Степени Иисусовой молитвы Три степени молитвы: устная, умная и сердечная. – О значении устной молитвы. – Пути перехода к умной молитве. – Приемы делания сердечной молитвы и действие благодати. – Мы молимся, постимся и исполняем заповеди ради вечного спасения. – Как избежать крайностей при занятии Иисусовой молитвой. – О смирении, понуждении себя и ревности к молитве. – Две причины, движущие молитву: борьба с греховными помыслами и память смертная. – Как бороться с видениями во время умной молитвы? – Можно ли молиться своими словами? Тема сегодняшней беседы – степени Иисусовой молитвы. Непрестанная покаянная молитва – сильнейшее средство в борьбе с грехом, но оттого что мы не различаем степеней молитвенного развития, у нас бывают ошибки, приводящие иногда из-за нашей неопытности к серьезным последствиям. То, что я сегодня скажу, наверное, общеизвестно, но, во-первых, повторение – мать учения, а во-вторых, кто-то, может быть, отметит для себя какую-то деталь, на которую раньше не обращал внимания. Молитва, как известно, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, так сказать, элементарное деление. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , многоопытный подвижник, справедливо разделяет устную молитву еще на два вида: на собственно устную – произносимую устами беззвучно и гласную – произносимую в голос. Скажу немного об устной молитве. Есть такие неразумные ревнители Иисусовой молитвы, которые считают, что нужно всегда молиться вслух, несмотря ни на что и ни на кого. На самом деле это, конечно, не всегда возможно. Если мы на работе или в общественном транспорте начнем вслух произносить молитву, то этим так или иначе будем либо искушать людей и смущать их, либо даже мешать молиться – например, в церкви. А вот, допустим, в монастыре на послушании читать молитву в голос полезно, особенно новоначальным, чтобы таким образом напоминать себе о необходимости молиться постоянно. Потому что если они, не имея еще ни достаточного опыта, ни достаточной благодати, будут стремиться к молитве, творимой одним умом, то в результате оставят молитву вообще. Поэтому для новоначального, если есть возможность, весьма уместно творить молитву гласную, а если нет возможности – устную, то есть творимую устами беззвучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

356. Беседа по освящении храма святого Александра Невского, при Покровской Богадельне Московского мещанского Общества (Говорена декаб. 8-го; напечатана в Твор. Св. От. 1859 г. и в собрании 1861 г.) 1858 год Пророки Аггей и Захария имели особенное от Бога назначение, чтобы побуждать Иудеев к созиданию храма в Иерусалиме, после возвращения их из плена вавилонского. Дело сие было начато: но враги веры и народа иудейскаго препятствовали оному. Иудеи остановились в унынии, которое потом перешло в охлаждение, извиняющее себя мыслию, что время еще не благоприятствует делу. В сие время явился Пророк Аггей, и побуждал приняться за созидание храма: «созиждите храм, и благоволю в нем, и прославлюся, рече Господь» ( Arr. I. 8 ). Вслед за ним явился Захария; и к тому же поощрял удостоверением о благоволении Божием и надеждою успеха: «сице глаголет Господь: обращуся ко Иерусалиму щедротами, и храм Мой созиждется в нем» ( Зax. I. 16 ). Вследствие сего храм создан: и благоденствие Иерусалима возвысилось. Мы здесь не в Иерусалиме. Не для града и народа создан сей храм. Никто не препятствовал его созиданию, и никто не понуждал к сему; и никогда к подобному делу не требует понуждения сей град, издревле доныне любитель храмов Божиих. Добрая воля, благочестивое усердие, человеколюбие общества граждан создали сей храм, в соединении с сим домом, для того, чтобы «Лазарь» убогий, истощенный в силах, беспомощный, не «лежал у ворот богатаго» ( Лк. 16:19–20 ), или в полуразрушенной хижине другого, почти также беспомощного; чтобы здесь общественно исполняемо было то, что призывается к благословению на суде Христовом, – призрение странных, немощных, беспомощных, питание алчущих, одеяние нагих. Но сего не довольно; человеколюбие христианское возжелало еще, чтобы призреваемые здесь пользовались не только покойным для них жилищем, но и домом Божиим, чтобы им близко было находить духовную пищу и духовное врачество душевных болезней в священнослужении и таинствах святого храма. И сие желание ныне исполняется. Благословен Бог! Благословенно христианское человеколюбие!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В истинном паломничестве нет ни капли развлечения А туризм — глубочайшее погружение в мир, до захлебывания 13 августа, 2017 А туризм — глубочайшее погружение в мир, до захлебывания “Для туриста весь мир – это красивый набор мозаик в калейдоскопе, который, услаждая взор, не должен входить в глубину сердца”. Почему турист и паломник — это антиподы, размышляет протодиакон Сергий Шалберов. «Странничество есть отлучение от всего с тем намерением,             чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом»                                                                        (Лествица: 3, 3) Приметы пути к счастью Многообразны пути человека к Богу… Но начало пути богопознания – всегда в бескорыстном искании истины, нравственной чистоты и понуждения себя к добру. В Евангелии это условие выражено кратко и ясно: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). А один из самых читаемых и почитаемых на Руси древних святых – преподобный Иоанн Лествичник – уточнил: «Совершенство чистоты есть начало богословия». Для того, чтобы мы действительно смогли вступить на этот тернистый путь, мы должны знать, что такое чистота – чистая природа, чистый воздух, чистая вода, чистые мысли, чистая молитва, святое безмолвие. И сегодня, для многих из нас, годами живущих безвыездно в дебрях мегаполиса и из-за нечеловечески стремительного уклада городской жизни почти единственной спасительной нитью является практическое приобщение к свидетельствам о святости и чистоте.  Идут пилигримы – их светлые нимбы, Для вечного мрака уже нестерпимы, А их голоса, как весенние ливни, Срывают с души твоей маски и гримы. Конечно, главное из таких свидетельств содержится в Ветхом и Новом Завете, поучениях Святых Отцов, житиях святых, в самом православном богослужении. К этому перечню следует отнести и духовную практику, обретаемую современными пилигримами во время их паломничеств ко святым и заповедным местам родной нашей планеты Земля. Как есть в храмах намоленные иконы, так есть в мире намоленные места, где душа молитвенно соединяется с душами предков и не думается о мелочном, и дышится спокойнее, и теряется ощущение лихорадочной гонки, в которую современный человек втянут всей суетой жизни, – здесь благодать, ощущение святости становится явью:

http://pravmir.ru/v-istinnom-palomniches...

Великий святой великого века XIV век можно назвать сердцевиной истории человечества, временем православного церковного возрождения. Центром и очагом этого мощного духовно-культурного течения была Византия – Константинополь, Афон. Православное возрождение противостояло западному ренессансу с его неверными представлениями о самоценности и самодостаточности человеческой личности, с греховным стремлением без Бога построить «рай на земле». Православное возрождение стало возможным благодаря движению исихастов, которые в XIV веке с особой духовной силой призвали людей к исполнению древних евангельских заповедей, к жизни во Христе. Цель человека – это стремление при помощи Божией достичь святости, состояния обожения, истинного христианского просвещения Святым Духом. Это и будет высшим и лучшим способом угодить Богу, в соответствии со словами апостольскими: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). Отсюда основные правила жизни исихастов, «безмолвников»: внимание себе, внутреннее безмолвие, постоянное понуждение себя к борьбе с греховными страстями и к стяжанию христианских добродетелей через следование заповедям евангельским и святоотеческим, через смирение, послушание, постоянную молитву и память о Боге. Учение исихазма, вышедшее из келий отшельников, обоснованное во время богословских диспутов, одобренное и подтвержденное Церковными Соборами 1340–1350-х годов, в XIV веке сделалось главенствующим в Константинопольской Церкви. Исихазм, давший миру великих преподобных отцов и богопросвещенных церковных иерархов, способствовал укреплению единства Православия, оказал огромное плодотворное влияние на все стороны жизни христиан – начиная с внутреннего духовного благоустроения каждой личности до благоустройства общества в целом. Утверждение в православном мире учения исихастов способствовало как духовно-культурному единению славян и греков в XIV–XV веках, так и культурно-национальному и политическому сплочению славян и объединению Руси. Можно с уверенностью сказать, что идеи исихазма нашли свое реальное, практическое воплощение именно в странах юго-западной Европы (особенно в Болгарии) и на Руси. Одним из великих подвижников исихазма XIV века, много потрудившимся на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, болгарин по происхождению, уроженец города Тырнова. Он стал одним из вождей исихазма на Руси, активно содействовал его распространению в русских пределах.

http://pravoslavie.ru/3655.html

ДЕЛАНИЕ (См. также ПОДВИГ, ПУТЬ, ТРУД, КЕЛИЯ) Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва . I, 164. Всякое духовное делание, будучи собственно даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему: потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения. I, 197. Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203. Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой. I, 207. Отцы... говорят следующее: «Хотя и имеются другие пути и роды жительства... благие делания, руководствующие ко спасению хотя имеются подвиги и упражнения, вводящие в состояние раба и наемник но путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее... всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу». I, 210. В общежитиях Пахомия Великого ... каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами, под руководством старца, в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота. I, 227. «Выписки из “Цветника” священноинока Дорофея [русского] ». См. I, 262–263,444–449. Для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... Такое начинание – начинание гордостное, безумное! I, 271–272. Проснувшись направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтобы оно было совершено со вниманием. I, 298.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неужели мы в расколе? Важные пояснения к статье 18.10.2023 1057 Время на чтение 11 минут Фото: из интернет-источников От редакции: Автор статьи, как нам представляется, попадает в логическую ловушку, когда без наличия соборного определения на основании им самим самовольно интерпретированных слов Святых Отцов выносит вердикт о расколе в отношении тех или иных людей или общин. Но проблема, которую он поднимает достойна внимания и обсуждения. Недавно была опубликована моя статья « Братья и сестры, неужели мы – в расколе? », в отношении которой у некоторых читателей возник ряд вопросов. Ответу на эти вопросы была посвящена моя следующая статья , а также я продолжил отвечать на них в комментариях под ней. Но одному из этих вопросов я решил посвятить отдельную настоящую статью, которая получилась относительно короткой, что соответствует пожеланиям некоторых читателей. Этот вопрос можно представить примерно так: ну, хорошо, из статьи мы увидели, что фактически все эти отступления от Предания Церкви действительно существуют в современной церковной практике и подпадают под определение раскола, которое даёт Первое каноническое Послание святителя Василия Великого. Но ведь пока об этом нет специального определения Архиерейского Собора РПЦ, а значит, мы пока не можем считать действительным расколом все эти факты отступления, до тех пор, пока не об этом не будет принято соответствующее соборное решение. Начну отвечать на этот вопрос с понятия слова Церковь. Когда мы употребляем это слово, то в разных случаях можем подразумевать разные его значения. Иногда мы употребляем это слово, имея в виду Церковь как мистическое Тело Христово, к которому принадлежат только те крещеные люди, которые веруют так, как учит Православная Церковь, которые своей жизнью по Евангелию стараются очищать свои сердца для действия в них благодати Святого Духа, которые честной борьбой со своими грехами и страстями и понуждением себя к исполнению Заповедей стараются расторгнуть свою дружбу с сатаной и сделаться друзьями Богу. Такое понятие о Церкви Христовой и ее границах – ее догматическом и нравственном Преданиях, вытекает из учения святых отцов о критериях принадлежности человека к Церкви Христовой. Назовем это понимание значения слова «Церковь» ДУХОВНЫМ пониманием. А саму эту Церковь будем называть Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/18/ne...

Июнь 1878 года Июнь 2. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить сегодня, в пятницу, раннюю обедню непреткновенно, хотя с великим понуждением, но и не без умиления: всякая благая перемена от Господа. Два с половиной часа. Благодарю Господа, благопременившего во благо сердце мое и мысли мои, дышавшие гневом и озлоблением на жену мою, безвинно обругавшую меня во гневе за то, что я сорвал веревочку у дверей в саду, которою они завязывали дверь, чтобы ребята сторонние не ходили; да они и не ходили, а между тем мне надо было идти в сад и ждать, пока они придут и отвяжут. 2 июня. Благодарю Господа, научившего меня покаянию и самоосуждению искреннему с попранием своего самолюбия и саможаления и самомщения ближнему, причинившему мне огорчение ругательством и непокорением, своеволием. Велика милость Твоя, Господи, надо мною, что я благодатию Твоею победил себя самого, моего ветхого человека, обуревавшегося гневом и мщением, что Ты, Господи, благопременителю и многомилостиве, пременил злобу мою на благость, кротость и смирение. Вот я вкусил мир небесный после бури страстей, покой после мучительства душевного и телесного. Даруй мне всегда побеждать в себе все страсти душетленные и украшаться всеми добродетелями, да буду достойный член Твоего тела, еже есть Церковь . 3 июня. Кто часто и от сердца говорит Господи, помилуй, тот, значит, жив и здрав духом, а кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен. Велика эта молитва и крайне необходима грешнику. Оттого она часто и произносится в церкви. Она есть служение покаяния. Кто с кем обращается часто, тот тому подобен бывает. Желаю этого себе и всем, посещающим храм и беседующим с Богом, да будут они подобны Ему или святыне Его. После ранней обедни. Тяжко я согрешил теперь озлоблением и гневом и поношением на отца настоятеля за его корыстолюбие, обиду, неправду относительно прихожанки девицы, отца которой я отпевал в Богоявленской церкви. Настоятель не подписал свидетельства о смерти и погребении ее отца, хотя причт наш весь подписался. Зачем, говорит, не в нашей церкви отпевали? Но разве он мне не хочет верить, что я отпевал его? Иначе отчего же по-братски не подписывает свидетельства об умершем и делает проволочку дела? Церкви не одинаковую ли имеют благодать? Господи! Вспомни склонность к разделению и несогласию и крайнюю любовь к первенству, соединенную с насилием и нахальством настоятеля нашего, много раз препиравшегося из-за первенства публично, и смири, смири его, ибо приспело время смирить гордыню вознесенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Монашество и мир Монашество произошло от желания жить в точности по евангельскому учению. Потому что среди молвы городской и в заботах житейских представляется большое неудобство жить в точности по евангельскому учению, хотя и все обязаны исполнять оное. Монахи от мирян отличаются тем, что последним дозволена жизнь в супружестве, а первые избирают жизнь бессупружную (безбрачную). И ты хотя живешь только при монастыре, а все-таки избрала жизнь бессупружную. Почаще читай Евангелие от Матфея от начала 5-й главы до конца 10-й и старайся жить по сказанному там. Тогда и найдешь порядок в своей жизни, и стяжешь успокоение души твоей (2, ч. 1, с. 26). Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом велиим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может человек достигать и совершенства христианского, если только достодолжно потрудится смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Богу и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих (2, ч. 3, с. 74–75). Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае, вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступив в монастырь, нежели бы оставшись в мире. И в мире будете иметь скорбь ( Ин. 16, 33 ), – сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию (2, ч. 3, с. 123–124). ...Юные скоро забывают цель вступления своего в монастырь, которое требует и твердого постоянства, и трезвенного внимания, и даже понуждения по немощи человеческой: …в настоящее время предлагаю мой скудоумный совет, чтобы С. пожил еще года полтора в родительском доме... занимаясь и домашними делами, и благовременным хождением в церковь , равно и чтением духовных книг, в особенности же книги Аввы Дорофея и «Лествицы». Такое пребывание нисколько не повредит душе его, а между тем он в это время может укрепиться еще телом, ибо жизнь монастырская, церковные службы и другие труды требуют и возможной крепости телесной (2, ч. 1, с. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Октябрь 1879 г. 1 октября Ночь. Три часа. Поел я вчера за обедом и за ужином довольно мяса – и что же? Ночью сделался ужасный свербеж – спать не мог, провертелся всю ночь, всякое место чешется. Не есть решительно мяса – излишество соков и крови крайне вредно, избытки портятся, в гной обращаются. Благодарю Господа и Владычицу Богородицу. 2 октября Вторник. В праздник Покрова выпил я у Неустроевых по понуждению Наталии Леонтьевны Неустроевой лишнюю рюмку белого крепкого портвейну, и от того у меня сильно болела голова весь день, да и на следующий, 2 октября (а сам напросился на закуску). Но когда я усердно помолился Господу и Владычице в покаянии, особенно у Павла Степановича Бурачка на молебне и после, у меня голова исцелела после питья святой воды и целования икон Господа и Владычицы. Ночь я спал очень хорошо. Тошнота прошла. Погода была крайне дождливая, ветреная, холодная в Покров и 2 октября. (Купить сегодня арбуз и килек ревельских.) Благодарю Господа, Источника премудрости, и Владычицу Богородицу, Матерь Ипостасной Премудрости, за проповедь , данную мне на день Покрова Божией Матери, и за произнесение ее двукратное в Успенской церкви за ранней и в соборе за поздней обедней. Благодарю Господа за избавление от диавольской неприязни к младенцу Лизочке Бурачок, которой запял меня враг по входе моем в квартиру ее родителей для служения молебна вечером в шесть часов; в покаянии помолился я внутренне пред иконою, и Господь скоро избавил меня, даровав мне вместо смятения мир и вместо тесноты простор сердечный. 3 октября Благодарю Господа, избавившего меня от великой тесноты, постигшей меня по укорительных словах к нищим и по покупке для гостиной нашей ковра за пятнадцать рублей. Господь принял покаяние и державно избавил меня от скорби и тесноты. 4 октября Сегодня ночью случилась искушение от того, что, под теплым одеялом лежа, повернулся на другой, левый бок, не перекрестясь и не оградив себя от искушений врага крестом. Встав, молился о очищении. 5 октября Благодарю Господа, избавившего меня и очистившего душу мою от движений сердца нечистых и мир мне подавшего вчера вечером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

преподобный Иосиф Исихаст Содержание Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам... 1. Юноше, вопросившему о молитве Иисусовой    Возлюбленный во Христе брат мой, мир тебе! Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь. Сведения, которых ты просишь, не требуют от меня много времени и труда, чтобы подумать и ответить.    Умная молитва для меня как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь в ней более тридцати шести лет.    Когда я пришел на Святую Гору, то сразу стал искать пустынников, которые трудятся в молитве. Тогда, сорок лет назад, было много живших напряженной духовной жизнью. Людей добродетельных. Седых старчиков. Из них мы избрали себе старцев, и они были нашими наставниками.    Итак, делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить все время молитву устами, непрестанно. Вначале быстро, чтобы ум не успевал образовывать помысл парения. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам их произносит. И ты чувствуешь сладость, как будто у тебя в устах мед. И хочешь все время их произносить. И если перестаешь, то очень огорчаешься.    Когда ум к ним привыкнет и насытится — хорошо их выучит, — тогда посылает их в сердце. Потому что ум — питатель души, и, если он чтото доброе или злое узнает или услышит, работа его — опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума. И когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда, дыша легко, с некоторым понуждением и усилием своей воли опускает его в сердце, и держит его там как бы взаперти, и размеренно произносит молитву:    «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».    Вначале он произносит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, он произносит одну молитву на каждом вдохе. «Господи Иисусе Христе» — вдох, «помилуй мя» — выдох. Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать; после этого — уже созерцание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010