Одной из мер по исправлению ситуации может стать обязательное тестирование на наркотики учащихся средних и высших учебных заведений, а также силовых структур и работников техногенных производств Высокопоставленные представители министерств, главы федеральных ведомств и представитель Русской Православной Церкви 17 марта обсудили в администрации президента текст доклада «О мерах по усилению противодействию потребления наркотиков среди молодежи», который через месяц будет представлен на заседании президиума Госсовета с участием президента. Согласно докладу, одной из мер по исправлению ситуации может стать обязательное тестирование на наркотики учащихся средних и высших учебных заведений, а также силовых структур и работников техногенных производств. Представителем Русской Православной Церкви в рабочей и редакционной группе был руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности игумен Мефодий (Кондратьев). В отредактированном тексте был учтен ряд предложений и поправок Русской Православной Церкви и отражены меры по борьбе с наркотизацией населения, которая, согласно данным доклада, представляет реальную опасность для нации: начиная с 1996 года количество только официально зарегистрированных лиц, потребляющих наркотики, увеличилось в 9 раз, тогда как реальное число наркопотребителей оценивается в 2-2,5 миллиона человек. Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что вводить обязательное тестирование не следует. «Надо быть аккуратными, тестирование всех может вызвать протест», — отметил ректор в ходе заседания. По его мнению, лучше организовать добровольное тестирование, на которое может согласиться большинство студентов. Виктор Садовничий добавил, что в большинстве университетов страны не ведется систематической работы с наркозависимыми студентами, поэтому необходимо «обязать в каждом университете иметь це нтры по пропаганде здорового образа жизни, профилактике потребления наркотиков». Глава ФСКН Виктора Иванова, в свою очередь, высказался за введение уголовной ответственности за потребление наркотиков и системы понуждения наркоманов к лечению в судебном порядке. По словам Виктора Иванова, подобная модель хорошо зарекомендовала себя в Швеции и во Франции, где заведены 140 тысяч подобных дел. «Человек, проходя курс освобождения от зависимости, находится под наблюдением, не торгует наркотиками, у него нет ломки, с ним работают психологи», — объяснил принципы лечения глава ФСКН.

http://pravmir.ru/v-rossii-planiruyut-vv...

Письма. Часть первая Из сборника «Выражение монашеского опыта» Письмо 1 Возлюбленный во Христе брат мой, желаю тебе всего доброго. Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь. Сведения, которых ты просишь, не требуют времени и труда для обдумывания и ответа. Умная молитва для меня – это как ремесло для любого человека, ведь я тружусь в ее делании более тридцати шести лет. Придя на Святую Гору, я сразу стал искать пустынников, которые трудятся в делании молитвы. Тогда, сорок лет назад, было много таких, у которых внутри была жизнь. Люди добродетельные, старчики древние. Из них мы избрали себе Старца 11 , и они были нашими наставниками. Итак, делание умной молитвы – это понуждение себя говорить непрестанно Иисусову молитву 12 устами, без перерыва. Вначале быстро, чтобы ум не успевал создать [какой-нибудь] рассеянный помысл. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам это говорит. И ты услаждаешься, как будто у тебя в устах мед. И хочешь всё время говорить это. И если это оставляешь, то очень огорчаешься. Когда ум к этому привыкнет и насытится, хорошо этому научится, тогда посылает это в сердце. Ведь ум – питатель души, и, если он что-то доброе или злое увидит или услышит, его работа состоит в том, чтобы низвести это в сердце, где находится центр духовной и телесной силы человека, престол ума. Так вот, когда молящийся сдерживает свой ум, чтобы тот ничего не представлял, но внимал только словам молитвы, тогда, дыша легко, он низводит ум в сердце с некоторым понуждением и собственным своим хотением, и держит его внутри как бы взаперти, и размеренно говорит молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» 13 Вначале он говорит молитву несколько раз и делает один вдох-выдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, говорит одну молитву при каждом вдохе-выдохе. «Господи Иисусе Христе» – вдох, «помилуй мя» – выдох. Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать. После этого – уже созерцание.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Поучение 4. О любви во Христе, и о том, чтобы быть тщательными во всех псалмопениях и службах церковных. Вожделеннейшие мои чада, и братия возлюбленные! поскольку я смиренный и ничтожный, недостойный быть вашим отцем, стараюсь, сколько могу, говорить вам о Боголюбезном спасении душ ваших, то и вы отверзите слух ваш, и послушайте учения Господнего; послушайте слов моих, чтобы мне не напрасно говорить вам, и не бросать семя, как на бесплодную землю; иначе и мы ничего не пожнем, и вы останетесь бесплодными, как земля недобрая, но произрастающая терноносные страсти. Все вы должны быть внимательны, и испытывать себя всегда, каждый час, а особенно в день поучения 5 , потому что теперь время или нашего спасения, если захочем, или погибели; дни тщательности, жизнь плодоносная; путь ровный; потечем, постараемся благоугодить во всем Господу, потому что жизнь и смерть в нас самих. Будем всегда помогать один другому в порученных нам послушаниях. Спасение и мука в делах рук ваших, в благом вашем жительстве, в чистой любви друг к другу; потому что где любовь, там и союз мира, и всякое зло прогоняется; а где нет любви, там ненависть, диавол, злословие и прочие страсти. Будем соблюдать правила и постановления (монашеские), и заповеди Спасовы; будем жить по духовному закону, а не вне правил по своей воле есть и пить, проводит жизнь в грехах и беззаконно. Поэтому приидите сюда все, и будьте все, как одна душа, одно сердце и одна воля, и да будет у нас во всем благочиние. Итак, дайте мне ответ: как вы живете? как пребываете? как повинуетесь? По воле ли Господней, не желая ничего делать по страсти, и повинуясь так как бы вы исполняли повеления Самого Бога? Если же не так, то по истине горе нам, за ничтожное наслаждение приготовляющим себе погибель. Теперь время бодрствования, время подвигов и понуждения,понуждения до пролития крови, как на самом деле показал это один из преподобных отцев, который выплюнул на землю слюну свою окровавленною 6 . Итак, потребно нам понуждение, потому что нудящихся ест царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Значение периода воодушевляющей благодати Период воодушевленного хождения в Церкви чрезвычайно важен. После него наступит период охлаждения человека к христианской жизни. Святые отцы говорили, что в этот момент — охлаждения к Церкви — необходимо научиться самому совершать дело своего церковного служения с понуждением себя. Благодать, однажды привитая в крещении, никогда не оставляет человека. Но она может сокрыться от него. Человек в такие моменты и периоды своей жизни начинает переживать либо оставленность Богом, либо потерю сил на общение с Ним (молитвы, пост, чтение Евангелия, Таинства), либо охлаждение к Церкви. Обучительное действие благодати в этих случаях различно — как бы оставленный Богом сильно плачет о Нем, потерявший силы понуждается к личному усилию, а впавший в охлаждение призывается к покаянию, так как сам отдался в какую-либо свою страсть и не ищет выбраться из нее. Хотелось обратить внимание на то, что даже знающий об этих этапах своего воцерковления человек может все равно как-то очень беспечно пройти мимо и не выполнить необходимого в период воодушевления. Господь, подавая воодушевленное настроение человеческому сердцу на первом этапе, бережно подготавливает к следующему. На то и подается вспомоществующая, или же воодушевляющая, призывающая благодать Божия, чтобы человек, пока он ею жив, научился исполнять весь церковный труд. Навык труда спасет его в тот период, когда в нем оскудеет вера. Что может быть таким трудом? Первое — привычка и навык всегда молиться утром и вечером, выполнять утреннее и вечернее правило. Она может спасти человека на следующей ступени оглашения, когда с отступлением призывающей благодати от человека потребуется его собственное хождение, его собственное действие.

http://zavet.ru/garmaev/ways04.htm

Слово 43. О разных предметах и о том, какая нужда в каждом из них Чувство духовное такого качества, что принимает в себя созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет. Мысленное созерцание есть естественное видение, соединенное с естественным состоянием; и оно называется естественным светом. Святая сила есть дарование солнца рассудительности, поставленного между светом и созерцанием природы, суть нечто среднее, созерцаемое рассудительными при свете. Страсти суть как бы твердая какая сущность; они занимают средину между светом и созерцанием и препятствуют при созерцании различать разнообразие вещей. Чистота есть светлость мысленного воздуха, недрами которого окрыляется внутреннее наше естество. Если ум нездрав в естестве своем, то недейственно в нем ведение; как и телесное чувство, когда от каких-нибудь причин повреждено, теряет зрение. Если же ум здрав, но нет в нем ведения, то без него не различает ум духовного, как и глаз, здоровый в целом своем составе, бывает нередко слаб по отношению к чувственному зрению. А если во всем этом сохранено что чему свойственно, но не близка благодать, то в деле различения останется все сие недейственным, как и в часы ночи, поелику нет тогда солнца, глаза бывают неспособны разбирать предметы. И когда все (т.е. и глаз, и зрение) здорово и само в себе совершенно, и действует хорошо, и видит те вещи, которые не были различены или же не различаются, то сим исполняется сказанное: «во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). Если же благодать мысленного Солнца бывает близка, возбуждает к желанию, поощряет и делает бодрственным, но нет в уме чистоты, то он подобен пустому воздуху, который непрозрачен 251 от густоты облаков и темных веществ, удобно возносящихся к солнечному свету, веселящему нас сладостию видения его. Поелику зрение нетвердо в различении, то и естество слабо в действительности. Душе ощущать сладость воссиявающего над всем второго Солнца препятствует наложенное на нее телесное, которое закрывает собой озарения истины, так что они не доходят до нас. Итак, с понуждением сыскивается все это нами сказанное, и потому, что трудно в одном человеке найти все это в целой совокупности, без недостатка и укоризны, и потому, что не могут многие достигать совершенства в каком-либо духовном ведении. Недостаток же сей бывает по следующим причинам: по недостаточности разума, по беспорядочности воли, по несоответствующему цели положению, по оскудению чистоты, по неимению учителя и руководителя, по удержанию благодати (сказано: «мужу скупому не лепо есть богатство» и обладание великим. – Сир.14:3 ), по препятствиям от обстоятельств, от места и нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Совершенство От страха (приходит подвизающийся) в благочестие, от благочестия – в ведение, от ведения – в совет, т. е. рассудительность, от нее – в крепость, от крепости – в разум, и от разума приходит в премудрость. Через все упомянутые делания и ведения сподобляется человек чистой и совершенной молитвы, происходящей от мира, любви к Богу и вселения Святаго Духа. И это есть сказанное: «Приобрети Бога в себе», и явление, и вселение Божие... чтобы тело и душа были, по возможности, как у Христа, безгрешны и чтобы ум по Христе мыслил согласно благодати Духа и премудрости, что и составляет ведение Божественных и человеческих вещей (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 47–48). ...Если отсекает ради Его свои хотения, то Бог Сам, с неизреченною радостью, приведет его к достижению совершенства, без его ведома (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 129). Здесь же никто не может быть совершенным, но получает только залог обетованных благ (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 175). ...Есть демоны начальствующие и есть подчиненные. Начальствующие: тщеславие, самомнение и подобные; подчиненные же: чревоугодие, блуд и таковые. Достигшие совершенной любви имеют (над ними) власть, потому что без понуждения себя делают доброе и радуются, когда делают его, не желая никогда его оставлять, и когда, может быть, невольно встретят препятствие, это мучит их, и они, влекомые Божественной любовью, тотчас убегают в безмолвие и к деланию, как к наслаждению своему обычному. Таковым говорят отцы: несколько молись, несколько читай, несколько поучайся, несколько работай, несколько храни ум, и так проводи время. Говорят же это потому, что бесстрастные обладают сами собой и не бывают пленяемы никаким хотением, вне должного, но где хотят, там и имеют ум, и телу повелевают, как рабу. А мы должны быть под законом и правилами, чтобы невольно и нехотя, как бы понуждаемые долгом, делали доброе, потому что еще более любим страсти и наслаждения, т. е. телесный покой и свои хотения; и куда враг хочет, туда и уводит ум наш; также и тело, имея беспорядочные стремления, чего хочет, то и делает, как неразумное. И поистине: где нет управления ума, там все бывает неразумно и не по естеству... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 180–181).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Содержание От издательства К русскому читателю Глава первая О рае и спасении души Глава вторая О скорбях, страданиях и труде О болезнях Глава третья О грехе, покаянии, скорби и слезах Об исповеди и духовной сокровищнице Глава четвертая О монашестве, девстве и чистоте О мире и домашних Глава пятая О послушании, преслушании и отсечении воли Слово первое о послушании Слово второе о послушании Слово третье о послушании О вере старцу, почитании его и о любви к нему О совести и послушании О совести Главы о послушании Глава шестая О памяти смертной, геенне и суде Глава седьмая О страстях О плотской и невидимой брани демонов Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве О понуждении себя, мужестве и самоотвержении Глава девятая Об осуждении О молчании, празднословии и дерзости Глава десятая О гордости, самоукорении и смирении Из беседы о смирении Глава одиннадцатая О любви и прощении братий Глава двенадцатая Об искушениях Глава тринадцатая О вере, надежде и терпении Глава четырнадцатая О помыслах, мечтании и рассеянии Глава пятнадцатая О трезвении Об умной и сердечной молитве Слово первое. О трезвении и об умной и сердечной молитве Слово второе. О молитве Слово третье. О практике умной молитвы Слово четвертое. О молитве Главы об умной молитве Глава шестнадцатая О созерцании Глава семнадцатая О любви и Божественном смирении, а также о благодати и страхе Божием Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении Глава девятнадцатая Об умерших     От издательства Автор этой книги, точнее писем 1 , из которых она была составлена его учениками, – архимандрит Ефрем (Мораитис) , человек, чье имя в среде монахов-святогорцев всегда произносится с большим уважением и чей опыт и духовная биография по-своему уникальны. Составление его жизнеописания – дело будущего, и, безусловно, в свое время оно обязательно будет предпринято людьми, которым, по милости Божией, довелось близко знать старца. Однако, предлагая своим читателям настоящее издание, мы хотели бы пусть вкратце, но все же рассказать об этом замечательном подвижнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам 1. Юноше, вопросившему о молитве Иисусовой 1 Возлюбленный во Христе брат мой, мир тебе! Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь. Сведения, которых ты просишь, не требуют от меня много времени и труда, чтобы подумать и ответить. Умная молитва для меня как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь в ней более тридцати шести лет. Когда я пришел на Святую Гору, то сразу стал искать пустынников, которые трудятся в молитве. Тогда, сорок лет назад, было много живших напряженной духовной жизнью. Людей добродетельных. Седых старчиков. Из них мы избрали себе старцев, и они были нашими наставниками. Итак, делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить все время молитву устами, непрестанно. Вначале быстро, чтобы ум не успевал образовывать помысл парения. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам их произносит. И ты чувствуешь сладость, как будто у тебя в устах мед. И хочешь все время их произносить. И если перестаешь, то очень огорчаешься. Когда ум к ним привыкнет и насытится – хорошо их выучит, – тогда посылает их в сердце. Потому что ум – питатель души, и, если он чтото доброе или злое узнает или услышит, работа его – опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума. И когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда, дыша легко, с некоторым понуждением и усилием своей воли опускает его в сердце, и держит его там как бы взаперти, и размеренно произносит молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Вначале он произносит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, он произносит одну молитву на каждом вдохе. «Господи Иисусе Христе» – вдох, «помилуй мя» – выдох. Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать; после этого – уже созерцание. Итак, везде читается молитва: и сидя, и в постели, и на ходу, и стоя. «Непрестанно молитеся; о всем благодарите» ( 1Фес. 5, 17–18 ), – говорит апостол. Речь не о том, однако, чтобы, только когда ляжешь, молиться. Нужен подвиг: стоя, сидя. Когда устаешь, садишься. И снова стоя. Чтобы тебя не одолел сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Разделы портала «Азбука веры» Перед молитвой и во время неё часто возникает сонливость, нерадение, чувство лености. Скажем ночью, когда я сижу за компьютером и праздно провожу время (играю в компьютерные игры) это “легко” и можно всю ночь просидеть, а перед прочтением вечерних молитв на сон грядущим, чтения Евангелия всегда возникает чувство лености, сонливости и т.д. Почему так? 5 Ответов Это потому, что наша человеческая природа повреждена грехом. Не только молитвы, но добрые дела труднее делать, чем “весёлые”. Что легче, родителям 4 часа в огороде помогать, или с друзьями потратить ту же энергию на пьянку, или на глупости? Для того и пришёл Иисус Христос в мир, чтоб изменить нутро, чтоб человек мог делать добрые дела автоматически, а не через силу. И такому человеку будет проще оказаться с Богом. Молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь, и всё вместе даст добрые плоды. Потому что наш мозг ищет дофаминового поощрения, которое можно не напрягаясь получить от игр и развлечений. Молитва, серьезное чтение — это ведь труд, а мы люди ленивые, по поврежденной грехом природе, и нам проще находится в праздности, чем трудиться. Поэтому духовная жизнь это во многом про понуждение себя к добру. Кроме того, надо понимать, что чем человек себя регулярно питает, то ему и хочется потреблять. Если нет в нас желания молиться, читать Слово Божие, это еще и показатель того, что приоритеты у нас в жизни какие угодно, только не духовные. Поэтому стоит задуматься о том, чему мы больше уделяем внимание и чем живем ежедневно. Потому что всякое духовное дело требует от нас труда. Таким образом мы заставляем тело повиноваться душе, а в самой душе волю и чувства — уму, который, в свою очередь, покорен Богу. И наоборот, если мы не умеем подчинять уму душу и тело, то показываем делом, что мы чужие для Бога, что нами руководит не любовь к Богу и ближним, а страсти и действующий через них диавол. Итак, всякий из нас должен понуждать себя к молитве, чтению Евангелия и вообще всякому духовному деланию. Молясь, не просто вычитывайте тексты, но заботьтесь в первую очередь о правильном душевном расположении. Почитайте эту брошюру , Вам будет понятнее, чего именно ждет от нас Господь во время молитвы.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-molitsja...

Скачать epub pdf Рабство Богу – это истинная свобода 187 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос, Которого святые отцы справедливо называют Самоистиной и Который Сам о Себе говорит: Аз есмь путь и истина и живот ( Ин. 14, 6 ), сказал уверовавшим Ему иудеям: Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин. 8, 31–32 ). Он обращается этими словами к тем иудеям, которые признали в Нем пришедшего в мир Мессию. Поскольку мы также являемся людьми, верующими в Господа Иисуса Христа, то со всей справедливостью можем отнести Его слова и к себе. Не останавливаясь подробно на словах Господа: Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы, поясню их кратко. Для того чтобы действительно быть учениками Спасителя, мы должны не только слышать Его учение и признавать его умом, но и пребывать в Его слове: применять его к своей жизни, исполнять его. В этом случае, как говорит Евангелие, мы уразумеем истину – постигнем ее не столько от теоретического изучения, сколько от понуждения себя к евангельской жизни. Тогда с нами произойдет нечто необыкновенное: истина освободит нас. Те люди, которые, казалось бы, считали себя верующими во Христа, пришли в недоумение: Отвещаша и реша Ему: семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже (то есть не были рабами никому и никогда. – Схиигум. А.): како Ты глаголеши, яко свободни будете? ( Ин. 8, 33 ). Их понимание свободы и рабства было чрезвычайно поверхностным, сугубо внешним: под рабством они имели в виду порабощение одного человека другим, а под свободой соответственно подразумевали возможность жить по своей воле. Но в действительности это не так. Всякий человек, даже если он никогда ни от кого не зависел, является рабом обстоятельств, рабом своей собственной плоти и всего того, чего она требует (например, мы вынуждены трудиться для того, чтобы питать себя). Человек является рабом тех людей, с которыми он связан (например, своих близких и родственников); рабом своего воспитания, образа мыслей, привычек и взглядов. Ему кажется, что он исполняет свою волю, а в действительности он непроизвольно совершает те или иные поступки под действием неосознаваемых им многообразных сил. Сюда можно включить даже так называемые законы природы, от которых мы не свободны. Нас порабощает все. Удивительно, кстати, что иудеи в тот момент не понимали или не хотели понимать, что они не являются полностью свободными даже в политическом отношении, поскольку находились под властью римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010