Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Иоанна Содержание Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний ВВЕДЕНИЕ Предварительные замечания Проблема текста Экзегетические предпосылки толкования Ин. Своеобразие Ин. Форма Ин. Ритм Неясности Форма и содержание Толкование фактического содержания Ин. Историческая верность Иоанна О братьях Господних О Вифанском помазании Смысл истории Толкование духовное Выводы Множественность смысла Двусмысленности Список учеников, свидетелей явления Воскресшего Господа при море Тивериадском (Ин. XXI, 2) План Ин ТОЛКОВАНИЕ 1. 1–18. Отношение Пролога к Евангелию Понятие Логоса Концентрическое построение Пролога Глава I. 1–2. Божество Логоса 3–5. Логос как посредник Творения и Откровения Свет и Тьма 10–13. Спасение как усыновление 14–18. Воплощение Логоса Благодать и Истина Теоцентризм Ин 6–8, 15. Иоанн Креститель Глава II. 19-II. 22 как вторая часть Введения 19–34. Свидетельство Иоанна Крестителя Агнец Божий Крестящий Духом Святым Сын Божий 35–51. Призвание учеников Иисус и Нафанаил Проблема апостола Петра 1–11. Знамение в Кане 12. Иисус в Капернауме. I 13–22. Очищение Храма 23–25 Глава III 1–21. Беседа с Никодимом 22-IV. 3. Свидетельство Иоанна Крестителя Глава IV IV. 4–42. Иисус в Самарии IV. 43–54. Исцеление Капернаумского отрока Глава V-VI Главы V и VI. Их порядок Единство глав V и VI. Внешнее единство Внутреннее единство Глава V Ин. V. 2–15 Конфликт. Ин. V. 10–18 V. 17–47 Глава VI Знамение и учение Хлеб жизни Дело Божие Вера Жизнь Отец Евхаристия Вознесение и Святой Дух Мистическое единение VI. 60–71 Главы VII-VIII Мир Христос Его отшествие VII. 37–39 Гл. VIII VIII. 12–30 VIII. 21–23 VIII. 24–29 VIII. 30–36 VIII. 44. Диавол – отец иудеев Главы IX и X IX. 1–7 IX. 8–23 IX. 24–34 IX. 35–38 IX. 39–41. й Тема греха X. 1–21 X. 19–39 X. 40–42 Глава XI Гл. XI Историческая проблема XI. 1–16 XI. 17–40. Воскрешение Лазаря как символ Воскрешение Лазаря как прообраз XI. 45–57. Решение начальников Глава XII XII. 1–19 XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Слово на праздник Вознесения Господня 23 мая 1974 г. Из книги Деяний святых Апостолов мы знаем, что после своего воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и говорил с ними о Царствии Божием. Это были беседы, в которых Спаситель разъяснил многое из того, что было непонятным для них раньше, отверз ум к уразумению Писаний ( Лк. 24:45 ), возвестил о грядущих событиях, важных как для них самих, так и для будущих судеб Святой Христовой Церкви, дал им ряд наставлений относительно устроения Церкви и повелел идти по всему миру с проповедью Евангелия и учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ). В сороковой же день, открыв Апостолам о приближении часа, когда они будут крещены Духом Святым ( Деян. 1:5 ) и облекутся силою свыше ( Лк. 24:49 ), Господь вывел их из города, дошел с ними до Масличной или Елеонской горы и здесь, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:50–51 ). Вскоре «облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Господь же, как свидетельствуют нам об этом богодухновенные слова Апостолов, восшел «превыше всех небес» ( Еф. 4:10 ) и " воссел одесную Бога» ( Мк. 16:19 ). В одной из молитв ко Св. Причащению говорится, что Своим преславным вознесением Господь Иисус Христос обожил плотское восприятие и почтил его седением одесную Отца. Это значит, что Единородный Сын Божий, по Божеству Своему всегда неразлучно пребывающий со Отцем и Духом Святым, но в воплощении от Духа Святаго и Марии Девы благоволивший навсегда восприять нашу человеческую природу во всей ее полноте, за исключением греха, и через это стати единосущным нам по человечеству, Своим вознесением на небо с пречистою Своею плотию открыл для нас возможность становиться »причастниками Божеского естества« ( 2Пет. 1:4 ), поскольку Божество и человечество навеки нераздельно соединены в Нем – Первенце из мертвых и Начальнике жизни нашея. И подобно тому, как после вознесения Господа взоры учеников Его были обращены к небу, где облако сокрыло от них возлюбленного Учителя и Господа, и наши духовные взоры, наши помышления, наши надежды не могут не обращаться «горе», к тому пренебесному миру, где, осиянный вечной славой, пребывает Божественный «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Содержание Предисловие 1. Вопрос об истине и том, что ей противоположно 2. Соответственно с разницей в понимании истины понимается божественное и боги 4. Разница в понимании правоты: ρθς и rectum 5. Разница в понимании справедливости: δκη и iustitia 6. Разница в понимании человека: ζον λγον χον и animal rationale 7. Разница в вопросах о свободе и спасении 8. Разница в понимании добродетели: àρετ и virtus 9. Разница в понимании счастья: υδαιμονα и beatitude 10. Разница в вопросе о том, что есть община: πλις и imperia Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии Предварительные замечания Отдел I. Очерк исторического развития идеи Логоса до Филона Александрийского и Иоанна Богослова I. Общая характеристика главных направленийв дофилоновской и доиоанновской истории учений о Логосе II. Греческая философия III. Идея Логоса у палестинских иудеев IV. Александрийские иудеи – предшественники Филона Отдел II. Логос в сочинениях Филона Александрийского I. Исходный пункт, задача и характер Филоновой логологии II. Логос как имманентно-безличная форма самооткровения Божества Отдел III. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе Сущность вопроса Исходный пункт, задача и характер Филоновой логологии Логос как имманентно-безличная форма самооткровения Божества Логос как тварно-личный посредник между Богом и миром Логос как средняя, между бесконечным и конечным, (богочеловеческая) природа Логос как первосвященник и искупитель мира     Предисловие Т. Г. Сидаш «Пишущая рука не поспевала за мыслящим духом», – писал свмч. архимандрит Иларион (Троицкий) о своем учителе – профессоре М. Д. Муретове , образованнейшем человеке, неутомимом исследователе и переводчике, отдавшем 38 лет своей жизни преподаванию в духовных учебных заведениях. Митрофан Дмитриевич Муретов родился 12 августа 1851 г. в семье сельского священника Рязанской епархии, впоследствии принявшего монашеский постриг и ставшего духовником Данилова монастыря в Москве. С детства будущий ученый был весьма религиозен, в студенческие годы склонялся к изучению философии, и по окончании семинарского курса в Рязанской Духовной семинарии молодой человек поступил в Московскую Духовную академию. За годы учебы (1873–1877) он блестяще выучил греческий язык и глубоко изучил Новый Завет , что во многом определило дальнейшее направление его деятельности. Тогда же был написан первый вариант исследования о Филоне Александрийском. Большое влияние на Муретова в те годы оказал один из его преподавателей – философ В. Д. Кудрявцев-Платонов, ученик Ф. А. Голубинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Сщмч. Ипполит в рассказе о рим. еп. св. Каллисте упоминает о прибытии в Рим ок. 220 г. некоего Алкивиада из Апамеи, называя его еще большим еретиком, чем св. Каллист, давший послабление впавшим в прелюбодеяние ( Hipp. Refut. 9. 13-17). Алкивиад принес с собой книгу Елхасая (Ηλχασα), к-рую Елхасай получил у парфянского народа серов (π Σηρν τς Παρθας) (этим именем в древности назывались народы, жившие на территориях, прилегающих к Великому шелковому пути, а также китайцы; ср.: Ps.-Clem. Recogn. 8. 48; 9. 19, 25) и передал некоему Собиаю (Ипполит считал, что это имя принадлежит конкретному человеку, но скорее всего это название народа). Далее говорится, что книга была принесена на землю ангелом огромного размера, к-рого сопровождал др. ангел, в жен. обличье ( Hipp. Refut. 9. 13. 2-3). Первый ангел был Сыном Божиим, а второй - Св. Духом. Т. о. Елхасай выступил в качестве посредника между Богом и людьми. Алкивиад провозгласил возможность нового прощения грехов в течение 3 лет, пока «ангелы севера ведут войну» (Ibid. 9. 13. 4-5). По словам Ипполита, Алкивиад выступал в роли толкователя книги Елхасая (Ibid. 9. 17. 2), учил о возможности покаяния для грешников и необходимости крещения и вел аскетический образ жизни (Ibid. 9. 13. 4). Но Ипполит называет его аскетизм лицемерным (Ibid. 9. 13. 6). Далее он говорит, что Алкивиад жил в согласии с законом Моисея и предписывал всем «верным» совершать обрезание и жить по закону (Ibid. 9. 14). Алкивиад учил, что Христос рождался множество раз, прежде чем Он родился от Девы, но при этом во всем был подобен др. людям. С определенного момента (Ibid. 9. 14. 2) в рассказе о Елхасае Ипполит начинает использовать форму множественного числа, повествуя уже о Е. и об учении секты и о вере сектантов в то, что они обладают предзнанием. Они были астрологами и экзорцистами и могли исцелять людей. Алкивиад предписывал крещение для тех, кто совершили блудные грехи. Они должны прослушать чтение книги Елхасая, повторно креститься в одежде во имя великого и вышнего Бога и Его Сына, Великого Царя, и призвать 7 свидетелей, описанных в книге,- небеса, воду, св. духов, ангелов молитвы, елей, соль, землю (Ibid. 9. 15. 1-3). Ипполит приводит нек-рые заклинания и обряды Е.: напр., те, кто были укушены бешеной собакой, должны пойти к реке, помолиться Верховному Богу и призвать 7 свидетелей. После перечисления грехов они в одежде омываются во имя Верховного Бога (Ibid. 15. 3-6). Ипполит сообщает о том, что Е. считали нек-рые дни «злыми» и вычисляли день, подходящий для их крещения или для начала к.-л. дела. По этой же причине они не работали по субботам (Ibid. 9. 16. 3-6). Ипполит упоминает Е. в списке ересей, приводя название их книги и отмечая их веру во Христа и занятия астрологией, математикой и магией (Ibid. 10. 29).

http://pravenc.ru/text/189879.html

Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим! В дверь постучали. За спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить» 8 апреля, 2016 В дверь постучали. За спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить» Мы продолжаем вспоминать святых XX века — новомучеников и исповедников Российских. Это не просто дань истории — совсем недавней, если подумать, истории нашей Церкви. Это рассказы о людях, священниках и мирянах, обремененных бытом, семьями, переездами, проблемами — и тем не менее никогда не колебавшихся в выборе, жить ли бесскорбно или жить со Христом. В этом выпуске — рассказы о тех подвижниках, память которых празднуется в апреле. 10 апреля (здесь и далее — по новому стилю) — день памяти мученика Иоанна Чернова.Иван Алексеевич Чернов родился в 1880 году в деревне Алексеевка Калужской губернии в семье крестьянина. Окончив школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После коллективизации он уехал из родных мест и устроился работать на Наро-Фоминскую фабрику, но когда администрации стало известно, что он исполняет в местной церкви обязанности псаломщика, с фабрики его тут же уволили, и пришлось вернуться в деревню. Все жители Алексеевки были прихожанами Введенского храма в соседнем селе Котово; к концу тридцатых годов священники, служившие там, были арестованы, и богослужения прекратились. Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления жизни прихода. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района. «Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович,— писал он.— Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской Конституции.

http://pravmir.ru/hot-den-da-moy-i-pred-...

«Церковь» и «Слово» в богословских воззрениях свт. Филарета Московского и св. Иоанна Кронштадтского Источник Историкам богословской мысли, кажется, не трудно согласиться между собой в том, что две основные проблемы составляют стержень «Синодального богословия» – это проблема существа и границ Церкви и проблема слова. Действительно, XVIII век поставил Русскую Церковь в совершенно новое для нее положение в мире. Все вековые устои ее существования в эту эпоху подверглись если не разрушению, то уж, во всяком случае, сомнению и пересмотру. Светский быт образованного круга вступил в прямое противоречие с бытом церковным; латынь научного богословия провела черту между Писанием и Преданием, государственные структуры вросли в Церковь , духовники лишились главного инструмента своего духовничества – права наложения епитимий, западные учения беспрепятственно вошли в общество – одним словом, необходимо было вполне заново решить: где Церковь ? И этот вопрос, поставленный всем XVIII веком, на протяжении всего XIX стоял как насущный перед церковными и нецерковными авторами: от святителя Филарета до еп. Михаила Грибановского и св. Иоанна Кронштадтского , от свт. Игнатия до сщм. Илариона Троицкого , от Лопухина до Хомякова и участников Религиозно-философских собраний – все так или иначе были озабочены им. Но и проблема слова – слова Писания прежде всего, а в сущности проблема сакральной значимости слова вообще – также постоянно присутствует в духовной жизни русского общества в эти два столетия. XVIII век – век зарождающейся рефлексии русского богословского сознания – в Пролегоменах архиеп. Феофана Прокоповича дает представление о Слове Писания, слове Откровения как своего рода особом «творении» Божием, доступном научному изучению, подобно звездному небу. И хотя замечено, что для Прокоповича Писание служит посредником, заполняющим бездну 1 между Богом и человеком, но, быть может, точнее было бы сказать, что оно только «закрывает собой» эту бездну, ибо, безусловно, для преосвященного Феофана находится всецело на «тварном» ее берегу, ведь иначе невозможно было бы и его научное изучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Преп. Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом «Преп. Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом» — работа не столько по патрологии, сколько по сравнительному богословию. Действительно, Максим Исповедник и по своей биографии и по роли в истории богословия по праву занимает место одного из величайших Отцов как Запада, так Востока, обоих половин неразделенной Церкви. Жан-Клод Ларше используя эту уникальную ситуацию, с помощью творчества Максима Исповедника пытается решить вопросы, разделившие Восток и Запад: филиокве, «адамово наследие» (проблематика первородного греха, благодати) и место римского епископа во Вселенской Церкви. Более широко: расхождения Востока и Запада в богословии, духовной жизни и экклезиологии. Ларше в предисловии пишет: «Три исследования, представленные здесь, значительно отличаются друг от друга, но имеют нечто общее: в них рассматриваются аспекты, которые в области богословия, в духовной жизни и экклезиологии явились источником разногласий, а потом — раскола и разрыва отношений между христианскими Востоком и Западом, и до сегодняшнего дня в той или иной степени служат препятствием к объединению Церквей. Вопрос о Filioque всегда вызывал горячие споры, в особенности начиная с IX века, но и в VII веке он уже являлся предметом обсуждения. Подавляющее большинство представителей Православия считает, что догмат об исхождении Святого Духа остается сегодня главным моментом разногласия между западным и восточным христианством. Вопрос о первородном грехе может показаться второстепенным, но и он в начале пелагианских споров был предметом жарких дискуссий, которые в V веке достигли своей высшей точки и не прекращались в большей или меньшей степени в последующие века, вплоть до наших дней. Этот вопрос сопряжен с другими важными проблемами, которые касаются отношений природы и благодати, роли человеческой воли в духовной жизни, да и вообще человеческой свободы и ответственности, а также самой природы спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Третий (особенно актуальный сейчас) элемент формулировки катехизиса — Святой Дух сообщает ставленнику благодать для претворения в жизнь двух совершенно конкретных целей: совершать таинства и пастырски окормлять членов общины. И если первая из этих целей весьма определенна и конкретна, то вторая вновь открывает нам просторы для субъективного восприятия и игры воображения. Что значит «пасти стадо Христово»? Здесь уже, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Причем мнения эти зачастую вызывают очень неоднозначную оценку общества. По моему скромному мнению, ряд недавних заявлений отдельных представителей Церкви, а также некоторые печально известные происшествия являются, мягко говоря, не самым удачным способом явить нашему обществу дух евангельского пастыря. Но если немного отступить от «физики» и обратиться к «лирике», то я бы сказал так: «священство — это ежедневные ответы на вечные вопросы». Смысл жизни священника — явить всем людям, всем детям Божиим бытие другой реальности и другого измерения: измерения добра, измерения прощения, верности своим идеалам, уважения и любви. Таким образом, смысл священства — быть совестью человечества, его путеводной звездой, надеждой — утопающим в отчаянии и горе, опорой — сломленным и раздавленным, любовью и пониманием — для всех и во всем. Цель же священства — быть верным работником в винограднике Вселенной, где хозяин — Сам Бог. — Почему человек не может сам напрямую общаться с Богом? Для чего нужны «посредники»? — Сама формулировка Вашего вопроса a priori ошибочна. Человек не только может, но и должен сам общаться с Богом, никакие посредники и переводчики ему здесь не нужны. Такова воля нашего Божественного Отца о каждом из нас — достичь совершенного духовного возраста, самостоятельности и ответственности в духовной жизни. В конечном счете, именно для этого нам и дана земная жизнь — пройти путь самосовершенствования и подготовиться к вечному общению с Абсолютным Благом. Бог хочет видеть в нас интересных собеседников, духовно взрослых и самостоятельных, глубиной и широтой своего внутреннего мира являющих образ и подобие Самого Творца. Но чтобы стать таковыми, нужно пройти определенный путь. И как некоторый маяк на этом нелегком пути, всегда показывающий правильный ориентир, Бог Сам благословил нашему земному миру иметь священство.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2621080...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим Схимонах Максим был уроженцем великой России. Где он родился и как он жил до поступления на Афон, нам неизвестно. В конце 60-х годов 19 века он прибыл на Афон и поступил в Андреевский скит. Долгое время, почти 20 лет, исполнял послушание келейника у отца Феодорита (Крестовикова), который постриг его сначала в мантию, а потом в схиму с именем Максим. Находясь в Андреевском скиту, отец Максим постоянно думал куда-нибудь уединиться в пустыню. «Отец Феодорит, — писал он, — привыкший ко мне и не слыша никогда жалоб от братии на меня, которым я всегда старался удовлетворять в их просьбах ко мне, не хотел меня отпустить при жизни своей и даже иногда подшучивал надо мной за это, говоря: «Толкушка (это была постоянная его поговорка), чего тебе еще не достает, живи да смиряйся, молись, сколько хочешь, никто тебе не мешает, а то в пустыню захотел, какой ты пустынник». Я все-таки не малодушествовал, но положился в уме на Бога, что если Ему угодно, то Он и устроит меня ими же весть судьбами, а между тем в летнее время испрашивал у него благословения пройтись по Святой Горе и в то время присматривался к пустынным местам, где бы удобнее поселиться, расспрашивал пустынников об их пустынной жизни, через что мало-помалу ознакомился с ней. Некоторые из пустынников нередко обращались в скит к отцу Феодориту со своими нуждами, тесно сопряженными с жизнью отшельнической, и как при этом всегда нужно было посредничество мое, то я и старался всевозможно их удовлетворять, прося при этом взаимно от них святых молитв. В одно время случилось в Серае [Андреевском скиту] некоторое замешательство, и вот в то время я, видя, что наступило благоприятное время, испросил себе благословение для приискания места безмолвного где-нибудь в тишине пустыни афонской. При прежних моих прохождениях через наш (т. е. Кавсокаливский скит) скит я совсем не чувствовал в себе расположения поселиться здесь, но когда уже окончательно начал искать безмолвия и пришел сюда, то мне необыкновенно понравилось здесь, и я почувствовал какое-то внутреннее влечение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=279...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим 29.12.2016 558 Время на чтение 9 минут Схимонах Максим был уроженцем великой России. Где он родился и как он жил до поступления на Афон, нам неизвестно. В конце 60-х годов 19 века он прибыл на Афон и поступил в Андреевский скит. Долгое время, почти 20 лет, исполнял послушание келейника у отца Феодорита (Крестовикова), который постриг его сначала в мантию, а потом в схиму с именем Максим. Находясь в Андреевском скиту, отец Максим постоянно думал куда-нибудь уединиться в пустыню. «Отец Феодорит, - писал он, - привыкший ко мне и не слыша никогда жалоб от братии на меня, которым я всегда старался удовлетворять в их просьбах ко мне, не хотел меня отпустить при жизни своей и даже иногда подшучивал надо мной за это, говоря: «Толкушка (это была постоянная его поговорка), чего тебе еще не достает, живи да смиряйся, молись, сколько хочешь, никто тебе не мешает, а то в пустыню захотел, какой ты пустынник». Я все-таки не малодушествовал, но положился в уме на Бога, что если Ему угодно, то Он и устроит меня ими же весть судьбами, а между тем в летнее время испрашивал у него благословения пройтись по Святой Горе и в то время присматривался к пустынным местам, где бы удобнее поселиться, расспрашивал пустынников об их пустынной жизни, через что мало-помалу ознакомился с ней. Некоторые из пустынников нередко обращались в скит к отцу Феодориту со своими нуждами, тесно сопряженными с жизнью отшельнической, и как при этом всегда нужно было посредничество мое, то я и старался всевозможно их удовлетворять, прося при этом взаимно от них святых молитв. В одно время случилось в Серае [Андреевском скиту] некоторое замешательство, и вот в то время я, видя, что наступило благоприятное время, испросил себе благословение для приискания места безмолвного где-нибудь в тишине пустыни афонской. При прежних моих прохождениях через наш (т. е. Кавсокаливский скит) скит я совсем не чувствовал в себе расположения поселиться здесь, но когда уже окончательно начал искать безмолвия и пришел сюда, то мне необыкновенно понравилось здесь, и я почувствовал какое-то внутреннее влечение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010