На плато расположились в казачьем лагере кадетов атамана Анатолия Кусливого, который более 15 лет проводит летние сборы для ребят со всей матушки-России. Наши крестоходцы с " обозом " заранее туда приехали на машине, поставили палатки и приготовили нам " царский " обед, а потом и " царский " ужин. В том смысле, что это было угощение царя Николая, в честь которого и состоялся Крестный ход. Вечером крестоходцы прошли с чудотворной иконой в казачий лагерь на вечернее построение, чтобы они могли приложиться к этой святыне. Когда мы пришли, они все выстроились по трем сторонам плаца. Крестоходцы Олег и Сергей рассказали им про Крестный ход, про икону, о том, как нам надо жить, чтобы жизнь на Руси наладилась, и о многом другом. Когда они говорили, было слышно, как комар жужжит. У меня самой мурашки по коже пошли, было в этом что-то необычайное. Они говорили очень просто, но про самое главное и от сердца. Мне представилась евангельская сцена - вот так, думаю, было у первых христиан, когда апостолы приходили в города, собирались в пещерах или полях и рассказывали жителям, кто такой Христос, что он для нас сделал, и что если мы будем жить, как он заповедал, то будем не просто святыми, будем детьми Божьими. И тут было такое же впечатление. Вообще, это трудно описать. После этого около двухсот казачат (от 10 до 17 лет) подходили строем к иконе, с фуражками на левую руку. Многие из них впервые прикладывались к чудотворной иконе. И лица у тех, кто уже отходил от иконы, были совсем другие! Как только зашло солнышко, сразу похолодало, и все невольно собрались у костра. Прочитали вечернее правило и долго не могли отойти от большого костра, обсуждая прошедший день, подводя итоги. В палатках было холодно - 8 градусов по Цельсию. Поспав до часов четырех, многие опять вышли греться к костру. Утром оказалось, что все ночью вставали погреться. Спуск с Ай-Петри к Соколиному 25 августа оказался сложнее, чем мы думали. Серпантинный спуск, слава Богу, проходил в тени высоких деревьев Большого каньона. В Соколином нас хлебосольно встречали о. Сергий с прихожанами и директор базы " Соколиное " Николай Пелипенко. После холодной ночи на Ай-Петри уютные комнаты базы отдыха показались поистине райскими.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/07/...

Ночевали хорошо, внизу Ай-Петри еще нехолодно. Утром 24 августа пошли наверх Царской тропой, которая специально была проделана к приезду царя Николая, о ней мало кто знает. Провести по ней хотел атаман Александр, но ночью накануне дала о себе знать давняя травма, и проводником пошла его старшая дочь казачка Елена. Чем выше мы поднимались, тем больше дух захватывало. Сначала еще шли между деревьев и высоты не было видно, а ближе к вершине просто захватывающе - такое впечатление, что облака над морем были вровень с нами, а горизонта даже не было видно! К сожалению, на самой горе Ай-Петри нет ни Поклонного Креста, ни часовни, и мы остановились возле памятника партизанам, где помолились, пропели гимн " Боже, Царя храни " и сфотографировались на память. Нужно отметить, что по всей дороге колонна останавливалась возле памятников воинам Великой Отечественной войны, где совершалась молитва в память о погибших воинах. С самых высоких точек маршрута проводилось освящение на четыре стороны земли Тавриды иконой. В ходе участвовали жители Санкт-Петербурга, Донецка, Николаева, Херсона и Тавриды, Днепропетровска, Москвы, Белой Церкви, Киева. А весь путь Крестного хода сопровождали казаки Совета атаманов Крыма, надежно охраняя его продвижение, а постоянно шли казаки Александр и Владимир из Николаева. " Казаки - это воины Христовы, а Крестный ход - это одно из проявлений служения Господу. Когда-то мне задали вопрос: " Вот вы военные, а с кем вы воюете? " . Прежде всего с самим собой. Чтобы защищать Родину, нужно сначала побороть свои внутренние страсти. Мы всегда подчеркиваем, что человек должен быть прежде всего православным, а иначе это или клоун, или разбойник. А Крестный ход - это как раз тот подвиг, которым мы приносим службу Богу и получаем возможность поработать и для своего собственного духовного роста. Кроме того, мы здесь находимся и для охраны Крестного хода непосредственно как воины. Ведь Крестный ход посвящен Царской семье, а царь Николай и царевич Алексий, мы знаем, также состояли в казачьем звании, и, служа Крестному ходу, мы тем самым приносим службу и нашему царю " , - поделился своими впечатлениями атаман Алупкинского куреня Михаил Крупенко.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/07/...

Наверное, закономерно, что в начале ХХ века смотрителем маяка Ай-Тодор был живописец,  воспитанник Санкт-Петербургской Академии художеств,  известный мастер пейзажа, автор исторических произведений, связанных с войнами на морях, академик Иван Пантелеимонович Фёдоров-Керченский (1853 –1912). Картины крымских видов Фёдорова-Керченского «покупали даже великие князья» , сообщает в книге «Мозаика Чёрного моря» Д.Н. Тарасенко. Уроженец Керчи художник Фёдоров-Керченский имел дачу на Ай-Тодоре, ниже маяка, где всё располагало к творчеству. Скорее всего, здесь И.П. Фёдоровым-Керченским были написаны такие произведения, как «Гроза на Ай-Петри», «По дороге на Ай-Петри. Крым» и многие другие, часть которых хранится в музейных фондах страны, в том числе и в Русском музее в Петербурге. Руины крепости Харакс Особая крутизна мыса, его значительная высота над уровнем воды определили предназначение этой местности на века: на мысе Святого Феодора неоднократно возводились крепостные сооружения. B I веке при римском императоре Веспасиане на западном отроге мыса было построено римское укрепление под названием Харакс, что в переводе с греческого языка означает «обнесённое частоколом место, вал с частоколом, укреплённый лагерь», то есть форт. Монастырь, существовавший на Ай-Тодоре в эпоху средневековья, тоже имел укрепления. Несколько лет назад я прошла вдоль берега со стороны Мисхора по санаторной территории к маяку на мысе Ай-Тодор, надеясь осмотреть устроенный в здании маяка уникальный музей маячной службы и развалины военной крепости римлян Харакс. Встретившийся мне служитель маяка указал направление к бывшей крепости: «Пройдёте мимо склада твёрдого топлива по тропе, которая вас и приведёт к цели». Складом твёрдого топлива оказался побелённый сарай с навесным замком на двери, оставшийся слева от тропы. Вскоре я попала к развалинам Харакса. В углублениях – кладка из местного бутового камня. Крепость Харакс возникла на месте таврского поселения (возможно, крепости) и служила для сдерживания этого народа, находившегося в состоянии войны с Херсонесом. Римская крепость имела две оборонительные стены и помещения постов, выдвинутых на север, в сторону гор, где обитали тавры. Крепость Харакс была не единственным римским гарнизоном в Крыму, но самым крупным и насчитывала до 500 легионеров. Известно, что римские воины стояли здесь в течение ста лет, затем какие-то события заставили их покинуть крепость. Рим ещё раз возвращался сюда, но уже ненадолго, окончательно покинув Крым в первой половине III столетия. Вскоре крепость заселили готы – народ, одним из первых принявший в Таврике христианство. Неудивительно, что рядом с христианским населением в своё время был устроен монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/aj-todor-dar-bo...

18/31 августа – день мирной кончины Андрея Николаевича Муравьёва, благочестивого православного христианина, путешественника, церковного писателя и историка. Андреевский спуск. Современный вид Красавица Андреевская церковь стройна и изящна. И когда поднимаешься по Андреевскому спуску с Подола, она величественно, постепенно вырастает, подобно нездешнему, небесному цветку. Строительство Андреевской церкви, возведённой по проекту архитектора Варфоломея Варфоломеевича (Бартоломео) Растрелли на Андреевской горе в память посещения Киева Императрицей Елизаветой Петровной, было завершено 27 (16 по ст. ст.) мая 1753 г. Зодчий-исполнитель – москвич И. Ф. Мичурин. Этот храм – в честь Андрея Первозванного, святого апостола наших земель. Преподобный Нестор Летописец писал в XII веке в «Повести временных лет»: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и... проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород». Святой апостол Андрей. Икона А православный писатель А. Н. Муравьев в труде «Жития Святых Российской Церкви» (1860) сообщает слова предания, что апостол Андрей достиг берегов Тавриды, сначала города Боспора (ныне Керчь), потом отправился в Кафу (теперь Феодосию). Далее предание определяет путь апостола по Тавриде так: чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (ныне Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад, сохранивший название Ай-Андре, назван в память апостола. Далее апостол шёл через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной – в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, поскольку чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал две тысячи христиан. Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес, где один из мысов сохранил имя Св. Андрея, – это, возможно, то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам.

http://pravoslavie.ru/141364.html

Часть третья. Православная церковь в Таврической епархии. Начало христианства Начало христианства в Крыму положили два апостола: один из 12 – св. Андрей Первозванный, другой из 70 – св. Климент, епископ римский. Св. ап. Андрей Первозванный, окончивший апостольские труды свои крестною смертью 30 ноября 80 г. в Ахайских Патрах, несомненно, проповедовал в Крыму, прибыв сюда из Синопа. Об этом ясно говорят древние писатели: Ориген, Ипполит, еп. портуенский, ученик св. Иринея, который близко знал ученика Андреева – св. Поликарпа, св. Дорофей, епископ тирский (307–322 г.), собиравший сведения об ап. Андрее из греческих и еврейских источников, и другие. По словам Оригена , ап. Андрей проповедовал, между прочим, в Скифии 389 по словам Ипполита, он проповедовал скифам и фракийцам, по словам Дорофея, он проповедовал, между прочим, согдионам, которые, может быть, основали город Сугдею, нынешнее местечко Судак. 390 Но где именно в Крыму проповедовал ап. Андрей? Несомненно, он проповедовал в нынешних городах – Керчи и Феодосии и в древнем Херсоне Таврическом. 391 Некоторые же пытаются гадательно указать даже как бы маршрут, которому будто бы следовал св. апостол во время путешествия своего по Крыму с проповедью: это Карасубазар, Топлу или Отузы, Капсихор, гора Демерджи, Алушта, гора Прокла, Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Масандра, Ялта, гора Ай-Петри, Байдарская долина, Тепе-Кермен, Мангуп, Инкерман. 392 Это предположение не имеет для себя твердого основания: нельзя же принять за прочное основание то, что один водопад в поименованной местности называется Ай-Андре (св. Андрей), а близ него – развалины древнего храма, показывающего древний способ кладки камня. История не сохранила до нас никаких сведений и об успехах апостольской проповеди в Крыму. Если св. Климент римский , сосланный на заточение в Инкерманские каменоломни, нашел там уже более 2000 христиан, – то эти христиане, конечно, могли быть и крымские ученики св. апостола Андрея, но могли быть и сосланные в заточение из разных мест римской империи. 393

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

После сошествия Святого Духа ап. Андрей отправился на проповедь Евангелия, посетил некоторые области Азии, откуда пришел в Грецию и основал в Византии епископскую кафедру, на которую поставил епископом Стахия; местом его проповеди были Эпир и Пелопонес. Находясь в Аргосе, посрамил красноречие и умствование софистов; оттуда отправился к брегам Черного моря, был в Синопе, затем прибыл в землю Иверскую, Сванетию, Осетию, где находится город Фостофор, шел по горам Кавказа и из Севастии. В наших землях Известный православный писатель А.Н. Муравьев в труде " Жития Святых Российской Церкви " (1860), сообщает слова предания, что апостол Андрей достиг берегов Тавриды, сначала города Боспора (ныне Керчь), потом отправился в Кафу (теперь Феодосию). Далее предание определяет путь апостола по Тавриде так: чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (ныне Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад, сохранивший название " Ай-Андре " , назван в память Апостола; близ водопада существуют развалины храма, кладку камня в котором определяют как древнюю. Далее апостол шел через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной - в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди Апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, поскольку чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал 2 000 христиан. Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес (ныне Севастополь), где один из мысов сохранил имя св. Андрея, возможно, это то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам. Есть древнее предание, что в Тавриде св. ап. Андрей проповедовал слово Божие и составил алфавитарь русских письмен. Из Тавриды Апостол отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест и предсказал о православии, которое со временем здесь будет сиять. Через 12 веков потом, в память славного пророчества, на том месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная великолепной Андреевской церковью, воздвигнутым дочерью Петра Великого в честь Первозванного апостола.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/13/...

Колонии, основанные ими, разрослись в могущественные республики и жили по две тысячи лет. Прах крымских берегов — это прах их мраморных кумиров, их дворцов и храмов. Орды дикарей, разрушавшие сильные царства, не осиливали этих твердынь цивилизации, защищенных духом свободы и изобретениями просветленного ума. Камень, родящий колючие кусты, пустыня, выжигаемая зноем, у них были житницею других стран. Боспорский царь Левкон отправляет в Афины за один раз из феодосийского порта 375 ООО четвертей пшеницы. Пшеница родится сам-тридцать; стада лошадей, овец наполняют крымские степи, по свидетельству древних географов; рыбы страшное изобилие, льном, пенькою, солью, даже железом снабжаются другие страны. Крым ни в чем не нуждается. Города, селения, земли — сплошь покрывают берега. От Керчи до Феодосии как будто одно поселение; каждый заливчик, каждый заметный мыс, каждая значительная излучина морского берега защищены замками. До сих пор в названиях рек и урочищ звучат греческие имена, часто исковерканные, Ламбат (Лампас), Партенит, Алустон (теперь Алушта), Кастель указывают на давно исчезнувшие поселения древних греков. До сих пор в них найдете древние развалины, чаще всего груды камней над ямами, но иногда остатки башен, стен. Это тысячная доля того, что было. Большие города пропали без вести; археологи спорят о самом месте построения их. Мирликион, Ктенус, Портмион, Нимфеум, Малакион, Неаполис и многие другие не оставили по себе никакого достоверного следа. Между тем, каждая татарская деревушка, каждый колодезь, поворот дороги, ущелье, носят весьма загадочные и вместе с тем весьма вразумительные названия. Кучка мирных хижин носит вдруг воинственное название кермена, или исара, или кале, иногда Кастеля, Кастрона; все эти слова по-турецки, по-татарски или по-гречески означают одно и то же: крепости. В лесу, которым вы проезжаете, вам указывают вдруг на небольшой подъем дороги, называя его Темир-хапу, то есть железные ворота. Этих тепир-хапу множество в Крыму. В других местах вы встречаете название эн- дек, то есть окоп, вигла (стража по-гречески), знакомитесь с татарскими деревнями, которые зовутся Ай-Даниль, Ай-Василь, Ай-Петри: ай — значит святой, святого Даниила, святого Василия, святого Петра.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Севастопольское пророчество. Ч. 1 К 225-летию основания Севастополя и присоединения Крыма к России Инкерман Севастополь и его окрестности – места легендарные и героические не менее, чем земля Московская. И есть здесь изумительная по красоте Инкерманская Монастырская скала. Еще А.С. Грибоедов записал в своем дневнике: «Самое фантастическое, что я видел в Крыму, – это Инкерман». Всякому здесь хорошо и отдохновенно: и любителю истории, и праздному путешественнику, и пилигриму, который в самом названии, так волнующем сердце, слышит небесный благовест. Инкерманское пространство намолено сонмом раннехристианских подвижников, оно влечет памятью о великих подвигах мучеников за веру православную. И 70 лет воинствующего атеизма (а в закрытом городе – базе советского Черноморского флота – даже слова из церковного лексикона казались чем-то неприличным и невозможным, я это хорошо помню) не смогли истребить памяти о безусловной, прочно вошедшей в русскую жизнь вере предков. Лучи христианской веры озарили Таврический полуостров во времена пребывания здесь святого Андрея Первозванного, одного из 12 учеников Иисусовых, брата апостола Петра. Судя по топонимике Южного берега Крыма и по расположению древних памятников христианства (таких как водопад Ай-Андре с развалинами древнего храма и херсонесский мыс Святого Андрея), ученик пророка Иоанна Крестителя прошел по горе Ай-Петри, затем Байдарской долиной в Инкерман и оттуда берегом бухты в Херсонес. И «на всем пути его были уверовавшие во Христа». Так древний Инкерман освятился апостольскими стопами. А посеянная здесь Андреем Первозванным христианская вера дала благодатные всходы. В I веке по Рождестве Христовом Инкерман был отмечен благодатью от праведных трудов святого Климента. Он, родом из императорского дома Флавиев, принял и крещение, и посвящение во епископа Рима от самого апостола Петра. Именно о Клименте говорится в Послании к филиппийцам апостола Павла: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни». В 93–97 годах римский святитель обратился к Коринфской Церкви с первым посланием. Это боговдохновенное сочинение представляет собою первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения. Послание святого Климента пользовалось в раннехристианских общинах особенным уважением: его текст читался на воскресных богослужениях.

http://pravoslavie.ru/757.html

Паломничество по Крыму. Май Паломнический отдел Симферопольской и Крымской епархии приглашает совершить в МАЕ 2024 года паломнические поездки по следующим маршрутам: 5 мая, воскресенье. Светлое Христово Воскресение (Пасха). Церковь Воскресения Христова в Форосе - Старая севастопольская дорога В этот праздничный день мы с вами посетим храм, расположенный на высоте 400 метров над уровнем моря, который поистине является шедевром храмового зодчества – церковь Воскресения Христова. Строительство Форосской церкви было завершено в 1892 году. Она была возведена в память о чудесном спасении царской семьи императора Александра III, возвращавшейся из Крыма в Санкт-Петербург. Осенью 1888 года, в результате взрыва заложенной в вагон бомбе, поезд сошел с рельсов, а счастливое избавление императорской семьи от гибели было воспринято как чудо. Возведением этого уникального по своей красоте храма занимался академик архитектуры Николай Чагин, а росписью – величайшие художники иконописцы, такие как А.Маковский и А.Корзухин. В этот день мы с вами также побываем в Касимовке (район Алупки), полюбуемся великолепными видами на Ай-Петри, виноградниками и знаменитым Касимовским озером. Там находится памятный знак, установленный на месте массовых расстрелов большевиками раненых офицеров Русской Армии, солдат, сестер милосердия, работников Красного Креста, священников. В программу поездки включены достопримечательности Голубого залива (алано-готский могильник, парк деревянных скульптур «Вишневый сад» - по желанию, за отдельную плану), Лименской долины (обсерватория), Оползневого, Кастрополя. Паломничество авто-пешеходное. Протяженность пешеходной части около 2 км. 9 мая, четверг. Поминовение усопших воинов. Монастырь святого евангелиста Луки (с. Лаки) Лаки. Когда-то тут была очень уютная деревня, в основном населенная греками. Бескрайнее синее небо, великолепные горные склоны и причудливые склоны скал, чистый и прозрачный воздух неуловимо роднили это место с древней Элладой. Жители на одном из холмов построили церковь в честь святого апостола Луки. Позднее, в 1904 г., на месте древней деревянной церкви местные жители пересоздали храм, свидетельством чему является надпись на входе. Греки вели тихую, спокойную и даже обособленную жизнь. В 1942 году в село пришла страшная беда – за помощь партизанам все село было сожжено фашистами, а жители уничтожены. С тех времен это место стали называть крымской Хатынью. Ежегодно 9 мая здесь проходит молебен по погибшим жителям, и у нас будет с вами возможность принять участие в этом богослужении.

http://pravoslavie.ru/159917.html

В 1902–1903 годы Владыка совершил свои последние большие вольные путешествия на юг России: на Кавказ и в Крым (только в 1924 году Владыка вновь проехал по России, но уже на юго-восток – в Среднюю Азию, в ссылку). А в 1902 году вместе со старшим братом Александром он проехал вниз по Волге до Царицына, останавливаясь, сколько время дозволяло, в прибрежных городах – Костроме, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове; далее на поезде – во Владикавказ. Под впечатлением обильной растительности Владикавказа, Терека, с ревом несущего свои воды, а также панорамы кавказских гор они на фаэтоне отправились по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, затем в Батум, откуда уже на теплоходе по Черному морю – в Ялту, останавливаясь вместе с пароходом в попутных портах. Побывал Владыка и в Симоно-Кананитском Ново-Афонском монастыре, который своим благоустройством произвел самое лучшее впечатление. В Крыму Владыка отдыхал, поднимался на Ай-Петри, проехал по южному побережью полуострова, посетил Херсонес, Инкерман, Георгиевский монастырь, святыни Севастополя. Георгиевский монастырь так понравился епископу Арсению, что в следующем году он вновь посетил его и остановился в нем на отдых. В 1903 году в Российской Империи произошло знаменательное событие – прославление преподобного Серафима Саровского , и, конечно, это не могло не найти отражения на страницах Дневника. Владыка отмечал все этапы подготовки к прославлению и шумиху, поднятую в прессе по поводу мощей преподобного, писал и о чуде исцеления в 1903 году и. д. доцента Академии Сергея Ивановича Смирнова (в дальнейшем профессора МДА по кафедре истории Русской Церкви) по молитве к преподобному Серафиму. Еще один важный аспект нашел отражение на страницах Дневника – это активизация внешних церковных отношений. 30 июня 1902 года Святейший патриарх Константинопольский Иоаким III от имени Вселенской патриархии обратился к Поместным Православным Церквам с Посланием о более тесном общении Автокефальных Церквей и с предложением обсудить вопросы об отношении к ино- славным Церквам, о церковном календаре и пасхалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010