Михаилом в пустыне (см.: Ипатьевская летопись. СПб., 19082. Стб. 81-82. (ПСРЛ; 2)). Некоторые мотивы из Жития М. отразились и в других произведениях славянской и древнерусской литературы. Пути проникновения сказаний о М. из древних еврейских преданий в славянскую книжность не исследованы. В Прологе краткой редакции под 4 сент. находится краткое синаксарное сказание о М. (перевод XI-XII вв., славянский и греческий текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 30), составленное на основе кн. Исход, в котором описываются рождение М., его воспитание дочерью фараона, выведение М. еврейского народа из Египта, смерть М. и его погребение арх. Михаилом. В пространной редакции Пролога это сказание незначительно переработано. В Стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., включено краткое сказание о М. со сведениями из Библии и апокрифа: М. в 40 лет убивает египтянина и бежит в Мадиамскую землю, где берет в жены Сепфору, дочь Иофора; погребение М. совершает некий ангел в неведомом месте (см.: Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2008. Т. 1. С. 35). Тот же текст содержится в печатном Прологе XVII в., но вместо ангела - арх. Михаил; погребение происходит в г. Аварим. Свт. Димитрий, митр. Ростовский, включил в «Книгу житий святых» под 4 сент. «Житие св. пророка Моисея боговидца» с указанием на полях его источников: «От Божественного писания вкратце и от историографов» ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 24 об.- 28). Описывая то, как мать М. была призвана дочерью фараона в качестве его кормилицы, святитель ссылается на Иосифа Флавия, а рассказ о том, как М. сбросил и растоптал надетый на него фараоном венец с изваянным идолом, дан в соответствии с «древними историями» (на полях указан Георгий Кедрин; о переработке см.: Державин А., прот. Радуют верных сердца: Приложение к сочинению «Четии-Минеи» Димитрия, митр.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

обратил в христианство кн. Внифантия и крестил мн. местных жителей на острове; когда же Внифантий ушел воевать, идолослужители ночью убили П. Т. о., из пространного Жития П. в Пролог перешли только основные сюжетные детали текста (преимущественно из его начала), характерные для агиографического повествования, многочисленные боковые сюжетные линии и большой легендарный материал были оставлены без внимания. Тем не менее факт использования Жития П. показывает, что составители Пролога им располагали, т. е. скорее всего существовала его восточнославянская версия. Этот текст Пролога включен в ВМЧ под 9 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 304 паг.]). Сказание о П. под 9 июля в стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., чуть более обширно (греч. оригинал см.: SynCP. Col. 807-809): в нем повествуется, как П. крестился с родителями на Сионе, подвизался в пещере в Понтийских горах, после встречи с ап. Петром был поставлен им (и ап. Павлом) во епископы Тавромения, куда отправился с корабельщиками Ликаонидом и Ромилом, там уничтожил идолов Фалкона и Лисона, обратил в христианство Вонифантия, который создал церковь за 30 дней; П. исцелял болезни и привел к вере многих, за исключением монтанов, которые вместе со своим предводителем Артагалом и убили его ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 24-25). Этот текст также включен в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 306 паг.]), а в XVII в. вошел в состав печатного Пролога под той же датой. Свт. Димитрий , митр. Ростовский, при составлении своего сказания о П. пользовался всеми Житиями обычного и стишного Прологов, объединив и переработав содержащуюся в них информацию; среди его источников было, вероятно, и пространное Житие в лат. переводе или его пересказ, т. к. он упоминает имена бога Скамандрона и «мучителя» Аквилина, отсутствующие в Прологах ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 275-276). Л. В. Прокопенко Иконография Сведения о прижизненном изображении святого содержит его Житие: зограф Иосиф создал «энкаустическими красками» образ Спасителя, а затем ап.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

неподвижных праздника: 17 марта, 17 окт. и 4 мая. В т. ч. они содержатся в слав. переводе стишного Пролога ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния Пролог. Пловдив, 2009. Т. 2. С. 50-51; 2012. Т. 7. С. 53; 2013. Т. 9. С. 16) и в ВМЧ (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 1061, 1106; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 30, 146-147 (2-я паг.)). Уставные чтения на перенесение мощей Л. 17 окт. появляются в русских рукописях (в южнославянских неизв.) в XVII в. Так, в Четьих Минеях свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 798, ок. 1647-1648) к этой дате приурочен перевод собрания афонских легенд «Patria» («Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския» - см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 500. Примеч. 17), где Л. фигурирует в начальной и заключительной частях. В Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Л.,- 17 окт. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 129 об.), который впосл. вошел в совр. календарь РПЦ. Частицы мощей Л. неоднократно привозили в Москву в XVI-XVII вв. из разных мест православного Востока: в 1585 г.- афонским старцем Нифонтом от К-польского патриарха (часть главы), в 1630 г.- архим. Максимом Никольским из мон-ря в Ставруполе, в 1645 г.- архим. Варфоломеем от Александрийского патриарха ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 155; 1860. Ч. 2. С. 103, 274). В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Л.: воздвизальный крест 2-й пол. XII - 1-й четв. XIII в., панагия Иоанна Грозного XVI в., крест-мощевик 2-й пол. XVII в. (Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 30, 42, 136). В наст. время частицы мощей Л. находятся в Кийском кресте патриарха Никона в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Посвящение церквей и мон-рей во имя Л. не получило сколь-либо широкого распространения у правосл. балканских славян. На Руси мон-ри во имя Л. сравнительно немногочисленны, но известны с домонг.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

О статусе некоторых лиц можно судить по эпитетам: «священнейший» Самуил, «служители Господа» Петр и Павел, «божественные» Михаил, Констант, Аравей и Пард, к-рые скорее всего были представителями духовенства (в синаксарном сказании имеется прямое указание на то, что Пард был пресвитером). Кроме того, в месяцеслове греческого Апостола (Sinait. gr. 293, 1053 г.) под 16 марта содержится запись: «Страсть святых мучеников, в Болгарии пострадавших, Давида, Иоанна, Константина, Вардана, Никифора и дружины их» ( Лосева О. В. Известие месяцеслова Sinait. gr. 293 1053 г. об одном из событий визант.-болг. войны 809-815 гг.//Империя ромеев во времени и пространстве: Центр и периферия: Тезисы докл. М.; Белгород, 2016. C. 125-127), в которой имя Никифор появляется впервые (первые 4 мученика упом. в службе 23 янв.). В визант. стишные Синаксари вошли 6 двустиший (посвященных митр. Мануилу, епископам Георгию и Петру, еп. Льву Никейскому, мученикам Гавриилу и Сионию, полководцам Иоанну и Льву, сщмч. Пароду) и краткое сказание. В этой разновидности Синаксарей искажено имя пресв. Парда: он назван Пародом. Сведения из стишных Синаксарей впосл. были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 124-127). Сказание о мучениках, пострадавших в Болгарии, вошло в слав. нестишные и стишные Прологи (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 662; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 5. С. 60-62). Нестишные Прологи сохранили правильные формы имен мучеников, а в стишных Прологах Лев Никейский назван Леонтием, полководец Лев - Леонтом, Пард - Пародом. В ВМЧ вошли оба сказания ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 409 (1-я паг.)), а в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» содержится сказание из стишного Пролога с ошибочным написанием имен, к-рое утвердилось и в совр. календаре РПЦ (в Четьях-Минеях свт. Димитрия Ростовского указана только память этих святых - Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 405 об.). Ист.: BHG, N 2245h; ActaSS. Ian. T. 2. P. 441-442; PG. 117. Col. 276-277; SynCP. Col. 414-416; Dujcev I., Follieri E. Un " acolutia indita per i martiri di Bulgaria dell " anno 813//Byz. 1963. T. 33. P. 71-106. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 21; Т. 3. С. 35; Be š evliev V. Eine nicht genügend anerkannte hagiographishe Quelle//Polychronion: FS F. Dölger zum 75. Geburtstag/Hrsg. P. Wirth. Hdlb., 1966. S. 90-104; Eldarov G. Manuele, Giorgio, Leone, Marino, Pietro e compagni, santi, martiri in Bulgaria//BiblSS. Vol. 8. Col. 636-637; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 274, 288, 324; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομ. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 5: Ιανουριος. Σ. 277-278. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561912.html

Согласно греч. источникам, в которых Домнина не упоминается, К., А. и Н. были братьями, по происхождению - исаврами из Ларанды (ныне Караман). Они жили при имп. Диоклетиане (284-305) и правителе Киликии Лисии. Юноши отправились в Мопсуестию, чтобы получить наследство умершего отца. Мачеха К., А. и Н., не желая отдавать им имущество, донесла правителю, что они христиане. Братьев схватили и привели на допрос, во время которого они смело исповедали Христа. Лисий приказал подвергнуть их пыткам, а затем распять на столбах за городскими стенами. Останки мучеников он велел отдать на съедение диким зверям и птицам, однако благочестивые христиане взяли их и с честью похоронили. После казни К., А. и Н. к Лисию привели Ф., которую также жестоко истязали до тех пор, пока она не скончалась; тело ее бросили в море. К., А. и Н. упоминаются в 2 редакциях Мученичества сщмч. Зиновия и мц. Зиновии (BHG, N 1884-1885; см. ст. Зиновий и Зиновия ), где также говорится, что братья были исаврами из Ларанды и что приняли смерть за городскими воротами Мопсуестии. Однако, по мнению болландистов, это неверно; более вероятно, что братья родились и пострадали в г. Эги в Киликии (территория совр. Турции), а не в Ликии, как указано в лат. Актах (ActaSS. Aug. T. 4. P. 567). В византийских Синаксарях память святых обозначена под 30 окт. и 27 янв.; Домнина не упоминается, имя Феонилла передано как Неонилла (SynCP. Col. 178; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). В Синаксаре 1050 г. (Laurent. S. Marco 787) под 30 окт. вместе с К., А., Н. и Неониллой упоминается мц. Евтропия. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 27 янв. говорится, что 3 мученика были обезглавлены; о Неонилле сообщается, что она происходила из знатного рода Памфилии (территория совр. Турции) и вдовствовала 24 года (SynCP. Col. 427). Из визант. Синаксарей имя Неонилла перешло в слав. агиографическую традицию. В Прологах и Четьих-Минеях сказания о мучениках и их память содержатся под 29, 30 окт. и 26 янв. ( Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра, XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 271; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120, 122, 420). В ВМЧ под 26 янв. название г. Ларанды, откуда были родом К., А. и Н., ошибочно приняло вид имен собственных - Радал и Раидеиск ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420). В «Новом Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 30 окт. Неонилла названа сестрой К., А. и Н., время их страданий отнесено к 288 г. В совр. календаре РПЦ восстановлено первоначальное имя мученицы - Феонилла.

http://pravenc.ru/text/1841221.html

Максимиан пришел в ярость из-за убийства своего любимца и стал допытываться у юноши, с помощью какого колдовского приема тот одержал победу, на что Н. ответил, что ему помог ангел, посланный «Богом Димитрия». Император приказал отвести Н. в зап. часть города, к Золотым воротам, и обезглавить. Затем был казнен и вмч. Димитрий, к-рый напутствовал юношу. Н. упомянут и в «Passio prima» (Первом Мученичестве) вмч. Димитрия Солунского, которое впосл. стало основой для всех последующих редакций Мученичества, однако в этом тексте отсутствует связь между победой Н. над Лием и казнью Димитрия, а также не сообщается о дружбе между святыми. Т. о., сведения о знакомстве Н. с Димитрием появляются в более поздней агиографической традиции. Наиболее подробно об этом писал в своем сочинении прп. Симеон Метафраст ((60-е гг. X в.) - «Passio tertia» (Третье Мученичество; BHG, N 498, изд. в: ActaSS. Oct. T. 4. P. 96-103 и в PG. 116. Col. 1185-1201)). Н. вместе с вмч. Димитрием Солунским изображался на евлогиях - ампулах с миром от мощей вмч. Димитрия, которые паломники увозили из его базилики в Фессалонике (древнейшие ампулы датируются XI-XII вв.). Этим священным миром воины натирали тело перед битвой. Несмотря на то что Мученичество Н., видимо, не было составлено, ему посвящен отдельный день памяти - следующий за днем памяти вмч. Димитрия. В нек-рых греч. Синаксарях память Н. отмечена также под 25, 26 и 28 окт. В Синаксарях Н. посвящены краткие сказания, где за основу взято Мученичество Димитрия Солунского. В слав. стишных Прологах есть двустишие и сказание о мученичестве Н. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 84), сказание было также включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 117). Ист.: SynCP. Col. 161, 164, 167, 169; ActaSS. Oct. T. 4. Col. 60-62; MartRom. P. 455; MartRom. Comment. P. 441-442; N. 4, 5; ЖСв. Окт. С. 576-578. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 443; Sauget J.-M. Nestore//BiblSS. T. 9. Col. 829-831; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 348. О. Н. А. Гимнография

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Пусть и между нами будет эта Христова любовь, которая должна быть выше всех наших страстей, слабостей и разногласий. Потому что именно любовь покрывает все грехи. Благодарю вас еще раз и желаю всем, чтобы по молитвам святителя Серафима, Софийского чудотворца, Господь Бог укреплял вас в вере и даровал вам здоровье и благословение в ваших благих делах на путях любви и мира». По завершении богослужения протодиакон Иоанн Петков возгласил многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с богоспасаемой их паствою. Митрополит Врачанский Григорий возглавил молебен у надгробия архиепископа Серафима в крипте храма святителя Николая Чудотворца и преподал верующим благословение через помазание освященным елеем от лампады перед иконой святителя Серафима. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Болгарська Церква – –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5779268...

В краткой версии (BHG, N 1028y; Hieros. Sab. 27, XI в.) оба мученика названы чтецами и говорится, что их жестоко бичевали перед казнью. В отличие от текста Созомена названо место погребения - у Мелантиадисийских ворот (к-рые вели к городку Мелантиада, расположенному к северо-западу от К-поля - Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 419). Пространная версия (BHG, N 1028z; Paris. gr. 1468, XI в.) добавляет, что М. и М. были еще и нотариями (нотариусами в составе клира Св. Софии). Упоминается, что они поднимали народ против еретиков, а на суде перед епархом смело обличали приверженцев ереси. М. и М. были казнены за городом и похоронены у Мелантиадисийских ворот, где от их мощей начали происходить исцеления. Др. Мученичество М. и М. (BHG, N 1029; ActaSS. Oct. T. 11. P. 575-577; PG. 115. Col. 1289-1293) было создано Симеоном Метафрастом на основе пространной версии, но в нем опущен ряд деталей (напр., указание на Мелантиадисийские ворота). Неизданной остается Похвала диакона и хартофилакса Прокопия (BHG, N 1029с). Сохранились также краткие синаксарные сказания, к-рые следуют вышеупомянутым источникам. Согласно Синаксарю К-польской ц., М. и М. были чтецами, писцами, нотариями и учениками сщмч. Павла. Ворота в этом тексте названы не Мелантиадисийскими, а Меландисийскими, в качестве строителя храма указан свт. Иоанн Златоуст (SynCP. Col. 161-162). В Минологии имп. Василия II говорится, что М. и М. обличали ариан; подобно своему учителю, были схвачены епархом Филиппом; их мучили и заключили в мрачную темницу, где морили голодом. Затем М. и М. привели на суд и пытались склонить к арианской ереси, но не смогли их убедить и приговорили к казни (зарезали ножами на краю стен) (PG. 117. Col. 125). Это сказание вошло в состав нестишного Пролога (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 254-256). Др. вариант сказания представлен в стишных Прологах ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2. С. 76-77). В домакариевских Четьих-Минеях, напр. в РГБ. Вол. 591, посл. четв. XV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

Свящ. Архангельский Иоанн Аскалонов Стефан Вознесенский Федор Франц. Волский Харлампий Свящ. Вышелесский Константин Добросердов Сергей Любимов Александр Никольский Григорий Петков Стоян, болг. ур. Пикунов Александр Успенский Владимир Цвинов Иван Б. Предметы второй группы (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1. Бажанов Василий Беляев Николай Франц. Введенский Михаил Иеродиак. Сергий (Дабич) Десятов Александр Крылов Григорий Никольский Леонид Петров Сергей Франц. Покровский Гавриил Франц. Покровский Сергей Постников Сергей (Самар.) Прытков Николай Сиков Максим Соколов Александр Франц. Соловьев Алексей Херсонский Василий Франц. Холмогоров Сергей Щукин Александр Б. Предметы третьей группы (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1. Арбеков Евгений Бельчиков Николай Франц. Вахаев Михаил Франц. Георгиевский Сергей Гераскевич Николай Франц. Голубцов Михаил Франц. Драчев Николай Загорский Александр Иванов Сергей Колосов Сергей Колчицкий Николай Куханов Александр Ленчинский Иван Матвеевич Виктор Мещерский Константин Орлов Александр Франц. Орлов Николай Постников Сергей (Твер.) Пясецкий Петр Садовский Евгений Франц. Сапожников Николай Б. Предмет четвертой группы (Историю и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени): 1. Архиппов Петр Франц. Свящ. Делекторский Феодор Дюлгеров Дмитрий, болг. ур. Олейкин Михаил Орлов Антоний Свящ. Попович Димитрий, серб. ур. б) Из студентов II курса: А. Историю философии: 1. Богоявленский Николай. Василевский Иван. Введенский Пантелеимон. Вознесенский Александр. Глаголев Николай. Добров Георгий. Дьяков Святослав. Зыков Вячеслав. Ключарев Василий. Козырев Сергей. Лебедев Николай. Левковский Александр. Иером. Иоанн (Маргиев). Оглоблин Аркадий. Орлов Василий. Паргачевский Алексей. Плотников Александр. Иеродиак. Максим (Руберовский). Садковский Георгий. Смоленский Алексей. Соболев Василий. Струменский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Едва устроившись в Софии, епископ Серафим стал оказывать материальную помощь своему учителю – архиепископу Феофану (Быстрову) , который жил в Сербии практически в нищете. Вскоре епископ Серафим поспособствовал его переезду в Болгарию, а затем добился от Синода Болгарской Церкви и денежного пособия для него. Иерарх использовал любую возможность, чтобы устроить неимущих эмигрантов либо в больницу, либо в инвалидный дом. Некоторых епископ кормил у себя. Архипастырь старался поддерживать и русских монахов на Афоне. Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе переживал не самые лучшие времена. Греческие власти перестали допускать в русский монастырь монахов из России и русской эмиграции, а потому количество насельников этого монастыря уменьшилось. Сложная политическая обстановка препятствовала паломничествам. Закончилась и помощь благотворителей. В иные годы братия монастыря попросту голодала. Епископ Серафим основал комитет по сбору помощи монахам, постоянно собиравший средства на нужды русского монастыря. Другой проблемой русской эмиграции были лжеучения и неверие. Выступая на Карловацком Соборе 1921 г., епископ Серафим отмечал увеличение среди эмигрантов последователей баптизма и адвентизма, а также распространение оккультных идей и безбожия. Еще одну проблему архипастырь видел в активной проповеди римо-католичества. Архипастырь обращал внимание на то, что Рим постарался воспользоваться бедственным положением Российской Церкви для своей миссии. Епископ Серафим отмечал, что проповедь римо-католичества направлена не только на Россию, но и на русскую эмиграцию. Для борьбы с пропагандой римо-католичества и сектантства епископ Серафим предлагал создать миссионерский совет, в который включить опытных священников. Епископ считал необходимым организовывать в эмиграции миссионерские кружки, братства и сестричества. Довольно часто архипастырь посещал русскую гимназию в Софии. Архиепископ Серафим входил в класс и молился вместе с детьми. Один из учеников гимназии, Петр Иванович Петков, впоследствии иподиакон владыки, вспоминал: «В детстве я страшно заикался. Когда владыка Серафим приходил в гимназию, то всегда заставлял меня вместе с ним петь молитву. «Петрусь! Споем молитву!», – говорил владыка. Речь моя со временем полностью исправилась, но я не считаю это чудом – исправление моей речи было скорее связано с моральным воздействием со стороны владыки».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010