Церковь Божия призвана Христом свидетельствовать миру, запутавшемуся в собственных грехах и злых помыслах, что вопреки всему Бог Своим милосердием может обращать сердца к единству и давать им возможность вступать с Ним в общение. 94 . Это служение единству, укорененное в Божием милосердии, вверено коллегией епископов тому, кто воспринял от Духа обязанность не властвовать над народами, как это делают «князья народов и вельможи» (ср. Мф.20:25 и Мк.10:42 ), а вести их к мирным пастбищам. Эта обязанность может стоить жизни (ср. Ин.10:11–18 ). Святой Августин, указав на Христа как «единого Пастыря, в единстве Которого все едино», учит так: «Да будут все пастыри в одном Пастыре, чтоб дать услышать единственный голос Пастыря; да внемлют овцы этому голосу и следуют за их Пастырем, то есть не за тем или этим, но за Единым; да разумеют все в Нем единый голос, а не разлад голосов (...), голос, свободный от всех расколов, очищенный от всех ересей, которому внемлют овцы» 160 . Предназначение Римского епископа среди всех других пастырей состоит именно в «бдении» (episkopein), подобно стражнику, дабы благодаря стараниям всех пастырей во всех отдельных Церквах был слышен голос Пастыря Христа. Таким образом, в каждой из отдельных Церквей, вверенных этим пастырям, присутствует единая, Святая, Вселенская и Апостольская Церковь . Все Церкви пребывают в полноте зримого общения, потому что все пастыри пребывают в единстве с Петром, а значит – и в единении с Христом. Властью и авторитетом, без которых это предназначение было бы иллюзорным, Римский епископ должен обеспечить общение всех Церквей. В этом звании он первый служит единству. Это первенство осуществляется на различных уровнях, с заботой о передаче слова Божьего, о совершении литургии и таинстве служения, о ее миссии и правилах, о христианской жизни. Долг Преемника Петра – напоминать о заветах, исходящих из общего блага для Церкви, если кто-то подвергнется искушению забыть о них ради собственных интересов. Он должен предостерегать и призывать, а если надо, выступать против бытующего того или иного мнения, когда оно расходится с единством веры. Он должен говорить от имени всех пастырей, пребывающих в общении с ним, когда того требуют обстоятельства. Он может также, в особых условиях, оговоренных I Ватиканским Собором, заявить ex cathedra – с кафедры, что данное учение относится к сути веры 161 . Свидетельствуя таким образом об истине, он служит единству.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Это я, инок Иннокентий, написал, чтобы так исполняли после моей смерти». При некоторых списках Предания святого Нила Сорского ученикам своим о жительстве скитском, сохранилось «Надсловие на книгу блаженного Нила Сорского », сочиненное, по преданию, учеником его Иннокентием. В этом «Надсловии» сначала говорится об освобождении от страстей и очищении сердца от помыслов злых. Средством к сему, главным образом, должно являться не одно внешнее моление, а моление и хранение внутреннее. Затем говорится о трех чинах монашеского жительства (общежительном, скитском и отшельническом), о совместном пребывании двух или трех братий, которое именуется «царским путем», или «средним», и о уединенном для единого инока пребывании. «Надсловие» предпочитает царский путь, среднее иноческое жительство, скитское, особенно для иноков, начинающих свой подвиг, на полное же уединение советует решаться только совершенному и очищенному от всякой страсти иноку. При сем «Надсловии» в рукописях встречается еще «Пристежение», гласящее преимущественно об истинном значении поста: воздержание от яств не есть главное и не должно считаться подвигом. И здесь предлагается «царский, средний путь», вкушать надо в меру и по силам каждого для поддержания тела, с верою к Богу. И не гордиться подвигами своего жительства. Пожив много лет, управляя свое житие по Бозе, преподобный Иннокентий преставился ко Господу в вечный покой месяца марта в 19 день, на память святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Братия же, взяв честное и многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко спасению Иннокентия, с псалмами и пениями надгробными похоронили его честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его положили камень, на котором написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его написали братия, каков был по виду преподобный отец Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукою своею, послуживших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано немало. Но по грехам нашим в лето 1588 случилось нашествие казанских татар на Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения предали огню и перебили много иноков. Спаслись только некоторые из них и бежали в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комельском лесу, на реке Нурме. (Преподобный Павел Комельский или Обнорский скончался в 1492 г., память его празднуется 10 января.) Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном Иннокентии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но кто похвалится чисто имети сердце, или кто дерзнет рещи чиста себе быти от греха? ( Притч. 20, 9 ). Недостаточно получить доброе направлеше; надобно выдержать его до конца жизни; так как при злоупотреблении своею свободою мы всегда подвергаемся опасности утратить чистоту сердца. На всех степенях нравственной деятельности встречают нас искушения на грех, в виде собственных злых помыслов и внешних соблазнов и приражений: христианские подвижники даже говорят, что по мере совершенствования человека ожесточаются и усиливаются и враги его. Очевидно, вся внутренняя жизнь наша есть неустанная борьба для очищения нашего сердца. Ясно также, что эта борьба может быть ведена успешно не среди людского шума, житейской суеты и светских развлечений, а в глубине благоговейно и молитвенно настроенного духа. Мы забываем, что вера наша призывает нас не к холодному только признанию бытия Божия, не к рассудочным только убеждениям в истинах религии и рассуждениям о них, а к внутреннему, живому и непрестанному общению сердца нашего с живым и всегда присущим нам Спасителем нашим, чтобы, по Апостолу, „Христос вселился верою в сердца наши“ ( Еф. 3, 17 ). Его обымать любовью сердца, Его молить: сердце Чисто созижди во мне Боже, к Нему взывать в минуту опасности падения, подобно утопающему Петру: Господи, спаси мя ( Матф. 14, 30 ), – вот где наша сила для хранения сердца, как крепости неприступной для врагов наших; обышедше обыдоша мя, говорит Псалмопевец, и именем Господним противляхся им ( Пс. 117, 11 ). С этой точки зрения видна и истинная свобода нашего сердца. С очищением его от вредных помыслов, с охлаждением к скоропроходящим наслаждениям земной жизни, с укреплением против внешних приражений, оно „как птица, избавившаеся от сети ловцов“ ( Пс. 123, 7 ), возносится к созерцанию красот мира духовного в светлых образах высшей жизни, начертанных в слове Божием, оно начинает дышать чистым воздухом царствия небесного и в молитвенном устремлении к Богу каждому из нас становится понятным, а для истинных подвижников оправдывается и опытами обетование: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Матф. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

598. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему. 599. ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, НО И ЖЕЛАНИЯ? Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления, во-первых, потому что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: Мерзость пред Господом — помышления злых (Притч 15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор 7:1). Во-вторых, потому, что для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15:19). Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, раждает грех; а сделанный грех раждает смерть (Иак 1:14-15). 600. КАКАЯ СТРАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Когда запрещается желать чего бы то ни было, принадлежащего ближнему, то запрещается зависть. 601. КАКИЕ МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Словами: Не желай себе жены ближнего твоего — запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние. 602. Словами: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть ближнего твоего — запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли и желания. 603. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Соответственно этим запрещениям десятая заповедь накладывает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца; довольствоваться тем, что Бог нам посылает. 604. ЧТО ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА? Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

15. И будут во благоволение словеса уст моих. Тогда, говорит, когда совершенно очищусь от всех выше сказанных тайных, и неведения и чужих грехов, и от злых и гнусных помыслов, слова молитвы моей будут благоугодны пред Тобою, Господи. И поучение (размышление) сердца моего пред Тобою выну. По очищении, говорит, моем от всех прежде сказанных тайных и чужих грехов, размышление сердца моего всегда будет пред Тобою. Ибо доколе сердце мое не отучится от помыслов гнусных и злых, дотоле, не может рассуждать и размышлять о твоих Божественных мыслях, которые Тебе, Господи, приятны и У Никиты написано и следующее: Впрочем заметь и то, что Давид псалом сей назвал размышлением сердца. Поющие, говорит, песни должны устремлять ум свой к Богу, и не просто произносить слова только устами, тогда как сердце занимается и блуждает в другом месте, чтобы не быть медью и звенящим колоколом. Когда из глубины души восходит, тогда она беседует с Богом и всегда находится пред Ним, поет духом и поет умом. Господи, помощниче мой, и избавителю мой. Ты, говорит, Господи, поможешь мне, и избавишь меня от упомянутых зол. Иначе:—Ты, Господи, и вспомоществуешь мне в тех добрых делах, которые совершаю, и избавляешь меня от тех зол, в которые впадаю. А слова: «от тайных моих очисти мя», с последующими за ними, приличны и всем верным христианам. Как они идут к христианам, о том написано в Катенах Никиты: Закон, Владыко, (вопиет природа к Богу) только тело очищал временными окроплениями; но Ты и от тайных моих очисти меня чрез крещение и пощади меня от чужих—демонов. Ибо когда они не возобладают мною, тогда истинно я буду непорочен и очищусь от неверности и преступления, которые суть грех великий. И Феодорит: Сими словами он предсказывает о Новом Завете и благодати крещения: и назвал Его Господом, как Творца и Зиждителя, Избавителем—как освобождающего чрез возрождение святым Крещением от прежнего тления и дарующего нетление и бессмертие. То и другое содержит псалом сей. И первые слова его учат о творении и промысле, средние—о законе, и последние о благодати. Ибо говорит: преступления кто уразумеет и от тайных моих пощади меня, от чужих пощади раба Твоего! также, Господи, помощник мой и избавитель мой! А сии блага доставил Новый Завет. Псалом 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

35. Пленение иначе бывает во время молитвы, и иначе не во время молитвы. Страсть несомненно подлежит или равносильному (противовесному) покаянию, или будущей муке. Кто противостоит, или бесстрастно относится к первому, т. е. прилогу, тот за один раз отсекает все срамное. — Такова брань злых демонов против монахов и не монахов, в коей бывает и побеждение и победа, как мы сказали. Побеждающих ожидают венцы, а падающих и не кающихся — муки. Будем же подвизаться против них мысленно чтоб злых советов их не осуществлять в видимых греховных делах. Возревнуем обрести внутрь себя самих небесное царствие, отсекая от сердца всякий грех. Посредством такого прекрасного делания сохраним мы чистоту сердца и непрестанное пред Богом сокрушение. 36. Многие из монахов не знают прелести ума, которую претерпевает он от демонов. Они прилежат тому, чтоб быть исправными в делах, не заботясь об уме, и проводят жизнь в простоте и бесхитростности. Думаю, что не вкусивши сердечной чистоты, они совсем не знают тьмы внутренних страстей. Те, которые не знают брани, о коей говорит св. Павел, неокачествовались может быть опытно и добром, и только делом совершаемые грехи почитают падениями, не беря в счет мысленных побеждений и побед, которых не видит чувственное око, потому что они сокровенны и ведомы только единому подвигоположнику Богу, и совести подвизающегося. К таковым кажется, сказано следующее слово Писания: говорят: мир, мир, и не бяше мира (Иезек. 13, 10). тех братиях, которые от простоты находятся в таком состоянии, молиться надобно, и научать их сколько можно, чтоб удалялись не от видимых только худых дел, но и от того зла, которое действует в сердце. У тех же, кои имеют Божественное желание — очистить душевное око (собственно зрительность души), иное есть делание Христово, и иное таинство. 37. Много поистине добродетелей совмещает в себе углубленная память о смерти. Она есть родительница плача, руководительница ко всестороннему воздержанию, напоминательница о геене, матерь молитвы и слез, страж сердца, источник самоуглубления и рассудительности, которых чада сугубый страх Божий и очищение сердца от страстных помыслов — объемлют много владычных заповедей. В таком сердце зрится тогда борение и подвиг, выдерживаемые с крайним трудом. И об этом–то вся забота у многих из борцов Христовых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

36) Пленение иначе бывает во время молитвы, и иначе не во время молитвы. Страсть несомненно подлежит или равносильному (противовесному) покаянию, или будущей муке. Кто противостоит, или безстрастно относится к первому, т. е. прилогу, тот за один раз отсекает все срамное. — Такова брань злых демонов против монахов и не монахов, в коей бывает и побеждение и победа, как мы сказали. Побеждающих ожидают венцы, а падающих и некающихся — муки. Будем же подвизаться против них мысленно чтоб злых советов их не осуществлять в видимых греховных делах. Возревнуем обрести внутрь себя самих небесное царствие, отсекая от сердца всякий грех. Посредством такого прекраснаго делания сохраним мы чистоту сердца и непрестанное пред Богом сокрушение. 37) Многие из монахов не знают прелести ума, которую претерпевает он от демонов. Они прилежат тому, чтоб быть исправными в делах, не заботясь об уме, и проводят жизнь в простоте и безхитростности. Думаю, что не вкусивши сердечной чистоты, они совсем не знают тьмы внутренних страстей. Те, которые не знают брани, о коей говорит св. Павел, неокачествовались может быть опытно и добром, и только делом совершаемые грехи почитают падениями, не беря в счет мысленных побеждений и побед, которых не видит чувственное око, потому что оне сокровенны и ведомы только единому подвигоположнику Богу, и совести подвизающагося. К таковым кажется, сказано следующее слово Писания: говорят: мир, мир, и не бяше мира (Иезек. 13, 10). тех братиях, которые от простоты находятся в таком состоянии, молиться надобно, и научать их сколько можно, чтоб удалялись не от видимых только худых дел, но и от того зла, которое действует в сердце. У тех же, кои имеют Божественное желание — очистить душевное око (собственно зрительность души), иное есть делание Христово, и иное таинство. 38) Много по истине добродетелеи совмещает в себе углубленная память о смерти. Она есть родительница плача, руководительница ко всестороннему воздержанию, напоминательница о геене, матерь молитвы и слез, страж сердца, источник страх Божий и очищение сердца от страстных помыслов — объемлют много владычных заповедей. В таком сердце зрится тогда борение и подвиг, выдерживаемые с крайним трудом. И об этом–то вся забота у многих из борцев Христовых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

36) Пленение иначе бывает во время молитвы, и иначе не во время молитвы. Страсть несомненно подлежит или равносильному (противовесному) покаянию, или будущей муке. Кто противостоит, или бесстрастно относится к первому, т. е. прилогу, тот за один раз отсекает все срамное. Такова брань злых демонов против монахов и не монахов, в коей бывает и побеждение и победа, как мы сказали. Побеждающих ожидают венцы, а падающих и не кающихся – муки. Будем же подвизаться против них мысленно, чтоб злых советов их не осуществлять в видимых греховных делах. Возревнуем обрести внутрь себя самих Небесное Царствие, отсекая от сердца всякий грех. Посредством такого прекрасного делания сохраним мы чистоту сердца и непрестанное пред Богом сокрушение. 37) Многие из монахов не знают прелести ума, которую претерпевает он от демонов. Они прилежат тому, чтоб быть исправными в делах, не заботясь об уме, и проводят жизнь в простоте и безхитростности. Думаю, что не вкусивши сердечной чистоты, они совсем не знают тьмы внутренних страстей. Те, которые не знают брани, о коей говорит св. Павел, неокачествовались может быть опытно и добром, и только делом совершаемые грехи почитают падениями, не беря в счет мысленных побеждений и побед, которых не видит чувственное око, потому что они сокровенны и ведомы только единому подвигоположнику Богу, и совести подвизающегося. К таковым, кажется, сказано следующее слово Писания: говорят: «мир, мир: и не бяше мира» (Иезек. 13:10). О тех братиях, которые от простоты находятся в таком состоянии, молиться надобно, и научать их сколько можно, чтоб удалялись не от видимых только худых дел, но и от того зла, которое действует в сердце. У тех же, кои имеют божественное желание – очистить душевное око (собственно зрительность души), иное есть делание Христово, и иное таинство. 38) Много по истине добродетелей совмещает в себе углубленная память о смерти. Она есть родительница плача, руководительница ко всестороннему воздержанию, напоминательница о геенне, матерь молитвы и слез, страж сердца, источник самоуглубления и рассудительности, которых чада – сугубый страх Божий и очищение сердца от страстных помыслов – объемлют много владычных заповедей. В таком сердце зрится тогда борение и подвиг, выдерживаемый с крайним трудом. И об этом то вся забота у многих из борцов Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пс.18:15 .  И будут во благоволение словеса уст моих Тогда, говорит, когда совершенно очищусь от всех выше сказанных тайных, и неведения и чужих грехов, и от злых и гнусных помыслов, слова молитвы моей будут благоугодны пред Тобою, Господи. И поучение (размышление) сердца моего пред Тобою выну. По очищении, говорит, моем от всех прежде сказанных тайных и чужих грехов, размышление сердца моего всегда будет пред Тобою. Ибо доколе сердце мое не отучится от помыслов гнусных и злых, дотоле, не может рассуждать и размышлять о твоих Божественных мыслях, которые Тебе, Господи, приятны и благоугодны. 35 Господи, помощниче мой, и избавителю мой Ты, говорит, Господи, поможешь мне, и избавишь меня от упомянутых зол. Иначе: – Ты, Господи, и вспомоществуешь мне в тех добрых делах, которые совершаю, и избавляешь меня от тех зол, в которые впадаю. А слова: «от тайных моих очисти мя», с последующими за ними, приличны и всем верным христианам. 36 28 У Феодорита сказано, что Давид излагает здесь три закона: первый естественный, чрез тварь проповедующий о Творце; второй данный Моисеем, доставляющей большее познание о Творце охотно внимающим ему; – третий благодатный, совершенно очищающий души и освобождающий от настоящего тления. Посему то этот псалом и конец нам указывает, предвозвещая о новом завете в конце. 29 Весьма прилично некоторые относили эти слова к тому времени, когда Сын сказал: «Отче, прославь Твое имя», и когда пришел голос с неба: «прославил и еще прославлю». А ночь возвещает познание ночи, когда омраченный Иуда предал омраченным иудеям Господа, сказав: что мне дадите, и я вам предам Его? Весьма приятно и красиво и то, что присовокупляют и другие. День дню отрыгает слово – Гавриил говорящий Деве слова благовествования. И ночь ночи возвещает познание – змей советовавший о преслушании Еве. Еще: день дню отрыгает слово – Богородица, сказавшая Елисавете приветствие и поздравление и на оборот Елисавета Богородице. И ночь ночи возвещает познание – Христос, находившийся во чреве, как в мрачной ночи, дал познание о Себе Предтечи, носившемуся во чреве Елисаветы, как в темной ночи, почему Предтеча от радости взыграл. И Божеств. Златоуст: как две сестры, разделяющая между собою отеческое наследство при пособии весов нисколько не берут одна больше другой: так и ночь с днем о равной мере друг с другом и о соразмерном круговращении говорящие; и один из них, возбуждая нас на дело, а другая, успокаивая и возвращая зрению чрез укрепление его большую живость к принятию по прежнему лучей, уступают друг другу надлежащее количество часов. Почему и Григорий Богослов побужден был сказать о днях и ночах: так удивительны для нас приращение и убавление их и пусть скажу ничто и странное, сие равенство в самом неравенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Жизнь ваша должна быть чистой и непрестанно очищаться; пусть каждый из вас заботится об освящении тела, чтобы в нем, как в непорочном храме, мог обитать очищающий дух, который наполняет душу освящением и благоуханием. Худое дело – гнев, ненависть или что другое, могущее оскорбить братскую любовь; посему да будете в вас мир и кротость. Если же среди вас случится соблазн, то тотчас прекращайте его, чтобы солнце не зашло во гневе вашего брата. Избегайте злых помыслов, не дозволяйте им закрадываться в ваши сердца, так как, чем дольше они будут находиться в вас, тем труднее будет изгладить их. Оружием монаха в борьбе со злыми помыслами, должны быть пост, молитва , слезы, память о смерти и, что страшнее и сильнее всего для злых, блаженное смиренномудрие и осмотрительность, чтобы не овладевали им эти помыслы; охрана чувств, прежде всего зрения и слуха, так как через эти последние входят обыкновенно в человека греховные пожелания. Самое ценное приобретение монаха – нестяжательность, заключается в нежелании настоящих благ. Истинные необходимости тела апостол измеряет словами: имея пищу и одежду, сими будем довольны. Более других ужасный порок в монахе – высокомерие, он, как ничто другое, препятствует духовному очищению. Высокомерным всегда следует иметь в виду слова апостола: кто кажется твердо стоящим, пусть бережется, чтобы не упасть. Всеми силами должно избегать осуждение брата: ибо это свойство души подозрительной, фарисейской, но, отбросивши осуждение других, будем возможно чаще судить самих себя. Многое и другое советовал Спаситель и Творец для очищения нечистоты греховной – слезы, стенания, сердечное сокрушение, пост, покаяние. Все это, хотя и трудно, но приносит большую пользу. Есть и еще одно средство – очень легкое для выполнения, но имеющее большую силу к очищению душевной грязи, – это прощение грехов падшим. 100 Кончина Св. Харитона-Исповедника была безболезненна и мирна. Штильтинг, в заключение предварительного комментария к жизни Св. Харитона, говорит, что время смерти его не может быть точно указано, но правильнее всего помещать ее во второй половине IV в., 101 так как гонения на христиан, о которых упоминает Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010