66] 25. Помянув о смерти некоего из чтимых братий, восстенал я и восскорбел душой моею, помышляя, каково будет это преставление и это разъединение и разделение души и тела, это взятие нас в иную землю, это вступление в другой некий путь, это прехождение в иной мip, необычный, неиспытанный, неведомый, неизъяснимый и неизглаголанный. Ибо кто может сказать, какие там испытаем встречи, какие сшествия, какие зрелища и происшествия? Какие посланы будут к нам от Бога слуги Его взять нас отселе на небеса? И не будет ли состоять сие посольство из злых ангелов? Убоимся такого случая! Кто будет сшествовать нам и сопровождать нас в страну оную? И куда внидем, – в страну ли упокоения, «в место ли селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, и в шуме празднующих?» ( Пс. 41, 5 ). Или напротив в огнь, тьму, к червям и в другие бесчисленные мучилища? Помышляя о сем, я изумляюсь, ужасаюсь, трепещу и молюсь, да дано будет мне здесь омыть слезами бесчисленные грехи мои и очистить себя немного, прежде чем испытаю огнь оный всепожирающий и нескончаемый. Вы же, поскольку находитесь в подвигах и борениях за добродетели и слыша и помышляя о сем, радуйтесь, утреннюйте, расцветайте, – и живите в Господе. Хотя окружающее вас прискорбно, но взирая на вечное воздаяние, ревнуйте без лености и малодушие до конца довести течение свое. 26. Се настоит св. четыредесятница, просветительный и очистительный период честных дней! Никто не страшись, никто не разленивайся. Сладостны в сие время умиление, восприятие священных помыслов, возображение небесных созерцаний, очищение сердца и тела, отторжение скверны страстей, слезное в сокрушении пред Богом омовение. Расположимся же принять дни сии, как время упокоения и утешения телесного и душевного, и паче последнего, чем первого. – Время это есть и время сеятвы. В плоть сколько ни сей, все то обращается во истление; и от сего остается разве только подожжение похотений, производящее воскипение крови, животное и бессловесное. И как заблуждаемся мы люди, заботясь о текущем и прилежа непостоянному! В душевном же сеянии ничто из приемлемого не пропадает, ничто не истрачивается даром, ничто не гибнет, но все сохранно удерживается и питает пищей, воистину бессмертной, честные души ваши: в сем радость, мир, вера, надежда, любовь, просвещение, очищение, освящение и, наконец, обóжение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

2. Грех ведет к смерти Совершая грех, воин отвергает Бога и становится беззащитным перед ангелами тьмы. Сила Божия покидает его, ангел-хранитель отходит от такого человека, и с ним может произойти все что угодно. И даже вернувшись с войны живым, но с израненной тьмой душой, он, ведомый и мучимый силами зла, придет к страшному концу, если только не одумается и не обратится к своему Создателю. 3. Корень греха - страсть. Руби корень - победишь грех Верующий человек понимает, что ненавидеть конкретного противника и мстить ему физически - путь к погибели. Он знает, что сходный с одержимостью страстный гнев ведет в адскую пропасть, поэтому с Божией помощью старается удерживать себя в рамках евангельских заповедей и каяться в совершенных грехах. Поэтому для военного человека первейшее значение приобретают духовное трезвение и постоянная борьба со страстью гнева. 4. Грязные помыслы ведут к грязным делам На войне невозможно не нарушать Божий закон, если не обращать внимания на очищение своего сердца от греховных мыслей, чувств и пожеланий. Страстный помысел лежит в основе всех гибельных решений и дел, приводящих бойцов к преступлениям или смерти, а командиров - к потерям и поражениям. 5. Сильные духом любят добро Душа исцеляется постепенно как результат большого и долговременного труда. По мере сокрушения греховных страстей человек утверждается в добродетелях, приобретает чистоту ума от греховных помыслов, сердца - от страстей, воли - от греховных наклонностей. Во всех испытаниях и превратностях воин не следует страстным сердечным настроениям и помыслам, но выстраивает решения на твердом основании Божиего закона. В бою он действует не одержимый страстными идеями и установками в экзальтированном ослеплении своего сердца, но, укрепленный Божией силой, мужественно и решительно исполняет долг. 6. С Богом и слабый сильнее льва Любое человеческое дело, начинаемое и совершаемое без помощи Божией, заканчивается крахом. Постоянно сталкиваясь с тяжелыми военными испытаниями, человек быстро теряет душевные и телесные силы. В такой обстановке невозможно выстоять без укрепления Богом духа человеческого и его физических сил. Поэтому воину необходимо причащаться Святых Таин для очищения от греховных страстей, пресечения злых помыслов - в крепость, исцеление, здравие и спасение души и тела.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

«Оставьте их, – говорит Господь о фарисеях, – они – слепые вожди слепых». Не ищите их расположения, не страшитесь их неудовольствия, не пытайтесь их переубедить – они не свернут со своего пути, пока не пожнут плода его. Печально состояние грешников, которых Христос заповедует Своим служителям оставить. Учители иудейские уверены о себе, что они видят лучше и дальше, чем кто бы то ни было. Они берут на себя смелость быть вождями неведущих, хотят показать путь на небо другим, а сами не знают, куда и шагу ступить. Те, кто бесстрашно следует за ними, не подозревают об опасности. Слепые вожди и слепые их последователи вместе погибнут. Те и другие «упадут в яму». Слепые вожди упадут первыми, и их положение будет более ужасным, потому что на них упадут идущие им вслед. Умножающие взаимно грехи друг друга, ускоряют взаимно свой крах. И Господь с еще большей ясностью и полнотой объясняет Своим ученикам, что на самом деле является осквернением для человека. Так объядение и пьянство – грехи, исходящие из сердца человека, – оскверняют его, но не пища сама по себе, как полагали фарисеи. Природа, вернее Бог природы предусмотрел способ очищения тела человека: «все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон». В нас ничего не остается, кроме того, что питает нас. Но велика опасность от того, что исходит из уст. Ибо это исходит из нашего грехом поврежденного сердца. Нет греха, совершенного словом или делом, который бы не явился вначале в сердце. Все злые слова исходят из сердца и оскверняют человека. Господь говорит о злых помыслах – о грехах против всех заповедей. Сколько грехов начинаются и кончаются в сердце, и не идут дальше? Он говорит об убийствах – о той злобе или презрении по отношению к ближнему или жизни его, которые бывают в нашем сердце. Ненавидящий брата своего есть человекоубийца, и осуждающий другого уже осужден. Господь говорит о прелюбодеяниях и любодеяниях – о том, что рождается в пустом, нечистом и похотливом сердце. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». О кражах, лжесвидетельствах, хулениях – «сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животные малые с великими». Это оскверняет человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5. Посему, человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа. Ему единому возможно сие. Ибо Он пришел и взял грех мира, то есть, иссушил нечистый источник душевных помышлений. Как оная кровоточивая, расточив все имущество тем, которые бы могли уврачевать ее, ни от кого из них не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно в Него уверовав, и не прикоснулась к воскрилию риз Его, при чем тотчас почувствовала исцеление и остановилось течение крови: так и душу, в начале уязвленную неисцельною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить ни из праведных, ни из Отцов, ни из Пророков, ни из Патриархов. 6. Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по Закону; а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда ее не в состоянии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный врач, туне врачующий, и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души; Он освободил ее от рабства, и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим; Он иссушил в ней источник нечистых помыслов. Ибо сказано: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29). 7. Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого — сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление, а подобным образом и оный слепой, хотя не мог прийти и приступить ко Господу, потому что не видел, однако же послал глас, потекший быстрее вестников, ибо сказал: Сыне Давидов, помилуй мя (Марк. 10, 47), и таким образом, уверовав, получил исцеление, когда Господь пришел к нему и дал ему прозрение: так и душа, хотя изъязвлена язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмою, однако же имеет волю возопить ко Иисусу и призывать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

5. Посему, человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа. Ему единому возможно сие. Ибо Он пришел и взял грех мира, то есть, иссушил нечистый источник душевных помышлений. Как оная кровоточивая, расточив все имущество тем, которые бы могли уврачевать ее, ни от кого из них не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно в Него уверовав, и не прикоснулась к воскрилию риз Его, при чем тотчас почувствовала исцеление и остановилось течение крови: так и душу, в начале уязвленную неисцельною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить ни из праведных, ни из Отцов, ни из Пророков, ни из Патриархов. 6. Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по Закону; а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда ее не в состоянии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный врач, туне врачующий, и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души; Он освободил ее от рабства, и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим; Он иссушил в ней источник нечистых помыслов. Ибо сказано: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). 7. Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого – сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление, а подобным образом и оный слепой, хотя не мог прийти и приступить ко Господу, потому что не видел, однако же послал глас, потекший быстрее вестников, ибо сказал: «Сыне Давидов, помилуй мя» ( Мк.10:47 ), и таким образом, уверовав, получил исцеление, когда Господь пришел к нему и дал ему прозрение: так и душа, хотя изъязвлена язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмою, однако же имеет волю возопить ко Иисусу и призывать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Как бы в обличение моего суетного гнева, во сне ночью я разгневался на какого-то молодого человека, бывшего студента Академии, который не хотел сказать мне своего имени и фамилии, невзирая на мою неотступную просьбу. За это я стал потом ругать его. А Ив.Фед. Нильского, показавшегося стариком, поздравил тут с золотым браком. В монахи постригся – клобук и ряса монашеские; отведен к новоначальным, обед монастырский скромный; служение. Вечер дня 15 февраля ознаменовался для меня новым милосердием Божиим: в скорби и тесноте от грехов дерзости и жестокости моей с нищими (одного выдрал за волосы, другого с лестницы столкнул) и от стрел гнева Божия я обратился в молитве покаяния к Богу, прося прощения, исцеления, мира, свободы, пространства, – и, о бесконечное милосердие, бесконечная благость! я помилован, прощен, исцелен, умиротворен, свободен! О, кротость и долготерпение! А грех мой был велик и тяжек не только как грех христианина, долженствующего всегда быть агнцем незлобивым, но и как священника, который никогда не должен раздражаться и не трогать никого даже пальцем! И Господь не отринул моего покаяния! Столько оскорбил я Его в лице членов Его, нищих сих, братии Его и моей, и Он долготерпеливо перенес сие, не погубил меня! Слава долготерпению Его! Слава милосердию Его! О, сколько я должен возлюбить Господа, столько мне прощавшего, столько долготерпевшего! Что ми после сего есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [ Пс. 72, 25 – 26 ]. 15 февраля 1873 года. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Так в большей части из нас нет истинной веры, ибо мы не к почести горнего звания Божия стремимся, а земного, не вечных, а временных сокровищ ищем, славы друг от друга ищем, пренебрегая славою от Бога, истинною славою. Как пренебрегаем мы славою, яже от Бога? Так, что не заботимся об исправлении и очищении сердца своего и помыслов ума своего, злых стремлений воли своей; многие умели ласкательством, пронырством или дарами достигнуть важных отличий, занять видные и доходные места, нажить себе состояние и пред людьми кажутся важными, знаменитыми, а пред Богом они не таковы, пред Ним они – гробы подбеленные, полные костей мертвых и всякой нечистоты [ Мф. 23, 27 ], пред Ним они мерзки, ибо что в людях высоко, то мерзость пред Богом [ Лк. 16, 15 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы очень кратко рассмотрим несколько частей в этом аскетическом методе, который и называется исихазмом. 1 . Святые отцы ясно говорят о трех этапах духовного совершенствования: очищении сердца, просвещении ума и обожении. Очищение сердца заключается в его освобождении от всех злых помышлений, избавлении человека от наслаждений и страданий. Просвещение ума – это обретение непрестанной умной молитвы, с помощью которой человек побеждает неведение и забвение и, следовательно, имеет постоянное памятование о Боге. А боговидение представляет собой отвержение мечтаний и созерцание Бога. 2 . Главную роль в стремлении человека к очищению играет отделение ума от логического рассуждения. После грехопадения ум человека стал отождествляться с логическим рассуждением и страстями и подчинился им. Эти два средоточия познания не одинаковы, но они действуют параллельно. Их смешение ведет к помрачению ума и грехопадению человека. А разделить их можно с помощью исихазма, временного ограничения чувств и логического рассуждения, практикой непрестанной умной и сердечной молитвы. 3 . Таким образом, человек живет умной исихией, т. е. пребывает в Боге. Это означает, что его ум свободен от помыслов и он творит непрестанную молитву. Святые отцы называют умную исихию «ведением помыслов». 4 . Человек также должен приложить все усилия для освобождения от мечтания. При этом человек не отказывается от воображения, но оно становится недействующим. К тому же мечтание – это пелена, которая мешает уму увидеть славу Божию. 5 . Основная борьба ведется с помыслами. Помыслы бывают простыми и сложными. Простые помыслы не являются грехом, а сложные помыслы о людях, вещах и страстях являются греховными и предрасполагают к совершению грехов. Помыслы развиваются и превращаются в страсти. Святые отцы различают прилог, сосложение с грехом, вожделение, чувственное деяние и страсть. Страсти – это неестественные движения души. Поэтому трезвение и молитва освобождают человека от помыслов и их ужасных последствий. 6 . Страсти исцеляются покаянием, исповеданием грехов, внутренней борьбой с ними под руководством опытного духовного наставника. Человек не может жить духовной жизнью без руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

114]. Печаль вредит нам так, как моль одежде, а червь дереву. Съедаемая ею душа не может быть тем духовным храмом, о котором говорил святой Апостол Павел (См.: 1 Кор. 3, 16) [с. 114, 115].Рождается печаль от неисполнения наших надежд, от неудовлетворенности желаний, но больше всего " от нашей порочности " и действий злых духов [с. 115]. " Бесовская печаль " особенно жестока - она упраздняет духовные плоды [с. 117]. Посему и эту болезнь надо с не меньшей заботливостью врачевать, а для сего должно освободиться от рождающих ее причин [с. 114] (Ср.: с. 118).Однако в одном случае печаль, как и гнев, приносит пользу. Это бывает тогда, когда она происходит от покаяния в грехах, от желания совершенства и будущего блаженства; когда она бывает печалью ради Бога (См.: 2 Кор. 7, 10). Такая печаль смиренна, кротка, терпелива, послушна, " как происходящая от любви к Богу " [с. 117]. Сродна с печалью шестая страсть - уныние. Охваченная этой болезнью " несчастная душа " расслабляется, впадает в духовную спячку, лень, беспечность, нерадивость " ко всякому делу " [с. 120, 121]. Появляется " страх места, омерзение к келье " , отвращение и презрение к братиям, " как к нерадивым и менее духовным " [с. 119]. Нападает дух уныния особенно около полудня, потому " некоторые из старцев называют его бесом полуденным " , о котором упоминается в девяностом псалме [с. 118].Лучшим лекарством к лечению от уныния является труд. Потому египетские святые отцы не позволяли инокам быть праздными. В Египте составилась даже поговорка: " Работающего монаха искушает один бес, а на праздного нападает бесчисленное множество бесов " [с. 133]. Авва Павел своим примером - беспрерывным трудом - учил, " что без дела рук невозможно монаху пребывать на одном месте, ни достигнуть когда-нибудь верха совершенства, так что, хотя необходимость пропитания вовсе и не требовала этого, он делал для одного очищения сердца, собранности помыслов и постоянного пребывания в келье, или для победы и прогнания самого уныния " [с. 134].Седьмая страсть (или, по слову преподобного Кассиана, " седьмой подвиг против...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

3 . «Источник слезный по крещении выше самого крещения, – утверждает св. Лествичник, – хотя и дерзко несколько сказать это. Ибо крещение есть очищение прежде бывших в нас зол, а слезами очищаются грехи, содеянные после крещения; и крещение приемля во младенчестве, все мы осквернили оное, а слезами и то вновь очищаем. И если бы Богом, по человеколюбию, не дарованы были людям слезы; то подлинно бы редки были и едва обретались где спасаемые» (Сл. 7, «Всякий грех, его же аще сотворит человек, – богословствует преп. Феодор Енатский, – кроме тела есть: а блудяй, во свое тело согрешает ( 1Кор.6:18 ), потому что из тела источается скверна, оскверняющая его: так и всякая добродетель кроме тела есть, а ежедневно плачущий очищает и тело потому что слеза, истекающая сверху, омывает тело от нечистот его» (См. Алфавитный патерик: Феодор Енатский). «Итак, – заключает св. Лествичник, – необходимо, непременно необходимо, чтобы мы, по омовении снова осквернившиеся, руки свои очищали неугасающим сердечным огнем и елеем Божьего милосердия» (Сл. 7, 4 . Подвиг сердечных скорбей равняется мученичеству. «Как мученики, – говорит Макарий Великий , – перенесшие многие мучения и показавшие терпение свое до смерти, сделались таким образом достойными венцов славы, и чем большие и тягчайшие совершили труды, тем более приобрели у Бога славы и дерзновения; так и души, будучи предаваемы различным скорбям, которые или отвне приходят от людей, или в уме происходят от нелепых помыслов, или бывают от телесных болезней, ежели до конца постоянно претерпят оные, то получат те же венцы и то же дерзновение, как и мученики, потому что как мученики терпели от людей, так они терпеть от действия злых духов, и также – чем больше будут переносить оскорблений от противника, тем большую получат от Бога славу не только в будущей жизни, но и здесь удостоятся утешений Святого Духа» (Христ. чтен. 1821 г., ч. 8, стр. 17, 11. Действия и плоды благодатного плача 1 . Плач не только омывает, но совершенно истребляет всякие греховные скверны. «Аще хочеши омыти скверны, слезами омый, – говорит Варсануфий Великий – всяку бо скверну омывают чисто; вопий Иисусови, дóндеже измолкнет гортань твой: «Наставниче, спаси, погибаем ( Лк.8:24 )!» Возьми пепел от сердца твоего, и возжги огонь той, его же Господь пришедше воврещи на землю, и пояст вся сии, и благозвеняще изнесет злато твое» (Руковод. к дух. жизни в отв. 77). «Как огонь истребителен для соломы, – подтверждает св. Лествичник, – так непорочные слезы – для всякой видимой и мысленной скверны» (Сл. 7,

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Без скорбей ты не познал бы гибельности житейских пристрастий и ни за что стал бы считать грехи свои, например чревоугодие, пьянство, сребролюбие, честолюбие, тщеславие, сластолюбие и сладострастие. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром [ 1Кор.11:32 ]. Владычицу Богородицу молил в десять часов вечера с верою, упованием и дерзновением помочь нашему горю – послать средства в изобилии на Дом трудолюбия и избавить нас от стыда бедности в средствах, да посрамятся враги доброго дела. Будет. Господи, рцы слово – и будет. Пришли рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянный 24 , к Тебе единому прибегаем в нужде нашей. Аминь. Упование не посрамит [ Рим.5:5 ]. Злоба на настоятеля была и есть чисто мечта вражия, злоба всесветного злодея; не надо ни на мгновение сочувствовать ей и разделять злобу врага на предстоятеля. Вчера во время обедни я и победил ее в державе крепости Господа Иисуса Христа, хотя враг был столь назойлив и мечтателен, что успел снова после обедни вложить в сердце мое всемучительную злобу. Но по видимому настоятель – незлобивый старец и истинно мерный, спокойный, ровный, терпеливый, невозмутимый. 11 февраля Благодарю Господа, явившего мне и ныне спасение Свое во время служения мною утрени и особенно литургии в избавлении меня от козней злых демонов и в даровании мне милости, очищения, освящения, обновления, мира, легкости души и тела, совершенного здравия. О, пребожественное, животворящее, чудное, страшное Таинство! Новым, новым человеком я делаюсь чрез него, я, ветшающий всякий день грехами, приводящий сам себя в ветхость, в немощь, слабость, худость чрез чревоугодие. 12 февраля Вчера поел я овсянки и каши ячменной, и мне крайне тяжело было от закрепления желудка и от мучнистой похлебки. Золотуха моя невзлюбила эту пищу и произвела крайнее во мне раздражение, не выразившееся, впрочем, в гневе на кого-либо. Сколько сегодня утром искушений, насилий, соблазнов от невидимых врагов (пред утреней, вследствие помысла и движения сердца сладострастного; я долго томился, утесняемый, насилуемый, палимый, связанный мрежами вражиими), наконец покаянием и милостью Божьею изгнал из себя врагов, впрочем, окончательно в церкви по прикосновении в покаянии к святому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010