Жили-были славяне, или Три урока славянского разруба с прологом и эпилогом Отрывки из книги Феликса Разумовского об исторических судьбах России и Украины 25 июня, 2017 Отрывки из книги Феликса Разумовского об исторических судьбах России и Украины В День дружбы и единения славян предлагаем вниманию читателей отрывки из книги Феликса Разумовского об исторических судьбах России и Украины. Книга «Кто мы? Жили-были славяне» вышла в издательстве «Белый город» в серии, составляющей литературную версию телепрограммы «Кто мы?». Пролог: «Откуда есть пошла Русская земля» В русской культуре были и есть три великие столицы. Древний Киев, Москва, Петербург. Всего три столицы за тысячу лет! Появление такой столицы — событие очень значительное, эпохальное. Это всегда некий рубеж, поворот. Начинается новая жизнь. Появляются другие люди, другие цели. Кажется, что уже всё другое. Нет! Не всё. Нечто важное остаётся. Остаётся память. О том, откуда мы. С чего всё началось. Кто указал нам дорогу. Ради этой памяти, спустя столетия, был поставлен в Киеве прекрасный Андреевский собор, — своеобразный дар Петербурга, столицы Российской империи, — столице древнерусского государства, Киевской Руси. 2 Название первой древнерусской летописи звучит так: «Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля». Этим названием летописец о многом нас предупредил и ко многому приготовил. Предупредил о том, что его летопись — это не история этносов, не история государства, тем более не история экономики. Летопись — это ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЗЕМЛИ. Кстати, немаловажный вопрос — почему она так называется — Русская земля. Почему не славянская? Это было бы естественно — по названию племён, которые расселились в Восточной Европе. Нет, всё-таки Русская земля. Объяснить это можно тем, что здесь с самого начала славяне жили среди других племён, в частности, племён угро-финских. Понятие «славянская земля» неизбежно бы выделяло и разъединяло собственно славянскую территорию с территорией соседей. А задача стояла противоположная — не разделять, а собрать и, собрав, объединить…

http://pravmir.ru/zhili-byli-slavyane-il...

Закрыть itemscope itemtype="" > Июль – крещенский месяц Руси-России Размышления ветерана войны и труда Геннадия Колдасова 21.07.2022 506 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Из «Повести временных лет» желающие могут узнать: «Пошли Аскольд и Дир войной на греков. Осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же греческий всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Вынесли они с песнями Божественную ризу Святой Богородицы, и омочили в море её полу... Тут внезапно поднялась буря с ветром, встали огромные волны, разметало корабли русских язычников и переломало их, так что не многим из них удалось вернуться домой». Это был мощный духовный толчок для русских к осознанию истинного Бога. Аскольд и Дир с частью своего народа крестились, и из Царьграда на Русь был направлен епископ. Так состоялось согласно летописи первое крещение Руси-России. Православный человек, конечно, отдаст должное князьям Аскольду и Диру. Наше второе крещение произошло при великой княгини Ольге. Княгиня прибыла в Царьград с большой свитой, не как противник греков, но как посол большого славянского царства на севере. Ольга счастливо там окрестилась, Сам Константин Багрянородный был её крестным. Он с готовностью приял её в Православное царство Христа. Так породнилась со Святою Троицей Русь через Ольгу! Княжна Гостомысловского рода опиралась в своём духовном устремлении и на духовно-государственные деяния князей Аскольда и Дира. Она заявила о себе, как дщерь великого православного народа, заложившего духовные и общественно-государственные основы своего будущего общественного развития. Базарно-западный мир княгиня Ольга научилась правильно понимать с юных лет не понаслышке, как и его лживость почти во всём: в улыбках, договорах, словах и передышках и церемониях. Внемли сосед, брат, внук, соратник православной мудрой Ольги. Торги, сладкие слова, деланные дружелюбие и игры с Западной ордой страшнее, чем игра с огнём. Нам хранить Христову Веру Ольга завещала! Все козни ворогов нещадно сокрушала. Чтоб в нужной форме боевая руссов сила прибывала, и Русский дом всё боле креп историей побед и веры всё боле украшаясь!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/iy...

Закрыть Церковь и семья в условиях построения однополярного глобального мира Доклад на Славянских чтениях «Истоки нашей истории: 900 лет «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца» (Киево-Печерская Лавра, 8 ноября 2013 г.) 13.11.2013 1030 Время на чтение 37 минут 8 ноября в Киеве состоялись Славянские чтения, приуроченные к дню памяти прп. Нестора Летописца . 9 июля 2009 года Священный Синод УПЦ, принимая во внимание вызовы, которые в настоящее время стоят перед институтом традиционной украинской семьи, принял решение о создании Синодального отдела по делам семьи и, соответственно - о создании соответствующих отделов при Епархиальных Управлениях. Архиерейский Собор РПЦ, проходивший в Москве 2-5 февраля 2013 года, проанализировав и конкретизировав эти вызовы, принял решение о создании специальных церковных комиссий для защиты семьи на епархиальном уровне. Во исполнение данных решений в ряде епархий УПЦ были созданы отделы по делам семьи. Однако, как показывает опыт, руководители данных подразделений нередко просто не знают - чем конкретно им следует заниматься. В результате, в настоящее время епархиальные отделы по делам семьи либо совершенно не ведут никакой деятельности, либо проводят некоторые мероприятия силами воскресных школ и молодёжных отделов. Между тем, вызовы, о которых идёт речь, в настоящее время ставят перед Церковью вполне конкретные задачи, о которых сегодня должен знать каждый православный человек. Мы живём в эпоху активного строительства однополярного глобального мира, в котором количество протекающих процессов и их скорость превышает способность сознания рядового человека не только контролировать их, но зачастую - просто выявлять их и давать им оценку. Люди, живущие в современном обществе, всё больше напоминают гигантскую стаю рыб, попавшую в общую сеть. И православные воцерковлённые люди не составляют тут исключения - они также, и не в меньшей степени, подвергаются систематическим воздействиям современного информационного пространства. Основная ошибка, которую допускают православные христиане XXI века - это их негативное отношение к широкой образованности и светской культуре, а также - боязнь всего, что связано с современными информационными технологиями.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/14/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (не ранее XIII в.), прп. (пам. 4 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, Многоболезненный. И. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , Повести временных лет и Житии прп. Феодосия Печерского. Начиная с XIX в. в агиографических справочниках было принято относить его жизнь к XIV в., но это заключение не имеет под собой оснований. Согласно рукописи предположительно 2-й пол. XVII в., содержавшей «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», которая была известна архиеп. Модесту (Стрельбицкому) , И., будучи мирянином, много лет находился в болезнях. Святой дал обет до кончины жить в Печерском монастыре, если Бог дарует ему исцеление. Получив избавление от недугов, святой принял иноческий постриг и до смерти усердно подвизался в посте и молитвах, служа братии. О давней традиции местного почитания И. наряду с др. преподобными Дальних пещер свидетельствует упоминание о его св. мощах в «Тератургиме» инока Киево-Печерского мон-ря Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же, вероятно, была составлена служба (Служба преподобным отцем печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти И. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеется кондак И., в котором святой прославляется как целитель. И. также упоминается в 6-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер.

http://pravenc.ru/text/578402.html

Славная Десятинная церковь св. Владимира, начало и венец всех священных храмов Старого Киева, прежде всех сооруженная благоверным князем, претерпевшая все беды, напасти, гонения и разрушения, и ныне воздвигаемая, из малого уцелевшего основания. Просветитель Руси, святой равноапостольный князь Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму и на следующее «лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, – записано в " Повести временных лет " , – и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами " . Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году. В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.Владимир посвятил её Пречистей Деве, празднуя честный собор Ея, на другой день спасительного Рождества Сына Ея и Бога, и определил десятую часть своих доходов, на поддержание нового храма, от чего и сохранилось ему название Десятинного.Туда перенес он блаженные останки своей бабки, великой княгини Ольги, от которой почерпнул первые начатки христианства, они были перенесены в Десятинный храм из Вышгорода; там похоронил и благоверную супругу Анну, греческую царевну, утверждавшую его на пути спасения, и сам упокоился наконец под сению той же церкви. Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих Ярополка и Олега, убиенных ещё в язычестве и окрестив торжественно, положив в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой, под сень собственного храма Софийского.В 1240 году надвинулась туча монгольская на святую Русь. Долго ходит она по небосклону отчизны и наконец, страшно разражается над Киевом. Грозный завоеватель не оставил никакой надежды на мир или пощаду; одна неминуемая гибель, и она постигла Киев. Батый приблизился с своими несметными полчищами и разрушил столицу.

http://sobory.ru/article/?object=14098

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXVI — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности в нем содержатся биографии деятелей церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И. В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами РПЦ. Она несомненно будет полезна для учащихся ВУЗов и школ. В материале о И. Е. Старове, рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма, тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском. Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70 Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей РПЦ с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести Временных лет» и Житию преп. Феодосия Печерского. Широко почитается 1-й пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря.

http://pravenc.ru/shop/2693027/

В истории рус. лит-ры представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие Д., но без употребления самого термина. Среди таких произведений древнерусского периода - «Слово о твари» (XII в.), в к-ром неизвестный автор указывал своим современникам, что многие из них ленятся ходить в храм, «не слушают божественных словес», но «текут, радуяся», на языческие игрища или «зборище идольское» «и весь день тот предстоят, позорьствующе тамо» ( Гальковский. 1916. Т. 2. С. 436); компилятивное соч. «Слово святаго Григорья изобретено в толцех, о том, како первое погани сущи языци кланялись идолом и требы им клали; то и ныне творят», составленное на основе Слова свт. Григория Богослова на Богоявление ( Greg. Nazianz. Or. 38); «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творят и в крестьянстве суще, а не ведают, что есть крестьянство»; «Слово Исаия пророка о поставляющих трапезу роду и роженицам»; «Сказанье святаго отца Нифонта о песнях мирских и о русальях»; поучение «О казнях Божиих», вошедшее в состав «Повести временных лет». Факты проявления Д. приводятся в рус. летописях; о наличии таких фактов можно судить по церковно-правовым памятникам («Правило церковное» (кон. XI в.) митр. Киевского Иоанна II , «Вопрошание Кирика» (XII в.), правила Стоглавого Собора (1551)). В Требнике XVII в. содержатся «Вопросы поселянам» на исповеди, свидетельствующие о присутствии пережитков язычества среди сельских жителей. Очевидцем и ревностным обличителем языческого праздника в честь Ярилы в сер. XVIII в. в Воронеже был свт. Тихон Задонский (Жизнеописание св. Тихона Задонского, еп. Воронежского и всея России чудотворца//Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв. М., 1992. С. 236). Существование различных языческих суеверий в России даже в XIX в. прослеживается по трудам И. М. Снегирёва (Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990п. 2 ч.), М. Забылина (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990р), Н. С. Тихонравова (Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. 2 т.), С. В. Максимова (Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993р), А. П. Щапова (Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия//ЖМНП. 1863. Ч. 117. Отд. 4. С. 1-73, 75-92; Ч. 118. С. 1-19), по материалам сб. «Отреченное чтение в России в XVII-XVIII веках» (М., 2002) и др. В XX в. в рус. научной лит-ре появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «Д.».

http://pravenc.ru/text/171499.html

Введение В настоящий выпуск памятников древне-русской литературы входят произведения, связанные с мученической кончиной и церковным прославлением святых князей Бориса и Глеба : 1) Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба; 2) Сказание и страсть и похвала святых мучеников Бориса и Глеба; 3) Летописная повесть об убиении святых мучеников Бориса и Глеба; 4) Проложные сказания о святых Борисе и Глебе; 5) Паримийные чтения; 6) Похвальные слова; 7) Церковные службы. I . Чтение о свв. Борисе и Глебе принадлежат перу преп. Нестора Летописца , автора Жития преп. Феодосия Печерского , а также нескольких статей летописного характера, дошедших до нас в Повести временных лет. Время написания Чтения следует отнести к концу семидесятых или началу восьмидесятых годов XI-ro столетия. «Видите ли, братие, – спрашивает автор, – коль высоко покорение, еже стяжаста к старейшу брату. Си аще бо быста супротивилася ему, едва быста такому дару чюдесному сподоблена от Бога. Мнози бо суть ныне детескы князи, не покоряющиеся старейшим и супротивлящеся им, и убиваеми суть: ти не суть такой благодети сподоблени, яко же святая сия». (Стран. 25, стрк. 5–9). Это замечание ставят в связь с событиями 1078 и 1079 годов, когда были убиты князья Глеб Святославич, Борис Вячеславич и Роман Святославич, напомнившие преп. Нестору своими именами святых мучеников Бориса и Глеба 1 . С другой стороны, рассказывая о чудесном исцелении жены сухорукой от мощей Бориса и Глеба, Нестор добавляет, со слов самой исцелённой, что «бе неделя в т день и успение святыя Богородица». (24,13–14). Так как, по вычислениям А. А. Шахматова, 15-е августа приходилось в воскресение в 1081-м году, то есть некоторое основание предполагать, что Чтение написано вскоре после 1081 г. 2 Древнейший список Чтения дошёл до нас в так называемом Сильвестровском сборнике Московской Типографской Библиотеки 3 . По этому списку Чтение издавалось несколько раз: Бодянским 4 , Срезневским 5 и Московской Старообрядческой Книгопечатней 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Владимир Мономах Мономах Владимир Всеволодович (1053–1125) – князь Смоленский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1113 г.), православный мыслитель, духовный писатель. Сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха, от которого унаследовал почетное родовое прозвище Мономах (греч. – единоборец). Еще при жизни прославился своими «великими» и «малыми» военными походами (только «великих», по его словам, было 83, остальных он даже не упомнил) и мудростью, справедливостью, что нашло отражение в составлении законов, легших в основу знаменитой Русской Правды. Одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха , вошедшее в состав «Повести временных лет» под 1096 годом. «Весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения», – отмечает современный исследователь Сергей Перевезенцев, – глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого , приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого Киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру». В этом отношении характерно само построение «Поучения». В самом начале его Владимир Мономах рассказывает, как в решающей момент, когда к нему приехали послы от братьев с предложением принять участие в усобице, он отказался креста переступати, нарушить крестное целование, которое для него было гораздо важнее, чем все другие доводы. И свое поучение детям он начинает с того, как, взяв Псалтырь и в печали разгнув ее, вынул слова: «О чем печалишься, душа моя?..» Владимир Мономах , как это и было заведено в Древней Руси, гадает по Псалтыри. И все его дальнейшие поучения основаны на этих, собранных и сложенных по ряду изречениях из Псалтыри, что уже само по себе имело сакральное значение. Это не языческий обряд, а именно христианский обычай. Человек принимал важнейшие решения, соотнося свои желания и поступки с выпавшими из Псалтыри Божественными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

До 1448 года Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и жила по византийским   законам. Эти законы были объединены в Номоканон, который появился на славянском языке под именем Кормчей книги. Поскольку Церковь и государственная власть Византии (как и Руси) не были разделены, Номоканон включал в себя как постановления церковных соборов, так и указы императоров. Греческий патриарх ставил митрополита в Киев, а тот посвящал епископов в разные княжества, границы которых первоначально совпадали с границами епархий. Это приводило к тому, что нередко чисто церковные вопросы переплетались или даже подменялись вопросами церковной и княжеской политики или просто борьбой за власть, как, например, в деятельности ростовского епископа Феодора в XII веке, одного из первых, осужденных на Руси за ересь. Ставленник владимирского князя Андрея Боголюбского, священник Феодор добился посвящения в епископский сан в Константинополе, минуя киевского митрополита (князь Андрей хотел видеть Феодора независимым от греков владимирским митрополитом всея Руси). Феодор (которого стали звать Федорец — белый клобучок) обосновался в Ростове и не захотел ехать в Киев за митрополичьим благословением, к чему призывал его прежний покровитель, Андрей Боголюбский. Киевский митрополит Константин (по происхождению грек) распорядился никому в Церкви не признавать Феодора. Возмущенный Феодор, по свидетельству летописцев, впал в неистовство, захватывая всех, кто отказался его признавать, и люто их мучая. Вскоре он был схвачен князем Андреем Боголюбским и отправлен в Киев. Отказавшись каяться, изрекая хулы на всякую святыню, Феодор, по повелению киевского митрополита, был казнен «как злодей и еретик». Вряд ли несостоявшийся епископ был вправду еретиком, скорее речь шла о крайней степени душевного помрачения вследствие гордыни. Однако ее следствием явилось и уголовное преступление — истязание ни в чем не повинных людей. Кроме того, он богохульствовал, а за это по греческим законам полагалась смерть. Для Руси это было необычно: смерти предавали обычно возмущавших народ язычников, но не христиан, причем их судила не Церковь, а сам князь или воевода и даже народ самосудом (см. «Повести временных лет»). Вместе с тем полномочия церковного и светского (княжеского) судов не были на Руси четко разделены. Церковь принимала участие в рассмотрении множества дел, в том числе семейных и даже чисто уголовных. Ведению исключительно церковного суда подлежали волхвование, чародейство, кощунство, еретичество, совершение христианами языческих обрядов. Наказания полагались следующие: отлучение от причастия разной продолжительности и штрафы. Если, например, муж не мог отвадить жену от чародейства, то был обязан платить за нее постоянный штраф епископу, жена же отлучалась от Церкви.

http://pravmir.ru/eres-prestuplenie-neug...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010