Ненавидящии Сиона (т. е. церковь Христову, верующих людей) посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем будете изсохше (подобно траве, будете сожжены, т. е. наказаны). Святым Духом всяка душа живится (получает духовную жизнь) и чистотою возвышается, светлтеется (просвещается) Тройческим единством священнотайне (таинственным образом). Что называется каноном? Канон с греческого значит «правило». Так называется соединение нескольких свящ. песней в честь Господа, Пресв. Богородицы и Святых, составленное по известному правилу. Сколько песней в каноне? Канон по большей части состоит из 9-ти песней, из которых каждая имеет в себе по нескольку стихов или тропарей. Первый стих каждой песни называется ирмосом , т. е. с греческого, связью или образцом других, потому что прочие стихи приспособляются к нему по напеву. Ирмосы канона обыкновенно поются, а тропари читаются. Перед чтением всякого тропаря полагается припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, или: Пресвятая Богородице, спаси нас, или: Святый (имя его), моли Бога о нас . Откуда заимствуется содержание песней канона? Содержание песней канона, особенно ирмосов, заимствуется из песней святых ветхозаветных людей. Так, содержание ирмоса 1-й песни заимствуется из благодарственной песни Моисея с еврейским народом, по переходе их чрез Чермное море; 2-го ирмоса – из обличительной речи Моисея перед его смертью (эта песнь посему поется только великим постом, а в другое время опускается); 3-го ирмоса – из благодарственной песни матери Самуиловой Анны; 4-го – из песни пророка Аввакума, который со страхом провидел явление Господа на земле; 5-го – из песни прор. Исаии о благодатном просвещении верующих; 6-го – из песни пророка Ионы во чреве китовом; 7-го и 8-го-из песни трех отроков в Вавилонской печи; 9-го – из пророческой песни Захарии о сыне своем, Предтечи Иисуса Христа. Ирмосы канонов Ирмос 1-й песни великого канона. Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог , и прославлю Его, Бог Отца Моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Таже ирмос: Не тления искушением рождшая: Припев к тропарям 1-го канона: Величай, душе моя/иже от Отца исходящаго Святаго Духа. Припев к тропарям 2-го канона: Величай, душе моя/в Триех Лицех сущее Едино Божество. Катавасия: Радуйся, Царице: Великомученику и целителю Пантелеимону Сии припевы поются 27-го июля на Святой Афонской Горе. На 9-й песни: Величай, душе моя,/Честнейшую горних воинств/Деву, Пречистую Богородицу. Таже ирмос Богородичного канона. К тропарям канона Богородицы припев тойже. Припевы к тропарям 1-го канона: Величай, душе моя,/в страстотерпцех великаго светильника. Величай, душе моя,/безсребренников похвалу и украшение. Величай, душе моя,/целителя недужных, по звании всех милующаго. К Богородичному тропарю: Величай, душе моя,/Чистую Деву и Едину Богородицу. Припевы к тропарям 2-го канона: Ангели, страдание твое зряще, удивишася,/како в теле, святе, безплотнаго прехвальне победил еси. Ангели, зряще тя, лесть низложившаго,/ублажаху тебе, твердомудренне. Ангели свеселятся человеком в памяти Пантелеимона,/Троице предстоящаго. К Богородичному тропарю: Со Ангелы роди вси, блажим Тя,/Богоневестная Марие. Таже первый припев канона Богородицы. Посем катавасия: Всяк земнородный: На Преображение Господне На 9-й песни: Величай, душе моя,/на Фаворе преобразившагося Господа. Таже ирмос: Рождество Твое: Припев к тропарям канона тойже. Катавасия: Таин еси, Богородице, рай: На Успение Пресвятыя Богородицы На 9-й песни: Роди вси, блажим Тя,/Едину Богородицу. Или: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася,/како Дева восходит от земли на Небо. Таже ирмос: Побеждаются естества уставы: Припев к тропарям 1-го канона тойже. Припев к тропарям 2-го канона: Величай, душе моя,/от земли на Небо честное преставление Божия Матере. Катавасия: Всяк земнородный: 34 В этом разделе помещены только сами припевы, без указания, какой лик должен петь тот или иной припев. Более подробное изложение устава о припевах смотри в соответствующих праздничных службах Минеи и Триоди. (прим. сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника: 1) на благословении хлебов на литии; 2) по пении «Бог Господь»; 3) в конце утрени. Особенности утрени На утрене на полиелее поется величание Божией Матери: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». Читаются два канона. Первый канон – Георгия, митрополита Никомидийского, со ирмосом – на 8 28 . Второй канон – Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, со ирмосом – на 8. По 3-й песни канона – седален праздника, по 6-й песни – кондак и икос. На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется первый припев праздника: «Ангели, вхождение Пречистая зряще, удивишася, како Дева вниде во святая святых». После припева поется ирмос: «Яко одушевленному Божию Кивоту да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая». Затем начинается пение девятой песни канона с припевами праздника: 1) припев к тропарям первого канона: «Ангели, вхождение Пречистая зряще, удивишася, како Дева вниде во святая святых»; 2) припев к тропарям второго канона: «Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереевыми». Особенности Литургии Во время пения «Блаженны» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся…», а после входного стиха – тропарь, «Слава, и ныне» и кондак праздника. Затем прокимен, глас 3, песнь Богородицы «Величит душа моя Господа…», стих: «Яко призре на смирение…» и Апостольское чтение – к Евреям, 320-е зачало ( Евр. 9:1–7 ). После Апостола – Евангелие от Луки, 54-е зачало ( Лк.10:38–42, 11:27, 28 ). Вместо «Достойно есть…» поется задостойник праздника – ирмос «Яко одушевленному Божию Кивоту…» с припевом «Ангели, вхождение Пречистая зряще…». Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Рождество Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Бог ныне «дарует… плод на веселие нам, Тя Богомати Пречистая, Юже достойно величаем» тропарь 9-й песни 1-го канона]. «…K Богу вину (причину) присвоения, к Зиждителю мост, Тя, Богородице, величаем» тропарь 9-й песни 1-го канона]. «…Славословяще покланяемся Тебе, поем и славим» тропарь 9-й песни 2-го канона]. Даже – «пеленам покланяемся Твоим, Богородице…» (3-й тропарь 9-й песни 2-го канона). Наряду со всеславным именем Богородицы довольно мест, где прославляется Ее девство и приснодевство. Об этом пишем лишь для того, чтобы еще более возвеличить высоту, чистоту, святость, нетленность, непорочность Той, от Коей благоволил воплотиться «Един Свят Господь». Это начинается еще на малой вечерне: «…празднуем днесь… блажаще Деву Чистую» (1-я [стихира на] «Господи, воззвах»). «…Приснодеву Отроковицу песньми почтим» (1-й тропарь 1-й песни 1-го канона). «Тя блажит Приснодево вся тварь…» (3-й тропарь 3-й песни 2-го канона). И произошла Она от целомудрия, и Сама – защитница девства: об этом говорится на хвалитех: «Столп целомудрия одушевлен, и светлое приятелище, блистающееся благодатию, Анна благославная явльшся, породи (породила) забрало воистинну девства, Божественное процветение, Яже (Богородица) всем девственным, и девства желающим дарование, девства доброту (красоту) яве подающую, и дарующую всем верным велию милость» (3-я стихира на хвалитех). В иных местах соединяются оба этих славных имени – Дева и Богородица: «Дева Мария и Богородица истинно… днесь возсия нам…» (седален по 3-й песни). Еще сильнее выражено это в задостойнике. Но все же должно сказать, что сие имя – Дева – несравненно реже прославляется ныне Церковью , чем – Богородица. И отчасти о девстве нужно было говорить потому, чтобы утвердить истину о приснодевстве или просто – о девстве Ее и по Рождестве Господа, как была Она Девою и до Рождества. Закончим это славословием рожденному от Нее Христу, «Емуже покланяющеся, воспеваем Девы Всенепорочныя Рождество» («И ныне», стиховна). После всех этих мыслей о славословии и величании Богородицы ставится вопрос – не две ли «славы» у Богородицы: одна на Успение, другая на Рождение? Ведь и у многих святых по две «памяти»: святитель Николай чудотворец (9 мая и 6 декабря); Иоанн Богослов (8 мая и 26 сентября); святитель Василий Великий и 30 января]; Григорий Богослов и 30 января]; Иоанн Златоуст и 30 января, 14 сентября и 13 ноября]; преподобный Серафим января и 19 июля]; мученик Вениамин (13 октября и 31 марта) и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

е. об Иоанне Дамаскине, известно, что он является родоначальником Палестинской школы канонописания. О патриархе Софронии сказано, что он изложил затерянный устав св. Саввы, а о Дамаскине, что он этот устав возобновил, написал и передал его для употребления. Очевидно, Иоанн Дамаскин не мог не заметить непразднественное звучание второй библейской песни в богослужении, когда торжественно воспевается память святого или Господского или Богородичного события. Трагичный характер этой песни, неудобство размера в соотношении стихов с тропарями канона и, главное, дисгармоничное звучание при антифонном исполнении тропарей и стихов — всё это дало ему повод переместить вторую библейскую песнь на период Святой Четыредесятницы. Чтобы звучание канона как цельной композиции не нарушило общей гармонии при исполнении второй песни канона без стихов библейской песни или вместо них употреблением особых припевов, он узаконил и вторую песнь канона петь во Св. Четыредесятницу, но стихословя библейскую песнь и песнь канона раздельно по вышеуказанным причинам и для лучшего их усвоения молящимися. Таким образом, Дамаскин: 1) усовершенствовал композиционное исполнение канона; 2) гармонизировал его звучание с библейскими песнями; 3) не нарушил первозданную основу троичности канона, сохранив нумерацию песен. Остается ответить еще на один вопрос: в каком веке и по какой причине палестинская практика восьмипесенного канона окончательно вытеснила константинопольскую практику? Ответ таков. Повсеместное распространение Иерусалимского устава на православном Востоке естественным образом принесло с собой и восьмипесенную практику. Причину же скорого распространения Иерусалимского устава объяснил проф. Н.Д. Успенский: «Начавшееся много раньше XII столетия проникновение в Константинополь иерусалимских обрядов и обычаев, заимствование канонов и других песнопений иерусалимского происхождения, а также праздников привело в XII веке к постепенному распространению в Константинопольском патриархате Иерусалимского устава.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-vtoroj-pesn...

Особенно значителен в отношении ко всему канону заключительный богородичен 9-й песни: “О, Дево благодатная, — вздыхаем мы вместе с творцами канона, — грады и веси наша честнаго зрака Твоего изображения, яко благоволения знамении обогатившая, благодарения наши приими и от бед нас избави: Тя бо, яко покров всемощный, величаем” 78 . Обращением к Божией Матери заканчивается и тропарь Всем русским святым, принятый в службе 1946 года. “Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами, в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве” 79 . В службе, составленной епископом Афанасием на 16 июля (более пространной), представляет интерес для разбираемой нами темы канон, положенный им на молебное пение 80 . Он построен по образцу известного канона Божией Матери “Многи­ми содержим напастьми” и поется, согласо указанию, без ирмосов. “Многими содержими напастьми, — читаем мы в первом тропаре 1-й песни этого канона, — к вам прибегаем, спасения ищуще, о святии сродницы наши, от лютых бед и нужд спасите нас” 81 . Далее, снова в развитие прошений, заимствованных из канона Богоматери, в тропаре 2-й песни канона читаем: “Страстей прилози и беды обуревают нас: утешение нам подайте, святии, к Богу вашими молитвами” 82 . Останавливает глубиной своего обращения ко святым тропарь из 3-й песни канона: “Молим вас, блаженнии, душевное смущение и печали бурю разорити и тишину нам подати начальника тишины Христа умолити” 83 . И совсем близок душе русского православного человека седален по 3-й песни: “Моление теплое принесите, прехвальнии, к милости источнику Господу, о святой Руси молящеся, Богородицу Владычицу вкупе с собою подвигните на молитву и от бед избавите нас, всем вскоре предстательствующии” 84 . Здесь молящийся русский человек как бы непосредственно входит в близкую, искреннюю беседу со святыми сродниками своими. “Милосердия бездну прострите нам, блаженнии, — вопиет дальше творец канона в песни четвертой, — призывающим вас на помощь; вы бо у милосерднаго Бога дерзновение велие стяжали есте” 85 .

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

За чтением Евангелия поется стихира евангельская, повторяющая основные мысли прочитанного отрывка из Святого Писания: «Слава в вышних Богу и на земле мир. Сегодня восприемлет Вифлеем всегда восседающего со Отцом; сегодня Ангелы рожденного Младенца боголепно славословят. Слава в вышних Богу и на земле мир, в людях благоволение». «Христос рождается! — славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Все люди и все земное творение воспевайте Бога с веселием, ибо Он (Господь) прославился », — так в русском переводе звучит текст песнопения, которым начинается исполнение Рождественского канона. Канон на Рождество Христово Начинается пение канона, особо торжественная часть утрени. Канон – духовно-поэтическое произведение, составленное по определенным правилам. Само слово «канон» означает «мера» или «правило». Канон состоит из девяти основных частей – песней. Песни состоят из нескольких тропарей, которые обычно читаются и ирмосов, которые исполняет хор. Слово «ирмос» означает «связь». Эти песнопения связывают между собой песни канона и библейские песни. Канон, как форма христианского гимнотворчества, окончательно сложился в Византии в VIII-IX веках. А над составлением Рождественского канона потрудился преподобный Иоанн Дамаскин , живший в VIII веке в Дамаске и в Иерусалиме. Определенное влияние на его творчество оказывали святоотеческие произведения. Так ирмос первой песни канона составлен под воздействием «слова на Рождество» святителя Григория Богослова — отца и учителя Церкви, жившего в IV веке. Первые строки этой праздничной проповеди таковы: «Христос рождается — славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!» В конце пения канона (на патриаршем богослужении его поют не весь, а только ирмосы) обычно поется песнь Пресвятой Богородицы, к которой присоединяются слова ирмоса девятой песни канона утрени Великой Пятницы «Честнейшую Херувим». Но на праздники в этом месте службы поются ирмос канона праздника с припевами. Славословие в честь Приснодевы Марии, сопровождаются каждением.

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

Буквально значение слова «ирмос» (греч. ειρμος) — «сцепление», «соединение» или «связь». Ирмос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Во-первых, канон по правилам должен петься весь целиком (как мы поем канон на Пасху или молебный канон Божией Матери), и ирмос определяет напев: как поется ирмос, так же, на этот напев, поются и тропари соответствующей песни канона. Если вы взять оригинальный греческий текст любого канона, то мы увидим, что там размер ирмоса равен размеру тропарей данной песни, т. е. ирмос задает гимнографическую форму для тропарей канона. Существуют и библейские тексты, связанные с каноном, но в нашем приходском богослужении они опускается, кроме будних дней Великого поста. Это песни Священного Писания или библейские песни — тексты Ветхого и Нового Заветов. Песни — потому что это слова, пропетые или как-то особенно торжественно возглашенные тем или иным лицом, о котором говорится в Св. Писании. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с песнями канона. Первая песнь — из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море…» Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32). Эта книга Моисеева представляет собой как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Почему 2-я песнь никогда не читается, куда она исчезла? Она исчезла не сразу. Не нужно думать, что ее никогда не было, она была и в редких случаях до сих пор сохранилась в канонах. Выдвигаются разные теории о причинах исчезновения второй песни. Однако ни одна из них не может быть признана вполне удовлетворительной. Третья песнь — из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила; она имеет хвалебный характер. Четвертая песнь — из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пятая — из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая — песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве кита, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая — из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельствах. Девятая песнь сохранилась даже в нашем сокращенном богослужении и мы слышим ее почти каждый день. Это песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа». (Лк. 1:46-55). Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту — Честнейшую. Десятая библейская песнь связана с 9-й песней канона, это слова пророка Захарии — отца Иоанна Предтечи (Лк. 1:68-79).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

В состав канонов песни ветхозаветных праведников вошли в таком порядке: первая песнь канона составлена по образцу песни Моисея по переходе чрез Чермное море; вторая – по образцу обличительной песни Моисея пред его кончиною к народу израильскому, забывшему благодеяния Божии; третья – по образцу песни св. Анны, матери Самуила, и изображает Церковь прежде пришествия Христова неплодствовавшею, подобно матери Самуила, а ныне веселящеюся о многих чадах своих; четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, провидевшего пришествие Христово; пятая – по образцу песни пророка Исаии, воспевающего избавление Церкви от врагов: шестая – по образцу песни пророка Ионы, боровшегося со смертью во чреве китове, и изображает состояние грешника, которого душа исполнися зол и живот аду приближися; седьмая и осьмая песни – по образцу песни трех отроков, исповедовавших суд Божий над ними и народом израильским и призывавших всю тварь к прославлению Господа за сохранение их невредимыми. Содержание девятой песни, всегда предваряемой песнью Богоматери, заимствуется из пророчественной песни Захарии, отца Иоанна Предтечи. Наконец, третий разряд – песни духовные . Этим именем обозначаются песни, составленные и составляемые самими христианами по вдохновению духа благодати. Они суть плод собственного духа христианина и всецело проникнуты духом благодати и истины Христовой. С принесением благодати и открытием истины Христовой Церковь должна была прославить Бога и изобразить славу Его более выразительно, точно и подробно, нежели это возможно было в песнях Ветхого завета. В этом состоит существенное отличие песен духовных от песнопений двух первых разрядов. Образчики этого рода песнопений мы находим уже в Священном Писании . Такова благодарственная песнь, воспетая верными по случаю чудесного спасения ап. Петра и Иоанна из темницы ( Деян. 6, 23–30 ). Контекст речи, равно как ритмический размер, близкий к размеру ветхозаветных песен, дают право считать за отрывки из песнопений апостольских христиан еще следующие места:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По прочтении тропарей трипеснца поется ирмос Великого канона данной песни. Катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней канона. Катавасией служит ирмос соответствующей песни Великого канона. По 3-й песни – малая ектения и седальны. По 6-й песни – ектения малая, кондак: «Душе моя...» Чтец – Блаженны. После 7-й песни канона – 8-я песнь трипеснца, затем 8-я песнь Великого канона. По «Хвалим, благословим...» – катавасия. Поется – «Честнейшую», затем тропари 9-й песни трипеснца и 9-я песнь Великого канона. По 9-й песни – малая ектения. Светилен – Троичен, текущего гласа, как обычно. Хвалитные псалмы. Великое славословие читается. На стиховне – стихиры Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен. По «Благо есть...» и «Отче наш» – кондак: «Душе моя, душе моя...», и обычное великопостное окончание утрени с великими поклонами (16). 1-й час , без кафизмы. Тропари: «Заутра услыши глас мой...» и «Стопы моя...» – читаются. По «Отче наш» – кондак: «Душе моя...» – Окончание обычное, с поклонами. Отпуст. Певцы: «Великаго Господина и Отца нашего...» Часы поем «поскору 32 , ради труда бденного». На часах – кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. На всех часах – по Трисвятом кондак: «Душе моя...» Вечерня четверга соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10. Триоди – на 6, Минеи – на 4. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен. Вход. Перед 1-й паримией прокимен, глас 7-й. «Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Перед 2-й, глас 6-й: «Воскликните Господеви, вся, земля...» И прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. «Поскору» выражается в том, что на кафизмах между «Славами» нет пения, тропари на чесах читаются, а не поются; в конце каждого часа молитва св. Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами. «Во Царствии Твоем...» на изобразительных читается, а не поется. Вечерня в святую четыредесятницу В нижеизложенной последовательности вседневная вечерня совершается в неделю (воскресенье) вечера и в те седмичные дни Святой Четыредесятницы, когда не соединяется с литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010