4 сентября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Исаакия Оптинского. Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила. И вот в 1847 году он покинул отчий дом и поступил послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. Послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске в патриархальной семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в обращении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в его душе. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. В 1847 г., уже зрелым человеком, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит Введенской Оптиной Пустыни. Послушник Иоанн был вверен преподобному Макарию; под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, на клиросе. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. Исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 г. рукоположение в иеродиакона, а в 1858 г. в иеромонаха. В 1860 г. преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает преподобному Исаакию перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной Пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь; под его мудрым управлением Оптина Пустынь во второй половине XIX в. становится одним из процветающих монастырей России. Но главным для настоятеля было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава. Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 г. – архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. Здоровье его стало заметно слабеть и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля преподобного Исаакия последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала в защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими. Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной Пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии своим старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В издательстве «Никея» вышел сборник изречений преподобного Амвросия Оптинского 25 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Издательство «Никея» в 2011 году выпустило сборник изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить». Книга представляет собой подборку бесед, притч, наставлений знаменитого оптинского старца. Издательство «Никея» в 2011 году выпустило сборник изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить». Книга представляет собой подборку бесед, притч, наставлений знаменитого оптинского старца. Мысли и поучения святого, включенные в сборник, затрагивают насущные вопросы религиозной жизни, проблематику воцерковления, духовного становления и многое другое. Через поколения христиан автор бережно назидает современного читателя, со снисхождением и любовью просвещает, воспитывает его, указывает ему на опасности самоутверждения, предостерегает от ошибок на пути духовного восхождения. Смирение, послушание, терпение, понуждение, самоукорение, духовное делание и трезвление – таков далеко не полный перечень тем, которые затрагивает старец. Преподобный Амвросий, подвизавшийся в Оптиной пустыни, является одним из наиболее известных русских подвижников благочестия. Оптинский старец, ведший при жизни обширную переписку, оставил после себя многочисленное духовное наследие, бережно собранное духовными чадами святого. Представляемый сборник даёт нам ещё одну возможность приобщиться к сокровищнице духовной мысли великого подвижника благочестия. Книга, вне всякого сомнения, будет интересна и полезна как для воцерковленного читателя, так и для человека, который только собирается встать на религиозный путь. Избранные поучения преподобного Амвросия небольшие, но они точно отражают суть явлений; в них видна рассудительность, духовная зрелость автора, обладавшего даром проникновения в тайники душ человеческих. Живой, народный, образный язык преподобного Амвросия увлекает читателя, но и не отвлекает от заданной проблематики. Особый интерес представляют назидания преподобного Амвросия в стихотворной форме. Читая их, убеждаешься в незаурядном поэтическом таланте святого; его способности кратко, но емко выразить характер и подоплеку какого-либо явления, проблемы, духовной озабоченности или житейского попечения. Через юмор, иронию, используя особую тональность, старец рифмует свой духовный опыт и наблюдения, саму практику благочестия. Чего стоит, например: «Лизок! Смотри в низок, там находится смиренье и обретается терпенье» и незабываемое «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

http://pravmir.ru/v-izdatelstve-nikeya-v...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» Феофана Затворника — одно из самых авторитетных наставлений по нравственному богословию и аскетике. Святитель Феофан читал в Петербургской академии курс нравственного богословия. «Путь ко спасению» и представляет этот курс в переработанной для публикации форме. Задачей Феофана Затворника в «Пути ко спасению» было построение всей христианской жизни на началах святоотеческой аскетики, что по тем временам (во всяком случае для академического богословия) — радикальный шаг. Феофан Затворник отмечает помощь и одобрение Игнатия (Брянчанинова), тогда Сергиевского архимандрита. Феофан Затворник так начинает «Путь ко спасению»: «последняя цель человека — в общении с Богом — и путь к ней: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди! Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою–либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?» Феофан Затворник различал в христианской жизни: «три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1–ю — обращением к Богу, 2–ю — очищение или самоисправлением, 3–ю — освящением. На первой — человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй — очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов!

http://pravbiblioteka.ru/book/put-ko-spa...

Предсмертное завещание Георгию Схоларию Свидетельствую и торжественно объявляю касательно владыки Схолария, что я его знаю с самаго нежнаго возраста его, что я привязан к нему дружбою, что я люблю его, как моего сына, как моего друга, — хотя некоторыя изменения в наших взаимных дружественных отношениях могут быть припомянуты. Живя безпрестанно вместе с ним, даже до сего часа, когда я чувствую приближение моей кончины, я вполне знаю силу его ума, его мудрость, силу его речи; и поэтому я уверен, что из всех, находящихся в это время лиц, он один в состоянии подать руку помощи Православию, обуреваемому от пытающихся потрясти чистоту догматов; он один, с помощию Божиею, в состоянии оградить Церковь и укрепить Православие, пребывая верным и не скрывая светильника под спудом. Я не могу думать, чтобы внутреннее сочуствие или заглушение гласа совести было причиною того, что он не с свойственным ему рвением и усердием ратовал за Церковь, видя ее осаждаемою волнами, когда Вера была потрясена бурею и когда он знал, что ему предлежало защищать ее, — причиною тому была только одна слабость человеческая! Кто мудр, как он, тот не может не видеть, что разрушение вселенскаго Православия разрушает все! — Быть может, в это прошедшее время, он считал достаточным для того заступничество некоторых других и всего более мое, — и поэтому он не проявил себя явным защитником истины, и, без сомнения, удержан был некоторыми временными обстоятельствами или мирскими соображениями; но я ничего не сделал, или весьма малым способствовал для защиты Церкви, не имея ни достаточнаго могущества слова, ни сил, — а теперь я прихожу к истлению — и что может быть ниже истления! Если он мог тогда думать, что мы одни были в стостоянии оградить Церковь и считал безполезным сам предпринять то, что могли совершить другие, — то ныне, когда я уже готов отойти от сего мира, я не вижу кроме его никого другаго, кто бы мог, как я думаю, заменить меня для защиты Церкви, святой Веры и догматов Православия, и, по сей причине, я поручаю это дело ему. Будучи не токмо призван, но и понужден настоящими обстоятельствами, да воспламенит он искры благочестия, живущия в нем, и да ратует за святую Церковь, за правоверие, — и да приведет, с помощию Божиею, к желаемому концу то, что я не мог довершить сам. Так, он успеет в этом, по благости Божией, при свойственной ему мудрости и с тем даром красноречия, которым он обладает, — если эти дары будут им употреблены в надлежащее время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3645...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко протодиакон Сергий Шалберов Пожертвование на интернет и мобильную связь для ответов на вопросы: Наши павшие – как часовые… В праздник Вознесения Господня в Свято-Троицком Измайловском соборе, веющем небесной высотой и гулким пространством, которое поглощает все земные скорби, совершился чин погребения Михаила Александровича Карачева. Это был человек, жизнь которого кипела неудержимой созидательной энергией и неуклонно стремилась к христианскому совершенству. Погиб известный предприниматель, благотворитель и жертвователь… Это краткое известие потрясло многих. Михаила мучительно убили у… Пюхтицкая старица В Пюхтицком Успенском монастыре прощаются с настоятельницей матушкой Варварой. Приближаясь к безмятежному закату дней своих, приняла она великий ангельский образ. Вспомнилась последняя, не столь давняя встреча с ней, уже созерцающей закат своих земных дней — и как Бог принимает ученика, припадающего к Его груди, так слабеющая старица, с любовью принимала всех нас, вырвавшихся в тихую… Вещая встреча «Выбор дел зависит от нас, результат же добрых дел – от Божьего содействия по предведению Своему» (преп. Иоанн Дамаскин).   Служение Богу из всех дел человеческих есть самое значительное и славное. И это действие должно быть не только по долгу, но по естественному предназначению — и внутренним и внешним. Нельзя совершать служение Богу, когда этого… Идут Пилигримы Странничество есть отлучение от всего с тем намерением, чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом Лествица, 3, 3   И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 Многообразны пути человека к Богу… Но начало пути богопознания – всегда в бескорыстном искании истины, нравственной чистоты и понуждения себя к добру. В Евангелии это условие выражено кратко и ясно:… Вот моя деревня На улице грохот, скрежет, вой: с Измайловского проспекта с мясом сдирают трамвайные пути, а мы сидим в Свято-Троицком Измайловском соборе, в кабинете у протодиакона Сергия Шалберова, рассматриваем фотографии, на которых родная деревня отца Сергия, и такой тишиной, таким покоем веет от этих снимков… Вот деревенский крестный ход: идут бабушки гуськом по лесу, лица праздничные, просветленные……

http://azbyka.ru/parkhomenko/1/knizhnaya...

- Священная история началась и будет иметь свое завершение в Иерусалиме. Об этом говорит нам Священное Писание, Апокалипсис. Не секрет, что Святая Земля в своих святынях имеет неразрывную связь как с Ветхим Заветом и пророками, так и с Новым Заветом, с личностью, жизнью и учением Христа, и важнейшим являются здесь Голгофа - место Его Распятия, Гроб Господень - место Его Воскресения, находящиеся под одним куполом. И это место вплоть до сегодняшнего дня, а сегодня, возможно, особенно, имеет значение не туристическое или историческое, а именно литургическое, и потому эти места обладают своим особым языком, особыми возможностями выражения чуда Вочеловечения Христова. Чудо в православном понимании играет важнейшую роль, ведь само существование наше уже есть чудо - дар Божий. Христианство - единственная религия, провозглашающая Истину. Сам Господь говорит: «Я есть Истина и Свет миру». Никогда никакой религиозный деятель или мыслитель не провозглашал себя истиной. И эта Истина неизменна, ей живет Православная Церковь, Она не требует доказательств. Пилат не понял, когда Христос сказал, что Я есть Истина, и спросил, что есть правда? Христос многажды на расспросы о Нем, о Его служении говорил: приди и виждь, следуй за Мной и ты узришь Истину. Господь посылает нам знаки Своей силы и власти. Христианская Истина познается не через понуждение, а через свободное волеизъявление, так как человек был сотворен истинно свободным, чтобы мог выбирать между желанием Бога и своим собственным желанием, и Господь обращается к человеку, показывая слабость его стремлений, и через чудеса открывает всю мощь и высоту Своих замыслов о человеке. Я говорю это для того, чтобы мы могли понять чудо Церкви. Ведь Церковь в мире есть продолжение вочеловечения Христа. И именно Иерусалим есть место начала Церкви - хронологически, здесь была сформирована первая христианская община, отсюда распространилась на весь мир Церковь. Иерусалимская Церковь имеет некоторые привилегии, так как именно в ее пределах осуществилась тайна Вочеловечения. Именно здесь загорелась литургическая жизнь Церкви, имеющая проявления в разнообразных обрядах и службах, одной из которых является схождение Благодатного огня, который символизирует Воскресения Христово. Воспоминанию страданий и Воскресения Христа и посвящена вся Страстная седмица, в конце которой нисходит огонь на Гроб Господень в Великую Субботу, когда Патриарх с сонмом архиереев совершает крестный ход с пением пасхальных гимнов и после этого Патриарх из кувуклии выносит огонь и это, конечно, есть удивительный образ Богоявления. И настолько велико значение этого нисхождения, присутствует такая удивительная благодать, что этот день называют " день Света " даже мусульмане. Весь Иерусалим в этот день живет этим событием.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Скачать epub pdf Свидетельствую и торжественно объявляю касательно владыки Схолария, что я его знаю с самаго нежнаго возраста его, что я привязан к нему дружбою, что я люблю его, как моего сына, как моего друга, – хотя некоторыя изменения в наших взаимных дружественных отношениях могут быть припомянуты. Живя безпрестанно вместе с ним, даже до сего часа, когда я чувствую приближение моей кончины, я вполне знаю силу его ума, его мудрость, силу его речи; и поэтому я уверен, что из всех, находящихся в это время лиц, он один в состоянии подать руку помощи Православию, обуреваемому от пытающихся потрясти чистоту догматов; он один, с помощию Божиею, в состоянии оградить Церковь и укрепить Православие, пребывая верным и не скрывая светильника под спудом. Я не могу думать, чтобы внутреннее сочуствие или заглушение гласа совести было причиною того, что он не с свойственным ему рвением и усердием ратовал за Церковь , видя ее осаждаемою волнами, когда Вера была потрясена бурею и когда он знал, что ему предлежало защищать ее, – причиною тому была только одна слабость человеческая! Кто мудр, как он, тот не может не видеть, что разрушение вселенскаго Православия разрушает все! – Быть может, в это прошедшее время, он считал достаточным для того заступничество некоторых других и всего более мое, – и поэтому он не проявил себя явным защитником истины, и, без сомнения, удержан был некоторыми временными обстоятельствами или мирскими соображениями; но я ничего не сделал, или весьма малым способствовал для защиты Церкви, не имея ни достаточнаго могущества слова, ни сил, – а теперь я прихожу к истлению – и что может быть ниже истления! Если он мог тогда думать, что мы одни были в состоянии оградить Церковь и считал безполезным сам предпринять то, что могли совершить другие, – то ныне, когда я уже готов отойти от сего мира, я не вижу кроме его никого другаго, кто бы мог, как я думаю, заменить меня для защиты Церкви, святой Веры и догматов Православия, и, по сей причине, я поручаю это дело ему. Будучи не токмо призван, но и понужден настоящими обстоятельствами, да воспламенит он искры благочестия, живущия в нем, и да ратует за святую Церковь , за правоверие, – и да приведет, с помощию Божиею, к желаемому концу то, что я не мог довершить сам. Так, он успеет в этом, по благости Божией, при свойственной ему мудрости и с тем даром красноречия, которым он обладает, – если эти дары будут им употреблены в надлежащее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Судя по евангельской притче о талантах, спрос за их использование будет с каждого, а потому необходимо разобраться, каким образом нам следует «пускать в оборот» свой духовный талант.      Через что приумножается имение Божие? Только через неукоснительное исполнение Его заповедей. При постоянном понуждении себя во всем следовать евангельскому учению, человек ставит себя перед лицом того совершеннейшего Образа Божия, Который нам дан в Иисусе Христе. Это сопоставление своей внешней и внутренней жизни с евангельским образцом человеческого совершенства действенно помогает человеку освободиться от иллюзий в отношении самого себя. Когда человек старается постоянно исполнять заповеди, строго внимая себе и сопротивляясь греху, который живет внутри его сердца, он познает, насколько глубоко испорчена его природа. Через призму совершенства заповеданных Христом дел, слов, душевных расположений, можно увидеть, что все наше существо пронизано себялюбием и превозношением. Если это внутреннее зло не искоренять, оно продолжит развиваться и искажать образ Божий в человеке. В «обычном» расслабленном состоянии человек нисколько не чувствует этого повреждения в себе. Зрение собственных грехов — это тоже талант, духовный дар. Нам надо молиться о его приобретении, как установлено Церковью в великопостные дни, с преклонением колен: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!» Ведь с чего начинается христианство? Одно лишь признание, что Бог существует, и даже регулярное посещение храма, и формальное участие в таинствах — это еще не христианство. Скорее, это рациональное знание. Прочитав или услышав христианское учение, мы приняли его разумом, узнали, что принято в Церкви, и теперь так живем: по инерции до скуки, не утруждая себя во всем угождать Богу. Но недостаточно знать, хотя бы и наизусть, все евангельское учение и выполнять все уставные постановления Церкви только по той причине, что «так положено». Христианство начинается, когда человек ощущает необходимость во Христе Спасителе. Пока христианин не испытывает бессилия в преодолении самого себя на пути исполнения заповедей, не осознает своей греховности, ему Спаситель и не требуется. Верующий хорош и без Него: в Бога верит, в храм ходит, праздники почитает. Не от чего спасать такого праведника. Но когда в тысячах случаях человек на собственном опыте убедится, что сам он не может окончательно подавить в себе ни одного греха, ни одной страсти, что он не в силах сделать ни одного праведного поступка без примеси гордого самолюбования или тщеславного ожидания похвалы от других, вот тогда он искренне признает свою немощь и прибегает к Христу, прося о спасении. Только видя свою немощь и греховность, человек испытывает потребность в Спасителе, тогда он обретает живую связь с Богом, ощущает Его помощь и безграничную любовь. Отсюда и рождается христианство, начинается приумножение Христова таланта, происходит развитие духовных способностей человека.

http://pravoslavie.ru/98959.html

Архиепископ Алексий (Фролов): Крест – это постоянство в любви 27 марта, на празднование Феодоровской иконы Божией Матери, совпавшее в этом году с Крестопоклонной неделей, приснопоминаемому архиепископу Алексию (Фролову) исполнилось бы 75 лет. Публикуем одну из его проповедей о Кресте в жизни христианина. Архиепископ Алексий (Фролов) Крест и смирение Все мы призваны пройти путь от Марфы к Марии: от деятельного благочестия к созерцанию, когда всё внимание сосредоточено на моем же сердце. Надо проделать этот путь от Иосифа Волоцкого с его планами и необходимостью стяжаний для их осуществления к Нилу Сорскому с его отрешенностью от посюстороннего. Разных путей в христианстве не предусмотрено. Есть только один путь, который предложен нам в Евангелии, и этот путь ко Христу – крестовоздвижение, нам всем предложено взойти на крест. Но не так, что от болезней и бед: мол, «всё равно никуда не деться, как я от них не убегаю, ладно уж, буду терпеть, хоть я и ропщу, но вот такой я немощный, что же поделаешь…» Нет, вовсе не так. «Волею благоволил еси плотию взыти на крест», – сказано о нашем Подвигоначальнике Господе. Крест и смирение: в подвиге христиан они нераздельны. А что же такое смирение? Это не понуждение себя к смиренному отношению к людям, такое зажатие некоторое себя, смиренное хождение перед другими, тонкий голос, такая тихая слабая, крадучись, походочка. Нет, это не смирение. Любые жизненные серьёзные обстоятельства тут же обнаружат, что это не смирение, а смиренничанье. Подлинное смирение – это верность в подвиге, это предание себя всецело на исполнение Божественных заповедей, это неукоснительное стояние в слове Божием, твердая любовь к добродетели: что бы там ни было, а я буду исполнять эти заповеди и всё, до смерти буду! Единственная подлинная реальность В послании к Филиппийцам у апостола Павла сказано: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 8-10). Мы верим во Христа и этим ограничиваемся. Да, мы верим в силу Креста и этим ограничиваемся. А следование за Христом? «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16: 24): это кому, разве не мне сказано? Наше легкомыслие от невнимательного отношения к слову Божию. Да, мы знаем, знаем, что сказано в Евангелии, мы это читали, мы посещаем церковь, мы бываем на богослужениях, исповедуемся, причащаемся, – а приобщены ли мы к силе Креста?

http://pravoslavie.ru/145394.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010