печенеги угрожали К-полю. Однако Алексей разрушил союз печенегов и куман и с помощью последних одержал решающую победу над печенегами в битве при Эносе (1091), после к-рой византийцы устроили резню пленных кочевников. В Юж. Италии, находившейся под управлением визант. администрации, с 30-х гг. XI в. большое влияние приобрели норманны. Первоначально их дружины нанимались на службу к тем или иным местным правителям, но постепенно неск. норманнских фамилий приобрели собственные феодальные владения и стали претендовать на господство в регионе. В условиях упадка центральной власти Византия не сумела защитить свои позиции, и к кон. 60-х гг. норманны контролировали уже почти всю Юж. Италию. Среди них особенным влиянием пользовался Роберт Гвискар , к-рый в 1071 г. овладел Бари - последним визант. владением в Италии. В 70-х гг. Гвискар обручил одну из своих дочерей с Константином Дукой, сыном имп. Михаила VII (1076). Свадьба не состоялась из-за свержения Михаила, но Гвискар заявил претензии на имп. престол. В 1081-1085 гг. он по благословению папы Григория VII вел «священную войну» против имп. Алексея Комнина, одержал ряд побед и захватил Диррахий. Однако норманны не сумели сохранить завоеванное и после смерти Гвискара вывели свои войска с Балкан (1085). В XI в. новой угрозой для В. и. стал рост активности в Вост. Средиземноморье со стороны западноевроп. стран, тем более что это направление визант. политики всегда было одним из самых спокойных. Борьба с новыми врагами вынудила Византию искать новых союзников в самой Европе, и уже в последних десятилетиях XI в. помощь империи оказывали флоты итальянских морских республик Венеции и Пизы, получивших от императора особые привилегии в торговых делах. Иисус Христос благославляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра. 1081 - 1118 гг. (Б-ка Ватикана) Иисус Христос благославляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра. 1081 - 1118 гг. (Б-ка Ватикана) VII. Эпоха Комнинов. С 1081 г. в течение 100 лет визант. престол занимали 3 правителя из династии Комнинов: Алексей I (1081-1118), Иоанн II (1118-1143) и Мануил I (1143-1180).

http://pravenc.ru/text/372674.html

В 1080 г. мощи М. были вновь обретены в Салерно, о чем свидетельствует письмо папы Римского Григория VII (1073-1085) Альфану I, архиеп. Салерно, в котором папа выражает радость по случаю обретения мощей и просит архиепископа убедить Роберта Гвискара, гр. Апулии, Калабрии и Сицилии (1059-1085), захватившего Салерно в 1076 г., и его жену воздать апостолу соответствующие почести, чтобы т. о. снискать его покровительство и получить от него помощь ( Jaff é. RPR. T. 1. P. 637; Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar. B., 1923. Bd. 2. S. 526-527. (MGH. EpSel; 2/2)). Вероятно, вскоре после этого при одобрении Григория и Альфана Роберт начал строительство нового собора во имя М., который был освящен папой в 1084 г. и окончательно достроен через год. Собор в Салерно был построен по образцу собора Монте-Кассино. Архиеп. Альфан сочинил 3 хвалебных гимна в честь М. (PL. 147. Col. 1225-1226) и стихотворные надписи, украшающие собор. Мощи апостола были положены в крипте под главным алтарем. Роберт взял частицу (руку) мощей и, поместив в серебряный реликварий, хранил как талисман (tutela) для себя и своих сыновей (Chronica monasterii Casinensis. III 45//MGH. SS. T. 34. P. 423). Перед смертью Гвискар отдал святыню своим подданным, чтобы они передали ее сыновьям. Однако нечестивые воины продали реликварий, а руку М. отдали неизвестным людям. Впоследствии частица мощей хранилась в Беневенто, а в 1122 г. была перенесена в Монте-Кассино (Idem. III 57; IV 73//Ibid. P. 437-438, 539). В 1924 г. в главном алтаре собора Космы и Дамиана в Риме был найден серебряный реликварий, в к-ром, согласно надписи, находились мощи М., положенные туда аббатом мон-ря Монте-Кассино Дезидерием ( Bloch. 1986. P. 82). Ист.: BHL, N 5689-5694, 5694b, 5494d - 5694e; ActaSS. Sept. T. 6. P. 194-227; I testi medioevali degli atti di S. Matteo l " evangelista/Ed. G. Talamo Atenolfi. R., 1958. Лит.: Duchesne L. Les anciens recueils de légendes apostoliques//Compte rendu du IIIme congrès scientifique intern. des catholiques. Brux., 1895. T. 5. P. 67-79; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 54, 360, 440, 584, 586, 587, 595; Acocella N. La traslazione di S. Matteo: Documenti e testimonianze. Salerno, 1954; Gaiffier B., de. Hagiographie Salernitaine: La translation de S. Matthieu//AnBoll. 1962. Vol. 80. N 1/2. P. 82-110; idem. La commémoraison de S. Matthieu au 6 mai dans le Martyrologe Hiéronymien//Ibid. P. 111-115; idem. Le Breviarium Apostolorum (BHL. 652): Tradition manuscrite et oeuvres apparentées//Ibid. 1963. Vol. 81. N 1/2. P. 89-116; Nel X centenario della «Traslazione» di S. Matteo a Salerno, 954-1954. Salerno, 1966; Spadafora F. Matteo//BiblSS. Vol. 9. Col. 110-127; Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages. Camb., 1986. Vol. 1. Pt. 1/2. P. 82-88; Rose E. Ritual Memory: The Apocryphal Acts and Liturgical Commemoration in the Early Medieval West (c. 500-1215). Leiden etc., 2009. P. 163-212.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Итак, можно вернуться к старому мнению, что Иоанн, митрополит Руси, в миру Христос Продром, был дядей поэта Феодора Продрома, тем более что в этом нас убеждает также и вполне достоверный заголовок (дошедший в рукописях с XIII в.) славянского перевода (пусть и не совсем удачного) Правила церковного Иоанна митрополита руськаго нареченного пророком Христа (Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений, X XI вв. СПб., 1906. С.216). Иоанн II занимал киевскую кафедру с 1076/1077 г., здесь же он и скончался осенью (зимой?) 1089 г. Кажется, первой известной его акцией была хиротония ростовского епископа Исайи, назначенного киевским князем Изяславом после 15 июля 1077 г. Иоанн основал две новые епархии: во Владимире-Волынском около 1085 г. и в Турове в 1088 г. 1297 . Последнее известие о нем – сообщение об освящении им собора Успения Богоматери Киево-Печерского монастыря 14 августа 1089 г. Перу Uoahha II принадлежит, по крайней мере, основная часть Канонических ответов (ок. 1083/1084 г.) и Послание антипапе Клименту III (1084/1088 г.), тогда как его авторство в отношении Службы сев. Борису и Глебу подвергается сомнению, хотя многое говорит за то, что она составлена “мужем, хытрым книгам и ученью” (Повесть временных лет под 1089 г.). Попытка приписать Иоанну II также перевод Синтагмы (Кормчей) XIV титулов (Р. Пихоя) несостоятельна. Атрибуция сохранившихся митрополичьих печатей с именем Иоанна требует дальнейших изысканий. Литература: Poppe A. Prodromos Jan//SSS. 1970. Т.4. S. 356–357; дополнения см.: RM. 1975. Т.2. Р.236; 1977. Т.З. Р.233; Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в ΧΙ–ΧΠΙ вв. Μ., 1978 (по указателю); Franclin S. Who was the Uncle of Theodore Prodromus?//ByzSlav 1984. T.45. P. 40–45; Podskalsky G. Metropolit Ioann II. von Kiev (1076/77–1089) als Ökumeniker//OKSt. 1988. Bd.37. S. 179–184; Творогов O.B. Иоанн//СлККДР. Вып.1. С. 206–208; Hörandner W. Theodoros Prodromos: Historische Gedichte. Wien, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Норманнские правители принесли папе вассальную присягу. При поддержке Римских пап Роберт Гвискар упрочил свое положение на юге Апеннинского п-ова. Женившись на сестре правителя Салерно Гизульфа II, он мог претендовать на владения последнего лангобардского княжества в Юж. Италии. После того как Роберт Гвискар захватил Салерно (1076), Гизульф II капитулировал, передав герцогу почитавшуюся в Салерно реликвию - зуб ап. Матфея. Салерно стал новой столицей герцогства Апулия, в к-рой по приказу Роберта Гвискара было начато строительство собора в честь ап. Матфея. После захвата Салерно Рикард I Дренго и Роберт Гвискар напали на Беневенто, князь которого был вассалом папы Римского. Папа Григорий VII отлучил норманнских правителей от Церкви. После скоропостижной смерти Рикарда I его сын Иордан (Журден) снял осаду с Неаполя и принес вассальную присягу папе, а Роберт Гвискар отказался идти на уступки. Из-за угрозы очередного вторжения герм. императора папа был вынужден примириться с Робертом Гвискаром, приняв от него вассальную присягу (1080) и признав присоединение Салерно и Амальфи к владениям герцога в Апулии и Калабрии. После смерти Роберта Гвискара (июль 1085) между его законным наследником Рожером I Борсой и сыном-бастардом Боэмундом (см. Боэмунд Тарентский ) началась борьба за власть в Юж. Италии. Боэмунду удалось создать из уступленных ему в Апулии земель Тарентское княжество. Вместе с племянником Танкредом Боэмунд принял участие в 1-м крестовом походе, в 1098 г. стал 1-м правителем Антиохийского княжества. Он способствовал избранию Пизанского архиеп. Даиберта лат. патриархом Иерусалима. В 1106 г. Боэмунд женился на дочери франц. кор. Филиппа I Констанции и вернулся в Тарент после поражения от визант. имп. Алексея I Комнина. Базилика Санта-Мария-Маджоре в Сипонто. 1023–1050 гг. Базилика Санта-Мария-Маджоре в Сипонто. 1023–1050 гг. В 50-70-х гг. XI в. норманны вытеснили арабов с Сицилии. Младший брат и вассал герц. Роберта Гвискара Рожер де Отвиль, воспользовавшись распрями между сицилийскими эмирами, в 1060/61 г.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

А Римский и Константинопольский часто прегрешали не только нравственно, но и в различных ересях, а именно: ариан, духоборцев, несториан, монофизитов, монофелитов и иконоборцев, и были судимы и осуждены и они Вселенскими Соборами, как всякий другой такой, оказавшийся еретиком» 75 . Вся 5-я глава посвящена апелляции, которая может приниматься Вселенским Собором. Однако в этой главе полемист продолжает критиковать больше неумеренное первенство Рима. 4. Ошибка дочери императора И наконец, можно проанализировать свидетельство из «Алексиады» 76 , которое имеет предельно общий характер, но тем не менее важно для обсуждаемой темы. Приведём обсуждаемый фрагмент из «Алексиады», который самим свт. Досифеем упоминается, но не цитируется: «Ведь когда императорская власть, синклит и всё управление оттуда перешли к нам, в наш царственный город 77 , то вместе с ними перешла к нам и архиерейская власть престолов. Императоры с самого начала предоставили эти привилегии Константинопольскому престолу, а Халкидонский Собор установил первенство и Константинопольского епископа и подчинил ему диоцезы всего мира». (μεταπεπτωκτων γρ τν σκπτρων κεθεν νθδε ες τν μεδαπν τε κα μετραν βασιλδα πλιν κα δ κα τς συγκλτου κα μα πσης τς τξεως μεταππτωκε κα τν θρνων ρχιερατικ τξις· κα δεδκασιν ο νκαθεν βασιλες τ πρεσβεα τ θρν Κωνσταντινουπλεως, κα μλιστα ν Χαλκηδνι σνοδος ες περιωπν πρωτστην τν Κωνσταντινουπλεως ναβιβασαμνη τς ν τν οκουμνην διοικσεις πσας π τοτον τξατο) 78 . Выше в «Алексиаде» (1:13) шла речь о посольстве Генриха IV к римскому папе Григорию VII Гильдебранду (1073–1085) во главе с епископом Роландом в феврале 1076 г. В это время в Византии был (после Uoahha VIII Ксифилина 1064–1075) патриарх Косма I Иерусалимит (1075–1081), а после него Евстафий Гарида (1081–1084). Таким образом, именно Косма Иерусалимит был тем патриархом, кто так или иначе мог быть прямым примером для описания Анны Комниной. Его прозвище «Иерусалимит» отражает его многолетнее пребывание в Иерусалиме и любовь к Иерусалимской Церкви, самой древней апостольской Церкви. Именно Иерусалимская Церковь неоднократно противопоставлялась амбициям Рима как пример подлинного первенства чести. После критики безнравственного поведения папы Григория VII Гильдебранда по отношению к послам («сначала подверг их бесчеловечным пыткам, а затем остриг им волосы и сбрил бороды: волосы – ножницами, бороды – бритвой. После этих и других чудовищных злодеяний, превосходящих варварскую свирепость, папа отпустил послов»). Анна указывает на Константинопольского Патриарха как на первенствующего с Халкидонского Собора, который подчинил ему диоцезы всего мира. Анна Комнина как бы налагает историческую ситуацию конца XI в., когда Рим отпал, на сер. V в. – вообще не учитывая авторитет и власть Римского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1074 Так охарактеризовал положение женщины в семействе Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев. 1851, VIII. 1075 Библиот. иностранных писателей о России, т. I, С-ПБ. 1836. Павел Иовий, 51. Герберштейн. Записки о Московии, в переводе Анонимова. 73–81. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в XVII в С-ПБ. 1860, 103–110. Буслаев. Исторические очерки русской народной словечсности и искусства, т. II, 584. 1076 Буслаев. Игторич. очерки русск. народ, словесности и искусства, т. II, ст.: идеальные женские характеры древней Руси, 238–269. Очерк истории русск. женщины в последовательном развитии ее литературных типов. Публич. лекции Чудинова, изд. 2, С-ПБ. 1873, 47. 1077 Существовали на этот, раз специальные рассуждения, направленные к унижению женщины как жены пред мужем в роде напр. слова св. Косьмы, еп. Халкидонского, «о том како не подобает жены своея звати госпожею» (Рукоп. Имп. Пуб. библ. F. I. 228, 422–423. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 91–93). Слово св. Козьмы находится в известном Паисиевском сборнике рукоп. Кириллов. биб. 4/1081. л. 12. Слово Козьмы Халкидонского вошло даже в Кормчия Рукоп. Соф. библ. 1173 л. 427. Рукоп. Рум. муз. 231. Кормчая XV в., л. 390. Востоков. Описание Рум. музея, 288. Слово Козьмы Халкидонского напечатано у Дубакина. Влияние христианства на семейный быт русск. общ. 90. 1078 «Женам украшение паче злата ум добр, в домех пред мужем покорение и послушание», говорит автор слова о злых женах. Рукоп. Соф. библ. 1490, 532–534. «Научитеся жены молчати да спасете свою душу... повинися (мужу) в молчании», читаем- мы в поучении к женам, «да будут молчаливы». Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 20. Много трактовали о послушании жен своим мужьям пастырские поучения, говорившиеся непосредственно после венчания. Вот напр. какое наставление давалось в XVI веке жене в церкви непосредственно после венчания: «ты же дщи мужа имей во всем честна и бойся его, и во всем честь воздавай ему, а с ним всегда спрашивайся о всяком деле понеже глава есть тебе». «Услышите жены заповеди Господни и научитеся в молчании повиноватися своим мужем»; «достоит повиноватися жене мужу своему и непрекосновенно послушливой быти». Слово о том како лепо жити христианам с женами в рук. Соф. библ. 1063. л. 62–64. Требник. Рук. Соф. библ. 1061, л. 158, 1066 л. 279–280; 1085 л. 116. Домострой. М. 1849. 57–58. В отношении непослушных жен существовали страшные угрозы: им угрожали анафемой. Рук. Соф. библ. 1466 л. 170. Прилож. XXV, VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Благодать принимается свыше всеми в противоядие нечистым духам, чтобы их умертвить и чтобы искоренить в себе зло 1069 . Поскольку личное спасение зависимо от Божией благодати, то нам необходимо ясно представлять себе 1) способы подготовки нашей воли к соединению с благодатью и 2) признаки христианского облагодатствования: а) начального; б) возрастающего и в) совершенного. 1.      Бог подает Свою благодатную помощь во спасение лишь тем, которые всегда молитвенно устремляются к Нему, отрекаются себя самих, отвращаются от вещественных удовольствий и греховных навыков, обходя при всяком случае сети и похоти века сего 1070 . От каждого человека Господь требует старания жить добродетельно во всех отношениях 1071 на протяжении многих лет и с великим терпением. Дело благодати тогда уже оказывается в подвизающемся совершенным, когда его свободное произволение, по многократном испытании, окажется неизменно угодным Святому Духу 1072 . Это можно наблюдать на примерах праотцов Ноя и Авраама, Прекрасного Иосифа, Давида, пророка Моисея и других праведников 1073 . Они пребывали в любви к Богу, проводили время неразвлеченно – в молитвах и прошениях, ожидая явления Господней силы 1074 , сдерживали себя от страстей всеми силами 1075 , хранили совершенное целомудрие и ни в чем не оскорбляли Духа Божия грехами 1076 . Подражая святым, и все верующие не должны оскорблять благодати Духа ни в малом, ни в великом. Их долг вести себя благоразумно, осторожно 1077 . Никакой человек не очищается вдруг 1078 , но после частого молитвенного 1079 повергания своих помыслов пред Сердцеведцем Христом, после всегда утвержденного сокрушения сердца 1080 и терпеливого отречения от мира 1081 . Хотящий быть причастником Божией славы и видеть в душе, как в зеркале, образ Христов обязан от всего сердца и всеми силами ненасытно день и ночь искать всесильной Божией помощи при всемерном воздержании от диавольских пожеланий и сладострастия 1082 . Прямой долг всякого из нас противиться греху, ненавидеть его 1083 , при искусительном испытании тысячами зол быстро обращаться к добру и произвольно не оскорблять Святого Духа 1084 , а все доброе в себе приписывать единому Господу, говоря: «Если бы не подкрепил меня Бог, то я не мог бы ни поститься, ни молиться, ни оставить мир» 1085 . Еще требуется непоколебимо хранить убеждение в том, что Бог дает причастие Духа не через дела... закона... но через наставление в вере 1086 по Своему благоволению к кающимся и предначинающим подвиги 1087 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В совершенно иной тональности выдержано исключительно любезное ответное Послание митрополита Uoahha II антипапе Клименту III (1080/1084–1100). Этот соперник папы Григория VII после смерти последнего предпринял ряд попыток расширить круг кафедр, признававших его спорное верховенство. К числу таких попыток относятся и контакты, направленные на восстановление церковного единства с Византией и Киевом 804 . Хотя эти контакты не привели к сколько-нибудь существенным результатам, послание Uoahha II (1076/1077после 14 августа 1089 г.) 805 , написанное по-гречески, имеет особую богословскую значимость в ряду древнерусских полемических сочинений. Объясняется это происхождением и образованностью этого отнюдь не обычного митрополита: будучи дядей (?) известного византийского стихотворца Феодора Продрома, Хрйстос Продром (в монашестве Иоанн) обладал глубокими познаниями в области литературы, канонистики, да и патристики 806 . В Повести временных лет отмечается его большая ученость и “ласковость” в общении, так что “сякого не бысть преже на Руси, ни по нем не будет сяк” 807 . Относительно количества написанных им сочинений в науке долго не было единого мнения, однако в настоящее время, помимо Послания Клименту III (1084/1085 или 1088 г.), сохранившегося в греческом и славянском вариантах, к их числу почти единодушно относят, по меньшей мере, греческий Трактат об опресноках (о котором упомянуто и в Послании) и так называемое Правило, дошедшее опять-таки как в греческих, так и в славянских списках и написанное предположительно ранее послания. Правило содержит 34 канонических ответа на вопросы некоего мниха Иакова, некоторые из которых (4, 5:13) находят аналоги в Послании. Без веских оснований Иоанну II атрибутировали также и надписанную именем “Иоанна” Службу сев. Борису и Глебу, которая принадлежит скорее перу митрополита Uoahha I . Издания: а. Послание (в рукописях заглавия не имеет): Калайдович К. Памятники (прим. 218). С. 209–218 (editio princeps слав, текста) [есть более раннее изд.: (Калайдович К.Ф.) Послание Иоанна митрополита русского//РусДост. Μ., 1815. 4.1. С.86–103. – Прим, изд. (А.Н.)]; Григорович В.И. Послание митрополита Uoahha II //Уч. зап. II отделения АН. 1854. Т.1. Отд.3. С.4–20 (улучшенное изд. греч. и слав, текстов); Oikonomos S.K. Το οσου πατρς ημν ωννου, μητροπολτου «Ρωσσας, επιστολ προς Κλμεντα, ππαν »Ρμης. Athen, 1868. Ρ. 1–13 (лучшее изд. греч. текста, включающее источниковедческий анализ); Павлов А.С. (прим. 28). С. 169–186 (греч. и слав, тексты) 808 [Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века/Подг. А.И. Плитузов, Г.В. Семенченко, Л.Ф. Кузьмина. Μ., 1987. Ч.П. С.378–384 (новое изд. слав, текста по списку, изд. Павловым); Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси (прим. 208). С.30–35 (только слав, текст, по семи спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]; б. Об опресноках: Oikonomos S.K. Р. 13–18 809 ; в. Правило 810 : см. в разделе о канонической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. М., 1975. С. 14–20). Ссылаясь на результаты раскопок А.Д. Варганова и А.Ф. Дубынина, Н.Н. Воронин считал, что если суздальский собор, бывший по своим размерам значительно меньше печерского, внешне напоминал его, то рассказ Симона о строительстве Мономахом каменного собора в Ростове является вымышленным (см. Воронин Н.Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике//ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 102). Отступление от исторического факта в произведении Симона, видимо, связано с желанием утвердить мысль об общерусском значении Киево-Печерского монастыря и доказать преемственность политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества от Киевской Руси. 39 Иоанн был игуменом Киево-Печерского монастыря после Никона, с 1088 или 1089 г. До какого времени он игуменствовал – точно неизвестно, но в 1108 г. печерским игуменом был уже Феоктист. Из рассказов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика известно, что он участвовал в освящении Успенского собора, в погребении печерского монаха Исакия, был инициатором перенесения мощей Феодосия Печерского , присутствовал при «изгнании беса» из печерского затворника Никиты, во время правления в Киеве Святополка Изяславича был сослан в Туров за обличение князя в насилии над людьми и жажде богатства. Возвращение Иоанна в Киево-Печерский монастырь было связано с междоусобной борьбой князей после ослепления Василька Теребовльского в 1097 г. По свидетельству Поликарпа, одного из авторов Патерика, Святополк «убоався востаниа на ся» Владимира Мономаха и «скоро возврати с честью игумена в Печерьскый манастырь». По предположению М.Д. Приселкова и Б.А. Рыбакова, Иоанн был причастен к составлению Начального летописного свода (см. Приселков М.Д. История русского летописания вв. Л., 1940. С. 34–36; Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 245–259). 40 Иоанн//, митрополит Киевский с 1076/1077 (по Ипатьевской летописи – с 1080) г. по 1089 г. Из летописных и агиографических источников известно, что он участвовал в поставлении ростовского епископа Исайи (1077), основал две новые епископии: во Владимире–Волынском (около 1085) и в Турове (1088), присутствовал на похоронах князя Ярополка Изяславича (1086), освящал церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088) и Успенский собор в Киево-Печерской лавре (1089).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она выложена из кирпича, с разнопролетными и разновысотными арками над столбами аркад. На западном фасаде окна сгруппированы в композицию и имеют гладкий раструб. Перед базиликой - портик с колоннадой ионического типа. Аналогична ей композиция ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина (1190), хотя аркады интерьера содержат ионические колонны, а внешний портик - аркатуру на ионических колоннах. Центральное пространство характеризуют высоко поставленные боковые окна и огромные окна в апсиде. Райский дворик собора в Амальфи. 1266–1268 гг. 12. Началом распространения романики в Кампании и Юж. Лацио стало строительство аббатом Дезидерием огромной базилики в аббатстве Монте-Кассино, к северу от Гаэты (1066-1071; не сохр.). Построенный при участии мастеров из Сев. Италии, храм реконструируется как 3-нефная 3-апсидная базилика с трансептом, более высоким, чем кровля центрального нефа. Композиция монастырского храма, включая обширный атриум, была вскоре повторена в грандиозном соборе Сан-Маттео в Салерно (после 1076-1085). Весьма широко распространился упрощенный вариант, без трансепта, напр. построенная тем же Дезидерием церковь в аббатстве Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуа (1072-1087) и ц. Сант-Эустакьо в Понтоне близ Амальфи (до 1187; руинирована). Грубый вариант, с каменными столбами вместо колонн-сполий,- ц. Санта-Мария-делла-Либера в Акуино (1125). Собор Сан-Микеле-Арканджело в Казертавеккья (1113-1153) первоначально также следовал упрощенному плану, но при перестройке (1207-1216) получил трансепт с крестовыми сводами над рукавами и купол на 8-гранном барабане. Трехнефная базиликальная композиция с 3-апсидным трансептом и куполом представлена также церквами Сан-Джованни-дель-Торо (1065-1069) и Санта-Мария-а-Градилло (кон. XII в.) в Равелло близ Амальфи. Ее вариант - ц. Сан-Джованни-а-Маре (известна также как Сан-Джузеппе) в Гаэте (основана ок. 1009-1012; перестроена после 1213?), где трансепт с куполом перемещен в центр базилики. Для Кампании характерны кампанилы, завершенные одним или неск. кубическими ярусами звона, прорезанными бифорием (напр., у ц. Сан-Джованни-дель-Торо). Иногда они имели дополнительный цилиндрический ярус (напр., кампанила собора в Салерно, 1-я пол. XII в.), который в XIII в. фланкировал 4 дополнительными цилиндрическими башенками, что в сочетании с изысканным арабизирующим декором из пересекающихся стрельчатых арок давало весьма причудливый эффект: колокольни при соборах в Казертавеккья (1234), Сант-Андреа в Амальфи (1180-1276) и Санти-Эразмо-э-Марчано в Гаэте (1148-1174; завершение - 1279). Этот характерный для мн. памятников региона арабизирующий декор заимствован, по всей видимости, у норманнских памятников Сицилии и распространился только к XIII в. Наиболее яркий декор такого типа украшает Райский дворик (1266-1268) при соборе в Амальфи, окруженный «частоколом» перекрещивающихся стрельчатых арок, напоминающих не только об араб. прошлом, но и о наступившей эпохе готики.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010