Константин Африканский с пациентами. Миниатюра из медицинского сборника. XIII в. (Bodl. Rawl. C. 328. Fol. 6r) [лат. Constantinus Africanus] (нач. XI в., Тунис - до 1098/99, мон-рь Монте-Кассино, Италия), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык. Основные биографические сведения о К. А. известны из сочинений Петра Диакона (1-я пол. XII в.), хрониста мон-ря Монте-Кассино . Согласно его рассказу, имеющему, вероятно, легендарные черты, К. А. происходил из Карфагена (неясно, имел ли автор в виду одно из поселений на месте руин древнего города, близлежащий г. Тунис или даже столицу Зиридов г. Кайруан, в к-ром находился центр медицинской науки). Покинув родину, К. А. в течение 39 лет обучался различным наукам в «Вавилонии» (по мнению разных исследователей, Каир или Багдад), Индии, Эфиопии и Египте. По возвращении К. А. на родину соотечественники из зависти решили его убить, и он был вынужден тайно отплыть в Салерно (Юж. Италия) и жить там, выдавая себя за нищего. Этот сюжет, по всей видимости, восходит к жизнеописанию др. знаменитого насельника Монте-Кассино Павла Диакона (VIII в.), однако имеет под собой и реальную основу - факт массовой миграции населения в результате вторжения в Магриб из Египта племени бану хиляль в 50-х гг. XI в. Учитывая интерес К. А. к медицине (в Салерно в то время функционировала 1-я в Зап. Европе медицинская школа), он, вероятнее всего, покинул Сев. Африку после 1057 г., когда был завоеван Кайруан. По протекции посетившего Салерно брата «вавилонского царя» (аббасидского или фатимидского халифа?) К. А. снискал расположение герц. Роберта Гвискара ( 1085); следов., он находился в городе уже после его захвата норманнским правителем (1076). Граф Аверсы Ричард I (1049-1078; c 1058 князь Капуанский) подарил К. А. ц. св. Агаты близ Аверсы. Впосл. по протекции Альфана, архиеп. Салерно (сохр. фрагмент его рекомендательного письма), К. А. был принят в мон-рь Монте-Кассино, во владение к-рого, т. о., перешла ц. св. Агаты. В обители он получил всестороннюю поддержку аббата Дезидерия (впосл. папа Римский Виктор III ), с именем к-рого связан расцвет Монте-Кассино, в частности монастырского скриптория. К. А. занимался переводами и подготовил неск. учеников. Высказывалась необоснованная гипотеза о том, что в 1087 г. он мог участвовать в совместной экспедиции флотов Генуи и Пизы, организованной при поддержке папы Виктора III, против тунисского г. Махдия, оплота мусульм. пиратов. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕБХАРД [нем. Gebhard; лат. Gebhardus, Gebehardus, Kebehardus, Gebardus] (ок. 1025, Швабия - 15.06.1088, Верфен, близ Зальцбурга), архиеп. Зальцбургский (с 1060), блж. католич. Церкви (пам. 15 июня). Происходил из древнего швабского рода. Рано посвятил себя церковной жизни. 4 марта 1055 г. был рукоположен во пресвитера. Вскоре назначенный капелланом при дворе герм. имп. Генриха III , Г. с сент. 1058 по дек. 1059 г. исполнял также функции канцлера империи. Весной 1060 г., после смерти архиеп. Зальцбургского Балдуина, Г. стал его преемником (еп. Вюрцбургский Адальберт рукоположил Г. 30 июля в Ратисбоне (совр. Регенсбург)). В 1062 г. имп. Генрих III отправил Г. в К-поль с целью заручиться поддержкой визант. императора против норманнов в Юж. Италии. По возвращении Г. участвовал в рейхстаге в Майнце (июль 1062). Будучи хорошим администратором, он упорядочил взимание десятины, в частности со слав. населения в Каринтии. Основал в Каринтии новое еп-ство Гурк в составе Зальцбургского архиеп-ства, что было подтверждено буллой папы Александра II от 21 марта 1070 г. и имп. Генрихом IV 4 февр. 1072 г. В Штирии Г. основал бенедиктинское аббатство Адмонт (1074), подчиненное непосредственно архиепископу. В новый мон-рь были приглашены монахи из аббатства св. Петра в Зальцбурге. Сторонник церковных реформ папы Григория VII (см. Григорианская реформа ), в рамках к-рых можно рассматривать и основание еп-ства Гурк и аббатства Адмонт. Архиепископ участвовал в рим. Соборе (март 1074), осудившем николаитизм и симонию . Однако в 1075 г. Г. поддержал имп. Генриха IV в войне в Саксонии, но воздержался от участия в Соборе герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1976), принявшем решение о низложении папы Григория VII. Участвовал в договоре герцогов против императора в Трибуре (1076), в Форххайме был среди избравших герм. королем герц. Швабии Рудольфа Райнфельденского (15 марта 1077). В 1077 г. имп. Генрихом IV Г. был смещен с архиепископской кафедры и провел 9 лет в изгнании в Саксонии и Швабии, пытаясь организовать выступления противников императора. Участвовал в Соборах епископов в Кауфунгене (1081) и в Герштунгене (янв. 1085), собранных с целью урегулировать отношения между папой и императором, но результатов данные встречи не принесли. В 1085 г. принял участие в Соборе в Кведлинбурге, на к-ром имп. Генрих IV был вновь отлучен от Церкви. Император в свою очередь хотел отлучить от Церкви Г. и передать Зальцбургское архиеп-ство одному из своих сторонников. Однако успешные выступления противников императора в Саксонии вынудили Генриха IV отказаться от действий против Г. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАГСКИЙ ОБРЯД [лат. ritus bracharensis или consuetudo bracarensis ecclesiae], один из местных вариантов римского обряда , практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства. Элементы Б. о. встречаются также в богослужении малабаро-католич. Церкви (Индия). Первое упоминание о брагской литургической практике встречается в послании папы Вигилия (537-555), отправленном в 538 г. еп. Браги Профутуру в ответ на его запрос об особенностях рим. богослужения (PL. 84. Col. 829-832; также PL. 69. Col. 15-20). Через неск. лет на I Брагском Соборе (561) были приняты каноны, изменявшие богослужебную практику в соответствии с указаниями папы Вигилия (PL. 84. Col. 565-567). Из актов Собора также известно, что в архиеп-стве вводился единый чин вечернего и утреннего псалмопения, отличный от монашеского (1-й канон), унифицировалась лекционарная система (2-й канон) и запрещалось употребление за богослужением иных гимнографических сочинений, кроме псалмов и текстов из канонических писаний ВЗ и НЗ (12-й канон). Изменение политической ситуации на Пиренейском п-ове привело к унификации литургической практики в этом регионе, что нашло свое отражение во 2-м каноне IV Толедского Собора (633), к-рый устанавливал единое богослужение во всех церквах Испании и Нарбонской Галлии (PL. 84. Col. 365). Акты Собора были подписаны и архиеп. Браги Юлианом, и богослужение там стало совершаться по испано-мосарабскому обряду . В 716 г. Брага была разрушена сарацинами до основания и восстановлена только в 1070/71 г. С этого времени можно говорить о развитии собственно Б. о. ( Rocha. P. 474). До 1076 г. богослужение в Браге, по-видимому, совершалось по испано-мосарабскому обряду. Однако при папе Григории VII (1073-1085) в испан. землях повсеместно насаждался рим. обряд. Через год после Собора в Бургосе (1080), одобрившего действия папы, в Браге вводится рим. богослужебный чин (J. Matoso). Тем не менее брагское духовенство продолжало изредка пользоваться богослужебными книгами по испано-мосарабскому обряду, а отдельные элементы этого обряда перешли и в Б. о., к-рый в качестве самостоятельной традиции упоминается в источниках с XIII в. ( Rocha. P. 44-45). |
Г. Подскальски V. Приложения Епархии Киевской митрополии (X-XIII вв.) + Епархиальные центры (=княжеские резиденции) – Границы Древней Руси – – – Приблизительные (твердо не установленные) границы древнерусского государства на севере и юге – Границы епархий, учрежденных до середины XII в + + + Границы епархий, основанных около 1150 г. ± ± ± Примерные границы Сарайской епархии а. Карта Киевской митрополии и список ее епархий Век Центр епархии Время учреждения Кафедр, собор Примечания Конец X в. 1. Белгород близ Киева Св. Апостолов До 1165 г. белгородский епископ был πρωτθρονος Киевской митрополии 2. Новгород 988/990 г. Св. Софии После 1165 г. новгородский епископ становится титулярным архиепископом и πρωτθρονος митрополии 3. Чернигов Св.Спаса Преображения После 1060 г. и примерно до 1085 г. титулярная митрополия; после 1246 г. центром епархии становится Брянск 4. Полоцк 988 г. или 1015/1024 г. Св. Софии 5. Переяславль (Русский) 988 г. или после 1036 г. Св. Арх. Михаила После 1072 г. и примерно до 1100 г. титулярная митрополия 6. Юрьев(на Роси) После1036 г. Св.Георгия Примерно с 1165 г. около 25 лет центром епархии был Канев (собор Св. Георгия) 7. Ростов 1073/1076 г. Успения Богоматери Примерно с 1093 г. кафедра вакантна и управлялась из Переяславля; восстановлена около 1136 г.; с 1160 г. второй резиденцией епископа становится Суздаль 8. Владимир- Волынский 1078/1085 г. Успения Богоматери 9. Туров Ок. 1088 г. Успения Богоматери 10. Смоленск 1134/1136 г. Успения Богоматери Образована в результате отделения от Переяславской епархии 11. Галич 1147/1156 г. Успения Богоматери Образована в результате отделения от Владимирской епархии 12. Рязань После1190 г. Успения Богоматери Образована в результате отделения от Черниговской епархии XIII в. 13. Владимир- на-Клязьме 1213/1214 г. Успения Богоматери Образована в ходе разделения Ростово-Суздальской епархии; Суздаль становится второй резиденцией владимирского епископа XIII в. 14. Перемышль 1219/1220 г. Св. Иоанна Предтечи Образована в результате отделения от Галицкой епархии |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Мономах (1053/54 - 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из наиболее выдающихся гос. деятелей средневек. Руси, писатель. Сын киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (1078-1093) и родственницы (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Был женат трижды: ок. 1073 г.- на Гиде, дочери последнего англо-саксон. кор. Харальда, от этого брака у В. В. были сыновья св. Мстислав (Феодор) Великий, Изяслав, Ярополк и Вячеслав; ок. 1099 г.- на неизвестной, матери сыновей Юрия (Георгия) Долгорукого, Андрея и Романа; в последний раз - после 1107 г. Погребен в киевском Софийском соборе рядом с отцом (ныне погребения утрачены). Известны многочисленные свинцовые печати В. В. с изображением свт. Василия Великого , в честь к-рого князь был крещен, и с греч. или рус. молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО [Так!- А. Н.]» или подобное. Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона При жизни Всеволода политическая деятельность В. В., начавшаяся, по княжескому обычаю тех времен, рано - c 13 лет, в сер.- 2-й пол. 60-х гг. XI в., осуществлялась в рамках политики его отца, в качестве наместника к-рого он занимал последовательно различные княжеские столы: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове (60-70-е гг. XI в.), Смоленске (1076/77-1078), Чернигове (1078-1094, с 1093 как самостоятельный князь). Очевидно именно зависимостью от политической линии Всеволода объясняются отдельные действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича в 1085), к-рые плохо согласуются с его политическими воззрениями, насколько они вырисовываются в период самостоятельного правления князя, и о к-рых сам В. В. предпочитал умалчивать в подробном каталоге своих военных походов в составе «Поучения к детям». В это время В. В. приходилось исполнять и поручения киевских князей: так, по приказу киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 г., чуть ранее - в 1074 г. заключал мирный договор с польск. кн. Болеславом II. |
(Ann. Saxo 1844. Р. 721) 21. В лето Г[осподне] 1089-е. (...) [Император Генрих женится на дочери «короля Руси», вдове маркграфа Генриха 1066 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 726) 21. В лето Г[осподне] 1097-е. (...) [Крестоносцы достигают «Русского моря» 1067 .] (Ann. Saxo 1844. Р 730) 23. В лето Г[осподне] 1103-е. (...) [Смерть от руки заговорщиков Куно, сына Оттона Нортхаймского 1068 .] У этого графа Куно была жена по имени Кунигунда, дочь маркграфа Оттона из Орламюнде. Поначалу она вышла замуж за короля Руси (Ruzia). По его смерти вернувшись на родину, она вышла за этого Куно. Ее дочь, которая у нее была от короля Руси (Ruzi), взял в жены некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер и родил от нее графа Сиццо (Sizo) 1069 . После этого (возвращения Кунигунды на родину. – Сост.) она родила от Куно четырех дочерей, одну из которых взял в жены граф Генрих из Зютфена (Heinricus de Suitfene) 1070 , другую – граф Вильгельм из Люксембурга (Willehelmus de Licelenburch) 1071 , третью, которая звалась Адела (Adela) – граф Дитрих из Катленбурга (Thiedericus de Katelenburch) 1072 . А после его смерти на ней женился граф Хельперих из Плёцкау (Helpricus de Ploceke) 1073 , и она родила ему маркграфа Конрада (Conradus) и графа Бернхарда (Bemhardus) 1074 . Четвертая, названная, как и мать, Кунигундой, вышла за Випрехта-младшего (Wipertus) 1075 ; после его смерти ее взял в жены баварский маркграф Дипольд (Thieppoldus) 1076 . Старший же Випрехт стал третьим мужем их матери (Кунигунды. – Сост.) 1077 . (Ann. Saxo 1844. Р. 737) 24. В лето Г[осподне] 1106-е. (...) Саксонское (Saxonia) герцогство после смерти герцога Магнуса (Magnus) 1078 наследовал Лотарь (Lotharius), или Людер (Liuderus), граф зуплинбургский (Suplingeburch) 1079 , происходящий от родичей святого Бруно (Bruno), который прозывался Бонифацием (Bonifacius) 1080 . [Краткая справка о Бруно-Бонифации, завершающаяся известием о его гибели на пограничье Пруссии, Руси и Литвы 1081 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 745) 25. В лето Г[осподне] 1135-е. (...) [На Пятидесятницу, которую император Лотарь 1082 провел в Магдебурге, где принял послов польского князя Болеслава 1083 , венгров, данов 1084 и славян 1085 .Праздник Успения Приснодевы Марии император провел в Мерзебурге, где принял князей Польши и Чехии, а также послов греческого императора, которые просили помощи против Роджера Сицилийского 1086 . В этот день польский князь Болеслав стал вассалом императора 1087 и сопровождал его в церковь в качестве оруженосца.] (...) Надобно знать, что короли и королевства чрезвычайно почитали этого императора Лотаря, так что, как уже сказано, к нему постоянно приходили посольства и присылались дары от народов и королей венгров (Ungarii) и руси (Rutheni) 1088 , данов (Dani) и французов (Franci) и прочих. Ведь при нем империя благоденствовала в мире, царило изобилие, процветали монастыри, правила справедливость, несправедливость утихла. |
Б. не было. Они возобновились в дек. 1076 г., после смерти Святослава. Уже летом следующего года (неясно, до возвращения Изяслава Ярославича на киевский стол 15 июля 1077 или после него) Всеволод Ярославич с сыном совершили поход на Полоцк. Зимой 1077/78 г. блгв. кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах в сопровождении Святополка Изяславича снова разорил окрестности стольного города В. Б. Как и после 1069 г., предполагалось вытеснить В. Б. из Полоцка, а город должен был перейти либо к Изяславу, либо ко Всеволоду. Ответ В. Б. не заставил себя ждать. Немедленно после захвата в конце авг. 1078 г. безземельными князьями Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем Чернигова, принадлежавшего тогда Всеволоду Ярославичу, В. Б., оставив в покое Новгород, вернувшийся под власть Изяслава, совершил нападение на др. город Всеволода - Смоленск. Последовавший в кон. 1078 г. поход Владимира Мономаха на владения В. Б. (были разорены Лукомльская, Логожская и Друцкая волости, т. е. весь юго-восток Полоцкого княжества) получил продолжение в 1081 г. (по реконструируемой хронологии «Поучения» Владимира Мономаха), когда Мономах ходил войной на юг Полоцкой земли - в Минскую вол. После этого сведений о военных действиях против В. Б. нет. Однако брак сына В. Б. Глеба Всеславича , буд. кн. минского, с дочерью волынского кн. Ярополка Изяславича Анастасией, к-рый следует датировать если не ок. 1085 г., то во всяком случае временем киевского княжения Всеволода Ярославича (до апр. 1093), свидетельствует о сохранении определенной напряженности между Киевом и Полоцком, коль скоро один из самых активных сыновей В. Б. ищет союза с потомками покойного Изяслава Ярославича. Отсутствие В. Б. и каких бы то ни было его представителей на общерус. княжеском съезде в Любече в 1097 г. можно объяснить и сохранявшимся недоверием полоцкого князя по отношению к Киеву, и демонстративным желанием подчеркнуть, что его вотчинные права не зависят от решений съезда. Летописная дата смерти В. Б.- 6609 г., «априля в 14 дьнь, индикта 9, в среду» - содержит внутреннее противоречие, т. |
Если Щапов предполагал основание по крайней мере одной епархии (новоучрежденной Ростовской) в составе Переяславской митрополии, то Поппе и Назаренко считают, что Черниговская и Переяславская митрополии были титулярными, т. е. епископии им не подчинялись в административном и судебном отношении. Поскольку «триумвират Ярославичей» оказался явлением не очень продолжительным по времени, аналогичная судьба постигла и 2 новые митрополии. Как пишет Щапов, «вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г. и затем смерть его в 1076 г., приведшие к объединению Чернигова и Переяславля в руках Всеволода, и, наконец, новое объединение всех трех частей Русской земли Всеволодом после смерти Изяслава в 1078 г. сделали существование трех митрополий потерявшим смысл... Вероятно, митрополии были закрыты в 1080-х гг., после того, как ушли из жизни носители соответствующих титулов» ( Щапов. 1989. С. 61). Преемник свт. Ефрема на Переяславской кафедре Симеон упоминается в 1101 г. уже как епископ (ДРКУ. С. 146). Под 1089 г. в связи с освящением 14 авг. Успенского собора Киево-Печерского мон-ря в начальном летописании Черниговский владыка Иоанн также фигурирует уже с титулом епископа (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199). Это 1-е упоминание Черниговского архиерея после 1072 г.; очевидно, Н. к тому времени уже скончался. Считается, что Иоанн был поставлен за неск. лет до 1089 г. (ок. 1085/86, до 1087), поскольку в летописном сообщении о поставлении его преемника Феоктиста говорится: «Бе бо пред ним епископ болен, и не моги служити, и лежа в болести лет 25...» (Там же. Стб. 274; указание на данное число лет следует, вероятно, считать не точным, а приблизительным - см. также: Назаренко. 2009. С. 119. Примеч. 29), а преставился Иоанн 23 нояб. 1111 г. (ПСРЛ. Т. 2. С. 273). Похоронен Н., вероятно, был в кафедральном черниговском соборе в честь Преображения Господня. В митрополичьем Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. содержится явно ошибочное сведение о том, что Н. был поставлен на Черниговскую кафедру в 992 г. митр. Киевским Леоном (Леонтом, Леонтием; личностью скорее всего легендарной) (ПСРЛ. Т. 9. С. 65). |
После кончины Григория VII († 25 мая 1085) вопрос о его преемнике не удавалось решить в течение года, лишь 24 мая 1086 г. кардиналы провозгласили новым папой аббата Дезидерия. Однако сторонники императора это избрание не признали, и, несмотря на поддержку норманнов, Дезидерию не удалось удержаться в Риме, оккупированном ставленником императора антипапой Климентом III . Не желая участвовать в вооруженной борьбе, Дезидерий отказался занять папский престол, и в кон. мая удалился в Монте-Кассино. Только в марте 1087 г., во время Собора в Капуе, Дезидерий согласился стать папой, приняв имя Виктор, по-видимому в честь последнего из т. н. нем. пап Виктора II, что явилось знаком примирения для императора. Епископское рукоположение и интронизация В. состоялись 9 мая 1087 г. в соборе св. Петра, но уже в июне он был вынужден оставить Рим и вернуться в Монте-Кассино, т. к. город был осажден войсками антипапы Климента III. Ко времени понтификата В. относится перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из г. Миры Ликийские в г. Бари (1087). В авг. 1087 г. В. созвал Собор в Беневенто, на к-ром были утверждены нек-рые постановления папы Григория VII, а также провозглашено отлучение Климента III. По возвращении в Монте-Кассино В. скончался и был погребен в построенной его стараниями монастырской базилике. Местное почитание В. началось уже в XI в., официально его почитание как блаженного католич. Церкви (пам. 16 сент., в Риме - 16 окт.) было подтверждено папой Львом XIII 23 июля 1887 г. В.- автор написанного между 1076 и 1079 гг. соч. «Диалоги о чудесах св. Бенедикта» (Dialogi de miraculis S. Benedicti), в к-ром прослеживается влияние «Диалогов» папы Григория I Великого . Соч.: PL. 149. Col. 913-1018. Ист.: Dialogi et miraculis s. Benedicti//MGH. SS. Bd. 30/2. S. 1111-1152; Chronica monasterii Casinensis/Hrsg. W. Wattenbach//MGH. SS. Bd. 7. S. 698-754; LP. Vol. 2. P. 292; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 655-678; Hugo Virodunensis. Cronicon/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. Bd. 8. S. 467. Лит.: Hirsch F. Desiderius von Monte Cassino als Papst Viktor III.//FzDG. 1867. Bd. 7. S. 1-112; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 4. С. 230-232; Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Stuttg., 1935. Darmstadt, 1980; Bock F. Bemerkungen zu den ältesten Papstregistern und zum Liber diurnus Romanorum Pontificum//Archivalische Zschr. 1961. Bd. 57. S. 11-51; Cowdrey H. E. J. The Age of Abbot Desiderius. Oxf., 1983; Beulertz S. Das Verbot der Laieninvestitur im Investiturstreit. Hannover, 1991; Задворный В. Виктор III//КатЭ. Т. 1. С. 989-990. |
печенеги угрожали К-полю. Однако Алексей разрушил союз печенегов и куман и с помощью последних одержал решающую победу над печенегами в битве при Эносе (1091), после к-рой византийцы устроили резню пленных кочевников. В Юж. Италии, находившейся под управлением визант. администрации, с 30-х гг. XI в. большое влияние приобрели норманны. Первоначально их дружины нанимались на службу к тем или иным местным правителям, но постепенно неск. норманнских фамилий приобрели собственные феодальные владения и стали претендовать на господство в регионе. В условиях упадка центральной власти Византия не сумела защитить свои позиции, и к кон. 60-х гг. норманны контролировали уже почти всю Юж. Италию. Среди них особенным влиянием пользовался Роберт Гвискар , к-рый в 1071 г. овладел Бари - последним визант. владением в Италии. В 70-х гг. Гвискар обручил одну из своих дочерей с Константином Дукой, сыном имп. Михаила VII (1076). Свадьба не состоялась из-за свержения Михаила, но Гвискар заявил претензии на имп. престол. В 1081-1085 гг. он по благословению папы Григория VII вел «священную войну» против имп. Алексея Комнина, одержал ряд побед и захватил Диррахий. Однако норманны не сумели сохранить завоеванное и после смерти Гвискара вывели свои войска с Балкан (1085). В XI в. новой угрозой для В. и. стал рост активности в Вост. Средиземноморье со стороны западноевроп. стран, тем более что это направление визант. политики всегда было одним из самых спокойных. Борьба с новыми врагами вынудила Византию искать новых союзников в самой Европе, и уже в последних десятилетиях XI в. помощь империи оказывали флоты итальянских морских республик Венеции и Пизы, получивших от императора особые привилегии в торговых делах. Иисус Христос благославляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра. 1081 - 1118 гг. (Б-ка Ватикана) Иисус Христос благославляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра. 1081 - 1118 гг. (Б-ка Ватикана) VII. Эпоха Комнинов. С 1081 г. в течение 100 лет визант. престол занимали 3 правителя из династии Комнинов: Алексей I (1081-1118), Иоанн II (1118-1143) и Мануил I (1143-1180). |
| |