Кутузову, И. И. Третьякову и вел. кн. Василию III Иоанновичу (Прп. Иосиф, Волоколамский чудотворец. 1915. С. 116-119). В целом в период игуменства прп. Иосифа в мон-ре была собрана одна из лучших б-к, не уступавшая книжным собраниям Троице-Сергиева и Кириллова Белозерского мон-рей. Для И. В. м. как для центра книжности характерны 3 особенности: во-первых, влияние его пострижеников на развитие публицистической мысли в 1-й пол. XVI в.; во-вторых, «традиция почитания своих наставников путем включения их произведений в создаваемые в монастыре рукописи и бережное отношение к рукописному наследию»; в-третьих, наличие в переписанных в И. В. м. четьих сборниках списков произведений, хронологически близких к авторскому тексту. Показателем уровня организации и активного использования монастырской б-ки является составленный в 3-й четв. XVI в. малоформатный «указец» (РГБ. Вол. 423). За основу взяты месяцеслов и пасхальная часть триодного тропарника Иерусалимского устава, которые снабжены отсылками (с указанием листов) к рукописям собрания, содержащим соответствующие жития, учительные и похвальные слова. «Послания Иосифа еп. Суздальскому Нифонту и Андрониковскому архим. Митрофану по поводу ереси жидовствующих». Список из «Просветителя» Иосифа Волоцкого XVI в. (РГАДА. Ф. 181. Д. 591. Л. 784) «Послания Иосифа еп. Суздальскому Нифонту и Андрониковскому архим. Митрофану по поводу ереси жидовствующих». Список из «Просветителя» Иосифа Волоцкого XVI в. (РГАДА. Ф. 181. Д. 591. Л. 784) В б-ке И. В. м. находились древнейшие списки Устава (РНБ. Солов. 326/346; ГИМ. Епарх. 341), «Просветителя» (ГИМ. Епарх. 339, 340; РНБ. Солов. 326/346) и др. сочинений прп. Иосифа Волоцкого ( Дмитриева. 1974. С. 208-209). Основной фонд рукописного наследия основателя мон-ря (представлен 29 рукописями), в т. ч. и обширное эпистолярно-публицистическое наследие, был создан и сохранился только в И. В. м. (Там же. С. 209). Постриженики обители часто включали в свои сборники произведения прп. Иосифа Волоцкого и краткие биографические сведения о нем.

http://pravenc.ru/text/Иосифов ...

Во дни великого царя Константина был в Константинополе при царском дворе один сановник по имени Савватий. Он был опытным воином и военачальником города Алмирополя, где его принимали с великими почестями. Особенно Савватия полюбил правитель Агапит, который стал часто навещать его вместе со своим сыном Нифоном, отроком восьми лет. Как–то раз военачальник спросил Агапита, знаком ли его сын с грамотой, на что правитель ответил отрицательно, поскольку во всем Алмирополе не было учителей. Тогда Савватий предложил отправить Нифона для изучения священных наук в Константинополь и разрешил ему жить в своем доме. Агапит весьма обрадовался и, поблагодарив Савватия, отдал ему ребенка, которого тот и отослал к себе домой в Константинополь. По прибытии туда, Нифон был ласково принят женой военачальника и отдан для знакомства со священными науками к одному опытному и богобоязненному преподавателю. Нифон учился с большим прилежанием и охотой, посвящал урокам не только день, но и ночь. Так в короткое время он постиг многие науки, но, тем не менее, понуждал себя учиться еще больше. Нифон имел великое благоговение к Богу и посещал Церковные богослужения. Здесь он знакомился с подвигами мученичества святых и удивлялся их мужеству, ревности по Богу. Отрок находил жития преподобных, святых и мучеников и внимательно их прочитывал, — так он возлюбил безмолвие и тишину, кротость и смирение. Еще в детском возрасте своими делами Нифон был подобен старцу. Отличался он и необычайным милосердием и заботой к нищим. Услышав же от одного духовного мужа, что ко всему прочему необходимо соблюдать и девство, он сказал себе:«Смогу ли я достигнуть сей добродетели, потому что требуется немалое насилие, дабы избежать разжжения плоти? Но отныне, с помощью Божией, я уже более не буду взирать на женские лица». И с той поры он стал больше внимать себе и не смотрел ни на одну женщину. После того как Нифон пришел в доброе преуспеяние и стал старше, он вспомнил о родителях и родине, и решил уехать из Константинополя. Жена военачальника была бездетна и хотела удержать его, чтобы усыновить и сделать наследником их имения, поскольку видела преуспеяние и добродетель Нифона. Будучи же не в силах убедить его, потому что Нифон имел сильное желание повидаться с родителями, она сильно опечалилась. Тогда эконом их дома попросил ее передать Нифона ему на попечение, чтобы благочестивый юноша забыл и о родителях, и о родине. Эконом познакомил Нифона с другими сверстниками, стал водить на вечеринки. Юный и простодушный Нифон, будто бы для того, чтобы получить утешение в скорби по родителям, предался попойкам, обжорству, кутежам, ибо юность легко склоняется к дурному. По общему убеждению, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Однако лукавый и нечистый дух сквернословия и брани не перестал восставать на блаженного Нифона и делал все, чтобы тот ругал людей, как и прежде. Но юноша горячо молился и просил Бога изгнать этого демона. Однажды ночью Нифон увидел во сне первомученика Стефана. — Приветствую тебя, Нифон, раб Божий. Доброе твое жительство, однако ты оскверняешь его сквернословием и бранью. Поверь мне, если станешь подвизаться, чтобы изгнать демона, понуждающего тебя на брань, то я помогу тебе, — обратился к нему святой архидиакон. Когда юноша проснулся, то, поблагодарив святого Стефана, взял маленький камешек, вложил его себе в рот и так ходил несколько дней молча, никого не браня. Если же случалось ему все–таки быть прельщенным диаволом, то он немедленно уходил в тайное место и с силой бил себя кулаком, приговаривая: — Я заставлю тебя смириться, научишься у меня кротости и молчанию, чтобы не гневаться и не браниться. Так блаженный положил себе за правило каждый день бить себя кулаком сорок раз, а если с ним случалась в какой–то день брань или искушение от какой–нибудь страсти, он бил себя сто или двести раз. Безжалостно избивая себя, подвижник сильно похудел и очень часто от боли падал в обморок и лежал на земле как мертвый. — Горе тебе, несчастный Нифон! Если ты не можешь потерпеть и этой малой боли, как сможешь вынести невыносимые адские мучения? Но дерзай, потому что насколько более истлевает внешний человек, настолько более обновляется внутренний, то есть душа (ср. 2 Кор. 4:16), — вразумлял себя в эти минуты святой. — Несчастный Нифон, почему ты не пожалеешь свое тело, но так немилосердно избиваешь его? — искушал его диавол. — Всескверный бес, ты пришел ради того, чтобы и здесь мне приказывать? Если бы у тебя была плоть, и ты попался бы мне в руки, то я показал бы тебе, как может наказать Нифон, — посрамлял нечистого подвижник. Однажды лукавый воздвиг на него брань чревоугодия. — Ступай, нечистый дух, к навозной яме, где люди справляют нужду, и сам ешь то, к чему склоняешь меня, — отражал такие нападки Нифон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

20) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … СПб., 1854. Стб. 172; РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Смотренные списки. 24. Л. 406 об. 21) РГАДА. Ф. 188. Рукописное собрание ЦГАДА. Оп. 1. 475. Л. 118 об. 22) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … СПб., 1854. Стб. 154. 23) Царь Алексей Михайлович. Сочинения//Московия и Европа. М., 2000. С. 525. 24) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … СПб., 1854. Стб. 166. 25) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. 429. Л.10. 26) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … Стб. 153; РГАДА. Ф. 27. Приказ Тайных дел. 166. Л. 138. 27) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. 429. Л. 4 – 8, 31 – 36. 28) РГАДА. Ф. 27. Приказ Тайных дел. 166. Л. 131, 135. 29) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Московского стола. 289. Л. 23, 27. 30) Курбатов О. А. Из истории военных реформ в России во 2-й половине XVII века. Реорганизация конницы на материалах Новгородского разряда 1650-х – 1660-х гг.: Дисс. канд. истор. наук. М., 2003. С. 239 – 243. 31) Carahobiч Г. Невядомая вайна 1654-1667. Mihck, 1995. С. 80. 32) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … Стб. 170, 172; Русский биографический словарь. СПб., 1913. Т. Жабокритский – Зяловский. С. 423. 33) Стряпчие конюхи, как и иные дворцовые работники (сокольники, стадные конюхи, трубники и т. п.), отправлялись к воеводам от Царя с письмами частного характера или из приказа Тайных дел – его личной канцелярии. 34) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Московского стола. 310. Столпик 1. Л. 1 –8. 35) РГАДА. Ф. 27. Приказ Тайных дел. Опись 1. 166. Л. 123 – 130. 36) Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (опыт характеристики)//Сочинения проф. С. Ф. Платонова. Изд. 2-е. СПб., 1912. Т. I. С. 33, 34. 37) Сборник Московского архива министерства юстиции. СПб., 1914. Вып. VI. С. 145, 146. 38) До Смоленска, где начиналась давно налаженная дорога почтовой связи в столицу, от Мстиславля - не более 100 верст пути, так что для доставки сообщения гонцу требовалось меньше недели.

http://sedmitza.ru/text/398728.html

Помрачившись умом от распутства, некогда тихий, молчаливый, кроткий и смиренный Нифон стал многословным болтуном, ругателем, насмешником, пел песни и плясал. Он совершенно забыл родителей, родных, родину и, оставив все свои занятия и добродетели, целиком и полностью предался распутному образу жизни. Видя, в какое жалкое состояние тот пришел, один благочестивый и добрый христианин часто говорил ему:«Горе тебе, Нифон! Как мог ты предаться этим отвратительным занятиям? Почему не придешь в себя и не исправишься?«В такие минуты Нифон стонал и плакал, размышляя о безобразных поступках, которым предавался, но все же, побежденный дурной привычкой, не мог их оставить. Однажды он отправился к своему другу Никодиму, который, неожиданно посмотрев на его лицо, замер. — Что ты так смотришь на меня? Или не узнаешь? — спросил Нифон приятеля. — Поверь мне, брат, я не знаю что и сказать тебе: лицо твое безобразно и черно, как у арапа, — ответил товарищ. Услышав это, юноша понял: таким оно сделалось от его безобразных дел. Нифона охватил сильный стыд, он закрыл лицо руками и убежал. — Горе мне, трижды несчастному, что я пришел в такое жалкое состояние! Что мне делать, жалкому? Смогу ли я исправиться и покаяться, а если покаюсь, получу ли спасение? О, кто наставит меня? Кто даст мне знать, что если покаюсь и исправлюсь, обрету милость? Как упрошу Бога помиловать меня, когда я совершил столько зла? — до глубокой ночи юноша размышлял об этом и еще о многом другом. От сильной скорби он не мог ничего есть и лег спать натощак.«Встану с постели и сотворю хотя бы одну молитву Богу», — решительно думал он. Но ненавистник добра диавол, зная об этом, стал вызывать в его душе сильный страх и приводить на ум такую мысль:«Если встанешь ночью помолиться, то сойдешь с ума, и все будут смеяться над тобой». Этим помыслом сатана весьма смущал и устрашал юношу. Но тот, победив его, сказал самому себе: — Когда я проводил ночи, исполняя свою дурную волю, то не подвергался никакому злу, неужели сейчас, когда хочу помолиться, подвергнусь ему? Анафема тебе, злой и нечистый дух, за то, что ты даешь мне такой помысел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Тот же, по злобе своей, не отступал, но через некоторое время снова восставал, уже более неистово, действуя через ту же самую страсть. Но блаженный Нифон надеялся на помощь Божию: — Я буду сегодня есть и пить, чтобы показать тебе, сатана, что даже таким образом ты не сможешь помешать моей молитве, потому что я имею помощником Бога, — говорил он себе.«Размысли, Нифон, что как пес, после того как поест и попьет, лает, так и ты сейчас, когда вкусил даров Божи–их, должен благодарить Бога, насытившего тебя от Своих благ», — думал подвижник после трапезы. А затем шел в храм и молился: — Слава Тебе, Христе Боже наш, яко насытил нас еси земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, по великой Твоей милости. Тем самым он попирал диавола, как бы говоря ему: — Смотри, лукавый и нечистый дух, что я ел и пил, однако не изгнан ни из церкви, ни в молитве не встретил препятствия. Устыдись же, и ступай во тьму внешнюю. Тогда бесовские силы наводили на Нифона глубокий сон. Но святой не смирялся, брал в руки палку, и бил ею по своему телу. — Раб лукавый, я дал тебе пищу и питье, а ты ищешь еще и сна? — приговаривал он, и при этом бил себя еще сильнее чтобы от боли сон убегал, а он, бодрствуя, пребывал на молитве. Прошло немного времени, и лукавый демон, не в силах вынести победу над собой, используя разные способы, воздвиг на Нифона еще более страшную брань: он хотел ввергнуть святого в блуд. Однако блаженный подвижник понял, отчего она может возникнуть и сказал себе:«Смиренный Нифон, снова есть необходимость положить начало». С этого дня он вкушал только черствый хлеб — иногда всю неделю, иногда раз в два дня, а иногда всю неделю вообще воздерживался от пищи. Потом же он снова вкушал хлеб, но воду не пил. Часто, когда хотелось пить, он ставил перед собой сосуд с водой и смотрел на него, чтобы терзать себя еще больше. Много раз диавол пытался искусить Нифона, но днем у него этого не получалось. Тогда нечистый напал на него ночью, во сне, показав постыдные видения и вызвав у подвижника истечение семени. Божественный Нифон тотчас же встал и, взяв палку, так сильно ударил по своим срамным удам, что они почернели. Четырнадцать лет подряд продолжалась эта брань с бесом блуда. Все эти годы подвижник сильно мучился, весьма часто бил себя камнями, потому что негодовал и очень печалился из–за очередного появления постыдных помыслов и желаний, навязываемых ему нечистым. Все это время Господь испытывал его силу духа и все–таки избавил Нифона от этой брани. Однажды святой увидел сон: он стоял на равнине, по грудь покрытый нечистотами. Тут появился облаченный в белые одежды муж и повелел ему следовать за собой. Как только они достигли ямы, исполненной зловония, тот приказал Нифону стряхнуть эти нечистоты. Исполнив это, он почувствовал облегчение и прославил Бога. С той поры, если на него вдруг ополчался бес блуда, то уже нисколько ему не вредил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

См., например: 1679, апр. 24. Бытность у Государевой руки во время праздника С. Пасхи торговых армян//РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп. 1. Д. Л. 1–5; 1680, апреля 17. Бытность у Государевой руки во время праздника Св. Пасхи торговых армян//РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. Л. 1–2; 1683, апреля 12. Бытность у Государя о Празднике Пасхи торговых армян и дача им корму и питья. РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. Л. 1–3; 1685, апр. 29. Бытность у Государя у руки по случаю Пасхи торговых Армян, в Москве пребывающих//Ф. 100. Оп. 1. Д. Л. 1–2; 1686, апреля 8. Бытность торговых Армян у руки Государевой и дача им за то корму и пития//Ф. 100. Оп. 1. Д. Л. 1–2; 1688, апреля 19. Бытность у государей у руки в день Пасхи торговых армян и дача им вместо стола и питья//РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–3. РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 3. Л. 4 об.-6. См.: Письмо кандзасарского патриарха Петра Алексею Михайловичу с просьбой покровительствовать испаганским армянским купцам и всему армянскому народу//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 92. Письмо хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 3. Л. 4 об.-6. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. М., 1833. С. 334. Пер. с лат. по: Письмо католикоса Акопа Джугаеци царю с просьбой о покровительстве армянам от притеснений персидского правительства//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. С. 257–258. Подлинник латинского текста письма находится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 2. Л. 5–6. Там же. Во главе посольства становится сам католикос-патриарх Акоп Джугаеци. Однако, посетив Грузию, а затем Стамбул (откуда должны были перейти в Западную Европу), по пути католикос умирает. Почти все члены посольства возвращаются на родину, кроме Исраэла Ори (сопровождавшего своего отца — сюникского мелика Исраэла), который вскоре, не найдя деятельной помощи среди лидеров Западной Европы, ок. 1699 г. прибудет в Россию ко двору царя Петра I Алексеевича. См., например: История армянского народа: С древнейших времен до наших дней/Г. X. Саркисян, Т. X. Акопян, А. Г. Абрамян и др./под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980. С. 164–165.

http://bogoslov.ru/article/6194919

Л. 6). После пожалования ивиритам подворья в Москве в 1652 г. представители мон-ря начали регулярно приезжать в Россию для смены братии Никольской обители. Наиболее полный список документов (РГАДА. Ф. 52), относящихся к приездам ивиритов в Россию и пребыванию греч. братии в Никольском мон-ре до 1720 г., опубликован Александропулу ( 0AlexandropoЪlou . 2000. T. 6. S. 146-154; см. также опись: Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. Архива Коллегии иностр. дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001), документы более позднего времени были переданы в Архив внешней политики Российской империи (Ф. 52). От этих приездов в архиве Посольского приказа сохранилось неск. подлинных грамот-посланий от братии И. м. (на греч. и церковнослав. языках) и их переводов. В 1668 г. в Россию с грамотой от братии приехал иером. Иоанникий (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 1 мая 1668 г. 625; Оп. 1. 1669 г. Д. 4. Л. 1). В 1670 г. архим. Исаакий и архидиак. Анания с представителями др. мон-рей привезли в Москву послание от насельников Афона царю и Московскому патриарху Иоасафу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 42. Л. 1-10; подлинник грамоты к патриарху: ГИМ. Син. грам. 1275, 1669 г.; Костюхина Л. М . Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Рус. полуустав. М., 1999. С. 344-345. Рис. 251-252. (Тр. ГИМ; Вып. 108)). Грамоты архим. Дамаскина с братией к царю и патриарху (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. Нояб. 1672 г. 59; ГИМ. Син. грам. 1303) были присланы с архим. Григорием, приехавшим на смену архим. Никольского мон-ря Соломона весной 1673 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1673 г. Д. 4. Л. 1-2). Грамота кафигум. Хрисанфа и братии к царю была привезена в февр. 1675 г. архим. Евфимием, сменившим в Москве архим. Соломона (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. 1674 - до февр. 1675 г. 60; Оп. 1. 1676 г. Д. 2. Л. 17-18). В грамоте высказывались просьбы о продолжении пребывания греч. монахов в мон-ре, об отпуске Соломона из России и о пожаловании милостыни для восстановления водоснабжения мон-ря («которую де воду имели они для монастырской нужды издалеча приведенную, и та де вода от бури завалилась, и ныне безводия ради зле страждут»).

http://sedmitza.ru/text/837009.html

Сейчас-то владыка знает в совершенстве не только арабский и французский, но и русский и английский. Не каждый посол читает для собственного удовольствия литературу на языке той страны, в которой работает, а вот владыка Нифон известен среди дипломатов своей любовью к Пушкину и Достоевскому… Русский народ и его культура стали для антиохийского епископа почти родными. Когда-то, чтобы остаться служить в Москве, он даже отказался стать митрополитом в Австралии. «Я очень благодарен тем, кто тогда учился со мною и учил меня, за то, что они меня терпели. Я ведь был человеком иной культуры, и начать хотя бы понимать разговоры на чужом языке мне было очень тяжело. Но все бросить и уехать домой я бы никогда не смог, ведь мой наставник и духовный отец, митрополит Илиапольский Нифон (Саба), который и отправил меня в Москву, очень на меня надеялся. Только чтобы не позорить его перед Русской Церковью, я молчал, когда было особенно трудно, но все первые месяцы я жил здесь в слезах. Понимая мои трудности, тогдашний Патриарх Алексий I даже говорил инспектору Академии архимандриту Питириму (впоследствии митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому), чтобы от меня требовали чуть меньше, чем от всех остальных. Чтобы войти в атмосферу новой жизни, потребовалось время. Прошло примерно полтора года, прежде чем я смог полностью вжиться в свой новый статус диакона. А в том, что никем в жизни, кроме священнослужителя, я быть не могу, я всегда был уверен. Трудностей добавляло то, что я был в СССР иностранцем, и за мной, конечно, наблюдали. В самое трудное время, когда я не мог общаться ни с кем, не боясь подставить человека, приходилось общаться только с дипломатами. До сих пор среди них у меня много друзей во всем мире. Но, несмотря ни на что, на самом деле я никогда не жалел, что принял священный сан. Наоборот, я самый счастливый человек на свете. Господь дал мне возможность общаться с такими разными людьми! Я очень благодарен Богу за все, что мне довелось испытать в жизни. Когда-то приезд сюда был для меня вызовом, а стал благословением».

http://foma.ru/episkop-filippopolskij-ni...

Провидя, что старец находится в таком плачевном состоянии, Нифон из глубины души воззвал:«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, если раб Твой Нифон имеет к Тебе дерзновение, то пусть остановится кровотечение и прекратятся боли Феодула, чтобы, по его молитвам, я пришел в себя, и меня не сожрали здесь дикие звери». Как только он произнес эту молитву, случилось чудо: кровь остановилась, боли прекратились, полуживой до этого старец встал и снова зашагал по дороге, славя Бога. Некий Лаврский монах, относившийся с большим благоговением к святому Нифону, послал ему с другом сосуд масла. Друг же тот, идя по дороге, оступился и упал. Все, что он дал, разбилось, кроме сосуда с маслом, который остался целым, и когда брат отдавал его святому, тот с улыбкой, опережая его, сказал:«Видишь, какую силу имеет вера брата, пославшего масло, она и тебя избавила от опасности, и сосуд, в отличие от всего остального, не разбился». Принесший масло брат удивился прозорливости святого и прославил Бога. Другой монах, много лет страдая от головных болей, истратил большие средства на врачей, не получив однако никакого исцеления. Придя к святому и припав к его ногам, он горячо молил исцелить его, говоря:«Я знаю, святейший отче, что все, что бы ты ни попросил у Бога, Он даст тебе, ибо ради любви к Нему ты и избрал себе эту пустыню». Святой по смиренномудрию своему отвечал:«Отче, я грешен, а грешников Бог не слушает». Больной же не переставал со слезами припадать к нему и просить об исцелении. Побежденный естественной своей добротой и состраданием, блаженный Нифон прочел молитву над головой больного, после чего послышался шум, как от сильного ветра, и — о чудо! — больной исцелился, поблагодарил святого и прославил Бога. Другой монах–келлиот понадеялся на себя и на свои знания, поэтому и не стал открывать свои помыслы более опытному духовному отцу. Так он и жил, как подсказывал ему помысел. Вследствие этого несчастный впал в прелесть и принял ангела тьмы за Ангела света. Наученный им множеству непристойностей, монах впал в гордыню и думал, что своими добродетелями превосходит всех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010