Храм освятили в память императора и его небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. На торжественном открытии санатория в Алупке присутствовали император Николай II, великая княгиня Мария Николаевна, великая княжна Ольга, министр двора Фредерикс и другие менее важные особы. После прихода советской власти по приказу Главного Комиссара по Крыму климатический санаторий для духовных лиц вместе с храмом, в числе других дворянских имений Алупки, были национализированы и перешли в собственность Российской Народной Республики. В июне 1923 года президиум Исполнительного Комитета Крыма вынес решение о закрытии церкви Александра Невского и передачи движимого имущества храма в Особое хранилище Ялтинского райсполкома. Ликвидированную церковь передали в имущество администрации санатория Народного Комиссариата путей сообщений (НКПС). В советское время там работал климатический санаторий им. Ф.Э. Дзержинского. Весной 1996 года стараниями Крымского и Симферопольского Митрополита Лазаря здание было возвращено Церкви, и теперь здесь располагается Дом отдыха имени святого Луки Крымского. Восстановлен и храм Александра Невского, в котором постоянно проходят богослужения, а также работает Воскресная школа. Церковь Святого Александра Невского находится на третьем этаже епархиального паломнического центра имени святителя Луки. Здание, построенное в 1913 году как здравница для учителей церковно-приходских школ, в 1996 году вновь передано Православной Церкви. Это поистине уникальное место для отдыха православных людей. Морские купания, целебный воздух, напоённый ароматами южнобережных растений, мягкий климат благотворно влияют на организм человека. Радуют взор отдыхающих красивые пейзажи, более чем столетний парк, величественная гора Ай-Петри и бесконечные морские дали. Большинство отдыхающих здесь - это паломники, которые приезжают со всей России прикоснуться и поклониться христианским святыням Крыма. В 1913 году это уникальное и святое место посетил император Николай II со своей семьёй.

http://sobory.ru/article/?object=12871

В зелёно-томных тисовых мехах. Алупка, весна 2001 Сретение Февраль срединный, сретенский, дозрелый… До Масленицы – дни наперечёт. И фантастичной бабочки полёт В цветах миндальных розовато-белых. Ай-Петри отрешённо смотрит ввысь, Отдав себя в употребленье люду, И терпит он подкопы отовсюду, И не спешит всё опрокинуть вниз. Сосна, на жизнь прильнувшая к скале, Подчёркивает тленные увечья. Но возвещает радостную вечность Молитвенное пенье в феврале. Алупка, 2001, 2010 Морской прибой Здесь никогда не бывает покоя И тишины. Влны отмечены древней судьбою – Первой волны. Пены кисейной подвижный орнамент Выткан не в ряд. Мелкие камушки над валунами В небо летят. В брызгах, на кручах, в области риска, Дерзки лучи. В них расцветают цветы тамариска И алычи. В марте на море не наглядеться, И в сотый раз Падает радость до уровня сердца С уровня глаз. Алупка, 2001, 2010 С ливадийской дороги Драпируются дуб стареющий, камня грань Солнца отблесками подвижными. Чем не ткань? А вплотную – бутонов россыпь поверх «парчи»: Жемчуг завтрашнего цветения алычи. И внезапным великолепием – дальний вид: Ореанда в дубраве спряталась и лежит. В купах крон проступает куполом едва Церковь русская Божьей Матери Покрова. На дорогах, На спусках лестниц, среди стволов, Всюду – царственное присутствие любовь. Нам оставили здесь Романовы не мечты – Вкус и тонкое понимание красоты. Нижняя Ореанда – Алупка, 2001, 2013 Исчезнет голубь, оборвав полёт, В пучине почек ясеней и клёнов – Коричневато-рыжих на зелёном Подвижном фоне вздыбившихся вод. Но море отштормит седой волной, Вольётся даль в разрезы южных окон, И взмоет в небо, радуясь,  живой, Спасённый голубь – белоснежный кокон! Он возвестит, как эта жизнь сильна, Хотя бывает, как скорлупка, хрупкой!.. Ему поверит юная весна, И усомнится дряхлая Алупка. Она, скучая, взглянет на ворон, Уныло вставит вздохи в междометья, Но зонтики цветов раскроет клён И старый ясень выпустит соцветья! Алупка, 2001, 2013 На Романовском шоссе Из ротонды горной на дороге (Потайном Романовском шоссе)

http://azbyka.ru/fiction/o-eti-krymskie-...

Львовский профессор С. Рудницкий в 1910 году в Киеве свободно издал свою «Краткую географию Украины». Тогда многие смеялись. Ульянов замечает: «Книга произвела фурор очертаниями границ нового государства. Оказалось, что оно обширнее всех европейских стран, за исключением разве России; в неё вошли, кроме русской Украины, Галиции, Карпатской Руси и Буковины, также Крым, Кубань, часть Кавказа. Черное и Азовское моря объявлены " украинскими " и такое же название распространено на добрый кусок западного побережья Каспия. На иллюстрациях изображающих " украинские " пейзажи, можно видеть Аю-Даг и Ай-Петри в Крыму, Военно-Грузинскую дорогу и Эльбрус на Кавказе. Автору удалось установить даже отличительные особенности украинского климата, независимого и самостоятельного. Судя по тому, что редактором книги был сам Грушевский, она шла в русле проводимой им политики создания украинской науки…». Совсем уже не смешно по прошествии ста лет, правда? Что является самым прекрасным для нас – для русского народа? Ответы, конечно, могут быть разными. Самым прекрасным, по мнению автора этих заметок, является для русского человека то, что объединяет в себе и дивный Храм Василия Блаженного и худенького Суворова, на бешеном коне влетающего в белой сорочке с тоненькой шпагой в ряды врага, и обобщённого Достоевского (не зря эти изображают сурового Пушкина в маршальском мундире Жукова), это – Православие, создавшее историческую Россию, против чего и воюет Украинская химера, управляемая мировым адом, пытаясь собой подменить святую Русь. Кто будет русским Беллерофонтом (в нашей традиции его образ отражён в образе св. Георгия Победоносца) и кто (или что) нашим Пегасом? Надеюсь дожить и увидеть отсюда… Дмитрий Иконников , наблюдатель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/01/uk...

Для Патриарха Иерусалимского, который является главой очень значимой Церкви, существующей на том самом месте, где родился, вырос, пострадал на кресте и воскрес Иисус Христос, очень важно сохранение канонического порядка, а беззаконие, которое совершено Константинополем, этот порядок очень грубым образом нарушает. Как известно, в ответ на действия Константинополя Русская Церковь была вынуждена разорвать с ним евхаристическое общение. Наши паломники сейчас не ездят к святыням Константинопольской Церкви, не причащаются в афонских монастырях, но они продолжают приезжать в Иерусалим. Я думаю, что для Иерусалимского Патриарха очень важно, чтобы паломники из всех Поместных Православных Церквей могли приезжать, и именно поэтому он принял группу из канонической Украинской Православной Церкви, которая приехала с паломничеством. Данная встреча стала свидетельством поддержки, которую Иерусалимский Патриарх оказывает Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и возглавляемой им канонической церковной структуре. Е. Грачева: Владыка, в конце января в Третьяковской галерее украли картину Куиджи «Ай-Петри». Полиция оперативно нашла это полотно. Оно, к счастью, не пострадало. Хуже судьба сложилась у другого произведения искусства — речь идет о старинной иконе Божией Матери «Смоленская-Шуйская», которую не могут найти в хранилищах Государственного исторического музея. Заведено уголовное дело. Ведет ли Русская Православная Церковь учет религиозных ценностей, имеющих особую историческую и культурную ценность? Кто этим занимается? Митрополит Иларион: По поручению Святейшего Патриарха Кирилла под эгидой Патриаршего совета по культуре проходит инвентаризация всех культурных ценностей, которые находятся на балансе Церкви. В каждой епархии учреждена должность древлехранителя — это человек, который несет непосредственную ответственность за сохранность старинных икон, древних святынь, за их описание и инвентаризацию. Вся эта деятельность взята на личный контроль Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета . И председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон регулярно отчитывается на Высшем Церковном Совете о проводимой работе.

http://patriarchia.ru/db/text/5375589.ht...

Митя Лихачев на пляже в Мисхоре (1912 г.) Прививка от будущей «пролетарской двухмерности» жизни была действительно качественная. Лето Лихачевы проводили на даче, чаще всего отдыхали в Куоккале (нынешний поселок Репино Курортного района Петербурга) – летней «резиденции» столичной богемы. Все забавы, принятые там, с радостью поддерживались Лихачевыми. И кажется, что часы тогда не отсчитывали оставшихся нескольких лет до «ломки государственного и общественного строя». Неудивительно, что во всех воспоминаниях Дмитрия Сергеевича явно обнаруживается рефрен – «тогда все было по-другому». Два лета семья провела в Крыму, в Мисхоре. «Мне вспоминается запах разогретого на солнце лавра, вид от Байдарских ворот, где помещался тогда монастырь, алупкинский парк и дворец, купания в Мисхоре среди камней (впоследствии по фотографиям я установил, что это было как раз то место, где перед тем купался после болезни Лев Толстой, спускаясь сюда из имения графини Паниной в Гаспре)» . С.М. Лихачев с сыновьями. Мисхор. 1912 г. Эти крымские месяцы, летний Мисхор запомнились юному Мите как лучшее время в жизни. «Крым был другой. Он был каким-то «своим Востоком», Востоком идеальным. Красивые крымские татары в национальных нарядах предлагали верховых лошадей для прогулок в горы. С минаретов раздавались унылые призывы муэдзинов. Особенно красив был белый минарет в Кореизе на фоне горы Ай-Петри. А татарские деревни, виноградники, маленькие ресторанчики! А жилой Бахчисарай и романтический Чуфут-Кале! В любые парки можно было заходить для прогулок, а дав «на чай» лакеям, осматривать в отсутствие хозяев алупкинский дворец Воронцовых, дворец Паниной в Гаспре, дворец Юсуповых в Мисхоре». «Университеты» В 8 лет Митя поступает в гимназию Человеколюбивого общества. Потом для многих советских людей он сам станет такой «гимназией». Примечательно и достойно всяческого внимания: родители будущего академика выбирали не школу, а классного наставника. Роль личности – даже не методики обучения – была ясно понимаема. Капитон Владимирович с этой ролью справлялся. Строгий и добрый, умный и представительный – ученикам было с кого срисовывать пример для подражания. Что касается самих одноклассников, то –

http://pravmir.ru/vremeni-net-pamyati-dm...

Хотим пожелать читателям Портала « Православие.ру » побывать у нас в Крыму и увидеть его православные святыни! В паломнической поездке Рейтинг: 10 Голосов: 1810 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Волга Плюс 7 сентября 2018, 10:27 Удивительная семья. Пусть будут все они здоровы. А про святителя Луку могу сказать одно - он необыкновенный, очень сильный и добрый. Мы живем в Волгограде, у дочки эпилепсия. Ездим к нему не первый год. У его гроба непередаваемые ощущения, он реальный, он помогает. Спасибо ему. Лидия 16 мая 2018, 17:05 В 2016 году съездила с этими замечательными экскурсоводами из Феодосии в паломническую прездку в Симферополь- топловский монастырь-Грушевку- источник Св. Пантелеймона. Очень благодарна этой замечательной семейной паре за необыкновенную доброжелательность, терпимость к нашим слабостям, интересные рассказы о святынях. Желаю Виктории и Сергею, их детям здоровья, любви, успехов в их работе. Спасибо за замечательное паломничество. Людмила ис 7 мая 2018, 22:36 Оля! Спасибо большое за статью. Читаю Ваши работы с большим интересом. Очень близки моей душе. Вот и сейчас " комок " подкатился - подобное было и в моём воцерковлении. Помощи Божией и всегда Ангела-Хранителя рядышком. Наталия 5 мая 2018, 15:54 Спасибо, Оленька. Как всегда душевно и пронзительно. Александр 5 мая 2018, 09:33 Спасибо Ольга за контакты. Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи и книги. С Уважением, Александр Екатерина 5 мая 2018, 07:47 Спаси Господи автора дорогую Ольгу за ее чудесные рассказы о прекрасных людях, окружающих нас!Спаси Господи эту чудесную семью и Помогай им во всех их делах! Такие статьи как глоток чистого горного воздуха!!!Крым - это действительно Святая земля- даже все названия- Ай Петри- Святой Петр, Аю Даг - Святая Гора! Колыбель русского Православия!Желаю всем посетить наш дивный Крым и его Святыни! Ольга 5 мая 2018, 05:45 Юле: это монастырь в Муроме, там и хранятся мощи святых благоверных Петра и Февронии Юлия 4 мая 2018, 23:19

http://pravoslavie.ru/112684.html

«Внимание! Равнение на императора!» Я думаю, что немножечко думцев хорошо бы вывести на экскурсию в Ай Петри, До весны, до апреля, сейчас там мягкий климат, пусть немножко как-то развеются, отдохнут от своих персональных ком-пьютеров, займутся собиранием кореньев и злаков. - Батюшка Артемий, у меня коврик с изображением Иисуса Христа висит на север-ной стороне. - На северной стороне? Да вы не забудьте, что мы - сами северная страна, мы северяне, по отношению к южанам, которые настолько озябли там за Кавказским хребтом, что все к нам сюда, в расчете на потепление климата приехали, и столько их в столице собралось! Они ведь действительно горячие люди, такие, что в отдельных районах, в Теплом Стане, Бутово-разутово температура на несколько градусов выше, чем в соседствующей Капотне или городе Дзержинском. Не беспокойтесь, дело в том, что у вас, наверно, на восточной стороне ваш маленький домашний иконостасик, киотик, в нем икона Спасителя, Богоро-дицы, Николая Чудотворца. А свободную сторону вы использовали для этого тканого по-лотна с изображением нашего Спасителя. Боженька наш отовсюду видит - и с севера, и в востока, и с запада, и с юга, отовсюду на нас взирает. От Боженьки не скроешься, Он мыс-ли наши знает наперед. - Анатолий из Ростовской области, спрашивает, как найти спутницу жизни. Ему 26 лет. - Ищи жену не в хороводе, а в огороде, говаривали наши предки. Поэтому и присматри-вайтесь по месту вашего служения в департаменте, в присутственном месте, за соседним столиком. Может быть, вы ищете где-то далеко-далеко за горами, за долами, а милая - то, сидит, и уже посматривает в вашу сторону. И думает: «Ну и чурбан, что он там на сайтах знакомств потерял, я его судьба, со слегка вздернутом носиком, и такими милыми ямоч-ками на щеках, с кудряшками над ушами, сижу здесь и смотрю, когда же он Еруслан-царевич взглянет на меня, и я улыбнусь ему своей очаровательной улыбкой». Вот, пришла записочка. Павлово - посадская школа-интернат просит помолиться. Обяза-тельно помолимся об администрации, и о наставниках школы. Какие то сложности, напи-сали нам, чехарда с руководством. Видимо руководство больше верит в советский Новый Год, чем в православное Рождество, затеяло чехарду прежде времени. А бедные дети уже не знают, ложится им спать или садиться за уроки. Помоги Господи и помилуй!

http://radonezh.ru/text/batyushka-est-li...

Другие речки и ручьи: Чурук-су (гнилая вода), грязный ручей, разделяющий город Бахчисарай вдоль на две половины: он начинается в 3 верстах от города и впадает в Качу. Между Симферополем и Алуштой: Ангари – за ст. Мамут-Султан – вьется небольшим ручейком и впадает в Салгир, и Кизил-коба (красная пещера): выходит из-под скалы Крымского красного мрамора и падает каскадом в глубокую котловину. Между Алуштой и Судаком: Ворун за долиной Капсихор; близ нее – Шелен, текущая среди садов и падающая в море, Сотера, Куру-узень, Улу-узень, Ускут. Из них Улу-узень, вытекая с высот Корабай-яйлы. падает перпендикулярно и образует водопад; она, как и все горные речки, летом почти высыхает, а в дождливое время превращается в пенящийся поток, с шумом стремится к морю и уносит с собою все, что встречается на пути. Речка Ускут, называвшаяся у генуэзцев Скути, близ долины Туякской. Около нее развалины греческого замка Чобан-кале (пастушья крепость) и следы кладбища. В Феодосийском уезде, по пути в Топловский монастырь, довольно многоводная речка Ендоль или Яндол. Чрез всю Судакскую долину течет Алыкор или Алепхор, иначе Суук-су и принимает в себя несколько ручейков. Приток ее – Карагач. В Ялтинском уезде: Демерджи-узень орошает Алуштинскую долину и падает в море; Артек у подошвы Аюдага; Сунар-Путан близ Аюдага: близ нее сады и виноградники, Дерекой – в 5 верстах от Ялты; притоки ее: Кува, Панагия, Стамис, Темиар, Балла, Ялта – в ялтинской долине; Даста-су по дороге из Байдарской долины к Алупке; близ Алупки или в самой Алупке: Каракунга, быстро бегущая в море, Кротирия, Мака-су, Ставрис-узень (крестная река), Хастагая или Хаста-айя, вытекающая у подошвы горы Ай-Петри. 118 Из источников с пресною водою известны в Крыму: источник св. преподобной мученицы Параскевы – в Топловском женском монастыре, где, по преданью, был древний храм преподобномученицы: вода холодная, чистая, целебная; источник св. Анастасии, у татар Суук-су (холодная вода), на горе Качикальен, на левом берегу р. Качи, вода чистая и холодная; источник Савлук-су (живая, здоровая вода), в Космодамиановской киновии, с чистою, вкусною, холодною, лечебною водою, Агиос недалеко от Алупки, Айян-су (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Ай-Петри или Петер-кая – св. Петра или Петрова скала – грандиозная и красивая с зубчатою вершиною гора в Алупке, имеющая 4052 ф. высоты 63 . На ней, пишут, была церковь во имя св. ап. Петра 64 . Аюдаг (медведь-гора), имеющий около 1918 ф. высоты, находится между Ялтой и Алуштой. Эта гора, каменистая, крутая и конусообразная, глубоко вдается в море тремя выступами. Название получила оттого, что она, будто бы, походит на лежащего медведя. Но, по мнению некоторых, ее правильнее называть Айдаг (святая гора), потому что на ней заметны следы древних христианских храмов. Местные же жители называют ее еще Бьюк-Кастель – большая крепость, а у древних географов она называлась Криуметопон – бараний лоб (баран, лоб). При подошве ее – татарская деревня Партенит, где некогда был языческий храм Девы (дева). В 1871 г. здесь открыт был фундамент храма и плита с надписью, из которой видно, что храм этот был построен в VII в. св. Иоанном, епископом готфским, уроженцем Партенита, и возобновлен в XV в. Близ Партенита гора – Бутани-кая 65 . Инкерманская скала – между Бахчисараем и Севастополем, в 6–7 верстах от последнего, в конце Севастопольского рейда. Она изобилует прочным и красивым камнем, и потому в самой глубокой древности здесь были открыты каменоломни. Камень и доселе отсюда добывается. В ней множество пещер разных форм и размеров в несколько рядов. Пещеры соединены были между собою то лестницами, то дверьми или коридорами и галереями. В некоторых из них сохранились древние храмы 66 . Но многие пещеры еще не исследованы, иные обрушились, а иные в военное время служили складом для пороха. На вершине скалы проложены были дороги в разных направлениях и устроены бассейны с водою. Ныне здесь – только огромные, толстые стены Генуэзской крепости, где 24 октября 1854 г. русские войска хотели укрыться от неприятеля, и французы открыли против них из своих орудий странный огонь. В 1475 г. турки, завладев Крымом, нашли на Инкерманских высотах разные постройки и поместил в них свои гарнизоны. Они-то, вероятно, и назвали этот древний пещерный город Инкерманом или Инкерменом (пещерной крепостью). Но они же положили начало и разрушения его. Впрочем, еще в 1578 г. Броневской видел здесь на воротах и некоторых зданиях греческие надписи и гербы греческих князей. В XVII в., по свидетельству священника Иакова Лызлова, на скале был городок, где жили татары, греки и армяне. В 1793 г. ученый Паллаев видел здесь несколько башней и крепостных стен, глубокий ров, мощеную дорогу, лестницы пещер и т. п. И что это был за город?.. Одни говорят: здесь был древний город Ктенос, но им возражают: Ктепос был ближе к Севастополю, подле южной Севастопольской бухты. Другие здесь был город Феодоро, но город Феодоро большею частью указывают на скале Мангуп-кале. Третьи (Брун †1880 г.), здесь был город Каламита, о котором упоминали путешественники XV в., называвшие и нынешний Севастопольский рейд Каламитским 67

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Ирине огромное спасибо за стихи!!!!! Ирина. 30 мая 2011, 15:57 Государство - от слова Государь. Нет Государя - следовательно нет и Государства. Самодержавный Монарх заинтересован в том, чтобы передать законному Наследнику благополучное Царство. Если властью распоряжаются временщики, это " a priori " ни при каких условиях не может быть лучше. Елена 30 мая 2011, 11:33 Спасибо Ирине за чудесные стихи! А что это за поэт? SeRgIoS 28 мая 2011, 17:35 В статье идет разговор о личности Николая II, о том какой он был хороший и добрый, а люди это воспринимают примерно вот так: монархия - идеальная форма государственного устройства, и вот если у нас сейчас в стране будет монархия то все у нас, мол, будет хорошо. Честно скажу, недолюбливаю сторонников монархии. Церковь всегда знала, что благополучие страны не зависит от формы государственного устройства, а зависит от моральных качеств людей в обществе. Не важно, что мы будем строить дворец или сарай, если кирпичи будут гнилыми, рухнет и то и другое. Преждевременны разговоры о монархии, сейчас это не даст блага для общества, скорее наоборот приведет только к очередному противостоянию. Ирина 27 мая 2011, 13:45 Нападками газетными исколот, Вдали от всех превратностей и бед, Ещё не стар, хоть далеко не молод, Курил он, опершись о парапет. Он всё глядел куда-то сквозь и мимо… Она, уже давно не так стройна, Но до сих пор мучительно любима, Стояла рядом – спутница, жена. Внизу искрилось ласковое море, Шептались сосны крымские вокруг… И он сказал: «Нас ждёт немало горя». И услыхал: «Но я с тобой, мой друг. Какая бы ни разыгралась драма, Друг другу наши вверены сердца». – Но будет ложь, и кровь, и царство Хама. – Ну что ж, мы будем вместе – до конца! Пройдя сомнений тягостные петли, Покой земной не выслужив себе, Стояли посреди красот Ай-Петри Она и он, покорные судьбе. Вонзались в небо кипарисов свечи, Чуть слышен был громов далёких лай. И обнимал любимую за плечи Последний император Николай. Этим стихотворением Льва Болдова все сказано.

http://pravoslavie.ru/46738.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010