Автор ряда богословских сочинений, сборников проповедей и книг. Награжден орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия 1-й степени (1968). Похоронен в храме свт. Николая Чудотворца в Видине. Соч.: Видинска епархия: Историческо минало и съвр. и състояние. София, 1924; Два типа интелигенция: По случай 50-годишния юбилей на Екзархията. София, 1926; Държавната власт и делото на Църквата. София, 1930; Православие и сектанство. София, 1934; Слова, поучения и речи. София, 1938. 2 ч.; Исторически дела на родната ни Църква//Духовна култура. София, 1948. Год. 28. Бр. 2. С. 1-8; Пастирско богословие с каноническо право. Пловдив, 2003. Ч. 1. Лит.: Цанков С. Българската правосл. Църква от освобождението до настояще време//ГСУ, БФ. 1939. Т. 16. С. 71-73; Игнатьев А. Из жизни Болгарской Церкви: Редкий юбилей//ЖМП. 1969. 2. С. 52-53; Василев Й., прот. Летописи за Видинска епархия. Пловдив, 1999. С. 133-139; он же. Социалната, благотворителна и добротворна дейност на Българската Правосл. Църква, 1915-1950 г.//Обществено подпомагане и социална работа в България. История, институции, идеологии, имена: Сб. с доклади от конф., проведена в Югозап. ун-т, Благоевград 17-18 септ. 2004 г. Благоевград, 2005. С. 48-72; он же. Видинский митр. Неофит: Живот, дело, преживяно, сътрудници. Пловдив, 2010; Цацов Б. Архиереите на Българската Правосл. Църква. София, 2003. С. 170-171; Елдъров С. Православието на война: Българската Правосл. църква и войните на България, 1877-1945. София, 2004; Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953: Док-ты российских архивов. М., 2009. Т. 2: 1949-1953; Шкаровский М. В. Русская и Болгарская Православные Церкви в 1-й пол. ХХ в.: (История взаимоотношений). СПб., 2017. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2564990.html

В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при имп. Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. К., ставший епископом Пергама после ухода ап. Иоанна Богослова, рукоположил П. во диакона. Агафодор назван рабом П., Агафоника - его сестрой. В нек-рых визант. синаксарных сказаниях (напр., Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Paris. gr. 1589, XII в.) добавлены детали: К. назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас (Γρδας). Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, к-рого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей. В слав. церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 окт. В проложной заметке ВМЧ ошибочно говорится, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 950). Имя Папил впосл. трансформировалось в Папила ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 264). Согласно Синаксарю К-польской ц., служба святым совершалась в их мартирии в К-поле (SynCP. Col. 135). Вероятно, мартирий располагался на территории мон-ря, посвященного К. и П., основание к-рого приписывалось равноап. Елене (Patria CP. T. 3. P. 245). По мнению Р. Жанена, мартирий действительно является древней постройкой, тогда как монастырь возник впосл., но не позднее X в. ( Janin. Églises et monastères. P. 279). Обитель существовала еще в XIII в., о чем свидетельствует рус. паломник Антоний Новгородец, который в 1200 г. видел там мощи К. и П., лежащие в одном гробу; строительство церкви Антоний приписывает имп. равноап. Константину I Великому (Книга Паломник. С. 25, 56, 85). В 1935 г. нем. византинист-археолог А. М. Шнайдер обнаружил развалины мартирия К. и П. на юге р-на Эксакионий, в Ксилорофе (в наст. время помещение занимает мастерская), и датировал постройку IV-V вв. Мартирий, выполненный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме в форме ротонды, имеет диаметр 12 м, высоту 5,7 м и окружен коридором шириной 2,5 м и длиной 7,5 м; на своде сохранились фрагменты визант.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

П. Из визант. стишных Синаксарей память П. П. со сказанием была перенесена в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 26-29), а затем в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 85. паг.]). Ист.: BHG, N 1474q-1474u; BHL, N 6594-6595; BHO, N 907-908; ЖСв. Окт. 102-109. С. 239-241; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 46-49. Лит.: Sauget J.-M. Paolo di Semolice//BiblSS. T. 10. Col. 264-265; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 381; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 85-88; Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в.: Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012. О. Н. А. Иконография Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония. 1294/95 г. Мастера Михаил Астрапа и Евтихий Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония. 1294/95 г. Мастера Михаил Астрапа и Евтихий В греч. иконописном подлиннике (Ерминии; ок. 1730-1733), составленном афонским иером. Дионисием Фурноаграфиотом, описание облика П. П. дано в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. 64): «Святой Павел Простый, старец с малою бородою» (Ерминия ДФ. С. 173). В рус. позднесредневек. и восходящих к ним иконописных подлинниках в отношении установления дня памяти П. П. существует неопределенность, тогда как сведения об облике святого достаточно однозначны. Так, в наиболее раннем из сохранившихся, датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции (РНБ. Соф. 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873), имя П. П. отсутствует. В происходящем из Палеха и принадлежавшем Г. Д. Филимонову списке подлинника сводной редакции нач. XVIII в. память святого соответствует восточнохрист. традиции - под 4 окт.; при имени указано: «И преподобнаго отца нашего Павла Простаго, подобием стар, ризы монашеския, т. е. преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166). В сводном иконописном подлиннике, изданном С. Т. Большаковым, празднование П.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

Сведения из соч. «О жизни и смерти пророков» вошли в сказание Синаксаря К-польской Церкви (архетип кон. X в.). В день памяти прав. Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, и прор. Давида (в воскресенье после Рождества Христова) включено это сказание о Н. как часть рассказа о прор. Давиде (SynCP. Col. 347-348). К уже известным данным добавлено, что Н. пророчествовал в течение 40 лет за 999 лет до Р. Х. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под этим же днем сказание о Н. также содержится в тексте памяти тех же святых ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 420). При переводе сведений из визант. Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи в неделю после Рождества Христова попадает только память указанных святых без сказаний о Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 538-539), в слав. стишных Прологах (XIV-XV вв.) в Неделю св. праотец Н. посвящено отдельное двустишие ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 71). В слав. ВМЧ в сказании в день памяти тех же святых рассказ о Н. отсутствует (ВМЧ. Дек., дни 25-31. Стб. 2560-2561), нет о нем никаких сведений и в «Житиях свт. Димитрия Ростовского». Память Н. в совр. календаре РПЦ закрепилась в Неделю св. праотец (Патриарший календарь. 2017. С. 378), где он упомянут только в тропаре 8-й песни канона на утрене (Минея Праздничная. С. 142). Со времен возникновения христ. письменности Господь Иисус Христос изображается как наследник божественных обетований из пророчества Н., обращенных к роду Давида (см.: Мф 1. 1; Деян 13. 22-23; Евр 1. 5; Лк 1. 32; 2 Кор 6. 16-18). Пророчество Н. об устроении храма после Давида и об утверждении его престола навеки (2 Цар 7. 12-16) у христ. авторов II-III вв. указывает на образ Спасителя как нерукотворного храма и на Его вечное царство (ср.: Мф 24. 2; Мк 14. 58 - Iust. Martyr. Dial. 118. 1-2; Tertull. Adv. Marcion. III 21; Cypr. Carth. Test. adv. Jud. I 15). Блж. Августин полагал, что в словах Н. (2 Цар 7. 10-11) аллегорически предображается «тот дом, который мы строим, ведя добродетельную жизнь, и который Господь возводит, помогая нам ходить путями добродетели» ( Aug.

http://pravenc.ru/text/2564764.html

При переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П., Акакия, Менандра и Полиена, двустишие и краткое сказание о них были включены под 19 мая в слав. стишной Пролог. Под 28 апр. в Прологе помещены отдельная память П. и «повесть о Божественном Суде и о земных муках», изложенная со слов П. и сщмч. Пиония ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 75-76; Т. 9. С. 50-51). Под этим же числом память мучеников вошла в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 174 паг.]). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» под 19 мая память П. и пострадавших с ним, к-рые названы пресвитерами ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 479-480 об.). В средневек. зап. церковных календарях память П. не обозначена. Впервые она появляется под 28 апр. в Римском Мартирологе, подготовленном П. Галезини (Martyrologium S. Romanae Ecclesiae usui/Ed. P. Galesinius. Venetiis, 1578. P. 60, 96v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память П. и пострадавших с ним указана под этим же числом (MartRom. P. 159). В совр. редакции Римского Мартиролога П. и пострадавшие с ним не упоминаются. По сведениям О. Мейнардуса, частицы мощей П. хранились в монастыре Св. Троицы на о-ве Халки ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 236). Ист.: BHG, N 1432, 1432a-b, k, m-mb, n; ActaSS. Apr. T. 3. P. LXV-LXVI, 576-577; PG. 117. Р. 464-465; SynCP. Col. 637, 640, 641, 690-691, 695; Halkin F. Les deux passions de S. Partice évêque de Pruse en Bitynie//AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 130-144; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 104-107; ЖСв. Май. С. 581-587; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 9. Σ. 216-217; Τ. 10. Σ. 92-95 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 607-608; Т. 5. С. 251-252). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 124, 126, 149; Т. 3. С. 187-188; Mercati S. G. Intorno ad una citazione omerica nel martirio di San Patrizio vescovo di Prusa//Mélanges Bidez. Brux., 1934. Vol. 2. P. 613-618; Sauget J.-M. Patrizio, vescovo di Prusa, Acacio, Menandro e Polieno//BiblSS. Vol. 10. Col. 412-414; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 377-378.

http://pravenc.ru/text/2579768.html

Кроме того, добавлены сведения о его внешности: «У него была круглая и курчавая борода, худые щеки, густой волос, продолговатая голова, и возраста он был примерно 45 лет» (SynCP. Col. 269). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 1 дек. пересказаны те же сведения, с небольшими отличиями, в частности, говорится, что Н. проповедовал за 460 лет до Р. Х. Его памяти посвящено двустишие ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 221). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи память Н. вошла под 1 дек. со сказанием, где добавлено, что он происходил из страны Иудейской и, будучи богобоязненным, получил от Бога дар и пророчествовал в Ниневии. Также уточняется, что он был похоронен своими близкими (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 416-418). Это сказание полностью воспроизводит сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 185). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) под 1 дек. включено краткое сказание о Н. вместе с двустишием ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 7). В ВМЧ под 1 дек. представлено сказание о Н. из нестишных Прологов (ВМЧ. Дек., дни 1-5. Стб. 2-3). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского сказание о Н. следует за редакцией, восходящей к версии Синаксаря К-польской ц., с добавлением слов о том, что пророчество Н. сбылось, когда Бог наказал праведным судом Своим грешных людей, к-рых во времена Ионы из-за покаяния помиловал (Жития Святых. М., 1764. Кн. 2. Л. 1). В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» представлено расширенное сказание, составленное под теми же датами и добавлен краткий пересказ пророчества Н., а также сведения об обстоятельствах написания Книги прор. Н.: ее создание относится ко времени после чудесного избавления евреев от войск Сеннахирима под стенами Иерусалима. Служение Н. отнесено ко 2-й половине царствования Езекии (ок. 715-687) (ЖСв. Дек. С. 5-7). Под этой же датой память Н. закрепилась в совр.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

При этом тропарники большинства ранних серб. списков Иерусалимского устава 1-3-й четв. XIV в. (Никодимов типик 1319 г. (погиб в пожаре в 1941; см.: Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004-2007. 1-2), Романов типик 1331 г. ( Р. Романов типик//ЗбМСД. 1956. Св. 13/14. С. 47-59), Ковинский 1-й пол. XIV в. (Белград. Архив САНУ. 294), Хлудовский 1356-1371 гг. (ГИМ. Хлуд. 122), Шафариков 60-х гг. XIV в. (Прага. Народный музей. IX F 23), Севастьяновский ок. 1372 г. (РГБ. Ф. 270. II, 27/М. 1458) и др.) эти песнопения не содержат; наиболее ранний пример включения памяти И. Р. в Устав церковный представляет т. н. Симеонов типик 3-й четв. XIV в. (Загреб. Б-ка нац. ун-та, R 4068; см.: Mo š in V. irilski rukopisi i pisma Nacionalne sveuilišne biblioteke u Zagrebu//Radovi Staroslovenskog insmimuma. Zagreb, 1964. Knj. 5. S. 19). Вместе с тырновской редакцией стишного Пролога во 2-й пол. XIV в. в Сербии получает распространение и проложное Житие И. Р. Старшие списки содержатся в сербских стишных Прологах 3-й четв. (Черногория. Монастырь Николяц. 34; см.: Петков Г. Бугарска пролошка жumuja у српским рукописима стиховног пролога//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-175) и посл. четв. (Македония. Прилеп. ц. Благовещения. М-3; см.: Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 195, 206. 97) XIV в. Свидетельством роста почитания И. Р. в Сербии во 2-й пол. XIV - нач. XV в. (не позже 20-х гг. XV в., возможно, после османского завоевания Тырнова) является изменение молитвенного обращения в заключительной части проложного Жития, куда наряду с болгарами включаются и сербы (см.: Сръбска средновековна «слава» на балкански и южнослав. светци//Старобългарска лит-ра. София, 1983. Кн. 14. С. 88-89). Вероятно, в это же время в серб. книжность проникает и пространное Житие И. Р. в редакции патриарха Евфимия. Старший список находится в составе минейного Торжественника, переписанного по повелению патриарха Сербского Никона дьяком Андреем в 1425 г. (София. ЦИАМ. 182). В 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/471475.html

В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) Н. поминается под 30 июня в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786). В некоторых визант. стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена вместе с памятью апостолов от 70 Стахия, Амплия, Урвана под 31 окт. (Paris. gr. 1582. Fol. 108v - 109 - SynCP. Col.179-180; Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 183-184). Впосл. поминовение этих апостолов было внесено под 31 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и под 30 окт. вместе с ап. Аристовулом в Минею, изданную в Риме (1888-1902 гг.- SynCP. Col. 183-184). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 31 окт. Н. вместе с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом посвящено двустишие, в краткой заметке говорится, что Н. «был поставлен епископом Афин, научал истине Евангелия, претерпел различные страдания и таким образом через мученичество завершил путь своего служения» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 460-461). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи под 31 окт. вошла только память апостолов Стахия, Амплия, Урвана, но без Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 282), т. о. воспроизводятся сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 134-135). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с теми же апостолами, но в сказании о его мученичестве, вероятно, пропущено сообщение о его проповеди ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Месец Октомври. С. 97). В синаксарных заметках все апостолы, кроме Н., представлены как ученики и спутники ап. Андрея, это привело к тому, что рус. исследователи кон. XIX - нач. XX в. ошибочно причислили и Н. к спутникам апостола ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 91). Под этими датами установилась память Н. и в рус. богослужебной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4, 339; Т. 3. С. 9). В ВМЧ под 31 окт. представлено сказание о Н. вместе с апостолами Стахием, Урваном и Амплием, но ничего не сказано о его епископстве, при этом приведены сведения из слав. стишных прологов о его мучении (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 2060). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с памятью апостолов от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом отмечена под 31 окт. и сказано, что он «в Афинах... Христово проповедовал Евангелие» и что Н. и др. апостолы «после многих трудов и подвигов блаженныя своя души в руки Господа предали» (Жития святых. М., 1764. Кн. 1. Л. 285). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о Н. сказано, что его упоминает ап. Павел в своем Послании (Там же. Кн. 2. Л. 265). Эта информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 57; Окт. С. 637).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

Гостями праздника стали: советник-посланник Посольства РФ в Казахстане А.А. Мусиенко, Апостольский нунций в Казахстане архиепископ Фрэнсис Чулликатт, митрополит Римско-Католической архиепархии Святой Марии в Астане Томаш Пэта, глава Украинской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Маркос Оганесян, епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Казахстана Юрий Новгородов, посол Республики Беларусь в Республике Казахстан А.И. Ничкасов, посол Греции А. Катранис, посол Грузии З. Абашидзе, посол Швеции Х. Камилл, посол Венгрии А. Барани, посол Республики Болгария В. Петков, посол Республики Армения А. Саакян, посол Японии Итиро Кавабата, глава представительства Европейского Союза в Казахстане Траян Лауренцио Христеа, посол Республики Македония И. Псалтиров, посол Бразилии Д.Б. Карвальо, временный поверенный в делах Республики Польша в Республике Казахстан А. Скшидло, мэр города Костромы Ю.В. Журин, депутат Думы Костромской области И.В. Лямин, руководители и представители этнокультурных и общественных объединений. С историческим юбилеем митрополита Александра и верующих прибыли поздравить представители светской власти республики: первый заместитель руководителя Администрации Президента М.М. Тажин, министр по делам религий и гражданского общества Н.Б. Ермекбаев, заместитель председателя Сената Парламента С.Н. Громов, заместитель председателя Мажилиса Парламента В.К. Божко, заместитель министра иностранных дел Г.Т. Койшыбаев, заведующий отделом внутренней политики администрации Президента Г.Н. Шойкин, член Конституционного совета Казахстана А. Даулбаев, заместитель акима города Астаны Е. Аманшаев. Пел хор Успенского кафедрального собора Астаны под управлением Ольги Варенцовой. Архипастыри вознесли молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. По запричастном стихе было оглашено приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования 145-летия учреждения Туркестанской епархии, после чего руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко) произнес проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/4895523.ht...

В ВМЧ включены все 3 проложные версии Жития К. С.: под 13 сент. помещены тексты из нестишного Пролога пространной редакции и из стишного Пролога (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670), под 20 окт.- из нестишного Пролога (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1571-1572). Из противоречивой информации о месте епископства К. С. и об обстоятельствах его кончины свт. Димитрий, митр. Ростовский, выбрал для своих Четьих-Миней следующее: в заглавии Жития, помещенного под 13 сент., К. С. назван священномучеником, несмотря на то что в тексте говорится о его мирной кончине; город, где святой проповедовал Христа, назван «Скипсеосейстем градом». В южнослав. рукописях с XV в. встречается пространное Житие К. С., написанное прп. Симеоном Метафрастом ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 202-203). Ист.: BHG, N 370y - 371; ActaSS. Febr. T. 1. P. 279-285; PG. 114. Col. 1293-1312 [ Симеон Метафраст. Мученичество Корнилия Сотника]; PG. 117. Col. 117 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 46; SynCP. Col. 37-40; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 131-134; ЖСв. Сент. С. 276-286; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670; Halkin F. Un abrégé inédit de la vie ancienne et disparue de Corneille le Centurion//RSBN. N. S. 1964. Vol. 1. P. 31-39; Древний метафрастический сб./Сост.: Н. Гогуадзе. Тбилиси, 1986. (ПДГП; 8) (на груз. яз.); Георгий Мтацминдели, прп. Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент./Сост.: Л. Джгамаия. Тбилиси, 2007. С. 188-192. (ПДГП; 9) (на груз. яз.); Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. T. 1. С. 186-188. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 281; Т. 3. С. 370; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 417, 460, 589, 591; Van Doren R. Κορνλιος//DHGE. T. 13. Col. 895; Halkin F. Une Passion inédite de Corneille le Centurion?: (BHG 370y)//AnBoll. 1963. T. 81. P. 28-31; Orbiso T. G., de. Cornelio//BiblSS. Vol. 4. Col. 189-192; ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 868-869; Conzelmann H. Acts of the Apostles. Phil., 1987; Gaventa B. R. Cornelius//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1154-1155; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Στ. 257; Fitzmyer J. A. The Acts of the Apostles. N. Y., 1998; Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; она же. Деяния Апостолов: Гл. 9-28: Ист.-филол. коммент. СПб., 2008; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 243; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 261; 2011. Т. 5. С. 399.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010