Дальнейшая судьба З. неизвестна. После описания события восстановления Иерусалимского храма З. больше не упоминается в канонических книгах ВЗ. Недоумение толкователей вызывало отсутствие упоминания З. при описании событий, где ему должна принадлежать главная роль: завершения постройки храма и его освящения ( Рождественский. 1910. С. 92). Э. Зеллин ( Sellin E. Serubbabel: Ein Beitr. z. Geschichte d. messianischen Erwartung u. d. Enstehung d. Iudentums. Lpz., 1898) и нек-рые др. исследователи ( Beyer. 1992. P. 1085) предполагали, что З. впал в немилость персид. властей из-за мессианской популярности в народе и, может быть, был даже арестован, депортирован в Персию и казнен. Согласно др. реконструкциям, усматривающим в Книге Захарии противопоставление деятельности З. деятельности Иисуса, между последними возник конфликт на почве разделения полномочий, в котором победили представители священнического сословия, получавшие постоянную поддержку со стороны персид. властей ( Тадмор, Надель. 1992. С. 104). Эти теории, однако, не имеют надежного подтверждения ( Beyer. P. 1085; Попов. 1905. С. 410): отсутствие упоминания той или иной личности после определенного момента времени не означает прекращения ее служения или ее смерть. Возможно, З. не упоминается библейскими авторами после восстановления храма потому, что в этом не было необходимости в связи с их лит. целями ( Beyer. P. 1085). Образ З. в позднейшей литературе В неканонической 2-й Книге Ездры передается легенда о том, как 3 телохранителя царя Дария затеяли спор, что сильнее всего на свете, и выигравшим его оказался З. (2 Езд 4. 13). Он попросил у царя в качестве награды вернуть евр. народ в Иерусалим и восстановить храм (2 Езд 4. 42-46). В раввинистической традиции высказывалось мнение о тождественности З. и Неемии (Санхедрин. 38a). В христ. экзегетической лит-ре тот факт, что не все мессианские обетования исполнились на З., позволил увидеть в них не слабость библейского профетизма, а т. н. пророчества двойного исполнения (т. е. пророчества, имеющие ближайший исторический и отдаленный типологический мессианский смысл) и рассматривать личности З. и первосвященника Иисуса как прообразы грядущего Мессии - Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос именуется «новым Зоровавелем» ( Euseb. Hist. eccl. X 4. 3, 36). Свт. Иоанн Златоуст, предлагая толкование слов из Мих 5. 2, обращенных в НЗ к Спасителю, полемизирует с иудейскими комментаторами, относящими их к З. ( Ioan. Chrysost. In Matth. VII 2). В таком понимании ко Христу Спасителю может быть отнесено не только символическое видение Зах 6. 11-13, но и текст Зах 3. 8. Прп. Ефрем Сирин также видит в пророчествах ВЗ, обращенных к З., таинственное указание на Спасителя, именуя З. образом Христовым ( Ephraem Syr. In Zah. 3. 8; In Is. 66. 18; In Ier. 23. 5-6; In Ies. 37. 24). Для прп. Максима Исповедника З. является истинным и новым образом Господа Иисуса Христа ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 56, 57).

http://pravenc.ru/text/199997.html

б) Большой Требник дачи Новгор. Митроп. Макария под 1085, написаный в 1505 г., в лист, на 712 листах: молитвы св. Кирилла, в числе 21, занимают здесь 684–712 стр; в) Следованная Псалтырь, принадлежавшая св. Филиппу Митрополиту, написанная в XVI в. в 4 долю на 547 стр: здесь помещены четыре молитвы св. Кирилла: по одной молитве после каждаго молебнаго канона Святой Троице, св. Крестителю, св. Апостолам и всем Святым; Две рукописи Волоколамскаго Монастыря г) Сборник под 109, состоящий из разных молитв и написанный в конце XV или начале XVI в., в 4 долю, на 258 стр: здесь, на стр. 46–138, находится 50 молитв, которыя названы именем Кирилла грешнаго, мниха недостойнаго, кроме 8 молитв, не означенных ни чьим именем; д) Сборник под 413, написанный в XVI в, в 4-ю долю, на 788 стр: здесь помещено 12 молитв с именем преподобнаго Кирилла или Кирилла священноинока, на стр. 648–686. За основание текста молитв мы принимаем список их в сборн. Солов. 802, как более исправный сравнительно с другими списками и будем указывать на замечательныя разности, заключающияся как в этих списках, так и в печатном издании (см. статью «От издателя»). Молитвы же, не находящияся в этом списке, будут напечатаны по рукописи Волокол. 109. 1 В печатном издании и в рукописях Соловецкой 1085, и Волоколамской 109: како своего ныне восплачуся отпадения ... 10 В печатном издании после слова: умолчу , следует: то дела возопиют ; вместо же слова: таковая , напечатано: такова бо , так что речь получает несколько другой смысл. 13 В печатном издании вместо слов: ко учительству чрес естество желая , напечатано: прекоречествовав . 15 Следующее за сим место в печатном издании несколько изменено; в начале прибавлено: Израиля, древле прогневавшаго Тя в пустыне; покаяния ради помилова. Ниневитяни помилова спасè я . Слов: Иезекию от смерти к животу возврати , – нет. 23 В печатном издании слова: яко велико величество , поставлены ниже, а здесь вместо их: Душелюбче Светодавче . 38 Напечатана по рукописи Волоколамской 109. Она совершенно согласна с молитвою, помещенною в печатном издании молитв св. Кирилла, но в рукописи она, подобно другим, выше напечатанным вечерним молитвам, также не означена его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Кондак, глас 8 Взбранный воеводо Бога Вышняго,/силою Креста победивый востание тьмы/и насадивый благочестие на земли твоей,/имеяй же дерзновение ко Господу,/сохраняй молитвами твоими достояние твое, да зовем ти:/радуйся, равноапостольне царю Борисе,/крестителю Болгарския. Величание Величаем тя,/святый равноапостольный царю Борисе,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь блаженному Василию Кадомскому, глас 4 Молитва усердная пища и питие бысть блаженне Василие,/в несении креста жития странническаго любовь Христову познал еси./Оком чистым будущая яко настоящая прозревая,/радость и от бед избавление требующим твоея помощи даровал еси./Темже и нас, яко Божий избранник,/не забуди твоими ходатайствы/Христа Бога о нас умоляющи. Кондак, глас 8 Вышния красоты желая,/нижния сласти телесныя тощно оставил еси... (общий блаженным). Величание Ублажаем тя,/святый праведный Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 3/16 Мучеников Тимофея и Мавры (286). Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Икон Божией Матери: Яскинской-Печерской (682), Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085), Печерской-Нерукотворенной (1085) и Свенской (1288). Тропарь мученикам Тимофею и Мавре, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас тойже Многообразныя язвы претерпевше/и венцы от Бога приемше,/о нас молитеся ко Господу,/память всесвященную вашу совершающих,/превеликий Тимофее и преславная Мавро,/еже умирити град и люди,/Той бо есть верных утверждение. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Тимофее и Мавро,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 8 Возвысився на добродетель,/измлада возлюбив монашеское житие,/к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/и, украсив житие твое пощением и светлостию,/в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ты бо еси Бог мой и аз раб Твой и Тебе славу всылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, в векы веком. Аминь. Примечания: При издании молитв св. Кирилла, были использованы: Три рукописи Соловецкой библиотеки а) сборник под 802, состоящий из статей разнаго содержания, написанных в XV и XVI в., в 4-ю долю, на 202 стр; здесь помещены 21 молитва св. Кирилла на л. 171–201: все молитвы названы именем Кирилла Туровскаго , или Кирилла преподобнаго, Кирилла священноинока; б) Большой Требник дачи Новгор. Митроп. Макария под 1085, написаный в 1505 г., в лист, на 712 листах: молитвы св. Кирилла, в числе 21, занимают здесь 684–712 стр; в) Следованная Псалтырь, принадлежавшая св. Филиппу Митрополиту, написанная в XVI в. в 4 долю на 547 стр: здесь помещены четыре молитвы св. Кирилла: по одной молитве после каждаго молебнаго канона Святой Троице, св. Крестителю, св. Апостолам и всем Святым; Две рукописи Волоколамскаго Монастыря г) Сборник под 109, состоящий из разных молитв и написанный в конце XV или начале XVI в., в 4 долю, на 258 стр: здесь, на стр. 46–138, находится 50 молитв, которыя названы именем Кирилла грешнаго, мниха недостойнаго, кроме 8 молитв, не означенных ни чьим именем; д) Сборник под 413, написанный в XVI в, в 4-ю долю, на 788 стр: здесь помещено 12 молитв с именем преподобнаго Кирилла или Кирилла священноинока, на стр. 648–686. За основание текста молитв мы принимаем список их в сборн. Солов. 802, как более исправный сравнительно с другими списками и будем указывать на замечательныя разности, заключающияся как в этих списках, так и в печатном издании (см. статью «От издателя»). Молитвы же, не находящияся в этом списке, будут напечатаны по рукописи Волокол. 109. 4 В печатном издании рукописи Соловецкой 1085 после этого прибавлено: ловче глубины неразумия . 6 В печатном издании начиная с слов: радостию неизглаголанною до слов: помолися за мя , пропущено. 9 В печатн. издании начиная с слов: но буди ми вождь , до слов: въстави мя убогаго ... пропущено. 12 В печатном издании начиная со слов: надежа моя , до слов: вся бо можеши данною ти властию , пропущено. 13 В печатном издании вместо: посети мя твоею милостию , поставлено: исторгни мя от сети вражия ...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

154 Шатобриан пытался дать эстетическую апологию католичества. – Франсуа Рене де Шатобриан (Chateaubriand; 1768–1848), французский писатель, один из основоположников романтизма. В пятитомном трактате «Гений христианства» (1802) истинность христианства усматривал в его поэтичности. Эта мысль была раскрыта во включенных в трактат повестях «Атала» (1801), «Рене» (1802). 155 В «La Cathedrale» вставлено ценное исследование о картине Фра Беато Анжелико «Le couronnement de la Vierge». 157 …для католичества св. Тереза и Григорий VII одинаково характерны. – Тереза Авильская (Тереза Санчес де Сепеда и Ахумада; 1515–1582), монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений: «Путь к совершенству» (оп. 1583), «Внутренний замок или обитель души» (оп. 1589), в 1622 г. причислена Католической Церковью к лику святых; Григорий VII Гильдебранд (1020–1085), папа в 1073–1085 гг., реформатор Церкви, по имени которого названа Григорианская реформа. Автор политической программы «Диктат папы» (ограничение светской власти). Канонизирован Католической Церковью. 159 В западной литературе в последнее время очень повысился интерес к католической мистике. Укажу на книгу Delacroix «Etudes d " historie et de psychologie du mysticisme», написанную с научной точки зрения, и на книгу Pacheu «Psychologie des mystiques chretiens», написанную с католической точки зрения. Прославленная книга Джеймса «О религиозном опыте» тоже свидетельствует о повышении интереса к мистике. 160 ...вплоть до принятия стигматов. – Т.е. появления на теле знаков, подобных тем, которые остались на теле Христа. Об их явлении впервые было рассказано в жизнеописании Франциска Ассизского. 162 Идея обожествления человека у Мейстера Экхарта. – Экхарт Иоганн (Мейстер Экхарт; Eckhart; ок. 1260–1237 или начало 1238), немецкий мыслитель, мистик. Подразумевается учение Мейстера Экхарта об «искре души» (одна из душевных способностей человека), с помощью которой человек может чувствовать Бога непосредственно, «без всяких покровов, таким, каков Он Сам в Себе». В1329 г. папа Иоанн XXII осудил 28 основных положений учения Экхарта.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

При этом древний период он делит на два периода: 1) ecclesia pressa или время гонений, период мучеников (100–323), и 2) церковь государственная, время триадологических и христологических споров, (323–692). Средние века делит уже на три периода: 1) средневековое предобразование (Vorbildung) (692–1085), до смерти Григория VII, 2) расцвет средних веков, (1085–1303), от Григория VII до Бонифация VIII (Ausbildung, образование), и 3) период упадка (1303–1517), с Бонифация VIII до реформации, время разложения средневековых форм и нарождения новых форм (Durchbildung). Новый период начинает с прибития тезисов (1517 г.) и делит на три периода: 1) до Вестфальского мира (1517–1648), основоположение (Grundlegung) реформации, 2) 1648–1814, время переходное, самоуглубление и одухотворение реформации и 3) период с 1814 – время борьбы с внутренним антихристианством и энергического (миссионерского) действия на внешнее. Куртц различает два фазиса в развитии христианства: А) развитие церковной жизни в антично-классической форме и Б) в германской форме. Первый (А) доводится им до 1453 года и делится на три периода: 1) до 323 года, 2) с 323 по 692 и 3) с 692 по 1453 год. Второй (Б), с IV в. до настоящего времени, разделяется на два отдела с частнейшими подразделениями: а) церковь в средневеково-германской форме, до 1517 г., и б) церковь в современной германской форме. Схема Куртца может быть представлена в следующем виде: Таким образом, отделы 1,2,3 Б здесь идут параллельно с отделами 2,3 А. Такое деление, очевидно, не представляет действительного правильного деления. Таким образом, вопрос о начале среднего периода до такой степени спорен, что Куртц склоняется признать два параллельных одновременных течения: одно принадлежащее древнему периоду, другое – среднему (respective новому). Эта мысль – естественная и справедливая, но для архитектоники делений крайне неудобная, отзывающаяся почти отречением отделения по периодам. В действительности, при указанном различении церкви в формах классического быта и неклассического, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

337 По списку Cryptoferr. Bessarionis изложение рассматриваемого чина буквально тожественно с тем же самым в списке Barberinum. S Marci. Goar. Ευχολογ. Ed. 1730. pag. 264–5. 338 Ευχ. ркп. Румянц. муз. (Сев. собр); л. 46, об. ср. Ευχολογ Goar.. Ed. 1730. pag. 264–5. 344 Симеон Солунск. «De Sacramentis», сар. LIX. Curs. Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom. CLV, col. 209, «Пис. Отц. отц. к Богослуж.» т. II. СПб. 1856. стр. 46. 351 Ср. «Слав. треб.» с « Ευχ» Benet. edit. 1839г. Впрочем заметки нашего требника: «или пред образом Пресвятой Богородицы», – помещенной в конце чина наречения имени, в позднейших изданий греческого евхология нет. Сердинский. «Особенности в богослужебных обрядах и обычаях Русской и Греческой церквей», Христ. Чт., 1871 г., Окт., стр. 560. 354 Служ. ркп. Соф. библ. 836, л. 153; л. 299; треб, ркп. Соф. библ. 1064, 53 (Душ. чт. 1877, II, стр. 263); треб. ркп. М. С. библ. 273 и 374; Опис. III, 1, 158 и треб. ркп. Солов. биб. 1107 л. 37; 1085 л. 170 и об., 1086–223–226. 360 Требн: ркп. Соф. библ. 1062 л. 101; 1063 л. 3. 1166 л. 184; 1067, 109; 1085,14; л. 96; 1089 л. 115 (См. «Странник,» Апр. 1881, 358); ркп. М. Синод, библ. л. 48 об, (Опис. III; 1, 209); ркп. Солов, биб: л. 198 об.; л. 128, 1099. 365 Starczewski «Histor. Ruthen. Scriptor». Vol. 1, Berol. et Petropol. 1841. I. Gerberstcin: «Comm. rer. moscovit.». pag. 26. Другие поверждения этого см. в соч. Дмитриевского «Богослуж. в Pyc. Церкви в XVI в.» ч I. Казань. 1883 г стр. 251–252. 366 Филарет (иером.) «Опыт слич. чинов. по .кн. изд. при перв. пяти патр.» М. 1875 г. стр, 11. Служсб. 1622 г., л. 427. об. треб. 1635г. и пр. 370 Корнилий-де-Брунн. «Путешествие чрез Московию». «Чтен в общ, истор. и древн.» 1872 г., кн. II, отд IV, стр. 113. Примеч. Излагая историю чина наречения имени младенца в практики русской церкви и практике церкви греческой с VIII-IX вв., мы оставили совершенно в стороне от исторического обозрения довольно длинный ряд тех молитв, которые издревле помещались в рукописных греческих евхологиях и славянских требниках при этом чине и которые относятся или к матери младенца, или к лицам, имеющим то или другое отношение к его рождению, или наконец, даже к предметам, связанным с его рождением (как, наприм., дом, где мдаденец родился); таковы, напр.; «молитва дети в колыбель власти», молитва «жене по рождении и женам, прилучившимся на рождении том»; «молитва бабе детиной»; молитва «храму, в нем же детя родится» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

часть города. В аррабале Сабулар находилась базилика Трех святых с христ. кладбищем и 2 мечети, построенные на месте церквей св. Николая и св. Иакова. Аррабали Муньят-Абд-Аллах и Муньят-эль-Муджира выросли вокруг крупных имений мусульм. знати; мечеть 2-го аррабаля стояла на месте совр. ц. св. Лаврентия. С сев. стороны города находился крупный аррабаль Эр-Русафа с 2 кладбищами. Идентификация сев.-зап. аррабаля, к-рый сформировался вокруг дворца Серкадилья, вызывает затруднения; возможно, это был Рабад-эр-Раккакин (аррабаль пергаменщиков; см.: Arjona Castro. 1997; Marfil Ruiz. 2000). Вост. аррабаль Кут-Расах был населен в основном мосарабами. В каждом аррабале были мечеть, кладбище и рынок; некоторые аррабали были обнесены стенами, игравшими не столько защитную, сколько разграничительную роль. Самые значительные строительные проекты X в. были связаны с расширением Большой мечети. В результате работ, проведенных в правление Абд ар-Рахмана III, аль-Хакама II и регента Мухаммада ибн Абу Амира аль-Мансура, Большая мечеть стала крупнейшим зданием города: ее площадь с внутренним двором составила 22 тыс. кв. м. Абд ар-Рахман III, принявший в 929 г. титул халифа, и аль-Мансур построили в окрестностях К. собственные резиденции (Мадинат-эз-Захра и Мадинат-эз-Захира), в городе крупное строительство почти не велось. После междоусобной войны (1009-1031) и распада халифата значение К. снизилось. Город стал центром тайфы (эмирата), управлявшейся родом Бану Джавар (1031-1069), затем был включен в состав тайфы Севильи (1069-1078), а позднее - Толедской тайфы (1078-1085). До сер. XII в. в К. не строились новые монументальные здания, правители заботились только о сохранности крепостных стен Медины, вновь обретших стратегическое значение. После падения Толедской тайфы (1085) городу стали угрожать войска христ. правителей Сев. Испании. Во время похода 1125-1126 гг. округу К. опустошили отряды Альфонсо I Воителя, кор. Арагона, а в 1146 г. город на несколько недель заняли войска Альфонсо VII, кор.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Практика первого рода узаконена была отцами стоглавого собора, которые категорически утвердили, что “второму браку венчания несть, но токмо молитва“ (гл. 23). В оправдание этого узаконения стоглав ссылается на какие – то правила по – видимому Никифора исповедника и Никиты Ираклийского; но ссылка эта не совсем точна. Если разуметь под правилами – правила касательно этого предмета в греческой церкви, то они не узаконяют на этот раз какого либо одного определенного обычая. По правилу Никифора исповедника (пр. 2 и 5) двоеженцы не венчаются (гл. 21), по правилу Никиты Ираклийского (XI в.) в его ответах еп. Константину – также (т μεν κρβεια τους δγαμους οκ οΓδε στεφανοον); но великая константинопольская церковь , как свидетельствует тот же Никита и., не соблюдала этого правила и возлагала венцы даже на двоеженцев διγμος τους νυμφικος στεφνους’ πιτθησι), и никто не осуждал этого обычая. Следовательно, определение стоглава касательно этого предмета основано не на всеобщей практике древней греческой церкви, но на частной и притом наиболее строгой. Быть может поэтому оно и не всегда выполнялось в практике русской церкви. В старинных русских служебниках указывается нередко в чинопоследовании о второбрачных возлагать венец на правое плечо вдовца (соф. б. 1066, 1085 и др ); при этом первобрачный при бракосочетании с вдовой или девица с вдовцом удерживают все преимущества первобрачных; ограничение при возложении венца распространялось единственно на второбрачных 1085, 108: указ о втором браку; на обороте: “а венец держат на отроке или на девице на главе, а вдовцу на правом плече»). Видно, что венец признавался символом высокого достоинства и не применялся одинаково без разбора во всех случаях. Снятие венцов с новобрачных в старину происходило у нас при такой обстановке, которая в настоящее время уже не имеет места. Из ХШ и XIV вв. мы имеем сведения, что священник после венчания при пении стиха “славою и честию венчал еси“... сажал новобрачных на лавицу и здесь снимал с них венцы (Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

и в) третий с конца XV века и до настоящего времени в форме греко–римской и германской, в форме, представляющей собою синтез (Verschmelzung). Цоклер (Zöckler) также делит историю на три периода: а) древний, где жизнь проходит в античной (греко–римской) форме, б) средний, где жизнь идет частью в византийской, частью в германо–романской форме, и в) новый — церковь в современном строе жизни. При этом древний период он делит на два периода: 1) ecclesia pressa или время гонений, период мучеников (100—323), и 2) церковь государственная, время триадологических и христо–логических споров, (323—692). Средние века делит уже на три периода: 1) средневековое предобразование (Vorbildung) (692—1085), до смерти Григория VII, 2) расцвет средних веков, (1085—1303), от Григория VII до Бонифация VIII (Ausbildung, образование), и 3) период упадка (1303–1517), с Бонифация VIII до реформации, время разложения средневековых форм и нарождения новых форм (Durchbildung). Новый период начинает с прибития тезисов (1517 г.) и делит на три периода: 1) до Вестфальского мира (1517—1648), основоположение (Grundlegung) реформации, 2) 1648–1814, время переходное, самоуглубление и одухотворение реформации и 3) период с 1814 — время борьбы с внутренним антихристианством и энергического (миссионерского) действия на внешнее. Куртц различает два фазиса в развитии христианства: А) развитие церковной жизни в антично–классической форме и Б) в германской форме. Первый (А) доводится им до 1453 года и делится на три периода: 1) до 323 года, 2) с 323 по 692 и 3) с 692 по 1453 год. Второй (Б), с IV в. до настоящего времени, разделяется на два отдела с частнейшими подразделениями: а) церковь в средневеково–германской форме, до 1517 г., и б) церковь в современной германской форме. Схема Куртца может быть представлена в следующем виде: Таким образом, отделы 1,2,3 Б здесь идут параллельно с отделами 2,3 А. Такое деление, очевидно, не представляет действительного правильного деления. Таким образом, вопрос о начале среднего периода до такой степени спорен, что Куртц склоняется признать два параллельных одновременных течения: одно принадлежащее древнему периоду, другое — среднему (respective новому).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010