Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

[греч. Κριτβουλος] Михаил (1400-1410, о-в Имброс - после 1468, К-поль), визант. историк, идеолог проосманского направления греч. исторической мысли. К. происходил из знатной семьи. Вероятно, его настоящий патроним был Критопул (Κριτπουλος), а форма «Критовул» была авторским аттикизирующим псевдонимом. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1444 г., когда с ним встречался итал. гуманист Кириак из Анконы. Он описывал К. как «знатного ученого мужа» и «близкого друга» Геннадия Схолария. Основанные на сообщениях Кириака предположения, что 2-м именем К. было Ермодор (Гермодор), ставятся исследователями под сомнение ( Critobuli Imbriotae Historiae. P. Reinsch. 2003. C. 299). Об образовании К. ничего не известно; судя по тексту «Истории», его отличали глубокие познания в медицине. Летом 1453 г. К. сыграл важную роль в посольстве знати о-ва Имброс к османскому адмиралу Хамза-бею, а затем (при посредничестве последнего) - в переговорах с султаном Мехмедом II . Благодаря переговорам К. удалось предотвратить разграбление островов Имброс, Фасос и Лемнос тур. флотом. Сначала они были переданы в управление генуэзскому семейству Гаттилузи, правителям г. Энос (ныне Энез, Турция) и о-ва Лесбос, однако зимой 1455/56 г. тур. флот высадился на Имбросе, Дорино Гаттилузи изгнали, а гражданским и военным наместником острова был назначен К. В 1457 г. К. удалось путем дипломатии уберечь Имброс от разорения итал. флотом, посланным папой Каллистом III (1455-1458) для восстановления влияния в регионе. В 1458-1460 гг. К. стал ключевой фигурой в заговоре протурецки настроенных динатов Лемноса, желавших освободить его от итал. влияния и передать в управление правителю Пелопоннеса Димитрию Палеологу в качестве наместника султана. После захвата Имброса венецианцами летом 1466 г. К. вынужден был бежать в К-поль. К 1468 г. относится письмо Георгия Амируци К., посвященное обсуждению кн. «О Промысле» митр. Мидийского Феофана (Феодора Агаллиана). Это послание указывает на принадлежность К. к кругу интеллектуалов, близких к Геннадию Схоларию. Утверждения историков XIX в., что К. был секретарем султана, а к концу жизни принял монашеский постриг, не находят подтверждений ( Critobuli Imbriotae Historiae. P.

http://pravenc.ru/text/2462009.html

Д.А. Добросмыслов Отдел 2. О жрецах Жрецы, как и скиния составляли естественную необходимость публичного богослужения евреев, как и всех других народов. Постановленния Моисея о жрецах имели целью обеспечить наилучшим образом достижение последними своего назначения, чтобы они были посредниками между Иеговой и народом, чтобы, будучи сами святы, они вели к этой святости и народ ( Cupax. XLV, 29, 31 ). Сообразно с таким назначеним Моисей согласно с волей Иеговы произвел выбор между коленами израилевыми, найдя более способным для жреческого служения по ревности к закону Божьему ( Чucл. XXV, 13 ; Cupax. XLV, 28–29 ) колено Левино. Дал последнему строгие законы о святости и чистоте жизни, предоставил руководительство народом в делах религии, обеспечил левитов для большего успеха их в этом руководительстве материальным содержанием, предоставлением особой власти над народом и особых внешних отличий в посвящении и одеждах, которые выделяли жрецов среди народа как род священный ( Cupax. XLV, 7–27 ). Рассматривая постановления Моисея о жрецах, отцы церкви по обыкновению останавливаются на их символическом и преимущественно прообразовательном значении. Как скиния в своем устройстве, по их объяснению, была живым предизображением церкви в ее будущем новозаветном состоянни, так и жрецы были прообразом того же будущего: как главные действующие лица этой прообразовательной скинни, они естественно должны были служить прообразом лиц церкви новозаветной. При этом глава всех ветхозаветных жрецов, первосвященник, по мнению отцов, должен быть принимаем в своих правах, преимуществах и действиях при скинии за прообраз Самого Иисуса Христа, как обетованного еще через пророка Великого и Вечного Первосвященника нового завета ( Ncaл. CIX ). Помощники главного первосвященника – простые священники также отчасти прообразовали священство Христа. Но в отличие от своего главы -первосвященника, в частности, они должны быть принимаемы за прообраз споспешников Христа в Его церкви – пастырей и учителей церкви, а также за прообраз и всех вообще членов этой церкви, потому что и у пророков все христиане по своей близости к Богу и богатству благодати Его подобно ветхозаветным священникам называются священниками Всевышнего ( Uc. IV, 8 ; сн. 1Nemp. II, 9 ; Anok. I, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Д.Д. Читти (англиканец) Скачать epub pdf Предисловие автора Я хочу выразить свою признательность профессору Катберту Тернеру (Cuthbert Turner), благодаря искренней поддержке которого мне удалось воспользоваться (в 1925 году) вторым годом лидцоновской стипендии для пребывания на Ближнем Воетоке; доминиканским братьям из Ecole Biblique de S. Etienne в Иерусалиме (очень радушно принимавшим и обучавшим меня как в этом, так и в следующем году), которые познакомили меня с историей и с археологией монастырей Иудеи; щедрости New College (Оксфорд), позволившей (при активном посредничестве профессора, а впоследствии сэра Джона Майерза – John Myres) провести в 192730 гг. раскопки одного из этих монастырей; профессору Α. X. М. Джоунзу (Α. Η. М. Jones), участвовавшему в 1928 году в раскопках и в течение многих лет неизменно оказывавшему мне помощь и поддержку; Trinity Colledge (Кембридж), пригласившему меня для прочтения лекционного курса в Беркбеке (Birckbeck) в 195960 гг., следствием чего и стала эта книга; моему шурину доктору Джорджу Китсону Кларку (Dr. George Kitson Clark) и моей сестре Лили Ф. Читги (Lily Ε Chitty), без материальной помощи которых настоящая книга не смогла бы увидеть свет. Также я чувствую себя обязанным доктору Тимоти (Каллисту) Уэру (Dr. Timothy (Kallistus) Ware), принимавшему участие в чтении корректур; сестре из Общины Божественной Любви (Community of the love of God) за кропотливую работу над составлением указателей и моей супруге, помогавшей закончить работу над ними; госпоже Пэт Рассел (Pat Russell) за подготовку необходимых карт; иерусалимскому каноннику Эдварду Эвери (Edward Every), предоставившему в мое распоряжение фотографии возвращения мощей святого Саввы; деревушке Аптон в Беркшире, которая вот уже тридцать лет является моим приходом, побудившей меня связать далекие и давние вещи с тем, что принадлежит этому времени и этому месту; а также Михаилу Маркову и его матери Надежде Александровне, открывшим мне ту сердечную реальность христианской жизни, которую восточная православная церковь сохранила со времен древнего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Душа и тело – как они соотносятся в православии? Митрополит Каллист (Уэр) – о том, почему материю и дух не следует противопоставлять 31 июля, 2015 Митрополит Каллист (Уэр) – о том, почему материю и дух не следует противопоставлять О чем христианину нужно заботиться больше – о душе или теле? Почему не стоит спешить с ответом на вопрос о первенстве между материей и духом – в исследовании митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) «Единство человеческой личности: отношение души и тела в православном богословии» Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его! Псалом 138:5-6 Микрокосм и посредник В любом диалоге богословия и науки есть одна основополагающая истина, которую мы, христиане, постоянно должны иметь в виду: дух и материя – отнюдь не взаимоисключающие понятия. Наоборот, они взаимозависимы; они проникают друг в друга и взаимодействуют между собой. Поэтому когда речь идет о человеческой личности, нам не должно думать о теле и о душе, как о двух раздельных «частях» человека, которые соединяясь, образуют нечто более возвышенное. Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным. Да, в своей повседневной жизни мы зачастую ощущаем внутри себя отнюдь не нераздельное единство, а раздробленность и противоречие, душа и тело противостоят друг другу. Это то состояние, которое выразил апостол Павел, когда воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:24). Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело: «Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

http://pravmir.ru/dusha-i-telo-kak-oni-s...

Жизнь, сокровенная со Христом в Боге Цель нашей земной жизни есть решительное отложение ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облечение в нового, созданного по Богу, – в правде, преподобии и истине, – постепенное очищение от всякой скверны плоти и духа, и стяжание чистого сердца, зрящего Бога, – отложение излишнего житейского попечения, и пребывание в Едином Боге. Короче сказать: цель наша – жизнь в Боге. Жизнь в Боге обнимается и выражается двумя способами: это – а) воссоединение с Богом, и б) пребывание в Боге. А. Воссоединение с Богом Желающему воссоединиться с Богом, прежде всего, необходимо прийти ко Иисусу Христу, – уверовать в Него, чтобы чрез Него, как Посредника между Богом и человеком, и от Него взойти к Богу: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, сказал Спаситель наш ( Ин.14:16 ). Здесь обязательные для нас чувства и расположения – одни на пути сочетания с Господом Иисусом Христом; а другие – на пути восхождения от Иисуса Христа к Богу Отцу, – действием Святого Духа. I. Сочетание с Господом Иисусом Христом Сердечное сочетание с Иисусом Христом совершается посредством веры. Зачинается вера в сердце человека в тот момент, когда человек сознает свою бедность и познает богатство Иисуса Христа. Зародившаяся вера переносит богатство Христово на бедность человека, и таким образом сочетавает сердце его с Господом. Отсюда следует то, что – Первая обязанность и первое дело христианина состоит в том, чтобы всеми возможными мерами узнать и сердцем восчувствовать свою бедность и свое окаянство; Вторая обязанность и дело его – узнать и постепенно – более и более усовершаться в познании неизследимого богатства Господа нашего Иисуса Христа ( Еф.3:18 ): Третья христианская обязанности и дело – всячески возращать, согревать и питать в себе веру в Господа-Спасителя. Когда в одном и том же духе встретятся – и познание своей бедности и познание богатства Спасителева; тогда они естественно сочетаваются между собою, как две сродные стихии, и срастворяются, как вода с сухою землею. Вследствие такого сочетания, как небесная дщерь, рождается Вера в Господа Спасителя. Как в химическом сродстве, один элемент входит в другой и является нечто новое; так и элементы указанного познания своей бедности и Христова богатства срастворяются взаимно и рождают святую Веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Матильдой» по «Матильде» Священник Роман Зеленский о клеветническом фильме Алексея Учителя 18.06.2016 1462 Время на чтение 6 минут Из ненависти врага рода человеческого к Богу проистекает источник ненависти к тем людям, которых наш Творец избрал царствовать. В Них, в Русских Самодержцах, четко проявляется Образ Царя царей, и,Сам Вседержитель разделяет Своё Святое Имя со Своими Помазанниками, иначе говоря Христами Господними. Об этом архиепископ Анастасий Братановский писал в своем Слове на день рождения Государя Императора Павла Петровича: «Царь Небесный, разделяя Имя Свое с Царями земными, разделяет с Ними и добродетели Свои: ибо Имя Божие суть Его совершенства, образ коих преимущественно начертывает в избранных по сердцу Своему, дабы сотворити имя Их священным по добродетелям Богоподобным. Правда Царева непререкаема; ибо междуИм и Богом нет посредничества. Власть Царева всемощна; ибо образ есть всемогущества Божия» (Сочинения Анастасия, Санкт-Петербург, 1850 год, стр. 354). В этом, собственно говоря, и усматривается основная духовная причина нападок на наших Государей, в том числе и на Царя Николая Второго, который в особенности старался подражать Господу нашему Иисусу Христу в Его Искупительном Крестном Подвиге. Святой Император отдал жизнь за Свой народ, взойдя на Екатеринбургскую Голгофу. Он в точности выполнил Волю Божью и вместе с Царственной Семьей молится сейчас за Россию у Престола Вседержителя. К тому же близится время Российской Империи, потому мысли и действия многих творческих личностей устремляются в Царственное прошлое нашей Великой Державы. Одни деятели там находят светлые моменты, другие же, словно из выгребной ямы, извлекают оттуда всякие вымыслы и сплетни. Именно из этой ямы и берется материал для создания нового якобы исторического блокбастера «Матильда». Этот фильм, если внимательно посмотреть его трейлер, состоящий из набора кричащих кусочков, посвящен всего лишь эпизоду в жизни тогда еще Цесаревича Николая Александровича. Невинную романтическую увлеченность будущего Императора к балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской преподносят нам как бурлящий страстями, искусственно закрученный режиссером клубок, где всё перемешалось в недостойных поступках и грязных намерениях. Хотя на самом деле в реальности такого не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя Торжества Православия 21.03.2021 632 Время на чтение 10 минут Неделя Торжества Православия, отмечаемая с 21-го марта 2021 г. нашей Церковью, напоминает нам о том, что этот праздник тесно связан с решениями VII -го Вселенского Собора (787г.), утвердившего иконопочитание. Давайте об этом немного порассуждаем. Прежде всего следует сказать, что, являясь неотъемлемой частью литургии, икона выступает посредником между молящимся и образом, который восходит к Первообразу, и к которому верующий обращает свою молитву. По сути, икона – это лестница в небо, по которой верующий духовно восходит в иное пространство и время. Визуально иконичный образ свидетельствует о присутствии в нем невидимого, т.е. в символической форме он содержит в себе модель иного бытия. Специфика образа состоит в том, что в нем содержится единство двух начал: самого изображения, выполненного красками, - и Первообраза, который находится за границами изображения. Обладая символической природой, иконичный образ не ограничивается лишь знаковыми характеристиками, отсылая к определенному содержанию, в качестве которого выступает либо строго канонический сюжет из Священного Писания, либо канонизированный образ святого, но образ в иконе «творит» новую преображенную реальность, устремляя к ней верующего. Светская живопись бессильна отразить реальность духовного мира: картина не может выразить духовной жизни, но иногда бывает способна зафиксировать и запечатлеть в красках, как в бледных теневых отражениях, некоторые оттенки духовного мира на земле: монастыри, храмы, лица, озаренные радостью молитвы или печалью покаяния. Но даже если религиозная живопись Поленова, Нестерова, Ге, А.Иванова бессильны передать бытие духовного мира, то современный абстракционизм вообще заглянул в бездны ада и человеческого подсознания. Он отразил процесс распада человеческой личности, написав иллюстрации к рок-музыке в эпилептических судорогах. Так современная культура низводит сакральное до уровня профанного массового потребления.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/21/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОЙ [греч. ρως], в древнейшей мифологии - посредник между людьми и богами. По древним представлениям, непосредственный контакт между миром людей и потусторонним почти всегда кончается трагически, и для избежания этого необходим медиатор, обладающий чертами как человека, так и сверхъестественного существа. Наиболее известный тип мифологического Г.- полубог, как правило, сын бога и смертной женщины (таковы Геракл , Персей, Ахилл и подавляющее большинство древнегреч. героев) или же аватара - бог, воплощенный в теле человека ( Рама , Кришна и др. инд. Г., центральноазиат. Гэсэр ). Однако божественное происхождение является отнюдь не единственной формой проявления причастности Г. к потустороннему миру. В наиболее архаичных текстах фигурирует первопредок - Г.-прародитель, не имеющий отца и матери, рожденный из земли или иным чудесным способом. Он обладает рядом сверхъестественных качеств. У него может быть необычная внешность, совмещающая человеческие и звериные (птичьи) черты (тибет. Г., слав. богатырь Медвежье Ушко, человеколев в инд. мифологии и др.), запредельно долгая жизнь (фин. Вяйнемейнен старше мироздания). Одной из опознавательных черт Г.-первопредка является его одиночество, сиротство: в наиболее древних случаях само имя Г. переводится как «одинокий» (якут. Эр-Соготох, калм. Джангар), не имеют отца прародители арм. богатырей, мн. Г. растут сиротами. Г. часто имеет черты предка, вернувшегося к жизни,- это его быстрое, иногда мгновенное взросление (примеры этого есть почти во всех традициях). Появление на свет Г. так или иначе связано с огнем: наиболее древняя форма представлений сохранилась у тюрок, считавших, что душа-зародыш падала через дымовое отверстие юрты в очаг и богиней очага помещалась в лоно женщины; ср. монг. предание о зачатии сыновей Алан-Гоа (прабабки Чингиза) от светловолосого солнечного человека, проникшего к ней через дымовое отверстие; у оседлых народов Г. рождением своим связан с печью - местом захоронения праха предков. Этот мотив широко представлен, напр., в рус. сказках, и в былинах - сидение Ильи Муромца на печи и мгновенное обретение им силы по слову странников. Сюда же относятся и все легенды о том, что перед рождением великого Г. вспыхивает новая звезда или проносится комета (напр., сказания о короле Артуре).

http://pravenc.ru/text/164847.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХОХ РАЙХЕРСБЕРГСКИЙ [лат. Gerhohus Reichersbergensis, Reicherspergensis; нем. Gerho(c)h von Reichersberg] (1092/93, Поллинг, В. Бавария - 27.06.1169, Райхерсберг, близ Пассау, В. Австрия), богослов, деятель григорианской реформы , настоятель мон-ря регулярных каноников. Сведения о жизни Г. Р. содержатся в Житии, к-рое было написано и включено мон. Райхерсберга Магнусом († 1195) в «Райхерсбергскую хронику», созданную на основе монастырских анналов, составленных при Г. Р. (MGH. SS. T. 17. P. 490-495), а также в сочинениях Г. Р., его друзей и противников. Г. Р. получил образование в монастырских школах в Поллинге, во Фрайзинге, в Мосбурге, в Хильдесхайме. В 1119 г. был назначен каноником и главой кафедральной школы Аугсбурга, но в 1121 г. выступил против еп. Аугсбургского Германа, обвиненного в симонии , и был вынужден уехать в Роттенбух (Райтенбух). В 1123 г. вернулся и сопровождал еп. Германа на Латеранский I Собор , где посредничал в снятии с него отлучения. В 1124 г. под влиянием некоего отшельника обратился к идеалу апостольской бедности и вместе с отцом и братьями вступил в мон-рь каноников-августинцев в Роттенбухе. В 1126 г. еп. Куно Регенсбургский рукоположил Г. Р. во пресвитера. Г. Р. получил приход Кам в Баварии, но в 1128 г. из-за преследований сторонников династии Штауфенов вернулся в Регенсбург, где жил без должности, написал неск. полемических сочинений в поддержку григорианской реформы. Его радикальные взгляды, осуждение всех клириков, живущих не по уставу регулярных каноников, как еретиков и схизматиков и отказ признавать действительность совершенных ими богослужений и освящений стали причиной обвинения Г. Р. в ереси. Но на судебном процессе он сумел оправдаться, заручившись поддержкой папы Иннокентия II . В 1132 г. архиеп. Конрад I Зальцбургский назначил Г. Р. пробстом мон-ря августинцев в Райхерсберге. Г. Р. последовательно выступал за проведение в жизнь идей григорианской реформы, пытался добиться введения общежитийного устава и идеалов vita communis для всего светского клира, но преуспел лишь в реформировании устава августинских мон-рей в Роттенбухе, Зальцбурге и Райхерсберге.

http://pravenc.ru/text/164899.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010