(Historia ecclesiastica; CPG, N 6582), описывается период между III и IV Вселенскими Соборами. Целиком произведение не сохранилось; в актах V Вселенского Собора (553) содержится отрывок, к-рый приводится в полемическом сочинении Пелагия «В защиту Трех Глав» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 90; Pelagius. In defensione Trium capitulorum/Ed. R. Devreesse. Vat., 1932. P. 3-5. (ST; 57)). «Сентенции» (Sententiae; CPG, N 6583), небольшая коллекция изречений состоит из 2 серий кратких афоризмов («Главы увещательные» - PG. 79. Col. 1252-1264; «Изречения, возводящие человека от тленного» - PG. 79. Col. 1240-1250), которые надписаны именем И. И. в нек-рых древних рукописях (Hieros. S. Sab. gr. 408; Paris. gr. 955). Чаще в рукописной традиции эти сентенции усваиваются Нилу Анкирскому ; изданы среди творений прп. Нила Синайского ; однако, по мнению большинства патрологов, их следует приписывать Евагрию Понтийскому . «Сентенции», вероятно, являлись частью коллекции апофтегм, о к-рой говорит свт. Фотий I К-польский ( Phot. Bibl. Cod. 198//PG. 103. Col. 665C). Фрагменты этой коллекции были обнаружены в нек-рых груз. (Sinait. iber. 8, 35) и арм. (под именем прп. Нила Синайского - Venez. Mechit. 75, 612, 806, 856) рукописях. Груз. версия издана Т. Чкония ( Чкония. 1963. С. 103-111). Мхитаристами опубликованы 2 арм. версии «Изречений...» ( Алишан. 1855. С. 684-692) и 1 версия «Глав...» (Там же. С. 692-699; см.: Muyldermans . 1943. P. 99). Сентенции под именем пресв. Исихия, входящие в Изборник 1076 г. (РНБ. Эрм. 20. Л. 62 об.- 79 об.), являются компиляцией «Глав...» и «Изречений...» (Изборник 1076 г./Изд.: М. С. Мушинская и др. М., 20092. Т. 2. С. 12). Часть «Сентенций» содержится в «Пчелах», древних слав. сборниках святоотеческих и иных изречений (Таблицы согласования текстов, опубликованных Ж. П. Минем, со слав. переводами см.: Семенов. 1893. С. 86-93). В русском переводе «Изречения...» изданы в серии ТСОРП (Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 1858. Ч. 2. С. 246-256. (ТСОРП; 32. Кн. 4); То же. Серг. П., 2000. С. 372-377). Из 135 изречений 98 соответствуют 2-й половине «Наказания Исихия» из Изборника 1076 г. «Разные главы, или мысли» изданы вместе с рус. пер. «Изречений...» в 32-м т. серии ТСОРП. 115 сентенций этого сочинения соответствуют 1-й половине «Наказания Исихия». Оба произведения переизданы в рус. Добротолюбии под именем прп. Нила Синайского.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Житие Н. было переведено на слав. язык очень рано, однако по хронологическим соображениям перевод вряд ли мог быть выполнен в Вост. Болгарии. Притом что переводил явно болгарин ( Ходова. 1952. C. 13-15), остается предположить, что он работал либо на Афоне ( Иванов. 1998. C. 512), либо в Зап. Болгарии, о чем свидетельствует древнейшее изображение Н. 1080 г. в церкви мон-ря Велюса (ныне Македония). Оно находится в вост. конхе церкви среди эсхатологических сцен, возможно навеянных Житием ( П. Beлjyca. Ckonje, 1981. C. 207-209). Текст Жития очень скоро оказался в Киеве, где фрагмент из него, «Повесть о милостивом Созомене», вставили в конец Изборника 1076 г. ( Мушинская М. С. Изборник 1076 г.: Текстология и язык. М., 2015. C. 175-176). Древнейшая из сохранившихся рукописей полного слав. перевода Жития (РГБ. Троиц. 35) была переписана в Ростове в 1219 г. Вторая полная версия перевода (РНБ. Солов. 525) появилась в XVII в., без повторного обращения к оригиналу. На Руси возникла также и краткая версия Жития (не восходящая к более поздним кратким редакциям греч. оригинала), древнейшая рукопись к-рого - Выголексинский сборник (РГБ. Муз. 62) кон. XII в. Кроме того, 8 отрывков из Жития, а также вольных их пересказов получили самостоятельное хождение в древнерус. книжности в составе Златоуста, Измарагда, Пролога, ВМЧ. Особенно популярны были приписываемые Н. предостережения против светских игрищ, именуемых в древнерус. текстах русалиями. Эпитоматоров привлекала в Житии Н. (в противоположность Житиям Андрея Юродивого и особенно Василия) не эсхатологическая, а дидактическая часть, при этом образ Н. раздвоился: он именовался как епископом (даже «патриархом Царяграда»), так и «мнихом», что нашло отражение и в различной иконографии. В совр. календаре РПЦ он назван еп. Кипрским. Изд.: Mamepiaлu з icmopiï biзahmuiйcьko-cлob " янськоï лimepamypu та мови/Niдrom.: О. В. Ристенко. Од., 1928. С. 3-186. Lpz., 19822 [пространная греч. версия]; ibid. C. 187-238; Εστρατιδης Σ. Ο σιος Νφων, πσκοπος Κωνσταντιανς τς κατ Αλεξνδρειας//ΕΘ. 1936. Τ. 35. Σ. 210-231 [кр. греч. версия]; Житие прп. Нифонта/ОЛДП. СПб., 1879-1895. 3 вып.; Щепкин В. Н. Житие св. Нифонта, лицевое XVI в. М., 1903; ВМЧ. Дек. Дни 18-23. Стб. 1783-1837 [пространная слав. версия]; Дни 25-31. Стб. 2441-2443 [отрывки]; Выголексинский сб./Изд. подгот.: В. Ф. Дубровина, Р. В. Бахтурина, В. С. Голышенко. М., 1977. С. 69-132 [кр. слав. версия]; Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 207-208; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка. СПб., 18822. Стб. 227-229; Mercati S. G. Collectanea Byzantina. Bari, 1970. Vol. 2. P. 170-171; Изб. 1076 г. М., 2009. С. 706-707; Marinis V. The Vision of Last Judgment in the Vita of St. Niphon (BHG, N 1371z)//DOP. 2017. Vol. 71. P. 193-228 [отрывки].

http://pravenc.ru/text/2577703.html

В примере 31 аллюзии сопряжены друг с другом на основании их семантической близости. Призыв «Отлагай же и ты житейские попечения» является аллюзией на Херувимскую песнь Литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого 12 , «да молчит в тебе все плотское» – аллюзией на Херувимскую песнь Великой Субботы Литургии свт. Василия Великого . Обе цитаты в их исходном варианте имеют общий смысл: «Да молчит всякая плоть человеча» означает именно «отложение житейских попечений». Об этом в Херувимской песне Великой Субботы говорится в следующей фразе 13 , которую свт. Филарет уже не приводит. Следует обратить внимание и на то, что в аллюзии на службу Страстной Субботы свт. Филарет несколько сужает контекст исходной цитаты: вместо «да молчит всякая плоть... и да стоит со страхом... » – у него: «да молчит в тебе все плотское». Внимание переносится с внешнего на внутреннее. Собственно, текст данной Херувимской песни – о том же, однако свт. Филарет еще более заостряет данный акцент на внутреннем молчании. Кроме богослужебных прямых цитат и аллюзий, в проповедях свт. Филарета встречаются иные формы присутствия богослужебного текста, такие как богослужебные топосы и поэтика. Богослужебные топосы в проповедях свт. Филарета (Дроздова) Топос «в широком смысле – стереотипный, клишированный образ, мотив, мысль» стб. 1076], «всякий устойчивый набор образов и мотивов, а также сами одинаковые мотивы и ситуации , имеющие сходное словесное выражение» с. 242]. Синонимом топоса являются такие понятия, как «общее место», «мотив» стб. 1076]. Постановка проблемы функционирования топосов в литературе принадлежит Э. Р. Курциусу s. 79–80]. В его понимании, топос носит анонимный, внеличностный характер стб. 1076]. Использование топоса не связано с непосредственным намерением автора процитировать какой-либо конкретный текст. Топос как общее место может восходить к целому комплексу культурно значимых текстов. Он принадлежит не столько конкретному источнику, сколько культурной традиции в целом. В отношении богослужебных топосов речь идет о таких выражениях, которые присутствуют в богослужении и содержат яркий литературный образ, отражающий определенную богословскую идею. При этом эти выражения могут восходить к самому широкому кругу текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Notitia G., 1185–8; Fessler, 1187–92. LEONTIUS DAMASCENUS. Memoratur ex FH., 93, 1747–8. LEONTIUS NEAPOLITANUS ер., s. VII, 93. Sermones: 1 .     In Hypapanten (Canisius-Basnage), 1565–82. 2 .     In mediam Pentecosten (id.), 1581–98. 3 .  Contra Judæos et de imaginibus (Mansi), 1597–1610. 4 . Contra Judæos fg. lat. (Canisius-B.), 1609–12. Vita S. Joannis Eleemosynarii, latine ex Anastasio Bibliothecario (cum ejus præfatione ad Nicolaum papam), 1613–60. Rosweydi notæ, 1659–68. Vita S. Symeonis Sali. (AA.SS.), 1669–1748. Observatio Basnage, 1563–66. Notitia FH., 1559–64. LEONTIUS S. SABÆ abbas, 98. S. Gregorii Agrigentini vita, cum notis Morcellii, 549–716; Morcellii investigatio, 531–500. LEPANTHRENUS. Vide ATHANASIUS L. LIBANIUS, Sophista, s. IV. Epistolæ 1–14 ad Basilium (inter Basilii epist: 336, 1079–82; 338, 1081–84; 340, 1085–6; 341, 1085–88; 343, 1087–8; 346,1089–02; 346,1091–92; 347, 1091–2; 349, 1093–94; 353, 1095–96; 354, 1095–98; 355, 1097–98; 357, 1097–98; 358, 1097–98). LIBERIUS, papa, 352–66. Epistola ad Athanasium, 28, 1441–4. Responsio ad Athanasium, 1469–72. LIBIANUS JUDEX Euphratesiæ. Relatio 1–2 in Synodico, с. 184–5, 84, 799–800. LICHUDES. Vide CONSTANTINUS LICHUDES. LITURGICI LIBRI. Liturgiæ SS. lgnatii, Eustathii, Chrysostomi, Basilii, Gregorii Nazianzeni, etc.Vide indicem methodicum liturgicum. LUCAS, СР., patr., 1156–69, 118. Constitutiones 1–14 [Leunclavius), 779–88 et 883–6. LUCAS CRYPTOFERRATENSIS abbas, s. XI, 127. Vita S. Bartholomæi Junioris, 475–98. Monitum M., 473–6. LUCAS NOTARA, s. XV, 160. Inter epistolas ad Gennadium ep. 1, 2, 4, 6–9, 11; 747–68. Epitaphium auctore Io. Moscho, 747–50. M MACARIUS ALEXANDRINUS et æGYPTIUS, s. IV, 34. (Ex editione H.-J. Floss et Gallandi.) Macarii ægyptii Epistolæ et preces, 401–48–(Floss). lat., 405–10; 409–42; lat, 441–4; supposititia, 443–46; oratio una, 445–8). Homiliæ spirituales 1–50, 449–822 (Gallandi), Opuscula ascetica, 821–968 (Gallandi). 1 .    De custodia cordis, 821–42. 2 .    De perfectione in spiritu, 841–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В XIII в. мощи К. перенесли в новый собор в Оденсе, освященный в его честь. Широкое почитание короля-мученика в Дании относится к позднему средневековью (XIV-XV вв.). Поминовение святого также совершалось в Швеции и Норвегии; в бревиарии были включены чтения, основанные на тексте Мученичества К. В 1833 г. мощи К. и Бенедикта, спрятанные после Реформации, были выставлены в крипте собора в Оденсе. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 118-149; Gesta Swenomagni regis et filiorum eius et passio gloriosissimi Canuti regis et martyris//Vitae Sanctorum Danorum/Cur. M. Cl. Gertz. København, 1908-1912. P. 38-53, 76-147; Passio sancti Kanuti regis et martiris//Ibid. P. 62-76; Saxo Gram. Gesta. XI 11. 3-6. Лит.: Otto A. Canut II//DHGE. 1949. T. 11. Col. 814-815; Hoffmann E. Knut der Heilige und die Wende der dänischen Geschichte im 11. Jh.//Hist. Zschr. 1974. Bd. 218. S. 529-570; Die heilige Könige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Völkern. Neumünster, 1975. S. 89-139; Breengaard C. Muren om Israels hus: Regnum og sacerdotium i Danmark, 1050-1170. København, 1982; idem. Det var os, der slog kong Knud ihjel!//Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige. Odense, 1986. S. 9-20; idem. Regnum og sacerdocium i Knud den Heiliges gåvorbrev//Gåvorbrevet 1085: Föredrag och diskussioner vid symposium kring Knut den heiliges gåverbrev 1085 och den tidiga medeltidens nordiska samhälle/Ed. S. Skansjö, H. Sundström. Lund, 1988. S. 90-103; Nyberg T. S. König Knut der Heilige: Tenzo und der Peterspfenning aus Dänemark//AHPont. 1985. T. 23. P. 359-365; Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige/Red. T. Nyberg, H. Bekker-Nielsen, N. Oxenvad. Odense, 1986; Knut IV//DHGE. 2007. T. 29. Col. 390-391; Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христ. миссионеры в Скандинавии. М., 2008; Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200)/Ed. H. Antonsson, I. Garipzanov. Turnhout, 2010. В. В. Рыбаков Рубрики: Ключевые слова: ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/text/1841576.html

As we know, the Roman Catholic Church is still not in communion with the Orthodox Churches, even though in 1965 Pope Paul VI and Ecumenical Patriarch Athenagoras I lifted the mutual anathemas of 1054. Pope Gregory VII The reforming spirit of the Roman Papacy in the 11th century reached its height under Hildebrand who, as Pope Gregory VII (r. 1073–1085), firmly established the Papacy as a secular power. In a document called the Dictatus papae, he advocated the most extreme interpretation as yet of Papal authority in both church and state: “the Roman pontiff alone is to be called universal” (or “ecumenical”); “he alone can depose or reinstate bishops”; “he alone may use the imperial insignia”; “the pope is the only one whose feet are to be kissed by all princes”; “he may depose emperors”; “he himself may be judged by no one”; “to this see the most important cases of every Church should be submitted”; “the Roman Church has never erred, nor ever, by the witness of Scripture, shall err to all eternity”; “the Roman pontiff, if canonically ordained, is undoubtedly sanctified by the merits of St Peter.” These radical claims were put severely to the test during Pope Gregory’s monumental struggle against lay investiture (the practice of secular lords, princes, and kings appointing their own priests, bishops, and abbots) in Western Europe. This struggle clearly demonstrated the fact that the Papacy’s authority over the churches of Western Europe was far from secure even in the latter part of the 11th century. For after Pope Gregory forbade lay investiture in 1075, his edict was met with violent opposition in England, France, and Germany – where nobles, according to the feudal system of strict allegiance of servants to one’s lord, were quite used to appointing their own priests for the chapels and churches on their lands, and kings felt it was their right to appoint their own bishops and abbots for the bishoprics and monasteries in their realms. In Germany, Holy Roman Emperor Henry IV (r. 1056–1106) held two Church synods which attempted to depose Gregory from the Papacy for his interference in what he claimed were his own affairs. In 1077, Gregory responded by excommunicating Henry. The emperor then was stung with remorse. Traveling to the Pope’s castle retreat of Canossa in the mountains of central Italy to beg forgiveness, Henry stood for three days outside in the snow doing penitence. But in 1080, Henry set up an anti-pope, since Gregory had acknowledged Henry’s rival, Rudolf of Swabia, as Holy Roman Emperor. Henry then marched on Rome, which he captured after a two-year siege, with Pope Gregory fleeing to Salerno, where he died in 1085. The First Crusade

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Гонорий (Флавий, 384–423), западноримский император в 395–423 гг. – 64, 144,148,153,360 Гопф Карл (Hopf, 1832–1873), немецкий византинист – 58, 59, 60, 248 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855), русский историк и общественный деятель – 79 Грациан (Флавий, 359–383), римский император в 375–383 гг. – 120, 134, 138,139 Грегоровиус Фердинанд A. (Gregorovius), немецкий византинист – 60, 61, 148 Грегуар Днри (Gregoire, 1881–1964), бельгийский филолог-классик и византинист, один из основоположников бельгийской школы византиноведения, один из основателей и редактор журнала «Byzantion»; после 1939 г. жил в США – 99, 100, 365, 486 Гренье Пьер (Grenier), французский византинист-дилетант – 72 Григорий I Великий (Gregorius Magnus, ок. 540–604), святой, папа Римский в 590–604 гг., известный в русской традиции под именем « Григория Двоеслова », политический деятель, религиозный мыслитель, духовный писатель и проповедник – 219, 242, 243, 343 Григорий II (669–731), святой, папа Римский в 715–731 гг., поборник иконопочитания, осудивший на Римском соборе 729 г. иконоборческий эдикт имп. Льва III Исавра – 346, 348, 349 Григорий VII (Гильдебрандт, между 1015 и 1020–1085), папа Римский в 1073–1085 гг., один из наиболее последовательных и энергичных выразителей идеи папства и теократической доктрины Римской церкви – 470, 471 Григорий Богослов или Назианзин (ок. 330 – ок. 390), святой, один из отцов Церкви и представителей греческой классической патристики, епископ городов Сасимы и Назианза в Малой Азии, обличитель имп. Юлиана Отступника, патриарх Константинопольский (Григорий 1) в 379–381 гг., председательствовал на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. – 137, 177, 178, 183, 185, 313 Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), святой, младший брат Василия Великого , с 371 г. епископ города Ниссы в Каппадокии, богослов – 177, 178, 313 Гримме X. (Grimme), немецкий востоковед – 283 Грот Константин Яковлевич (1853–1934), филолог-славист, историк-славяновед, архивист – 418 Груссе Рене (Grousset, 1885–1952), французский востоковед и медиевист – 70

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

имрк. Господу помолимся. Во имя святыя и живоначальныя троица, Отца и Сына и Святого (183) Духа Се яз смиренный Иона митрополит всея Русии. моляся тебе Христу моему владыце. Прощаю и разрешаю именем твоим сего твоего раба имрк. подражая божественных твоих оуст славу… Х. Чин и устав, како окладовати град В древности и в средние века основание городов, или лучше крепостей сопровождалось многими торжественными, иногда суеверными обрядами. Церковь не могла одобрять подобные обряды, но не могла также не признать важности события заложения города и отказать в освящении его своими молитвословиями. Вероятно, с одной стороны желание вытеснить из употребления суеверные обряды, а с другой нужда освятить действительно требующее освящения дело и послужили поводом к составлению на этот случай особого чина. Когда и кем составлен этот чин – неизвестно. В греческих требниках, как печатных, так и известных нам рукописных, такого чина нет. В русско-славянских рукописных требниках он начал появляться с начала XVI в. и мы издаем древнейший из известных нам списков по рукописи соловецкой библиотеки 1085 (725) 1505 г. Чин этот весьма несложен. Главным образом он состоит из молитвы: «Боже вседержителю, сотворивый небо разумом и основавый землю на тверди», предворяемой августовским водоосвящением и сугубою ектеньею. В начале XVII в. чин этот вошел в состав наших печатных потребников, но при исправления книг при патриархе Никоне был выкинут, так как его не нашлось в греческих требниках. В распространенном виде «чин» этот имеется и в требнике Петра Могилы . Чин и устав како подобает окладовати град. Ркп. Сол. библ. 1085. л. 71–70. Пришедшу священнику ставшу на месте идеже быти площади града еже есть среди всего. И облачится вся ризы. И абие начнет пети последование освящению воде еже есть в день августа месяца и по окончании сего кропит креста образно место то. Таж. Идет в круг по месту идеже быти стене градскои. и кропит. поющи тропарь. Спаси Господи люди своя. Вознесыися на крест волею. Слава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

городов Византии, чьи имена были внесены в «Книгу агап». В царствование визант. имп. Алексея I Комнина началась постепенная потеря интереса к И. м. и со стороны визант. имп. двора, поскольку мон-рь уже не мог быть связующим звеном между Грузией и Византией. Строительные работы в И. м. при настоятельстве Иоанна II (Букаисдзе) (1085-1104), когда была построена «хорошая башня ограды» (поминальная запись 43 - Lefort. 1990. Vol. 2. P. 5),- свидетельство временного благосостояния И. м. В 1074 г. мон-рь был вынужден взять взаймы 600 модиев зерна, яровых и ячменя, к-рые ему «отпустил» (т. е. отдал безвозмездно) еп. Сланицы Лев (в «Книге агап» был установлен день его поминовения 1 дек. (поминальная запись 2 - Ibid. P. 4)). Немаловажное значение имеет тот факт, что в XII в., как и в X в., И. м. содержал флот: во время настоятельства Иоанна II грек Никон выстроил для мон-ря судно водоизмещением 400 модиев (в «Книге агап» 4 дек. установлен день поминовения его и его родителей Анны и Константина (поминальная запись 8 - Ibidem)). В апр. 1081 г. И. м. обвинили во вторжении в окрестности Сисика: на территории Протата и Сараварского мон-ря, а также мон-рей Влитзида (το Βλιτζιδ), Полита (το Πολτου) и Ксиропотам. Прот Павел и настоятели мон-рей постановили, что законные права И. м. не распространяются на земли по зап. берегу протекающей в Сисике реки, принадлежащие Протату и 4 мон-рям. Общий тон документа и оскорбительные эпитеты, употребленные по отношению к монахам И. м., свидетельствуют о том, что И. м. потерял благосклонность императора (Actes de Хéгоротатои. 1964. Vol. 1. N 6; Lefort. 1990. Vol. 2. P. 27). Мон-рь стал терять свои владения. Так, акт от 1085 г. (Actes de Lavra. 1970. Vol. 1. N 47; Lefort. 1990. Vol. 2. P. 27) составлен по поводу конфликтной ситуации между И. м. и Великой Лаврой в связи с владением дер. Камена на п-ове Халкидики. К 1089 г. мон-рь потерял 75 тыс. модиев земли, лишь 30 тыс. из к-рых смог вернуть в дальнейшем. Новое межевание зафиксировано документом об установлении границ (март 1101), подписанным экономом севастократора Исаака Сгуром; здесь же содержится запись о том, что севастократор Исаак пожертвовал И.

http://isihazm.ru/?id=748

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010