Больной не только видит, а даже начинает убеждаться и чувствовать, что его в самом деле не повесили. Жизнь влачить приходится. Желто–красный, медно–блестящий колер, которым был подернут для него весь мир Божий от продолжительной бессонницы, мало–помалу исчезает. И опять начинают заговаривать в нем интересы жизни; опять воскресает в нем чувствительность к жизненным задачам; восстановляется душевное здоровье; оживают даже надежды. Не о карьере я говорю, о надеждах не на карьеру, но на возможность жить и чувствовать хоть кое–какую привязанность к жизни. Вот о чем. Это и есть логика самоубийства, от которого так много гибнет людей на Руси; логика систематического пьянства, от которого еще больше погибло людей на Руси, особенно среди черноты, которая потешает себя поговоркой: «завей горе веревочкой, запей его рюмочкой»; логика меланхолии и помешательства, от которых зачахло не мало ученых монахов. Но я не исчерпал всей глубины горя, до которой способен спуститься человек. Корни этого смертоносного древа, буквально древа познания добра и зла, копошились в почве человеческих сердец и в прежние времена, но крепкий и многоветвистый ствол пустили из себя в нашем отечестве особенно в последние тридцать лет. В чем дело? Чуткость совести, присущая монашеству всегда, в последнее время стала способна переходить в болезненность, в помертвение, в ожесточение, в отрицание обязательности монашеского идеала, даже в противоборство этому идеалу. Эта чуткость проистекала из духа уставов и быта монашества, по которым для монашества обязательны были частое очищенье совести исповеданием и покаянием пред духовником, ежедневное испытание совести пред духовными старцами, сопоставление совести пред зерцалом греховности и чистоты, какое предлежит монаху в правиле ежедневных молитв, ежеминутное бодрствованье над собственными помыслами и стремлениями сердца и молитвенное памятование о том, что душа наша есть раскрытая книга для очей Божьих, что все самые сокровенные движенья нашей души совершаются пред лицом Ангела–хранителя и других премирных духов добрых и злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Главная часть человеческого тела есть голова. С отнятием головы прекращается жизнь. Никто не требует, чтобы мы лишали себя жизни. Но голова есть седалище ума, памяти, воображения. Дай Бог, чтобы она наполнялась одними мыслями, представлениями и воспоминаниями чистыми и святыми. Это Богу угодно и для нас спасительно. Но случается, голова бывает гнездилищем помыслов нечистых, нецеломудренных, хульных, помышляет только об одном земном, житейском, чувственном, а о Боге и спасении души не думает, засоряется и загрязняется воспоминаниями нечистыми, злопамятством. Все это конечно грех, с которым надобно бороться. А бороться с греховными мыслями, представлениями, воспоминаниями весьма трудно, особенно если они вторгаются в нашу душу по действию диавола, который неприметно для грешника пользуется его рассеенностью и беспечностью и вносит в его ум, воображение и память духовную нечистоту. Потребны тяжкие, болезненные труды и усилия, чтобы освободиться от этой нечистоты, чтобы умертвить в себе плотское мудрование, очистить голову свою от наполняющих ее скверных представлений и воспоминаний. И благо тому, кто постоянно упражняется в этих трудах, постоянно ведет борьбу с греховными искушениями, коренящимися в голове. Это поистине мученический подвиг.     Блажени чистии сердцем (Мф.5:8). Но с каким неимоверным трудом достается эта чистота! Бьющееся в груди нашей сердце есть источник не только добрых и святых чувствований и желаний, но вместе злых похотений, страстных, богопротивных влечений, гордости, злобы, зависти, корыстолюбия, честолюбия, любострастия. Заботы об очищении своего сердца от всех этих грехов требуют от нас такого же самоотвержения, какое свойственно мученикам; ибо изнуряющие себя этими заботами так же безжалостны к себе, как безжалостен мученик, отдающий на истязание свое тело.    Привычка к чревоугодию и пьянству есть самая пагубная привычка. Она есть злоупотребление органами питания — чрева и гортани. Какой мучительный подвиг предстоит тому, кто решится победить в себе эту привычку, уничтожить это злоупотребление! Но если он достигает успеха в этом деле, то заслуживает мученического венца, ибо умерщвляет в себе грехи, хотя оставляет неприкосновенными органы, чрез которые они совершаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Господи, стремление к произвольной нищете и послушание помогают нам «в Тебя, Бога нашего, богатеть» и служат прекрасным украшением в нашем духовном возрастании. Господи, прости нас, что мы не спешим украсить сокровищницу своей души этими драгоценными вкладами. Господи, дай нам дерзновение предстоять пред Тобою и быть послушными до смерти. 12. Очищение сердца от злых помыслов Чадо! Пред Богом особенно драгоценны три подвига: Первый – приятие с благодарением новых искушений, когда предыдущие еще не оставили тебя. Второй подвиг – это старание вести свои дела сокровенно от людей, хранить их чистыми пред Богом, исключая из них суетные побуждения. Третий – обязывает нас пребывать в послушании своему духовному отцу и отказ от всех своих желаний. Последний получает один лишний венец против прочих. Господи, нам следует поставить себе на вид три эти подвига. Во-первых, при впадении в напасть не падать духом и быть готовыми к новым искушениям, благодаря за них Тебя, Бога и Спасителя. Господи, прости нас, ибо к этому подвигу мы не относимся с должным вниманием. Во-вторых, мы не умеем вести дела, приближающие нас к Тебе, сокровенно от людей, не храним их чистыми пред Тобою, наполняем их суетными побуждениями. Прости нас, Господи. И наконец, в-третьих, мы не пребываем в послушании своему духовному отцу и не отказываемся от своих желаний. Прости нас, Господи, за это. Чадо! Среди ежедневных обязанностей инока есть одна, внимание к которой надо уделять каждодневно вечером. Эта обязанность связана с желанием и умением давать себе самому отчет о том, какие дела ты совершил с памятью о Боге, чтобы убедиться, что они из числа тех, каких требовал от нас Бог и не допустил ли дел, запрещенных Богом. Так ты должен проводить всю свою жизнь. Господи, инок – это тот, кто дал обет верности Тебе, Богу нашему. И мы даем обеты во святом Крещении на верность Христу. Поэтому «смотр» своей верности мы должны совершать неопустительно каждый день вечером и убедиться, что эти дела мы совершили с памятью о Тебе, Господе и Спасителе нашем, и какие именно дела мы совершили из числа тех, которых Ты требуешь от нас, и не допустили ли дел, запрещенных Тобой. Господи, прости нас маловнимательных к своей жизни и часто не помнящих того, что мы сделали в истекший день. Господи, прости, что мы не настраиваем себя именно так проводить всю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господь не запрещает влюбляться и созидать чистую супружескую любовь. Воспрещается прелюбодеяние – не только телесное, но и мысленное. Грех, совершенный телесно, оскверняет душу и тело. А греховные желания оскверняют тот источник, в котором мысли зарождаются, то есть человеческие ум и душу. Пожелание чужого имущества, каким бы оно ни было, – это совершение мысленного греха против восьмой заповеди « не укради». Хотим ли мы себе мобильный телефон, компьютер, автомобиль, собаку или дачу другого человека – разницы нет. Душа оскверняется мысленно совершаемым смертным грехом. Но именно из грешных мыслей, если с ними не бороться и не побеждать их, рождаются плохие поступки и даже преступления. Если человека лишить всех тех условий, в которых он живет, близких, с которыми он общается, это может привести его к смерти или самоубийству. Поэтому даже мысли об этом являются греховными. Желание завладеть чужими работниками, имуществом, жильем и прочими благами, может приводить ко лжи, клевете, мошенничеству, разного рода воровству. Поэтому мы можем сказать, что десятая заповедь ограждает человека от греховных мыслей о нарушении других заповедей. В Книге Притчей Соломоновых сказано: Мерзость пред Господом – помышления злых (Притч. 15, 26). Поэтому перед христианином стоит задача очищения себя и от внутренней нечистоты: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), – говорит святой апостол Павел. Для того, чтобы предотвращать в нашей жизни греховные дела и поступки, необходимо подавлять грешные мысли и желания: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека (Мф. 15, 19–20). Таким образом, десятая заповедь запрещает всякого рода зависть, которая оскверняет земную жизнь человека и препятствует достижению радостной Вечной Жизни. Вопросы: 1. Почему надо бороться с греховными мыслями? 2. В чем особенность понимания греха в христианстве? 3. В чем смысл десятой заповеди? 4. Как в нашей жизни должна выражаться десятая заповедь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

е. отгнание скорбей, радость и веселье, оставление грехов, умерщвление страстей, просвещение и очищение оскверненной души, сохранение от всякого дела и слова душетленного, соблюдение от всякого дьявольского действия, стену и помощь и удаление сопротивных, т. е. злых духов, отгнание всякого мечтания и лукавого деяния и действия дьявольского, истребление и всесовершенное погубление лукавых помыслов и предприятий, и ночных мечтаний темных и лукавых духов, исправление жития и утверждение в святости жизни, соблюдение заповедей, умножение добродетели и совершенства, просвещение чувств, мир душевных сил, веру непостыдную, исполнение премудрости, просвещение очес сердца, дерзновение и любовь к Богу, подаяние Духа Святого, умножение Божественной благодати, вселение в души наши Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, утверждение живота, обручение будущей жизни и царствию, напутствие живота вечного, благоприятный ответ на страшном судище Христовом, общение небесных благ. С совестью, очищенною таинством св. покаяния, и с искренним желанием исправить жизнь свою, будем чаще и чаще приступать ко вкушению трапезы небесной, подаваемой нам в таинстве тела и крови Христовых, чтобы с достойным принятием этого высокого дара, принять в себя и те неисчислимые дары, какие подаются нам через это великое таинство, чтобы достойно вкушая святейший хлеб сей здесь на земле, мы сподобились бы усерднее причащаться Христа и там, на небе, и вечно пребывать в общении и лицезрении Его, нашего Творца, Владыки и Искупителя Иисуса Христа, чего и да сподобимся все мы изволением и благостью Его. О подвигах и видениях Не должно браться за подвиги выше своих сил, как пишет св. Лествичник, а тем паче своевольно без благословения, не предпринимать никаких подвигов постов, молитв особых, и прочего, и не давать Богу никаких обетов, потому что все делаемое своевольно бывает по внушению врага и ведет к гордости и погибели, а также должно очень опасаться разных видений, что приводит к ложному мнению о своей святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Если отнимешь претыкания твои от лица Моего, то не поколеблешься. Когда мы колеблемся и говорим: мои же вмале не подвижастеся нозе ( Пс. 72, 2 ): то мы терпим это не по слабости природы, а потому что ставим претыкания, – идолов своих против Господа. Ст. 2. И будешь клясться: жив Господь в истине, и в суде и в правде; и благословят Его народы и восхвалять Его А как же Евангелие запрещает нам клясться ( Матф. 5 гл.)? Но здесь будешь клясться, говорится в смысле исповедания и в осуждение идолов, коими клялся Израиль; в последствии же претыкания отнимаются, и он клянется Господом. А слова: жив Господь в Ветхом Завете служат клятвою, в осуждение мертвых богов, коими клянется всякий идолопоклонник. Вместе следует обратить внимание и на то. что клятва должна сопровождаться истиною, судом и правдою; и если этого не будет, то будет не клятва, а клятвопреступление. И когда, говорит, сделает это Израиль и чрез апостолов будет учителем язычников, тогда благословятся в нем все народы и восхвалят его, что спасение вышло из Израиля. Ст. 3–4. Ибо вот что говорит Господь мужу Иуды и Иерусалима: распашите себе новую ниву, и не сейте по тернам; обрежьте себя Господу и отнимите крайния плоти сердец ваших, мужи Иуды, и жители Иерусалима, чтобы не вышел, как огонь, гнев Мой и не разгорелся, так, что некому будет угасить ею, по причине нечестия помышлений (или ухищрений) ваших. Вместо поставленного нами: обрежьте себя Господу и отнимите крайния плоти сердец ваших, Симмах поставил: очиститесь Господу и отнимите злое сердец» ваших, под обрезанием, очищением и крайнею плотию разумея порок. Мужам Иуды и Иерусалима, кои следуют истинной вере и живут в церкви, повелевается, чтобы они не сеяли но тому тернию, которое указывается словом Евангельским, которое заглушает семя Божие, но сначала делали новь, искореняли всякое терние и устраняли сорные травы, дабы чистое семя принимали чистые нивы. Это тоже, что говорится и в другом месте: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиньями ( Матф. 7,6 ) Ибо, как может слышать слово Божие, принимать семена и приносить плод тот, дух которого исполнен мирскими заботами? Дальнейшее: обрежьте себя Господу, и отнимите крайния плоти сердец ваших, заповедуется не кому иному, как мужу Иуды и жителям Иерусалима, – чтобы оставили они букву убивающую и следовали духу животворящему. А увещевает и сначала предсказывает для того, чтобы не быть вынужденным действовать, что видим и на Ниневитянах, которым был предвозвещен приговор, чтобы покаянием они отклонили угрожавший гнев. Все же эти бедствия придут по причине злых помышлений или ухищрений ваших. Где же те, кои говорят, что в помыслах нет греха, когда, по истинному слову Евангелия, все пороки исходят от сердца (Матф. гл. 15)?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Заключим беседу нашу – о необходимости и пользе частого приобщения святых Христовых Таин – показанием некоторых из тех неисчислимых благ, какие доставляет достойно причащающимся святейшее таинство Тела и Крови Христовых. По учению Церкви (см. последов.ко причащению и после причащ.), сие святейшее таинство тела и крови Христовой достойно причащающимся оных подаёт утверждение (т.е. укрепление) составов с костьми вкупе, исцеление многообразных недугов, здравие, крепость, сохранение, спасение и освящение души и тела, отчуждение, т.е. отгнание скорбей, радость и веселие, оставление грехов – умерщвление страстей, просвещение и очищение осквернённой души, сохранение от всякого диявольского действа, стену и помощь и возражение (удаление) сопротивных, т.е. злых духов, отгнание всякого мечтания и лукавого деяния и действа диявольского, мысленно в удесех действуемого, потребление и всесовершенное погубление лукавых помыслов и предприятий, и нощных мечтаний тёмных и лукавых духов, исправление жития и утверждение в святости жизни, соблюдение заповедей, умножение добродетели и совершенства, просвещение чувств, мир душевных сил, веру непостыдну, исполнение премудрости, просвещение очес сердца, дерзновение и любовь к Богу, общение (подаяние) Духа Святого, умножение Божественной благодати, вселение в души нашего Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, утверждение живота, обручение будущей жизни и царствия, напутие живота вечного, живот вечный и бессмертный, благоприятен ответ на страшном судищи Христовом, общение небесных благ. Возлюбленные о Христе братья, будем чаще и чаще приступать ко вкушению пресвятого хлеба небесного, подаваемого нам в Таинстве тела и крови Христовой; будем приступать с совестию, очищенной искренним покаянием, чтобы с достойным принятием этого высокого дара, принять в себя и те неисчислимые и непостижимые дары, какие подаются нам чрез это великое Таинство, чтобы достойно вкушая хлеб сей здесь на земле, мы сподобились бы истее причащаться Христа и там, на небе, и вечно пребывать в общении и лицезрении Его, нашего Творца, Владыки и Искупителя Иисуса Христа, чего и да сподобимся все мы изволением и благостию Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

И выдумали для того, чтобы хулить Божие творение, хулить тело человека, хулить святую область чадородия и через мерзкое слово растлевать сердцевину — душу, чтобы затем приступить уже к телесному растлению. Вместо демонов «адову работу» будут выполнять «специалисты». Разрабатывая тему целомудрия на уроках нравственного воспитания, мы должны быть очень внимательны к словам и очень усердно заниматься русским языком. Исконные русские слова, их корни в большинстве своем восходят к церковнославянскому пласту, они одухотворенны, возвышенны, непосредственно соотносятся с нравственным миром человека. Можно, например, предложить ребятам сочинение на тему: «Что вы слышите в слове “целомудрие” и почему вы хотите быть целомудренными?» Дети напишут вам удивительно глубокие работы. Мы, к сожалению, сейчас мало обращаем внимания на речь и не занимаемся с детьми лексикой, мы не составляем словариков духовных понятий, хотя слово имеет мощнейшую воспитательную силу. Не случайно Христос говорил о том, что Его апостолы были уже очищены через слово, то есть уцеломудрены. И в заключение — самое важное, относящееся к целомудрию. Православие (как духовная культура нашего Отечества) приобщает нас к бесценному сокровищу — гигиене человеческого сердца, профилактике чистоты души . Суть этой профилактики — в умении различать и качественно оценивать свои помыслы, мысли. Отсеивая плевелы и оставляя пшеницу, мы побеждаем и низлагаем зло внутри себя. Этого не знают, этим не владеют никакие рационалистические системы морали, ни энциклопедисты-просветители, ни соцреалисты. Этим обладает только Православие, этому учат своего маленького питомца батюшка-священник и бабушка-воспитательница: «Дитя мое, сохрани тебя Бог от грязных и нехороших мыслей. Бог все знает… Видишь, с иконы предупреждает, а вместе и благословляет, чтобы мысль была чиста и светла». Искусство педагога в том, чтобы ввести ум ребенка в сердце и научить дитя сторожить свое сердце от непрошенных гостей: злых, лукавых, нецеломудренных помыслов.

http://azbyka.ru/deti/uroki-tselomudriya...

Кондак 7 ХотЯ отъитИ от дОму своего в путь на восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвАльне, АглаИде глаголя: " Госпоже моя, приимИ мое тело, за Христа мУчимое, его принесут ти " . В душе твоей мысль за Христа пострадати таЯ, Ему откровенно молился еси; и нашу веру укрепи, да будем готовы и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа. Икос 7 Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помЫсли лукавое в сердце своем АглаИда, грехом бо хуления оболгАти тя хотяще, тАко отвещати: " Ныне не глумлЕния время, брАте, но благоговЕния, вЕдый бУди, яко мощи святыя Имаши носИти. Господь же да пошлет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим " . Мы же чистоту сердца твоего, дивный ВонифАтие, зрЯще, вопием ти:Радуйся, святых мощей почитателю; радуйся, благоговЕния Образа нам подавателю.Радуйся, безчинств хранИтися нам повелеваяй; радуйся, вся, о них же сЫнове века сего радуются, презрЕвый.Радуйся, известный нам помощниче; радуйся, святых мыслей таИнниче.Радуйся, всем борющимся с грехами покровителю; радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения; радуйся, помогаяй нам терпЕти скОрби и поношЕния.Радуйся, ликОм ангельским сотворивый удивлЕние; радуйся, духОв злобы приведЫй в посрамлЕние.Радуйся, ВонифАтие, мучениче многострадальный. Кондак 8 Странно тебе бысть язЫческое Идолом служение, и ты, святЫй мучениче, в Тарс пришед, не преклонил есИ колЕн пред богами чуждЫми, но апостолом показался еси ревнИтель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любвЕ, ко Владыце Христу поюще всегда: Аллилуиа. Икос 8 Весь распалИлся еси ревностию святою, хулЕния на Господа не терпя, и исполнился еси Духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличАя. Сего ради царь нечестивый казнь наведЕ на тя, мУчениче, горькую, бичмИ нестерпимо биЯ и рАны нанося неисцЕльныя, мы же похвалу поем:Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный; радуйся, в правду Божию, яко бронЮ, облеченный.Радуйся, яко кости твоя за Христа обнажАхуся; радуйся, чистота души твоея тогда открывашася.Радуйся, яко наследовал еси небесная селения; радуйся, яко и ныне обличаеши злых человек на Христа хулЕния.Радуйся, за Христа острыми тростями прободАемый; радуйся, сАда райскаго цвЕте неувядАемый.Радуйся, яко злАто, горнИлом Язв очищЕнный; радуйся, за Христа ударЕнный.Радуйся, кончиною своею Богу угодИвый; радуйся, даже до смерти мученической Его возлюбивый.Радуйся, ВонифАтие, мучениче многострадальный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1232...

От земли Харран, изыди от греха, душе моя , гряди в землю точащую присноживотное нетление... 467 Однако речь ни в коей мере не идет о физическом перемещении. Бегство из Содома и Гоморры есть уклонение от «пламени всякого бессловесного желания». Спасение израбатывается на земле, в теле, и есть спасение не только духа, но и тела, и души – спасение всецелого человеческого бытия. В Великом каноне мы находим одно весьма замечательное выражение: «сохрани житие» [букв.: спаси жизнь – ανασωσον τον βιον. – Пер.] 468 . Первым шагом этого возвращения-восхождения является самопознание: Обратися, покайся, открый сокровенная... 469 На свет должны выйти не только греховные действия, исповедуемые для получения прощения в Таинстве покаяния, но и их сокровенные причины, пороки и страсти, от которых они рождаются: Тайная сердца моего исповедах Тебе Судий моему... 470 Когда выявлены глубокие корни зла, можно начать их лечение. Епитимии, налагаемые церковными канонами, – не столько наказания, сколько своего рода медицинские средства. Второй шаг возвращения к Богу представляет собой «делание». Так, по существу, называется подвижническая жизнь, способствующая очищению и исправлению всех сил человеческого существа. Ею христианин укрощает «неудержимые волны греха»; противостает «неистовству страстей»; «ополчается на врагов» – сладострастие, себялюбие и прочие страсти; покоряет «лестные 471 помыслы»; «отступает злых своих» (песнь 8-я, тропарь 6-й); оттрясает «прежнее бессловесие»; обретает мужество и твердость намерения 472 ; «укрепляется» (песнь 7–я, тропарь 14-й) и делается «мужественной душой». «Духовной нищетой» (песнь 9-я, тропарь 24-й), постом, бдениями и прочими подвигами тело сбрасывает рабскую зависимость от вещества, утверждается в известной свободе от внешнего мира и одновременно обретает правильные отношения с душой. Так посредством тела, связующего его с материальным творением, человек может вновь осуществлять в мире свое священническое, пророческое и царственное служение. Деланием являются и проявления любви к ближним и хранение заповедей:

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010