Роберт Гвискар (1017–1085 гг.) – один из 12 сыновей норманнского вождя Танкреда Отвильского, служившего герцогу Нормандии. Свирепый и коварный (его прозвище означает «Хитрый»), талантливый военачальник и проницательный, исключительно одаренный политик, Р. Г. в течение 40 лет настойчиво вел борьбу с ромеями, лангобардами, сарацинами, италийцами и в итоге целиком овладел к 1085 г. Сицилией, а также Апулией и Калаврией в южной Италией. Вступил в союз с Папой римским Николаем II, который уже в 1059 г. представил ему титул герцога Апулии, Калаврии и Сицилии. Р. Г. был женат вторым браком на воинственной, мужеподобной, грозной дочери лангобардского короля Сикелгаите Салернской, лично участвовавшей в битвах. Одна из его семи дочерей, Елена, жила в Константинополе в качестве невесты малолетнего Константина, сына василевса Михаила VII Дуки, свергнутого с трона в 1078 г. Последующее заточение Елены в монастырь послужило поводом для вмешательства южноиталийских норманнов в ромейские дела и активизации их притязаний на владения и трон Византии. В 1081–1083 гг. Р. Г. вместе с сыном Боэмундом и Сикельгаитой напал на Корфу, Эпир, Фессалию, Македонию, успешно воевал в Италии с войсками германского императора Генриха IV (1056–1105 гг.), ставшего за 360 000 золотых монет союзником византийцев, спас и восстановил на троне одного из величайших средневековых Пап, Григория VII (1072– 1085 гг.), но во время следующего похода в 1185 г. заболел, вероятно, тифом, косившим его армию, и умер. После этого норманны не смогли удержать захваченное на Балканском полуострове, а утвердились в южной Италии. Это было громадной важности событие, произведшее полный переворот в западноевропейской и византийской истории. Р. Г. и его норманнская дружина были прообразом того западного рыцарства, которое в союзе с Римской церковью стало главнейшим носителем движения крестоносцев. Рога – слово, происходящее от лат. roga – «спрашивать, предлагать, просить»; право на жалованье, плату (деньгами, дорогими одеждами и пр.) тем сановникам и чиновникам, которым она полагалась пропорционально значимости их титула или должности. Высшим чиновникам и командирам самую большую Р. раз в год (обычно на Пасху) в торжественной обстановке вручал лично император ромеев. Р. от казны получали также наемники – варанги и стратиоты ополчений фем (хрисики рога).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

короной. Папа Григорий VII, укрывшийся в замке Св. ангела и призвавший на помощь норманнские войска, сумел бежать из Рима; в 1085 г. он умер в Юж. Италии. Смерть Григория VII неск. укрепила позиции Генриха IV в Италии и Г. Его ставленник антипапа Климент III получил признание в Г. (за исключением Саксонии), в Италии и др. европ. странах. На Соборе в Майнце в 1085 г. был заключен примирительный договор с князьями и провозглашен имперский мир (Pax diocesis Bambergensis. 1085//MGH. Const. Bd. 1. N 425. S. 605-608). В 60-70-х гг. XI в. при поддержке архиеп. Аннона Кёльнского и южнонем. князей в Г. распространилось клюнийское движение, важными центрами к-рого стали мон-ри Зигбург, Санкт-Блазиен и Хирзау. Из мон-ря Хирзау, в к-ром при аббате Вильгельме (1069-1091) был принят устав Клюни, реформа распространилась по всей империи. В 1075 г. Генрих IV законодательно осудил владение мирян частными церквами. Реформаторские идеи нашли поддержку у герм. светской знати, однако вызвали неприятие имперского монашества, чья позиция была отражена в «Анналах» Ламберта Герсфельдского и в анонимном соч. «О сохранении единства Церкви» (De unitate ecclesiae conservanda//MGH. Lib. Bd. 2. S. 184-284). Стесненное положение императора, находившегося в Италии во время организованного его сыном Конрадом восстания, помешало ему принять участие в провозглашенном в 1095 г. папой Урбаном II 1-м крестовом походе, что серьезно подорвало престиж Г. (только зап. области Г. приняли участие в крестоносном движении). Лишь в 1097 г. император смог проехать через Альпы в Г. На рейхстаге в Майнце в мае 1098 г. он объявил своего мятежного сына Конрада низложенным. Князья избрали королем 2-го сына императора от брака с Бертой Савойской 12-летнего Генриха, к-рый в 1099 г. был коронован в Ахене. В 1104 г. под влиянием воспитателя еп. Конрада Утрехтского Генрих (впосл. имп. Генрих V) стал во главе оппозиции баварской и сакс. знати. Папа Римский Пасхалий II освободил его от клятвы верности, данной отцу. Мятежников поддержали светские и духовные сеньоры.

http://pravenc.ru/text/164803.html

636 Первым из них упомянут «архидиакон и номик Иериссоса» Константин, действовавший в этом качестве, если судить по дошедшим до нас нескольким купчим Ивирского монастыря на Афоне и одной дарственной из архива Лавры, с 1001 по 1014 г.; 637 гарантийный акт епископа Иериссоса Николая от 1032 г. писан «доместиком и номиком» епископства Феодосием; 638 в 1042 г. в качестве «клирика и номика» засвидетельствован еще один Феодосий (тождествен первому?); 639 с 1080 по 1085 г. зафиксирована актами деятельность «кувуклисия и номика» Георгия (им писан и «совершен» акт 1080 г. о разделе владений Лавры и Ксиропотамского монастыря; 640 среди других свидетелей он подписался в акте судьи Григория Ксероса от 1085 г.; 641 им писан и подписан акт 1085 г. отвода земли под мельницу Ксиропотамскому монастырю, 642 пять актов на продажу афонской Лавре земельных участков хорафиев, писанные рукой иерея Димитрия около 1290 г., удостоверены «иереем и номиком» Иоанном (его подпись, первая среди подписей еще трех свидетелей, срисована под каждым из пяти актов, скопированных на пергаменном свитке в сокращенном виде); 643 «иерей и номик епископства Иериссос» Димитрий был писцом купчей 1301 г., по которой парики Алексея Амнона продали Эсфигменскому монастырю на Афоне поле в 25 модиев (номик Димитрий плохо образован, часто коверкает формуляр, делая текст документа маловразумительным, невежествен в вопросах орфографии до такой степени, что издателю пришлось дать транскрипцию документа в соответствии с нормами научной орфографии); 644 «диакон и номик епископства Иериссос» Михаил подписал серию купчих 1329–1332 гг., которые были оформлены без упоминания писца (писал сам номик?); 645 и т. д. Обращает на себя внимание обычай номиков Иериссоса указывать лишь свое личное имя, опуская патроним. Так же, впрочем, поступил «иерей и номик» архиепископии Лемноса Иоанн, который наряду с другими шестью свидетелями, членами клира Лемносской архиепископии, «свидетельствуя, подписал» грамоту архиепископа островов Лемноса и Имвросаот 1321 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы понять, как далеко завела новая теория папу в практических шагах, забежим немного вперед и посмотрим, что произошло в последующие годы. В 1073 г. помимо своего желания Гильдебранд станет папой Григорием VII (1073–1085) и начнет активно реализовывать свою доктрину. Весь мир казался ему собственностью папы, временно захваченной светскими правителями. К Сардинии и Корсике он вообще относился как к собственным ленным владениям, остальные следовало вернуть любыми средствами. Испанским князьям он написал в 1073 г., что в древности Испания принадлежала апостолу Петру, а, следовательно, является собственностью Апостольского престола. Королям Кастилии и Арагона папа «напоминал», что апостол Павел совершал путешествие в Испанию, освятив ее своей молитвой, и это по «божественному праву» – папская земля. Филиппа I (1060–1108), короля Франции, Гильдебранд холодно извещал, что каждый дом в его королевстве обязан платить Риму лепту святого апостола Петра. Короля Дании Харальда III (1074–1080) понтифик обязывал признать свою зависимость от Рима и направить сына защищать город от варваров. Венгерского короля Ласло Святого (1077–1095) Григорий упрекал в том, что тот принял корону из рук Западного императора как его вассал. Он «объяснял» ему, что единственным собственником королевства является Римский престол. Герцогу Далматии Дмитару Звонимиру (1076–1089) он вручил королевскую корону в обмен на обязательства платить лепту Риму. 8 октября 1076 г. он был коронован посланником папы в городе Солоне 841 . Папа риторически вопрошал: «Кто сомневается, что служители Христа – отцы и учители царей, князей и всех верных?» 842 В 1075 г. понтифик издал документ «Dictates Papae» («Диктаты папы»). «Диктаты» включают в себя 27 основополагающих принципов Римской Церкви. Самые важные из них таковы: 1. Римская церковь основана одним только Господом. 2. Римский епископ один по праву зовется вселенским. 3. Он один имеет право низлагать и восстанавливать епископов. 4. Папский легат, даже если он низшего ранга, на любом соборе имеет превосходство над всеми епископами и может вынести приговор о низложении против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созванный им 29 июня 1076 г. в Майнце Собор провалился, а рейхстаг, собравшийся в Трибурге 16 октября 1076 г., потребовал от короля подчиниться требованиям папы Григория VII. Возникла беспрецедентная в истории ситуация, грозившая полной анархией. В течение 7 дней князья Швабии и Саксонии совещались, как выправить дела в государстве. Кто-то пытался вступиться за Генриха IV, но тут же находились люди, в подробностях напоминавшие образ жизни короля и порядки, царившие в его дворце. А потому большинство решило, что самое время избрать нового короля. Как ни странно, в эту минуту спас Генриха IV его исконный враг... Гильдебранд, который в своем послании к рейхстагу советовал его членам не торопиться с низложением монарха, а если уж они решили избрать нового короля, то нужно предварительно обсудить с Римским престолом его кандидатуру. Поэтому приняли половинчатое решение: не считать Генриха королем до тех пор, пока тот не покается и не будет восстановлен в Церкви папой или его легатом. По приговору рейхстага монарх должен был проживать в уединении в Швейцарии, а затем явиться на новое заседание 2 февраля 1077 г., где и будет решена его судьба 159 . И тогда король решился на небывалый поступок. Накануне Рождества 1076 г. он вместе с женой и маленьким сыном Конрадом в сопровождении всего одного слуги направился в Каноссу, замок маркграфини Матильды Тосканской, где остановился папа по дороге на заседание рейхстага. Генрих IV достиг подножия горы, на которой возвышался замок, 21 января 1077 г. и объявил через посредника о своей готовности подчиниться папе, если тот отменит интердикт в Германии. Но разгневанный апостолик передал, что готов простить его только в том случае, если Генрих IV добровольно сложит с себя корону и навсегда откажется от королевского достоинства. В ответ король сам наложил на себя суровое покаяние – в течение 3 дней он стоял босиком во дворе замка с непокрытой головой, одетый в грубую шерстяную рубаху. Однако и это событие не растрогало сердца Гильдебранда: он согласился простить Генриха IV до момента рассмотрения его дела на рейхстаге, где сам папа выступит в качестве арбитра, а до того времени тот обязывался воздерживаться от выполнения обязанностей короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нек-рые представители духовенства в Германии и Италии, назначенные на церковные должности королем, опасались смещения со стороны папы и поэтому заняли сторону Генриха IV. Собором герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1076) под давлением Генриха IV было принято решение о низложении Г. Папа в ответ отлучил короля от Церкви (22 февр. 1076), и это стало сигналом для возобновления выступлений герцогов против короля внутри страны (договор в Трибуре, окт. 1076). По решению герцогов король должен был быть низложен, если в течение года и 1 дня не добьется от папы снятия отлучения. Генрих IV пошел на публичное покаяние, простояв 3 суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркграфине Матильде Тосканской). Король вымолил прощение у Г. (кон. янв. 1077) и обещал впредь сохранять послушание папе и содействовать в проведении реформы католич. Церкви. Договор в Каноссе был проигнорирован герм. герцогами: сепаратистские силы Германии сплотила идея выборной королевской власти, они выступили против Генриха IV и в марте 1077 г. избрали новым королем герц. Рудольфа Швабского. Генрих IV также не стремился соблюдать данную им в Каноссе клятву. Общество в Германии и Италии раскололось на 2 партии: папы и короля. Население городов в Германии поддерживало Генриха IV, ожидая, что он сможет обуздать феодалов, в Италии же в основном поддерживали сторону папы. Высшее герм. духовенство также разделилось на сторонников папы и короля. Светские князья меняли свои позиции, поддерживая того, от кого они могли получить больше владений и привилегий. Борьба между партиями проходила с переменным успехом. Вначале Г., заинтересованный в ослаблении королевской власти, не поддерживал ни одну из враждовавших в Германии сторон, но, когда в 1080 г. стало ясно, что Генрих IV взял верх над княжеской оппозицией, папа вновь вмешался в конфликт. Собор, созванный Г., окончательно запретил светскую инвеституру. После того как Генрих IV не утвердил это решение, король вновь был отлучен от Церкви.

http://pravenc.ru/text/166757.html

217 «Не лихо глаголите» и пр. – чтение Остромир. Евангелия (Срезневский, Матер., т. II, стр. 27); теперешнее чтение: «Моляще же не лишшее глаголите»... 218 Златая Чеп. Тр.-Сер. л. XIV в., – часть этого поучения находится и в Святославовом Изборнике 1076 года, изд. Шимановского, 1894 года, стр. 105 (в примечаниях мы отмечаем особенности его языка и текста по Изборнику). 226 Пленима есть от сотоны. На этом текст настоящего поучения в Святосл. Избор. 1076 г. прекращается, а далее о молитве же Нила черноризца. 2 На это особенно указывается подбором правил и постановлений церковно-канонического характера – апостольских, отеческих и соборных. В числе последних находится, между прочим, такое относительно крестного знамения: «аще кто не крестится тремя персты – да будет проклят»... (стр. 47). 227 Из Соловецкого Измарагда, конца XV в. – Правосл. Собесед. 1858 г. ч. II, стр. 602. Это и следующее за тем поучение печатаем в том виде, в каком они сообщены в «Прав. Собеседнике». 236 Измарагд, Тр.-Серг. лавр. 202, гл. 69, л. 103. Кир. Бел. 1115, гл. 70, л. 77 об. Ср. Святославов. Сборник 1076 г., по изд. Шимановского, стр. 17. 244 Измарагд, Троиц.-Серг. лав., 202, гл. 18, л.23, – Кирил., 1115, гл. 18, л. 19 об.; Кирилловский список этого поучения короче Троиц.– Сергиевского. 247 В Синодал. списке, 230 л. 12 об... «в злобном богатстве», – в Кирил.: «в изобильне и богатстве» (л. 10 об.). 249 Пыпин издал это Слово по рук. XV в. (Памятники древ.-рус. литер. Кушелева-Безбородко, IV, 213) – нам известен более древний список – конца XIII–XIV в., в пергаменном Прологе Спасо-Прилуцкого монастыря и мы издадим этот список в следующем вып. «Памятников» (во 2-й ч. Пролога). Теперь издаем это Слово по Измарагду – Тр. Серг. л. 202, гл. 135, л. 227 об., – Кир., 1115, г. 136. 254 В Паисьев. Сборн. (стр. 125 об.–127) такое надписание: «Слово о властелех», – начало: «Царь ли еси ты» и пр., до слов: «Сице глаголет Господь» – здесь нет. Некоторые отличия этого списка, сравнительно с издаваемым нами, – отмечаем в скобах. Издаем по Измарагду Тр.– Серг. лавры, 202, гл. 28 и Кирил., 1115, гл. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Кончяхъ книжькы сия въ лт 6584 лто при Святослав князи Руськой земля. Аминъ. 791 Слово нкоего калугера о чътении книгъ. – Искусное и умелое сочинение, по мнению ученых, в значительной степени принадлежащее составителю сборника Иоанну. Это первое в истории нашей книжности сочинение о пользе, целях и методе чтения. Легко проследить, как, отталкиваясь от стихов 118 псалма (здесь восемь цитат из него, в разной степени переработанных), автор строит свое рассуждение, отсылая читателя к признанным авторитетам средневековой учености и художественного мастерства, прежде всего к Василию Кесарийскому и Иоанну Златоусту , «и делает это с большим мастерством, обнаруживая при этом талант писателя» (Розов H. H. Как «сделана» вступительная статья Изборника 1076 года//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 46). 792 Слово нкоего отьця къ сыну своему... – Поучения от отца к сыну – очень распространенный жанр византийской и древнерусской литературы, они всегда имели конкретного адресата, но, в духе средневековой литературы, не индивидуального, а типичного адресата, человека определенного социального положения. Средневековье за личностью всегда видело общественную группу, класс или ремесленный цех. Характерно снижение социального ранга «сына» с течением времени: царь-государь, знатный боярин, военачальник, богатый «гость», обычный купец – они проходили в веках, сменяя друг друга в качестве типичного для данного времени «героя», имевшего право поучать других. В Слове Изборника фрагменты из сочинений византийских писателей, отцов церкви, расположены в очень свободном порядке, который определялся вкусами писца и его возможностями получить тот или иной материал. 793 Еже убо правоврьну вру имти основания добрыихъ длъ есть... – Стословец Геннадия, патриарха константинопольского (ум. в 471 г.), переведен в Болгарии и на Русь попал уже в славянском переводе, но со многими изменениями в языке. Изборник 1076 года содержит древнейший список. Это сто афоризмов в стихотворной форме, толкующих основные положения христианской морали и вероучения, главным образом – на основе поучений (бесед, или Слов) Иоанна Златоуста . Стословец – один из главных источников нравоучительных сборников эпохи средневековья (Златая Чепь, Измарагд, Домострой), некоторые из них начинались с текста Стословца, который мог переписываться и как отдельное произведение. «Причина популярности этого памятника заключается в простоте изложения и поэтому удобопонятности для людей невысокого умственного развития» (Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников: Опыт исследования Измарагда. Одесса, 1893. С. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одном из тропарей, читаемых во время службы на первой неделе Великого поста (перед Пасхой), говорится: " На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются " . Очевидно, речь идет о тех же многочисленных книгах, о которых говорит " Апокалипсис " . Но в тропаре они имеют уточняющее название - " совестные " , то есть, " сведующие " , " знающие " , можно сказать, " возвещающие " ( ср.: " Грядущая пред пришествиемь да съвестять вамь " ). То есть это книги, знающие и повествующие о человеческих деяниях. Такое их восприятие отразилось на Руси довольно рано, еще в " Изборнике 1076 " , составленного для Святослава Ярославича, в 1073-1076 гг. княжившего в Киеве: " Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда еда запечатлится в твоем сознании навечно): Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема: любодеяния, татьбы (воровство), грабления, лихоимания (лихоимство), хоулы. клеветы, зависть... " . Но ведь все известные нам летописи как раз и повествуют о человеческих деяниях, и не всегда самых достойных. В одном из списков " Повесть временных лет " так и озаглавлена: " Повесть времянных дей (деяний, поступков) Нестора черноризца Печерскаго монастыря " . И в " Откровении " Иоанна Богослова, и в " Изборнике " 1076, и в тропаре о " совестных книгах " сообщается во множественном числе. Но ведь и летописи велись во многих местах многими летописцами и сохранились они в достаточном количестве. Так не на " Апокалипсис " ли и на великопостный тропарь ориентировались монахи " труждаясь в делах летописания и поминая лета вечныя " , к которым отходили после временных? Кому писал князь Владимир Мономах? Хорошо известно так называемое " письмо " князя Владимира Мономаха Олегу Святославличу, князю Черниговскому, представляющее собой заключительную часть трехсоставного " Поучения детям " , И хотя в самом послании Мономаха черниговский князь не назван ни разу по имени, ни у кого из исследователей не вызывает сомнения адресат, поскольку Мономах обращается к убийце своего сына Изяслава, коим и был Олег Святослвич.

http://pravoslavie.ru/archiv/letopis.htm

794 Наказание Исухия, презвутера Иерусалимьскаго. – На самом деле принадлежит перу Нила Синайского , ученика и последователя Иоанна Златоуста (он умер около 450 г.). Изречения Нила были очень популярны среди древнеславянских книжников благодаря своему содержанию: они также исповедовали «нейтральную этику», не касаясь крайностей ни языческой, ни христианской вер. Уже в ранних греческих списках текст приписывался Исихию. Эти изречения известны в трех переводах на славянский язык: древнейший славянский сделан у южных славян (именно он и входит в состав Изборника 1076 года), в конце XII в. в составе Пчелы – сборника афоризмов – был выполнен и древнерусский перевод текста; тогда же на Руси был переведен и полный текст Наказания, который издан в Памятниках древней письменности (СПб., 1892. Т. 92). 795 Прмудрость Исусова, сына Сирахова. – Относится к числу неканонических книг Писания (как и книга Премудрость царя Соломона). Здесь содержится множество изречений, впоследствии легших в основу пословиц и поговорок, в частности, и у древнерусских писателей (напр., у Даниила Заточника). Также существует несколько переводов, в том числе и сделанных на Руси. По мнению исследователей, в составе Изборника 1076 года содержится древнейший перевод, может быть, X в. Текст в составе современной Библии не всегда точно соотносится с расположением и характером приводимых здесь цитат. 796 Святого Василия, како подобаеть чловку быти. – Своего рода небольшая подборка цитат из произведений Василия Великого , епископа Кесарийского (330–379), также бывшего одно время патриархом константинопольским; в основе лежит его «Слово о подвижничестве, как подобает украшать себя монаху», которое переделано в интересах всякого вообще человека, заинтересованного в развитии личных добродетелей. Перечни добродетелей и пороков совместно рисуют нравственный портрет человека эпохи раннего средневековья, и общей мыслью проходит идея «человечности человека» в этом жестоком мире. Произведение относится к жанру «слов» святых отцов, како жити христианом, широко известному на Руси и вошедшему в состав многих средневековых сборников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010