3) Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, или два святых, или два празднества, из коих каждому положена на «Блаженны» песнь канона, то в сих случаях «Блаженны» Октоиха оставляются, а поются или читаются 3-я и 6-я песни канонов Минеи на 8-мь. Если двум святым положены песни, то одному поется третья, а другому шестая песнь. 4) Если случится предпразднство, те из канона предпразднства читаются 3-я и 6-я песни. Если случится попразднство, то из канона праздника читаются песни рядовые. 5) Если случится предпразднство или попразднство и святой, которому положена на «Блаженны» песнь канона, то в дни предпразднства читается 3-я песнь канона предпразднства, в дни же попразднства – рядовая песнь канона праздника на 4-ре и 6-я песнь канона святому на 4-ре. 6) В отдание праздника читается рядовая песнь канона праздника, большею частью 9-я песнь на 6-ть, или если есть два канона празднику, то из обоих канонов на 8-мь. В отдание же Пасхи читается из канона Пасхи 3-я песнь, а из канона Недели о слепом – 6-я песнь на 8-мь. В отдание Сретения, если оно случится в сырную субботу, читается из канона праздника 9-я песнь, и из канона Отцам – 6-я на 8-мь. В отдание Благовещения, если оно случится в субботу 5-й седмицы великого поста, читаются 3-я и 6-я песни из канона Триоди, что в Типиконе обозначается так: «на литургии Блаженны акафиста, песнь 3-я и 6-я» (Тип., 26-го марта, указ об отдании Благовещения). В воскресение число тропарей на «Блаженны» бывает не более 12-ти и не менее 8-ми. «Блаженны» поются из Октоиха, исключая только праздники Господни: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Неделю ваий, Пятидесятницу, также Недели ап. Фомы и 24-го декабря, случившегося в Неделю (воскресение). 1) Если в Неделю не случится святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то «Блаженны» поются из Октоиха все 8-мь (Тип., гл. 2). 2) Если в Неделю случится святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона Минеи, то на «Блаженны» поются из Октоиха тропари на 6-ть и из канона святому или празднику 3-я песнь на 4-ре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

131 Канон св. Симеону Богоприимцу, поемый на утрене в день памяти св. Симеона и св. Анны пророчицы 3 февраля (второй тропарь 1й и 8й песни и первый тропарь 5й песни); стихиры на стиховне (стихира на «Слава»). 136 В богослужебных текстах праздника Сретения Господня восхваляется св. Анна такими словами: она называется боговдохновенной (шестая стихира на «Господи, воззвах»), непорочной и славной пророчицей (седален по 3й песне канона), всехвальной вдовой (первый тропарь 8й песни канона), целомудренной и преподобной старицей (третий тропарь 9й песни канона). 137 Канон, поемый на утрене в день Зачатия честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 23 сентября (Богородичен 7й песни); канон собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, празднуемого 7 января (первый тропарь 6й песни и третий тропарь 3й песни). 151 Каноны Богоявлению, поемые на утрене 6 января: первый канон (первый тропарь 7й песни), второй (первый тропарь 5й песни и третий тропарь 7й песни. Каноны предпразднства, поемые на утрене 5 января: первый (первый тропарь 1й песни), второй (третий тропарь 3й песни). См. также хвалитные стихиры праздника (вторая стихира). 152 Каноны, поемые на утрене во вторник 1го гласа (второй тропарь 4й песни и третий тропарь 8й песни), 5го гласа (второй тропарь 1й песни) и 6го гласа (третий тропарь 5й песни). 159 У святых евангелистов неодинаково означено время, протекшее после беседы Иисуса Христа до преображения: у Матфея (17, 1) и Марка (9, 2) 6 дней, а у Луки (9, 28) – 8. «Но здесь, – замечает свт. Иоанн Златоуст , – нет противоречия, ибо Лука разумел и тот день, в который говорил Иисус, и тот, в который возвел Он учеников Своих на гору, а Матфей и Марк считают только те дни, которые протекли между сими днями» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 56, 1). 164 Стихиры, поемые в день праздника Преображения Господня 6 августа: вторая стихира на «Господи, воззвах», стиховная стихира на «Слава». 167 Канон св. Космы Маюмского (первый канон празднику, поемый на утрене в день Преображения): третий тропарь 1й песни, второй тропарь 3й песни, второй тропарь 4й песни, первый, второй и третий тропари 6й песни, первый и третий тропари 7й песни и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   Библейские песни, о которых было сказано выше довольно кратко, представляют собою обоснование канонов. Надлежит ознакомиться с их содержанием и с взаимной связью между этими песнями и песнями наших канонов. Всего в Библии записано 12 песен, но песни Деворы (Суд. V гл.) и Езекии (Ис. 28:11-20) не вошли никак в богослужение наше и, таким образом, десять песней составляют фон нашего канона. При этом некоторые песни соединились в одну, а некоторые, наоборот, разделились. Схематически это выглядит так:    Песнь Моисеева (Исх. 15:1-19) дала 1 п. канона (Вт. 32:1-43) Анны (I Цар. 2:1-11) Аввакума (Авв. 3:1-19) Исаии (Ис. 26:9-19) Ионы (Ион. 2:3-10) Трех отроков составила две песни канона, а именно (Дан. 3: 26-56) дала 7 п. канона, а (Дан. 3:67-88) Богородицы (Лк. 1:46-55) не создала отдельной песни канона, вошла неизменной частью и целиком во все почти дни года, как т.н. «Честнейшая», стоя щая между 8 и 9 п. канона. Захарии (Лк. 1:68-79) дала 9 п. канона.    Скабалланович замечает: «Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6 песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные — четные (ср. Шестопсалмие), исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала...»    Обличительная песнь Моисея из Второзакония, по своему характеру составившая тему второй песни канона, приурочена только ко времени Великого Поста, так что в большую часть церковного года в каноне отсутствует вторая песнь.    Эти упомянутые девять библейских песен (или, точнее, восемь, так как песнь Богородицы стоит совсем особняком) дали темы авторам канонов для составления отдельных песен оного. Это совсем очевидно из содержания т.н. «ирмосов», которые очень часто составлены из отдельных выражений данной библейской песни, или даже целиком ее воспроизводят. Как пример можно привести: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его, славно бо прославися», или «Вонми небо и возглаголю», ... Иногда эта связь — не буквальная, но все же идеологически вполне выдержанная, как например: «Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше яве...», или «Образу златому на поле Деире...» и т.д. Но весьма часто никакой связи, ни буквальной, ни по содержанию в том или ином ирмосе не сохранится, как например, в таком случае, как наиболее частая в году катавасия: «Отверзу уста моя и наполнятся духа и слово отрыгну Царице Матери и явлюся светло торжествуя и воспою радуяся Тоя чудеса». Или: «Царю царей, яковый от яковаго един слове происшедый...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Библейские песни, о которых было сказано выше довольно кратко, представляют собою обоснование канонов. Надлежит ознакомиться с их содержанием и с взаимной связью между этими песнями и песнями наших канонов. Всего в Библии записано 12 песен, но песни Деворы ( Cyд. V гл.) и Езекии ( Ис. 28:11–20 ) не вошли никак в богослужение наше и, таким образом, десять песней составляют фон нашего канона. При этом некоторые песни соединились в одну, а некоторые, наоборот, разделились. Схематически это выглядит так: Песнь Моисеева ( Исх. 15:1–19 ) дала 1 п. канона и 2 п.( Втор. 32:1–43 ); Анны ( I Цap. 2:1–11 ) – 3 п.; Аввакума ( Авв. 3:1–19 ) – 4 п.; Исаии ( Ис. 26:9–19 ) – 5 п.; Ионы ( Ион. 2:3–10 ) – 6 п. Трех отроков составила две песни канона, а именно ( Дан. 3: 26–56 ) дала 7 п. канона, а ( Дан. 3:67–88 ) – 8 п. Песнь Богородицы ( Лк. 1:46–55 ) не создала отдельной песни канона, вошла неизменной частью и целиком во все почти дни года, как т.н. «Честнейшая», стоящая между 8 и 9 п. канона. Песнь Захарии ( Лк. 1:68–79 ) дала 9 п. канона. Скабалланович замечает: «Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6 песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные – четные (ср. Шестопсалмие), исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала...» Обличительная песнь Моисея из Второзакония, по своему характеру составившая тему второй песни канона, приурочена только ко времени Великого Поста, так что в большую часть церковного года в каноне отсутствует вторая песнь. Эти упомянутые девять библейских песен (или, точнее, восемь, так как песнь Богородицы стоит совсем особняком) дали темы авторам канонов для составления отдельных песен оного. Это совсем очевидно из содержания т.н. «ирмосов», которые очень часто составлены из отдельных выражений данной библейской песни, или даже целиком ее воспроизводят. Как пример можно привести: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его, славно бо прославися», или «Вонми небо и возглаголю», ... Иногда эта связь – не буквальная, но все же идеологически вполне выдержанная, как например: «Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше яве...», или «Образу златому на поле Деире...» и т.д. Но весьма часто никакой связи, ни буквальной, ни по содержанию в том или ином ирмосе не сохранится, как например, в таком случае, как наиболее частая в году катавасия: «Отверзу уста моя и наполнятся духа и слово отрыгну Царице Матери и явлюся светло торжествуя и воспою радуяся Тоя чудеса». Или: «Царю царей, яковый от яковаго един слове происшедый...»

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

271 De fide orth 1 II. C 30 M.P t 94 coll 977 CD/Русск. пер. C. 118 Там же. 1 III C 18 coll 1072С/Русск. пер. C 179. 272 Канон в неделю Фомину: 3-й тропарь 7-й песни ср. Канон Богородичный 8-го гласа 3-й тропарь 4-й песни. О принадлежности Дамаскину первого из этих канонов надписываемого именем Иоанна монаха см Архиеп Филарет Историч обзор песнопевцев. С. 249. 275 Канон Богородичный 5-го гласа 1-й тропарь 8-й песни канон Богородичный 7-го гласа 2-й тропарь 3-й песни. 276 Канон Богородичный 1-го гласа 3-й тропарь 6-й песни канон воскресный 5-го гласа 1-й тропарь 6-й песни канон Богородичный 8-го гласа 1-Й тропарь 5-й песни. 283 Канон на Рождество Христово 1-й тропарь 5-й песни канон на Пятидесятницу  2-й тропарь 3-й песни 285 Канон крестовоскресный 2-го гласа 4-й тропарь 7-й песни канон воскресн. 8-го гласа 3-й тропарь 3-й песни. 289 Канон воскресный 6-го гласа 3-й тропарь 8-й песни такой же канон 2 гласа 3-й тропарь 9-й песни. 296 По свидетельству святителя Филарета Дамаскину принадлежат не только канон пасхальный, но и часы пасхальные и утреня и служба на всю светлую седмицу весь вообще чин службы пасхальной (Истор. обзор песнопевцев. С 257). 299 Канон на Пятидесятницу 1-й тропарь 5-й песни ср Канон крестовоскресный б-го гласа 1-й тропарь 7-й песни Пресветло омывшись естество человеческое по словам Дамаскина «прегрешений прежних убе же» (Канон на Богоявление 3-й тропарь 8-й песни). 300 Канон на Богоявление 4-й тропарь 7-й песни В том же каноне находим выражение что Христос омыл человека от темного и оскверненного яда врага т.е. от греха (1-й тропарь 5-й песни). 302 2-я стихира 2-го гласа на Господи воззвах и на стиховне ср. Канон крестовоскресный 7-го гласа 2-й тропарь 8-й песни Образный язык церковного поэта рисует нам смерть как бы лежащею без дыхания Канон воскресный б-го гласа 3-й тропарь 3-й песни. 303 Тропарь «Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий». О принадлежности его Дамаскину см. Архиеп. Филарет Истор. обзор песнопевцев С. 253. 304 4 я стихира 4-го гласа на стиховне 2 я стихира 5-го гласа на Господи воззвах 2-я стихира 3-го гласа на стиховне канон воскресный 8-го гласа 2-й тропарь 1-й песни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Канон приводит 4 тропаря, исполяемых на 4-й глас. Ирмоса канона не входят в содержание краегранесия, но начальные буквы седальна по 3-й песни и кондак с икосом по 6-й входят в состав акростиха. Рефрен по окончании каждой песни канона, традиционно присущий владыке, в этом богослужении отсутствует. В 1-й песни канона владыка вспоминает лик святых, просиявших в самом Ростове, и «Великого первопастыря» – святителя Леонтия. Оканчивается песнь богородичном, прославляющим Толгскую икону Божией Матери – покровительницу Ярославля. 3-я и 4-я песни канона в основном прославляют святителей, их подвиг веры и жития, а в 3-м тропаре 4-й песни канона упоминается преподобный Сергий Радонежский. Интерес вызывает богородичен 3-й песни: «во успении Твоем, нас не оставляющая» , так как его рефрен сходен с окончанием акафиста Успения Пресвятой Богородицы . 5-я песнь канона посвящена прославлению благоверных князей, преподобных мужей и жен, подвиг которых проходил преимущественно в Ростовской земле. Богородичен к приводимой песни канона вспоминает «В Ростове Умиления образ прославльшую» икону Богородицы, особо почитаемую в указанной земле. 6-я песнь прославляет подвиги святых, которые просияли в Ярославской земле. В кондаке, приводимом по 6-й песни, святым как предстоящим Святой Троице возносится молитва не отступать от нас духом, молится о даровании нерушимого мира и любви среди всех людей. Рефрен кондака и икоса одинаков. 7-я песнь – «Древний Углич на брезе Волги красуется верою и молитвами подвижник своих…»  оканчивается богородичном «покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором» , схожим с рефреном акафиста Покрову Пресвятой Богородице . 8-я песнь вспоминает святых Переславля-Залесского – благоверного князя Александра Невского, преподобных Никиты, Даниила и Андрея. В 9-й песни упоминаются Любимоград, «обнорские берега» и «пустыни Пошехонские и Ломские» со своими святыми. 3-й тропарь 9-й песни канона еще раз прославляет сонм святых, просиявших в «Ростове и Ярославле и во всей области их», а также присутствует упоминание о «прославленных и непрославленных, ведомых и неведомых» святых. Эти слова сходны с 3-м тропарем 9-й песни канона Всем русским святым , написанного святителем Афанасием епископом Ковровским.

http://bogoslov.ru/article/5607985

162. Ирмос песни 8 Воскресению “Вавилонская пещь” 163. Ирмос песни 8 Сретению “В непостояннем огни” Глас 4 164. Ирмос песни 8 Преображению “В Вавилоне отроцы” Глас 5 165. Ирмос песни 1 Воскресению “Кони и всадники” 166. Ирмос песни 6 Вознесению “Обыде мя бездна” 167. Ирмос песни 7 Вознесению “В пещи огненней” 168. Ирмос песни 8 Воскресению “Тебе Вседетелю” Глас 6 169. Ирмос песни 1 в Великую субботу “Волною морскою” 170. Ирмос песни 3 в Великую субботу “Тебе на водах” 171. Ирмос песни 5 в Великую пятницу “К Тебе утреннюю” Глас 7 172. Ирмос песни 9 Воскресению “Выше естества Матерь” 173. Ирмос песни 9 в неделю Пятидесятницы “Нетления искушением рождьшая” Глас 8 174. Ирмос песни 1 Воздвижению “Креста начертав Моисей” 175. Ирмос песни 5 Рождеству Богородицы “Господи Боже наш” 176. Ирмос песни 6 Воздвижению “Воднаго зверя” 177. Ирмос песни 7 Рождеству Богородицы “Халдейская пещь” 178. Ирмос песни 8 Воздвижению “Благословите дети” 179. Припевы 9й песни (всем праздникам, кроме Сретения) Песнопения из книги “Обиход” 180. Величания праздникам 181. Прокимны:   Дал еси 182. Кто Бог 183. Бог наш 184. Внуши Боже 185. Возлюблю Тя 186. Дал еси 187. Стихиры на погребении: Зряще мя безгласна 188. Земля зинувши Песнопения “Обедницы” 189. Песнопение из Евхаристии “Имамы” 190. Песнопения: Благословен грядый 191. Тело Христово 192  Аллилуия Песнопения из книги “Праздники” 193. Кондак из праздника Рождества Христова “Девая днесь” 194. Стихира на Преображение “Поят Христос Петра” Песнопения из книги “Трезвоны” [Трезвоны. — М.: Знаменное пение, 1914. — 186 с.] 195. Стихира Покрову “Наста днесь” Составленный список песнопений, исполняемых “напевкой”, позволил уяснить, что представляет собой исследуемый вид пения в репертуарном отношении. Список дает достаточно четкое представление и о причинах, влияющих на исполнение того или иного песнопения “напевкой”. Причин этих несколько, и они взаимосвязаны. Во-первых, по “напевке” поются ирмосы. То есть речь идет о песнопениях одного, конкретного жанра, силлабического и невматического склада, одного роспева — знаменного. Письменная версия этих напевов изложена в певческой книге “Ирмосы”. В основном, это ирмосы воскресных канонов, так называемые “богородичные” (они исполняются в Богородичные праздники, и часто, в качестве катавасии — ирмос первой песни “Отверзу уста моя”), и ирмосы заупокойного канона (ирмос первой песни — “Воду прошед”). Частота употребления песнопений за богослужениями в течение года является основной причиной, объясняющей исполнение их “напевкой”. Ирмосы же, звучащие только один раз в году, в тот или иной праздник, поются по крюкам, а не “напевкой”.

http://azbyka.ru/kliros/tradiczii-staroo...

и т. д. (л. 147). После стиха: И разливашеся пламень…, над которым надписано: «на 14», поется ирмос канона Минеи, затем стих: И обыде и пожже... и тропарь канона Минеи, стих: Ангел же Господень... и тропарь, стих: И отрясе пламень... и тропарь, стих: И сотвори среднее... и тропарь, стих: Тогда трие... и тропарь. После этого 29 стих: Благословен еси, Господи... и тропарь из канона Иосифа и т. д. по порядку, стих: Благословен еси на престоле... и тропарь из канона Феодора, стих: Благословен еси на тверди... и тропарь этого канона, Слава... троичен того же канона, И ныне... и богородичен его; затем стих: Святым, иже суть на земли... и мученичен, стих: Блажени, яже избрал... и мертвен; в заключение на катавасию ирмос второго четверопеснца. 8-я песнь Свящ. Писания, подобно 7-й, сначала стихословится одна без канона попеременно на оба лика, начиная с первых слов: Благословите, вся дела Господня... (л. 148 на об.). После стиха с надписью «на 14»: Благословите, огнь и вар... поется ирмос канона Минеи, после следующего стиха: Благословите, росы и иней... – тропарь канона Минеи и т. д. по порядку; после стиха с надписью «на 8»: Благословите, вся птицы... – тропарь канона Иософа, после стиха с надписью «на 4»: Благословите, Анания, Азария... тропарь канона Феодора и т. д. до конца. После 8 песни стихословится песнь Божией Матери: Величит душа моя Господа... и поется Честнейшую... (Тип., гл. 20). 9 песнь Свящ. Писания и канона стихословится так: сначала поется ирмос канона Минеи, потом стих: Благословен Господь Бог израилев... (л. 150) и тропарь канона Минеи и т. д. по порядку, стих: Клятву, ею же клятся... и тропарь канона Иосифа и т. д. по порядку, стих: Клятву, ею же клятся... и тропарь канона Феодора и т. д. до конца. Конечные припевы 8 и 9 песней чит. в Триоди Постной. По 3 песни и ектении – кондак и седален Минеи. Седален Триоди: Нас ради претерпевый... Слава, тот же седален. И ныне, богородичен: Скорый твой покров... Кондак и икос святого, также седален. Слава, и ныне, богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И этот грех не наш только личный, а главным образом, первородный, унаследованный от праотца Адама: «Нов… Отрочищ (младенец)… древняго вся (всех) свободи преступления…» ([там же, 1-й] тропарь 6-й песни). Но Он же и «моя летная (многолетние) прегрешения» очищает ([там же, 3-й] тропарь 4-й песни). И часто говорится об Адаме и Еве: «Приидох бо, – говорит Сам Господь, – болезнь всю отъяти Адамову…» (22 декабря, стихира на «Господи, воззвах»). И этот грех называется «ядом» диавола, этой «змиевой главы» (25 декабря, тропарь 4-й песни канона на утрене). От сего-то главного зла пришел избавить вселенную, «все естество человеческое», родившийся Господь. Но не менее, а еще более часто и усиленно Церковь внедряет мысль, что вторым делом, хотя и первым по важности, есть избавление рода человеческого от власти диавольской. Можно сказать, почти нет страницы, где бы об этом не говорилось. «Грядет Христос лукаваго сокрушити… и разрешити связанныя…» им (22 декабря, стихира на стиховне на вечерне). «В рабий облещися образ восхотел еси, яко да (от) работы мя лукаваго избавиши…» (23 декабря, тропарь 3-й песни канона на утрене), дабы «яд очистити змиевы главы» (25 декабря, тропарь 4-й песни канона на утрене). И теперь «враг льстец уязвися» «и крепкою рукою Божественною убивается, во спасение нас» (24 декабря, тропарь 7-й песни канона на повечерии); «змий упраздняя» (25 декабря, стихира на стиховне на вечерне), «ратник (борец, воин) убивается» (22 декабря, тропарь 1-й песни канона на утрене). Человечеству, которое доселе было под рабством греха и врага, дарована свобода: «В рабех кесаревым повелением написатися покорься (повинуясь); и нас рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе» (25 декабря, тропарь 5-й песни канона на утрене). «Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася, пеленами, Спасе, повиваему Тебе…» (24 декабря, тропарь 8-й песни канона на повечерии). И эта мысль об освобождении наглядно выражается таким сравнением: «…с рабы пожити Владыка всех прииде, владычества чуждаго избавляя ны, низведенныя тлею…» (24 декабря, [икос] по 6-й песни канона на утрене).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Хотя теоретически канон состоит из 9 песней, в современном Церковном Уставе 2-я песнь исполняется крайне редко. В частности, на утрене она поется всего 11 дней в году: во вторник сырной седмицы, во все вторники Святой Четыредесятницы, в субботы мясопустную, сырную и Троицкую, в четверг 5-й седмицы Великого поста. На повечерии 2-я песнь поется также весьма редко: 21 декабря, в понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы Великого поста, в субботу Лазареву, Великий Вторник, во все вторники от Антипасхи до отдания Пятидесятницы. Во всех остальных случаях каноны содержат не более 8 песней. Итак, основу канонов составляют библейские песни: 1. песнь Моисея ( Исх. 15, 1–19 ) дала 1-ю песнь канона; 2. песнь Моисея ( Втор. 32, 1–43 ) дала 2-ю песнь канона; 3. песнь Анны ( 1Цар. 2, 1–10 ) дала 3-ю песнь канона; 4. песнь Аввакума ( Авв. 3, 1–19 ) дала 4-ю песнь канона; 5. песнь Исаии ( Ис. 26, 9–19 ) дала 5-ю песнь канона; 6. песнь Ионы ( Иона 2, 3–10 ) дала 6-ю песнь канона; 7. песнь трех отроков составила две песни канона, а именно: ( Дан. 3, 26–56 ) – 7-ю песнь канона и ( Дан. 3, 57–88 ) – 8-ю песнь канона; 8. песнь Богородицы ( Лк. 1, 46–55 ) не создала отдельной песни канона, но стала непременной его частью и целиком поется почти во все дни года (в церковном обиходе именуется «Честнейшую», поется между 8-й и 9-й песньми канона); 9. песнь Захарии ( Лк. 1, 68–79 ) дала 9-ю песнь канона. В идеале, который предстоит перед творцом канона, тема библейской песни должна быть выдержана не только в ирмосе данной песни, но и во всех ее тропарях. Но этого достичь очень сложно, так как кроме верности библейскому содержанию песни автор должен вложить в данную песнь канона прославление святого данного дня или празднуемого события. Кроме этой связи по содержанию, Устав Церковный связывает и употребление песней канона с библейскими песньми. Библейские песни не только послужили темой авторам канонов, они наряду с песньми канона, употребляются и в церковном богослужении. Стихи библейских песней служат (или должны служить) припевами к отдельным ирмосам и тропарям канона. Но почти повсеместная практика упразднила употребление стихов библейских песней, кроме седмичных дней Великого поста. Их заменили особыми сокращенными припевами в честь празднуемого лица или события: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», или «Преподобне отче... (имярек) моли Бога о нас». Процесс вытеснения библейских песен стихами начался в XVI веке, и в настоящее время канон сделался чем-то независимым, обособленным от песней Священного Писания .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010