повести временных лет



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Повесть временных лет, Глава 2 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Начало княжения Святослава, сына Игорева В год 6454 (946) . Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, ... далее ...
«Повесть временных лет» как источник для истории ...Искать в Источникеazbyka.ru
... как труды первоучителей славянства и их учеников восходят ко 2-й половине 9 века, наиболее ранние из сохранившихся памятников русского письма и русской литературы относятся только ко 2-й и 3-й четвертям 11 столетия. В какие именно годы этого длительного промежутка, какими путями (непосредственными или обходными) и при каких исторических условиях проникла впервые на Русь западно- и южнославянская книжность, достоверных известий об этом мы не имеем. Из числа исторических записей для разъяснения этих вопросов в распоряжении исследователя остаются главным образом недостаточно определенные показания древнейшего нашего летописного свода, проредактированного в начале ХП века, но сохранившегося в списках 14 века и более поздних. Такие известия сосредоточены здесь в первой или легендарной части Повести временных лет, именно: в Сказании о преложении книг на словенский язык под 6406 898-м годом (Лавр.) 3, 74–129 (и, наконец, в известии под 6545 1037-м годом о переводах с греческого языка на русский, предпринятых при великом князе Ярославе) Лавр. Исследование этих сказаний со стороны их идеологической связи с другими частями летописного свода, а также с произведениями славянской и ... далее ...
Новые издания Институтом русской литературы : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... движением в Святую Землю. Оглавление Прохоров Г. М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое М. : Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко» СПб., 2014. —416 с. ISBN 978-5-4261-0065-7 В книге выдающегося русского ученого Гелиана Михайловича Прохорова собраны исследования памятников древнерусского летописания, жанра безвозвратно, в отличие от других жанров средневековой литературы, ушедшего. В первой части говорится о специфике этого вида литературного творчества и о его видах — местном и общерусском. Прослеживается история летописания после завершения «Повести временных лет» и перехода политического главенства на Руси от Киева к Владимиру. Исследование двух взаимно дополнительных подборок летописного материала «Карамзинской» рукописи, заставляет думать, что общерусское летописание не было создано в XV в., а было возрождено в 1185 г. во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. Произведенный постатейно анализ содержания этих подборок и их связи с двумя видами общерусского летописания владимиро-московского и новгородского — представлен читателю в таблице. Во второй части речь идет о «центрально-русском» летописании XIV в. — загадочном ... далее ...
Десять веков святого Владимира. Родъ правыхъ ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... исследующего различные аспекты осмысления святости великого князя — Красна Солнышка в середине XVII столетия. Образ святого князя Владимира и киевская тема в русском искусстве второй половины XVII века С середины XVII века в русской культуре наблюдается особый интерес к киевской теме, к образам истории и искусству Киевской земли. Великую Русь с этим регионом объединяло общее прошлое, общие моменты славы и скорби, общие предки, в том числе герои и святые. Память о богоспасаемом Киеве, о «первопрестольной матери градам» (как называли его уже древнейшие источники времени Киевской Руси Повесть временных лет, Слово на обновление Десятинной церкви середины XII века, тропарь святому равноапостольному князю Владимиру и др.) навсегда сохранилась в русской истории. Открытие мощей митрополитом Петром (Могилой) На протяжении нескольких веков непрерывная преемственность с Киевом традиционно подчеркивалась в письменных источниках и в изобразительном искусстве Великой Руси. В московской культуре образы святых князей — равноапостольного Владимира, его мученически погибших сыновей Бориса и Глеба — оказываются своеобразными архетипами, собирательными образами великого киевского ... далее ...
«Пещера святая являет ваши мощи» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... » Эту потрясающую историю наш современник заканчивает так: И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья. Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах и затворил уста – аж до дней скончанья, потому что прибавить ни слова он был не в силах. Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо, коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем... Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем во святой горе киевской отец Дионисий Щепа, что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умерети, не перемолвясь боле ни с кем и словом. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет». М. Антокольский. 1871 И сам Дионисий упокоился в Ближних пещерах. Одним из известнейших монахов, упокоенных в Ближних пещерах, является Нестор Летописец, оставивший нам «Повесть временных лет» (иначе памятник называется «Летопись Нестора») – самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений (XII в.) , описывающее в основном историю восточных славян. Повествование начинается от Всемирного потопа и охватывает исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. В целом «Повесть временных лет» является трудом нескольких монахов Киево-Печерской ... далее ...
Преподобный Антоний Печерский и древнерусский ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ξυλουργός – плотник или древодел) – древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире, основанная вскоре после Крещения Руси. О ее русских корнях свидетельствует даже само название – «Древодел», ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня. Скит Ксилургу. Фото: Сергей Шмель По преданию, древнерусский монастырь Ксилургу был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012) вскоре после принятия христианства на Руси. Из «Повести временных лет» мы узнаем, что после крещения великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь. Русская обитель во Святом Граде спустя три столетия перестала существовать, обитель же на Святой Горе существует до сих пор. Соборный храм Русской на Афоне Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская ... далее ...
Десятинная церковь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Десятинная церковь Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало. Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич: кто говорил – в Корсуни, кто – в Киеве, а кто – еще где. Первый собор христианской Руси То же самое относится и к главному собору Киевской Руси Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры. Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным. ... далее ...
Русь у стен Царьграда / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... у неприятеля опустил в волны залива Золотой Рог край ризы Божией Матери, взятой из Влахернской церкви, внезапно поднялась сильная буря. Флот россов стал терпеть бедствие, многие их ладьи были разбиты о скалы или, опрокинувшись, потонули. Это страшное чудо заставило россов не только немедленно снять осаду и отступить, но побудило их вскоре прислать в Константинополь посольство с предложением заключить с империей мир и союз и с «просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено». О походе русских дружин на Константинополь сообщает и наша русская начальная летопись «Повесть временных лет». Ее рассказ дословно повторяет известие «Хроники» Георгия Амартола, но уточняется, что поход возглавляли Аскольд и Дир. Уже вскоре после похода, в октябре-ноябре 860 года, в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о выплате Византией русским ежегодной дани (обычно это были подарки князю и его ближайшему окружению) , о разрешении руссам вступать в византийскую армию (обоюдовыгодная договоренность) , вести торговлю на территории империи, прежде всего в столице, а также обмениваться ... далее ...
Загадка Ипатьевского монастыря / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Донского. Федор Сабур воевал в полку у воеводы Ивана Квашни [6]. Таким образом, потомки Захарии и Квашнины очень тесно общались. Я уже несколько раз упомянул Киев и его соседей – Галицко-Волынское княжество. Сейчас это Западная Украина, а раньше это были исконно русские земли, где прославился князь Даниил Галицкий, многие годы успешно лавировавший между Западом и Ордой. История этих земель нам известна из Галицко-Волынской летописи, которая является составной частью Ипатьевской летописи, точнее – летописного свода. Другими составными частями свода являются Киевская летопись и знаменитая «Повесть временных лет». А «Повесть временных лет» – это самая древняя русская летопись, которая была составлена в Киеве. В ней рассказывается история от Сотворения мира до 1117 года. В Ипатьевской летописи сохранилась самая древняя история Руси, там говорится о том, «откуда есть пошла Русская земля». Ипатьевская летопись Как известно, Ипатьевская летопись была найдена в XIX веке. И уже давно исследователи пытаются ответить на вопрос, как эта уникальная летопись попала на северо-восток Руси, где она стала частью летописного свода, получившего название «Ипатьевский»? Я думаю, что ответ ... далее ...
Путь к идеалам Святой Руси / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... руководитель Издательства Сретенского монастыря: – В лице святого князя Владимира, просветителя Руси, мы видим замечательный пример того, как правитель, познав истину, не стесняется всенародно свидетельствовать о ней, хотя это и неудобно – потому что противоречит прежним его взглядам, и обременительно – потому что придется менять жизнь в соответствии с убеждениями, и неполиткорректно – потому что большинство вокруг придерживается иных религиозных воззрений. Святой Владимир не насаждал веру огнем и мечом, однако последовательно отстаивал свой цивилизационный выбор, как об этом рассказывает «Повесть временных лет». Не просто заявлял: «Я православный атеист» или «Я верю в добро», что при желании всегда можно интерпретировать в нужном ключе, а прямо говорил о своей вере и – главное – не только говорил, но и в своих поступках следовал ее ценностям. Каждому из нас, и руководителям государства – в особенной степени, приходится сталкиваться со стремлением изгнать всякий религиозный дискурс из общественного пространства, с запретом самой возможности внутренней религиозной мотивации человека, с требованием поклониться идолу релятивизма. Скоро «либеративная демократура», по выражению ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: повести временных лет
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"