316 См.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 280—295. 317 РГАДА, ф. 235, оп. 2, 81. Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7182 г. 318 РГАДА, ф. 235, оп. 2, 86. Опись Патриаршей ризной казны 7183 г. 319 РГАДА, ф. 235, оп. 2, 83. Расходная книга Патриаршего Казенного приказа 7183 г. 320 РГАДА, ф. 235, оп. 2, 115. Расходная книга Патриаршего Казенного приказа 7193 г. 321 Старчевский А. Очерк литературы русской истории до Карамзина. СПб., 1845. С. 50—70; Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857, 129; Будовниц И. У. Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 34; Клосс Б. М., Корецкий В. И. Рукописи из библиотеки князей Голицыных в собраниях ГБЛ//Записки Отдела рукописей ГБЛ, вып. 44. М., 1983. С. 165—167; Клосс Б. М. Варлаам Палицын//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992. С. 156. 322 В рукописи — очищену. 323 В рукописи — новорожденых. 324 В рукописи — нную. 325 В рукописи — у. 326 В рукописи нет. 327 В рукописи — оубожахомъ. 328 Текст на л. 276—276 об. писан особым почерком в конце XVI в. 329 Отсюда идут листы оригинала. 330 В рукописи буква а стерта. 331 Слова святыхъ мужъ написаны со знаком вставки на полях. 332 Первоначально было написано потребую, но по зачеркнуто киноварью. 333 Слово удобь написано на полях со знаком вставки. 334 В рукописи съ. 335 Слово Богъ написано над строкой. 336 Далее написано толикое, но зачеркнуто киноварью. 337 Далее написано на, но зачеркнуто киноварью. 338 Надписано над строкой. 339 Надписано над строкой. 340 Надписано над строкой. 341 Далее написано же, но зачеркнуто киноварью. 342 На подклейке написано рукой Германа Тулупова обдержаше, под заклейкой было обдръжаше. Курсивом выделены поновления рукой Германа Тулупова. 343 Подновления рукой Германа Тулупова. 344 Первоначально было написано или, но последние две буквы зачеркнуты киноварью. 345 Далее зачеркнуто: пакы како не помалу провъзгласи, но въ всю церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

683 «В причитаниях смерть влетает в окно черным вороном или сизым голубком. В приметах если птица залетит в окно, то это сулит скорую смерть» – Топорков 1995, 286; Топоров 1984, 168. 688 Об архимандрите Иверского монастыря Филофее как писателе и авторе многочисленных актов см.: Буланин 2004б, 168 – 173. 693 В конце января 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин привез в Ферапонтов монастырь от царя денежную милостыню на расходы Никона, церковную утварь, богослужебные книги и имел от царя поручение составить новую роспись различных запасов и людей, которые должны доставлять патриарху окрестные монастыри. К. Лопухин привез и разрешение царя (на словах) брать для обихода патриарха и живущих с ним людей дрова и сено из белозерских и вологодских монастырей, кроме Ферапонтова монастыря. Об этом с благодарностью Никон сразу же написал царю (письмо доставлено К. Лопухиным 14 февраля) – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 154 – 159, 181. 694 В начале 1675 г. власти Кириллова монастыря жаловались на Никона, что он не принимает присылаемых от них продуктов, а берет у них деньги, чем чинит убытки монастырской казне – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 1 – 3. 20 января по просьбе патриарха Никона пристав С. Шайсупов послал в Кириллов монастырь дьячка Ферапонтова монастыря Микишку сидорова со своей «отпиской», в которой напомнил монастырским властям о годовых запасах для патриарха. Архимандрит Кириллова монастыря Никита отказался дать ответ – РГАДА, ф. 27,оп. 1,д. 140а, ч.4, л. 217. 699 В одной из челобитных царю архимандрит Никита с братией жаловались и на то, что Никон велит строить «хоромы» по- своему, а не по монастырскому чину; к документу приложена роспись – доказательство того, что Никон строит сверх царского указа – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 4 – 7. Читать далее Источник: Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты/С. К. Севастьянова ; Российская Акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т филологии. - Москва: Индрик, 2007. - 776 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для перевода письма отданы газскому митрополиту Паисию – РГАДА,ф.27,оп. I, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 99 – 107, 669 – 700; Фонкич 1997, 167. На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие и просил царя примириться с патриархом Никоном – Гиббенет 2, 705 – 706. Алексей Михайлович созвал собор – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 669, 706 – 708. 1 июня греков допросили об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, а приехал сам, он же рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Стефан Юрьев показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия – Гиббенет 2, 708 – 711. Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие. Чтобы окончательно рассеять сомнения в подлинности привезенных Мелетием грамот от восточных патриархов, царь принял решение просить иерусалимского патриарха приехать в Москву. Поэтому в Царьград отправляются порознь два грека Василий Иванов и Кондрат Дмитриев с тайным поручением от царя и с грамотами иерусалимскому и сербскому патриархам – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 715 – 718; Фонкич 1997, 167. Уже через месяц, 21 августа, стрелецкий голова Никита Десятой, посланный к царю Алексею Михайловичу от гетмана Ивана Брюховецкого, доставил в столицу донесения от греков В. Иванова и К. Дмитриева и рассказал, что слышал в Переяславле от приехавших туда из Ясс купцов, будто иерусалимский патриарх едет к Москве – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6. После 25 сентября иеродьякон Мелетий послал свое первое донесение царю Алексею Михайловичу об отправлении Стефана Юрьева и Порфирия Оловянникова к патриархам Иерусалимскому и Цареградскому; 22 октября Стефан извещал Паисия Лигарида, что Мелетий едет «с великою пышностию и гордо», открыто выдает себя за царского посла и ехать с ним крайне опасно, потому что на любой дороге его могут схватить – Макарий 1996, 235 – 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О принятии Глинской Рождество-Богородицкой пустынею недвижимого имения, жертвуемого казаком Гавриилом Цыгикав. 1905 г.//РГИА, ф. 796, оп. 186, д. 2928. Кузьмин Михаил, монах Глинской пустыни, автор книги «Жизнеописание Глинского возобновителя». Письмо к Ксенофонту, архимандриту. 1905 г., июля 14//РГБ, ф. 213, к. 74, ед. хр. 12. О пострижении в монашество указного послушника Донского монастыря Андрея Проходова. 1909 г.//РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 172. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей. 1910 г.//РГИА, ф. 796, оп. 191, ч. 1, 2 ст., 1 отд., д. 5. О возведении монаха Донского монастыря Антония в сан иеродиакона. 1910 г.//РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 88. Послужные списки монашествующих Донского монастыря за 1910 г.//РГАДА, ф. 1629, оп. 1, д. 56. Письма к митрополиту Флавиану (Городецкому) Питирима, епископа Курского о делах Курской епархии. 1905–1911 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 737. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией. 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174. Послужной список братии Московского Ставропигиального Донского монастыря за 1911 г.//РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 6. Письма Стефана (Архангельского), ректора Тифлисской Духовной Семинарии, затем епископа Сумского, архиепископа Могилевского и Курского митрополиту Флавиану по делам Семинарии и епархиального управления, в том числе о ревизии монастырей. 1911 г.//РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 750. Ведомость о лицах духовного звания, присужденных к наказанию по Курской епархии. 1912 г.//РГИА, ф. 797, оп. 82, отд. 3, ст. 5, д. 416. По ходатайству Преосвященного Курского об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. 1912 г.//РГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164. О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии. 1912 г.//РГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1399. Списки монастырей по епархиям. 1913 г.//РГИА, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

М., 1965. Т. 10. С. 65). Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты вел. кн. Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также села Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 392 об., 397; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. 86). В кон. XIV - нач. XV в. св. кнг. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала В. Р. м. села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 390, 396; ГВСМЗ ОР. Вкладная книга В. Р. м. В-5636/511. Л. 10 об.). В 1-й пол. XV в. вел. князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали В. Р. м. мельницу на р. Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 375 об., 393, 393 об.; Вкладная книга. Л. 9 об.). В XVI в. были пожалованы вел. кн. Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по р. Рпень у Владимира и с. Шахово Московского у. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском у. и благовестный колокол (Вкладная книга. Л. 11-13). Согласно переписным книгам 1678 г., за В. Р. м. числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, мон-рю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 488. Ч. 1). Начиная с XVI в. В. Р. м. получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в мон-рь в 1636 г. царь Алексей Михайлович . В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в мон-рь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп.

http://pravenc.ru/text/154981.html

172. Д. 211; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 8. Д. 8, 9: АИ 4, 244 102); Лаврентий (Далматов), архимандрит. Краткое известит... С. 23–25; Ильин М. А. Крестный монастырь... С. 92. 1075 Скрепил грамоту дьяк Иван Кокошилов – Лаврентий (Далматов), архимандрит. Краткое известие... С. 26–27; Ильин М. А. Крестный монастырь... С. 92. 1076 Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности... С. 35. Ссылка на документ: РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Л. 63, 16 февраля 1657 года. 1077 Иванов П. Документы Крестного Онежского монастыря//Древности. Труды Археографической комиссии... Московского археологического общества/Изд. под ред. М. В. Довнар-Запольского. М., 1899. Т. 1. Вып. 3. С. 513. 1078 Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. М., 1908. С. 273–274. Во время крестного хода «за Сретенские ворота» и по окончании его на патриаршем дворе дьяк Парфений Иванов по указу патриарха Никона раздавал милостыню нищим РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 38. Л. 455. 1079 Лаврентий (Далматов), архимандрит. Краткое известие... С. 29–33; Гнутова С. В. Кийский крест. С. 75. 1082 В среду 13 августа 1656 года в Москву от царя Алексея Михайловича прибыл гонец Пётр Матюшкин с сообщением, что 31 июля взят немецкий город Динабург. П. Матюшкин рассказал, что царь послал шведам свои грамоты с условием сдаться, но противник не покорился, и грамоты отосланы были назад царю. Тогда Алексей Михайлович, положив грамоты к образу Богородицы, молился о помощи в победе над шведами. И в ту же ночь многие были свидетелями чуда: над городом Динабургом в небе висел обнажённый меч. Патриарх Никон по этому поводу в Успенском соборе после Литургии, имея «меншее греческое» облачение, пел молебен о победе над врагами – Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 277–278. 1084 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 4. Л. 2об.; Кольцова Т. М. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) монастыря в XVII–XIX веках (по письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера. Архангельск. 1998. С. 276. Крестовоздвиженский собор – одно из первых деревянных сооружений Крестного Онежского монастыря построен к лету 1657 года небольшим числом плотников, приглашённых из Каргополя: Гришкой Георгиевым, Васькой Прокопьевым, Трушкой Яковлевым с товарищами: с 1661 года переименован в церковь Собора Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Экономические примечания на 351 дачу и описание г. Путивля. 1785//РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634. Генеральный уездный план-атлас Путивльского уезда Курской губернии в 2-х частях. Часть 2. 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 2, д. 175. Геометрический генеральный план г. Путивля и его уезда, состоящего в Курском наместничестве, сочинен в Курской межевой конторе в 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 1, ч. 1, д. 1962. Атлас Путивльского уезда Курской губернии в 2-х частях. Часть 2. 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 1, ч. 1, д. 1964. Об угодьях монастырей в Курской губернии за 1798 г.//РГИА, ф. 1341, оп. 1, д. 197. По рапорту белгородского епископа Феоктиста о восстановлении в Печерском Молченском Богородицком монастыре в г. Путивле Курской губернии архимандрии и о произведении в сан архимандрита игумена монастыря Паисия. 1799 г.//РГИА, ф. 796, оп. 80, д. 483. Прошение казначеи Белгородского Рождество-Богородицкого женского монастыря о высылке шнуровой книги для описи имущества монастыря и описания Глинской Богородицкой пустыни. Январь-декабрь 1802 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39. Ведомости о монастырях по епархиям за 1807 г.//РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956. О смерти архимандрита Балаклавского Георгиевского монастыря Дионисия. Определен туда Строитель Глинской пустыни иеромонах Белоградского архиерейского дома Курской епархии Евтихий. 1809 г.//РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 576. Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//РГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. Сборник проповедей XIX в. Слова разных пастырей церкви на разные случаи: (Слово Евгения, епископа Курского и Белоградского на освящение храма в Глинской пустыни в 1820 г.)//РГБ, ф. 213, ОПТ-154. Об отводе земель Глинской пустыни. Об отводе лесного участка при деревне Шутовке Путивльского уезда Глинскому Богородицкому монастырю. Ноябрь 1820–1823 гг.//РГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058. Об отводе земли Глинской пустыни. 1820–1823 гг.//РГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330. По донесению Евгения, архиепископа Курского и Белгородского об испрошении Высочайшего повеления на совершение крепостного акта на жертвованные Глинской Богородицкой пустыни майором Дмитрием Бровцыным земли с постоялым двором. Декабрь 1820–1821 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 101, д. 1220.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

519 РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. хр.599. 520 РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. хр. 608. 526 РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. хр. 497. Л. 31–32. Приведены данные на 1877 г. 527 РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. хр. 568. Л. 1–11. 528 Отчет… за 1908–1909 гг. СПб., 1911. С. 93. Глава 7 1 См. выше. С. 218. 2 О служении и чиноположениях православной церкви (имя автора не указано). Изд. 4-е. М., 1863. С. 113. 3 Евлогий (Георгиевский), 1868–1946. С 14.05.1914 архиепископ Волынский и Житомирский. Кандидат богословия. Член Предсоборного совета. Член Поместного собора – председатель Отдела о богослужении, проповедничестве и храме; член Отдела о церковной дисциплине; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управ. русскими западноевропейскими приходами; с 1931 г. уволен от управления; с 1931 г. находился в юрисдикции Константинопольской патриархии; 2.09.31 воссоединился с РПЦ, оставлен митрополитом, экзархом Западной Европы. Основал в Париже Свято-Сергиевский богословский институт. Ум. 8.08.1946. 4   Евлогий (Георгиевский), митр.Путь моей жизни. М., 1994. С. 115. 5 Докладная записка настоятельницы Леснинского женского монастыря. об основании общины диаконисс, 1905 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 3. 6 Урожденная графиня Ефимовская, сотрудница известного педагога Рачинского. После революции эмигрировала в Сербию, где основала несколько новых монастырей и женских общин. Скончалась в 1925 г. в Сербии. 7   Смолич И. К.Русское монашество 988–1917. М., 1997. С. 296. 8   Евлогий (Георгиевский), митр.Путь моей жизни. М., 1994. С. 108. О деятельности Леснинского монастыря см. также:  Зырянов П. Н.  Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 143–145;  Таисия, монахиня.  Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1992. С. 177–185. 9 Докладная записка настоятельницы Леснинского женского монастыря. об основании общины диаконисс, 1905 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 4. 10 Там же. Л. 8. 11 Там же. Л. 2–3. 12 См. исследование:  Леонтьева Т. Г.  Женщины из духовного сословия в самодержавной России//Женщины. История. Общество/ТвГУ. Вып. 1. Тверь, 1999. С. 47–57.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 157-158. Черновик Статьи, видимо, были поданы вскоре после поставления митрополита в Успенском соборе 31 августа 1690 г. (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 127). Непосредственно перед списком статей в деле расположена челобитная Варлаама с просьбой о передаче Софийской кафедре старого доминиканского костела, в котором киевские мещане ныне держат кабак (Там же, л. 138) с дьячьей пометой о подготовке выписки от 3 сентября (Там же, л. 138 об.). Той же датой следует, по всей вероятности, датировать и подачу статей. Здесь и далее номер статьи. Грамоту гетману см.: Воссоединение Киевской митрополии… С. 558-561. Жалованную грамоту см.: Болховитинов Е., митр. Описание Киево-Печерской лавры. 21. С. 75-76. Датировка предположительна; см. обоснование датировок к документам 1 и 3. Документ озаглавлен: «Доклад. Великим государем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцем бьет челом Преосвященный Варлаам, митрополит Киевский и Галицкий, и Малыя Росии» (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 183). Инструкцию см.: Воссоединение Киевской митрополии… С. 511-518. Так в рукописи. См. примеч. 25. Так рукописи. На самом деле грамота 196 (1688) г. на ставропигию давалась лавре не от имени «блаженные памяти» царя Федора Алексеевича, а от имени царствовавших и здравствовавших в тот момент великих государей Ивана и Петра Алексеевичей. См. примеч. 25. См. примеч. 26. Датировка предположительна; окончание документа не сохранилось. После него следуют царский указ от 15 сентября 1690 г. об изготовлении ковчега на большую государственную печать, подвешенную к жалованной грамоте митрополиту (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 161). Думается, что ответ в любом случае был дан до прощальной аудиенции Варлаама (Ясинского) у царей (Там же, л. 162), которая состоялась 19 сентября. Далее зачеркнуто: «святейшаго». Далее зачеркнуто: «рукополагати». над строкой. Далее зачеркнуто вписанное над строкой: «и ведати».

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

11) ГИМ, Барс. 359; 1°; кон. XVII-haч. XVIII в. Л. 2 – «Послание Нифонту; л. 12 – «Послание Митрофану». Та же редакция «Послания Нифонту (также вместе с посланием брату) читается и в некоторых сборниках, содержащих «Просветитель» иных изводов. 12) ЦГАДА, ф. 181, Рук. отд. библиотеки, 458; 4°; XVII в. Л. 5 – «Послание Нифонту»; л. 16 – «Послание Митрофану»; 13) ГИМ, Барс. 351; 1°; нач. XVII в. Л. 1 – «Послание Нифонту»; л. 8 – «Послание Митрофану»; 14) ГПБ, Погод. 1135; 4°; сер. XVII в. Л. 19 об. – «Послание Нифонту»; л. 39 об. – «Послание Митрофану»; 15) БАН, 21.8.28; 8°; втор. пол. XVII в. Л. 5 об. – «Послание Нифонту»; л. 16 – «Послание Митрофану»; 16) БИЛ, Егор. 2019; 4°; кон. XVII-haч. XVIII в. Л. 6 об. – «Послание Нифонту»; л. 23 об. – «Послание Митрофану». 17) ГИМ, Увар. 837; 4°; XVIII в. Л. 2 - " Послание Нифонту», л. 14 об.– «Послание Митрофану»; 18) ГПБ, собр. Квашнина-Самарина 14; 4°; XIX в. Л. 4 – «Послание Нифонту»; л. 13 об. – Послание Митрофану». Отрывок из «Послания Нифонту»посланием брату) читается также в списке: 19) ГПБ, Погод. 1319; 4°; нач. XVII в. Л. 701-вторая половина «Послания Нифонту» (от слов: «... кроме благодати святаго духа ничто же мощно кому сътворити»); л. 703 – «Послание Митрофану». Текст «Послания Нифонту» в той же редакции, но без послания брату, читается в списке «Просветителя»: 20) ГПБ, Дух. ак., A.II.39; 4°; втор. пол. XVII в. Л. 1 об. – «Послание Нифонту»; л. 25 – «Послание Митрофану». Примыкают к пространной редакции «Послания Нифонту», составляя особый извод этой редакции, и четыре списка, в которых читается тот же текст «Послания» (с выпадами против митрополита), но обрывающийся на середине. В двух из этих списков обрыв носит особенно резкий характер – текст заканчивается словами: «... их же учиши и паствиши повелением Святого Духа, словом и у...» (в тексте пространной редакции следует: «...уставом великого архиерея спаса нашего Иисуса Христа, ему же слава и держава во векы», стр. 430). В двух остальных списках (Мазур. 1054 и Погод. 1309) приведенная фраза имеет окончание, но иное, чем в пространной редакции: «...словом и учением». Далее следует «Златоуст Маргарит»:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010