Закрыть itemscope itemtype="" > Почему князь Владимир – русский Константин Размышления в год 1030-летия Крещения Руси 22.03.2018 1171 Время на чтение 5 минут Наши знания о Крещения Руси основаны главным образом на летописных рассказах из «Повести временных лет». Однако если воспринимать текст летописи буквально и без должного критического восприятия, то картина событий, связанных с Крещением Руси, претерпевает значительное упрощение, переходящее в ошибку. «Повесть временных лет» по стилю и по смыслу представляет собой продолжение библейской истории народов Земли на примере отдельно взятого русского (славянского) народа, и относиться к ней нужно соответствующим образом, делая скидку на применяемые автором эпитеты, аллегории и иносказания. Например, когда летописец говорит о 800 наложницах князя Владимира, он тем самым уподобляет его царю Соломону, у которого число жён и наложниц тоже исчислялось сотнями. А в истории крещения княгини Ольги есть отчётливый парафраз с библейской легендой о посещении того же царя Соломона «царицей южной». Помимо этого, чтобы возвеличить в глазах читателей личность как князя Владимира, так и важность события, произошедшего в 988 г., автор летописи намеренно омрачает период, предшествующий этому событию, принижая как самого князя, так и весь русских народ, представляя население Руси поголовно дикими и дремучими язычниками-изуверами. Согласно ПВЛ Также, по-видимому. Нужно критически относиться и к легенде «о выборе веры», которая является, скорее всего, более поздней вставкой в ПВЛ, поскольку в ней восточное православное христианство и западное католичество представлены как две разные религии, в то время как до церковного раскола 1054 г. оставалось ещё более полувека. Опираясь на данные исторических источников, как прямых, так и косвенных, можно сделать вывод, что к концу 10 века на Руси уже существовала достаточно крепкая и влиятельная христианская община. Наиболее яркий пример тому – крещение княгини Ольги - главы только-только сформированного тогда русского государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/22/po...

Крещение Руси явилось, без преувеличения, эпохальным событием, которое перевернуло жизнь племен, обитавших на Восточно-Европейской равнине и создало новый народ — русский. Естественно, оно не могло совершиться без известной дипломатической подготовки. Повесть Временных лет оставила нам замечательный рассказ о посылании послов св. князем Владимиром в разные страны с целью испытать красоту и истинность различных вер — мусульманской, иудейской, латинской, православной. Своей цели они достигли в Константинопольском храме св. Софии: «И придохом же въ Гркы, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не свмы, на небеси ли есмы были, или на земл: нсть бо на земли такого вида или красоты такоя, недоумемь бо сказати. Токмо то вмы, яко онъд Богъ съ человкы пребываеть, и есть служба ихъ паче всих странъ. Мы убо не можемь забыти красоты тоя — всякъ бо человкъ, аще преже вкусить сладка, послди же не можеть горести прияти — тако и мы не имамъ сде жити» . Среди источников, повествующих о крещении, в частности, в «Повести временных лет», «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвале князю Владимиру» известное место занимают богослужебные тексты, посвященные св. равноапостольному великому князю Владимиру . Древнейший список служебной минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII – началом XIV в . В историографии существуют несколько точек зрения относительно времени создания древнейшей службы крестителю Руси. Если Н.К. Никольский считает службу памятником начала XII в. , то Е.Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относит к 1240 году и связывает с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля) . Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку — строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году . Однако, по мнению Н.С. Серегиной служба могла быть создана в Киеве во второй половине одиннадцатого века , следовательно, может отражать сознание сравнительно недавно крещеных русских людей и их восприятие крещения. В этой службе для нас представляет, в частности, интерес восприятие дипломатической деятельности князя Владимира, способствовавшей крещению Руси.

http://pravoslavie.ru/63029.html

Повесть временных лет Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в киеве стал первым княжить и как возникла русская земля. Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия. Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолида, Вифиния, Старая Фригия и острова некии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил. Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меоты, Деревия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гомер и Давид: пересечение параллельных Наброски к теме 12.05.2021 1587 Время на чтение 12 минут Поэмы Гомера… древни, как псалмы Давида . Н.И. Гнедич 1. У поэм Гомера сладкий привкус нектара, который, возможно, тем и открывает читателю многомерную реальность, соотносимую со всем, одновр еменную всему. Веками загадочный автор воспринимался цивилизованным языческом миром как человек каждому близкий, почти родной, так воспринят он был и эпохой Возрождения. Вот и в русском сознании Гомер уже лет двести растворён, может и незаметно, но именно как золото в крови. В «Повести временных лет» Нестор-летописец (сам носитель гомеровского имени множество раз цитируя пророка Давида, вдруг, перечисляя земли, отошедшие Иафету, сыну Ноя, называет в числе различных территорий девять небольших остров, которые взяты из поэм Гомера Через столетия в лексиконе А. Пушкина только в «Евгении Онегине» тема Гомера комментариями Набокова отмечена с десяток раз. Через несколько лет после Пушкина, в 1840 Ф.М. Достоевский в 19 лет, ведя литературный спор с братом, напишет: «Вот как я говорю: Гомер (баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу… Ведь в «Илиаде» Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной и земной жизни, совершенно в такой же силе, как Христос новому». В этом есть молодой задор спорщика, но в этом есть и правда. Здесь же заметим, что имя «Гомер» не было чуждо слуху древнего еврея. Оно встречается в Ветхом Завете (Танахе). Гомер – имя старшего сына Иафета, внука Ноя (Быт. 10: 2-3). В Книге пророка Иезекииля (VI в. до РХ.) Господь обещает спасти народы, в том числе некоего «Гомера со всеми отрядами его» (Иез.38:6). В-третьих, в Книге пророка Осии (VIII в. до РХ.) имя это мы видим в «женском роде»: «И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима» (Ос. 1: 3). Толкователи имя Гомер определяют как «полный», «совершенный». Но не слепой! Тексты Гомера обрели свой нынешний вид в Александрйской библиотеке во II в. до Р.Х. Учёные-филологи во главе с Аристархом Самофракийским (216-144) совершили научный подвиг. В гомеровских текстах, собранных со всего света, ими устранены разночтения, для удобства хранения тексты разбиты на главы (по числу букв в алфавите). Еврейский канон, Танах – еврейская Библия, принял свой канонический вид много позже. Но Септуагинта – перевод Танаха на древнегреческий был выполнен там же, в Александрии, примерно в тоже время, в III-I веках до РХ.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/12/...

Не только медведи, водка и матрешка. Сибирский реставратор – о мастерстве, педагогике и выживании А его игрушки есть в Китае, на Северном полюсе и даже в космосе 29 декабря, 2019 А его игрушки есть в Китае, на Северном полюсе и даже в космосе Игрушки, сделанные руками учеников тюменского художника-реставратора деревянного зодчества Святослава Шитова, есть практически во всех странах мира и даже в космосе, а в этом году две из них – Конек-Горбунок и Солнечный конь – украсили Кремлевскую елку. Почему фигурки лошадок, кошек, домиков – лучшие воспитатели для детей, какие послания зашифрованы в деревянной резьбе, украшающей дома, и как игрушка из Тюмени попала на космический корабль? Об этом мастер рассказал читателям «Правмира». В течение 10 лет Святослав Шитов преподает искусство изготовления деревянной игрушки детям и взрослым. В числе его учеников есть малыши-двухлетки, едва научившиеся держать в руках карандаш и кисточку, и 92-летний ветеран Великой Отечественной войны, летчик-бомбардировщик Федор Иванович Дуб, который каждый год делает к Новому году праздничную игрушку.  – Это не просто деревянные фигурки, это история, – рассказывает Святослав. – Игрушка имела огромное влияние на формирование личности ребенка, отражаясь на его психике, да и вообще воздействуя на всю дальнейшую жизнь. Традиция дарения игрушки ребенку описана еще в «Повести временных лет»: будущему ратнику преподносили коня-качалку, и уже с двух лет мальчика на него сажали. Как описывал Нестор-летописец, даже князь Святослав в два года выступил в поход против древлян с игрушечным боевым копьем, которое он бросил во врага. Играя в деревянных лошадок, в деревянные кораблики, потом появлялись командующие кавалерии и флота. Именно игрушка воспитывала в ребенке характер, формировала в нем будущего защитника.  Например, говорит Святослав, как князь Игорь, описанный в «Песни о вещем Олеге», догадался поставить корабли на колеса, когда греки перегородили бухту Золотой Рог? Видимо, была в его детстве такая игрушка – кораблик на колесах. Даже знаменитая Российская гвардия положила свое начало с потешного войска Петра Великого. Представители княжеских фамилий коробами, телегами заказывали игрушки в Сергиевом Посаде, который славился этим замечательным промыслом. 

http://pravmir.ru/ne-tolko-medvedi-vodka...

В «Повести временных лет» под 988 годом читаем: «Послав нача поймати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» 1 . Таким образом, «ученье книжное» насчитывает более 1000 лет. Известно о грамотности русских людей не только в высших слоях, но и в средних. Школа равноапостольного князя Владимира (†1015) дала прообраз для школ, открытых Ярославом Мудрым (†1054), возникновения школ в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Галиче, Турове, Полоцке и других городах Руси. О Ярославе Мудром сохранилось свидетельство: «И бе Ярослав любя церковные уставы… и книгам прилежа, и прелагаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся вернии людие. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше Крещеньем просветив. Се же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». Летописец создал настоящий гимн книгам: «Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселеную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, суть узда воздержанью… Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи» 2 . Устроенная Ярославом Мудрым библиотека при соборе святой Софии в Киеве способствовала развитию книгописания. «На основании изучения письменных и археологических данных ученые приходят к выводу, что до монгольского нашествия в трехстах с лишним городах и неисчислимом множестве сел и погостов Русской Земли было построено до десяти тысяч каменных и деревянных храмов, городских, сельских, монастырских». Эти расчеты привели в 50-е годы двадцатого столетия академика В. В. Виноградова к следующим обобщениям: «Для совершения службы в 10 000 церквах и 300 монастырях нужно было иметь около 85 000 книг» 3 . А современный исследователь Б.В. Сапунов пишет: «С учетом четьей и светской литературы всё книжные богатства Древней Руси следует определить в 130–140 тысяч томов» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Книга Еноха Подготовка текста, перевод и комментарии Л. М. Навтанович Книга Еноха относится к числу апокрифов ветхозаветного цикла. Из Библии о Енохе, седьмом от Адама, прадеде Ноя, известно, что он прожил 365 лет и «не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5:24 ), Енох «угодил Богу» и «не видел смерти» ( Евр. 11:5 ), и «не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, ибо он был восхищен от земли» ( Сирах. 49:16 ) и «взят на небо» ( Сирах. 44:15 ). Славянская Книга Еноха, или «Книга о вознесении праведного Еноха», известна в списках русского, сербского, молдавского и болгарского происхождения конца XV–haчaлa XVIII в. Выделяют две редакции славянского текста апокрифа – краткую и пространную. Краткая является первичной (возможно, она возникла еще в X–XI вв.), пространная была создана не ранее XIV в. (возможно, в конце XV в.) в результате внесения дополнений и некоторых переделок в текст краткой редакции. Славянский текст Книги Еноха был известен на Руси, о чем свидетельствуют, в частности, наличие значительных фрагментов из нее в составе Мерила Праведного (XIV в.), упоминание о Енохе в Повести временных лет и в Послании архиепископа Новгородского Геннадия (XV в.). Славянская Книга Еноха – переводный текст. Но в отношении происхождения перевода не существует единой точки зрения: А. Ваяан полагал, что перевод был совершен с греческого языка на старославянский (в Македонии или Паннонии), Н. А. Мещерский высказывал предположение, что перевод был сделан непосредственно с древнееврейского на древнерусский (в Киевской Руси). Помимо славянского текста апокриф о Енохе дошел до наших дней полностью или во фрагментах на ряде других языков. Поскольку сохранившиеся на разных языках тексты апокрифа существенно отличаются по композиции, содержанию и характеру изложения, их принято делить на три группы, представляющие собой три разные версии апокрифа о Енохе, которые в научной литературе называют Енох 1, Енох 2 и Енох 3. Под Енохом 1 понимают версию, представленную в полном виде на эфиопском языке, а также сохранившуюся частично на греческом (около одной трети полного текста) и во фрагментах на арамейском и древнееврейском (не более 5% всего текста). Под Енохом 2 подразумевают славянскую версию апокрифа (то есть тексты, дошедшие в славянских списках). Енохом 3 называют средневековую еврейскую версию апокрифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поход на князя Чем сложнее экономическая ситуация в России, тем острее становятся исторические дискуссии. 3 августа, 2015 Чем сложнее экономическая ситуация в России, тем острее становятся исторические дискуссии. Ольга Алленова о том, почему жизнь князя Владимира снова широко обсуждается в публичном пространстве Братоубийца Журналист Александр Невзоров излагает в интернет-издании «Сноб» широко известные факты о жизни князя Владимира: о варварском дохристианском периоде жизни князя, братоубийстве, захвате наложниц, поклонении языческим богам, жертвоприношениях, убийстве христиан. Аудитория, очевидно, не усвоившая уроков истории в школе, широко распространяет текст. Собственно взгляд коллеги Невзорова меня не задевает – имеет на него право. Задевает манипуляция фактами,  акцентирование внимания на двух эпизодах длинной и непростой жизни древнерусского правителя и полное игнорирование исторического контекста. Вот журналист пишет о том, что князь Владимир убил своего брата Ярополка, став братоубийцей. Несмотря на то, что летописи Невзоров называет «байками», опирается он в своем утверждении, очевидно, на летописи – других русских исторических свидетельств об этом убийстве нет. Так что и я тоже обращусь к «байкам». Из «Повести временных лет» и из других, более поздних источников, мы знаем о том, что первым междоусобицу между сыновьями Святослава начал не Владимир, а Ярополк: «Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю». В этом походе Ярополк одержал победу, а Олег, пытавшийся скрыться в городе Овруч, погиб, сброшенный в давке с моста в ров. Владимир, которому было примерно 14-15 лет, бежал с дядей Добрыней к норвежскому королю, а Новгородом и Овручем теперь управлял Ярополк, сидящий в Киеве. Через два года Владимир с войском вернулся в Новгород и послал к брату гонцов с объявлением войны. После осады Владимиром Киева Ярополк бежал в город Родню и там, измученный осадой и голодом, преданный ближайшим воеводой, пришел к Владимиру на примирение и был убит дружинниками князя.

http://pravmir.ru/pohod-na-knyazya/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава вторая. Социально-политическая роль Церкви и формы материального обеспечения кафедр Для понимания деятельности древнерусской церкви как социально-политической организации важно изучение не только ее общехристианских и византийских традиций и истоков, но и условий ее экономического положения на Руси как при самом учреждении, так и в процессе эволюции в течение интересующего нас времени. За это время Русь прошла два периода социально-экономического развития, которые в современной советской науке принято обозначать как раннефеодальный период (IX—XI вв.) и период развитого феодализма (с XII в. и далее). Первый из них, когда формируется церковная организация, обладает рядом черт, определивших ее первоначальное положение в стране. Это прежде всего существование государства, возникшего одновременно с классовым обществом. Сообщения Вертинских анналов под 839 годом и патриарха Фотия в 867 г. говорят о том, что оно уже существовало, а в 882 г., по Повести временных лет, произошло объединение южной Киевской Руси с Новгородом и установление в Киеве новой династии, что стало началом нового этапа истории государства. Оно во главе с князем и дружиной осуществляло власть над обширной территорией через княжеский двор с его челядью — управителями — и дружину. Далее, территория, входившая и продолжавшая включаться в состав государства Руси, подвергалась эксплуатации в форме даней, полюдья и др., т. е. через конфискацию продуктов прибавочного труда их производителя местной социальной верхушкой, оторвавшейся от породившего ее коллектива и противопоставившей себя ей, или непосредственно представителем государственной (центральной) власти. Эта регулярная и выработавшая устойчивые формы эксплуатация становится выражением раннефеодальной (раннеклассовой) формы собственности государства в лице князя и его семьи на соответствующую территорию. Такая ранняя собственность не может быть отождествлена еще с феодальной собственностью XII—XVII вв., не говоря уже о буржуазной собственности, продажа ее невозможна, а отсуждение другими способами очень затруднено, но она передается по наследству внутри одного княжеского рода.

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Коваленко В. П. Благоверный черниговский князь Давид Святославович Благоверный черниговский князь Давид Святославич занимает заметное место в истории Чернигово-Северской земли: он стал родоначальником одной из ветвей Святославичей – черниговских Давидовичей. Родился будущий святой в семье 4-го сына Ярослава Мудрого Черниговского (1054–1073 гг.) и великого Киевского (1073–1076 гг.) князя Святослава Ярославича и его жены дочери германского графа Письменные источники не сообщают точный год рождения Давида, однако анализируя дошедшие до нас краткие упоминания о его молодых годах, можно предполагать, что это случилось в начале – середине 1050-х гг.: около 1080 г., по мнению исследователей, у Давида Святославича и его жены Феодосии (как считает М. Димник, она была Н. Баумгартен считал ее дочерью маркграфа немецкого рода появился первенец – будущий князь-инок Никола Большинство историков, принимая во внимание сообщение «Повести временных лет» о Любечском съезде и разделе вотчины Святослава Ярославича между его потомками, считали Давида вторым (после Глеба, князя Новгородского, убитого 30 мая 1078 его Однако часть историков, отмечая несоответствие между активностью Олега Святославича в борьбе за отцовское наследие и его отстранение после Любеча с 1-го места в черниговской династии, пытались старательно обходить вопрос о результатах раздела вотчины Святослава Ярославича, отмечая ее принадлежность потомкам с этим согласились далеко не все. Уже Н. Н. Карамзин и Н. И. Костомаров, вопреки летописцу, в перечне Святославичей ставили Олега перед Давидом, намекая этим на его П. В. Голубовский первым открыто высказал предположение, что старшим в конце в. среди Святославичей оставался Интересно отметить, что в другом месте своего фундаментального исследования по истории Киевской Руси, анализируя события, изложенные в былине «Иван Гостиный сын», эту же мысль высказал и Б. А. Из современных исследователей старшинство Олега признают М. Димник, Н. Ф. Котляр, той же позиции придерживаюсь и В частности, М. Димник в качестве главного аргумента сослался на изображение семейства Святослава на цветной заставке из изготовленного по его заказу «Изборника», где среди княжеских сыновей после старшего Глеба вторым стоит Олег. Первым же назвал Олега Черниговским князем (т. е. старшим в роду), еще М. Впрочем, в «Слове о князьях» XII в. Давид действительно назван старшим в роду: «Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братией (Возможно, здесь идет речь о периоде после 1015 г., уже после смерти Олега Святославича).

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010