Преп. Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом «Преп. Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом» — работа не столько по патрологии, сколько по сравнительному богословию. Действительно, Максим Исповедник и по своей биографии и по роли в истории богословия по праву занимает место одного из величайших Отцов как Запада, так Востока, обоих половин неразделенной Церкви. Жан-Клод Ларше используя эту уникальную ситуацию, с помощью творчества Максима Исповедника пытается решить вопросы, разделившие Восток и Запад: филиокве, «адамово наследие» (проблематика первородного греха, благодати) и место римского епископа во Вселенской Церкви. Более широко: расхождения Востока и Запада в богословии, духовной жизни и экклезиологии. Ларше в предисловии пишет: «Три исследования, представленные здесь, значительно отличаются друг от друга, но имеют нечто общее: в них рассматриваются аспекты, которые в области богословия, в духовной жизни и экклезиологии явились источником разногласий, а потом — раскола и разрыва отношений между христианскими Востоком и Западом, и до сегодняшнего дня в той или иной степени служат препятствием к объединению Церквей. Вопрос о Filioque всегда вызывал горячие споры, в особенности начиная с IX века, но и в VII веке он уже являлся предметом обсуждения. Подавляющее большинство представителей Православия считает, что догмат об исхождении Святого Духа остается сегодня главным моментом разногласия между западным и восточным христианством. Вопрос о первородном грехе может показаться второстепенным, но и он в начале пелагианских споров был предметом жарких дискуссий, которые в V веке достигли своей высшей точки и не прекращались в большей или меньшей степени в последующие века, вплоть до наших дней. Этот вопрос сопряжен с другими важными проблемами, которые касаются отношений природы и благодати, роли человеческой воли в духовной жизни, да и вообще человеческой свободы и ответственности, а также самой природы спасения. Примат Римского папы также был предметом споров, начиная с первых веков, но только в начале VIIIIX веков он стал главным свидетельством двух различных экклезиологий, причиной разрыва отношений между Востоком и Западом и, можно сказать, самым очевидным мотивом схизмы XI века. Он и сегодня считается одним из основных препятствий на пути к объединению Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Освобождение Греции вовсе не в интересах Англии и даже опасно ей   Освобождение Греции вовсе не в интересах Англии и даже опасно ей ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС В 1827, 1828 И 1829 ГОДАХ 6 июля 1827 года в Лондоне уполномоченными России, Англии и Франции был заключен договор, по которому эти державы обязались сообща предложить Порте свое посредничество для примирения ее с восставшими греками, причем потребовать от обеих воюющих сторон перемирия. Когда в Вену пришло известие об этом договоре, то Меттерних написал интернунцию в Константинополь: " Договор может повести к чему угодно, только не к тому, для чего заключен. Наверное, поведет он к войне между Россиею и Портою. Англия будет этому содействовать, но сама воевать не будет; Франция будет игрушкою своих союзников - и своих собственных ложных расчетов " .     16 августа (н. с.) представители России, Франции и Англии (Рибопьер, Гильемино и Стратфорд Каннинг) передали рейс-эфенди ноту: почти уже шесть лет великие европейские державы стараются склонить высокую Порту Оттоманскую к умирению Греции. Их старания оставались бесплодными - и затянулась война истребительная, результатами которой были, с одной стороны, страшные бедствия для человечества, а с другой - потери, ставшие нестерпимыми для торговли всех народов. Поэтому невозможно допустить, чтобы судьба Греции касалась исключительно одной Порты Оттоманской. Вследствие договора, заключенного нами, три державы предлагают Порте свое посредничество и перемирие и будут ждать решения оттоманского правительства 15 дней; в случае же нового отказа или уклончивого и недостаточного или совершенного молчания прибегнут к средствам, которые сочтут самыми действительными для прекращения положения, несовместимого с истинными интересами Порты, с безопасностию торговли и спокойствием Европы.

http://isihazm.ru/1/?id=922

О богослужении и стиле христианской жизни (Мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) 28 В отличие от той Ассамблеи, которая имела место в Нью-Дели семь лет тому назад и преимущественно была посвящена вопросам веры и устройства, Упсальская Ассамблея запомнится как конференция, сосредоточенная на темах жизни и христианского делания. На ней Всемирный Совет Церквей, то есть большая часть христианского мира со всей силой убеждения, со всей озабоченностью любви и солидарности обратилась к проблемам современности: голоду, обездоленности, бесправию, дискриминации, ко всем формам зла, порожденного человеческой недоброй волей или являющегося результатом горестных, трагических обстоятельств земной жизни. Во всех обсуждениях, во всех дискуссиях меня поражала подлинность, искренность тех людей, которые в них принимали участие. От самых старых до самых молодых – все с глубоким сочувствием и пониманием хотели взять на себя ответственность за тот мир, который создался в течение двух тысяч лет под знаменем Христа и в который мы, христиане, внесли столько неправды. Эта христианская озабоченность современностью – а мир современен и Богу и людям изо дня в день, из тысячелетия в тысячелетие – не случайна. В самой сердцевине христианской веры лежит тема солидарности Бога и – в Нем, ради Него, вместе с Ним – человека, верующего в Него, с судьбой мира. Еще в Ветхом Завете, в книге Иова, в девятой ее главе, истерзанный, измученный Иов восклицает: где же тот посредник, который положит руку свою на меня и на моего судью? ( Иов. 9:33 ). Где же тот, – хотел он сказать, – кто согласится в этой трагедии бесправности и обездоленности сделать шаг, который его поставит в центр конфликта; сделать такой шаг, после которого нет отступления, такой шаг, который делает его участником одновременно двух сторон этого конфликта? Ибо в этом заключается самая сущность христианского отношения к ответственности и к солидарности. Христианин не выбирает сторон ; он видит неправду, он должен с ней бороться изо всех сил, но одновременно неправда не должна закрывать ему человека . Человек поступает нехорошо, но он остается человеком, и задача жизни не в том, чтобы стереть его с лица земли, его отодвинуть, дабы он путь дал другим, а в том, чтобы и его спасти, как об этом говорит с громадной силой и с такой убедительностью, основанной на принесенной им жертве, Кинг, в своем слове, которое было два раза цитировано на Ассамблее.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим 29.12.2016 558 Время на чтение 9 минут Схимонах Максим был уроженцем великой России. Где он родился и как он жил до поступления на Афон, нам неизвестно. В конце 60-х годов 19 века он прибыл на Афон и поступил в Андреевский скит. Долгое время, почти 20 лет, исполнял послушание келейника у отца Феодорита (Крестовикова), который постриг его сначала в мантию, а потом в схиму с именем Максим. Находясь в Андреевском скиту, отец Максим постоянно думал куда-нибудь уединиться в пустыню. «Отец Феодорит, - писал он, - привыкший ко мне и не слыша никогда жалоб от братии на меня, которым я всегда старался удовлетворять в их просьбах ко мне, не хотел меня отпустить при жизни своей и даже иногда подшучивал надо мной за это, говоря: «Толкушка (это была постоянная его поговорка), чего тебе еще не достает, живи да смиряйся, молись, сколько хочешь, никто тебе не мешает, а то в пустыню захотел, какой ты пустынник». Я все-таки не малодушествовал, но положился в уме на Бога, что если Ему угодно, то Он и устроит меня ими же весть судьбами, а между тем в летнее время испрашивал у него благословения пройтись по Святой Горе и в то время присматривался к пустынным местам, где бы удобнее поселиться, расспрашивал пустынников об их пустынной жизни, через что мало-помалу ознакомился с ней. Некоторые из пустынников нередко обращались в скит к отцу Феодориту со своими нуждами, тесно сопряженными с жизнью отшельнической, и как при этом всегда нужно было посредничество мое, то я и старался всевозможно их удовлетворять, прося при этом взаимно от них святых молитв. В одно время случилось в Серае [Андреевском скиту] некоторое замешательство, и вот в то время я, видя, что наступило благоприятное время, испросил себе благословение для приискания места безмолвного где-нибудь в тишине пустыни афонской. При прежних моих прохождениях через наш (т. е. Кавсокаливский скит) скит я совсем не чувствовал в себе расположения поселиться здесь, но когда уже окончательно начал искать безмолвия и пришел сюда, то мне необыкновенно понравилось здесь, и я почувствовал какое-то внутреннее влечение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Чувство религии присуще человеку по самой природе его. Созданный по образу Божию, человек из начала был религиозным. И потому, на какой бы низкой степени умственного развития своего ни находился человек, он всегда был религиозным. Это религиозное чувство, подобно зерну, глубоко коренится в самой природе души человека: так что душа человека, по самой природе своей христианка, и только безумец, как сказал псалмопевец Давид, рече в сердце своём: «несть Бог». Но это религиозное чувство не всегда одинаково проявлялось в жизни человека: первоначально это чувство нашло реальное проявление своё в частной – домашней и семейной молитве, и не имело той общественной формы своего выражения, в которую оно было облечено и заключено впоследствии. А это, в свою очередь, зависело от той первоначальной формы, в которой выражались жизнь и сожительство человеческое: такой формой, сначала, была жизнь семейная, первоначально не было того общественного строя, в который сложилась жизнь человека в последующие времена. С самого начала бытия человеческого, каждая семья, каждое племя представляло собой одно, строго замкнутое, хотя и небольшое, общество, в котором глава семьи – патриарх, как старший в роде, представлял и сосредоточивал в своём лице и власть царя и обязанности священника, и, таким образом, являлся не только полновластным распорядителем жизни и смерти подчинённых ему членов семьи, но и единственным посредником между Богом и людьми, в деле их религиозных отношений. Таков был весь длинный период жизни патриархальной. Естественно, что в этот первоначальный (патриархальный) период не было, да и не могло быть храмов, как особенных мест собрания, для общественного Богослужения и жертвоприношения. В этот период местом молитвы служили места или указанные самим Богом, или ознаменованные какими-либо особенными, чрезвычайными событиями в жизни патриархов: таковыми местами были горы, холмы и долины, или тенистые рощи и дубровы; во всех таких местах не созидались храмы, а прямо под открытым небом воздвигался из камней алтарь или жертвенник, собирались вокруг него члены семьи, и в присутствии их глава семьи или старший в роде приносил Богу жертву; не было при этом ни чтения каких-либо установленных определённых молитв, ни пения священных гимнов, а каждый возносил мысли свои к Богу в той форме, как умел. Такие жертвы, по свидетельству книги Бытия, приносили Каин и Авель, праведный Ной, по выходе своём из ковчега, Авраам, отец верующих на горе Мориа, Иаков – на камне в пустыне, Моисей – на горе Синае и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Во главе своего Евангелия и первого послания Иоанн Богослов, как известно, ставит возвышенное учение о Логосе. Логос является здесь от вечности изреченным Словом Божиим (ν αρχ ν Λγος) и Единородным Сыном Божиим (μονογενς παρ Πατρς или μονογενς υις ν εις τν κλπον το Πατρς), сосуществующим рядом с Богом-Отцом в качестве второй самостоятельно-божественной ипостаси (κα Λγος ν πρς τ Θε κα Θες ν Λγος). В отношении к тварно-конечной области бытия, Логос изображается у Богослова как посредник творения мира (πντα δ ατο γνετο κα χωρς αυτο γνετο ουδ ν ο γγονεν, – κα κσμος δ ατο γνετο), как общее начало и источник жизни для всех тварей вообще (ν ατ ζω ν) и для человека в особенности; для последнего, как существа нравственно-разумного, Логос служит источником истинной и вечной жизни тем, что просвещает каждого человека светом истинного богопознания и научает его истинной добродетели (κα ζω ν τ φς τν νθρωπον, – ν τ φς τ αληθινν, φωτζει πντα νθρωπον ρχμενον εις τν κσμον). Первоначально эта животворно-просветительная деятельность Логоса в человечестве ограничивалась только естественным откровением Божества в явлениях видимого мира и в прирожденном каждому человеку богосознании – среди язычников, и, кроме того, сверхъестественным руководством ветхозаветной теократией и основными предуказаниями новозаветной истины среди иудеев (τ φς, о φωτζει πντα νθρωπον, – ν τω κσμω ν κα κσμος, τ. е. язычники – ατν οκ γνω, – εις τα δια λθεν κα ο διοι, τ. е. иудеи – αυτν ου παρλαβον). Но потом, в определенное Предвечным Советом время, сам Логос становится плотью, и, не переставая быть Богом, обитает среди людей как истинный Богочеловек (κα Λγος σαρξ γνετο κα σκνωσεν ν μιν, κα θεασμεθα τν δξαν ατο, δξαν ς μονογενος παρ Πατρς): Своей жизнью, учением и делами воплотившийся Логос открывает людям всю доступную для них полноту истинного богопознания и изливает на них в возможной для них мере божественную любовь и благодать (κ το πληρματος ατο μεις πντες λβομεν κα χριν αντ χριτος, οτι νμος δι Μωσως δθη, χρις κα àλθεια δι Ιησο Χριστο γνετο), является Умилостивителем и праведным Ходатаем перед Отцом за грехи всех людей и всего мира (παρα­κλητον χομεν προ­ς τν πατρα ησον Χριστν δκαιον κα ατς λασμς στιν περ τν μαρτιν μν ο περ τν μετρων δ μνον λλ κα περ λου το κσμου, см.: 1Ин.2:1–2; ср.: Ин.14:16), возводит человека к первоначальному, прерванному грехом Адама, единению с источником вечной жизни (1Ин.4:15–16 и др.), и, таким образом, делается Искупителем и Спасителем не только всех людей, но и всего мира ( πατρ πσταλκεν τν υν σωτρα το κσμου, см.: 1Ин. 4:14; cp.: 1Ин.2:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Протоиерей Всеволод Чаплин: «Будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно» Председатель ОВЦО предложил ряду губернаторов принять участие в создании православного банка 20.01.2015 386 Время на чтение 7 минут Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал руководителей Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края принять участие в формировании православной финансовой системы и православного банка, сообщают « Известия ». В письмах отец Всеволод Чаплин также попросил оказать организационную поддержку, привлекая православную бизнес-общественность. Главное отличие православного банка от существующих будет заключаться в том, что он не будет выдавать кредиты и принимать вклады. Основная цель банка — посредничество между православными инвесторами. В будущем православные банкиры предложат формировать капиталы банков золотом. «Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал «Известиям» протоиерей Всеволод Чаплин. — Это губернаторы Владимир Владимиров, Аман Тулеев, Александр Турчак, Евгений Савченко, Леонид Маркелов. Речь идет о регионах и главах регионов, где, как представляется, есть среди общественности и бизнеса определенная поддержка Православной Церкви и православного образа жизни. Инициатива со стороны бизнесменов есть. Компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Пока никаких конкретных цифр нету. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, и собираем предложения и инициативы от бизнесменов по участию в банке. Будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно». «Система, основанная и действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции. Это требует взращивания новых, более разумных и справедливых принципов и механизмов работы финансовой системы, основанных на традиционных общественных ценностях. Православные нормы жизни, применяемые и в деловой сфере, должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии», — говорится в тексте писем протоиерея Всеволода Чаплина.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/20/pr...

М.В. Бибиков Данные писем Григория Кипрского , византийского патриарха с 1283 по 1289 гг., его отношения с теми или иными из адресатов, отраженные в переписке, многочисленные высказывания и наблюдения, встречающиеся в ней, дают возможность рассматривать эпистолографическое наследие Григория Кипрского как источник для изучения историко-культурных и социо-психологических условий византийской жизни второй половины XIII в. 1 Эти письма становятся как бы зеркалом общества, в котором отразилась и жизнь двора, и мир высших государственных людей и вместе с тем проблемы, связанные с другими слоями общества, литературная жизнь, деятельность известных духовных лиц, их борьба. Кроме того, всякое литературное наследие (а таковым является и корпус писем исследуемого автора) интересно и с других точек зрения 2 . Обилие авторских высказываний, выражение мнений по тем или иным вопросам общественной и духовной жизни, сам выбор тех фактов, которые упоминаются в посланиях, дают богатый материал для изучения мировоззрения Григория Кипрского – его социальных взглядов, этических принципов, его интеллектуальных интересов и духовных запросов. Письма Григория – это и отражение событий общественно-политической и экономической жизни византийского общества, и выражение вкусов и воззрений самого автора, и памятники литературного жанра, отвечающие его принципам. Бедственное положение государства и личная бедность – темы постоянных рассуждений эпистолографа. Патриарх активно вмешивается в житейские дела своих современников. Так, Григорий Кипрский оказался посредником в ходатайстве братьев аркадца Дионисия перед василевсом. Их просьба – освободить от налогов их землю (181. 9–15). В это время Пелопоннес только-только присоединялся к владениям восстанавливающейся Византийской империи. В письмах Григория содержатся сообщения и о спекуляциях императорской челяди. Люди, следящие за царским скотом и пасущие его на территории от Галлиполи до горы Ганос, получив большое количество хлеба, продают его на рынке по более высоким ценам, чем купили (132. 58–70). Помогают им в этих операциях служащие императорской кухни (132. 71–74). Они не ограничиваются этим. По рассказам Григория, когда василевс остановился в пути около Лампсака, они отправились на Киос, Триглею, Элегмы и там забирали у населения птицу, свиней и другой скот (132. 76–82). Это письмо, по-видимому, написано около января 1285 г. (так датируется письмо Из другого письма, написанного в это время, мы узнаем о наступившем голоде в Адрамиттии (134. 8–10). Теперь становятся более понятными условия спекуляции хлебом придворной челяди 3 . Григорий сообщает о том, что наступивший голод был весьма силен (134. 39–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Начатки христианства на территории будущей России I. Начало исторической жизни русского народа Густой мрак скрывает от нас начало исторической жизни русского народа и вместе с тем начало его знакомства с христианской религией. В раскрытии этого темного вопроса нам необходимо за точку отправления взять нечто известное. Постараемся сначала припомнить то старейшее по исторической известности этнографическое окружение русской территории, которое могло служить и служило нашим предкам посредником в сближении с христианством. Тогда пред нами обрисуются границы той волны христианства, которая в своем распространении от греко-римского мира через народы ближайшие к отдаленнейшим, достигла в определенный час и нашего отечества, «простреся», по выражению митр. Иллариона, «и до нашего языка русскаго». Это тем более необходимо, что старые исследователи, и за ними учебники, укоренили здесь довольно много неточных представлений. Обратимся к югу. Древние византийцы различали две Скифии в Европе: Великую – от Танаиса (Дона) до Истра (Дуная) и Малую, составлявшую внутреннюю провинцию империи в сев.-восточной Мизии, между низовьями Дуная и Черным морем, с главным городом Томи ( To " moi, To " mi_s), который можно приурочить к теперешнему болгарскому местечку Мангалии. Акты мученические свидетельствуют о распространении здесь христианства уже в первых веках. Первое упоминание о скифском епископе имеется от времени Диоклетиана. Целый ряд затем епископов скифских или томитанских известен до позднейших времен: кафедра в Томи значится еще в каталоге епископий, отмеченном именем Льва императора (нач. X в.; на самом деле этот каталог представляет редакцию XII в.). Население томитанской провинции состояло из племен фракийских, а с VI в. и славянских, предков нынешних болгар. Вот к этой-то области и относится большинство древних свято-отеческих свидетельств о христианстве у скифов, которые старыми историками и составителями учебников поспешно толковались в применении к русским славянам. Но правда и то, что для русских славян христианство Малой Скифии не проходило бесследным.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

IV. Взаимоотношение в Церкви пастырей и пасомых Библейско-церковное учение, раскрытое нами в предшествующей главе, неопровержимо свидетельствует, что и в Церкви Христовой мы встречаемся с особым служением, существующим по Божественному праву в среде всесвященнического общества христиан. Теперь нам предстоит задача, для уяснения сущности христианского священства, определить то положение, какое занимают в Церкви эти ее служители, избранные в начале и поставляемые во все времена Самим Господом на свое служение. А. Иерархическое достоинство христианских пастырей-священников Церкви Краткое рассмотрение жреческих установлений в дохристианский период истории позволило нам сделать тот вывод относительно дохристианского священства, что существенным признаком его в отношении к остальным членам общества является исключительное право посредства священников между Богом и верующими, благодаря чему жрецам необходимо усвоялось иерархическое значение в религиозной жизни общества. Естественно теперь нам спросить, в каком же отношении к верующим находятся епископы, пресвитеры и диаконы, то есть те служители Церкви, которые, согласно раньше выясненному, существуют в ней по Божественному праву и имеют свое особое, отличное от общехристианского, служение в Церкви» Частнее вопрос может быть формулирован так: можем ли мы этим священно-служителям усвоять иерархическое достоинство, видеть в них посредников между Богом и остальными верующими, то есть священников в особом исключительном смысле этого слова» И первое, на чем нам должно остановиться для уяснения поставленного вопроса, это – на учении о жертве в христианской Церкви. На основании своего обзора дохристианских жреческих учреждений мы утверждали связь между жертвой и священником, при том связь столь тесную, что самое понятие «священник» немыслимо вне представления о нем, как жертвоприносителе. Еще в несравненно более неразрывном единстве связь эта выступает в служении Христа Спасителя, Который Сам есть и Жертва и Архиерей. Наконец, неразрывность этой связи наблюдается и в жизни самой христианской Церкви: где нет места учению о жертвенном характере Евхаристии, там отрицается и священство, как Богоучрежденное посредство между Богом и верующими. Итак, первый существенно важный в данном случае для нас вопрос, это вопрос о том, есть ли жертва в новозаветной Церкви и если есть, то кто является ее приносителем» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010