Сын крестьянина Курской губернии 45 десятин земли на р. Быстрой Качалин Андрей Иаковлевич, священник Всех скорбящих Радосте хут. Сусат- ского Раздор- ской н/Д ст. Из казаков Семикара- корской ст. У жены 186 десятин земли Васильев Владимир Федотович, псаломщик Рождества Богородицы хут. Чекалова Сын священника Дочь мещанина Ольга Ивановна Фетисова У матери 200 десятин земли в Донецком округе Лисицын Павел Ильич, диак.-пса- ломщик Вознесенская хут. Леонова Сын диакона иногороднего происхождения Дочь мещанина Евдокия Павловна Ткачева У жены 30 десятин земли в Донецком округе Захаров Матфей, протоиерей Архангельская пос. Алексеевско- Лозовского Донецкий округ Сын дьячка иногороднего происхождения В Донецком округе 3 1/2 десятины земли и деревянный дом в пос. Алексеевско- Лозовском Кожин Павел Алексеевич, священник Иоан- но-Пред- теченская слободы Дегтевой Сын свящ. слободы Дегтевой, иногороднего происхождения Дочь Харитона Попова 16 десятин земли Толкачев Иоанн Михайлович, священник Иоанно- Предтеченская слободы Дегтевой Из мещан г. Ростова-на-Дону Земля 16 2/3 десятин Кораблинов Константин Георгиевич, диак. Тихоноская пос. Колодези Сын дьячка иногороднего происхождения Дочь пономаря К. Сре- брянского 9 десятин земли близ Колодезей Попов Тимофей Федорович, заштатный псаломщик Скорбящен- ская пос. Тиховско- Журавского Духовного Вдов по 2-м браке 20 десятин земли в Донецком округе Васильев Григорий Виссарионович, священник Одигитри- евская хут. Шумимлина Казанской ст. Сын урядника казачьего происхождения Совместно с матерью и сестрой имеет 144 десятины земли Ефимьев Петр Васильевич, священник Митрофа- новская хут. Пиховкина Каменской ст. Сын священника казачьего происхождения 95 десятин земли в Донецком округе Даниловский Семен Иванович, псаломщик Иоанно-Богословская хут. Кононова ст. Усть-Бело- калитвенской Сын причетника казачьего происхождения Жена имеет 100 десятин земли Ямщиков Петр Петрович, священник Покровская слободы Селивановой Из крестьян Дочь священника И. Добрен- ского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть основания считать И. автором не входящего в сборник ГИМ. Син. 591 послания «К старейшему ми брату-столпнику» (и выписанного из него «Поучения к отрекшимся мира»), в заглавии к-рого указана принадлежность Илариону. Древнейшие списки «Послания...» (3-я четв. XIV в.- 10-е гг. XV в.) с надписанием: «Илариона, митрополита Киевского» - содержатся в ряде рукописей серб. извода: БАН. Текущие поступления. 13, 3-я четв. XIV в. (ранее был известен как «Сборник К. Д. Петковича», «Сборник М. П. Петровского», 3-я четв. XIV в.; см.: Сергеев А. Г. Атрибуция некоторых серб. рукописей XIV в. из собрания БАН//Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: (Мат-лы междунар. науч. конф.). М., 2008. С. 167-168); Белград. НБС. Рс 26, 3-я четв. XIV в.; Афон. Хиландар. 455, посл. треть XIV в.; Черногория, б-ка мон-ря Савина, 22, ок. 1418 г. По крайней мере 2 списка (с.-петербургский и хиландарский) происходят из б-ки серб. монастыря Хиландар на Афоне, с момента основания связанного с Русским великомученика Пантелеимона монастырем . Широко представлены в южнославянской традиции XIV-XVIII вв. списки памятника, в заглавии к-рых автор (Иларион) не назван Киевским митрополитом. В восточнослав. традиции памятник известен с более позднего времени, древнейшие списки (пергаменные) датируются нач.- 1-й четв. XV в. (РГБ. Беляев. 1; РГАДА. Ф. 201. 16 и др.). В полных рус. списках памятника определение автора как митрополита Киевского неизвестно, однако оно встречается в рукописях XV-XVI вв. при выписке (именуемой «От иного слова») из «Наказания к отрекшимся мира» прп. Илариона Великого (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 640; см.: Каталог слав.-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 218, 227. 81). Послание «К старейшему ми брату-столпнику» посвящено различным вопросам монашеской жизни, и в первую очередь взаимоотношению монахов и «мира». Автор убежден, что иноческое житие есть наиболее совершенное проявление христ. веры. Поэтому, апеллируя к авторитету Свящ. Писания и святоотеческих творений, он призывает иноков отрешиться от «мира» - не участвовать в мирских трапезах, не стремиться к достижению монастырских должностей и церковных отличий, не искать милости от светских властей, питаться прежде всего делом рук своих, а не рассчитывать на милостыню от сильных мира сего и богомольцев.

http://pravenc.ru/text/389115.html

Жизнеописатель говорит, что владыка скорбел душой о разлуке со своей паствой, но утешал себя тем, что возвратился снова к безмолвному житию с преподобными и что терпит гонение ради правды. Заточение его здесь продолжалось около года. В следующем 1150 г. Георгий Владимирович Долгорукий, победив Изяслава, сел на Киевском княжении, и, чтобы расположить к себе новгородцев, он тогда же возвратил свободу заключенному Нифонту и с честью отпустил его к своей пастве, которая с восторгом встречала своего любимого пастыря. Несправедливость со стороны Изяслава и митрополита еще более возвысила Нифонта в глазах современников, которые смотрели на него как на исповедника, пострадавшего за истину. Слух об этом дошел даже до Царьграда и там нашел сочувствие к подвижнику. Патриарх Николай IV Музалон, известившись о понесенной скорби от Климента, написал к Нифонту одобрительное послание, в котором сравнивал его с первыми святыми отцами: «О Святом духе сыну сослужебнику нашего смирения, – писал патриарх, – доброму пастырю Христова стада словесных овец, господину епископу Великого Новгорода Нифонту, радоваться о Господе. Слышали мы о твоем неправедном страдании, которое страждешь Бога ради против Клима митрополита, без нашего благословения, самовластно восхитившего митрополию Киевскую, и что ты, честный отче, запрещаешь ему в столь великой дерзости и не хочешь с ним служить святительски, ни в божественной службе его поминать, и много потерпел от него досаждения и злой укоризны. Но ты, святый отче, потерпи еще за правду, Господа ради, и не изнемогай от сего аспида и злых его советников, да будешь причтен от Бога прежним святым, твердо пострадавшим о православии, и покажешь святителям, которые будут по тебе в земле Русской, и всем людям образ терпения своего. Мир тебе, отче, и буди на тебе, страдальче Христов, благословение нашего умирения во веки. Аминь». Получив патриаршую одобрительную грамоту, Нифонт еще более утвердился в своем подвиге. Наконец, незадолго до своей кончины, он утешен был известием, что патриарх Цареградский в соборной церкви Святой Софии поставил в Киев и на всю Русь законного митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следовательно и послание Иосифа написано было еще до 1478 г. Это подверждается самым посланием, которое написано довольно нерешительно, даже неискусно (сравнительно с другими его сочинениями) и не показывает в авторе той твердости, какая образовалась в нем в последствии. b) В послании к Нифонту, епископу Суздальскому 230 Иосиф представляется нам уже другим человеком: его слово является острым мечем и он с энергией взялся за дело церковного благочиния. Когда после первого собора на еретиков, Иосиф был вызван к деятельности, он скоро заметил, что на митрополичьей кафедре сидит еритик Зосима и решился низвергнуть его. С этою целью он написал к Нифонту послание. Желая сильнее подействовать на него, Иосиф указывает на свои прежние дружеские отношения к Нифонту: «помяни яко от млады версты восприях тя; помяни убо, еже от юности твоей сопребывание со мной, и еже о Бозе духовную любовь... аз сладчайший и любимый ми брате, отнележе враг позавиде нашему вкупе с пребыванию и разлучитися сотвори друг от друга, прежде смертного и конечного разлучения и непребысть сердце мое на месте, но аки море волнуемо бурею печали.» Чтобы скорее побудить Нифонта подвизаться за веру, Иосиф указывает на его иерархическое положение в церкви и значение в обществе: «Аще ты, писал он, попещишися за веру и за Пречистую Богородицу и за все православное христианство стати крепко; тобой, господине, мнози пользуются и о тебе укрепятся вси. Глава бо еси всем и на тебя вси зрят, тобой бо очистит Господь Бог свою Церковь и все Христианство от жидовской ереси.» Послание это написано еще до низложения Зосимы (следовательно около 1492 г.); потому что Иосиф прямо говорит: «в велицей убо церкви... на престоле святем... ныне сидит скверный и злобесный волк, оболкийся в пастырскую одежду, иже чином Святитель, а произволением Иуда Предатель...» и под. После такого предисловия, указавшего цель и повод к посланию, Преподобный продолжает: «Иисус распят бысть нас ради безгрешный, а мы за Распятого нас ради, не постраждем ли до смерти? Что сего блаженнейши, еже за Христа пострадати и за Пречистую Богородицу? Аще убо с Ним умрем, с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

907 Снимок с антиминса – в христ. древн. Прохорова 1863 г. 2, 2–4. Изд. акад. VI, 87, 88. Вероятно, звание архиепископа давал бл. Нифонту только кн. Юрий, но не митрополит. Новгород. летописи говорят, что сан архиепископа получил от митрополита св. Иоанн. См. сентябр. Г. Беляев (рассказы из рус. ист. 72, 115) на помянутом антиминсе строит догадки и о митрополии суздальской и о подчинении Нифонта суздальскому митрополиту. Но в летописях и намека нет на то, что при кн. Юрии хотели основать особую митрополию на севере. По самому названию храма, храма Георгиева, вероятно, что антиминс освящен в Суздале по желанию кн. Юрия, а не в Новгороде. 908 Киев. летоп. о Нифонте: «бысть бе ревнив по божественному, его же Клим понуживаше служить с собой; он же ему молвяюет: неси приял благословение от святой Софьи и святого великого собора и патриарха; тем же могу служить, ни воспоминать тебе в святой службе, но поминаю патриарха». Собр. л. II, 80, 45, 64; III, 10, 11; V, 160. 909 Сношения с Царьградом конечно не дешевы были новгородской кафедре. Отселе жалобы некоторых на Нифонта, хотя и излишне резкие: «мнозии глаголаху, яко получив св. Софию, пошел Царьгороду и много глаголаху на нь, но собе на грех». Собр. л. III, 12. «Сими укоризнами содеваху ежу спасение, а себе на грех». Собр. л. IX, 206, 207. 910 Грамота патр. Николая Муцалона – у Варлаама в житии св. Нифонта Николай Муцалон был патриархом 1147–1152 г. Киев. л. под 1766 г. «патриарх же присла к нему грамоты, блажа и причитая же святым его. Он же боле крепляшется, послушавая грамот патриарш». 912 По 1 новгор. лет. «преставился апр. в 21 д.». 1156 г. Собр. л. 3, 12. То же в соф. врем. 7, 64. По 2 новгор. и Никон. л. «преставился апр. 15, праздной недели в субботу». В 3 и 4 новг. «преставился апр. в 18 д.». Собр. л. 3, 124, 179; 4, 9, 5, 160; 9, 206. По четьей минее «преставился апр. 8 светлой недели в субботу». Но в 1156 г. суббота светлой недели была апр. 21 д. Потому несомненно, что бл. Нифонт почил 21 апр. 1156 г. Варлаам в конце жития, обращаясь к св. Нифонту, говорит: «молись за пречестнейшего архиерея Макария, содержащего святительский престол всей России, который уставил соборно праздновать честную память твою». Итак, повсеместное празднование св. Нифонту установлено митр. Макарием, но в каком году? Неизвестно. Мощи св. Нифонта ныне открыто почивают в Антониевой пещере, но у Кальнофойского они еще не показаны. Опис. лавры стр. 108, 289, 293. Воскр. л. (7, 64) говорит: «положен бысть в Феодосьеве печере». Но все другие говорят только, что положен в печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нифонт, однако ж, и после этого не согласился признать законным архипастырем Клима и не хотел с ним служить в Софийском храме. «Ты недостойно поставлен, говорил он, и не благословлен от великого собора, и не твердо твое посвящение, ибо ты не возносишь на литургии имени патриаршего». Епископов же, поставлявших Климента, осуждал как человекоугодников. С такими чувствами он возвратился к своей пастве и отсюда не переставал ратовать против незаконного постановления Климента и «тако вражда бысть многа», замечает летописец. Митрополит, раздраженный против Нифонта за строгие и постоянные обличения, старался вооружить против него в. князя, домогаясь сослать его куда-нибудь в заточение, но Изяслав боялся открыто гнать мужа столь добродетельного, и так много оказавшего услуг всей Русской земле. Впрочем, не желая обидеть и митрополита совершенным отказом, он вытребовал Нифонта в Киев в 1149 году, с намерением примирить Иерархов. Но так как Нифонт и в этот раз утверждал незаконность поставления Климента, не хотел ему подчиниться и назвал его не пастырем церкви, а волком; то и был заключен в Печерском монастыре 100 . Жизнеописатель говорит, что владыка скорбел душою о разлуке со своею паствою; но утешал себя тем, что возвратился паки к безмолвному житию с преподобными, и что терпит гонение ради правды. Заточение его здесь продолжалось около года. В следующем, 1150 году, Георгий Владимирович Долгорукий, победив Изяслава, сел на Киевском княжении, и, чтобы расположить к себе Новгородцев, он тогда же возвратил свободу заключенному Нифонту, и с честью отпустил его к своей пастве, которая с восторгом встречала своего любимого пастыря 101 . Несправедливость со стороны Изяслава и митрополита еще более возвысила Нифонта в глазах современников, которые смотрели на него как на исповедника, пострадавшего за истину. Слух об этом дошел даже до Царя-града, и там нашел сочувствие к подвижнику. Патриарх Николай IV Музалон, известившись о понесенной скорби от Климента, написал к Нифонту одобрительное послание, в котором сравнивал его с первыми святыми отцами: «о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения, писал патриарх, доброму пастырю Христова стада словесных овец, господину епископу великого Новгорода Нифонту, радоваться о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

453 Иаков черноризец обращается с письменными вопросами к митр. Иоанну II. Кирик упоминает о Феодосе, записавшем за митрополитом (Георгием) правило о плотском, воздержании в великий пост. Позднее к митр. Киприану обращался с вопросами преп. Афанасий Высоцкий. Ср. также „А се вопрос священический», изд. Р. И. Б. VI, 857–872. Греческая каноническая письменность представляет нам целый ряд произведений такого рода. 454 Кирик мог сопутствовать еп. Нифонту в Киеве в 1149–1150 гг., когда Новгородский владыка, позванный князем Изяславом и митроп. Климентом, был посажен в Печерский монастырь (Новгор. Л. 1, стр. 138–39). Там же Кирик мог делать свои наблюдения (см. ст. 21) и даже беседовать с митрополитом (ст. 38). Он, по-видимому, присутствовал при беседах Климента с Новгородским владыкой: в Вопрошании Кирика особой редакции (Тексты, I, отд. 30, нач.) после ст. 66 и пред 84 по изданию Р. И. Б.) есть слова: „а Клим молвяше насиливо велми, – рече епископу: так достоит молвити, а нам умети» (ср. ст. 43). Можно отсюда заключать, что Кирик был свидетелем бесед двух архипастырей. Сверх того упоминание о Клименте Смолятиче уже во второй половине Вопрошания (если приведенные слова особой редакции относить к 66 ст.), или даже в конце (если относить их к ст. 84) дает основание предполагать, что в Киеве составлена была значительная часть Вопрошания. Плодом бесед и сношении с митрополитом и явился в Вопрошании Кирика целый отдел статей 21–38. Допускаем это на таких основаниях. Ответы в ст. 21 – 38 не принадлежат Нифонту, на что указывает сличение некоторых статей отдела с ответами Нифонту Саввы. Ответы еп. Нифонта (Сав. 4 ст.). С своею женою бывше, достоить лести в олтар, ополоснувшеся, и еуангелие целовати, и измывшеся и дора ясти и мощи целовати омывшеся....   ...(крест) целовавше ; не ясти сыра и мяса том дни. И Клим бяше повелел. А достойно есть, кроме Воздвижения, целовати, ясти все, и мясо, или глядати или надети на кото, целовати ядше все. Статьи Вопрошания Кирика. 29. С своею женою быв, том дни не лезтъ в олтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В том же году открыты мощи преподобного Антония Римлянина. Скажем несколько подробнее об их открытии. Одному иноку обители Антониевой, по имени Нифонту, после вечерней келейной молитвы было видение во сне. Нифонту казалось, что он находится в храме Рождества Богородицы, устроенном стараниями преподобного Антония, где и был погребён преподобный. Он увидел мощи Антония лежащими наверху у церковного помоста в раке подле святителя Никиты. Храм был исполнен света. Пробудившись после видения, Нифонт поведал о нём отцу своему духовному и некоторым из братии. Спустя несколько времени, благочестивому Нифонту захотелось поклониться мощам преподобного. По обычаю монастырскому он поднял деку раки, поставленной над гробом преподобного, и увидел мощи Антония нетленными, как бы живыми, от них исходило благоухание. Нифонт сердечно желал облобызать их, но от помоста церковного было далеко до мощей, так что даже рукой нельзя было осязать их; покров, которым одеты были мощи, оставался невредим. Благочестивый Нифонт сказал обо всём игумену Кириллу. Он с некоторыми из братий поспешил в церковь ко гробу преподобного и увидел тоже. Тогда игумен возвестил обо всём виденном митрополиту Новгородскому Александру. Митрополит хотел довести это до сведения царя и патриарха Иова, но вскоре скончался. Вскоре и игумен Кирилл переведён был в Троицкий Сергиев монастырь. При новом настоятеле и сам Нифонт, неизвестно по каким причинам, удалён был из монастыря. Он пришёл в Сергиеву обитель к своему прежнему игумену и просил походатайствовать у царя и патриарха об открытии мощей преподобного Антония. При личном свидании с царём и патриархом Кирилл возвестил им о чудесах, исходящих от гроба преподобного Антония и о том, что он сам видел их нетленными. По совету с царём, Иов послал грамоту к митрополиту Новгородскому Варлааму и повелел ему открыть мощи преподобного. Варлаам отправился в монастырь Антониев и, вместе с братией, исполнил наказ патриарший. В правление Иова причислены были церковью к лику святых: Иоанн юродивый Московский (1589), Игнатий Вологодский (1592) и Мартирий Зеленецкий (1603).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

120. 1493 г. Послание игумена волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, епископу суздальскому, о еретичестве митрополита Зосимы, необходимости казнить еретиков градскими казнями и недействительности проклятия, изрекаемого иерархами-еретиками Из рукописи Москов. Синод. Библиот. XVI в. 453, л. 1–16. Здесь, как и в списке, изданном в Моск. Общ. Ист. и Древ. 1847 г., 1 (в Смеси), послание к Нифону слито, на конце с посланием к игумену Вассиану, брату Иосифа: в настоящем издании прибавка эта опущена. В других списках (Публ. Библ. Q., отд. XVII, 68, л. 244 об. и 50, л. 16. Москов. Синод. Библ. 791, л. 59) послание обрывается у конца второй части (о необходимости казнить еретиков), где и в нашем списке стоит обычное заключительное славословие. Соображения о времени написания и первоначальном виде послания см. у Хрущова в исследовании о сочинениях Иосифа, стр. 123–129. Господину государю пресвященному владыке суздальскому и торускому, Нифонту, грешный чернец Иосиф, нищий твой, господине, челом бью. Ведомо тебе, государю моему, нынешняя великая беда, постигшая русскую землю и все православное христианство: в великой убо церкви пречистой Богородица, сияющей якоже второе солнце посреди всей русской земли, и на престоле святом, идеже божественные святители и чудотворцы Петр и Алексей и иные многие великие православные святители посажены быша, на том же престоле ныне сидит скверный и злобесный волк, оболкийся в пастырскую одежду, иже чином святитель, а произволением Иуда предатель и причастник бесам, иже оскверни святительский великий престол, овех убо жидовству уча, иных же содомски скверня: змий пагубный, мерзости запустение на месте святом, отступник Христов, иже не точию сам отступи от Христа и диаволу прилепися, но иных учит отврещися Христа, первый отступник во святителях в нашей земле, антихристов предтеча, иже антихриста ждет, свинским житем живый, сын погибельный, иже Сына Божьего попра, и пречистую Богородицу похули, и всех святых уничижи, и икону Господа нашего Иисуса Христа и пречистой его Матери и всех святых болваны нарицая, и всяко нечестие и претыкание и соблазн на непорочную христианскую веру полагает, и евангельские предания и апостольские уставы и всех святых писания отмеща: «несть, деи, второго пришествия Христова, нет, деи, царствия небесного святым; умер, деи, ин умер, по та места и был»: – ни в древних еретиках и отступниках злодей таков не бывал! А сказывал ти и самому, государю моему, брат мой Васиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В конце грамоты приписка: «противень послал Нифонту епископу Суздальскому, да Филофею епископу Перьмскому во одны речи о еретицех с Семеном з Зезевитом. Лета 96 Генваря». V. Сборник XVI в., в лист. Импер. Публ. библ., F. I, 229. из собрания гр. Толстого, (Опис. Слав. Росс. рукоп., отд. I, 299). Надпись скорописью: «книга епископа Симеона Фессалоницкаго». В этом сборнике находятся только одни сочинения Иосифа Волоцкого . Начинается посланием к Нифонту епископу Суздальскому (см. выше II, л. 245). В Опис. Слав. Росс. рукоп. статья эта названа посланием Иосифа к неизвестному, потому что первый лист утрачен, а с ним и заглавие послания. В рукописи оно начинается словами: « Нет де и втораго пришествия...» Вслед за десятью обличительными словами на еретиков новгородских находим послание к иноку-иконописцу, изданное в Чтениях Моск. Общ. Истор. и Древн. (1847 г. 1), но не упомянутое в Опис. Слав. Росс. рукописей. За ним помещено: «Послание к инокам о повиновении соборному определению». В Опис. Слав. Росс. рукописей оно включено в число одиннадцати слов на еретиков. Вот точное содержание сборника: 1)  Послание к Нифонту. 1)  То же к Митрофану, Андрониковскому архимандриту, изданное в Чтен. Моск. Общ. Ист. и Древн. (1847, 1). 2)  Сказание о новоявившейся ереси и т. д. с упоминанием содержания десяти первых слов. В нем недостаёт одного листа. 3)  Десять слов на еретиков новгородских. 4)  Послание к иноку-иконописцу. 5)  То же – к инокам о повиновении соборному определению. VI. Сборник XVI в. , в 4-ку, Импер. Публ. Библ., Q. I, 67, из собрания гр. Толстого, (Опис. Слав. Росс. рукоп., отд. II, 225). Здесь сказано, что эта рукопись дана была вкладом Соль-Вычегодской соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Никитой Григорьевичем Строгановым. Статьи этой рукописи исключительно относятся до Пафнутия Боровского и содержат: 1) Краткое о нем сказание; 2) службу ему и, наконец, 3) «Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Пафнутия Боровского чудотворца и отчасти чудес споведание. Списано бысть учеником его Вассианом, архиепископом Ростовским и Ярославским». Краткое сказание сходствует с известием о Пафнутии, помещенным в Воскресен. летописи под 6985 годом (Полн. Собр. Рус. лет., т. VII, стр. 183–184). Только в летописи сначала говорится о кончине святого, потом о его рождении и жизни; в сказании же наоборот, сперва о рождении и жизни, потом о кончине. К тому же в сказании пропущено описание погребения Пафнутия, но прибавлено несколько слов там, где говорится о строении церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010