Гимнография. По греч. рукописям визант. периода известны 3 канона А. Самый ранний, 4-го гласа, датируется X в. и принадлежит гимнографу Арсению, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. IX. P. 176-188, 399-400) с акростихом «Αχιλλου με χρις φωτιζτω τν ξνον» (Ахиллия благодать да просветит меня странника). В греч. рукописях XI-XV вв. встречается канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Αχιλλου με τος λτοις στερ σκπε» (Ахиллия молитвами мя, Спасе, покрой), гимнографа Иосифа, чье имя вписано в тропари 9-й песни (Ταμεον. Ν 606. Σ. 200). Следующий из известных греч. канонов датируется XIV в. и принадлежит Антонию, архиеп. Ларисскому. Он был опубликован в 1761 г. в Венеции в майской Минее (переиздана в Афинах в 1952) вместе с упомянутым каноном Иосифа. В XVIII-XIX вв. в Венеции и Лариссе был осуществлен ряд изданий служб А. ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 1-2). Перенесение мощей А. в южнослав. земли после XIII в. обусловило появление как местной гимнографии А., так и редакций уже имеющихся текстов; так, напр., варианты канонов Иосифа зафиксированы в серб. (САНУ. 361, сер. XIII в.) и болг. (Крк. 19, XIV в.) рукописных Минеях. Известно неск. служб А. южнослав. происхождения. Служба, помещенная в праздничной Минее студийского типа (Sinait. slav. 25, XIV в.), имеет, по мнению К. Ивановой, болг. происхождение и написана для храма, где почивали мощи святого, скорее всего на Преспе. Еще одна, полиелейная, служба сохранилась в майской хиландарской Минее 230 (XV в.) иерусалимского типа и связана с Арилье. Канон этой службы предположительно написан на рубеже XIV-XV вв. книжником Никодимом из Тисманы. В 1962 г. Дж. Радойчичем по майской Минее (Хиландарь. 665, XV в.) были опубликованы ранее неизвестные тропарь и кондак А. Позднее было доказано, что лист с этими текстами был изъят из др., более поздней, рукописи Хиландарской коллекции - праздничной Минеи 250, 1670 г.), содержащей полную службу А. В древнерус. рукописях XI-XIII вв. служба А. не зафиксирована.

http://pravenc.ru/text/77188.html

Мч. Адриан. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Мч. Адриан. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. В IV в. свт. Митрофан , еп. Византия, построил ц. во имя А. и Наталии, где хранились их мощи. Позже мощи были перенесены из К-поля в Рим, где папа Гонорий I (625-638) построил на форуме (в бывш. здании сената) посвященный им храм; там они покоятся и в наст. время. Житие святых мучеников, по всей вероятности, составлено в V в. Пространное житие мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. пространное и краткое жития святых мучеников включены под 26 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436-437). Гимнография В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А. и Н. «в святейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргируполя» (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 384-385). Также А. упоминается в Стишном Прологе к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского (в т. ч. и ркп. XII в. Син. 330) и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1 С. 456, 493). В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 168. Л. 154-159) выписаны седален и кондак (отличные от помещенных в печатных Минеях), 5 стихир (3 из них совпадают с печатными), канон (тот же, что в печатных). В Мессинском Типиконе (1131), представляющем собой италийскую редакцию Студийского устава, предписано на утрене петь общий тропарь «      », читать житие святых; совершать литургию так же, как и 20 сент. Канон (2-го плагального, т. е. 6-го, гласа), написанный Феофаном Начертанным ( 845) и встречающийся во многих рукописях (XII в. Doch. gr. 32; кон. XIII - нач. XIV в. Син. греч. 450. Л. 187-192об.), вошел в печатные греч. и слав. Минеи. Славник на вечерне «      » в печатных Минеях атрибутируется Ефрему Карийский . В совр. Минеях помещен тропарь «        ». Служба в греч. Минее в целом совпадает с последованием слав. Минеи, однако в слав.- 2 тропаря мученикам; греч. (Αγουστος. Σ. 256-257) имеет на утрене стишной ямбический синаксарь святым мученикам («Αδριανο τμνουσι χερας κα πδας») после 6-й песни канона и 3 стихиры на хвалитех . Сохранились неопубликованные греч. службы А. и Наталии (Paris. Gr. 13. Fol. 378v, XIII; Fol. 215, 1575; Laur. 33. Fol. 173, XV; 43. Fol. 282v, XIV; Δ 45. Fol. 173v, XI). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., указана служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), а также полиелей Сретению иконы Владимирской Богоматери . По Уставу греч. Церквей поется последование со славником на вечерне. Иконография

http://pravenc.ru/text/63606.html

Песнопения воскресных дней по Пасхе (вплоть до Недели о слепом) совершаются в течение седмицы или чуть меньше, последний день может называться О. (в совр. печатном Типиконе - в отношении Недели 4-й по Пасхе - о расслабленном), хотя с этим О. соединяется неск. последований. Празднование Преполовения удлиняется в Иерусалимском уставе до среды следующей седмицы (т. о., О. становится «октавой» этого праздника). Вплоть до среды 6-й седмицы (перед Вознесением) поются пасхальные песнопения, сама среда получает название «Отдание Пасхи», в службе этого дня соединяются последования Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. В совр. практике эти указания игнорируются, служба совершается по уставу одного из будних дней Светлой седмицы, но с нек-рыми особенностями; данный устав сложился в греч. богослужебной практике к XIX в. ( Κωνσταντνος. Τυπικν. Σ. 202-203; Βιολκης. Τυπικν. 1888. Σ. 400-401). Если О. совпадает с воскресным днем, устав службы определяется Марковыми главами , помещенными в месяцеслове после О. На случай совпадения подвижных О. Вознесения и Пятидесятницы с днем полиелейного или бденного святого имеется указание в Марковой главе под 25 мая. Отдание Богоявления 14 янв. совпадает с днем памяти свт. Саввы Сербского, из-за чего его последование переносится на 12 янв., однако в дониконовском издании 1641 г. приводится вариант соединения его последования с О., если храм носит имя этого святого (Устав. М., 1641. Л. 424). В совр. практике РПЦ О. Богоявления может соединяться с полиелейной службой равноап. Нине, а 21 сент.- со службой свт. Димитрию Ростовскому. Уставные указания на этот счет помещены в совр. изданиях Минеи расширенного состава (Минея. Сент. М., 2003. С. 579-595; Минея. Янв. Ч. 1. М., 2002. С. 573-586) и частично отражают рубрики в издании Минеи дополнительной (М., 1909. Л. 19 об.- 31, 83 об.- 89 об.). Номера перечисленных глав и указаний слегка расходятся в отношении стихир на «Господи, воззвах», устава канона и положения кондака и икоса праздника по 3-й или 6-й песни.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Син. 840, 1-я треть XV в.; 838, 1386 г.; РНБ. Соф. 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. 364, 1343 г.; Вол. 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. 125, нач. XV в.; 128, XIV в.; ГИМ. Син. 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. 73, XV в.; 78, кон. XIV- нач. XV в.; 80, 2-я пол. XII в.; 81, XV в.; 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. 837, 1369 г.) ( Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти ( Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. 333, 1398 г.; 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца ( Крашенинникова. 2006. С. 379-382). Лит.: Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

Первые достоверные свидетельства использования К. в итало-греч. гимнографии относятся к сер. X в. и связаны с прп. Нилом Младшим Россанским (910-1004), автором мн. богослужебных гимнов, в т. ч. многострофных К. Нет никаких оснований полагать, что К. был устойчивой частью итало-греч. утрени до сер. Х в., т. е. до начала активной авторской деятельности прп. Нила. Об отсутствии К. в итало-греч. богослужении до эпохи прп. Нила свидетельствуют, в частности, немногочисленные итало-греч. служебные Минеи XI в.: напр., служебная Минея Vat. gr. 2 (XI в.), унциальная служебная Минея, палимпсест X в. из Центра им. Ивана Дуйчева (София) D. gr. 350 (локализация отсутствует), и 2 рукописи XI в. из собрания афонской Великой Лавры (Laur. Γ. 14 и Γ. 16) отражают архаическую нек-польскую структуру службы без К. В Минеях синайского комплекта XI в. (Sinait. gr. 579, 563, 570, 578; РНБ. Греч. 89, Sinait. gr. 595, 610, 613, 614, 624, 631, РНБ. Греч. 351) К. почти не встречается. Так, в Sinait. gr. 631 содержится только один однострофный К., представленный 1-м проимием: Τν ν πρεσβεαις κομητον θεοτκον (         - Fol. 46). Это почти в точности соответствует картине, наблюдаемой в Sinait. gr. 607, и сопоставимо с архаической Триодью Vat. gr. 771 (XI в.) итало-греч. происхождения, к-рая содержит один К. с остатками алфавитного акростиха в службе Страстной Пятницы. На Fol. 174v этой же Триоди имеется указание: κα εθ(ς) τ κονδ(κιον) ν («и тотчас К., который» [далее текст отсутствует]). На Fol. 185 еще один К. был написан др. почерком: Κονδ(κιον) τ γ κα μεγλ παρασκευ χ(ος) πλ(γιος) δ Τν δι μς σταυρωθντα... («К. в Святую и Великую Пятницу плагального 4-го гласа:      ») и т. д. На Fol. 251 в службе пятницы 3-й седмицы по Пасхе имеется маргинальная помета, выполненная почерком, отличным от основного, и помещенная после 6-й песни канона: ζτ(ει) τ κονδ(κιον) ες (τ) τλ(ος) το βιβλου «ищи К. в конце книги» (однако «в конце книги» ожидаемого К. нет). В конце концов, под влиянием к-польских мон-рей К. постепенно проник в структуру утрени (а затем и др. служб) по палестинскому Часослову и в др. регионах. Однако в то время, как авторы студийской гимнографической школы пытались соединить палестинский чин утрени с полным К., повсеместное распространение получила практика включать в нее К. лишь в сокращенной форме. Тем самым древний К. трансформировался в К. в позднейшем его значении. К. в древнейшей славянской традиции

http://pravenc.ru/text/1841894.html

Рукопись Соловецкой библиотеки, указанная нами выше, дополняет этот пробел. В ней содержится целых четыре описания встреч новых архиереев в городе Холмогорах: Афанасия, первого архиепископа холмогорского, в 1683 г., Сильвестра в 1705 г., Рафаила в 1709 и Варнавы в 1712. Самое замечательное из этих описаний, по обстоятельности, есть первое, помещенное в начале Чиновника, т. е. описание встречи первого архиепископа холмогорского Афанасия. Описание это весьма сходно с описанием встречи Иоакима в Новгороде. Как, там, так и здесь первый акт обряда заменен выходом архиерея к народу на особо уготованное место на площади. Но в изложении всего вообще обряда описание это более подробно и отмечает некоторые любопытные подробности. Второе описание, помещенное, как и следующие два, в летописи, приложенной к Чиновнику, относится к прибытию в Холмогоры преемника Афанасия Сильвестра в 1705 г. Оно короче первого по изложению, но полнее в том отношении, что в нем сохранилось еще указание на совершение первого акта обряда в чтении молитвы о граде на площади прежде вшествия в собор. Остальные два описания указывают уже на значительное сокращение обряда. О хождении вокруг города после богослужения в соборе в них уже не упоминается. Хождение это соединено здесь с шествием архиерея из ближайшей к пристани приходской церкви в собор. Порядок совершения обряда по этим последним описаниям следующий: с пристани архиерей шествовал со звоном в ближайшую приходскую церковь , куда собирались с иконами и крестами и другие городские причты. Здесь архиерей облачался и начинал молебен, который и пели во время шествия в собор. У некоторых из ворот города (кремля) были остановки. Во время первой остановки, по 3-й песни канона, была ектенья о царе, молитва о граде и осенение крестом; во время второй, по 6-й песни – евангелие, ектенья: Спаси Боже, молитва и осенение крестом. Иногда была и третья остановка, у третьих ворот. В соборе происходил отпуст молебна, поклонение гробницам прежних архиереев, литургия, иногда с поучением, и в конце всего поздравление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Первую панихиду, которая поется в доме умершего, пока он не погребен, нужно петь по особому «Последованию по исходе души», помещенному в конце Псалтири. «Сборник решения недоуменных вопросов из пастырской практики». Киев, 1903. Вып. 1. С. 71—72. На парастасе после Аллилуиа и тропарей поются Непорочны, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии «Блажени непорочнии в путь» — припев: «Помяни, Господи, души раб Твоих». Между статиями — малая заупокойная ектения. На 2-й статии «Твой есмь аз, спаси мя» — припев: «Упокой, Господи, души раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с двумя припевами: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (к первому тропарю) и «Упокой, Господи, души раб Твоих (или: душу раба Твоего)» — ко второму тропарю. День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля/9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года. Такое начало отпуста только в Пасхальную седмицу, а с Фомина воскресения, в Радоницу и до Вознесения — начало воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш». В случае чтения Евангелия над усопшим священником или архиереем начало полагается обычное: «И о сподобитися нам слышанию» и проч. скрыть способы оплаты Комментарии Елена Д. 13 апреля 2015, 21:54 Спаси Господи за статью. Очень пригодился чин панихиды на Пасхальной седмице (неожиданно пришлось заменить регента).Вопрос - по 3 песни канона не должно быть малой ектении и ипакои?(Священник удивился ,что ее нет в последовании,на всякий случай спели...)Благодарна за ответ. римма 13 марта 2015, 11:21 Господи Иисусе Христе, помяни моих родителей и моих родных в царствии твоем, прости их согрешения вольные и невольные. Борис 31 октября 2014, 19:24 Спасибо! Все доступно. Людмила 24 марта 2012, 21:25 Здравствуйте! Спасибо за статью. Нижегородское издание " Родное пепелище " выпустило книгу " ПСАЛТИРЬ.Панихида и молитвы по усопшим. " там есть " Последование панихиды " . А если переписать из статьи последование парастаса, то получится все в объеме.Мне это нужно ,т.к. я хожу в грузинскую церковь, а язык почти не знаю.Но службы там как и у нас и много людей воцерковленных.

http://pravoslavie.ru/2307.html

Собор 70 апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 94 об.) Собор 70 апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 94 об.) Память Собора 70 апостолов редко встречается в древних месяцесловах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 3). В богослужебной практике греч. Церквей (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 60), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 383), 4 янв. совершается служба Собора 70 апостолов и прп. Феоктиста Кукумского. Последование, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, включает в себя канон 4-го гласа с акростихом «Χριστο μαθητς δευτρους παινσω» (Да восхвалю вторых [в отличие от первых 12.- Ред.] учеников Христовых) гимнографа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни, кондака с икосом 2-го гласа и светильна . В Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 122-143), кроме упомянутых текстов помещены недостающие тексты для бденной службы, а также еще 6 стихир на Господи воззвах, включенные в основной цикл стихир, и анонимный канон Собору 70 апостолов, имеющий отдельный тропарь каждому из А. Октоих Память А. является основной литургической темой четверга. Среди текстов четверга всех 8 гласов им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (1-й цикл стихир), первые 2 стиховные стихиры вечерни и утрени, седальны после стихословия кафизм, 1-й канон утрени, атрибутируемый Феофану, 2 тропаря на блаженнах . В богослужении четверга (при будничной службе) употребляются также не зависящие от текущего гласа тексты, содержащие упоминания А.: тропарь (    ), кондак (        ) и эксапостиларий (        ). А. упоминаются также в прокимне и причастне литургии ( Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха//БТ. Сб. 32. С. 260-268). Помимо своих служб А. как непосредственные участники большинства евангельских событий упоминаются в гимнографии воскресных дней и праздников христологического цикла: Преображения - «                » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), событий Страстной седмицы - «                  » (ирмос 5-й песни канона четверга), Воскресения - «          » (3-я стихира на Господи воззвах в субботу вечера 7-го гласа), Вознесения - «                » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), Пятидесятницы - «                » (стихира на Господи воззвах малой вечерни). Подчеркивается участие А. в событии Успения Пресв. Богородицы: «          » (светилен Успения).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк. 10, 14) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом. После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу. После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении (1 Кор. 15, 39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа (Ин. 6, 35—39). Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю. При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых. Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек». Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.   ОТПЕВАНИЕ И ПОГРЕБЕНИЕ МОНАХОВ   Чин погребения монахов помещен в Большом Требнике.

http://pravoslavie.ru/2305.html

   Чин младенческого погребения короче чина погребения мирских человек (возрастных) и отличается от последнего следующим:    Чин отпевания младенцев также начинается чтением 90-го псалма, но в нем не поются ни кафизма (непорочны), ни тропари по непорочных.    Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца».    Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк.10:14) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом.    После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу.    После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении (1Кор.15:39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа (Ин.6:35—39).    Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю.    При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых.    Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек».    Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010