25:34). Шестая заповедь блаженства Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Сердце — это основа человеческой личности. Сердце человека анализирует жизненные явления, принимает жизненно важные решения и делает определенный выбор. В отношении нравственных оценок сердце — это совесть, но сердцем познаётся также истина и красота. Греховная испорченность поражает природу человека, касаясь его сердца, так что оно становится рабом страстей и источником, из которого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк. 7:21–22). Постоянно уступая греху, человеческое сердце перестает ясно различать добро и зло, склоняется в сторону последнего и погрязает в нечистоте так, что грех становится как бы частью человеческой природы, вторым «я» побежденной личности. Поэтому победить сердечную нечистоту, исторгнуть ее из среды своего внутреннего мира — значит «вырвать» себе глаз или «отсечь» руку, стремящиеся ко греху (Мф. 5:29–30). Это довольно сложно, однако возможно с Божией помощью. Чистота сердца — это свобода от злых мыслей, чувств, пожеланий, намерений, приобретенная в результате длительной работы человека над самим собою. Великую пользу в деле очищения сердца приносит память о вездесущии и всеведении Божием; уклонение человека от предметов соблазна, соблазнительных обществ или отдельных лиц, способных спровоцировать грех; молитва, пост, частое причащение Святых Христовых Таин; борьба с греховными помыслами и чувствами, возникающими в человеческом сознании. Нелегок путь очищения сердца: на прохождение его одним угодникам Божиим понадобились годы, другим — десятилетия, а кому-то — вся земная жизнь. Но и велика награда стяжавшим сердечную чистоту: они Бога узрят, то есть окажутся в теснейшем общении с Ним и обретут полноту благ будущей вечной блаженной жизни. Седьмая заповедь блаженства Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Миротворцем называется тот, кто заботится о сохранении или восстановлении мирных отношений между ближними и для достижения этой цели готов жертвовать своими интересами.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

10 октября 1937 Ницца Моя вера Не должен, не может Народ мой великий Бесовское рабство влачить, Он все одолеет, он все превозможет, Сумеет себя воскресить. Он встанет из праха, Воскреснет из тленья, С очищенной скорбью душой, Познавший обиды и ужас паденья В пучине крамолы людской. Ведомый ко благу Господней десницей, Сквозь дебри житейских невзгод, Он встанет как Лазарь Из смрадной гробницы И к Божьим стопам припадет. 1931 Только бы Что мои страданья? Что мои мученья? Только бы дождаться Утра воскресенья. Только бы вернуться Мне в места родные И увидеть храмов Главы золотые. Любоваться видом Нив и рощиц милых И молиться снова На родных могилах. 1938 Ницца Молитва Церквей Российских В дни безбожные, мятежные, лукавые, Нас ведущие на поприща кровавые, В пору грозную, тревожную и лютую, Помраченную великой буйной смутою От людей преступных и безбогих, Гордых сердцем и умом убогих, Ты воззри, Господь, на наши муки И, простерши благостные руки, Поддержи нас, слабых, малодушных, Грешному хотению послушных, Беззаконных, мстительных и лживых, Лицемерных, злых и нерадивых. Умири церковные раздоры, Нестроения семейные и ссоры, Мир стране мятущейся подай, Согрешивших пощади и не карай. Собери враждой разъединенных, Озари рассудком помраченных, Разоренное воздвигни и исправь И к добру сердца и помыслы направь. Огради от глада, потопленья, Злых усобиц, мора, запаленья, Посети нас милостью Твоей, Окорми, утешь и пожалей. На борьбу со злом и силой адской Ты возгрей сердца любовью братской И сынам мятущимся яви Всепрощение Отеческой любви. 1938 Ницца Да будет воля Твоя! Зарей ли утренней, иль в мирный час полночный, Когда молитву я прилежную творю, Мечтаний суетных забыв язык порочный, За все я Господа, смирясь, благодарю. Благодарю Его и за мои печали, И за мгновенья радости скупой, И за страдания, что небеса мне дали, И за боренья с немощью земной. И в сладком трепете припавши к изголовью, Желанья праздные на сердце затая, Шепчу я Господу с надеждой и любовью: «Да будет воля мудрая Твоя!..»

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Вот краткое понятие о духовном росте человека. Кто может вместить, да вместит!.. Духовное совершенство и заповеди блаженства Каждый христианин начинает духовную жизнь с внешних подвигов: послушания, целомудрия, нестяжания, поста, дел милосердия, молитвословий и др. Цель этих подвигов – очистить сердце от страстей и пороков, чтобы душа способна была воспринять христианские добродетели и чтобы, в конечном итоге, она стала чистой, светлой, богоподобной. Много усилий приходится употребить над собой каждому христианину, пока происходит процесс очищения души и сердца от всевозможных грехов. Трудно, очень трудно бороться с собой, со своими греховными склонностями и привычками. По другого пути нет в Царствие Небесное. По мере очищения души борьба усиливается... Злая сила яростно берет христианина, внушая ему недобрые помыслы и чувства и заставляя злых людей делать ему всякие пакости, борет его разными искушениями и болезнями. Но Господь помогает человеку Своею благодатью. Когда благодать Божия касается сердца человеческого, тогда человек способен понести любые трудности. Ощутив в сердце необыкновенную радость и сладость, человек с большим рвением тянется к благодати. Свободная воля и разум, которыми Господь наделил человека, крепнут и освящаются, и тогда человек становится мудрым и волевым, с большой силой воли, так что усиленные нападения со стороны диавола и мира ему не страшны и борьба с плотью становится для него посильной. Благодать Божия творит чудеса! У человека приоткрываются духовные очи, и он начинает видеть внутреннее состояние своего сердца, начинает замечать свои не только явные грехи и порочные наклонности, но даже самые незначительные, едва заметные поползновения (намек) на грех в словах и мыслях. Так начинается период восхождения по ступеням совершенства девяти заповедей блаженства. О блаженстве Христос так поучал народ: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Блаженный Диадох так объясняет злодействие демонов, всевающих в наши сердца помышления злая: «Мы же все их [бесовские помыслы] чувствуем исходящими как бы из сердца, почему некие подумали, что в     уме нашем вместе пребывают и благодать и грех… Не знают же они, что ум наш, по действу тончайшего некоего чувства и тех злых помыслов, кои влагаются в него злыми духами, делается собственником; так как, по действу плоти, тело, падкое на угождение себе… увлекает душу, по причине срастворения своего с нею; ибо плоть безмерно любит ласкательства прелести. По сей причине и помыслы, всеваемые в душу демонами, кажутся исходящими из сердца; усвояем же мы их себе, когда вожделеваем соуслаждаться ими… Ибо когда кто соуслаждается помыслами, лукавым сатаною в него всеваемыми, и память о них как бы написует в своем сердце, не явно ли, что потом он из собственной своей произращает их мысли» . Иными словами, злодейство демонское может иметь успех только при нашем непротивлении. Любой помысел, «подброшенный» бесами, в момент своего появления в уме сам по себе еще бесстрастен и потому безопасен. Он есть проявление мыслительной силы, которая с момента Крещения частично преображена благодатью . Если помысел сразу не отсечен и ум начинает внимать ему, то в процесс включается страстная часть души — привлекаются вожделевательная и раздражительная силы, под действием которых помысел становится страстным. Страстный помысел, как сродный страстной части души, проникает в нижние части сердца и укрепляется там . Так оскверняется сердце, питаемое страстными помышлениями, и только подвиг трезвения может послужить очищению сердца и исцелению души. «Между тем, — пишет профессор С.М. Зарин, — чистота души есть первоначальное дарование нашей природы, именно и только она обеспечивает „здоровье души“, составляющее необходимое и обязательное условие достижения созерцательного единения с Богом… Кто еще не победил страстей, не изгнал их из своей природы, тот не может видеть Бога. Страсти суть дверь, заключенная перед лицом чистоты. Если не отворит кто этой двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца (Исаак Сирин)» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

475 Эта фраза ( ε ς δε το χρυπτον χατ τον νον) противопоставляет начинающееся предложение предыдущему: там говорилось о соблюдении внешнего («открытого», «явного» – ε ς… τ προφανης) благочиния и четком хранении иерархического строя монашеских общин; здесь же речь идет о «скрытом» (тайном) смирении предстоятелей, на котором и зиждется вся церковная иерархия, в том числе и монашеская. История монашества знает бесчисленное множество примеров такого смирения известнейших настоятелей обителей. Уже основатель египетских киновий св. Пахомий Великий в совершенстве являл образец этого смирения; будучи главой многочисленных иноков, он долго отказывался от пресвитерского сана, говоря: «Хорошо для нас и не просить о подобном деле, чтобы между монахами не было ни зависти, ни спора, ни непослушания, ни разделений вопреки воле Божией. Как огонь на гумне, если бы не поспешили погасить его, погубил бы труд целого года, то же самое представляет помысл гордости в своем начале». Соответственно, «смирение преп. Пахомия располагало и братий Тавеннисийского общежития также к смирению». См.: Палладий, архимандрит. Святый Пахомий Великий . С. 63–65. 476 Ср. предсмертное завещание св. Харитона Исповедника своим духовным чадам: «Жизнь ваша должна быть чистой и непрестанно очищаться; пусть каждый из вас заботится об освящении своего тела, чтобы в нем, как непорочном храме, мог обитать очищенный дух, который наполняет душу освящением и благоуханием. Худое дело гнев, ненависть или что-то другое, могущее оскорбить братскую любовь; посему да будет в вас мир и кротость. Если же среди вас случится соблазн, то тотчас прекращайте его, чтобы солнце не зашло во гневе вашего брата. Избегайте злых помыслов, не дозволяйте им закрадываться в ваши сердца, так как чем дольше они будут находиться в вас, тем труднее будет изгладить их. Оружием монаха в борьбе со злыми помыслами должны быть пост, молитва , слезы, память о смерти и геенне и, что страшнее и сильнее всего для злых помыслов, блаженное смиренномудрие ( μαχαρα ταπενωσις) и осмотрительность, чтобы не овладели им эти помыслы». Цит. по: Феодосий (Олжаржееский), архимандрит. Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев, 1899. С. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Престанем от злых дел своих; поверим благоутробию Господню, убоимся прещений Его, и положим соблюдать заповеди Его. Возлюбим друг друга от всего сердца; скажем: братие наши вы, — и тем, которые ненавидят и поносят нас, да прославится имя Господа. Будем прощать друг друга, когда друг другом искушаемы бываем, ибо всех нас борет общий враг наш. Станем противиться худым помыслам своим, призывая в совоинствование нам Бога и изгоним чрез то из себя злых и нечистых духов. Подчиним плоть духу, умерщвляя ее и порабащая всякими злостраданиями. Очистим себя от всякия скверны плоти и духа. Будем возбуждать друг друга в поощрении любви и добрых дел. Не будем завидовать другим, и не станем раздражатся против тех, которые нам завидуют. Будем оказывать взаимное сострадание, и смиренномудрием врачевать друг друга. Не будем осуждать и осмеивать друг друга, яко уды есмы друг другу. Отбросим от себя нерадение и безпечность, и станем мужественно подвизаться против лукавых духов, Имеем ходатаем ко Отцу Иисуса Христа Праведника; и Той есть очищение о гресех наших: помолимся же Ему от чистаго сердца, от всей дупи, и Он оставит нам грехи наши. Ибо близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18). Почему говорится: пожри Господеви жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя и прославиши Мя (Пс. 49, 14. 15). Исаия же опять что говорит? разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя в свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищыя безкровныя введи в дом твой, аще видиши нага одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, исцеления твоя скоро возсияет и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя. А за этим что? — Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Тогда возсгяет во тьме свет твой, и тьма твоя будет, яко полудне, и будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя (Исаии 58, 6—10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Престанем от злых дел своих; поверим благоутробию Господню, убоимся прещений Его, и положим соблюдать заповеди Его. Возлюбим друг друга от всего сердца; скажем: братие наши вы, – и тем, которые ненавидят и поносят нас, да прославится имя Господа. Будем прощать друг друга, когда друг другом искушаемы бываем, ибо всех нас борет общий враг наш. Станем противиться худым помыслам своим, призывая в совоинствование нам Бога и изгоним чрез то из себя злых и нечистых духов. Подчиним плоть духу, умерщвляя ее и порабащая всякими злостраданиями. Очистим себя от всякие скверны плоти и духа. Будем возбуждать друг друга в поощрении любви и добрых дел. Не будем завидовать другим, и не станем раздражатся против тех, которые нам завидуют. Будем оказывать взаимное сострадание, и смиренномудрием врачевать друг друга. Не будем осуждать и осмеивать друг друга, яко уды есмы друг другу. Отбросим от себя нерадение и беспечность, и станем мужественно подвизаться против лукавых духов. Имеем ходатаем ко Отцу Иисуса Христа Праведника; и Той есть очищение о гресех наших: помолимся же Ему от чистого сердца, от всей души, и Он оставит нам грехи наши. «Ибо близ Господь всем призывающим Его во истине» ( Пс. 144, 18 ). Почему говорится: «пожри Господеви жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоей, и изму тя и прославиши Мя» ( Пс. 49, 14. 15 ). Исаия же опять что говорит? «разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенные в свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищыя бескровные введи в дом твой, аще видиши нага одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, исцеления твоя скоро воссияет и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя». А за этим что? – «Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се придох. Тогда воссияет во тьме свет твой, и тьма твоя будет, яко полудне, и будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя» (Исаии 58, 6–10).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Таким образом, душевный пост по мысли гимнографа – это воздержание от злых помыслов, дел и слов. Свт. Тихон Задонский пишет: «Изрядный постник есть, кто удерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто положил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто руки своя удерживает от воровства, хищения, грабления, и сердце свое от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла». 127 Постная Триодь определяет задачу духовного поста не только как воздержание, но и как развитие духовных дарований : «Любезно людие пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: …возрастим душевная дарования, спостраждем яко раби Христовы, да и спрославимся яко чада Божия, Дух Святый в нас вселься, просветит души наша» 128 . За умножение духовных дарований и страдание вместе со Христом, Святой Дух входит в человека и просвещает его душу. Сущность духовного поста состоит в очищении души от нечистоты: «Постом бо душевныя скверны очистим» 129 ; в умерщвлении страстей и обращении души к Богу: «Воздержанием страсти умертвим, пощением дух вперим к небеси». 130 В разъяснении этой мысли гимнографа можно привести слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : «Плоть не ведет нас к добру, она источник большинства грехов и соблазнов. В угождении плоти – сущность большинства грехов. И если, осознав это, мы заставляем плоть нашу поститься, если лишаем ее вкусных и обильных яств, заставляем довольствоваться самым малым, то этим мы одерживаем победу над нею, устраняем то, что препятствует нам жить духовной жизнью, даем свободу духу, окрыляем его в его стремлении ко всему святому, небесному, возвышенному». 131 Сущность духовного поста состоит и в разрешении запутанных дел и грехов; в прощении ближнему его согрешений: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, отпустим и братии долги» 132 ; в очищении сердец и просвещении их светом добродетелей: «Сердца наша просвети светом добродетелей, и постом очисти, дая покаяние» 133 ; «очистим сердца, вперимся Божественными добродетельми». 134

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помогает сердечному воспитанию и правильный режим впечатлений, который нельзя нарушать. Как для разума нельзя составить " инструкцию поумнения " , так и для сердца такого предписания нет. То, о чем мы сказали, - это лишь самое вводное слово, на которое даже не обращают внимания в книгах по аскетике. Дальше должно идти главное - очищение сердца от страстей. Но духовный уровень учеников, с которого начинали работу с ними святые наставники прошлого, был совсем иной, чем теперь, и тогда не было нужды в подобном вводном слове, которое требуется ныне. Хранение воли - послушание Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8, 21) - так оценивает Сам Бог общий характер человеческой души в состоянии ее падения. Пожалуй, в наибольшей степени это относится к воле, не к области помыслов или чувств, а к области намерений и желаний. Среди помыслов наших встречаются добрые, а также много и не нравственных: не добрых и не злых. Среди чувств наших также довольно часты светлые проблески на общем греховном фоне. А вот желания наши сами по себе почти всегда эгоистичны и скверны. Все доброе в области наших желаний исходит не от нас самих, а приносится от воспитания или от голоса совести. Сама же по себе воля наша находится в наиболее растленном состоянии по сравнению с сердцем и умом. Наши добрые намерения обычно оскверняются сопутствующими недобрыми побуждениями: тщеславием, ожиданием награды, корысти, славы, желанием кого-то уязвить или посрамить и так далее. Не говорим уже о намерениях недобрых. Чистым и добрым можно признать лишь то наше желание, цель которого была бы исполнить заповедь Божию - и только. За всю жизнь свою много ли припомним мы подобных своих желаний? Хотя бы одно? Итак, воля наша требует наибольшего врачевания, и врачуется она только разумным послушанием о Господе. В аскетических книгах всюду говорится об отсечении своей воли или самоволия. Но дело в том, что преуспевшие в послушании и победившие затем все свои страсти суть люди никоим образом не безвольные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2193...

66]. 1) Помянув о смерти некоего из чтимых братий, возстенал я и возскорбел душею моею, помышляя, каково будет это преставление и это разединение и разделение души и тела, это взятие нас в иную землю, это вступление в другой некий путь, это прехождение в иной мир, необычный, неиспытанный, неведомый, неизъяснимый и неизглаголанный. Ибо кто может сказать, какия там испытаем встречи, какия сшествия, какия зрелища и происшествия? Какие посланы будут к нам от Бога слуги Его взять нас отселе на небеса? И не будет ли состоять сие посольство из злых ангелов? Убоимся такого случая! Кто будет сшествовать нам и сопровождать нас в страну оную? И куда внидем, — в страну ли упокоения, в место ли селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, и в шуме празднующих? (Пс. 41, 5). Или напротив в огнь, тьму, к червям и в другия безчисленныя мучилища? Помышляя о сем, я изумляюсь, ужасаюсь, трепещу и молюсь, да дано будет мне здесь омыть слезами безчисленные грехи мои и очистить себя немного, прежде чем испытаю огнь оный всепожирающий и нескончаемый. Вы же, поелику находитесь в подвигах и борениях за добродетели и слыша и помышляя о сем, радуйтесь, утреннюйте, разцветайте, — и живите в Господе. Хотя окружающее вас прискорбно, но взирая на вечное воздаяние, ревнуйте без лености и малодушия до конца довести течение свое. 2) Се настоит св. четыредесятница, просветительный и очистительный период честных дней! Никто не страшись, никто не разленивайся. Сладостны в сие веремя умиление, восприятие священных помыслов, возображение небесных созерцаний, очищение сердца и тела, отторжение скверны страстей, слезное в сокрушении пред Богом омовение. Расположимся же принять дни сии, как веремя упокоения и утешения телеснаго и душевнаго, и паче последняго, чем перваго. — Время это есть и время сеятвы. В плоть сколько ни сей, все то обращается во истление; и от сего остается разве только подожжение похотений, производящее воскипение крови, животное и безсловесное. И как заблуждаемся мы люди, заботясь о текущем и прилежа непостоянному! В душевном же сеянии ничто из приемлемаго не пропадает, ничто не истрачивается даром, ничто не гибнет, но все сохранно удерживается и питает пищею, воистину безсмертною, честныя души ваши: в сем радость, мир, вера, надежда, любовь, просвещение, очищение, освящение и, наконец, обожение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010