Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (конец X – 70-е гг. XI в.) О ранней истории Новгородской епископии (к концу XII в. – архиепископии) источников сохранилось больше, чем о других древнерусских кафедрах, включая даже саму Киевскую митрополию. С другой стороны, их число все же очень ограничено, а сообщаемая ими информация, особенно за XI в., содержит такие лакуны, восполнять которые исследователю приходится только путем более или менее удачных гипотетических реконструкций. Новые источниковедческие исследования, прежде всего в области летописания, а также появление ряда собственно исторических гипотез, касающихся ранней истории Новгорода и Русской Церкви, предоставляют возможность заново поэтапно рассмотреть историческое становление Новгородской епископии в первые полтора века ее существования. История (архи)епископии как местного новгородского политического института (насколько можно прилагать этот термин к средневековым реалиям) начинается с 1156 г., когда зафиксировано первое избрание Новгородского владыки (Аркадия) с участием В предыдущий период Новгородская кафедра Св. Софии была этого качества лишена, что определяло более сложную картину ее положения на стыке интересов князей, горожан различного социального статуса и Русской (Киевской) митрополии Константинопольского Патриархата. Важнейшим источником по данной теме являются летописи, несмотря на то, что начальное русское летописание XI – начала XII в. не уделяло первостепенное внимание церковным делам (более информативными в этом плане оказываются киевские, владимиро-суздальские и новгородские летописи последующего периода). Летописные источники для данного периода представлены текстами «Повести временных лет» 10-х гг. XII в. (ПВЛ), Новгородской первой летописи старшего извода, дошедшего в Синодальном списке XIII–XIV вв. (Син., НПЛст.), младшего извода (НПЛмл., списки не ранее XV в.), в котором, в частности, отразился Начальный свод конца XI в., а также летописями XV в. Новгородско-Софийской группы (НСГ): Новгородской Карамзинской (НК1, особенно важны данные ее 1-й подборки летописных сведений), Новгородской четвертой (Н4), Софийской первой (С1) летописей .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_83410.html 14 февраля 2011 Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Библиотеке Конгресса США 10 февраля 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Библиотеку Конгресса США в Вашингтоне, где состоялась его встреча с директором Библиотеки доктором Джеймсом Биллингтоном и рядом представителей интеллектуальной и религиозной общественности Вашингтона. В начале встречи митрополит Иларион выступил перед собравшимися с речью. Я хотел бы поблагодарить директора Библиотеки Конгресса господина Джеймса Биллингтона за возможность поделиться мыслями о русской духовности, ее особенностях и универсальности. Особенно символично общаться на эту тему здесь, под сенью Библиотеки Конгресса, в которой хранятся множество книг по русской истории и культуре. В первой части своего выступления, по окончании которого мы могли бы обменяться с присутствующими мнениями, я назову три отличительные особенности, на которые опирается русская духовность, а именно: красота, забота о творении и общинность. Далее я постараюсь показать, как они, будучи выражением христианской веры, влияют на русскую культуру в целом. Прежде всего, подчеркну, что русская духовность – это не музейный экспонат, не мертвое наследие, а базис существования народов, окормляемых Московским Патриархатом. Она включает в себя духовное, историческое и культурное наследие наших народов. Отечественная духовность является неким генотипом человека, взращенного Русским миром. Красота Чувство прекрасного неотделимо от духовной жизни во Христе. Ощущение красоты – органическая часть русской духовности. Через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога. В " Повести временных лет " мы читаем, что именно красота византийского богослужения привела к выбору святого князя Владимира в пользу православной веры. " Мы не знали, были мы на небе или на земле " , – так описали его посланники в Константинополь красоту и возвышенность православного богослужения. Некоторые авторы даже говорят, что искусство есть священная миссия, так как истинное искусство является в некотором роде Словом Божиим, а точнее Божественным откровением человеку тварного мира.

http://religare.ru/2_83410_1_21.html

“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. Фото С. М. Прокудина-Горского В науке, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор не прекращаются споры о происхождении названий Русь, русский: варяжском, южнорусском, греческом и т.д. До конца не определены и понятия, этими словами обозначаемые. Не существует и единого мнения о формировании и значении концепта Русская земля. И я не ставлю перед собой целью разобрать в данной статье различные точки зрения на поставленные выше вопросы и выявить (на основе уже моего субъективного мнения) более предпочтительные ответы, поддерживая ту или иную научную гипотезу. Мне бы хотелось взглянуть на проблему, так сказать, “изнутри”, глазами древнерусских писателей, то есть, предпринять попытку рассмотреть генезис концептов русь/Русь и Русская земля в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. и попытаться выяснить, что же они сами вкладывали в эти понятия. «…ОТ ВАРЯГЪ БО ПРОЗВАШАСЯ РУСЬЮ…» Наиболее часто и концептуально осознанно понятия Русь и Русская земля используются в раннем русском летописании. И связаны они с общей историософской концепцией начальной русской истории, осмысленной через призму Святого Писания и изложенной древнерусскими книжниками в «Повести временных лет». Рассмотрим, когда же впервые используется концепт Русь и какое понятие вкладывает в него летописец. Древнейшая русская летопись, в недатированной части, начинает свое повествование с космографической теории расселения народов – потомков библейского Ноя праведного – после всемирного потопа: «По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю, Симъ, Хамъ, Афетъ». Симу достались восточные страны, Хаму – «яся полуденьная страна», «Афету же яшася полунощныя страны и западныя», в том числе и «реки Десна, Припеть, Двина, Волховъ, Волъга». И здесь впервые летописец перечисляет народы, которые оказываются в Иафетовой части земли: «В Афетове же части седять русь (здесь и далее выделено мной. – А.У.), чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва… Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Варяжьскому. По сему же морю седять варязи…» .

http://pravoslavie.ru/268.html

В.В. Виноградов Поползновение ПОПОЛЗНОВЕНИЕ В современном русском языке небольшая группа книжных имен существительных на -новение с глагольной основой, обозначающих действие или состояние, стремление, является внутри своего словообразовательного ряда морфологически, стилистически и семантически разобщенной, разъединенной (ср. проникнуть, проник-новение, возникнуть, возник-новение, исчезнуть, исчез-новение, иссякнуть, иссяк-новение, усек-новение; ср. отдохнуть, отдох-новение, претк-новение, пополз-новение, прикосновение, столк-новение, дерз-новение, ср. дерзать; но ср. вдохнов-ение при вдохновить; ср. также мгновен-ие, ср. миг; мановение, но в «Полтаве» Пушкина: Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки (ср. образование иной категории: омовение, откровение). Большая часть этих слов – древние славянизмы. Лишь единичные из них подверглись резкой экспрессивной деформации. Таково слово поползновение. Слово поползновение в современном языке воспринимается как книжное. Оно имеет яркую ироническую окраску и служит, по большей части, средством отрицательной характеристики какого-нибудь нескромного желания, упорного, но скрытого намерения. Значение этого слова в словаре Д. Н.  Ушакова определяется так: ««Не вполне определившееся или скрываемое намерение, желание». У него было п[оползновение] уехать, не сказав никому» (Ушаков, 3, с. 591). Кроме того, здесь же отмечается смысловой оттенок: «»Желание показать что-н., претензия». Он был одет... с некоторою изысканностью и с поползновением на солидность и собственное достоинство (Достоевский)». Однако нетрудно убедиться в том, что это толкование не вполне точно. Оно воспроизводит частные смысловые нюансы словоупотребления, порождаемые тем или иным индивидуальным окружением, контекстом. Правильнее было бы определить поползновение (на что-нибудь, к чему-нибудь или с инфинитивом) как «покушение на что-нибудь, недостаточно оправданное или недостаточно обоснованное притязание на что-нибудь, стремление к чему-нибудь внутренне желаемому, но трудно достижимому». Оно представляет собою отвлеченное образование от глагола поползнуть или поползнуться. Действительно, в языке древнерусской письменности отмечены глаголы: попълзтися– поползтися со значениями: 1) «поползти, соскользнуть, совратиться» (в Изборнике 1073 г.: попълзошася на нечьстие); 2) «впасть в ошибку, в грех , погрешить» (в «Повести временных лет»: Соломонъ... бы мудръ, но наконьць поползеся. 6494 г.); однократные формы попълзнути– поползнути «поскользнуться, впасть в заблуждение, в ошибку» (в «Пчеле»: Горьчае языкомь пополъзнути, нежели ногами); попълзнутися– поползнутися «поскользнуться; совратиться, впасть в ошибку» (в Хронике Георг. Амартола по Уваров. сп.: Конь же по моему камену пополъзнувъся, на землю въсадника съверже; в «Пчеле»: мужь клятволюбець пополъзнеться в безаконие) (Срезневский, 2, с. 1201–1202).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Пронять ПРОНЯТЬ У слов однотипного морфологического состава, особенно при наличии в их структуре синонимических морфем, нередко наблюдается внутренняя однородность семантического развития, параллелизм раскрытия их семантического «потенциала». Примером может служить развитие значений у слова пронять – пронимать, соотносительное с семантической эволюцией слов пробрать, прохватить и отчасти продернуть. В современном русском языке глагол пронять – пронимать – принадлежность лексики разговорно-фамильярного стиля. Он употребляется лично и безлично (ср. у Гоголя: «Его так и проняло страхом»). Современное значение этого слова можно определить так: «сильно подействовать на кого-нибудь»; «произвести впечатление». Например: Его ничем не проймешь; Эти слова и убеждения проняли его до слез. Менее ощутительно в современном языке и кажется областным, народным значение «пробрать, прохватить»: Ветер пронимает насквозь. Очевидно, что значение «сильно подействовать» – не основное, не первоначальное конкретное значение данного слова. Этимологический его состав (про-н-имать) подсказывает, что пронимать – пронять должно собственно значить: «брать, протаскивать через что-нибудь»; ср. проймы. Ср. также пробрать, прохватить. Действительно, в словарях Академии Российской отмечались такие значения этого глагола: «1) «Прокалывать, проверчивать что». Пронять мочки в ушах. 2) «Бить, сечь больно». Пронять упрямого лозами. 3) «Действовать, иметь силу над чем». Мороз, ветер пронял в дороге. Нужда, бедность, голод его проняли» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 593–594). Те же значения зарегистрированы и словарем 1847 г., хотя и сформулированы здесь несколько иначе: «1) «Прокалывать». Пронимать мочки в ушах. 2) «Исправлять наказанием». Ленивого проняли розгами. 3) «Давать себя чувствовать; прохватывать». Пронимает голод. Пронял мороз». Очевидно, круг значений этого слова в литературном языке XVIII – первой половины XIX в. был шире. Пронимать – пронять проникло в русский литературный язык еще в древний период из языка народного и сначала выражало очень конкретные значения. По-видимому, уже в древнерусском оно было очень употребительно в простом стиле. Акад. И. И. Срезневский отметил в своих «Материалах»: «проимати в значении «проделать в чем-либо отверстие, разобрать». В «Повести временных лет» (6523 г.): «Ночью же межю клтми проимавше помостъ, wбepmbшe в коверъ, и оужи съвсиша на землю» (Срезневский, 2, с. 1532). Можно предполагать, что не менее древним является и значение «протаскивать, пропускать сквозь что-нибудь» (ср. примеры в тех же «Материалах» Срезневского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Библиотеке Конгресса США 12 февраля 2011 г. 12:00 10 февраля 2010 года председатель   Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата   митрополит Волоколамский Иларион   посетил Библиотеку Конгресса США в Вашингтоне, где состоялась его встреча с директором Библиотеки доктором Джеймсом Биллингтоном и рядом представителей интеллектуальной и религиозной общественности Вашингтона. В начале встречи митрополит Иларион выступил перед собравшимися с речью. Я хотел бы поблагодарить директора Библиотеки Конгресса господина Джеймса Биллингтона за возможность поделиться мыслями о русской духовности, ее особенностях и универсальности. Особенно символично общаться на эту тему здесь, под сенью Библиотеки Конгресса, в которой хранятся множество книг по русской истории и культуре. В первой части своего выступления, по окончании которого мы могли бы обменяться с присутствующими мнениями, я назову три отличительные особенности, на которые опирается русская духовность, а именно: красота, забота о творении и общинность. Далее я постараюсь показать, как они, будучи выражением христианской веры, влияют на русскую культуру в целом. Прежде всего, подчеркну, что русская духовность — это не музейный экспонат, не мертвое наследие, а базис существования народов, окормляемых Московским Патриархатом. Она включает в себя духовное, историческое и культурное наследие наших народов. Отечественная духовность является неким генотипом человека, взращенного Русским миром. Красота Чувство прекрасного неотделимо от духовной жизни во Христе. Ощущение красоты — органическая часть русской духовности. Через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога. В «Повести временных лет» мы читаем, что именно красота византийского богослужения привела к выбору святого князя Владимира в пользу православной веры. «Мы не знали, были мы на небе или на земле», — так описали его посланники в Константинополь красоту и возвышенность православного богослужения. Некоторые авторы даже говорят, что искусство есть священная миссия, так как истинное искусство является в некотором роде Словом Божиим, а точнее Божественным откровением человеку тварного мира.

http://patriarchia.ru/db/text/1407882.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > О русских на русском Севере Взгляд из республики Коми 21.10.2016 1088 Время на чтение 8 минут Живу я в республике Коми, в районе, приравненном к Крайнему Северу. Однажды, здороваясь со своим хорошим знакомым, я услышал от него такое слово: «приветствую тебя на земле коми». Что это за слово? Неужели мне дано было понять, что хотя я и родился и вырос в этом северном городе, здесь родился и вырос мой отец, но вот все равно - я пришлый здесь, чужой? И решил я тогда узнать историю пребывания русского народа - руси на севере европейской части России, а точнее на тех землях, которые в 1923 году вошли в состав впервые образованной тогда Коми АССР - коми республики. Очевидным было, что до 1923 года коми своего автономного государственного образования не имели. Раньше эти земли входили в состав Архангельской и Вологодской губерний. Обратившись к письменным источникам я обнаружил удивительные факты. Так, в книге Сергея Маркова «Избранные произведения» том 1, М, 1990 (Книга о землепроходцах и мореходах, стр.115) есть указание, что русские жили на реке Печоре уже в 1092 году, то есть с до монгольских времен, в то время Новгородцы собирали с народов, проживающих на реке Печоре дань. Этот факт С. Марков почерпнул из древней русской летописи - «Повести временных лет», (Киев 1112 год). Описывая то древнее тысячелетней давности время, Марков говорит, что тогда же упоминается и о югре - народе с непонятным языком, который жил на Урале и за ним и имел непонятный для русского человека язык. Югра это финно-угорские народы, которые с древности до сего времени живут в районе Ямала и Ханты - Мансийский области за Уралом. Также С.Марков в своей книге, ссылаясь на путешественника Джосафата Барбаро (1479 год), говорит, что после присоединения Новгорода Москва стала владеть Заволочьем и всему путями в Югру (то есть за Урал - в Сибирь). В письменных источниках о русском севере, с которыми мне удалось ознакомиться, упоминались многие народы: чудь, весь, вогулы, остяки, самоеды и др., такого названия, как коми, я не встретил.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первые русские святые 05.08.2012 815 Время на чтение 7 минут Хотя хронологически равноапостольные Ольга и Владимир жили раньше, первыми, кто был канонизирован на Руси, стали их потомки Борис и Глеб. После смерти князя Владимира в 1015 г. на Руси вспыхнула междоусобица. Его сын Святополк решил устранить всех братьев, чтобы единолично править государством. За свою жестокость княжич получил прозвание Окаянный. Одним из братьев был князь Борис. Когда Святополк, получивший позднее прозвище Окаянный, стал Киевским князем, дружина Владимира, как говорится в «Повести временных лет», посоветовала Борису отнять у него Киевский престол. Борис же отказался воевать против старшего брата, ведь Святополк стал главой семьи, занял место отца. Послушание старшим было одной из важнейших добродетелей человека, и Борис не стал ради обретения власти нарушать эту традицию, хотя Киевский престол в то время был, если можно так выразиться, самой желанной целью для всех князей. То, что в роду один из предков хоть несколько дней сидел на Киевском престоле, сразу возвышало весь род по сравнению с теми, у кого такой привилегии не было. Поведение Святополка было прямо противоположно. Он задумал, подобно Каину, убить Бориса, для чего решил усыпить его бдительность. «Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению» - с такими словами посылает он к младшему брату гонца. Между тем своим слугам он приказал убить Бориса. Когда посланные пришли на реку Альта, чтобы совершить злодеяние, они услышали, как Борис поет заутреню. Почему? Неужели никто не донес князю, что на него готовится покушение? Ведь были же разведчики и в Древней Руси. И если князь знал о покушении, почему не защищался? Как видим, Борис остался верен принципу, что не следует перечить старшим. Кроме того, он не хотел в ответ на зло совершать зло, убивать в ответ на убийство. Он не хотел мстить. Может быть, ему претило то, что, если бы начались открытые столкновения со Святополком, он бы оказался невольным виновником массового кровопролития, ведь погибло бы немало людей с обеих сторон. Борис решил смиренно принять смерть от руки брата. Помимо всего прочего, им двигала забота о своей душе. Каким он предстал бы перед Создателем, если бы его убили на поле брани? Только что совершившим убийство?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Твой черед настал... Пробуди простор... К юбилею поэта. Из книги «Русская духовная философия» 17.11.2014 770 Время на чтение 25 минут Каждому народу дан свой способ открыть себя в мире и сказать о себе миру. Россия издревле выразила себя молитвой, иконой и поэзией. У нас и молитвы, и жития, и проповеди вдохновенны, образны, музыкальны, они сотворены сердцем и обращены к сердечному отклику: поэзия русская, при всем ее литературном универсализме, знает один точный адрес - душу русского человека, отзывчивую на слово, на его не внешний, а самый сокровенный, потаенный смысл. Может быть, эта нерастворимость душевности и сердечной духовности позволяет до сих пор удержаться России перед натиском машинного мышления и машинообразного бытия. Бояны, сказители, певцы были на Руси всегда, без них нет сколько-нибудь внятной родовой нашей памяти. Когда же письменное слово вошло в жизнь - ритмический и исповедальный строй русской души сказался и в «Слове о полку Игореве», и в «Повести временных лет», а затем нарастающей волной поднимались перед миром русские поэты. Не случалось такого десятилетия в новейшей истории русской литературы, когда бы на поэтическом небе не разгорелись пять-шесть звезд, приметных всем, и десятка два-три звездочек помельче. Пушкинс кий Дом задумал недавно издать для школьников справочник «Русские писатели XX века», и получился двухтомник кратких биографий: там ведь и Блок, и Есенин, и Цветаева, и Ахматова, и Клюев, и Волошин, и Гумилев, и погремевшие на эстрадах шестидесятники. Только последнее десятилетие повергло в недоумение литературных критиков, прежде без перебоев открывавших новые поэтические имена. Музыка стихов умолкла в пору закулисной революции, названной поначалу перестройкой, а затем реформами. Трудно с уверенностью назвать поэтов 90-х годов, мелькают имена, появляются неплохие стихи, но Россия притаилась в этом, своем глубинном самовыражении. И все-таки Россия не осталась без поэта в такой глухой период своего бытия, не осталась без духовного голоса. «Откуда это?! Кто это поет?!» - восклицают многие, впервые услышавшие по радио стихи-молитвы, стихи-исповеди, стихи-покаяния иеромонаха Романа. Конечно, кому повезет услышать: нынешнее радио, а тем более телевидение предпочитают часами «радовать» слушателей и зрителей «за­бой­ной музыкой», «крутыми» боевиками и различными «при­колами». Еще раз встретиться с песнопениями иеромонаха Романа можно не через обычные ларьки с обоймами магнитофонных кассет, а через лавочки при церквях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010