тайф - Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса; отныне они обязывались регулярно платить дань христианам. В результате удачных военных экспедиций Фернандо I значительно продвинулся в юж. направлении на западе Пиренейского п-ова - были взяты города Ламегу (1057), Визеу (1058) и Коимбра (1064). Во внутренней политике короля особое значение имел Собор в Коянсе, созванный в 1055 г. По примеру Толедских Соборов, в этом Соборе участвовали как церковные иерархи, так и представители светской знати, а соборные постановления касались церковной и мирской жизни Леона и Кастилии. Фернандо I, как и его отец, разделил свои владения между сыновьями: Кастилию, которая была провозглашена королевством, получил Санчо I Сильный (1065-1072), Леон - Альфонсо VI (1065-1109), Гарсия (1065-1071, 1072-1073) унаследовал королевство Галисия. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XI в. началась усобица между братьями. Сначала удача была на стороне Санчо I Сильного, Альфонсо искал защиты у правителя Толедо аль-Мамуна, к-рый был вассалом его отца. После гибели Санчо при осаде Саморы (1072) король Леона вернулся из изгнания и объединил под своей властью все 3 королевства. Своего брата Гарсию, короля Галисии, он взял в плен и заточил в тюрьму (Гарсия † 1090). После смерти короля Памплоны Санчо Гарсеса IV (1076) магнаты королевства решили передать власть не сыну короля, а его кузенам. Т. о., королевство Памплону получил правитель Арагона Санчо Рамирес (1063-1094), а Альфонсо VI достались земли Алавы, Гипускоа и Бискайи. В 1077 г. Альфонсо VI стал именовать себя «императором всей Испании» (imperator totius Hispaniae), что вызвало недовольство Римского папы Григория VII (1073-1085). Интерьер Пантеона королей в базилике св. Исидора в г. Леон. 1054–1066 гг. Интерьер Пантеона королей в базилике св. Исидора в г. Леон. 1054–1066 гг. После смерти некогда предоставившего ему убежище правителя Толедо аль-Мамуна (1075) Альфонсо VI начал серию военных кампаний, приведших к самому значительному событию Реконкисты XI в.- взятию Толедо в мае 1085 г. Сначала войска леоно-кастильского короля выступали как союзники нового правителя Толедской тайфы аль-Кадира в подавлении мятежей, однако, когда границам тайфы стали угрожать соседи - мусульм. правители Бадахоса и Севильи, Альфонсо VI полностью захватил власть в Толедо, а аль-Кадир по условиям соглашения о капитуляции во главе кастильских войск отправился завоевывать Валенсию. Взятие Толедо имело важные последствия для всех гос-в Пиренейского п-ова. Поскольку перевес сил был теперь на стороне христиан, правители тайф обратились за помощью к берберской державе Альморавидов в Сев. Африке, которым удалось приостановить продвижение христиан на юг и вернуть некоторые земли под власть мусульман, но вновь захватить Толедо они так и не смогли. В 1086 г. войска Альфонсо VI потерпели поражение в сражении при Заллаке (Саграхасе), в 1108 г.- при Уклесе (в этом сражении погиб инфант Санчо, единственный сын Альфонсо VI и наследник престола).

http://pravenc.ru/text/674995.html

1073 Ал. точно: да исполниться — из них ни единогоже . Древн: никогоже от них . Древн: я, е, яже вм. их, ихже , Ал. сия вм. сих . 1074 В тексте Кир. τον согл. одн., а в толк. τιον согл. др. О имея вм. др. имый . Ас. раба архиереова соотв. др. чт. Сав. рабу тому соотв. вар. Юр. порази Кут. усече . Ал. его после извлече . ОГ Мст. АЗ Мар. Малх , Мир. Н Малех , Сав. Мальх Ал. Малхос . Мст. Малах . 1075 Древн. же , нов. убо . Ал. Петру , Ник. Петрю , прочие Петрови Ал. Карп. вложи , Сав. возврати , др. вонзи . Кут. меч , пр. нож . Кир. чит. свои согл. нек. греч. из слав. Сав. Карп. [ твой ] в ножны Ал., в свое место Сим. в ложницу Кут., в ножницу[ы] др. Кир. чит. ατς согл. нек. дал ми Ал. Мст. [мне], да Мир., дасть др. испити Мст. не пию ли Ал. не могу ли Сим., не имам ли др. 1076 Древн. иудейскы,-ые , Мар. -ие . Ал. — яша . Мар. яся — веся Мир. Ник. еще — свезаше — ведоше . Ас. связавше веше . 1077 Ник. сфира — бы Мир. к ианьне — каиапе — па , Ал. к аннану . Сл. чит. ατν — после γαγον, согл. вар. Кир. πγαγον. Ал. лета того вм. лету тому . Сав. толь лете . 1078 Совещавый Ал. вм. давый совет др. Мар. З добрее вм. уне[е] , Ал. ползоует единого человека погубити [соотв. др. чт. πολσϑαι]. 1079 Быть может, св. Кирилл читал в 13-м стихе это редкое дополнение. 1080 Один Ал. соотв. греч. последует [точнее: следовал ] же Иисусови . 1081 Ал. он — архиерею вм. архиереови и архиереев вм. архиереов . 1082 Греч. одни: γνωστς др. ς ν γνωστς, нек. ενος вм. λλος. Ас. стоя пред враты — вратареви . Ал. другий согл. Кир, но др. той соотв. др. чт. Ал. архиерею вм. -ови др. О С Мир. Ник. рече двернице[:] введи Петра вм. и введе Петра как греч. 1083 Соотв. Кир. и др., но слав др. чт.: раба Петрови. Петру Ник. Ал. Ал. глет вм. глагола . Гал. оп. он Ас. оп. дверница Сав. оп. от , как и теп. вопреки греч. Зогр. того . 1084 Ал. угли — буквально [костер из углей] — зане . Слав.: бе же с ними Петр , следуя др. чт. Сав. творяще . 1085 Сав. въпросишя Ас. оп. 1-е его . 1086 Дерзновеньем — Ал. — миру Сав. Мет Мар. Ал., но др. всему миру . Сав. Ал. учах . Мар. З С сонмище согл. греч., но сънъмищих А Г Мир. Ник. — на сборищи О, в сонмищи Ал. [собств. в синагоге ]. Ас. в церквах . Ал. точно в святилище , др. в церкве-ви , Ас. -вах — Ал. точно: сходятся [но всегда как мн. греч. вм. вси — автор.], О сбираются , прочие снемлются , Ас. сбирахуся . Арх. жидове . Ал. втайне — точно вм. др. тай . Ал. ничтоже вм. ничесоже др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. 1064 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! 1065 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, – 1066 хлеб пресный, такой хлеб употребляли евреи во время праздника Пасхи. 1067 То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день… 1068 просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 1069 Итак, пришли воины, 1070 и у первого перебили голени… 1071 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 1072 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 1073 И видевший засвидетельствовал… 1074 он знает, что говорит истину… 1075 Ибо сие произошло, да сбудется Писание… 1076 Также и в другом месте Писание говорит: 1077 «воззрят на Того, Которого пронзили» (Захар. 12, 10). 1078 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; 1079 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф… 1080 и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 1081 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. 1082 В первый же день недели 1083 Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 1084 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели… 1085 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею. 1086

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

1082, январь-февраль – захват Диррахия Робертом 1082, март-апрель – суд над Италом 1082, весна – реквизиция церковной утвари, первое выступление Льва Халкидонского 1082, апрель-май – возвращение Роберта в Италию 1082, весна – осада Рима Генрихом IV 1082, до мая – послание Алексея Генриху IV 1082, май – выступление Алексея из Константинополя 1082, лето-осень – борьба Алексея с Боэмундом на Балканах 1082, осень – возвращение Алексея в Константинополь 1082, май – хрисовул Алексея о привилегиях венецианцам 1082, август (?) – хрисовул Алексея о запрещении отчуждения церковной утвари 1082, осень-зима – захваты Боэмунда на Балканах 1083, 23 апреля – начало осады Лариссы Боэмундом 1083, осень – выступление Алексея из Константинополя 1083, осень – сражение у Лариссы 1083, ок. января – возвращение Алексея в Константинополь 1083, октябрь- ноябрь – взятие Кастории Алексеем 1083, ноябрь – полемика с «манихеями» в Мосинополе 1083, 1 декабря – возвращение Алексея в Константинополь 1083, 3 декабря – рождение Анны Комниной 1083, декабрь – возвращение Боэмунда в Италию 1084, начало (?) – бегство Травла 1084 – Влахернский собор о реквизиции церковной утвари 1084, июль – отречение Евстратия Гариды 1084, август – избрание патриарха Николая Грамматика 1084, сентябрь – новое обращение Алексея за помощью к венецианцам 1084, сентябрь – отплытие флота Роберта 1084, декабрь – обращение Варсама за помощью к Сулейману 1084 – заговор синклитиков 1084–1085, зима-весна – стоянка норманнского флота на р. Гликис 1084–1085 – второе выступление Льва Халкидонского 1085, январь – разгром венецианского флота Робертом 1085, июль – смерть Роберта Гвискара 1085, после июля – захват Диррахия Алексеем 1085, сентябрь- – рождение Марии (сестры Анны) 1086, август 1086, январь – указ о низложении Льва Халкидонского 1086, весна – экспедиция Бакуриани против печенегов; гибель Бакуриани 1086, июль – гибель Сулеймана 1086, после июля (?) – прибытие Чауша в Константинополь 1086–1092 – борьба Алексея с Абуль-Касимом, борьба Абуль-Касима с Борсуком, экспедиция Бузана в Малую Азию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97. Блажен, кто расточает худые вещи, которые собрал, и чистым предстает чистому Судии. 160. Выслушайте суть всего слова: не нерадите в самих себе, потому что не знаете, когда приходит смерть. 98. А главное в слове: не неради о душе, потому что скоро станешь пред весами на Страшном Судилище Христа, Бога нашего. Источники Колесов 1981 – Пчела/Подготовка текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 486–519. [Pchela (Bee)/Podgotovka teksta, perevod i kommentarii V. V. Semenova//Pamiatniki literatury Drevnei Rusi: XIII vek (Literature of Ancient Rus: XIII century). Moscow, 1981. P. 486–519.] Колесов 1989 – Мудрое слово Древней Руси (XI–XVII вв.)/Сост., вступ. ст., пер. и ком. В. В. Колесова. М., 1989 (Сокровища древнерусской литературы). [Mudroe slovo Drevnei Rusi (XI–XVII vekov) (Wise word of Ancient Russia (XI–XVII centuries))/Sostavitel’, vstupitel’naia stat’a, pererevod i kommentarii V. V. Kolesova. Moscow, 1989 (Sokrovishcha drevnerusskoi literatury).] Колесов 1999 – Из Изборника 1076 года/Подготовка текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 2. С. 406–479. [Iz Izbornika 1076 goda (From a Collection of 1076)/Podgotovka teksta, perevod i kommentarii V. V. Kolesova//Biblioteka literatury Drevnei Rusi (Library of Ancient Russian literature). Saint Petersburg, 1999. Tom 2. P. 406–479.] Молдован 2008 – Пчела. Древнерусский перевод/Под ред. А. М. Молдована. М., 2008. Т. 1–2 (Памятники славяно-русской письменности). [Pchela. Drevnerusskii perevod (Bee. Ancient Russian translation)/Pod redaktsiei A. M. Moldovana. Moscow, 2008. Tom 1–2 (Pamiatniki slaviano-russkoi pis’mennosti).] Молдован 2009 – Изборник 1076 г./Под ред. А. М. Молдована. М., 2009. Т. 1–2 (Памятники славяно-русской письменности). [Izbornik 1076 goda (Collection of 1076)/Pod redaktsiei A. M. Moldovana. Moscow, 2009. Tom 1–2 (Pamiatniki slaviano-russkoi pis’mennosti).] Нил Синайский , прп. 1858 – Нил Синайский , прп. Разные главы, или мысли//Нил Синайский, прп. Творения. М. 1858 (ТСО 32, 2. Кн. 4). С. 233–245. [Nil Sinaiskii, prepodobnyi. Raznye glavy, ili mysli (Various chapters, or meditations)//Nil Sinaiskii, prepodobnyi. Tvoreniia (Works). Moscow, 1858 (TSO 32, 2. Kniga 4). P. 233–245.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

В феврале 1076 года Григорий VII на соборе в Латеранской базилике выслушал послов императора. После этого он отстранил от должности порвавших с ним епископов, объявил Генриха отлученным от церкви, лишил его итальянского и германского королевств, а его подданных освободил от присяги и повиновения ему. «Святой Петр, князь апостолов, преклонись ко мне ухом своим, молю выслушать твоего слугу... - таково было начало вердикта Григория, содержащего анафему королю, - во имя чести церкви твоей и в защиту ее, опираясь на могущество твое и авторитет, я запрещаю королю Генриху, сыну императора Генриха, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией, и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. И тот, кто хочет нанести ущерб чести церкви, заслуживает того, чтобы и самому потерять престол, который, как он считает, принадлежит ему. И поскольку он, будучи христианином, не желает повиноваться... что грозит отлучением, а моими увещеваниями пренебрегает, то, желая вызвать в церкви раскол, сам себя отторгнул от нее; я же, твой наместник, предаю его анафеме и, доверяясь тебе, отлучаю его от церкви, чтобы народы знали и подтверждали: ты есть Петр, и Бог сущий воздвиг церковь сына своего на каменной скале, и врата ада не имеют над ней силы». На это последовал ответ Генриха: «Сойди с престола Святого Петра». На пасху 1076 года епископ Утрехта отлучил папу Григория от церкви. Отлучение короля было совершенно новым явлением в истории, и это усиливало опасность того, что папа, освободив подданных монарха от ленной присяги, лишит церковной святости королевскую власть, весь строй. В марте 1076 года Григорий VII в специальном письме обратился к германским феодалам, в котором развеял все возможные сомнения относительно правомерности отлучения короля от церкви, и вновь призвал их выступить против Генриха. Явно в результате этого летом 1076 года феодалы сплотились против Генриха и начали борьбу с ним в Саксонии. Оппозиция Генриху IV формировалась под руководством родственника короля швабского герцога Рудольфа. Саксонские и южнонемецкие герцоги использовали кризис для того, чтобы освободиться от Генриха, применявшего абсолютистские методы правления. Однако значительная часть епископов держала сторону Генриха. Мятежные феодалы вызвали Григория на рейхстаг, назначенный на начало февраля 1077 года в Аугсбурге, чтобы там провести суд над королем. Генрих понял, что ему удастся спасти свой трон только в том случае, если он опередит события и получит от папы отпущение грехов. Поэтому в конце 1076 года он вместе с женой, ребенком и своими епископами переправился через Альпы. В это время Григорий готовился к поездке в Германию, чтобы на заседании рейхстага принять участие в переговорах с курфюрстами. Генриху удалось воспрепятствовать этому, разыграв спектакль «хождения в Каноссу».

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.] (РНБ. Эрм. 20), четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная слав. рукопись, памятник болгарско-русских культурных связей древнейшего периода, важный источник по истории древнеболг. и древнерус. переводной лит-ры, старослав. и древнерус. языков. Пергаменный кодекс из 277 листов размером 16×12 см написан в Киеве в правление вел. кн. Святослава (Николая) Ярославича (после 22 марта 1073 - 27 дек. 1076) «из мног книг княжьих» 2 писцами: «грешным Иоанном», оставившим запись на л. 275 об.- 276, и безымянным, к-рый переписал л. 228 об.- 236, 243 об.- 259 об. и выполнил киноварью малые инициалы в начале разделов. Писцы И. принадлежали либо к разным орфографическим школам, либо следовали разным установкам: Иоанн более близок к болгарским нормам X-XI вв. (в частности, нередко употребляет диграф «шт» в значении «щ»), 2-й писец использует русифицированную орфографию. Писцами, по всей видимости, выполнены 3 киноварные заставки, концовки и крупные инициалы старовизант. стиля. Небольшие размеры и скромное оформление И. свидетельствуют, что рукопись, вероятно, не предназначалась для княжеской (хотя существует версия о том, что книга могла писаться для кн. Святослава в качестве походной), епархиальной (митрополичьей) или монастырской б-к, но была переписана для личного пользования. В лит-ре дискуссионным остается вопрос о тождестве соименных писцов И. и Изборника 1073 г. , однако более вероятно, что это разные люди (Изборник 1076 г. 1965. С. 30-31). Гипотеза У. Р. Федера о том, что «выходная» запись И. представляет собой соединение 2 записей - писца болг. протографа нач. X в. («грешного Иоанна») и киевского писца сохранившегося кодекса ( Veder. 1980), нуждается в дополнительном обосновании. Текст И. во мн. местах от длительного использования затерт и грубо наведен с изменением рисунка букв в кон. XIV - нач. XV в. очевидно тогда же, когда рукопись была переплетена заново. В XVIII в. кодекс принадлежал кн. М. М. Щербатову , в 1791 г. был куплен имп. Екатериной II Алексеевной в составе его б-ки для Эрмитажа, вместе с собранием к-рого в 1852 г. поступил в имп. Публичную б-ку. Рукопись была реставрирована в 1963-1969 гг. в связи с изданием памятника.

http://pravenc.ru/text/293836.html

2. «Сентенции» (Sententiae; CPG, N 6583). Под именем Н. А. в нек-рых рукописях сохранились 2 коллекции кратких изречений, обычно приписываемых прп. Исихию Иерусалимскому: 1) «Главы увещательные», или «Разные главы, или мысли» (Κεφλαια παρανεσις; Capita paraenetica; CPG, N 6583a; CPGS, N 6068; изд.: PG. 79. Col. 1252-1261; рус. пер.: Творения. 1858. Ч. 2. С. 233-245; переизд.: Творения. 2000. С. 365-371). Ряд изречений в начале этого произведения в рус. переводе отсутствует 1-23 по «Патрологии» Миня: PG. 79. Col. 1249-1252), a в конце рус. перевода добавлено 4 изречения по рукописи. Коллекция состоит из 139 изречений: 24 алфавитных и 115 других. Существует груз. перевод прп. Евфимия Святогорца в составе груз. сб. «Пчела», содержащий неск. сентенций, к-рые отсутствуют в «Патрологии» Миня: НЦРГ. A 60, XIII в. Л. 285-291; НЦРГ. A 67, XVI в. Л. 84-88 об.; НЦРГ. H 1246, 1754 г. Л. 153-164 (изд.: Чкония. 1963. С. 109-116 (текст)). В арм. версии эта часть «Сентенций» распространялась под заголовком «Советы отшельникам» (изд.: Саркисян Н. 1855. С. 672-673 (главы 1-24), 692-699 (главы 25-124); см. также: Muyldermans. 1943. P. 99). В слав. традиции сохранилось по крайней мере 6 разных переводов «Глав...». Древнейший перевод (под именем прп. Исихия) был осуществлен в Болгарии в X в. и вошел в состав «Княжьего изборника», вариантом которого является Изборник 1076 г. (изд.: Изборник 1076 г./Изд. подгот.: М. С. Мушинская и др. М., 20092. Т. 1. С. 234-308; подробный анализ текста см.: Федер У. Княжий изборник: За възпитание на канартикина. Вел. Търново, 2009. Т. 1. С. 8-10, 35-48). Фрагменты 2-го перевода (не исключено, что он был выборочным) сохранились в составе «Минейного изборника» (фрагменты разрознены; одни присвоены Нилу, другие - прп. Ефрему Сирину и Иоанну Карпафийскому , некоторые безымянны), откуда также частично перешли в «Княжий изборник» и впоследствии в Изборник 1076 г. (см.: Мушинская М. С. Изборник 1076 г.: Текстология и язык. СПб., 2015. С. 87-91). Третий перевод (под именем Нила) появился в X в.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Избраннные статьи. Спб., 1995.); он же. Источники и состав славяно-русской переводной письменности IX–XV вв.: Учебное пособие. Л., 1978; Жуковская Л.П. (прим. 9). (Молдован А.Н. Критерии локализации древнеславянских переводов//Славяноведение. 1994. С. 69–80; см.также ряд статей сб-ка: Переводы Библии и их значение в развитии культурной истории славян·. Мат-лы междунар, библейской конференции 1990 года, поев. 75-летию Русской Библейской комиссии. СПб., 1994.). 351 Так, инок Феодосий (Феодосий Грек) в качестве введения к своему переводу Послания папы Льва I к патриарху Флавиану Константинопольскому помещает краткую историю Халкидонского собора (где упоминает свое имя. – Прим, перевод.): Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского//ЧОИДР. 1848. Т.З. С.1– 20 (á–x»), особ. 5 (ε»); в одной рукописи переводчиком Ветхого Завета представлен некий Григорий Пресвитер: Евсеев И.Е. Григорий пресвитер, переводчик времени болгарского царя Симеона//ИОРЯС. 1902. Т.7. С.356–366; Иоанн Экзарх представляет себя как переводчика Иоанна Дамаскина : Sadnik L. Des hl. Johannes von Damaskus ’κθεσς ακριβς τς ορθοδξου πστεως in der Übersetzung des Exarchen Johannes. (MLSDV. Fontes et diss. V). Wiesbaden, 1967. S.2–28 (предисловие); о предполагаемой переводческой деятельности Феодосия Печерского см.: Яцимирский А.И. Мелкие заметки//ИОРЯС. 1898. Т.З. С. 149–152; остается спорным, кто был составителем-переводчиком Изборника Святослава 1076 г.: Щепкина Μ.В. (Изборник 1076 г.//РР. 1976. С.98–106) и Н.В. Попов (L’Izbornik de 1076, dit de Svjatoslav, comme monument littéraire//RESl. 1934. T.14. P. 5–25; idem. Les auteurs de 1’Izbornik de Svjatoslav de 1076//Ibid. 1935. T.15. P. 210–223) отождествляют известного по имени писца Иоанна с митрополитом Иларионом и видят в этом последнем автора (см. прим. 361); обзор поименно известных древнеболгарских и древнесербских переводчиков дает Е.Е. Голубинский : Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдаво-Валашской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010