В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 марта приводится общее сказание о мученичестве М. и К., названном левитом, а также о мн. девах, женах и священнослужителях, пострадавших в Аскалоне и Газе (SynCP. Col. 565-568). Сведения о святых в целом соответствуют рассказу о них из «Церковной истории» Феодорита Кирского и отличаются лишь последовательностью изложения и нек-рыми деталями. Синаксарное сказание начинается с описания мученичества и исповедничества М. При этом разрушение М. языческого храма относится ко времени имп. Константина I Великого, тогда как Феодорит датирует его правлением имп. Констанция. После того как епископ мужественно перенес жестокие пытки и издевательства со стороны язычников, те вразумились, освободили его от наказания, просили прощения и впредь почитали как учителя, считая чудом его стойкость в вере. М. скончался в глубокой старости. Далее повествуется о К., местом страдания к-рого названа Финикия без к.-л. уточнений. В конце говорится о пострадавших в Аскалоне и Газе. Всех мучеников и исповедников из этого сказания объединяет только то, что они пострадали при имп. Юлиане Отступнике от разъяренной толпы язычников при попустительстве или одобрении властей. В некоторых византийских Синаксарях XII-XIV вв. (напр.: Paris. gr. 1568; Bodl. Auct. T. 3. 16; Paris. Coislin. 223 - SynCP. Col. 567-568), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 150-152) сказания о М. и К. приведены под 29 марта; в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) и нек-рых визант. Синаксарях XII-XIII вв.- под 30 марта (напр., Mess. 103; Paris. gr. 1624 - SynCP. Col. 571-572; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 61-62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260). Память М. и К., а также пострадавших в Аскалоне и Газе с двустишием и сказанием о них из греч. стишных Синаксарей вошла под 28 марта в слав. стишные Прологи XIV-XV вв. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 83-85); в ВМЧ и в Четьи-Минеи свт. Димитрия , митр. Ростовского,- под 29 марта ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 52-53; Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 167-168 об.). Почитание на Западе

http://pravenc.ru/text/2562256.html

франков. Владыка Евлогий с сожалением констатировал: Немало нашему Богословскому институту вредят Карловцы, стараясь подорвать к нам доверие как среди русских, так и среди иностранцев. 1058 Финансовая зависимость от YMCA давала повод некоторым эмигрантам, главным образом тем, кто находился в юрисдикции Карловацкого Синода, обвинять Богословский институт в связях с масонством, – пишет исследователь. 1059 Несмотря на позднейшие конфликты, первоначально отношения сторон были вполне дружественными, это был путь взаимодействия. В апреле 1926 года в поступившем обращении Съезда Бюро русского христианского студенческого движения в Западной Европе на имя Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей была выражена преданность и просьба о духовном руководительстве этим движением. 1060 В июне Секретарь Русского Студенческого Христианского движения в Западной Европе докладывал о деятельности движения. 1061 В декабре преподаватели Софийской духовной семинарии Ст. Петков и Иоанн Виноградов прислали свои отзывы о Всемирном Христианском студенческом движении и Союзе Христианской молодежи, которые были переданы на рассмотрение члену Синода архиепископу Феофану для доклада Собору архиереев в связи с общим докладом об YMCA. Однако архиепископ Феофан увидел «зловредную деятельность» организации YMCA и требовал воспретить иерархам сотрудничество в прессе этой организации. 1062 Проблема единства движения обострилась после церковного раскола, который произошел на Карловацком Архиерейском Соборе в 1926 г. Раскол стал следствием острого конфликта между митрополитом Евлогием (Георгиевским) и большинством архиереев. Собор вынес осуждение движению и его миссионерской работе, что разрушило надежду многих его участников найти в церковных иерархах мудрых и ответственных пастырей и тем самым углубило расхождение между различными течениями в РСХД. С момента зарождения РСХД довольно сильными были настроения за подчинение движения непосредственно епископам и преобразование его в Союз православных братств. В связи с этим, однако, вставал вопрос, сможет ли тогда движение сохранить свое единство. Это была главная проблема, которую обсуждали представители русских студенческих христианских кружков из Франции, Англии, Бельгии, Германии, Чехии, Сербии, Болгарии, Польши, Эстонии на IV общем съезде РСХД в сентябре 1926 г. в Бьервилле (Франция). Сторонники подчинения движения Церкви и преобразования его в Союз православных братств П.С. Лопухин и Н.А. Клепинин горячо защищали свою позицию. Они предлагали, чтобы каждый кружок «искал окормления у местного епископата», а движение в целом раз в год посылало бы отчеты о своей работе Зарубежному Синоду для информации. Они настаивали также на замене в названии движения слова «христианское» на «православное».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофилу вырвали язык и забили камнями в поле. Мн. другие, не названные по именам святые, сподобились в этот день принять мученические венцы. Мц. Домна собрала останки всех этих мучеников и похоронила их. После этого она и сама была обезглавлена по приказу Максимиана, а останки ее сожгли (PG. 117. Col. 229-232). В визант. Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) под 28 дек. указаны памяти: диак. Феофила, забитого камнями; Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море; Зинона, скончавшегося от меча; сожженного Мардония; Мигдония, живым засыпанного землей во рву; сожженного Гликерия; мц. Домны. В греч. печатной Минее (Венеция, 1595) под этим же числом помимо вышеперечисленных обозначена также память препозита Дорофея (SynCP. Col. 353-354). Прп. Никодим Святогорец поместил сказание о 20 000 мучениках, пострадавших в Никомидии, под 28 дек. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под тем же числом содержатся сказания о 20 тыс. Н. м., о мц. Домне и др. При переводе греч. синаксарей на слав. язык память 20 000 Н. м. вошла под 28 дек. в состав слав. Пролога краткой редакции. Под этим же числом здесь содержится память Индиса и Домны, а также память «святых от синклита и вне огня оставшихся», среди к-рых упомянуты Индис, Горгоний и Петр, воевода Зинон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, диак. Феофил и Домна (перевод XI-XII вв., славянский и греческий текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 6: Текст и коммент. С. 544-550). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под 28 дек. содержится память 20 000 Н. м., а также других мучеников, не сгоревших в никомидийской церкви,- Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море, Зинона и Дорофея, усеченных мечом, Мардония, сожженного заживо, диак. Феофила, побиенного камнями, Мигдония, засыпанного землей во рву, пресв. Гликерия, сожженного заживо ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 4. С. 105-107).

http://pravenc.ru/text/2566232.html

Архимандрит Филипп (Васильцев) представил присутствующим сборник, выпущенный по материалам конференции «Болгария-Россия: образы духовного единства», приуроченной к 100-летию великого освящения русского храма святителя Николая Мирликийского — подворья Патриарха Московского и всея Руси при Болгарском Патриаршем престоле. Конференция состоялась 29 ноября 2014 года в Российском культурно-информационном центре в Софии. Вечером всенощное бдение в Никольском храме подворья возглавил митрополит Ловчанский Гавриил. По завершении богослужения иерарх совершил чин освящения помещений крипты храма после совершенных в них реставрационных работ. 11 октября по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Божественную литургию в Никольском храме возглавил митрополит Видинский Дометиан в сослужении митрополита Ловчанского Гавриила и митрополита Западно- и Среднеевропейского Антония. В числе сослуживших также были главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), настоятель Подворья архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Румынской Православной Церкви в Софии ставрофорный священноэконом Нелуца Опря, архимандрит Феофан, протоиерей Игорь Якимчук, священник Андрей Шумкин, протодиакон Иван Петков, доцент Богословского факультета Софийского университета имени святителя Климента Охридского диакон Иван Иванов, духовенство подворья. За богослужением молились профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле иеромонах Зотик (Гаевский), Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Болгария Ю.Н. Исаков, второй секретарь российского Посольства Е.А. Приходько, начальник Отдела по связям с общественностью при Синоде Болгарской Православной Церкви А. Карамихалева, участники конференции «Князь Владимир. 1000 лет со дня преставления», прихожане храма-Подворья и многочисленные гости. Евангелие читалось на болгарском языке. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Никольского храма-подворья под управлением В. Ченовой-Стефановой.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

«Когда же в 1830 году Греция первой на Балканах приобрела статус независимого государства и на правах этого первого (успешного!) поторопилась заявить о своих мегаломанских претензиях, болгары оценили опасность эллинизации как нешуточную…» – читаем мы в одной из современных публикаций по данному вопросу . Именно 1830 год многие болгарские исследователи называют годом начала борьбы за Болгарскую Церковь. Борьба эта приняла, по-видимому, действительно довольно широкий размах, хотя импульс вначале исходил от немногочисленной интеллигенции. Как пишет болгарский ученый П. Петков, для «материалистов» было характерно не просто отрицательное отношение к Константинопольской (греческой) Патриархии, но в определенной степени уже и антирелигиозные и антицерковные настроения вообще . Это проявилось в начавшейся широкой публицистической кампании, центральным тезисом которой явился постулат с фактически двойным содержанием: мы воюем за Церковь, говорили ее авторы, главное предназначение которой – национально-политическое, объединительное, а ее духовные функции считаем анахронизмом. При подневольном положении болгарского населения внутри Османской империи и отсутствии, кроме Церкви, каких-либо других болгарских представительных (перед турецкими властями) структур с рядом административных функций именно Церковь хотели использовать в роли традиционно объединяющей силы, на которую, считалось, единственно и можно было попытаться опереться. «В такой постановке вопроса просматривается довольно циничный расчет интеллигентствующей публики, – заключает Р. Гришина, – использовать Церковь, прежде всего, в политических целях, то есть для объединения народа вообще, так сказать, на перспективу, для создания основы политического общества . А дальнейшая судьба самой Церкви как организации, традиционно несущей функции духовного окормления православного народа, молодых политиков интересовала мало. Не удивительно, что годы 1830–1870 наполнились язвительной печатной пропагандой против греческого духовенства; в ней участвовали Г.С. Раковский, Др. Цанков, П. Славейков и другие молодые писатели и публицисты. Для большего возбуждения народа (но, может быть, скорее, из-за недостатка собственной культуры, несмотря на приобретенный имидж писателя или литератора) они не стеснялись грубых слов, уничтожающих неприличных выражений» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Рука Л. находится в соборе вмч. Мины в Ираклионе (Крит), др. частицы мощей святого хранятся в Киккском мон-ре (Кипр), Пантелеимоновом мон-ре на Афоне, в мон-ре Осиос Мелетиос на горе Китерон (Аттика) и в мон-ре Пресв. Богородицы в местности Кипурия на Кефалинии ( Meinardus. 1970. S. 206). После захвата К-поля крестоносцами частицы мощей Л. были вывезены на Запад: в монастыри Клерво и св. Мартина в Лане (Франция), в мон-рь св. Альбана в Намюре и в капеллу Девы Марии в Брюгге (Бельгия), в Хальберштадт (Германия) ( Janin. Églises et monastères. Р. 302). Частица мощей Л. вложена в воздвизальный крест, изготовленный в 1494-1495 гг. в Смоленске, входившем в то время в состав Великого княжества Литовского (ныне хранится в ГММК; см.: Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 177). Ист.: BHG, N 976-978b; PG. 117. Р. 579-580 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 881-882; Latyš ev. Menol. T. 2. P. 263-266; Passion de saint Laurent (et des ss. Abdon et Sennen, Xyste II et Hippolyte) (BHG3 977c)//Inédits byzantins d " Ochrida, Candie et Moscou/Éd. F. Halkin. Brux., 1963. P. 284-300; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 190-192; ЖСв. Авг. С. 147-159; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 530-334. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 242; Т. 3. С. 318-319; Латышев В. В. Визант. «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 271-273; Palachkovsky V. La tradition hagiographique sur S. Hippolyte//StPatr. 1961. Vol. 3. N 1. P. 97-107; Janin. Églises et monastères. P. 300-305; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 206; Follieri E. Sant " Ippolito nell " agiografia e nella liturgia bizantina//Ricerche su Ippolito/Ed. V. Loi. R., 1977. P. 31-43; eadem. Antiche chiese romane nella Passio greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito//RSBN. N. S. 1980/1982. Vol. 17/19. P. 43-71; eadem. L " Epitome della «Passio» greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito (BHG 977 d): Storia di un testo dal menologio al Sinassario//Byzance: Hommage à A. N. Stratos. Athènes. 1986. T. 2. P. 399-423; eadem. Sant " Ippolito nell " agiografia bizantina: Ricerche recenti//Nuove ricerche su Ippolito. R., 1989. P. 131-135; Λαυρντιος//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 163-165; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 270-271; Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния пролог: Текстове, лексикален индекс. Пловдив, 2014. Т. 12: Август. С. 31-32.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

(архетип кон. X в.) память П. и пострадавших с ней помещена под 2 февр. Краткое сказание составлено на основе «Страстей...», однако здесь говорится, что П. происходила из африкан. г. Тубританы; вместе с Фелицитатой она была отдана на растерзание дикой корове, а затем вместе с проч. молодыми оглашенными усечена мечом по требованию толпы (SynCP. Col. 440). Второй раз П. и Сатур без сказания упоминаются в Синаксаре под 4 марта (Ibid. Col. 508). Память мучеников под 2 февр. отмечена также в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), в кратком сказании к-рого описывается 1-е видение П., а затем говорится, что брат мученицы Динократ, как и она, находился в др. тюрьме. Во сне П. увидела, что он напился из емкости с водой, и поняла, что ее брат скончался (PG. 117. Col. 292). В нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) память П. и пострадавших с ней указана под 1 февр. (SynCP. Col. 440). Прп. Никодим Святогорец также поместил в «Синаксаристе» память и заметку о святых под 1 февр. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 206-207). Под этим же числом они вошли в «Новый синаксарист» иеромон. Макария Симонопетрского ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 10-13 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 493-496)). Славянское почитание Саркофаг мц. Перпетуи в ц. Нотр-Дам в Вьерзоне, Франция. XIX в. Фото: Gaetan Poix/Wikimedia Commons Саркофаг мц. Перпетуи в ц. Нотр-Дам в Вьерзоне, Франция. XIX в. Фото: Gaetan Poix/Wikimedia Commons В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., под 2 февр. содержится сказание о П. и пострадавших с ней, составленное на основе заметки из Синаксаря К-польской ц. (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 704-707). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., поминовение мучеников смещено на 1 февр., т. к. на 2 февр. приходится праздник Сретения Господня ( Петков, Спасова. Стиш.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

з) Отношения 19-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXX) академического курса воспитанников: —416— Вифанской – Михаила Введенского, Владимирской – Николая Бельчикова, Волынской – Ивана Ленчинского, Воронежской – Петра Алферова, Донской – Петра Архипова, Екатеринославской – Николая Гераскевича, Калужской – Сергея Георгиевского, Кишиневской – Виктора Матвеевича, Курской – Сергея Иванова, Минской – Михаила Вахаева, Московской – Сергея Колосова и Николая Троицкого , Орловской – Михаила Голубцова, Подольской – Петра Пясецкого, Рижской – Александра Щукина, Рязанской – Евгения Арбекова, Ставропольской – Антония Орлова, Таврической – Михаила Олейника, Тульской – Николая Драчева и Черниговской – Николая Колчицкого. – и) Заявление и. д. Ректора Академии – профессора А. П. Шостьина о том, что, согласно вышеизложенным указам Святейшего Синода и правилам о приеме учащихся в Академию (§ 136–139, 141–142 устава духовных академий 1910 года), к поверочным испытаниям для поступления в Академию Преосвященным Ректором допущено было 46 лиц: 43 студента духовных семинарий (в числе их два священника, имеющие жен), сирийский уроженец Александр Яред, болгарский подданный Стоян Николов Петков и штабс-капитан запаса инженерных войск Николай Беляев, – Поверочные испытания, согласно § 143 академического устава, произведены были, в объеме курса духовных семинарий: устные – по Священному Писанию Нового Завета, догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до 1054 г.) и одному из древних языков, по выбору экзаменующихся (от последнего испытания освобожден был лишь, согласно вышеприведенному указу Святейшего Синода за 11045, штабс-капитан запаса Николай Беляев); письменные – по нравственному богословию, психологии и со- —417— ставлению поучения. – Один студент выбыл из Академии до окончания испытаний. i) Рапорт врача Академии А.В. Танина: «Имею честь довести до сведения Московской Духовной Академии, что 16 августа мною был произведен медицинский осмотр студентов духовных семинарий и других лиц, желающих держать поверочные испытания для поступления на первый курс Академии, причем у студента Калужской духовной семинарии Смирнова Александра и у студента Псковской духовной семинарии Цвинева Ивана мною найдено предрасположение к заболеванию легочным туберкулезом. Я с своей стороны полагал бы возможным принять их в Академию, но нахожу более удобным для них жить не в общежитии, а на частной квартире. – Состояние здоровья всех остальных найдено мною удовлетворительным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) П. поминается как апостол от 70 и один из 7 диаконов под 30 июня - в Соборе св. апостолов, где воспроизводятся сведения визант. каталогов апостолов (SynCP. Col. 784), и под 2 марта, где в сказании подробно освещается его избрание в диаконы согласно Деян 6; в заключении отмечено, что, «совершая служение нуждам святых служителей добросовестно и боголюбезно, он угодил Богу и Его ученикам, а затем, после болезни, принял конец жизни на глазах апостолов» (Ibid. Col. 501-502). Под 12 мая и 6 мая его память встречается в Минее, изданной в Венеции (1603 г.- Ibid. Col. 661, 680). Под 28 июля память П. празднуется вместе с др. первыми диаконами - Прохором и Никанором, где в кратком сказании воспроизведены сведения из каталогов апостолов от 70 (Ibid. Col. 851). В Минологии Василия II 1-й четв. XI в. под 2 марта, в день поминовения «успения» (κομησις) П., к сведениям из Деян 6 и каталогов апостолов добавлены завершающие слова «ко Христу, к Которому стремился, он отошел, восприняв венец нетленный и царствие бессмертное» (PG. 117. Col. 336). В греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 28 июля, в день памяти П. вместе с диаконами Прохором, Тимоном и Никанором, ему посвящено двустишие: «Обладает тобою гробница, но только по плоти, душа же твоя, Пармене, с ангелами», и далее воспроизводятся сведения из Синаксаря К-польской Церкви ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 123-125). При переводе визант. Синаксарей память П. вместе с днями памяти апостолов Никанора и Прохора попадает в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 28 июля, где говорится, что он был погребен и оплакан самими апостолами ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 61-62). Отдельная его память с двустишием и сказанием, как и в Синаксаре Великой ц., отмечена 2 марта (Там же. 2012. Т. 7. С. 10) и под 30 июня вместе с днями памяти др. апостолов - с кратким сказанием, что он скончался в мире «пред ликом апостольским» (Там же. Т. 10. С. 78).

http://pravenc.ru/text/2579047.html

На славянский язык Житие М. (BHG, N 1174) переведено не было, в нестишной Пролог краткое Житие было включено под 5 июля ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Велико Търново, 1999. С. 280-281), а в стишные Прологи - под 25 мая ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 9. С. 63-64). В ВМЧ вошли оба Жития: под 4 июля из стишного Пролога, под 5 июля - из нестишного ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297, 298 (2-я паг.)). Свт. Димитрий Ростовский перевел для своих Четьих-Миней греческое Житие М. (BHG, N 1174) и поместил его под 4 июля ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 239 об.- 242 об.). Его пересказ содержится в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 72-82). Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 403-431; Ven P., van den. La Vie ancienne de S. Syméon stylite le jeune. Brux., 1962. Vol. 1. P. 1-224; 1970. Vol. 2. P. 255-316. (SH; 32). Лит.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 402-403; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-156, 200-201; Т. 3. С. 253; Janin R. Marta, madre di s. Simeone stilita il Giovane, santa//BiblSS. Vol. 8. P. 1202; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 294; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 46-47. О. В. Л. Иконография К древнейшим памятникам с изображением М. следует отнести паломнические евлогии (в лит-ре называются образками-энколпионами или жетонами) из мон-ря св. Симеона Младшего Дивногорца, которые изготавливались, по-видимому, в Антиохии. Мать святого и воскрешенный им ученик Конон изображены в длинных одеждах, в молении; они молятся по сторонам столпа прп. Симеона. В X-XI вв. композиция включала также фигуры парящих ангелов и развернутую надпись-легенду (экземпляры из свинца в ГЭ, в Гос. музеях Берлина, в Музее искусств в Кливленде); известен железный перстень с таким же сюжетом (X-XI вв., ГЭ). В визант. искусстве образ М. встречается в минейных циклах под 5 июля. Как М. может быть атрибутирован поясной портрет женщины в лиловом платье и мафории рядом с прп. Лампадом Иринопольским в правом нижнем из клейм 4-частной миниатюры из лицевого Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46 r, 1322-1341 гг.); в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) в центральном нефе на юж. стене она представлена в виде полуфигуры рядом со святыми, чья память отмечается в тот же день: свт. Феодором, Киринейским еп., и мц. Киприллой, прп. Лампадом Иринопольским. М. облачена в длинный плащ с застежкой на груди, ее голова повязана длинным платом наподобие араб. чалмы, в руке крест. В росписи притвора церкви в Печской Патриархии (1561) ее изображение сопровождает подпись, в которой она названа матерью св. Симеона Столпника Дивногорца.

http://pravenc.ru/text/2562506.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010