Рукопись Соловецкой библиотеки, указанная нами выше, дополняет этот пробел. В ней содержится целых четыре описания встреч новых архиереев в городе Холмогорах: Афанасия, первого архиепископа холмогорского, в 1683 г., Сильвестра в 1705 г., Рафаила в 1709 и Варнавы в 1712. Самое замечательное из этих описаний, по обстоятельности, есть первое, помещенное в начале Чиновника, т. е. описание встречи первого архиепископа холмогорского Афанасия. Описание это весьма сходно с описанием встречи Иоакима в Новгороде. Как, там, так и здесь первый акт обряда заменен выходом архиерея к народу на особо уготованное место на площади. Но в изложении всего вообще обряда описание это более подробно и отмечает некоторые любопытные подробности. Второе описание, помещенное, как и следующие два, в летописи, приложенной к Чиновнику, относится к прибытию в Холмогоры преемника Афанасия Сильвестра в 1705 г. Оно короче первого по изложению, но полнее в том отношении, что в нем сохранилось еще указание на совершение первого акта обряда в чтении молитвы о граде на площади прежде вшествия в собор. Остальные два описания указывают уже на значительное сокращение обряда. О хождении вокруг города после богослужения в соборе в них уже не упоминается. Хождение это соединено здесь с шествием архиерея из ближайшей к пристани приходской церкви в собор. Порядок совершения обряда по этим последним описаниям следующий: с пристани архиерей шествовал со звоном в ближайшую приходскую церковь , куда собирались с иконами и крестами и другие городские причты. Здесь архиерей облачался и начинал молебен, который и пели во время шествия в собор. У некоторых из ворот города (кремля) были остановки. Во время первой остановки, по 3-й песни канона, была ектенья о царе, молитва о граде и осенение крестом; во время второй, по 6-й песни – евангелие, ектенья: Спаси Боже, молитва и осенение крестом. Иногда была и третья остановка, у третьих ворот. В соборе происходил отпуст молебна, поклонение гробницам прежних архиереев, литургия, иногда с поучением, и в конце всего поздравление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

363 3) Употребление при христианском Богослужении молитвы Аввакумовой видим из древнего Мозарабского служебника, в котором предписывалось петь этот гимн в великую Субботу. 364 Беда Достопочтенный , писатель западный 8-го века, замечает, что, по обыкновению святой и Вселенской церкви, этот гимн поется торжественно в каждую Субботу на утренней хвале. 365 4) Молитва Азарии или 3-х отроков известна была еще во времена Оригена . Св. Златоуст писал, что песни друзей Даниила поются в восторге духа по всей Вселенной. 366 Св. Афанасий Великий называет песнь отроков песнию утреннею. 367 Св. Прокл, ученик св. Златоуста, говорит: «вся Вселенная каждый день воспевает песнь: «благословите вся дела Господня Господа». На западе, говорит Руфин, 368 эту песнь пели в дни торжественные. 369 В Литургии св. Германа, 370 (скончав. 90 лет в 740), после чтения из книг пророческих повелевалось петь гимн трех отроков. Таким образом мы видим употребление Ветхозаветных песней при Христианском Богослужении еще в глубокой древности. Отцы церкви на эти, как наиболее известные христианам, Ветхозаветные гимны писали свои толкования, начиная с 4-го и даже с 3-го века, и произносили их в обществе верующих. Укажем на св. Ипполита, Дидима, Евсевия, Феодорита Ираклийского, как толкователей сих гимнов. 371 Выше всякого вероятия, что эти же Ветхозаветные гимны в 8-м веке св. И. Дамаскин 372 положил в основание своих ирмосов. Отшельники востока долго пели Ветхозаветные гимны, по причине давности их, вместо канона даже после того, как введены были на утреннем Богослужении тропари канона. 373 У синайских отшельников Ветхозаветные гимны пелись без тропарей потому, что тропари положено петь клирикам, а не простым неосвященным людям. 374 Уставом нашей Православной церкви положено петь песни Ветхозаветных авторов в великий пост, как в дни покаяния и сокрушения о грехах. 375 В) К Ветхозаветным гимнам в скором времени присоединены были оды, помещенные в книгах Нового завета, но принадлежащие мужам и женам, стоявшим на рубеже Ветхого завета, и составленные в духе и форме Еврейской поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (3 стихиры) и стихиры на стиховне. Великая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (10 стихир – 3 воскресные, 4 «восточны» 142 и 3 Павла Амморейского) с догматиком на «И ныне», стихиры на стиховне и тропарь воскресный с Богородичным. Повечерие: канон Пресвятой Богородице. Полунощница: канон Живоначальной Троице. Утреня: седальны по 1-й и 2-й кафисме, ипакои, степенны антифоны, прокимен, три канона 143 (воскресный, крестовоскресный и Богородице, по 6-й песни – воскресные кондак и икос), стихиры на «Хвалите…», тропарь воскресный конечный. Также после песнопений утрени следуют некоторые тексты литургии, которые, однако, не выделены в самостоятельный раздел: «Блаженны» и прокимен. Во все седмичные дни помещаются следующие молитвословия: Вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» и стихиры на стиховне. Повечерие: канон Пресвятой Богородице. Утреня: седальны по 1-й, 2-й и 3-й кафисме, два канона, стихиры на стиховне, «Блаженны» на литургии 144 . Отдельно следует указать каноны, помещенные в Октоихе в седмичные дни, и используемые на практике их припевы. Понедельник: покаянный, или «умилительный» (припев – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»), и Бесплотным Силам («Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас»). Вторник: покаянный («Помилуй мя, Боже, помилуй мя») и святому Иоанну Предтече («Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас» 145 ). Среда и пятница: Кресту («Слава Господи, Кресту Твоему Честному») и Богородице («Пресвятая Богородице, спаси нас»). Четверг: святым апостолам («Святии апостоли, молите Бога о нас») и святителю Николаю Чудотворцу («Святителю отче Николае, моли Бога о нас»). Суббота: всем святым («Вси святии, молите Бога о нас») и заупокойный (к 1-му тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). §7.2. Приложения Октоиха В Октоихе достаточно большое количество приложений. Укажем те из них, которые имеют особое значение и используются в богослужебной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Собор 70 апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 94 об.) Собор 70 апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 94 об.) Память Собора 70 апостолов редко встречается в древних месяцесловах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 3). В богослужебной практике греч. Церквей (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 60), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 383), 4 янв. совершается служба Собора 70 апостолов и прп. Феоктиста Кукумского. Последование, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, включает в себя канон 4-го гласа с акростихом «Χριστο μαθητς δευτρους παινσω» (Да восхвалю вторых [в отличие от первых 12.- Ред.] учеников Христовых) гимнографа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни, кондака с икосом 2-го гласа и светильна . В Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 122-143), кроме упомянутых текстов помещены недостающие тексты для бденной службы, а также еще 6 стихир на Господи воззвах, включенные в основной цикл стихир, и анонимный канон Собору 70 апостолов, имеющий отдельный тропарь каждому из А. Октоих Память А. является основной литургической темой четверга. Среди текстов четверга всех 8 гласов им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (1-й цикл стихир), первые 2 стиховные стихиры вечерни и утрени, седальны после стихословия кафизм, 1-й канон утрени, атрибутируемый Феофану, 2 тропаря на блаженнах . В богослужении четверга (при будничной службе) употребляются также не зависящие от текущего гласа тексты, содержащие упоминания А.: тропарь (    ), кондак (        ) и эксапостиларий (        ). А. упоминаются также в прокимне и причастне литургии ( Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха//БТ. Сб. 32. С. 260-268). Помимо своих служб А. как непосредственные участники большинства евангельских событий упоминаются в гимнографии воскресных дней и праздников христологического цикла: Преображения - «                » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), событий Страстной седмицы - «                  » (ирмос 5-й песни канона четверга), Воскресения - «          » (3-я стихира на Господи воззвах в субботу вечера 7-го гласа), Вознесения - «                » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), Пятидесятницы - «                » (стихира на Господи воззвах малой вечерни). Подчеркивается участие А. в событии Успения Пресв. Богородицы: «          » (светилен Успения).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Первую панихиду, которая поется в доме умершего, пока он не погребен, нужно петь по особому «Последованию по исходе души», помещенному в конце Псалтири. «Сборник решения недоуменных вопросов из пастырской практики». Киев, 1903. Вып. 1. С. 71—72. На парастасе после Аллилуиа и тропарей поются Непорочны, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии «Блажени непорочнии в путь» — припев: «Помяни, Господи, души раб Твоих». Между статиями — малая заупокойная ектения. На 2-й статии «Твой есмь аз, спаси мя» — припев: «Упокой, Господи, души раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с двумя припевами: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (к первому тропарю) и «Упокой, Господи, души раб Твоих (или: душу раба Твоего)» — ко второму тропарю. День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля/9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года. Такое начало отпуста только в Пасхальную седмицу, а с Фомина воскресения, в Радоницу и до Вознесения — начало воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш». В случае чтения Евангелия над усопшим священником или архиереем начало полагается обычное: «И о сподобитися нам слышанию» и проч. скрыть способы оплаты Комментарии Елена Д. 13 апреля 2015, 21:54 Спаси Господи за статью. Очень пригодился чин панихиды на Пасхальной седмице (неожиданно пришлось заменить регента).Вопрос - по 3 песни канона не должно быть малой ектении и ипакои?(Священник удивился ,что ее нет в последовании,на всякий случай спели...)Благодарна за ответ. римма 13 марта 2015, 11:21 Господи Иисусе Христе, помяни моих родителей и моих родных в царствии твоем, прости их согрешения вольные и невольные. Борис 31 октября 2014, 19:24 Спасибо! Все доступно. Людмила 24 марта 2012, 21:25 Здравствуйте! Спасибо за статью. Нижегородское издание " Родное пепелище " выпустило книгу " ПСАЛТИРЬ.Панихида и молитвы по усопшим. " там есть " Последование панихиды " . А если переписать из статьи последование парастаса, то получится все в объеме.Мне это нужно ,т.к. я хожу в грузинскую церковь, а язык почти не знаю.Но службы там как и у нас и много людей воцерковленных.

http://pravoslavie.ru/2307.html

А в довершение всего сил так мало и у меня и. особенно, у Верочки, что вообще-то бы никуда не поехал, а ходил бы только по утрам в церковь , а потом сидел бы на печке (в валенках). Как сказано – «покоя сердце просит». Храни Вас Бог, дорогой Владыко. Н[ине] С[ергеевне] искренний привет, пусть простит, что я не знаю ее фамилии и Вашего отчества. Ваши С[ергей] и В[ера]. Д. 46. Л. 109–109 об. Подлинник. Автограф. 870 Святитель Афанасий писал: «Господь да поможет Вам [неуклонно] шествовать «путем Отцов»... «Монастырь в миру» – на эту тему была написана большая тетрадь покойным отцом Валентином Свенцицким ... Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду ее я считаю существенно необходимой... Вы знаете меня, что я не аскет-созерцатель. Я уставщик, обрядовер и, может быть, даже в некоторых отношениях буквоед. Я, говоря о «монастыре в миру», стал бы говорить о внешнем поведении православных христиан – монахов в миру. Ваша книга – богословское обоснование «монастыря в миру»... С любовью обнимаю Вас и лобызаю и паки прошу прошения... Спасайтесь о Господе. С любовью богомолец Ваш епископ Афанасий». Фудель по этому поводу писал: «Тут все его: и «буквоедство», и любовь смиренной и великой души старца-епископа, одного из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них неоскудевающего мужества и неугасимого тепла» (письмо от 30 сентября 1958 г. См.: Молитва всех вас спасет. С. 524 – 525). 873 Начало 3-й песни целого ряда канонов 2-го гласа, помещенных в Октоихе. Данный ирмос также входит в трипеснец Великой Среды, используется в канонах служб святым. 874 Начало ирмоса воскресного канона Октоиха 6-го гласа. Ирмос используется также в каноне панихиды и отпевания, в канонах служб святым. 876 Статью С. И. Фуделя об А. С. Хомякове напечатать в «Журнале Московской Патриархии» действительно не удалось. Очерк впоследствии был переработан в статью «Славянофильство и Церковь ». Издана после смерти автора в журнале «Вестник Русского христианского движения» (Париж. 1978. 125). Переизд.: Фудель С. И. Собр. соч. В З т. М., 2005. Т 3. С. 179 – 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слава, и ныне. Единородный Сыне... Малая ектения и возглас. 3 антифон: Услышите сия, вси языцы... и тропарь: Вознеслся еси... Следующие стихи и после каждого – тропарь: Вознеслся еси Вход. Премудрость, прости. Входный стих: Взыде Бог в воскликновении Господь во гласе трубне. Тропарь: Вознеслся еси... Слава, и ныне, кондак: Еже о нас исполнив. Трисвятое и т. д. Прокимен: Вознесыйся на небеса... со стихом: Готово сердце... (до отдания). Апостол – Деяний зач. 1. Аллилуиарий: Взыде Бог... со стихом. Евангелие Луки – зач. 114. Вместо Достойно – Тя паче ума... (до отдания праздника). Причастен: Взыде Бог... 879 Дополнительные примечания о богослужении праздника Вознесения Господня Типикон допускает накануне праздника Вознесения Господня, вместо всенощного бдения, повечеру петь великую вечерню, а утром утреню. В таком случае на вечерни после Ныне отпущаеши..., трисвятого, Отче наш... – тропарь праздника 1. На повечерии по Достойно и трисвятом – кондак праздника. На полунощнице – обычная кафизма. По 1 трисвятом, вместо Се жених... – тропарь праздника. По 2 трисвятом, вместо Помяни Господи... – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи, в надежди... не читается. Глава 32. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится Иоанна Богослова Богослужение отправляется по мр. гл. 8 мая, Тип., л. 235. В состав богослужения входят песнопения праздника Вознесения и апостола. На всенощном бдении – Блажен муж... 1 антифон 1 кафизмы и т. д. После полиелейных псалмов – величание праздника. Евангелие праздника. На 9 песни к тропарям канона Иоанна Богослова – припев: Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас. На всех часах Тропарь праздника. Слава, тропарь апостола. Иерей: Благословен Бог... Чтец: Аминь. Царю небесный... 880 Пс: Благослови, душе моя, Господа... Ектения великая: Миром Господу помолимся... с присоединением особых прошений, помещенных в Цветной Триоди. Возглас: Яко подобает тебе... Аминь. Кафизмы нет. Господи, воззвах во гл. 4 и обычное каждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк. 10, 14) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом. После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу. После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении (1 Кор. 15, 39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа (Ин. 6, 35—39). Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю. При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых. Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек». Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.   ОТПЕВАНИЕ И ПОГРЕБЕНИЕ МОНАХОВ   Чин погребения монахов помещен в Большом Требнике.

http://pravoslavie.ru/2305.html

   Чин младенческого погребения короче чина погребения мирских человек (возрастных) и отличается от последнего следующим:    Чин отпевания младенцев также начинается чтением 90-го псалма, но в нем не поются ни кафизма (непорочны), ни тропари по непорочных.    Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца».    Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк.10:14) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом.    После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу.    После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении (1Кор.15:39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа (Ин.6:35—39).    Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю.    При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых.    Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек».    Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

таж псалом. Помилуй мя Боже, псалом. К тебе Господи воздвигох душу мою, псалом. Боже во имя Твое спаси мя, псалом рмк. Господи услыши молитву мою. таж Аллилуиа г-ж. Таж тропарь. Святии бессребреницы и чудотворци Козма и Дамиан, Кире, Иоанне, Пантелеймоне посетите…Кондак. Иже благодать приимше исцелений... Слава и ныне. Богородичен. На тя упование возложихом. Господи помилуй. вì. Таж прекратит главу г-ж и глаголет молитвы врачевалныя рукоположив на главу». Но рядом с этим чинопоследованием, сравнительно еще кратким, существовало у нас в XV-XVI в. другое более сложное в двух редакциях. Основою в обеих служит особый умилительный канон за болящего. В первой редакции чин озаглавливается так: «Чин како подобает молебен пети за болящего», во второй: «Канон молебен певаем ко Господу нашему Иисусу Христу за болящего». Трудно сказать, которая из этих редакций древнее, Может быть современны, так как инетическое отношение между ними трудно установить. В первой редакции канону предшествуют: тайная молитва священника за себя, ектенья за болящего со специальными прошениями, покаянные тропари: Помилуй нас Господи помилуй нас, псалом 50-й и молитва за болящего: «Господи многомилостиве, милосерде». Во второй редакции пред каноном полагаются только: 142-й псалом, Бог Господь на 6-й глас с покаянными тропарями: «Помилуй нас Господи помилуй нас» и псалом 50-й. Затем, что касается дальнейшего, то кроме некоторых вариантов в тексте каноны, разница между обеими редакциями еще в следующем: в первой редакции после 3-й и 6-й песни канона полагаются малая ектенья и особые молитвы за болящего, а после 9-й сугубая ектенья и опять молитва, после которой прямо отпуст; во второй редакции имеется только одна ектенья и одна молитва, помещенная в заключение всего чина, после последней песни канона и следующих затем покаянных тропарей; но за то после 6-й песни канона полагается здесь евангельское чтение, особое для мужчин и особое для женщин, чего в первой редакции нет. Мы издаем обе редакции чина одну вполне, другую в сокращении. В московские старопечатные требники «чин, како молебен пети за болящего» не вошел и потому начал мало по малу выходить из употребления. Впрочем, нельзя сказать, чтобы в богослужебных книгах русской церкви чин этот вовсе не печатался, В распространенном и несколько измененном виде он был напечатана в требнике Петра Могилы под заглавием: «последование молебно за болящего», В последовании этом Петр Могила соединить особенности обеих указанных нами редакций и кроме того сделал некоторые новые дополнения и изменения, так что «последование» Петра Могилы можно рассматривать как новую редакцию чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010