После завоевания Капуи и принятия княжеского титула в нояб. 1058 г. Ришар посетил М.-К., где ему устроили торжественный прием. Князю «было вверено попечение о монастыре и его защита... он даровал мир Церкви и обещал сражаться с ее врагами». Ришар одарил мон-рь и подтвердил привилегии, дарованные обители лангобардскими правителями Капуи (Ibid. IV 13; Chronica monasterii Casinensis. III 15). При участии аббата Дезидерия норманны заключили договор с Папским престолом. Весной 1059 г. рим. архидиак. Хильдебранд (Гильдебранд; впосл. папа Римский Григорий VII ) посетил Капую и убедил кн. Ришара поддержать папу Римского Николая II в конфликте с рим. знатью. Вскоре аббат Дезидерий организовал переговоры Николая II с норманнскими правителями, что привело к заключению Мельфийского договора (1059). Папа Римский принял от норманнов клятву верности и признал Ришара князем Капуи, Робера Гвискара - герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии (Italia Pontificia. 1935. P. 11-12). Т. о., понтифик легитимировал власть норманнов над Юж. Италией и получил возможность обращаться к ним за помощью в борьбе с рим. аристократией, пытавшейся установить контроль над Папским престолом. Норманнские воины помогли утвердиться в Риме папе Александру II (1061-1073). Кн. Ришар Капуанский вместе с аббатом Дезидерием присутствовал на папской интронизации и повторно принес клятву верности. Впосл. князь оказал понтифику помощь в борьбе с антипапой Гонорием II . Папа Римский Александр II поддерживал дружественные отношения с норманнами: в 1071 г. на освящении монастырской церкви в М.-К., к-рое возглавил понтифик, присутствовали кн. Ришар Капуанский с семьей и др. норманнские и лангобардские правители Юж. Италии. При папе Римском Григории VII (1073-1085) отношения папской курии с норманнами ухудшились. Понтифик принял клятву верности кн. Ришара Капуанского, но вступил в конфликт с Робером Гвискаром и отлучил его от Церкви (Italia Pontificia. 1935. P. 15-16; Amatus. Historia Normannorum. VII 9). В 1078 г. Григорий VII отлучил от Церкви всех норманнов, к-рые участвовали в нападениях на Беневенто и др. папские владения ( Greg. VII, papa. Reg. ep. V 14a). Аббат Дезидерий, которому Григорий VII писал сразу после избрания на Папский престол, что «Римская Церковь нуждается в тебе и полагается на твое благоразумие» (Ibid. I 1), стремился восстановить мирные отношения между папой Римским и норманнами ( Amatus. Historia Normannorum. VII 16). Летом 1076 г. герц. Робер Гвискар вместе с Ришаром Капуанским посетили М.-К. и сделали мон-рю исключительно щедрые дарения (Ibid. VIII 22-23; Chronica monasterii Casinensis. III 58). Монастырский историк утверждал, что «герцог очень любил аббата Дезидерия, почитал его как самого святого Бенедикта и никогда не желал разлучаться с ним» ( Amatus. Historia Normannorum. VIII 36).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

444 Хотя попытка собора воссоединить македониан с церковью оказалась бесплодной, однакоже у церковных историков можно находить много отрадных известий о благотворном действии II вселен. собора на последних из ариан. После собора ариане часто целыми общинами переходили в православие (Socr. V, 10 ad fin. V, 23. Sosom. 40;III, 1). 446 Споры о Мелетии и Павлине не были случайными и неважными: ими, по свидетельству Григория Богослова , „все приводилось в движение, все потрясалось». Корни споров лежали очень глубоко. Carmen de se ipso, de vita sua. Col. 1076. Migne, t. 37. Твор. VI, 27. 454 Мелетию и его приверженцам ставили в вину слишком раздельное представление о трех ипостасях Божества. Горский. „Жизнь св. Афанасия», стр. 150. Athanasii. Tomus ad Antiochenos. Col. 801. Твор. III, 192; см. также Gregorii. De vita sua. Col. 1135. Твор. VI, 52. 464 Описание собора Григорием заслуживает справедливой критики, о чем можно встречать замечания и в нашей литературе. Αрх. Порфирия: Жизнь св. Григория Богослова , стр. 80. Μ. 1864 г. Но посдедующие писатели уклонились от этого правильного пути. Преосвящ. Иоанн называет противников Павлина людьми „неблагоразумными» (Ист. вс. соб. стр. 124); автор статьи: „второй вселенский собор» (Хр. Чт. 1878, ч. II) находит в тех же недругах Павлина „дух партий», „не осмысленное отношение к делу» (стр. 198), считаем их „скрытыми арианамн» (стр. 200), вообще изображает собор в мрачных красках: вместо святого собора выходит собор очень подозрительный (на нем „интриги, безурядща», стр. 206). Но эти носледние два автора слишком много доверяли Григорию, а потому, по нашему мнению, приходили к воззрениям на собор совершенно неправильным. Мы постарались отнестись к делу с возможным беспристрастием. 470 Ad Maximum philos. Col. 1085. 1089. Migne. t. 26. Твор. Ш, 353. 357.-Что Максим, к которому писал Афанасий, тождествен с Максимом константинопольским, об этом см. в сочинении Горскаго: Жизнь Афанасия, стр. 167. 475 Слово „в похвалу Ирона». Под Ироном нужво разуметь именно Максима (см. Тв. Св. Гр. ч. II. 266, примеч. Ullmann. ibid. S. 201). Вопрос этот, по нашему мнению, не требует дальнейших доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Особенно яркое впечатление оставляет личность Патриарха Лeohmuя II (1076–1085)[ 17 ]. Он был иноком монастыря святого апостола Иоанна Богослова на Патмосе и одним из его первых и наиболее выдающихся настоятелей. Император предлагал ему последовательно Киевскую митрополию и Кипрское архиепископство, но он отказался и от того, и от другого. Но когда его спросили, хочет ли он быть Патриархом Иерусалимским, он ко всеобщему изумлению согласился. Но изумление перешло в смятение, когда он вскоре после хиротонии сел на корабль, чтобы начать свое служение в Иерусалиме. Когда он прибыл в Святую Землю, со всех сторон к нему навстречу сбегался православный народ; само собой разумеется, что его прибытие было проигнорировано латинскими властями. Леонтий отправился в Иерусалим и попытался отслужить литургию в соборе святителя Анастасия, в чем ему, конечно, воспрепятствовали. Наконец ему удалось хотя бы поклониться Гробу Господню в сопровождении монахов и простого люда. В его резиденции в Вифлееме произошло несколько покушений на его жизнь, но Леонтий отклонил приглашение мусульманина, эмира Дамаска, перенести резиденцию в сферу его владычества. Наконец по указанию императора он вернулся в Константинополь, где императорский двор и весь город к великому его смущению почитали его как святого. Характерно для духа и обычаев, господствовавших в латинском королевстве Иерусалимском, что ни Патриарх Лeohmuй II, ни кто-либо из его предшественников эпохи крестовых походов не упомянуты ни в одном из латинских документов. Правда, за одним исключением — упоминается Cuмeoh II[ 18 ]. О нем летописец крестовых походов Альберт Аахенский сообщает, что тот находился с латинянами в наилучших отношениях и, будучи изгнанным мусульманами, жил на Кипре, когда Первый крестовый поход достиг Святой Земли, а также что он благочестиво преставился, будучи очень старым, именно тогда, когда крестоносцы в июле 1099 г. захватили Иерусалим, так что им не оставалось иного выхода, нежели поставить на овдовевшую патриаршью кафедру Святого Града кого-то из своих.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Папа Григорий VII понимал, что корень зла – в светской инвеституре. Напасть на нее было опасно, никто еще не решался. Однако Церковное Предание говорит противное. И на Халкидонском Соборе, и на других, возбранялось вмешательство мирских властей в дела Церкви. И вот, после долгих размышлений, Григорий VII решился пойти против этого зла. Он осудил эту инвеституру на Римском Синоде в 1075 году. Папа предложил Генриху IV прислать своих представителей, чтобы они следили за тем, нет ли какой несправедливости. Кроме того, он не распространил запрета светской инвеституры на страны, где симонии нет – Англию и Испанию. Чтобы декрет выполняли, Григорий VII особенно сильно настаивает на полновластии папы. Он понимал, что только папство может вывести Церковь из ее жалкого положения. Свои принципы они заложил в своих знаменитых записях, называемых «Dictatus Рарае». Всего их 27. Подлинность их подвергалась сомнению, но работы о. Пейтца (1911 г.) доказали, что они действительно написаны Григорием VII. Быть может, папа хотел, чтобы эти записи принял Собор, но это не понадобилось. В них изложена вся его доктрина, причем все ее положения опираются на Предание, кроме одного права – смещать императора. Декрет об инвеституре нанес удар по германским властителям, ибо они именно пользовались ею. Поначалу Генрих IV сделал вид, что ничего о нем не знает, а потом, упрочив свое положение, в январе 1076 года сместил Григория VII на сейме епископов в Вормсе. Но папа не подчинился и применил свою доктрину. Он решился на то, чтобы отлучить короля и освободить его подданных от верности ему. Эта суровая мера привела к тому, что в январе 1077 г. Генрих IV пришел к замку Каносса, где находился папа, вымаливая у него прощение. Папа заставил его прождать три дня и снял отлучение, но власти ему не вернул. Однако современники не очень разобрались в том, что Генрих IV по-прежнему лишен власти, и он смог набрать себе армию и победить своего врага Рудольфа Швабского. Затем он снова стал бороться против папы, и тот снова отлучил его в 1080 году. Это отлучение не было таким эффективным, как первое. Генрих IV поставил в Риме антипапу Климента III и получил от него императорскую корону (1084 г.). Григорию VII пришлось бежать в Солерно. Незадолго до смерти он сказал: «Я любил правду и ненавидел беззаконие, и потому умираю в изгнании». 17 Умер он 25 мая 1085 г., и погребен в Солерно в церкви св. Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Существенную работу по «исправлению расстроенного церковного чина» Армянской церкви 1076 в 10 в. (вслед за своим отцом епископом Хосровом Андзеваци, автором литургических толкований) предпринял Григор Нарекаци (ок. 950/951–1003) 1077 , о жизни которого сведений мало 1078 . Он был монахом Нарекского монастыря, известного, как пишет историк Асохик, своими «великолепными, придающими блеск церковной службе певцами и знатоками литературы» 1079 . Количественно оценить полное наследие Григора Нарекаци затруднительно 1080 . Среди известных его произведений – гандзы (гимны в честь Бога и святых), песни (таги) и меледи (более двадцати), послание против секты тондракийцев, «Толкование Песни песней» (977 г.), написанное по велению Гургена, царя Васпуракана, «История Апаранского креста, Панегирик Св. Кресту и Панегирик Св. Богородице» (после 989 г.) 1081 , «Панегирик свв. апостолам», «Панегирик св. Иакову, епископу Нисибинскому» и знаменитая «Книга скорбных песнопений» 1082 , которую Григор написал в 1001–1002 гг. 1083 Над переработкой и дополнением Шаракноца (Гимнария) и Патаракаматуца (Литургиария) трудился в 12 в. католикос Нерсес IV Шнорали 1084 , который систематизировал годовой цикл армянских церковных песнопений, дополнив его собственными произведениями (в них впервые стало использоваться силлаботоническое стихосложение), а также занимался проблемами древнеармянской нотации 1085 . Широко известен его шаракан «Песнь Вардана», каждая строфа которого посвящена памяти одного из павших в Аварайрской битве героев. Шнорали принадлежат многочисленные таги, посвященные святым, среди которых особо выделяется песнь в честь Рипсимянских дев, навеянная «Историей» Агатангехоса. Среди армянских гимнографов, помимо названных, можно упомянуть также княжну Хосровидухт, Григора Магистроса Пахлавуни, католикосов Петроса I Гетадардза и Григора III Пахлавуни, Нерсеса Ламбронаци, епископа Аркела Сюнеци и др. В 11–13 вв. канон стал необходимым элементом богослужения; расширился и обогатился Шаракноц, пополняясь новыми песнями и целыми канонами. Обогатившись сочинениями Вардана Аревелци, Ованеса Ерзнкаци (Плуза) и др., Шаракноц к 15 в. завершает свою тысячелетнюю историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

411 Алексий – византийский император (1081–1118 гг.). Н. Акинян, сопоставив сведения жития со сведениями, сообщаемыми Самвелом Анеци, Маттеосом Урхаеци, памятными записями и др., обнаружил в них расхождения. Так, Самвел Анеци переселение Ошина в Киликию относит к 1073 г. (см.: Самвел Анеци. Хроника, с. 117). В памятной записи того времени (см. Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 551) говорится, что Аплгариб поступил на службу к императору Михаилу (1076–1078 гг.). В «Житии Нерсеса Ламбронаци» Аплгариб был послан самодержцем Алексием в области киликийцев. Урхаеци пишет, что Аплгариб был владельцем Паперона в 1078–79 гг. Михаил Сирин, повествуя о событиях 1072–1086 гг., свидетельствует, что Филартос завоевал Мараш, Урфу, Кесун, Антиохию и получил от императора титул севаста и княжение над Тарсом и Маместией. Греческий автор упоминает имя Филартоса в 1078 г., не говоря о титуле севаста и княжении в Тарсе. Видимо, заключает Н. Акинян, автор отождествляет Филартоса и Аплгариба. Скрупулезно проанализировав все эти сведения, он приходит к заключению, что Аплгариб и Ошин поступили на службу к императору в 1073 г., в Киликию были посланы Михаилом VII в 1076 г., Ошин – в качестве вассала Аплгариба (Н. Акинян. Нерсес Ламбронаци, с. 50). 412 Таврские горы – горная цепь на Малоазийской возвышенности и Армянском нагорье (ныне в пределах Турции). 414 Согласно Самвелу Анеци, Ошин «покинул от насилия тачиков наследие свое, именуемое Майреац-джурк, напротив Гандзака, с братом своим Халкамом, матерью и супругой, воинами-князьями и со всей челядью, взяв с собой и перст св. апостола Петра. И прибыл в страну киликийцев». В 1076 г. он становится правителем Ламброна, а с 1085 г., после смерти преемника Аплгариба – Моностраса, стал правителем Тарса, Ламброна н Паперона (см.: Н. Акинян. Нерсес Ламбронаци, с. 52). 415 Эта цифра явная описка переписчика. Акинян, основываясь на Урхаеци, настоящие события относит к 1093 г. Он предполагает, что первоначально в тексте вместо 500 г. армянского летоисчисления был указан 542 год.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Она скончалась вскоре после Григория–старшего. 144 Пс. 26:10. 145 Письмо 80; ed. Gallay, 71=2.460. 146 Письмо 76; ed. Gallay, 65–66=2.460. 147 Слово 43. 148 Ср. PG 37, 1071–1072=2.363. 149 Ср. Ruether. Gregory, 42. 150 PG 37, 1074=2.364. 151 PG 37, 1075–1076=2.364. 152 Письмо 77; ed. Gallay, 66=2.463. 153 PG 37, 1251=2.404. 154 PG 37, 1292=2.406. 155 Письмо 95; ed. Gallay, 79=2.468. 156 PG 37, 1306=2.112. 157 Сократ. Церк. ист. 5,5; Созомен. Церк. ист. 7,3. 158 Феодорит. Церк. ист. 5,3. 159 PG 37, 1076–1079=2.364–365. 160 См. Слово 25. О том, что Максим и Ирон — одно и то же лицо, свидетельствует бл. Иероним, который говорит о Слове 25–м следующее: " Похвальное Слово Максиму–философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправделиво заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время — порицать " " (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне–Максиме см у Mossay. SC 284, 120–141. Ср. Hauser-Meury. Prosopographie, 119–121. 161 Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру. 162 Греческое слово " " киник " " (циник) созвучно слову kyn (собака). 163 Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160=1.358–359. 164 PG 37, 1085=2.367. 165 Ср. PG 37, 1088=2.368. 166 PG 37, 1087=2.368. 167 Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же предмет сначала в положительном, затем в отрицательном свете: это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой. 168 PG 37, 1081–1083=2.366–367. 169 Т. е. людей сомнительной веры. 170 PG 37, 1090–1093=2.369–370. Намек на распутный образ жизни, который Максим вел в Коринфе. 171 PG 37, 1095–1097=2.370–371. 172 PG 37, 1339–1344=2.267–269. 173 Не приходится сомневаться в том, что Григорий сам внимательно следил за подготовкой всех своих сочинений к публикации — собирал их в книги, отдавал переписчикам, рассылал копии друзьям. 174

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Судя по ряду противоречий, характерных для анализируемого отрывка «Алексиады» и отсутствующих у Вильгельма, Анна обращалась и к какому-то иному источнику западного происхождения. (Подробно см. Любарский, Об источниках..., стр. 110–117.) 141 Григорий VII Гильдебранд (1073–1085). Обращает на себя внимание тот факт, что Анна ни разу не называет по имени ни одного из пап, упомянутых ею. 142 Германским королем Генрихом Анна называет императора Генриха IV (1056–1106). Византийские писатели отказывались признать за западными властителями императорский титул. 143 Анна рассказывает о знаменитой борьбе между Григорием VII и Генрихом IV по вопросу об инвеституре. До 1075 г. право церковной инвеституры (т. е. утверждения духовного лица в должности и сане и передачи ему церковных земель) принадлежало светским властям. Григорий VII отобрал у светских властей эту привилегию, и в результате началась длительная борьба между империей и папством, закончившаяся лишь в 1122 г. Вормским конкордатом. Анна говорит в данном случае об обвинениях в симонии, которые неоднократно выдвигал Григорий VII против Генриха IV (см. Delarc, Saint Gregoire VII..., рр. 129–201; Schmeidler, Kaiser Heinrich IV und seine Helfer...; Неусыхин, Исторический миф..., стр. 83–91). 144 Речь идет о посольстве Генриха IV к Григорию VII во главе с епископом Роландом в феврале 1076 г. На церковном синоде Роланд обратился к Гильдебранду с требованием оставить папский престол (см. Delarc, Saint Grégoire VII..., р. 203 sq.). 145 Речь идет о 330 г., когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь. 146 Так мы переводим греч. η των θρνων αρχιερατικη τξις. 147 Анна имеет в виду 28-й канон Халкидонского собора 451 г., где устанавливалось, что «град, получивший честь быти градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому» (см. Wuyts. Le 28 ième canon de Chalcédoine..., рр. 165–182). Анна, однако, не обращает внимания на то, что 28-й канон прямо провозглашает: в церковном отношении Константинополь должен быть вторым после Рима – δευτρον μετ’ εκενην υπρχουσαν (см. «Правила св. вселенских соборов», ч. I, стр. 203 и сл.). Это соглашение по сути дела знаменовало победу Константинополя над Александрией, патриарх которого претендовал на роль «папы Востока». В комментариях на 28-й канон современник Анны Зонара решительно высказался против тех, кто силится доказать, что будто константинопольский патриарший престол имеет не меньшие права, чем римский: предлог μετ «после» следует понимать не во временном значении, а в смысле понижения. О Халкидонском соборе см. Grillmeier, Η. Bacht, Das Konzil von Chalkedon, I-III. Cp. Dölger, Byzanz und europäische Staatenweit..., Ss. 110 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В подвиге веры от человека требуется, чтобы он совершал его с помощью над-умной антиномии веры: «Будь мертв в жизни сей и будешь жить после смерти» 1066 . Верою выздоравливает, исцеляется, приобретает благое умствование ум; душа становится непорочной, когда не занимается бесстыдно блудными помыслами 1067 . «Плотолюбие – признак неверия» 1068 . Вера освобождает ум от категории чувственного, отрезвляет его постом, и богомыслием 1069 , и бдением 1070 . Невоздержание, полный желудок помрачает ум 1071 , расстраивает его и рассеивает в фантастических мыслях и страстных похотях. В сластолюбивом теле не обитает богопознание 1072 . «Как от семени пота поста произрастает колос целомудрия, так от сытости – распутство и от пресыщения – нечистота» 1073 . Плотские помыслы и похоти возжигают в человеке мятежный пожар; средство против этого – погрузить ум в море тайн Священного Писания 1074 . Без освобождения от приверженности к вещественному душа не может освободиться от мятежных помыслов; не может она также почувствовать мир в уме, если не умертвит чувств 1075 . Страсти помрачают мысли и ослепляют ум 1076 . Хаос в мыслях происходит от угождения чреву 1077 . Стыд и страх Божий удерживают колебание ума; лишение стыда и страха Божия колеблет весы разума, и они становятся превратными и неустойчивыми 1078 . Ум созидается исполнением заповедей Господних 1079 и перенесением страданий и скорбей 1080 , а дела житейские помрачают ум 1081 . Собирая себя верою, человек пробуждает ум для Бога 1082 и молитвенным безмолвием очищает разум 1083 , побеждает страсти 1084 . В безмолвии исцелевает душа, поэтому нужно понуждать себя к безмолвию, ибо оно производит в сердце некую сладость 1085 . Безмолвием человек входит в мир (умиротворенность) мыслей 1086 . Вера низводит мир в разум и тем самым устраняет мятежные помыслы. Грех – причина неспокойствия и брани в мыслях, а также войны человека с небом и людьми. «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля» 1087 . Прежде веры ум рассеивается по вещам мира сего; верою побеждается рассеянность ума 1088 . Блуждание, скитание мыслей вызывает в человеке демон блуда 1089 . Рассеянность глаз – действие нечистого духа 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Достоевский (уже после смерти Григорьева) писал: «я полагаю, что Григорьев не мог бы ужиться вполне спокойно ни в одной редакции в мире» («Биография, письма…», стр. 212). 1072 Сочинения (изд. Страхова), стр. 618 1073 Ibid., стр. 469. 1074 Ibid… стр. 202. 1075 Ibid., стр. 202. 1076 Ibid., стр. 615. 1077 Материалы…, стр. 150. 1078 Материалы, стр. 288. 1079  Ibid., стр. 413. 1080 Ibid., стр. 187. 1081 Сочинения, стр. 202. 1082 Страхов признается (Биография… Достоевского, стр. 205), что «мысль о новом направлении занимала меня особенно под влиянием Ап. Григорьева». 1083 Материалы…, стр. 220 1084 Флоровский. Ор. cit., стр. 305. 1085 См. Сочинения. Статья «О правде и искренности в искусстве», 1086 Сочинения Страхова никогда не были в полноте изданы, — большею частью издавались в отдельных книгах его журнальные статьи (таковы, натр., книги «Мир, как целое», «Борьба с Западом в русской литературе», «Из истории литературного нигилизма»). Очень важна его переписка с Толстым (II–oй том в сборнике Толстовского Музея). О Страхове, прежде всего, см. Колубовский, Вопр. Фил. и Псих. N 7 (1891 г.). Прекрасную характеристику Страхова, как мыслителя, дает В. В. Розанов в статье в Вопросы Фил. и Псих. 1890 г.) — статья перепечатана в книге «Литературные изгнанники». См. также Чижевский (Гегель в России, ч. III, § II, стр. 266–284), Розанов, Идея рационального естествознания (о Страхове), Рус. Вестник, 1892 г., VIII. Важны также Воспоминания Страхова о Достоевском (Биография, письма… Достоевского), в которых есть не мало автобиографических заметок. Бегло о Страхове говорит Яковенко в чешской книге (по истории рус. филос.). См. также Вл. Соловьев. (Статьи «Национальный вопрос в России». Вып. II, §§ IV, V, VII. Сочин. Т. V). 1087 См. подробную библиографию в статье Колубовского. 1088 Вл. Соловьев. Сочинения, т. V, стр. 260. 1089 Розанов. Вопр. Фил. и Псих., стр. 31. 1090 Ср. исследование А. И. Ильина о Гегеле. 1091  Борьба с Западом… кн. 1 (1882), стр. XI. 1092 О гегельянстве его см. подробнее у Чижевского. 1093

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010