Скачать epub pdf БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Понуждение себя как путь к Богу Отцы и братия, Священное Писание нас извещает, что все святые были воспитаны «в наказании» Господни (См.: Пс. 17, 36 ; Ис. 50, 5 ; Еф. 6, 4 ) 45 . Кто отказывается от своего соучастия в этом воспитании, является «прелюбодейчищем 46 , а не сыном» (ср. Евр. 12, 8 ). Поэтому нам следует отказаться от всякого небрежения и предать себя в руки Божии, чтобы по невнимательности не подвергнуться осуждению как незаконнорожденным, не лишиться усыновления, которое Господь нам даровал, и полноты освящения, изливающегося на нас Его Благодатью. Будучи благоразумными, мы не должны забывать о причинах всего случающегося с нами. Откуда произошли все несчастья в жизни человека, да и сама смерть? С чего началось наше восстановление и спасение? Ведь смерти не существовало: она произошла от нашей собственной невнимательности. С тех пор она активно и непрестанно действует среди тех, кто не защищается от нее законным образом, и побеждает их, если они не ведут с ней борьбу. И хотя через явление и жертву Господа жизнь снова возвратилась к нам, все же наше исцеление не может произойти само по себе, без нашего соучастия и жертвы. С того момента, как по нашему собственному предательству и попустительству началось действие смерти, на пути к победе над ней необходимо проявить доброе произволение и готовность к исповедническому подвигу. Первозданный человек впал в заблуждение и, кроме непослушания, внес в свою жизнь смертоносную стихию – наслаждение. Но Господь наш Своим Рождением от Девы и Своим житием, которое было исполненно подвигов злострадания, упразднил смерть и все, что ей содействует. Каким образом? Наслаждение является источником тления и смерти, поэтому Господь ведет брань посредством постоянного злострадания. Своим страданием Он изглаживает как саму смерть, так и ее причины, и дарует нам не только жизнь вечную, но и усыновление. Смертоносное наслаждение оказывает двойное пагубное действие: оно развращает и тело и душу. Если человек не защищается, он и душевно и телесно подпадает под иго сластолюбия. Господь, чтобы упразднить и то и другое, полностью подчинился отеческой воле: послушанием Он уничтожил источник смерти, самолюбие, от которого происходит наслаждение и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Письма 101–200 101 Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных: но душевное благое устроение всегда надобно наблюдать и иметь попечение о исправлении оного. Говорите, что дух находится в раздражительности и в неудовольствии против всех. На сие надобно обращать больше внимания, понуждать себя к любви и смирению, как пишет св. Макарий Египетский в 1-м слове, в 13-й и 14-й главах. Чрез понуждение себя и самоукорение получите помощь Божию и успокоение. Вы, проходя подвиг своей жизни, имели более в виду и в действии внешнее делание: пост, правило молитвенное и проч., a на внутреннее делание, может быть, мало обращали внимания. И потому, полагаю, не имеете мира в себе. Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, терпением, любовию, a не вниманием к слабостям ближних и не осуждением; но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно не без промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь, и дать средство к исцелению, борьбою, сопротивлением и смирением. Читайте отеческие книги, увидите, как надобно против какой страсти вооружаться и побеждать с помощию Божиею. A видя свою немощь, надобно смиряться и считать себя последнейшею всех. От внешних ваших подвигов вы имели надежду и обольщались благонадежием, но лишались спокойствия, не имея смирения. Верю вам, что не легко жить посреди мира, но и пока Господь призовет вас и даст средство удалиться в сообщество работающих Богу, надобно нудить себя на делание заповедей Божиих, не осуждая других за их нерадение. Господь силен устроить их спасение и дать чувство к исканию оного. судеб Твоих бездна, Господи ( Пс. 35:7 ). Тяготеющая на вас скорбь, точно, велика, но вы удаляйте мысль свою от осуждения и молитесь за……… Бог долготерпелив и многомилостив, a мы строгие истязатели: ныньче ближнего видим падающего, a завтра можем ли положиться за себя? Любовь покрывает множество грехов ( 1Петр. 4:8 ); иже без греха в вас, да вержет первый камень на ню ( Иоан. 8:7 ). Поминайте слово Христово о приведенной к нему жене в прелюбодеянии взятой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Скачать epub pdf Буква Р Раздражение Через раздражение теряется душевный мир Многократный искус должен Вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный. Нельзя, чтобы все было по нашему желанию, бывает и противное ко искусу нашей нравственности, к познанию себя и ко исправлению. Родители Необходимо просить прощение у родителей и иметь послушание к ним А когда прилучится тебе чем маменьку огорчить, то поскорее припади к ее многотрудным стопам, о Вашем воспитании потрудившимся, и проси прощения. Как только скоро понудишь себя, всячески облегчится совесть твоя и враг дьявол сам ся посрамится! А когда и паки закрадется паче чаяния мнение, то нисколько не медля объясни маменьке – и тотчас исцелишься, и вся тягость твоя облегчится! На девчонку Вы, хотя и намерения полагаете, дабы не браниться, но как самовластием и надмением недугующая, по навыку паки побеждаетесь. А отчего? Оттого что к маменьке ни страху, ни благоговения достодолжного не имеете. А потому, никем не обузданная, и волю свою, и самосмышление употребляешь, и маменьку оскорбляешь, и себе повреждаешь! Сердце понуждать к повиновению и послушанию родителям Вы просите от моей худости наставление, как в ожесточениях поступать ко умиротворению себя, дабы смириться, то послушай: мы должны приобучать себя к умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывающей Ваши чувства душевные и телесные! А заблаговременно оказывать послушание маменьке и ничего не составлять по своей воле; но худо ли или хорошо – как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как маменька утвердила. Писано есть: «Даждь кровь, приими дух» (то есть, хотя и не очень нравится какая-нибудь вещь, у тебя десять мыслей лучших в голову бьют), – ты должна с великим понуждением и пролитием крови согласиться на вышеозначенное маменькой определение и мало-помалу благостию Божию в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению доделать или что кому советовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XIX. СТЯЖАНИЕ ЧИСТОТЫ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ. По беседам иеромонаха Владимира (Мусатова) (середина 19 века). 1. Основанное на вере убеждение Чадо Боголюбивое, ищущее «доброго бисера!» Прежде всего помни, что в жизни каждого человека есть спасительная цель – навык к святой Иисусовой молитве. Этот навык основывается на убеждении, что только усиленным принуждением к непрестанному ее совершению удобно достигается эта цель. Нам должно с верой и с твердым терпением нудить себя произносить эту молитву во всяком состоянии духа и во время совершения всякого дела. Эта молитва есть ключ к Царствию Божию, а Господь, Спаситель наш, изрек, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ). Господи, Боже спасения нашего, утверди в нас навык к святой Иисусовой молитве. Подаждь нам крепкое убеждение, основанное на вере, к понуждению себя непрестанно совершать ее, чтобы удобнее достичь означенной спасительной цели. Господи, прости нас, что оставляет нас твердое терпение в принуждении себя во всяком состоянии духа и во время всех своих дел произносить эту молитву. Господи, прости нас и за отсутствие ревности учиться ей и пробуди желание «восхищать» Твое Царство, понуждая себя к этому. Чадо! Тебе необходимо поселить в свою душу печаль ради Бога (см. Кор. 7, 10), а достигается это телесным воздержанием, строгим рассуждением о деяниях своих и исследованием своей жизни от самой юности. Господи, наше убеждение произносить святую Иисусову молитву мы должны обогащать «печалью ради Тебя, Бога нашего», нашего Подвигоположника. И для стяжания этой «печали» принуждать себя к воздержанию, строгому рассуждению о делах своих и исследованию своего пути от самой юности. Господи, прости, что свой молитвенный подвиг мы не обогащаем этими спасительными качествами. Чадо! Борись с самолюбием, то есть с излишним к себе уважением. Оно будет усиливаться в тебе от недостатка самопознания. Оно вырастает в душе при нашем невнимании к себе и при внимании к льстивым похвалам от людей. Корень самолюбия – гордость, прирожденная нашей греховной природе. Уничтожай самолюбие памятованием о смерти, внимательным исследованием своих поступков, а паче представлением Страшного Суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

25.11.2016 Каковы способы приумножения таланта? Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».  Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва». Судя по евангельской притче о талантах, спрос за их использование будет с каждого, а потому необходимо разобраться, каким образом нам следует «пускать в оборот» свой духовный талант. Через что приумножается имение Божие? Только через неукоснительное исполнение Его заповедей. При постоянном понуждении себя во всем следовать евангельскому учению, человек ставит себя перед лицом того совершеннейшего Образа Божия, Который нам дан в Иисусе Христе. Это сопоставление своей внешней и внутренней жизни с евангельским образцом человеческого совершенства действенно помогает человеку освободиться от иллюзий в отношении самого себя. Когда человек старается постоянно исполнять заповеди, строго внимая себе и сопротивляясь греху, который живет внутри его сердца, он познает, насколько глубоко испорчена его природа. Через призму совершенства заповеданных Христом дел, слов, душевных расположений, можно увидеть, что все наше существо пронизано себялюбием и превозношением. Если это внутреннее зло не искоренять, оно продолжит развиваться и искажать образ Божий в человеке. В «обычном» расслабленном состоянии человек нисколько не чувствует этого повреждения в себе. Зрение собственных грехов — это тоже талант, духовный дар. Нам надо молиться о его приобретении, как установлено Церковью в великопостные дни, с преклонением колен: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!» Ведь с чего начинается христианство? Одно лишь признание, что Бог существует, и даже регулярное посещение храма, и формальное участие в таинствах — это еще не христианство. Скорее, это рациональное знание. Прочитав или услышав христианское учение, мы приняли его разумом, узнали, что принято в Церкви, и теперь так живем: по инерции до скуки, не утруждая себя во всем угождать Богу. Но недостаточно знать, хотя бы и наизусть, все евангельское учение и выполнять все уставные постановления Церкви только по той причине, что «так положено».

http://new.izdatsovet.ru/news/kakovy-spo...

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Второй период - промежуточный, от оглашения к воцерковлению а) общая характеристика Период ослабления призывающей благодати, ее скрытого присутствия неприметно сменяет период оглашения. По времени он может быть продолжительным — два, пять, семь и больше лет. У каждого свое время. Господь знает сроки, ибо Он Педагог, Он Наставник, Он Учитель в промыслах Своих. Для чего необходим такой период? — Для того, чтобы выявить в человеке ревность ко спасению , для того, чтобы самому человеку начать отречение от себя, навыкнуть, возрасти в ревности к Богу. Блаженный Диадох так описывает состояние новоначального после крещения: " Когда Божественная благодать через святое крещение сочетавает себя в безмерной некоей любви с чертами образа Божия в залог подобия, сквернообразный змий извергается из глубин ума (духа), при этом баня освящения, хотя отъемлет скверну греха, но двойственности пожеланий наших не уничтожает... На первых порах благодать сокрывает свое присутствие, ожидая произволения души; когда же всецело обратится человек к Богу, тогда она неизреченным некиим чувством открывает сердцу свое присутствие; и опять ожидает движения души, напуская между тем бесовским стрелам достигать до самой глубины ея чувства, чтобы она с теплейшим произволением и смиреннейшим расположением взыскала Бога... Попущение обучительное никак не лишает душу божественного света, бывает же при сем только то, что благодать скрывает от ума свое присутствие " . Это время, когда человеку нужно самому подниматься навстречу Богу. К примеру, чувствуя свою немощь перед вечерним правилом, человек, тем не менее, может возгревать в себе ревность к нему, и хоть как-то, худо-бедно, но поддерживать ее в себе. Если не удается сохранить прежний уровень своего исполнения утреннего или вечернего правила, то хотя бы стараться приблизиться к нему. В этот период важно стараться восстанавливать прежний порядок хождения на Богослужения или хотя бы приблизиться к прежнему порядку. Господь действием призывающей благодати дал наглядный пример, образ, как жить церковно. А теперь самому нужно к этому порядку, к этому уровню опять приблизиться, но уже возгревая и поддерживая собственную ревность о Боге, — понуждением самого себя. В этом-то понуждении себя и будет усваиваться благодать ревности.

http://zavet.ru/garmaev/ways03.htm

§ I. Теперь уже нет сомнения в том, что русский народ испытал и испытывает настоящую войну, как призыв, – как призыв, ответить на который составляет для него не только правовую обязанность, или моральный долг, но живую духовную потребность. Мы словно проснулись и опомнились, поняли, что над нами стряслось, и почувствовали, как вновь загорелось в душе древнее чувство родины. И вот мы сами, охотно, доброю волею, делаем то, что нужно для победы; мы не нуждаемся в чужом понуждении и сами не заставляем себя служить нелюбимому, постылому делу; мы ждем лишь указаний: что нужно сделать; а сила духовного подъема дает нам желание и энергию. Что же это за призыв и откуда он? Что зовет нас? Что заставило нас восстать и доброю волею принять на себя бремя великой и напряженной народной войны? С детства привыкаем мы жить, сосредоточиваясь на непосредственных и «ближайших» интересах небольшого круга людей, будь то семья отца и матери или семья, основанная нами. Мы незаметно, но прочно свыкаемся со всевозможными перегородками и разделениями, обособляясь и отъединяясь во все стороны, нередко с тем большею настойчивостью, с тем большим увлечением, чем меньше имеется для этого объективных и существенных оснований. Душа наша обрастает целым множеством узаконенных ледяных покровов, избавляющих нас от необходимости «отвечать» на призыв, если он «чужой», и отзываться на беду, если она не «наша». Мы живем, не замечая, что это кольцо «нашего» постоянно тяготеет к умалению и сужению, и что каждого из нас влечет центростремительная сила самосохранения. Величайшее нравственное и духовное разъединение царит в современном обществе. У всякого своя, особая цель в жизни, свой интерес, отдельный от других; ибо кто же еще, кроме меня, полагает своею главною жизненною целью мое личное устроение и благополучие? Если я сам не буду заботиться о себе всеми силам души, то кто же позаботится так обо мне? Никто, конечно; а если бы нашелся такой человек, то разве не опутал бы он тотчас же мою жизнь требованиями ответного внимания, имеющего вознаградить его за его старания? Кто из нас умеет любить «не для себя»? Чья любовь не подавляет любимого своею требовательностью?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/duho...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему для спасения человека понадобились страдания Сына Божия 19.07.2017 8094 Время на чтение 3 минуты Когда приходится говорить о смысле Жертвы Христовой нередко можно услышать вполне законный вопрос - почему Всемогущий Бог не мог Своей властью и Своим всемогуществом исцелить поврежденную человеческую природу? Для чего понадобились именно мучения и Крестная смерть Сына Божия? Это очень серьезный вопрос и на него не существует однозначно выверенного и догматизированного ответа. Однако существуют некоторые размышления, которые, как кажется, вполне могут быть озвучены, ибо до известной степени объясняют суть происшедшего. Дело в том, что сотворенный мир не чужд Богу, а является как бы образом Божественных свойств и законы Божественного мира являют себя в непреложных законах нашего мира. Как художник, писатель, композитор выражает себя в своих творениях (и по оным мы имеем возможность судить об их творце), так и Господь Бог выразил себя в Своем творении - в мире. Апостол Павел говорит касательно этого: « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны » (Рим. 16 20). Соответственно, законы физического мира есть до известной степени выражение Божественных законов в нашем мире. Из нашего жизненного опыта мы знаем, что любое разрушение любой реальности (материальной или духовной) для своего восстановления требует усилий (причем, часто даже несопоставимых с теми усилиями, которые потребовались для разрушения), иногда подвига, часто страданий и даже смерти. Люди, знакомые с курсом физики, в таком случае обычно ссылаются на второе начало термодинамики, которое говорит нам о том, что самостоятельно возникает только хаос, а создание порядка требует энергии (действий, усилий). Восстановление добра требует понуждения! Этот принцип очень хорошо выражен в Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его » (Мф. 11: 12).

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/201...

Письма 401–447 401 Благодарение Господу, что стали видеть и познавать свою немощь и худость, тогда как прежде видели в себе многое усердие к духовному. Надобно иметь усердие и понуждение себя ко благому, но не надобно видеть оного, считать за что-либо и на оном основывать свое спасение. Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, яже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лук. 17:10 ), учит нас Господь. A когда думаем, что благоугождаем Богу, то тем самым преступаем заповеди Его и прогневляем Его. Скорбь души вашей о прошедшем Господь приимет: токмо не упадайте духом и не отчаивайтесь в милосердии Божием; но от памяти прошедшего приобретается смирение, которое одно сильно ходатайствовать о вас пред Богом. Когда нельзя уклониться от случаев, в общежитии светском бывающих, то надобно охранять себя страхом Божиим, в делах, словах и мыслях и наперед приуготовлять себя к сему молитвою. Желаю вам мира, здравия и благоденствия и с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 402 Опять смущение постигало вас, но не смущайтесь, не устрашайтесь – это пестуны наши, то есть скорбные случаи: они побуждают нас искать помощи y Бога и ударять в двери милосердия Его. Перемена в нашем устроении подобно как в атмосфере бывает, – когда погода, a когда буря, дождь, и гром, и опять ведро. Молитесь Богу за сына вашего: «да будет воля Твоя, Господи, над ним, и сохрани его от всех козней вражиих и тверда в православной Церкви христианина». Осуждать других остерегайтесь; Бог всем судия и Он же сказал: «не осуждайте, да не осуждены будете». 403 Вот теперь вам ясно видно, что мы подвержены изменению в нравственном и духовном устроении: вечер водворится плач, a заутра радость ( Пс. 29:6 ), по словам св. Давида; не надобно упадать духом во время посещений скорбных, и дерзать, когда посетит Господь миром и спокойствием. Я вам не воспрещаю писать ко мне, но прошу простить, когда не могу удовлетворить вас ответом, по немощи, или по недосугам. 404 Слава Богу о всем! Но не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс. 113:9 ); после бывших затмений, вы чувствуете очищенным воздух ума вашего и ясно внимаете читаемым молитвам. Это милость Божия с вами; сия измена десницы Вышняго ( Пс. 76:11 ). И это есть плод скорбей ваших: по множеству болезней моих утешений Твоя возвеселиша душу мою ( Пс. 93:19 ), воспевает св. Давид, царепророк. Ежели ж вы, обретши сие благо, усладитесь и тонким внушением врага возомните о себе нечто высоко, то паки темный облак помрачения покроет умственную вашу атмосферу; да в духовной жизни и нельзя иначе быть; ежели ж только наслаждаться благодатными утешениями, a не иметь скорбных наведений, то можем увлечься в высокоумие и в прелесть, a проходит постепенно и то и другое, получаем крепость и искусство; в первом случае благодарение воссылаем, a в последнем смирение стяжаваем; и пока не придем в смирение, то не может быть твердо основание в добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сортировать по Исключить новости Весна души Сдаваться нельзя. Это точно. Не мириться со своей «отчужденностью» от поста, как с некоей нормой. 28 февраля, 2012 Сдаваться нельзя. Это точно. Не мириться со своей «отчужденностью» от поста, как с некоей нормой. Большинство людей, увы, о духовной жизни если и задумываются, то «мечтательно», полагая, что её можно выбирать себе «по душе» или даже по плоти. Но реальность такова, что действительно духовная жизнь начинается только тогда, когда человек отказывается от своего «мнения», прислушиваясь к голосу Божьему. Говорить «от себя» о посте можно разве что с воздыханием, потому что, если я и знаю что об этом «не книжного», то это больше от желания… от предчувствия… от того, до чего на цыпочках дотянулся и куда лишь краешком глаза заглянул, балансируя на колченогой табуретке своего разумения… Единственное, что я могу сказать «от себя» – это то, что сдаваться нельзя. Это точно. Не мириться со своей  «отчужденностью» от поста, как с некоей нормой. Помнить, что пост действительно нужен, что он именно преображает жизнь и это преображение необходимо. Не воздержание только в пище, хоть и это хорошо, не диета, а именно воздержание ради Христа, ради того, чтобы стать действительным причастником и участником Его жизни. Это главное, как я понимаю. Желание быть со Христом. А без него даже при наличии всех «соблюдений» — поста нет. Святые отцы не случайно называют Великий пост «Весной души». Как всё живое пробуждается весной от спячки, расправляется, растёт, радуется теплу и свету, так и душа, когда мы хоть чуть-чуть освобождаем её от груза житейских забот… перестаём её остужать холодом своего маловерия и прагматической «трезвости»… когда доставляем ей свободу от уз плотских привычек, требований и страстей… когда отогреваем её внимательной, чуткой молитвой, понуждением себя на добро, участием в Таинствах – вот тогда душа оживает, распускается, как цветок, и начинает жить своей особенной, благоуханной жизнью, той жизнью, к которой она призвана Творцом.

http://pravmir.ru/vesna-dushi/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010