27–29 мая 2016 года в Екатеринбурге прошла Международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство» . Представляем один из докладов, прочитанных духовником Преображенского монастыря в Террассоне (Франция) архимандритом Илией (Раго). Полное название доклада: «Методы духовного воспитания и средства созидания души монаха: значение индивидуального подхода, грань между снисхождением и строгостью, сочетание свободы и подчинения». Архимандрит Илия (Раго) Прежде чем говорить о методах духовного воспитания монахов, уясним, какова цель монашеской жизни, так как методы полностью зависят от цели. «Если вы воскресли со Христом, – говорит апостол Павел , – то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3: 1–3). И вот в чем суть монашеского призвания: всю свою волю направлять к тому, чтобы привести в действие и развить в себе благодать крещения, то есть научиться жить во Христе, о чем и говорит апостол Павел. Через аскетические подвиги, через послушание, свободное отсечение своей воли, борьбу с помыслами монах вступает на тот же путь, каким шел Сам Христос. Он вступает в тот же подвиг и ту же брань, какая была у Господа с диаволом. Диавол искушал Христа с тех пор, как Господь удалился в Иерихонскую пустыню и вплоть до Гефсиманского сада и Креста. И монах, следуя во всем за Господом, борется против греха вместе со Христом, от Господа получает силу и решимость преодолевать козни лукавого и вместе со Христом торжествует победу, во всякий момент предпочитая волю Бога-Отца своей человеческой воле. Итак, монашеская жизнь есть «постоянное понуждение своего естества». И отрекаясь от себя, монах тем самым дает возможность Христу войти в него и действовать в нем, как молился об этом Господь: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» (Ин. 17: 24). Монахи следуют призыву апостола Павла, который побуждает нас отдать всю свою жизнь Христу: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12: 1). И поскольку этот подвиг – принесение всей своей жизни в жертву Господу – весьма труден, то эти слова апостола Павла обязывают духовных отцов, игуменов поддерживать, наставлять и вдохновлять в этом подвиге проходящих монашеское жительство.

http://pravoslavie.ru/93822.html

     У преподобного Исаака Сирина есть одно хорошее пожелание христианам, и мне хотелось бы, чтобы это пожелание стало для нас путеводной звездой. Святой отец говорит: «Пусть уста твои будут сладкими и язык твой говорит нежно, и тогда все люди будут твоими друзьями». Итак, он призывает нас, чтобы наши речи и слова, которые мы обращаем друг ко другу, были исполнены любви и утешения. Плод подлинной духовной жизни – это всегда любовь. И я даже могу не спрашивать сестер, как они молятся, какое впечатление производит на них богослужение. Это и так видно по плодам – плодам любви. Некоторые сестры приходят ко мне и рассказывают, какое доброе, мягкое отношение они видят в других сестрах. Например, такой простой случай. Встретились две сестры в коридоре, и одна из них внимательно посмотрела на другую. А та сразу откликнулась на этот взгляд и с искренней любовью, с готовностью послужить спросила: «Ты что-то хочешь?» Или, например, просто при встрече одна сестра другой как-то особенно почтительно, благоговейно поклонилась. И это почтение и смирение очень тронуло сестру, так что она потом весь день ощущала тихую радость. Или еще был такой случай. Одна сестра несла ведро и по дороге нечаянно пролила грязную воду на пол, который только что помыла другая сестра. Эта сестра заметила ее испуг и принялась ее успокаивать: «Да я тут еще не мыла, ты не беспокойся!» И все эти случаи меня очень радуют. Они свидетельствуют о том, что у нас есть любовь. Именно по тому, имеем ли мы этот плод, мы можем понять: как мы молимся. Если мы холодны к ближним, если мы пытаемся от них отгородиться, не откликаемся на их нужды, не проявляем терпения и снисхождения к их немощам – то это сигнал, что мы молимся формально. Мы просто бессмысленно повторяем молитву, а не просим у Бога помощи, не имеем живой связи с Ним. А главное дело в нашей жизни – это именно обрести связь с Богом, пребывать в неформальном, живом общении с Ним. Ни одно наше правило, ни одно богослужение не должно проходить холодно, без покаяния, без понуждения себя. Всегда молитва должна быть живой, одухотворенной стремлением к Богу. И всегда должен быть плод – любовь к ближним.

http://pravoslavie.ru/140327.html

Евангельское монашество 23 июля, 2014 Евангелие Господа нашего Иисуса Христа – это благая и радостная весть, несущая в мир не просто учение, но новую жизнь взамен ветхой. Ветхая жизнь порабощена грехом, страстями, тлением, смертью и управляется дьяволом. Несмотря на все “естественные” радости, она оставляет горькое послевкусие, ибо это – не истинная жизнь, ради которой был создан человек, но жизнь растленная, нездоровая, отмеченная чувством парадокса, пустоты и смятения. Новая жизнь дарована миру Богочеловеком Христом как дар, доступный для всех людей. Верующий соединяется с Иисусом Христом и таким образом причащается Его святой бессмертной жизни – вечной и истинной. Необходимым условием к единению верующего с Христом и его оживотворению является его смерть как ветхого человека через покаяние. Верующий должен сначала распять ветхого человека (то есть эгоизм, страсти и собственную волю) на Кресте и похоронить во гробе Христа, чтобы воскреснуть вместе с Ним, “дабы нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Таково дело покаяния и взятия Креста Христова. Без покаяния – постоянного распятия ветхого человека – верующий не может обрести евангельскую веру и всецело предаться Богу и возлюбить Господа Бога “всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” (Мк. 12:30). Поэтому Господь сделал покаяние фундаментом евангельской проповеди и предпосылкой веры. “Покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1:15). Он не скрывал, что путь покаяния является трудным, но ведущим наверх. “Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь” (Мф. 7:14), и ступить на него – значит поднять крест покаяния. Поскольку ветхий человек не покидает тебя без труда, и дьявол не побеждается без тяжелой борьбы. Тесным и узким путем покаяния обещает в течение жизни следовать монах. Он отстраняется от мира, чтобы достичь своего единственного желания, умереть для ветхой жизни и начать жизнь обновленную, которую Христос дарует нам через церковь. Совершенного покаяния монах достигает посредством постоянной аскезы, бдения, поста, молитвы, отсеканием собственной воли и беспрекословного послушания по отношению к старцу. Тем самым он заставляет себя отречься от своих эгоистичных стремлений и полюбить волю Божью. “Монах есть всегдашнее понуждение естества”. Так он исполняет слова Господа “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11:12). В муках покаяния постепенно рождается обновленный человек, подобный Богу.

http://pravmir.ru/evangelskoe-monashestv...

ИГИЛ использует детей и даже младенцев (ВИДЕО) Алеппо, 28 апреля 2015 г. «Этот ребенок опасен для вас, а не только для нас», - гласит подпись к фотографии      Дети, рожденные на подконтрольной боевикам «Исламского Государства» территории, также становятся объектом пропаганды террористической организации. Последние случаи «черного пиара» ИГ потрясли пользователей сети Интернет по всему миру, передают информационные агентства. В частности, первые видеоролики, выложенные такфиристами в Сеть еще в конце прошлого года, запечатлели ужасающие картины боевой подготовки детей дошкольного, младшего и среднего школьных возрастов. Дети ИГИЛ В начале ролика слышна русская речь - человек, который забирает автомат, говорит: " Все, все, все! " Другой человек восторженно кричит по-арабски за кадром: " С именем Аллаха! " " Как пожелал Аллах! " Затем ребенок - тот, что стрелял, или, возможно, другой, потому что он говорит на чистом арабском, отвечает на вопросы: - К кому ты принадлежишь, брат? - К " Исламскому Государству " . - Брат, что хочешь сказать мусульманам? - Приступите к боевым операциям. - Ма ша Аллах!.. ( " Как пожелает Аллах! " ) И т.д. ; Обучение детей обращению с огнестрельным оружием сопровождается также и идеологически выверенным воспитанием: так, отвечая на односложные вопросы «педагогов», дети разных возрастов «присягают» главе ИГ Абу Бакру ал-Багдади и обещают сражаться против «нечистых неверных» до самой своей смерти. Фотоматериалы с очередных «воспитательных мероприятий» «Государства» также неизменно выкладываются различными активистами в Мировую паутину. На прошлой неделе многие новостные сводки опубликовали снимки , сделанные на площади одного из населенных пунктов сирийской мухафазы Хасеке. Кадры, отправленные в СМИ свидетелями, зафиксировали момент казни очередного «отступника от ислама», окруженного пристально следящими за экзекуцией детьми. Результаты подобной вербовки не замедляют себя ждать: двадцать первого апреля иракские ополченцы сообщили о первых «выпускниках» тренировочного лагеря радикалов, располагающегося на западе от Эр-Рамади. По словам добровольцев, в ряды ИГ были понуждены вступить дети, возрастом от девяти до двенадцати лет.

http://pravoslavie.ru/78948.html

Искушения в праздники В праздники враг старается особенно сильно искушать: или расстраивать мирное настроение раздражением, или подставлять какое-либо, будто «неотложное» — «дело» 21 сентября, 2009 В праздники враг старается особенно сильно искушать: или расстраивать мирное настроение раздражением, или подставлять какое-либо, будто «неотложное» — «дело» Фото: Sound OrthPhoto.net Еще о. Иоанн Кронштадтский отмечал, что в празд­ники враг старается особенно сильно искушать: или расстраивать мирное настроение раздражением, или подставлять какое-либо, будто «неотложное» — «дело», чтобы рассеять сосредоточенное молитвенное внимание пред службою, или даже во время самой литургии вселяет какие-либо охлаждающие мысли. И вообще, говорит о. Иоанн, точно в гору идешь, а песок под ногами точится вниз и затрудняет подъем. «Враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, край­не великий оброк; и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо, что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой!.. Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди… искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется,— Царство Твое (Господи. — М. В.) сокращается…» «Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе. Враг заранее старается охладить сердце к предмету празднуемого события… Тут он действует на нас или чрез атмосферу (дурную погоду.— М. В.), или чрез принятую внутрь пищу и питие, или чрез свои разжженные стрелы, с избытком бросаемые в сердце и сильно палящие всего человека, при этом чувствуются лукавые… и хульные помышле­ния и (даже. — М. В.) сердечное отвращение к предме­ту торжества. Надо преодолевать врага понуждением себя на богомыслие и молитву». О самом празднике он пишет: «Хорошо праздник проведешь, во славу Божию и во спасение души, если будешь упраздняться от страстей… и… упражняться… в добродетелях». «Хорошо проведешь праздник», «если возродишься, обновишься благодатию».

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-prazdnik...

Люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, убеждена Русская Церковь Москва, 1 июня 2012 г. Опубликован Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». В Проекте,  затрагивающем такие темы, как «Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы », мобильную связь, проблему универсальной карты, биометрию, etc., и включающем в себя соответсвующие параграфы, в частности, говорится:   «В последнее время в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования. Человек может быть понужден повсюду предъявлять этот код вместо имени во взаимодействии с государственными и коммерческими структурами для осуществления своих гражданских прав, получения материальных благ и услуг. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие граждански значимые действия и даже личную жизнь. «Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в государственных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. «Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека. «Серьезную критику среди многих верующих вызывает опасность обязательного присвоения идентификационного кода, превращения его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, принуждение к использованию его как основного идентификатора человека в его взаимоотношениях с государством, социальными и коммерческими учреждениями.

http://pravoslavie.ru/53962.html

Не меняй Христа на «лайки»! Пастыри о виртуальном и сокровенном Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, став для некоторых чуть ли не важнейшей ее частью. Уже считается нормой рассказывать всему миру о каждом, даже самом незначительном или же очень личном, сокровенном событии своей жизни. Мы уже не живем, а выбалтываем свою жизнь в соцсетях. Запутываются в этих тенетах и православные. Как христианину не утонуть в в этом море уже обесцененных слов? Что поможет сконцентрироваться на жизни души, на сокровенном, на «внутреннем христианстве»? Свои советы дают пастыри. Поставляй себя перед правдой Евангелия каждый день Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов : – В духовной жизни для того, чтобы достигнуть определенной цели, нужно хотеть достигнуть этой цели. У святителя Игнатия Кавказского есть прекрасные слова: «Произволяющий – способен»; кто хочет – тот сможет, в переводе на русский язык. Рассеянность современного сознания, в том числе и нас, православных людей, христиан XXI столетия, проистекает из того, что этой цели – сокровенной жизни во Христе – мы часто перед собой не ставим, внутренне с готовностью принимая стандарты поведения, навязываемые нам современным миром, который всегда во зле лежит и всегда устремляет человека, желающего жить благочестиво, в противоположную сторону. Одним из очевидных путей такого рода устремлений является то, что я бы назвал виртуальным эксгибиционизмом: побуждение людей выворачивать свою жизнь наружу, не сокрывать в сердце свои переживания, а через социальные сети добровольно, без всякого понуждения спецслужб и кого бы то ни было, выкладывать информацию о себе, своих близких, своих умонастроениях, своих впечатлениях. Святые отцы предостерегали: веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове Между тем в святоотеческих творениях говорится о том, что и веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове. Чем чаще ты пересказываешь, как Господь коснулся твоего сердца или как чудо Божие произошло в твоей жизни, тем больше ты от него отдаляешься, тем более оно объективируется для тебя. Да, можно рассказать о каком-то событии, если оно конкретному собеседнику может принести духовную пользу здесь и сейчас, удержать от уныния, от греха, направить его на путь благочестивой жизни. Но если рассказ о произошедшем с тобой становится некоей рекламой, способом стяжания лайков в социальных сетях, то скоро у тебя ничего и не останется, кроме этих самых лайков и публикации в интернете. Выйди из соцсетей или по крайней мере пользуйся ими, если это необходимо для твоей профессиональной жизни или для информационной коммуникации, но не более того.

http://pravoslavie.ru/104691.html

О значении молитв за усопших, о родительских субботах и памяти смертной. Часть 2. 21.04.2021 11:42:02 Е. Смирнова – Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вас приветствует Елена Смирнова. Сегодня я предлагаю вам продолжение передачи «Память смертная». Эту передачу подготовил старейший клирик Казанского собора на Красной площади протодиакон Константин Лаптев. В первой передаче он рассказал нам о том, какие родительские субботы и почему служат в нашей Православной Церкви в течение года. Также объяснил структуру и содержание стихир, канонов и иных песнопений. Слушайте продолжение его рассказа. о. Константин – После совершения псалма или кафизмы, пения тропарей по Непорочных, потому что иногда сама кафизма 17-я называется Непорочной, а тропари как бы к ней прилагаются, у нас хотя часто опускают саму кафизму, мы эти тропари обычно всегда поем на заупокойных богослужениях, на панихидах, на отпеваниях. Потом полагается заупокойная ектения, то есть молитвенное воззвание об усопшем. И седален: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче». Мы молимся о прощении грехов, ибо только если грехи будут прощены, если покаяние будет истинным, и молитва Церкви, обращенная к милосердию Божию, будет сильна, человек получает разрешение, то есть прощение грехов, входит в Царствие Небесное. Далее поется канон, как и на всякой утрени. Канон, имеющий два вида тропарей. Одни тропари обращены к святым мученикам. Мы говорили, что тема святых мучеников очень близка теме заупокойной. Она показывает, что можно победить саму смерть во Христе, если смерти не бояться, но отдать жизнь за Бога, за Христа. Не обязательно даже принимать мучения, если нет гонений. Можно отдать жизнь за Христа каждодневной верностью Его заповедям, молитвой, понуждением себя к крестоношению. Принятие скорбей за Христа вменяется как подвиг, равнозначный мученическому. Поэтому шествие тесным, узким и прискорбным путем даже в спокойной жизни, когда нет гонений, подразумевается, когда мы молимся святым мученикам.

http://radonezh.ru/2021/04/21/o-znacheni...

Пасха на Афонской горе Непостижимый для непривычного, хотя бы даже и верующего человека, аскетизм большинства греческих и русских обителей на Святой Горе в течение Великого поста доходит до того, что становится в иные минуты страшно о нем и подумать! 23 апреля, 2011 Непостижимый для непривычного, хотя бы даже и верующего человека, аскетизм большинства греческих и русских обителей на Святой Горе в течение Великого поста доходит до того, что становится в иные минуты страшно о нем и подумать! Непостижимый для непривычного, хотя бы даже и верующего человека, аскетизм большинства греческих и русских обителей на Святой Горе в течение Великого поста доходит до того, что становится в иные минуты страшно о нем и подумать!… В это время все на Афоне становятся, волей и неволей, высокими подвижниками духовными и телесными. Тот, кому это полегче, не должен гордиться, а должен смиряться перед высшею «благодатью» подобного облегчения; тот, кому это очень трудно, больно и скучно, должен помнить, что эта боль и эта скука, это состояние почти ежеминутного несносного понуждения — оно-то и есть настоящее монашество, то есть добровольное хроническое мученичество во славу Божию. Облегчение же долгой и постепенной телесной привычки и внезапные восторги душевного умиления — это не от нас. Это награда свыше за подвиг или поддержка слабому и унылому за доброе изволение понудить себя и покориться. Все приятное и утешительное не от нас, а от Бога; от нас все принудительное, самоограничивающее, то есть скучное… даже и на молитве. Такова философия истинного аскетизма. И мирянин, живущий долго на Афоне, может пережить, хотя и не вполне, а лишь отрывками, все те разнообразные минуты скорби и отрады, которых глубокое и необычайно тонкое сплетение составляет науку монашеской жизни, «науку из наук», как говорят учители-аскеты. Греки при начале Великого поста нередко приветствуют друг друга так: «Желаю тебе благополучно преплыть Четыредесятницы великое море»!.. Истинно великое море! Море голода и уныния, море усталости и насильственной молитвы, от которой, однако, сама совесть, сама личная воля не позволит отказаться без крайнего изнеможения! И сколько невидимых «камней» духовного преткновения! Над церковью в Руссике есть хоры; за хорами этими две небольших кельи; в кельях этих нет ничего, кроме аналоя с крестом и Евангелием и одного кресла для отдыха духовнику. Кельи эти дверями выходят в коридор, а на хоры окнами, заклеенными тонкой и темной материей, сквозь которую слышно все богослужение бесконечного, истинно всенощного бдения (оно продолжается иногда 13—14 часов!). Посмотрите, как теснятся в коридоре у дверей этих келий скорбящие монахи всех возрастов и всяких степеней духовного опыта! Они ждут не дождутся очереди излить души свои перед старцами!

http://pravmir.ru/pasxa-na-afonskoj-gore...

Протодиакон Андрей Кураев о запрете открыто носить крест: Если Великобритания хочет стать страной победившего сталинизма – это ее выбор Правительство Великобритании поддержало право работодателя увольнять сотрудника за открытое ношение креста на работу: «Ношение видимого крестика или распятия не является формой исповедания христианской религии». Комментирует профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев. 12 марта, 2012 Правительство Великобритании поддержало право работодателя увольнять сотрудника за открытое ношение креста на работу: «Ношение видимого крестика или распятия не является формой исповедания христианской религии». Комментирует профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев. Правительство Великобритании поддержало право работодателя увольнять сотрудника за открытое ношение креста на работе. Этой позиции правительство Британии будет придерживаться в деле по искам двух христианок, которые утверждают, что их уволили с работы именно за открытое ношение нательного креста. Дело будет рассматриваться в Страсбургском суде. Британское правительство утверждает, что «ношение видимого крестика или распятия не является формой исповедания христианской религии». За комментарием ПРАВМИР обратился к профессору Московской духовной академии, протодиакону Андрею Кураеву. Я бы посоветовал Парламенту Великобритании учесть, что христиане бывают разные. Среди подданных Ее Величества сегодня есть не только англикане, но и христиане других христианских же конфессий, например, те, кто относится к Восточнохристианским церквям — ортодоксальным. Я не берусь говорить за Англиканскую церковь, но в православной традиции отношение ко кресту самое благоговейное. Христиане считают, что Крест, в том числе и нательный крестик, — это не только напоминание о нашей вере и уповании, но и защита христианина в тяжелых обстоятельствах его жизни, и в том, что называют искушением. Кроме того, у православных принято, что если христианин снимает с себя крестик, то он кается в этом на исповеди. С православной точки зрения ношение христианином крестика является для него исповеданием его веры, а понуждение к отказу от ношения креста является вторжением в область свободы веры и напоминает нам о действиях атеистических советских властей.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010