Чувство религии присуще человеку по самой природе его. Созданный по образу Божию, человек из начала был религиозным. И потому, на какой бы низкой степени умственного развития своего ни находился человек, он всегда был религиозным. Это религиозное чувство, подобно зерну, глубоко коренится в самой природе души человека: так что душа человека, по самой природе своей христианка, и только безумец, как сказал псалмопевец Давид, рече в сердце своём: «несть Бог». Но это религиозное чувство не всегда одинаково проявлялось в жизни человека: первоначально это чувство нашло реальное проявление своё в частной – домашней и семейной молитве, и не имело той общественной формы своего выражения, в которую оно было облечено и заключено впоследствии. А это, в свою очередь, зависело от той первоначальной формы, в которой выражались жизнь и сожительство человеческое: такой формой, сначала, была жизнь семейная, первоначально не было того общественного строя, в который сложилась жизнь человека в последующие времена. С самого начала бытия человеческого, каждая семья, каждое племя представляло собой одно, строго замкнутое, хотя и небольшое, общество, в котором глава семьи – патриарх, как старший в роде, представлял и сосредоточивал в своём лице и власть царя и обязанности священника, и, таким образом, являлся не только полновластным распорядителем жизни и смерти подчинённых ему членов семьи, но и единственным посредником между Богом и людьми, в деле их религиозных отношений. Таков был весь длинный период жизни патриархальной. Естественно, что в этот первоначальный (патриархальный) период не было, да и не могло быть храмов, как особенных мест собрания, для общественного Богослужения и жертвоприношения. В этот период местом молитвы служили места или указанные самим Богом, или ознаменованные какими-либо особенными, чрезвычайными событиями в жизни патриархов: таковыми местами были горы, холмы и долины, или тенистые рощи и дубровы; во всех таких местах не созидались храмы, а прямо под открытым небом воздвигался из камней алтарь или жертвенник, собирались вокруг него члены семьи, и в присутствии их глава семьи или старший в роде приносил Богу жертву; не было при этом ни чтения каких-либо установленных определённых молитв, ни пения священных гимнов, а каждый возносил мысли свои к Богу в той форме, как умел. Такие жертвы, по свидетельству книги Бытия, приносили Каин и Авель, праведный Ной, по выходе своём из ковчега, Авраам, отец верующих на горе Мориа, Иаков – на камне в пустыне, Моисей – на горе Синае и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ветхозаветные апокрифы Книга Юбилеев, или Малое Бытие «Книга Юбилеев, или Малое Бытие» – это настоящий памятник древнеиудейских воззрений. Она представляет собой своеобразную интерпретацию библейского повествования, изложенного в книге Бытия и отчасти в книге Исход. «Ангел лица», явившийся Моисею на горе Синай, по повелению Бога рассказывает ему о событиях, произошедших от сотворения мира до прибытия евреев к подножию священной горы. Моисей, за три месяца до этого выведший израильтян из египетского плена, слушает богооткровенную речь ангела и записывает его рассказ в книгу. Таким образом, повествование книги ведется от лица ангела, который служит посредником в передаче откровений от Бога к человеку. «Книга Юбилеев» особенно интересна тем, что в ней раскрывается дух подлинного, а не нарицательного фарисейства, для которого характерно прежде всего стремление к тщательному и точному исполнению Закона Моисея. Фарисеи (что по-арамейски значит «отделенные») стремились к благочестию и были убеждены, что их правила «строят ограду вокруг закона». Поэтому, как верили фарисеи, люди смогут уберечься от нарушения Божьих заповедей, в точности соблюдая досконально разработанные предписания. «Книга Юбилеев» воспроизводит обрядовую практику иудейства времен земной жизни Иисуса Христа, в ней подробно описывается способ совершения той или иной жертвы, указываются вещества, дозволенные для жертвоприношений, перечисляются породы деревьев, которые употреблялись для сожжения жертв. В настоящее время известно, что ритуал, или обряд, не представляет собой «вырождения духа», как утверждали некоторые исследователи истории религии, а является особым видом «деятельной медитации», методом вхождения в определенное состояние духа, своеобразной духовной «настройкой». Это в корне меняет отношение к обрядовой стороне религиозной жизни и придает древним текстам, описывающим ритуалы, особую ценность. Главное внимание в книге обращается на время описываемых событий, хронология которых в Библии опущена. Так, в книге определяется продолжительность пребывания прародителей в раю (семь лет), указывается время основания первого города Каином, датируются важные события в жизни патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Во главе своего Евангелия и первого послания Иоанн Богослов, как известно, ставит возвышенное учение о Логосе. Логос является здесь от вечности изреченным Словом Божиим (ν αρχ ν Λγος) и Единородным Сыном Божиим (μονογενς παρ Πατρς или μονογενς υις ν εις τν κλπον το Πατρς), сосуществующим рядом с Богом-Отцом в качестве второй самостоятельно-божественной ипостаси (κα Λγος ν πρς τ Θε κα Θες ν Λγος). В отношении к тварно-конечной области бытия, Логос изображается у Богослова как посредник творения мира (πντα δ ατο γνετο κα χωρς αυτο γνετο ουδ ν ο γγονεν, – κα κσμος δ ατο γνετο), как общее начало и источник жизни для всех тварей вообще (ν ατ ζω ν) и для человека в особенности; для последнего, как существа нравственно-разумного, Логос служит источником истинной и вечной жизни тем, что просвещает каждого человека светом истинного богопознания и научает его истинной добродетели (κα ζω ν τ φς τν νθρωπον, – ν τ φς τ αληθινν, φωτζει πντα νθρωπον ρχμενον εις τν κσμον). Первоначально эта животворно-просветительная деятельность Логоса в человечестве ограничивалась только естественным откровением Божества в явлениях видимого мира и в прирожденном каждому человеку богосознании – среди язычников, и, кроме того, сверхъестественным руководством ветхозаветной теократией и основными предуказаниями новозаветной истины среди иудеев (τ φς, о φωτζει πντα νθρωπον, – ν τω κσμω ν κα κσμος, τ. е. язычники – ατν οκ γνω, – εις τα δια λθεν κα ο διοι, τ. е. иудеи – αυτν ου παρλαβον). Но потом, в определенное Предвечным Советом время, сам Логос становится плотью, и, не переставая быть Богом, обитает среди людей как истинный Богочеловек (κα Λγος σαρξ γνετο κα σκνωσεν ν μιν, κα θεασμεθα τν δξαν ατο, δξαν ς μονογενος παρ Πατρς): Своей жизнью, учением и делами воплотившийся Логос открывает людям всю доступную для них полноту истинного богопознания и изливает на них в возможной для них мере божественную любовь и благодать (κ το πληρματος ατο μεις πντες λβομεν κα χριν αντ χριτος, οτι νμος δι Μωσως δθη, χρις κα àλθεια δι Ιησο Χριστο γνετο), является Умилостивителем и праведным Ходатаем перед Отцом за грехи всех людей и всего мира (παρα­κλητον χομεν προ­ς τν πατρα ησον Χριστν δκαιον κα ατς λασμς στιν περ τν μαρτιν μν ο περ τν μετρων δ μνον λλ κα περ λου το κσμου, см.: 1Ин.2:1–2; ср.: Ин.14:16), возводит человека к первоначальному, прерванному грехом Адама, единению с источником вечной жизни (1Ин.4:15–16 и др.), и, таким образом, делается Искупителем и Спасителем не только всех людей, но и всего мира ( πατρ πσταλκεν τν υν σωτρα το κσμου, см.: 1Ин. 4:14; cp.: 1Ин.2:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Всеволод Чаплин: «Будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно» Председатель ОВЦО предложил ряду губернаторов принять участие в создании православного банка 20.01.2015 386 Время на чтение 7 минут Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал руководителей Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края принять участие в формировании православной финансовой системы и православного банка, сообщают « Известия ». В письмах отец Всеволод Чаплин также попросил оказать организационную поддержку, привлекая православную бизнес-общественность. Главное отличие православного банка от существующих будет заключаться в том, что он не будет выдавать кредиты и принимать вклады. Основная цель банка — посредничество между православными инвесторами. В будущем православные банкиры предложат формировать капиталы банков золотом. «Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал «Известиям» протоиерей Всеволод Чаплин. — Это губернаторы Владимир Владимиров, Аман Тулеев, Александр Турчак, Евгений Савченко, Леонид Маркелов. Речь идет о регионах и главах регионов, где, как представляется, есть среди общественности и бизнеса определенная поддержка Православной Церкви и православного образа жизни. Инициатива со стороны бизнесменов есть. Компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Пока никаких конкретных цифр нету. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, и собираем предложения и инициативы от бизнесменов по участию в банке. Будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно». «Система, основанная и действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции. Это требует взращивания новых, более разумных и справедливых принципов и механизмов работы финансовой системы, основанных на традиционных общественных ценностях. Православные нормы жизни, применяемые и в деловой сфере, должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии», — говорится в тексте писем протоиерея Всеволода Чаплина.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/20/pr...

Закрыть Русский вопрос - главный вопрос общенациональной повестки дня Леонид Ивашов   03:00 04.12.2006 485 Время на чтение 13 минут Нынешняя РФ - это третьеразрядное государство, которое имеет громадную территорию и колоссальные природные ресурсы, но не обладает сколько-либо значимым влиянием на ход мировых событий. Впервые за последние 300 лет официальная Россия потеряла или оттолкнула от себя всех своих союзников, не влияет на формирование системы международных отношений и выступает на мировой арене как меняла-посредник, продавая то сербов блоку НАТО, то палестинцев - Израилю, то Ирак - американским нефтяным корпорациям. Торгуем даже братьями белорусами. РФ практически выпала из круга мировых цивилизаций. Избранная режимом Ельцина и не отмененная до сих пор внешнеполитическая стратегия встраивания РФ в западное сообщество, в инородную для нас меркантильно-потребительскую общественную среду - это гибель для народа и государства. Традиционно Россия всегда была особым миром, особой цивилизацией, особым культурно-историческим пространством. Нашим величайшим богатством всегда были духовная ориентация бытия и способность народа к соборному единению. А сегодня уникальный русский мир загоняется в прокрустово ложе другого, бездуховного способа существования. Нам предлагают сменить код русской цивилизации - совесть, признать смыслом жизни выгоду и материальное благополучие. Эта стратегия разворачивает нас не к Богу, а к мамоне. Нас принуждают отказаться от традиций и ценностей, которые напряжённым трудом, пролитой на полях сражений кровью и добытой в боях славой собирали и взращивали десятки предшествовавших нам поколений русских. Нас перемалывают в биороботов, лишают национальной памяти, культуры, истории, гордости, права быть русскими. Росфедерация перестала быть центром большого русского мира, русский народ оказался самым большим разделённым народом на планете. И всё это ради того, чтобы нынешнюю " элиту " РФ полюбили в Вашингтоне, Тель-Авиве, Брюсселе. На официальном уровне, в СМИ мы только и слышим об успехах российской экономики, об огромном профиците бюджета, росте ВВП и т.д. А вот реальные показатели, которыми оперирует ООН: по продолжительности жизни, уровню здравоохранения, уровню социального обеспечения мы стоим в одном ряду с вымирающими африканскими странами. По качеству жизни РФ откатилась на 62-е место в мире, а по уровню борьбы с коррупцией - на 126-е место из 159-ти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

М.В. Бибиков Данные писем Григория Кипрского , византийского патриарха с 1283 по 1289 гг., его отношения с теми или иными из адресатов, отраженные в переписке, многочисленные высказывания и наблюдения, встречающиеся в ней, дают возможность рассматривать эпистолографическое наследие Григория Кипрского как источник для изучения историко-культурных и социо-психологических условий византийской жизни второй половины XIII в. 1 Эти письма становятся как бы зеркалом общества, в котором отразилась и жизнь двора, и мир высших государственных людей и вместе с тем проблемы, связанные с другими слоями общества, литературная жизнь, деятельность известных духовных лиц, их борьба. Кроме того, всякое литературное наследие (а таковым является и корпус писем исследуемого автора) интересно и с других точек зрения 2 . Обилие авторских высказываний, выражение мнений по тем или иным вопросам общественной и духовной жизни, сам выбор тех фактов, которые упоминаются в посланиях, дают богатый материал для изучения мировоззрения Григория Кипрского – его социальных взглядов, этических принципов, его интеллектуальных интересов и духовных запросов. Письма Григория – это и отражение событий общественно-политической и экономической жизни византийского общества, и выражение вкусов и воззрений самого автора, и памятники литературного жанра, отвечающие его принципам. Бедственное положение государства и личная бедность – темы постоянных рассуждений эпистолографа. Патриарх активно вмешивается в житейские дела своих современников. Так, Григорий Кипрский оказался посредником в ходатайстве братьев аркадца Дионисия перед василевсом. Их просьба – освободить от налогов их землю (181. 9–15). В это время Пелопоннес только-только присоединялся к владениям восстанавливающейся Византийской империи. В письмах Григория содержатся сообщения и о спекуляциях императорской челяди. Люди, следящие за царским скотом и пасущие его на территории от Галлиполи до горы Ганос, получив большое количество хлеба, продают его на рынке по более высоким ценам, чем купили (132. 58–70). Помогают им в этих операциях служащие императорской кухни (132. 71–74). Они не ограничиваются этим. По рассказам Григория, когда василевс остановился в пути около Лампсака, они отправились на Киос, Триглею, Элегмы и там забирали у населения птицу, свиней и другой скот (132. 76–82). Это письмо, по-видимому, написано около января 1285 г. (так датируется письмо Из другого письма, написанного в это время, мы узнаем о наступившем голоде в Адрамиттии (134. 8–10). Теперь становятся более понятными условия спекуляции хлебом придворной челяди 3 . Григорий сообщает о том, что наступивший голод был весьма силен (134. 39–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Начатки христианства на территории будущей России I. Начало исторической жизни русского народа Густой мрак скрывает от нас начало исторической жизни русского народа и вместе с тем начало его знакомства с христианской религией. В раскрытии этого темного вопроса нам необходимо за точку отправления взять нечто известное. Постараемся сначала припомнить то старейшее по исторической известности этнографическое окружение русской территории, которое могло служить и служило нашим предкам посредником в сближении с христианством. Тогда пред нами обрисуются границы той волны христианства, которая в своем распространении от греко-римского мира через народы ближайшие к отдаленнейшим, достигла в определенный час и нашего отечества, «простреся», по выражению митр. Иллариона, «и до нашего языка русскаго». Это тем более необходимо, что старые исследователи, и за ними учебники, укоренили здесь довольно много неточных представлений. Обратимся к югу. Древние византийцы различали две Скифии в Европе: Великую – от Танаиса (Дона) до Истра (Дуная) и Малую, составлявшую внутреннюю провинцию империи в сев.-восточной Мизии, между низовьями Дуная и Черным морем, с главным городом Томи ( To " moi, To " mi_s), который можно приурочить к теперешнему болгарскому местечку Мангалии. Акты мученические свидетельствуют о распространении здесь христианства уже в первых веках. Первое упоминание о скифском епископе имеется от времени Диоклетиана. Целый ряд затем епископов скифских или томитанских известен до позднейших времен: кафедра в Томи значится еще в каталоге епископий, отмеченном именем Льва императора (нач. X в.; на самом деле этот каталог представляет редакцию XII в.). Население томитанской провинции состояло из племен фракийских, а с VI в. и славянских, предков нынешних болгар. Вот к этой-то области и относится большинство древних свято-отеческих свидетельств о христианстве у скифов, которые старыми историками и составителями учебников поспешно толковались в применении к русским славянам. Но правда и то, что для русских славян христианство Малой Скифии не проходило бесследным.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

IV. Взаимоотношение в Церкви пастырей и пасомых Библейско-церковное учение, раскрытое нами в предшествующей главе, неопровержимо свидетельствует, что и в Церкви Христовой мы встречаемся с особым служением, существующим по Божественному праву в среде всесвященнического общества христиан. Теперь нам предстоит задача, для уяснения сущности христианского священства, определить то положение, какое занимают в Церкви эти ее служители, избранные в начале и поставляемые во все времена Самим Господом на свое служение. А. Иерархическое достоинство христианских пастырей-священников Церкви Краткое рассмотрение жреческих установлений в дохристианский период истории позволило нам сделать тот вывод относительно дохристианского священства, что существенным признаком его в отношении к остальным членам общества является исключительное право посредства священников между Богом и верующими, благодаря чему жрецам необходимо усвоялось иерархическое значение в религиозной жизни общества. Естественно теперь нам спросить, в каком же отношении к верующим находятся епископы, пресвитеры и диаконы, то есть те служители Церкви, которые, согласно раньше выясненному, существуют в ней по Божественному праву и имеют свое особое, отличное от общехристианского, служение в Церкви» Частнее вопрос может быть формулирован так: можем ли мы этим священно-служителям усвоять иерархическое достоинство, видеть в них посредников между Богом и остальными верующими, то есть священников в особом исключительном смысле этого слова» И первое, на чем нам должно остановиться для уяснения поставленного вопроса, это – на учении о жертве в христианской Церкви. На основании своего обзора дохристианских жреческих учреждений мы утверждали связь между жертвой и священником, при том связь столь тесную, что самое понятие «священник» немыслимо вне представления о нем, как жертвоприносителе. Еще в несравненно более неразрывном единстве связь эта выступает в служении Христа Спасителя, Который Сам есть и Жертва и Архиерей. Наконец, неразрывность этой связи наблюдается и в жизни самой христианской Церкви: где нет места учению о жертвенном характере Евхаристии, там отрицается и священство, как Богоучрежденное посредство между Богом и верующими. Итак, первый существенно важный в данном случае для нас вопрос, это вопрос о том, есть ли жертва в новозаветной Церкви и если есть, то кто является ее приносителем» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Декабрь, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь… Посла своя рабы, созывающи с высоким пропо- веданием. Прит.9:1–13 . Темже, яко же глаголет Дух Св.: Днесь, аще глас Его услышите, не оже- сточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . I. Речи Высокопреосвященного Иоанникия Митрополита Киевского, сказанные в духовных учебных заведениях а) Речь при открытии общежития для своекоштных учеников Нижегородской Духовной Семинарии, 1876 г. 12 сентября//Миссионерское Обозрение, 1897, Декабрь, кн. 2. С. 69–73 Благословен Бог, благопоспешивший привесть в исполнение еще одно благодетельное предприятие! Да будет благословен пред Господом Богом Благочестивейший Монарх, всемилостивейшему вниманию которого к нуждам духовенства и верховному утверждению обязано духовенство Нижегородской епархии приобретением сего здания. Всегдашняя благодарность верховному правительству церкви и посреднику между ним и Высочайшею властью, графу Димитрию Андреевичу Толстому, оказавшим значительное пособие для сего приобретения. С сердечною радостью приветствую вас, отцы и братие, с настоящим светлым торжеством. Радость откровенна и многоглаголива. Позволяю себе высказать то, что без настоящего случая навсегда осталось бы сокровенным в глубине сердца. Кому не известно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания? Но иное дело – знать о скудости и бедности по слуху, иное – самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. – Мне судил Господь последнее. Не роскошною и не богатою обстановкой окружено было мое детство; много нужд и лишений испытал я в период моего воспитания. По собственному опыту известна мне вся непривлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания. Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, – одни не докончивши его, другие дошедши до половины пути, а иные и едва начавши.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книга восьмая Бл. Августин переходит к третьему роду теологии, которая называется натуральною, и с платониками, бесспорно знаменитейшими из прочих философов и более приближающимися к истине христианской веры, берется за исследование вопроса о том, может ли почитание богов, о которых идет речь в этой, т.е. натуральной теологии, приносить пользу для достижения жизни блаженной, имеющей наступить по смерти. И здесь сначала опровергает он Апулея и всех других, утверждавших, что почитание воздается демонам, как вестникам и посредникам между богами и людьми; доказывая, что посредниками между добрыми богами и людьми никоим образом не могут быть эти демоны, о которых известно, что они сами виновны в преступлениях, и ввели такое, от чего отвращаются и что осуждают добродетельные и благоразумные люди, т.е. нечестивые вымыслы поэтов, театральные глумления, преступные чародейства, – всячески благоприятствуют всему этому и этим услаждаются Глава I. Об исследовании вопроса относительно натуральной теологии с философами более возвышенного образа мыслей Теперь нам нужно будет приложить гораздо больше усилий мысли, нежели прежде, при решении прежних вопросов и изложении прежних книг. Предстоит вести речь о теологии, которую называют естественной, и вести ее не с какими-нибудь людьми (ибо это – теология не баснословная или гражданская, т. е. не театральная или государственная, из которых первой выставляются напоказ преступления богов, а другая обнаруживает еще более преступные желания этих же богов, и, таким образом, представляет в их лице скорее демонов, чем богов), но с философами, само имя которых, если мы переведем его на латынь, означает любовь к мудрости. Но если Премудрость есть Бог, через Которого все сотворено, как свидетельствуют о том божественное Писание и истина ( Npeм. VII, 24 – 27 ; Евр. 1:2 – 3 ), то истинный философ – это любитель Бога. Но поскольку сама та вещь, которой свойственно это имя, существует не во всех, кого величают этим именем (ибо не всегда бывают любителями истинной мудрости те, которые называют себя философами), то из общего числа тех, мнения которых мы могли узнать из их сочинений, следует выбрать только таких, с которыми стоило бы вести рассуждение по данному вопросу. Ибо я не ставил задачей настоящего сочинения опровергать всякие пустые мнения всех вообще философов, но только те мнения, которые касаются теологии, понимаемой, согласно значению греческого слова, как учение или речь о божестве; и притом мнения не всех, а только тех, которые, хотя и признают, что божество существует и печется о человеческом, однако же полагают, что почитание единого неизменяемого Бога недостаточно для достижения даже после смерти блаженной жизни, а следует почитать многих, как от этого же Единого сотворенных и установленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010