Вечером стихла метель, где-то за горами всходила луна и колдовала у занесенного снегом замка Ай-Петри. В окно было видно все: черные башни, пониже – белая горбатая линия снега, еще ниже – какая-то серая шерсть, – и все пропадало в глубине. Казалось, наш домик стоял у края вселенной. Я смотрел у окна в своей комнате один, как всходила эта небольшая луна горной пустыни. Диск луны был огромный, полный, на нем медленно выдвигался один самый высокий черный палец Ай-Петри. Я смотрел напряженно в этот черный край нашей земли; от этого видимый диск луны стал казаться большим сияющим полем, а по этому огромному сияющему полю черный палец Ай-Петри чертил свою линию – земля двигалась. Первый раз в своей жизни я действительно видел, что земля наша движется, видел, верил, понимал, удивлялся… В это время все уже спали в домике, я не мог ни с кем поделиться, казалось мне, собственным необыкновенным открытием. Опять и опять я повторял свой удивительный опыт: земля двигалась явственно, нельзя было спорить, это было так очевидно. Когда палец Ай-Петри, совершая свой путь вместе с землей, опустился ниже луны, я стал повыше, луна понизилась, черный палец Ай-Петри опять чертил свою линию по сияющему громадному диску луны Потом всю ночь мне, утомленному днем, приходили в голову рассуждения и разговоры, связанные сказками и украшенные зрительными видениями. Я видел снежную гору Ай-Петри, украшенную огнями алмазов; подножие горы было скрыто в непонятной бездне, а сама гора куда-то плыла, и ее черный верхний палец чертил свою линию по неподвижному огромному диску луны. Рассуждал я то с римским папой, то с нашими обыкновенными староверами. Спора у меня с ними не было; напротив, мы все вместе, видя настоящее движение земли, как-то жались друг к другу, как будто приехал к нам в захолустье какой-то страшный ревизор. У нас была несомненная правда, теплая и милая, но там, на сияющем диске луны, черный палец алмазной горы чертил свою несомненную, ужасную, холодную, снежную правду: земля двигалась! Наконец мы подняли свои робкие голоса, обсуждали долго, как нам теперь быть, и решили все согласно, что земля движется, земля круглая, но это не наша, а другая земля; наша земля тоже есть, но она плоская и неподвижная. Так всю ночь я рассуждал согласно с покойниками возле плавучей алмазной горы, ослепительной, снежной, с указующим черным перстом на луну.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

По преданью, с вершины этой горы в татарское владычество сбрасывали преступников; Бакла со многими пещерами – в окрестностях алминской долины, около деревни Бешуй 73 . В Феодосийском: Устюкские горы у самого города Феодосии; много гор около Судакской и смежной с нею Козской долин: они невысоки, остроконечны и большею частью отвесны. Судакскую долину окружают горы: с севера Айор-даг (св. Георгия гора), иначе Айорги-даг, или Мамджил, она дает прекрасную ключевую воду; с востока Алчадил-каясы, с плоскою вершиною, с запада Афур-даг или Пачем-кая: высока и покрыта мелким лесом; у подошвы серный источник; с юга Куш-кая (орлиная скала) или Сокол: она почти перпендикулярною стеною спускается к морю. Около Судакской же долины: Парыгам-кая (разбитая скала): эта оригинальная скала составлена как бы из масс разбитых камней; Ачеклар, где развалины церкви; Бакадаш (лягушка-камень), Биюк-сырт, близ ней Голая; Елгиген – на пути из деревни Отуз к Судаку, Карадаг (черная гора) в 34 верстах от Судака; Кутила, Кютюр-оби и Тулчук-кая (Лисья гора) между Судаком и Алуштой; Буркое близ селения Кишлав: у подошвы ее пещера; Агарныш – высокая и длинная (до 8 верст) гора у Старого Крыма; Санаб-даг – огромная гора у Космодамиановской киновии: ее составляют три горы: Черная – в виде громадной пирамиды, Чучел и Барилан-каш, Кизил-таш (красный камень), скала среди густого леса: при ней киновия св. Стефана, архиеп. Сурожского; Тарак-таш – по дороге из Топловского монастыря к Судаку, изобилующей лесом, тополем, грецкими орехами. У самой Керчи – Митридатова гора, где окончил (63 г. по Р. Хр.) жизнь самоубийством понтийский царь Митридат-Евпатор. Бока горы изрыты археологами, и о ней ходят разные легендарные сказания. По скатам и у подножия ее расположен город Керчь 74 . В Ялтинском: между Ялтой и Алупкой Ай-Влас – небольшой хребет, Вагелиста – холм, Дермен-бурун – высокий хребет, за которым Куталн-суримларе, между Ай-Петри и мысом Ай-Тодор, Скутан-каясы, Сагап-каясы (ястребиная гора). Между Ялтой и Алуштой: Кастель, близ Алушты, заслоненная Аюдагом: она покрыта лесом; вершина ее длинная и плоская; о ней есть предание и легенды; Плака – скала, выдающаяся отдельным мысом далеко в море; у подножия ее – деревня Кучук-Ламбат (первая станция от Алушты), где был древний город Лампас, названный так потому, что на вершине скалы был устроен маяк (светильник): близ нее Парагильмен – обрывистая скала, где развалины бывшей здесь крепости и Ильинского монастыря, из под алтаря которого вытекал источник воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Сегодня, в день памяти блаженного Андрея, Христа ради юродивого – одного из немногих святых, кому при жизни были приоткрыты красоты Рая, – мы публикуем рассуждения одного из наших авторов, в чем могло бы состоять райское блаженство. Ай-Петри. Фото: Елена Деревягина/Adme.Ru      Каждого человека, уставшего от городской асфальтовой жизни, хоть раз, наверное, тянуло на лоно матери-природы. В июле этого года мы с женой покинули знойный Севастополь, чтобы побыть недельку среди лесов и гор в двух селах – Многоречье (подножие горы Ай-Петри) и Подгорное (Байдарская долина). Жили не «дикарями», а во вполне комфортных условиях – в небольших отелях со всеми удобствами и полным пансионом. То есть ничто не отвлекало нас от спокойных прогулок и отдыха. За эти шесть дней мы досыта «наелись» природой и заторопились домой Казалось бы, какая это радость: вокруг – ни души, только пение птиц, полеты насекомых, легкий летний ветерок, горные тропинки, лесные ароматы. Но... нас хватило ровно на шесть дней. За эти шесть дней мы досыта «наелись» природой и заторопились домой, в жаркий шумный Севастополь, чтобы поскорее погрузиться в привычные дела и заботы. А теперь представим, что нам предложили совершенно бесплатно жить среди природы месяц, год, всю жизнь… Для сельских жителей это нормально, но для нас, «детей бетонных перекрестков», такое времяпрепровождение превратилось бы, наверное, в пытку. А если впереди – вечность «радости» гуляния по лесным дорожкам? И это гуляние и есть обещанный людям Рай ? Распространенное представление о Рае Лично я очень люблю читать книги и статьи, смотреть телепередачи на тему смерти, посмертной жизни, ада и Рая. Нередко приходилось мне читать о том, что видели в том мире те, кто пережил, например, клиническую смерть. Встречались мне рассказы об опыте Неба святых, которых Господь еще при земной жизни сподобил лицезреть радость и свет Царства Небесного. Довольно подробно об этом написано в замечательной книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». Конечно, земным языком невозможно выразить то, что на самом деле происходит в мире ином. Там совершенно другая реальность, и описать ее понятными категориями земного мира весьма затруднительно. Тем не менее, даже такие «затруднительные» описания у нас есть. Так, имеющие истинный опыт Неба описывают дивную красоту тех мест, невообразимо сочную зеленую траву, благоуханные деревья, которые одновременно и цветут, и плодоносят, сладкозвучных птиц. Даже устойчивое словосочетание есть в русском языке – «райский сад», «эдемский сад», которое применительно к земной жизни означает высшую степень красоты.

http://pravoslavie.ru/86768.html

Паломничать по Крыму летом очень трудно. Дело не только в климате и рельефе: понятно, что несладко бывает забираться в горы по солнцепеку. Сама природа — буйно-цветущая, роскошная — поддерживает тот дух расслабления, который обрушивается мощным потоком: почти постоянно ты находишься в толпе, в гуще людей, которые отдыхают «бессмысленно и беспощадно». Не всегда получается вырваться из суеты даже возле крымских святынь — многие из них входят в «обязательную программу» для скучающих туристов. У Крыма есть внутренний облик, сокровенная сущность, и как отличается это внутреннее от того, что мы видим! На поверхности — обманчивое обещание «вечного праздника». На глубине — двадцать веков христианства, драматическая история, воинский героизм, христианское долготерпение, людские судьбы — жизнь, смерть... Южный берег Крыма, шоссе — между скалами и морем. Радость — смотреть вокруг, радость — дышать… Экскурсовод едва успевает указывать на гору, склон, камень, участок берега: чуть ли не каждый метр — это особая страница истории, следы древней культуры: тавры, киммерийцы, хазары, скифы, греки, турки, генуэзцы… Оставив надежду что-либо твердо запомнить, проникаешься ощущением, что здесь как-то по-особому сконцентрировано время: крымская земля — совсем небольшая территория суши, на которой, как кажется, толпятся, тесня и толкая друг друга, века и тысячелетья... Вот знаменитая Медведь-гора — Аю-Даг, у подножия которой расположен Артек. Кто же с детства не знает, что гора получила свое название потому, что очень похожа на медведя? Но все не так просто. Ее настоящее название — Святая гора (от греч. για[айя] — святая). На склонах этой горы археологи обнаружили несколько десятков(!) фундаментов раннехристианских храмов и монастыря святых апостолов Петра и Павла, который основал древний святитель — Иоанн, епископ Готский (ок. † 791). Слово «святой» (γιος) сохранилось в топонимике множества крымских местечек: горы Ай-Петри (святой Петр), Ай-Никола (святой Николай), мыс Ай-Тодор (святой Феодор) получили свои названия благодаря существовавшим здесь когда-то греческим храмам и обителям. Во имя святого князя Владимира…

http://pravoslavie.ru/55294.html

Ливадия, в 4 верстах от Ялты, в центре отклона горы Могабы, также бывшее греческое селение, называвшееся Ай-Ян, т.е. св. Иоанн, по имени бывшего здесь греческого храма: она изобилует самыми редкими южными растениями, виноградниками и фонтанами. Орианда, в 7 верстах от Ялты, называвшееся у греков Орион (от греческого orion – граница, или orov – гора), а у татар Урьянда или Ургенда: это имение Великого Князя Константина Николаевича, среди живописных диких утесов и скал, с парками, рощами, виноградниками, роскошными лугами, богатыми источниками воды. Гаспра – с прекрасными виллами, из которых замечательнейшая принадлежит Великому Князю Михаилу Николаевичу. В Гаспре жил известный князь Александр Николаевич Голицын. Хореиз за Гаспрой – имение Голицыных и других владельцев, с садами и дачами: здесь некогда жили княгиня Анна Голицына и баронесса Крюденер – известные женщины с мистическим направлением. Мисхор, в 12 верстах от Ялты, с лавровыми и оливковыми рощами и великолепными дачами разных землевладельцев. Лимена – прежде греческое (limnh – озеро, пруд, залив), а ныне татарское селение, утопающее в зелени, среди угрюмых скал и живописных пейзажей, где обильно растут деревья кипарисные, лавровые, сливные и другие, а также виноградные лозы, и где немало встречается развалин древних жилищ и укреплений. Алупка – у подножия грандиозной скалы Ай-Петри. Здесь могуча сила растительная: и кипарисные деревья, и померанцовые, и гранатовые, и оливковые, и лавровые и пр. 592 ; здесь есть каскады, гроты, фонтаны… В 4 верстах от Алупки – Симеиз, тоже некогда греческое селение, ныне имение г. Мальцева, с превосходным парком и удобными купальнями. – О некоторых из этих местностей, где доселе существуют церкви, будет сказано особо. А в 5 верстах от Ялты, среди гигантских скал и утесов и густого леса, есть водопад Учансу (летучая вода): высота падения его до 350 футов, но в сухое время воды мало. Ялту основали готфы, поселившиеся в Крыму еще в половине II века по Рожд. Хр. 593 Для защиты их от хищных кочевников, император Юстиниан в 537 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Так на Руси всегда бывало И снова будет на Руси. Китеж-град Русь… Поросшее жнивьё Лесом лиственным… Но есть Китеж у неё – Град таинственный. Не на дне озёрном спит, Скован чарами, – Китеж в душеньках сокрыт Светлояровых. В граде этом – порадей! – Нет измученных, И слышна из уст людей Речь певучая. Задушевно там поют, В Бога веруют, Жизнь степенную ведут Строгой мерою. Мастерит там каждый брат Всё искусное… Ясен-светел Китеж-град – Тайна русская. Тосно, 14.06.11 Мольбой охваченная Русь... Мольбой охваченная Русь, Тебя люблю, тобой болею – Земля, которой не стыжусь, Которую зову своею. И бунт, и вольницы пожар, И мудрость убелённых старцев, И Китеж-град, и Светлояр Несут в себе твои скитальцы. В тиши, в трудах колоколов, Над слов молитвенных струеньем, – И Богородицы покров, И Свет, и Духа снисхожденье. С тобой и в бой не побоюсь, Небес нечаянная радость, – Не раз оплаканная Русь, Неопалимая как святость. Симферополь, 3.02. 2014. Не за харчи, не от обид... Не за харчи, не от обид, В общаге старой – не в обители, Я стала Родину любить, Когда вокруг возненавидели. До преисподней всей земли Расколотая перебранками, Она лежит – и ковыли Тускнеют под её останками. В завалах, выбившись из сил, Как будто жизнь до края пройдена, Мне до кончины голосить Над изуродованной Родиной. То причитая, то без слов По-бабьи отпевать запретную Мою горючую любовь – И позднюю, и безответную… Симферополь, 1995 Охотники со славою дружить... Охотники со славою дружить, Мне предложили сердце раздвоить, Чтоб о нейтральном петь… Простите, но, Увы, сопротивляется оно… Петербург, 2006 Примечания Вместе за одно. Городок на Южном берегу Крыма в 25 км от Ялты в сторону Севастополя. Расположен у подножья горы Ай-Петри – красивейшего крымского ландшафта. Здесь осуществляется перелёт журавлей через Черное море во время их весенней миграции. Мыс Ай-Тодор (Святой Феодор) замыкает с запада Ялтинскую бухту. В 30х годах XIX в. здесь был построен маяк, который после распада СССР оставался в ведении России. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/tak-na-chej-ty-...

Разделы портала «Азбука веры» Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник Воронцовский дворец расположен в г. Алупке у подножия горы Ай-Петри. Создан в 1990 году. В состав музея-заповедника входит Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк-памятник садово-паркового искусства и Массандровский дворец-музей Александра III. На территории музея-заповедника находятся многочисленные памятники культурного наследия, отражающие романтические тенденции в дворцово-парковой архитектуре первой половины XIX века. Дворцовый комплекс Воронцовского дворца состоит из пяти строений. Построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора для генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова. Парадные залы дворца, оформленные в стиле традиционного английского интерьера, почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Неповторимое своеобразие Голубой гостиной придает тончайший лепной орнамент из цветов и листьев. Декоративное оформление Вестибюля и Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. В Зимнем саду от старых растений сохранился вьющийся по стенам фикус-репенс. В залах экспонируются картины и скульптура русских и западноевропейских мастеров, различные предметы декоративно-прикладного искусства. Сайт: worontsovpalace.org Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/loc/alupkinskij-dvo...

Неуловимые стези подбегают под гранитные утесы, которые будто готовы обрушиться на смелого путника, доверяющегося их нависшей громаде; но его влечет туда живая струя, пробивающаяся из сердца камня, как слезы участия там, где их не ждешь и, говором усладительных вод, обвораживает посетителя сего нечаянного Нимфея. Выгляните из-под угрюмой скалы – и вас обвеют плетеницы плюща, зеленой сетью рассыпающиеся с камней, чтобы уловить пришельца и напомнить ему о чудной природе юга промежду финских великанов. На каждом шагу разнообразие, и богатейшая растительность нужных друг другу стран собрана здесь искусной рукой в одно великолепное целое. На альпийской лужайке, где катится горный ручей, величаво встает индийская магнолия в белой душистой своей короне, когда взоры скорее искали бы тут ливанского кедра, и вот наконец – потухший вулкан, на краю Вавилонских садов сих, поражает вас странным своим явлением посреди всей этой роскоши природы и искусства. Если море служит внизу своей каймой для этой чудной картины, то сверху иной великолепный полог ее венчает: это гранитный хребет Яйлы. Сурово подымается он, тяжкой стопой своих скал, над веселой зеленью виноградных садов; вся растительность юга и всякая жизнь умирает под гранитной его пятой; одно лишь мертвое величие каменных исполинов высится в синеву эфира, от времени до времени повивая гордое чело свое восточной чалмой облаков. Два седых утеса, как бы две громадные башни, дело рук человеческих, еще более выспренней диадемой венчают сам гребень, и нужно было такое царственное знамение для довершения горней красы; казалось, люди и природа соединили здесь свои усилия, чтобы создать нечто чудное. Ай-Петри, т. е. святым камнем слывут сии утесы: от того ли, что представлялись они воображению народному, как бы горний алтарь, сооруженный на высшем темени гор самой природой дивному ее Творцу? Или быть может, как и на вершине Афона, тут стоял также рукотворенный храм, высоко вознесенный людьми, и был он посвящен святому апостолу Петру? Есть следы развалин у самого подножия двойной скалы Ай-Петри, там, где водружен теперь спасительный крест – падающих восстание! Не подвизался ли тут, в давние времена христианства Тавриды, какой-либо неведомый отшельник, ибо много было рассеяно пустынных скитов по ущельям горным? Но теперь одни лишь крылатые дети скалы, орлы, возносятся на сию недоступную вершину, доколе опять не обновятся здесь обветшавшие подвиги человеков, юностию орлей, по выражению псаломному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

За все лето я почти ничего не сделал, т. к. предавался непозволительному бродяжничеству. 18-го июня мы с о. Федором 90 отправились на юг, откуда о. Федор был вызван к больной матери 30-го числа, а я оставался в Крыму до 8-го июля. Хотя книги для занятий и были захвачены мною, но южная природа, при кратковременности пребывания там, не располагала к работе. За 2,5 недели я побывал в Симферополе, Бахчисарае и Успенском скиту 91 , Севастополе и Херсонском монастыре 92 , в Георгиевском монастыре 93 , в Симеизе, Алупке, Ялте, Ай-Петри (и окрестностях его); кроме того проехал на лошадях от Севастополя до Ялты и от Ялты до Симферополя (мимо Гурзуфа, Алушты). Купался в море везде, где только можно было. 11-го я вернулся в Волочек, а 14-го ночью выехал в Киев, соблазненный Николаем Дмитриевичем Кузнецовым и о. Иосифом Фудель 94 . Насколько понравился мне Киев, настолько огорчил Миссионерский съезд 95 . Правда, было там немало интересного, но общее впечатление – тяжелое, и по разным причинам, кои изложу Вам при свидании. Материал для беседы богатый... – Владимир Александрович при мне закончил чтение пособий на тему «Наука и религия» и готовился приступить к писанью 96 . Почитывал и о женщине-христианке. Конечно, поговаривал, что времени мало и трудно справиться с материалом... Правду сказать, он прихворнул при мне, и это обстоятельство, понизив жизнедеятельность, умножило скромность. – У Влад[имира] Ал[ександрови]ча я завел вечерние чтения, начавшиеся при о. Федоре, а закончившиеся уже без него. Читали случайно попавшую мне в руки и привезенную мною из Москвы книгу «Вечера над Леманом», соч. М. Моравского, проф. Ягеллонского университета 97 . Книгу эту я прочитал с захватывающим интересом по дороге в Крым; не с меньшим интересом прослушал ее вторично у Влад[имира] Ал[ександрови]ча, который также с огромным интересом внимал чтению. В результате – мы решили издать сию книжицу, если не всю, то по крайней мере пять первых «вечеров» (всех семь). Перевод (с нем. «Die Abende am Leman»), имеющийся у меня, сделан в Кракове и нуждается в частичном исправлении; поэтому Влад[имир] Ал[ександрови]ч распорядился о выписке и немецкого подлинника, и одного экземпляра в русском переводе (находящаяся у меня книга принадлежит не мне). – Владимир Александрович находит, что это – прекраснейшая апология христианства, и что «Вечера» эти следовало бы непременно прочитать на наших вечерах. Темы этих «Вечеров», в которых принимают участие 7–8 человек, случайно съехавшихся «у подножия Лозанны» в Hotel «Beau Rivage» 98 , следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

12. Алупка – имение наследников князя Михаила Семеновича Воронцова, в прекрасной и живописной местности южного берега. Над нею господствует громадная скала Ай-Петри, возвышающаяся на 4052 ф. над уровнем моря, с грандиозным очертанием вершины, на которой сохранились следы крепости и греческой церкви во имя св. апостола Петра. Алупку орошают несколько горных речек; Кротирия, Ставас, Макасу-Ставрис, Хаста- Айя и Каропундо. Церковь , каменная, построена на возвышенном месте, среди зелени, князем Воронцовым в 1841 г. и освящена во имя Архистратига Михаила. В стороне от нее – татарские домики, а вдали соседние дачи. Богослужение совершал в церкви командированный иеромонах, а с 1884 г. особый священник, получающий, при готовой квартире, 1000 р. жалованья в год. 13. Массандра, близ Ялты, имение князя Воронцова: здесь в изобилии растет орех, кипарис, дуб, бук, сосна, плющ, виноград. Эту местность некогда занимали греки. В лесу, у подножия скалы Кызыл-Кая, указывают на следы бывших здесь греческих монастырей Георгиевского и Ильинского. В Массандре же находили следы двух древних греческих церквей во имя св. Иоанна Предтечи Господня, куда, по словам греков-старожилов, в былое время каждый год 24 июня собирались для молитвы многие христиане южного берега. Каменная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Господня в верхней Массандре построена князем Воронцовым в 1833 г. на месте древней греческой церкви, разоренной татарами до присоединения Крыма к России. Из-под престола этой церкви бьет ключ чистой, вкусной, прозрачной воды, которая проведена за церковную ограду в фонтан с чашею для утоления жажды приходящих и проезжающих. Церковь эта 21 октября 1864 г. приписана к Ялтинской. 14. Артек, недалеко от г. Аюдаг, имение покойной Татьяны Борисовны Потемкиной. Здесь еще в 1836 г. построена была каменная церковь Воскресения Христова, но в 1842 г. разрушилась от сильного напора воды и только в 1865 г. восстановлена. Она приписана к алуштинской церкви. 15. Джамиет – имение баронессы Марии Петровны Фридерикс, на южном берегу, в 7 верстах от Ялты и 12 от Орианды. – Здесь домовая церковь освящена 19 ноября 1871 года и не приписана ни к какой приходской церкви. Богослужение по временам совершается приглашаемым владелицею священником. Близ церкви устроена маленькая община сестер милосердия, состоящая под наблюдением протоиерейской дочери Марфы Сабининой. 624

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010