Подробно о приезде Дамаскина в Россию в 1655 г. см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. 54 Архимандрит Дамаскин прибыл в Смоленск 29 мая 1655 г., в ставку царя в Шклов – 7 июня, в Москву – по-видимому, в начале июля; см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 7, 16, 74. 56 Приводим ее текст по подлиннику, хранящемуся в архиве Ватопедского монастыря, 16. «Отпуск» Посольского приказа см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 112–113. 61 Там же. Л. 48. Переведенный из Соловецкого монастыря в Чудов в 1675 г., старец Кирилл в 1683 г. был отпущен на Афон; см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 3, Л. 44; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России... С. 69–70. 63 Ее черновой вариант: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 5; см. также: Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 3. Л. 59–71. 67 Принесенный в 1655 г. архимандритом Дамаскином Животворящий Крест имел, согласно донесения тверского архиепископа Лаврентия царю Алексею Михайловичу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 7), следующие размеры: «А мера ... тому животворящему кресту с ковчегом в длину вершков в шесть и болши, а поперег ... тот животворящий крест с ковчегом поменши четверти аршина...», то есть примерно 30x18 см (для сравнения: хранящийся в Ватопеде в настоящее время Крест Константина имеет размеры 106x57 см; см.: ερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση – στορα – τχνη Т. II. γιον, ρος, 1996. Σ. 482). В 70-х гг. XVIII в. Животворящий Крест находился в Успенском соборе Московского Кремля: его подробное описание под 28 приводится Описью Успенского собора 1771–1773 гг. (ОР ГПФ Музея-заповедника «Московский Кремль». Ф. 4. Ед. хр. 89. Л. 149–150). Именно этот крест фигурирует в «Описи выбывших вещей Успенского собора» (ОР ГПФ Музея-заповедника «Московский Кремль». Ф. 4. Ед. хр. 90. Л. 30 об.: «28. Киот серебреной позлащенной, в нем Крест Константиновской») с пометой, сделанной сразу после изгнания Наполеона из Москвы, о том, что «под 28, 29, 31, 32 все ... вещи похищены». Что касается главы св. Иоанна Златоуста , то она до 1988 г. находилась в Музее Московского Кремля и затем актом 13 от 26 мая 1988 г. была передана в Московскую патриархию. Сведения о судьбе Животворящего Креста, главы Иоанна Златоуста и главы Григория Богослова (см. выше прим. 29) в XVIII-XX вв. получены нами от Т. В. Толстой. 68 Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть 3. СПб., 1887. С. 199–200. Читать далее Источник: Чудотворные реликвии Христианского Востока в Москве в середине XVII в. Икона Иверской Богоматери/Фонкич Б.Л. – Москва : «Индрик», 2004. - 24 с. (Серия «Россия и Христианский Восток. Библиотека». Выпуск 5.). ISBN 5-85759-283-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

42 и 42 об.). Доклад 895 Учрежденного Собора Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию от 20 августа 1871 года с ходатайством о рукоположении монаха Варнавы во иеродиакона для служения в пещерных храмах (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11381, л. 32 и 32 об.). Свидетельство епископа Леонида о рукоположении монаха Варнавы во иеродиакона в храме Святителя Николая в Угрешском монастыре 29 августа 1871 года (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11381, л. 34 об.). Наградной список Московской епархии состоящего при Троице-Сергиевой Лавре Гефсиманского скита духовника иеромонаха Варнавы, представленного к наперсному кресту из Святейшего Правительствующего Синода (1888 г.) (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 14039, л. 12). Письмо иеромонаха Варнавы к Н. Китер. – Цит. по: Серафим (Роуз) , иеромонах. Будущее России и конец мира, в кн.: Святое Православие. XX век. Донской монастырь. М., 1992. Письмо от председателя Совета братства Креста в Нижнем Новгороде епископа Балахнинского Ювеналия от 27 июля 1893 года с выражением благодарности игумении Павле и иеромонаху Варнаве за помощь в миссионерской деятельности (Государственный архив Нижегородской области, ф. 583, оп. 1, д. 58, л. 22, 22 об.). Телеграмма в Петербург митрополиту Владимиру из Троице-Сергиевой Лавры о возможности захоронения тела иеромонаха Варнавы за алтарем пещерного храма Гефсиманского скита (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 16824, л. 2). Телеграмма митрополита Московского Владимира 20 февраля 1906 года архимандриту Товии о захоронении иеромонаха Варнавы за алтарем пещерного храма (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 16824, л. 6). Доклад Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону о возможности устройства придела во имя апостола Варнавы в «Пещерах» Гефсиманского скита от 30 апреля 1919 года (РГАДА, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 19177, л. 8, 8 об.). Протокол заседания Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры от 30 ноября 1989 года (Протокол утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом 13 декабря 1989 года). Письмо председателя Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 1 марта 1992 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 5 В «Слове на Успение», произнесенном в Киево-Печерской Лавре в 1693 г., свт. Димитрий Ростовский говорит не о вознесении, а о «восхождении Пречистой Богоматери от земли на небо»; в православной традиции распространено и такое наименование, как взятие Пресвятой Богородицы на небо. – Ред. 11 У стрельцов-пушкарей «грачами» назывались куски свинца или чугуна, которыми они стреляли из пушек. Местность, где они селились, в пределах Земляного города, и называлась Грачи. – Ред. 12 Англо-бурская война (1899–1902) в Южной Африке велась Великобританией против потомков голландских поселенцев. – Ред. 15 Теперь гроб выставлен на поклонение в Успенском соборе Лавры, а то время он пребывал в Вифании. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Кроме того, сохранилась Минея-Четья за нояб. с записью 1550 г.: «В лето 7059 на Покров Пресвятыя Богородицы ок. в 1 царь и государь, князь великии Иван Василевич всея Русии пожаловал и дал в Дом Всемлостиваго Спаса Боголепнаго Его Преображениа что на Крутицах на Новом, сию книгу, вместе, сплетены, три мнеи чети, сентябрь, октябрь, ноябрь, а бил челом царю… о тои книге Нифонт архимандрит Спаса Новаго и розделил их росплел на трое по месяцу» (Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. 111. С. 103). К 2018 г. рукопись хранится в собрании кн. М. А. Оболенского в РГАДА, и, очевидно, во 2-й пол. XIX в. принадлежала ему. Снегирёв в сер. XIX в. писал о ней как о хранившейся в мон-ре, при этом дважды по-разному (оба раза ошибочно) указал дату записи на ней ( Снегирёв. 1863. С. 14 (7089); С. 40 (7079)). И. Д. Дмитриев писал о 3 рукописных Минеях, пожертвованных царем Иоанном IV Васильевичем как о сохранявшихся в мон-ре ( Дмитриев. 1909. С. 14), однако, учитывая компилятивный характер издания, а также нахождение рукописи вне мон-ря до нач. ХХ в., можно полагать, что исследователь некритически воспроизвел информацию изданий сер. XIX в. Рукопись ноябрьской Минеи 1550 г. создавалась несколькими писцами; запись и редакторская правка могли принадлежать архим. Нифонту (Кормилицыну). Существует т. зр., согласно к-рой «рукопись… представляет собой треть книги, поступившей в монастырь, т. е. присланной царем Нифонту». По др. версии, «была прислана иная книга, а сохранившаяся рукопись - плод работы привлеченных Нифонтом писцов (не обязательно из числа братии монастыря)» (Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. 111. С. 109). Снегирёв характеризовал рукопись как «три минеи» и привел запись на ней, при этом отметил все 3 под одним номером ( Снегирёв. 1863. С. 40), фактически подведя читателя к мысли, что на момент публикации его труда рукопись представляла собой один кодекс, тем более, что вслед за ней, под 2-м номером, он поставил мартовскую Минею с выходной записью от 20 сент. 1553 г.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

И аще, кому что потребно будет противу еретическим речам и благодатью Божиею обрящет готово без труда в коемждо слове, яже суть». Тут следует исчисление иногда четырех, иногда десяти, в большей же части списков всех шестнадцати слов и краткое содержание каждого из них; а затем уже начинается само Слово 1-е. До нас не дошло Сказания в первоначальной редакции. Мы имеем его в виде предисловия к словам, собранным Иосифом воедино, в целую книгу, которой в последствии дано было название Просветителя. Сказание могло быть написано или отдельно, или как предисловие к первым главам Просветителя; но во всяком случае задолго до того, как Иосиф стал собирать воедино свои 16-ть слов на еретиков Новгородских. В Сказании и в Послании к Нифонту встречаются места дословно схожие. Язык Сказания и сама история ереси дают нам основание отнести его к 1493–1494 году, т. е. к тому периоду времени, когда поведение Зосимы огласилось, но удаление его со святительского престола ещё не состоялось. Из Сказания и послания к Нифонту видно, в каком всеоружии выступил Иосиф на борьбу с еретиками. Нифонту он указывает на подвиг исповедника и советует действовать прямо на паству Зосимы. Зная содержание этого послания, трудно предположить, чтобы Иосиф ограничился в борьбе с еретиками одними советами действовать против них. Самому же ему действовать была полная возможность. Еретики рассылали грамоты для распространения своего учения и, вместе с тем, для подрыва авторитета таких противников ереси, как Геннадий. Иосиф понял, что необходимо дать оружие в руки христианам, не имеющим многих книг, или не знающим Божественного писания, как говорит он в послании к иноку иконописцу. Пример такой деятельности был перед Иосифом. Он упоминает в предисловии к своей книге на еретиков, что Антиох игумен лавры Саввы освященного и Никон Черной горы, в Антиохии, каждый в свою очередь, написали «велику книгу» в опровержение: один – персов, другой – турок. «Ныне же не Перси», продолжает он, «ниже Туркы, но сам диавол и все его воинство ополчившеся на Христову церковь якоже звери дикие, не плоти человеча вкушаху, ниже крови пиаху, но душа погубляюще, ей же весь мир недостоин». Иосиф мог ранее послания к Нифонту и сильных нападков на еретиков начать писать против них. Уже в первых трёх словах (первых и по времени написания) он неоднократно называет по имени трёх главных еретиков: Алексея, Дениса и Федора Курицына. Зосима не упоминается. Геннадий в своем послании 1491 года (к митрополиту Зосиме) говорит, что ересь распространилась с тех пор, как Федор Курицын вернулся из Венгрии. Таким образом в 1491 г., когда ещё не обнаружилась ересь Зосимы, известно было, что Курицын Федор – еретик.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

б) правило еп. Григория («Всем же епископом... святитель есть»); в) правило 4-е собора VII («иже от части сего ради... не подобно»); г) Юстиниана новых заповедей гл. 9 («яко епископ или презвитер... под сим же есть»). После этого в 12-м «слове» дано резюме: «Се же паки глаголю от святых писаний, яко не последует божий суд, ни патриаршескому,, ни епископьскому, не токмо отлучению, но ниже проклятию, яже не по божию волю проклянет кого». Это пересказ начала второй части «Послания Нифонту» пространной редакции. После этого в 12-м «слове» идет отрывок из начала второй части «Послания» («Диоскор убо еретик», — ср. ниже, стр. 431) с небольшой стилистической вставкой (после «от человек» — «понеже не по воли божий прокляша»). Затем после слов «причтен бысть» помещен отрывок из середины второй части «Послания» («Великаго Симиона, иже на дивней горе... Вижь, яко аще хто... свяжеть себе проклянет и свяжет, якоже вси сии проклявшеи святыя сия отца», — ср. ниже, стр. 432; вместо последних семи слов — в послании «яко презвитер»). Далее в 12-м «слове» после небольшой вставки «И довольно сиа на извещение... неповинне проклянет» продолжается рассказ начала второй части слова («Виждь яко не последует. .. но клятва на них возвратися», с небольшой редакционной вставкой после «суд», — ср. ниже, стр. 430). Затем в 12-м «слове» после выдержки из апостола Иуды (до слов «оскверненую ризу») идут отрывки из И. Златоуста и Аф. Александрийского, помещенные в «Послании Нифонту» после приведенных цитат из Ареопагита и Василия (И. Златоуста «Аще повеление развращено» и Аф. Александрийского «Шествующе же»,— ср. ниже, стр. 432). Далее в «Послании» читается выдержка из Анастасия Синайского, приведенная в 12-м «слове» выше. После этого в 12-м «слове» и в «Послании» идет, начиная с выдержки из Соломона («Якоже летающеи птицы»), заключительная часть обоих произведений. Таким образом, вся вторая часть «Послания» в пространной редакции целиком вошла в 12-е «слово», «о кроме нее в 12-м «слове» имеются еще некоторые дополнения. Анализ этих дополнений показывает, что часть текста 12-го «слова» взята из послания Иосифа Санина И. И. Третьякову «на Серапиона» (декабрь 1510 г.—январь 1511 г.). Сходен и порядок в этих произведениях Так в послании «на Серапиона» последовательно помещены: выдержка из Дионисия, Василия Великого, текст «епископ или презвитер» и т. д., цитата из Анастасия Синайского, правило 134-е собора Карфагенского; правило св. Григория, правило 4-е собора VII, глава 9-я Юстиниана в послании помещены перед выдержкой из Дионисия. Таким образом 12-е «слово» «Просветителя» основано на второй части «Послания Нифонту» пространной редакции и на послании «на Серапиона». Поэтому его следует датировать временем не ранее 1511 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/433607/

Далее тот же жизнеописатель передает, что, не довольствуясь указанными выше подарками и возведением Иосифа в звание своего наместника, Геннадий каждогодно посылал в монастырь Иосифа разные продукты, и часть церковных доходов: См. Житие Иосифа, сост. неизвестным изд. Невоструевым ст 47. 224 Письмо к Вассиану напеч. в Чт. Общ. Ист. и Др. вместе с посланием к Нифонту, как простая, хотя и самостоятельная, приписка к посланию. В таком виде письмо к Вассиану встречается и во всех рукописях. (Хрущев, Ibid., стр. 130). Это подтверждает ту мысль, что письмо к Вассиану написано и послано Иосифом в одно время с посланием к Нифонту. 226 Свящ. Булгаков (см. Булгакова препод. Иосиф Волоколамский, стр. 98) думает, что свое сказание Иосиф начал писать уже после низведения с митрополичьего престола, именно, после того, как написано было им 11 слово, вошедшее в составь Просветителя. Но это несправедливо. Сказание историю ереси доводит только до 1494 г. В этот год Зосима был удален с митрополичьего престола, Иосиф, между тем, ни слова не говорит об этом удалении в своем сказании. Основание, какое свящ. Булгаков приводить в пользу своего мнения, то, что в сказании Иосиф называет Зосиму разными ругательными именами, каковых имен Иосиф, конечно, не позволил бы себе, если бы он писал предисловие к своему Просветителю во времена Зосимы митрополита. Но послание к Нифонту также написано во времена Зосимы митрополита, и однако же что мы видим в этом послании? Не употребляет ли и в нем Иосиф для характеристики Зосимы тех же названий, какие употреблены им в его сказании? Нельзя упускать из виду и следующего факта. Сказав о гонениях на православных со стороны Зосимы, Иосиф далее продолжает: «и таковыя ради беды, и аз мало нечто собрах от божественных писаний» и почти вслед за тем начинает перечислять заглавия своих слов. Все сказанное нами приводит нас к тому заключению, что свое сказание Иосиф начал писать и написал не после 11 слова, не после низведения Зосимы с митрополичьего престола, а прежде этого низведения. 230 См. грам. Геннадия к Вассиану, епископу ростовскому, Нифонту, епископу суздальскому, Вассиану, епископу тверскому и прочим епископам. Напеч. в Др. Рос. Вивл. ч. XIV, стр. 203, 204. 231 См. П. С. Р. Л. т. IV, стр. 164. В степенной книге вообще говорится, что Зосима был сведен с митрополичьего престола «за некое предкновение». (Степ. кн. ч. I стр. 477, ч. II. стр. 155). Замечательно еще, что имя Зосимы не встречается в синодиках, по которым совершалось поминовение р. митрополитов и других иерархов. (Один из таких синодиков см. в Др. Рос. Вивл. ч. VI стр. 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Московские новости патриарх Никон мог получать от своих сторонников, которые особенно в первое время ссылки опального патриарха были частыми его гостями в Ферапонтовом монастыре. Из Жития патриарха Никона , составленного Иваном Шушериным, известно, что весной 1668 г. у патриарха Никона были старцы Воскресенского монастыря: иеромонах Мисаил с трудниками привёз десять хлебов, рыбу и 200 р. – Шушерин 1997, 156–137. Осенью 1668 г. стрелецкому голове Василию Бухвостову поручено было выяснить, не таит ли кто из братии Воскресенского монастыря документов, связанных с патриархом Никоном, и оказалось, что крылошанин Филагрий в сентябре был у патриарха Никона и привёз в Новый Иерусалим для сохранения письма Никона царю – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103а, 104–106, 109–110. Известно, что вскоре после отъезда патриарха Никона в Ферапонтов монастырь у него был крылошанин Симонова монастыря старец Марк, которому Никон поручил записывать все события, связанные с осуждением патриарха, начиная со времени, когда он, приехав на церковный Собор из Воскресенского монастыря, остановился на Архангельском подворье; обстоятельства этого дела раскрылись в ноябре 1668 г.; тетради с записями пропали – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103а–118. Есть сведения о том, что летом 1667 г. у патриарха Никона была игуменья Марфа из девичьего Воскресенского монастыря; она сообщала Никону столичные вести, полученные старицей Максимиллой от её сестёр из Москвы. Архимандрит Ново-Спасского монастыря Иосиф, проживший рядом с патриархом Никоном в Ферапонтовом монастыре почти два года, по просьбе Никона по ночам ездил в девичий монастырь в Горы и отдавал там письма патриарха для пересылки адресатам, а также привозил московские новости. Мирской староста Петрушка Костарев частенько навещал патриарха Никона. Он пересылал письма Никона из Ферапонтова монастыря и позволял тайно останавливаться в его избе людям, которые приезжали к ссыльному патриарху. Так, некоторое время у него прожил сбежавший от патриарха Никона белец Герасим Матвеев, который, вернувшись из Москвы, тайно, с помощью Петрушки Костарева через сушильные палаты приходил на встречи к Никону, а затем переправлял его письма – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 18–20а, 21а; Соловьёв 1991, 260–261. Сторонники патриарха Никона находились и в Ферапонтовом монастыре. Так, в декабре 1668 г. на допросе в Москве архимандрит Ново-Спасского монастыря Иосиф заявил, что пристав Степан Наумов разрешал приезжать к Никону разным людям, по просьбе Никона отпускал его людей в сопровождении стрельцов в Крестный Онежский и Воскресенский монастыри, сам рассказывал Никону свежие столичные новости, которые получал от осведомлённых людей – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 124–128, 129–147а. Среди самых надёжных курьеров – старцев Ферапонтова монастыря, услугами которых пользовался патриарх Никон, Иосиф назвал монаха Виктора – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 148–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Пристав Наумов однажды указал архимандриту Иосифу на его поведение, на что Иосиф ответил, что царь не давал Степану никаких распоряжений насчет ИосифаРГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 18 – 20а, 21а; Соловьев 1991, 260 – 261. Осенью 1668 г. архимандрит Иосиф заболел и в октябре отправил письма патриарху Иоасафу, митрополиту Сарскому и Полонскому Павлу, брату иерею Назарию с просьбой о возвращении – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 26а, 27, 28. Однако не только недуг архимандрита торопил его с отъездом: Иосиф перестал ладить с Никоном, приставом и властями Ферапонтова монастыря. 8 ноября 1668 г. в Ферапонтов монастырь из Москвы прибыл стрелецкий голова Юрий Петрович Лутохин; ему Иосиф подал изветную челобитную, в которой объявил «страшное государево слово и дело, измену бывшего патриарха монаха Никона и пристава Наумова» и умолял Лутохина забрать его в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, л. 140а, ч. I, л. 26а – 28, 94а – 95; Николаевский 1886, 31. 15 ноября в челобитной царю пристав С. Наумов, ссылаясь на полученные от келаря Макария Злобина, игумена Афанасия и стрельца Якимка Евсегниева сведения, сообщал, что в трапезе на заутрене архимандрит Иосиф обвинял Никона в измене и признавался, будто знает о Никоне такие дела, которые хочет сообщить, но только царю. Иосиф говорил также, что обо всех «делах» Никона знает черный дьякон Ферапонт, который живет в Вологде в Софийском доме, и заявлял, что Никон тайно через караул посылает от себя с письмами монахов Ферапонтова монастыря, в частности монаха Виктора, и уследить за Никоном невозможно – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 148 – 149. По извету архимандрита началось расследование. 19 ноября в челобитной властям Кириллова монастыряпристав С. Наумов сообщал о задержании дьякона Ферапонта и препровождении его в Кириллов монастырь для строгого содержания – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 30. 25 ноября голова московских стрельцов Василий Бухвостов допрашивал братию Воскресенского монастыря о связях с патриархом Никоном .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь государь, смилуйся, пожалуй. д Примечания Л. 160 ...прислан ко мне... пристав стольник князь Самойло Шайсупов – Самойло Никитич Шайсупов прибыл в Ферапонтов монастырь 12 июня 1671 г. – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35. ...слышал от Игнатья Башковского... – Имя служки Ферапонтова монастыря Игнатия Башковского встречается в документах «дела» ссыльного монаха Никона как человека, общавшегося с опальным патриархом; так, 6 января 1675 г. именно он сообщил Никону, что власти Кириллова монастыря послали в Москву своих людей за старцем Мардарием, который повез письма Никона царю, чтобы не допустить его к государю – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 234. 13 апреля 1676 г. царю Алексею Михайловичу доложены челобитная пристава С. Шайсупова и челобитная Никона приставу с изветом на служку Игнатия Башковского и дворовую женщину Киликейку, в которой Никон обвинил их в государевом деле; царь передал челобитные патриарху Иоакиму – Дело 1897, 344 Николаевский 1886, 91. До 15 мая Игнатий и Киликейка в допросе сообщили некоторые факты из жизни Никона в Ферапонтовой монастыре, рассказали о лечении им больных – Дело 1897, 341 – 361 Николаевский 1886, 92. Л. 161... служкою данным, с Ысачком Прокопьевым... – Имя служки Исачка Прокофьева, приставленного к патриарху Никону в Ферапонтовом монастыре для выполнения различных поручений, очень часто встречается в документах с 1670 г.; Исачка работает личным курьером патриарха Никона . 30 мая 1670 г. служка Исачка, как доносил в Москву пристав С. Наумов, принес приставу известие о том, что патриарх Никон объявил «государево слово и дело» на некоторых людей из ближайшего царского окружения – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 166 – 167. А 12 июля Исачка был вывезен в Кириллов монастырь на очную ставку и для допроса – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 163. 24 мая 1672 г. патриарх Никон прислал к Шайсупову со служкой И. Прокофьевым письмо, которое просил отправить в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010