из этой жизни, будет лучше. Я буду рядом с вами»... И он рядом с нами через новые и новые воспоминания и книги! - Святая Гора Афон. Старец Порфирий, прекрасный и рассудительный воспитатель, своим богоосвещенным словом побуждал родителей иметь между собой и к детям христианскую и святую любовь. Он отмечал, что хорошая и показательная жизнь родителей излучает благодать и на детей:   Святость родителей спасает и детей. Ребенок желает родителей — людей горячей молитвы — с самого начала, еще с момента зачатия. Святая жизнь родителей как общение истины и любви переносит мир, согласие, любовь, кротость, святые чувства в сердца детей. Когда семья живет христианской жизнью, она становится местом взращивания любви. Любовь — высшая цель воспитания.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1819

о. Андрей Ткачёв: - Насколько я помню выражение святых отцов на счет этого исцеления, они говорят следующие «Мир не был забыт и оставлен Богом. Но в мире не было одновременно обилия чудес и исцелений и благодатных действий, которые впоследствии со Христом вместе в мир пришли». С одной стороны мир не оставлен без благодати, а с другой стороны благодать скудна, на всех не хватает. Берем, например, Илию. Что мы знаем из его чудес? Он сводит огонь с неба. Он заключает небо от дождя и потом разрешает небо от дождя. Он воскрешает умершего ребенка у вдовы в Сарепте Сидонской. Он совершает ещё несколько чудес. Чудеса Илии известны, но их можно перечислить пальцами одной руки. Несколько больше делал Елисей. Потому что Елисей просил, чтоб благодать твоя была на меня сугубо. Чудеса  Елисея можно перечислить пальцами двух рук. А что делает Христос? А Христос совершает бездну чудес. Эти чудеса совершаются возле Христа и через Христа, так, как вода льется из ручья. Она просто льется и льется. Слепые прозревают, хромые ходят, мертвые восстают, нищие благовествуют, блажен, кто не соблазнится. Совершается бездна чудес. Если все это записывать подробно, то весь мир не вместит написанных книг. Здесь нам  Евангелие предоставляет некий контраст. Ветхозаветные времена нельзя назвать полностью безблагодатными. Это благодатные времена. Люди знали Бога, поклонялись Богу, боялись Бога, пытались Богу угодить милостыней, молитвами, покаянием. И то время от времени появлялись пророки, которые совершали чудные дела, которые не могли делать простые люди. Это не было полностью безблагодатное время. Но Христос на контрасте пришел и явил нам настоящую благодать. Христос открыл нам двери милости - и полилось. В  новозаветные времена берем любого святого, того же Луку. Сотни чудес при жизни, сотни доходящих до тысяч по смерти. Это один только Лука. А другие? Иоанн Шанхайский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, и т.д. Вот, открыты двери для благодати и чудес. Поэтому расслабленный - это пример того,  как скудно и нормировано питались людские души в старые времена. А Христос пришел, подарил людям источник исцеления, потекшую реку. И этот контраст должен нас радовать с одной стороны, с другой стороны, мы понимаем, что без наличия святых людей,  распявшихся для греха, чудеса тоже невозможны в мире в той степени, в которой они нужны. Для того, чтобы совершить чудо, необходим некий посредник, святой человек, пророк, апостол, благовестник, евангелист, преподобный, юродивый, праведный и т.д. Здесь, конечно, предъявляется требование к человеку. Но в новозаветные, эти сплошь чудесные времена, на контрасте с ветхозаветными, чудеса подавались очень редко, точечно, дозированно. Они не давали умереть и не давали радоваться всем. Об этом и говорят святые отцы, которые подчёркивают разницу между скудостью Старого Завета и полновесной жизнью Завета Нового.

http://radonezh.ru/text/u-svyatitelya-lu...

О последних вещах и последних событиях Впервые: The Last Things and the Last Events//The Theology of Emil Brunner. Ed. Ьу C. W. Kegley. N. У., 1962, рр. 207–224. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works III, рр. 243–265, 317. Статья включена в сборник, посвященный богословию Эмиля Бруннера, потому приведем краткую справку об этом ученом. Бруннер, Эмиль (1889–1966). Швейцарский протестантский богослов. С 1916 г. пастор. В 1924–1955 гг. – профессор систематического богословия в Цюрихе. В 1955–1956 гг. совершил миссионерскую поездку в Японию, где преподавал в Христианском университете в Токио. Один из основателей (вместе с Карлом Бартом) «диалектической теологии» или «теологии кризиса», подвергшей резкой критике либеральное богословие протестантизма и подчеркивавшей бесконечное онтологическое различие Бога и человека, преодолеваемое только свободно избираемой человеком верой в Божественное Откровение. Библия для Бруннера – рассказ об Откровении, но не само Слово Божие, лишенное погрешностей и ошибок. Откровение, по Бруннеру, подается сперва естественному разуму, а затем фокусируется и достигает полноты во Христе – единственном Посреднике. Христологии Бруннер посвятил свою работу «Der Mittler» [«Посредник», англ.: «The Mediator»] (1924). Признание Бруннером необходимости и единственности Откровения во Христе для всего человечества привели к разрыву с Бартом, который в работе «Nein!» отстаивал возможность только личного откровения. Церковь , однако, видится Бруннеру только свободной ассоциацией принявших откровение верующих. Се, творю всё новое. ( Откр.21:5 ) I Современное богословие долго пренебрегало эсхатологией. Надменные слова Эрнста Трельча: «Das eschatologische Bureau ist meist gescblossen» (Эсхатологическая контора по большей части закрыта) верно характеризуют всю либеральную традицию, начиная с века Просвещения. Это пренебрежение к эсхатологическим вопросам не до конца преодолено и в современной мысли. Многим эсхатология кажется окаменелостью, пережитком давно забытого прошлого. Самой этой темы избегают – или пробегают ее наскоро, как что-то ненужное и неуместное. Современного человека последние события не интересуют. Такое отношение только усилилось с появлением экзистенциализма в богословии. Сам экзистенциализм объявляет себя эсхатологическим учением. Но это грубое искажение понятия. Экзистенциалистское истолкование загоняет эсхатологию внутрь человека. Она растворяется в сиюминутном личном выборе. В каком-то смысле современный богословский экзистенциализм – не более чем свежая вариация на старую пиетистскую тему. В конечном счете он ведет к радикальной деисторизации христианства. Исторические события меркнут перед событиями внутренней жизни. Сама Библия превращается в сборник примеров и притч. История – только преходящее обрамление, ведь встреча с Вечностью возможна в любое время. История перестает быть богословской проблемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

О почитании святых Ангелов I. Православное учение о почитании святых Ангелов и призывании их в молитвах Святая православная Церковь Христова во все времена своего существования признавала святых Ангелов и угодников своими молитвенниками и ходатаями пред Богом, почему всегда почитала и молила их, как и угодников Божиих, о заступничестве пред Богом. Основания к такому почитанию святых Ангелов и человеков указаны в Божественном откровении. Св. Ангелы в свящ. Писании представляются непрестанными посредниками между Богом и людьми, помощниками людям не только в деле душевного спасения, но и в обыденной жизни человеческой, совершителями великих дел Божиих, почему праведные люди и обращались к ним в молитвах. Ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения, которому был предан нечестивый город Содом ( Быт. 19 гл.). Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорил: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 ). Ангелы призвали Гедеона к избавлению евреев от ига мадианитян (Суд. гл. 6). Ангел подкрепил хлебом и водою пророка Илию во время его бегства от нечестивой царицы Иезавели ( 3Цар. 19:1–8 ). Ангел освободил Иерусалим от ассириян, в одну ночь избив сто восемьдесят пять тысяч ассириян ( 4Цар. 19:39 ). Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его путешествии для женитьбы и спас его от смерти ( Тов. 5 и 6 глава). Ангел сказал Товиту: Я возносил память молитвы вашей пред Святого... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых, и восходят пред славу Святого. ( Тов. 12:12–15 ). Что значит, что Ангел возносит молитвы святых Богу? Неужели всевидящий Бог не знает наших молитв? Когда ангелы приносят молитвы наши пред престолом Божиим, то сие означает не что иное, как присоединение к человеческим молитвам ангельских молитв к Богу ( Откр. 8:3–4 ). Праведный Иов говорит, что Ангел наставляет человека к умилостивлению Бога ( Иов. 3:23–24 ). Пророк Давид об отношении Ангелов к людям, боящимся Бога, говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их ( Пс. 33:8 ). В другом месте говорит: Ангелам своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею ( Пс. 90:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

От издательства Сейчас появилось немало книг, цель которых подготовить верующего человека к исповеди, настроить на покаянное чувство. Безусловно, книги эти приносят огромную пользу, и их надо изучать каждому православному. Но тайна подлинного покаяния не исчерпывается знанием соответствующей литературы и сухим перечислением своих грехов. Она, эта тайна, совершается глубоко в сердце кающегося и зависит не только от его душевного расположения, но и от Бога милующего. И огромную роль в совершении таинства исповеди играет свидетель, посредник, поставленный волею Божией между Богом и кающимся человеком - священник. Бывают исповеди, которые, благодаря чуткому, глубокому и сердечному отношению священника к своему грешному чаду, буквально перерождают -все существо человека, изменяют самый строй его жизни. Именно о таких священниках и таких исповедях - воспоминания православных верующих, собранные в этой книге. Будь счастливым! " ...Шел мне тогда... десятый год. Я не застал служения великого отца Алексея Мечева, его сына отца Сергия, бывшего в 1930 году в ссылке. Но исповедь в мечевском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, сердечный и теплый голос отца Бориса (Холчева), тогда священника, принявшего обет безбрачия, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребенка и в то же время философская и душевно теплая, индивидуальная. Мне казалось, что когда отец Борис склонился ко мне, и на аналой упали его черные густые волосы, я почувствовал, что я уже взрослый и могу все понять. - Всю жизнь, - сказал о. Борис, указав на Евангелие, - помни, что в этой книге есть все, что нужно твоей душе. Ты всегда получишь утешение, ты будешь вместе с Самим Христом. Молись, и Он всегда поможет тебе. Ведь ты знаешь, что Христос - не просто " добрый Боженька " . Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо. Я стоял завороженный. - Помни, что Христос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Человек одновременно, знаешь ли ты это?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вступающим в брак Данная книга освещает самые главные моменты, которые требуется знать людям, готовящимся ко вступлению в брак. В издании рассматривается тема происхождения и развития института брака; догматические основы Таинства Брака и его суть; основы семейной жизни с христианской точки зрения. Книга адресована широкому кругу православных читателей, в особенности тем, кто готовится вступить в брак. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Вступающим в брак Составитель C. Милов Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12–120–2127) © Издательство «Благовест», 2012 Предисловие В Православной Церкви, от первых веков ее земного бытия, существует семь основных Таинств, в которых человек имеет возможность получить благодать, помощь и освящение от Самого Господа Бога. Однако в большинстве этих Таинств священнослужитель, который призван к их совершению, вступает в общение с человеком один на один. В этом момент только один Господь незримо присутствует при его совершении. Лишь одно Таинство Церкви объединяет Господа Бога, Его посредника – священника и союз мужчины и женщины – это Таинство Брака. Именно мужчина и женщина (в своем единении) являются главными участниками этого Таинства. Поэтому данная работа, в первую очередь, предназначена именно тем, кто намеревается вступить в законный и освященный Самим Господом Богом брачный союз: мужчине, – который должен стать главой семьи, ее защитником и хранителем, и женщине, – будущей хозяйке дома, хранительнице очага и матери. Данная книга будет посвящена самым главным моментам, которые требуется знать людям, готовящимся ко вступлению в брак. Во-первых, в книге рассмотрен вопрос о зарождении и развитии института брака, начиная с самых истоков человеческого бытия. Здесь также рассматриваются и догматические обоснования Таинства Брака, так как именно догматы являются основой неискаженной и истинной веры Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

П.К. Доброцветов Скачать epub pdf Содержание 1. Властолюбивые устремления 2. Ответственность за принятие священного сана при неготовности и негодности к нему 3. Неумелое или недостойное попечение над душами пасомых 4. Значительно большая мера наказания для священников за одни и те же по сравнению с мирянами грехи 5. Священство подразумевает ответственность пред Богом не только за личные грехи священника, но и за грехи его пасомых 6. Ответственность за допуск ко Св. Причащению неготовых и нераскаянных людей     Как писал дореволюционный исследователь В. Гладкий, «в пастырских воззрениях св. Иоанна Златоуста нашел себе выражение взгляд лучших людей его времени, взгляд, основанный на глубоком знании Священного Писания , слова которого так часто повторяются в беседах св. Златоуста, и на глубоком понимании задач и целей служения пастыря. Поэтому-то пастырь Златоуста остался на все времена идеалом пастыря, и его отдельные характерные черты повторяются всеми писавшими о пастыре; и, кажется, ни одна книга по этому предмету не могла и не может обойтись без выписок и цитат из творений этого великого отца Церкви» 1 . Сразу оговорюсь, что найденные мной высказывания свт. Иоанна не исчерпывают всей полноты данной тематики в корпусе его сохранившихся произведений, и прошу прощения, если что-то окажется упущенным, однако я постарался обратить внимание на наиболее важные его сочинения, и конечно же в центре найденных у него мыслей на эту тему стоит его трактат «Шесть Слов о священстве», написанный по разным предположениям или в период диаконства (381 г.) или в период пресвитерства (386 – 387 гг.). Перед тем как перейти к теме ответственности священства, стоит сказать о высоте его Божественного предназначения. Свт. Иоанн Златоуст много говорит о величии священства как особого вида служения Богу и Церкви. Священники христианские выше ветхозаветных, ближе к пасомым, чем родители, т.к. рождают через Крещение для вечной жизни и питают Телом и Кровью Христовыми, им дана власть вязать и решить грехи, которая выше царской, они становятся посредниками между Богом и людьми и примирителями людей с Богом и т.д. 2 Что может сравниться с такою честью, – спрашивает св. Иоанн Златоуст . – Какая власть может быть более этой? «Священство столько выше (всякой) власти, сколько дух превосходнее плоти» 3 . Однако Златоуст говорит и об ответственности пред Богом всякого представителя церковной иерархии за свое служение и дарованные ему для этого дары. Эта ответственность подразумевает как награды, так и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010