Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Императрица Мария Императрица Мария Федоровна была одарена от природы всеми качествами, которые сопровождают благотворительность. Любовь и сострадание сияли в каждой черте ее неизъяснимо прелестного лица; смирение и кротость выражались в каждом ее поступке. Супруга императора и впоследствии — мать императора, она никогда не пользовалась влиянием, так справедливо принадлежавшим ей. Всегда удалялась от участия в важных государственных делах, которые должны зависеть только от одной особы, и во все время царствования трех императоров была, по словам одного из наших писателей, только министром благотворительности. Это самое подходящее определение для Марии! Оно в полной мере выражает то, чем она всегда желала быть, — кроткой посредницей между троном и множеством несчастных людей, утешенных ею; детей, воспитанных ее материнскими заботами; больных, страдания которых облегчались ее благотворительностью! Святое и счастливое для миллионов людей посредничество императрицы Марии началось с первых дней царствования императора Павла Петровича. Узнавая ангельские качества своей супруги, он как будто предчувствовал все ее благотворительные дела, которые она направит на одну из важнейших частей, составляющих государственное благосостояние, — на воспитание женщин, и поэтому спешил вверить его сердцу Марии, и 12 ноября 1796 года, то есть через шесть дней после своего восшествия на престол, поручил ей ведать Воспитательным Обществом благородных девиц. Это первое из наших женских учебных заведений, более известное под названием Смольный монастырь, было основано в 1764 году по плану тайного советника Бецкого и, как все новое, еще не испытанное и малоизвестное, имело много недостатков в своем устройстве. Например, среди воспитанниц были девушки из благородных и из мещанских , а между тем планы обучения и воспитания были совершенно одинаковыми для тех и других, как будто воспитанницы, закончив свое обучение здесь, должны были вести одинаковый образ жизни и в свете. Кроме того, их принимали в училище на шестом году жизни, когда их нежный возраст требовал еще гораздо большего внимания нянюшек, чем их участия в обучении. Девочек оставляли здесь на двенадцать лет, в течение которых они могли полностью забыть родительский дом и отвыкнуть от всех родственных связей, составляющих наше счастье на протяжении всей нашей жизни. Наконец, и хозяйственные дела монастыря находились в большом расстройстве: кроме недостатков, которые имелись по всем статьям расходов, монастырь имел еще около 73 000 рублей долгу. В таком положении императрица приняла под свое начало главнейшее заведение для воспитания девиц! Что же удалось здесь сделать материнскому сердцу нежной Марии?

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» В Библии мы читаем “и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” ( Мф.23:9 ) Может быть, я чего-то не понимаю, но почему мы тогда называем священников отцами? Разве это не противоречит Писанию? 6 Ответов Свт. Иоанн Златоуст поясняет: Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех — и учителей, и отцов. Для того, чтобы не осталось сомнений, напомню, что сами апостолы называли себя и других, и учителями, и отцами, и наставниками. А кто лучше мог бы понять Христа, как ни те, кто непосредственно общался с Ним? Когда мы называем своего родителя отцом, то разве это противоречит Писанию? Слово “отец” — это источник жизни. Источником всякой жизни вокруг является Бог. Плотские и духовные отцы — лишь посредники в передаче жизни и духовных знаний. Запрет из указанного стиха нужно понимать как запрет воздавать Божеские почести для тех кто учит. Многие вожди сект требуют к себе почтения и послушания, как богам.  Антихрист потребует к себе такую честь от каждого человека. И Христос предупреждает нас об этом. Я долго не мог этого понять, пока в компьютерной игре Rome: Total War не услышал фразу: Мы отомстим нашим врагам. Мы, римляне! Потому-что мы — сыны Марса! Кто владеет Римом, тот владеет миром! Это приоткрыло для меня тот культурный слой, в каком контексте могли говорить. Задумываясь, это можно называть нарушением нескольких заповедей из Десяти Заповедей (первую, вторую, шестую). Напомню, что Марс — это языческий бог войны. Ему приносили жертву некоторые воины, которые сражались за Римскую империю. Фактически, те люди, которые называли себя сынами Марса — они клялись этим в верности своему Императору, считая его повелителем мира. К слову, в толкованиях можно найти, что имеется ввиду, чтобы никого не называли “отцами мира”. Дополнить это можно еще словами Христа:

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-svjashhe...

Разделы портала «Азбука веры» Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке «Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» ( Быт.2:7 ). Первое начало человека – персть от земли: душа названа дыханием жизни. Созданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же как и все окружающее его вещество. Сотворение Адама стало источником его имени. Св. Иоанн Златоуст писал: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она — Едем, он – Адам» «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный» – Диодор Тарсийский [цит. 15, с. 67]. А. Позов пишет, что тело самый сложный компонент человеческой тримерии, т.к. в нем представлено все многообразие мира в множестве монад-клеток, ибо человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм. Единство тела в его множественности осуществляется единством души. Тело, как и другие компоненты тримерии, по Позову, имеет свои триады. В частности, он выделяет триаду «лимфы – крови – и нервной системы» «Лимфа» – это «собственно» тело тримерии – носительница химизма, выполняет вместе с кровью функцию питательности организма. «Кровь» выполняет, кроме питательной функции, и функцию чувствительности 1 . Оккультизм рассматривал кровь как носительницу психической энергии, а также сексуального влечения. В книгах Моисея кровь часто идентифицируется с душой: «Душа всякого тела есть кровь его» ( Лев.17:14 ). Для древних философов и врачей вопрос об отношении души к крови был связан с вопросом о месте, или о седалище души. В святоотеческом предании кровь иногда рассматривается как проводник раздражительной и желательной части души. «Нервная система», по мнению Позова, является материальным субстратом духа, носительницей высшей душевной силы. Через нервную систему проявляется душа в виде желаний, ощущений, представлений, понятий. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Т.о. мозг – телесно-рефлекторный исполнительный орган духа. Мозг, как центр нервной системы, призван быть посредником и представителем души и духа в эмпирическом мире. Мозг является материальным центром всей тримерии. Совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души – т.е. имеется взаимозависимость состояния развития мозга и богатства душевной жизни

http://azbyka.ru/ponyatiya-tela-i-ploti-...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Александр Глебов Сегодня на вопрос: «Являетесь ли вы верующими человеком?», большинство людей отвечает: «Бог у меня в душе и посредники мне не нужны». Как Вы прокомментируете то, что Церковь , в массовом сознании, изымается из веры в Бога? Вопрос очень актуальный. В первую очередь подобный вопрос проистекает из непонимания многими людьми функции Церкви, ее назначения. Сегодня вопрос о Церкви – это, в первую очередь, вопрос о церковной культуре, о церковных праздниках, о святых. Люди более просвещенные могут поразмышлять о христианской философии и истории. Но крайне редко вопрос о Церкви касается сущности самой Церкви. Несмотря на количество храмов и количество людей, относящих себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, вопрос о том, что такое Церковь и, собственно, для чего она нужна, для многих сегодня остается открытым. Неправильное понимание Церкви часто приводит к ее критике. Представление людей о Церкви не тождественны тому, чем Церковь является на самом деле. Поэтому, прежде чем ответить на Ваш вопрос, надо сказать несколько слов об онтологической природе Церкви и о ее назначении. Господь основал Церковь с одной единственной целью – продолжать то дело, ради которого Бог пришел в этот мир, стал человеком, пострадал, умер и воскрес: дело спасения людей! Ведь Богочеловека Иисуса Христа мы так и называем – Спаситель. Богословский термин «спасение» очень отличается от того, что мы называем спасением в нашей повседневной жизни. Когда мы употребляем слово «спасение», то имеем в виду избавление человека от какой-то опасности. Например, врачи спасли больного, то есть сохранили ему жизнь, вылечили его и так далее.  Это всем понятно, а вот Священное Писание и вслед за ним христианское богословие говорит о спасении в ином ключе. Спасение – это дарование Богом человеку вечной жизни. Это спасение его от ограниченности, болезненности и тления этого мира. Бог – творец жизни,  а не смерти. Смерть вошла в человеческую жизнь в результате неправильно выбранного человеком пути.

http://azbyka.ru/dlya-chego-nuzhna-cerko...

Тайна Иова есть тайна страдания. Нет ни одной книги на земле, которая подошла бы к этой тайне так просто, так глубоко и так всеобъемлюще, как книга Иова. Ни Шопенгауэр, ни Гартман, ни какая другая философия печали и скорби человеческой, ни произведения художественной мировой литературы не дают столь ясной глубины познания страданий, как книга Иова. Рядом с познанием страданий стоит в этой книге познание человеческого усыновления Богу, – вне этого второго нельзя проникнуть в первое. Вот отчего в мире так много людей не понимающих страдания, неистинно переживающих человеческую скорбь. Но ничто так не нуждается в раскрытии, освещении и познании, как тайна человеческих страданий, среди которых мы живем. Философия Будды считает страданием человеческую жизнь и хочет уйти от страдания, уходя из смысла жизни. Некоторых прельщает эта мудрость. Нам она кажется земной, “человеческой”, извращающей путь истинного приятия жизни. Нельзя считать нашу жизнь миражем в том смысле, в каком ее хотел считать Будда. Жизнь есть реальность; правда, не та, которую замечает в этом мире большинство людей, но жизнь есть великая реальность, – не мираж, не Майя. Иов жил, как можно предполагать, за 2000 лет до Рождества Христова. Принадлежал он к одному из языческих племен, и то, что Библия включила его книгу в свой канон, показывает, что откровение Библейское есть откровение всечеловеческое. Иов, как и царь Мелхиседек, который благословил отца верующих, Авраама, появляется среди иудеев наравне с ними, так же, как и сын Божий. Точно нам не дано знать, является ли книга Иова книгой, черпающей свое содержание из истории, или же это есть поэма на почве истории. Церковь считает книгу Иова книгой “учительной” 1 , то есть оставляет в стороне ее историческое значение. “Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла”… и далее книга рассказывает о внешнем благосостоянии Иова. Оно было по тогдашним временам очень велико; Иов был владетельным человеком. Была у него и большая семья, имел он много дочерей и сыновей, что тогда считалось особым благословением Божиим, и был он, в довершение всего, человеком праведной, святой жизни. Вставал он утром рано, возносил всесожжение по числу своих детей. В то время, когда шел круг пиршественных дней, и сыновья его и дочери отдыхали и пировали, Иов приносил жертву всесожжения, говоря: “Может быть, кто-нибудь из моих детей согрешил пред Богом”… Здесь вырисовывается образ Иова, ветхозаветного праведника, ходатая – посредника между Богом и своими сыновьями. Запомним это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Песчанской Кондак 1 Взбранная Воеводо, всего мира Утешительнице и надеждо спасения рода христианского, к Тебе припадаем во вся дни жизни нашея, яко к источнику всех духовных дарований, и молим Тя: Услыши нас, вопиющих к Тебе в часы дневныя и нощныя, в болезнех и скорбех, в нуждах и напастех, всегда в радости зовущих: Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая. Икос 1 Ангелом предстателем наченши, восхваляет Тя, Матерь Божию, вселенная вся, яко Ты еси свет просвещения разума нашего, Ты Посредница наша между нами и Богом, Твоя Матерния молитвы много могут пред Престолом Вседержителя, Ты десницею Своею приводиши нас от земли к небеси, Ты неизглаголанное и непостижимое спасения нашего Сокровище, и сего ради не вемы, грешнии, киими похвалами воспети благодарная Тебе, приими же от благих сердец величания сия: Радуйся, в райской сладости всегда пребывающая; радуйся, таковыя радости всем желающая. Радуйся, любящих Сына Твоего чады Своими именующая; радуйся, милосердия Божия нам Ходатаице. Радуйся, о продлении жизни на земли Сына Своего умоляющая; радуйся, за умерших всех без покаяния выну скорбящая. Радуйся, со Ангелом Хранителем Хранительнице наша усердная; радуйся, на Страшнем Суде Сына Твоего едина надеждо на спасение наше. Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая. Кондак 2 Видиши, о Преблагословенная Мати Божия, како велико беззаконие рода человеческаго, и того ради попусти Господь на землю и живущия на ней глады, моры, трусы, сухости и потопления. Ты же, Всемилостивая, умоли Всеблагаго Бога, да удалит от рода сего фараонитское жестокосердие, и да будет он покорен деснице Господни, да приидет в совершенное покаяние, возопив Ему согласно: Аллилуиа. Икос 2 Разумом совершенным небеснаго вестника Гавриила, благовествующаго Тебе волю Божию, яко Тебе единей быти Блаженней в женах, восприяла еси, Мати Божия. Ты же предрекла еси, яко ублажати Тя будут вси роди, и от того часа возопиют Тебе святое хваление сицевое: Радуйся, от Превечнаго Бога всего мира избранная Отроковице; радуйся, вместилище, Спасителя Бога во утробу Свою приемшая. Радуйся, Материю Того от Господа наименованная; радуйся, от тогоже времене весь мир Богоматернею любовию покрывающая. Радуйся, живых надеждо и усопших упование в страшный час суда Божия; радуйся, к страшному ответу за жизнь нашу нас приуготовляющая. Радуйся, от рождества до разлучения души от тела нашего нас не оставляющая; радуйся, Поборнице наша на рати злобных сил поднебесных. Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 6 О судебных тяжбах между христианами (1 –11). О невоздержании (12–20) 1Кор.6:1–11 . Продолжая речь о нежелательных явлениях в нравственной жизни Коринфской Церкви, Ап. обличает коринфян за то, что они ищут управы в своих делах у языческих судей (1–6), а потом выставляет положение, что и вообще распри по делам об имуществе недопустимы между христианами, потому что свидетельствуют об ослаблении в них братской любви (7–11). 1Кор.6:1 .  Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? «Как смеет». В судьи назначались в римской империи люди, исповедовавшие государственную религию, т. е. язычники. Хотя эти судьи судили по всем обычаям римского права, тем не менее, Ап. называет их «нечестивыми» – правильнее: «неправедными» ( δικα), потому что они на самом деле не знали высшей, Христовой, правды. Он считает для христианина единственно подходящим суд, состоящий из христиан, следов., суд не официальный, а просто посреднический, когда за решением спора люди обращаются к какому-нибудь уважаемому человеку из своей среды. Христиане называются «святыми», не как отдельные личности, а как члены святой Церкви Христовой: у таких есть понимание высших задач жизни и правильных человеческих отношений. – Коринфяне обращались к языческим судьям, вероятно, по старой привычке и потому, что были уверены, что римский судья лучше разберет их дело. Апостол же не хочет, чтобы в христианскую жизнь вносились, путем судебных приговоров, начала чуждые христианству (напр. при разборах дел между господами и рабами). Это, однако, не мешало Апостолу требовать, чтобы христиане подчинялись языческим властям и, следов., также судьям тогда, когда они с своей стороны предъявляли христианам известные требования, как членам государства ( Рим. 13:1–3 ). 1Кор.6:2 .  Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 1Кор.6:3 .  Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жажда чудес, или Как сотворить себе кумира В мире нет ни одной вещи, из которой люди не смогли бы сделать идола 11.08.2017 610 Время на чтение 4 минуты Идолом может стать что угодно и кто угодно, в том числе и вещи вполне благочестивые. Почитание некого святого, чудотворная икона, богослужебные обычаи - все становится идолом, если оно замещает собой Христа в сердцах и умах людей. Почему так происходит? Принять Господа и жить по Его заповедям не так и просто, если нет любви и желания ее обрести. Гораздо удобнее провести некие манипуляции: «вычитать» молитву, «отстоять» церковную службу, сходить к «старцу», который решит за тебя твоя проблемы и т. д. Встреча со Христом для очень многих людей страшна, поскольку обличает их греховность, инфантильность и духовную лень. Потому и требуются какие-либо «посредники», за которыми можно попытаться «спрятаться» от всевидящего Отца. Одним из таких посредников может стать «старец», человек, которому молва приписывает некие чудодейственные способности (разумеется, речь не идет о подлинно духовных монашествующих, диалог с которыми приносит пользу). Но общение с живым старцем далеко не всегда удовлетворяет желание симулировать «духовность», куда проще с каким-нибудь покойным «чудотворцем». Хотя, нужно признать, что некоторые нездоровые культы возникают и при жизни многих подвижников: вспомним секту «иоаннитов», создавших нездоровый культ святого праведного отца Иоанна Кронштадтского еще при его жизни. Этот культ отличался прежде всего тем, что отец Иоанн почитался сектантами в качестве «нового воплощения Христа». Подмена налицо - служитель Господа почитается вместо самого Господа. Таких примеров немало, но, как уже говорилось, почитать покойного проще, чем живого. В конце концов и сам Иоанн Кронштадтский резко негативно реагировал на любое неумеренное почитание собственной особы. А вот мертвому подвижнику можно приписать все что угодно, и он уже никак не сможет на это отреагировать и опровергнуть чушь, выдуманную «благочестивыми» поклонниками.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/11/zh...

История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Известно, что Святая Гора оказала значительное влияние на духовную жизнь России через своих святых. Первым в ряду этих святых был при. Антоний Киевский († l073 г.). Еще юношей он прибыл на Св. Гору, где принял монашеский постриг. Его Старец, после того как наставил его и посвятил в тайны иноческого подвига, по откровению свыше сказал ему: «Чадо, по воле Божией ты должен вернуться на Русь, чтобы передать благословение Горы Афонской и привести к Богу множество спасающихся, дабы рассеялось духовное семя и в тех пределах – ты ведь и сам желаешь, чтобы скорее возникли там училища добродетели...» 472 Подчинившись, он отправился на Русь, однако вскоре ему пришлось вернуться на Афон. Но его Старец, предвидя пользу, которую ему могло бы принести пребывание на Руси, вновь отсылает его на родину со словами: «Отправляйся снова на Русь ради спасения многих душ». «Да будет посвящено это место начатку благословения Св. Горы Афона, и молитва моего Старца, постригшего меня и пославшего сюда, да пребудет со мной и с теми, кто последует за мной» 473 ... Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестове), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. Вскоре подземная обитель уже не вмещала братию, и тогда появились первые надземные постройки – церковь Рождества Божией Матери и кельи. Так, игуменом Феодосием, по благословению Антония, была основана знаменитая Киево-Печерская Лавра, посвященная Богородице и ставшая матерью русского монашества 474 . Антоний же удалился в затвор, ушел в пустынные места, где прожил почти 40 лет, а монахов, ранее селившихся поблизости от него, он отдал в послушание монаху Варлааму. В обители воссияло множество святых 475 , что благотворно повлияло на русское благочестие. Чудотворец Антоний упокоился в той же пещере, где проходил его монашеский подвиг. Его житие написал прп. Нестор Летописец († 1114 г.) 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТОЛЬД РЕГЕНСБУРГСкИЙ [лат. Bertholdus Ratisbonensis; нем. Berthold von Regensburg] (ок. 1210, Регенсбург (?) - 14.12.1272, там же), блж. католич. Церкви (пам. 14 дек.), нем. проповедник, носивший прозвище Rusticanus (лат.- селянин, простец). Ок. 1226 г., очевидно, вступил в регенсбургскую общину францисканцев , одну из первых в Германии. Возможно, Б. Р. учился в орденской школе Магдебурга (основана в 1228) у Бартоломея Английского. Предположение, что Давид Аугсбургский, друг и помощник Б. Р. в проповеднической деятельности, был его наставником в монастырской школе, не находит подтверждения в источниках. Достоверные сведения о Б. Р. появляются с 40-х гг. XIII в., когда он начинает свою проповедническую деятельность в южногерм. землях империи, в Эльзасе, Силезии, Чехии. В 1246 г. он вместе с Давидом Аугсбургским провел визитацию в жен. бенедиктинских мон-рях Обер- и Нидермюнстер в Регенсбурге. В 1263 г. папа Урбан IV поручил Б. Р. вместе с Альбертом Великим проповедовать крестовый поход против вальденсов . С этой целью Б. Р. побывал в Тюрингии, в швейцар. землях, и, возможно, во Франции, где встречался с франц. кор. Людовиком IX Святым. Проповедническая деятельность принесла Б. Р. громкую славу при жизни, авторитет его был настолько велик, что, по сообщениям хронистов, он нередко выступал посредником и миротворцем как во внутрицерковных конфликтах, так и между мирянами. Последние годы своей жизни Б. Р., вероятно, провел в Регенсбурге. Его могила в мон-ре францисканцев в ср. века была местом паломничества. Во время Тридцатилетней войны останки Б. Р. были укрыты монахами от осквернения в надежном месте, а с 1692 г. хранятся в стеклянном реликварии в кафедральном соборе Регенсбурга. Сохранилось более 300 лат. проповедей Б. Р. в составе 5 сборников. Сборники «Rusticanus de Dominicis» (Простец о днях воскресных), «Rusticanus de sanctis» (Простец о святых), «Соттипе Sanctorum Rusticani» (Простец о сообществе святых) составлены самим Б. Р. в 1250-1255 гг. Под вопросом остается принадлежность ему сборников «Sermones ad religiosos et quosdam alios» (Проповеди к монахам и некоторым другим), «Sermones speciales et extravagantes» (Особые проповеди и Проповеди, не включенные в предыдущие сборники). В проповедях, находившихся под влиянием Бернарда Клервоского , папы свт. Григория I Великого , Б. Р. демонстрирует знание канонического права, теологических сумм и глосс XII-XIII вв., упоминает сочинения 19 отцов Церкви, античных писателей Сенеки , Аристотеля ; легенды и примеры заимствованы им в основном из проповедей Жака де Витри . Рукописная традиция сохранившихся проповедей Б. Р. сложна и обильна, что является препятствием для их издания и дальнейшего изучения (из 300 сохранившихся лат. проповедей опубликовано только 20).

http://pravenc.ru/text/78206.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010