И шлем спасения воспримите. Это значит, что наше вечное спасение должно быть также дорого нам, как дорога голова, что мысль о спасении и Спасителе нашем должны мы сохранять в сердце нашем также постоянно, как постоянно сохраняем свою голову. В противном случае мы будем то же, что воин идущий на брань без шлема, с открытою головою. И меч духовный. Иже есть глагол Божий. Каким образом употребляется слово Божие вместо меча, это показал нам Спаситель, искушенный в пустыне, который на все предложения сатаны ответствовал словами из Священного Писания. Но мы, по примеру св. подвижников Христовых, вооружимся против всех нападений диавольских мечем молитвы и частого призывания имени Господа нашего Иисуса Христа с крестным на себя знамением. Святой же Симеон, архиепископ Фессалоникийский, об этой же священной молитве говорит: «Эта самая божественная молитва, Спаса нашего призывание: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” — есть и молитва, и моление, и исповедание веры, и Духа Святого подательница, и даров Божественных дарователь, и очищение сердца, и изгнание бесов, и вселение Иисус Христово». «Не надейся прочее, — говорит св. Исихий Иерусалимский , — ни же веруй, во что-либо духовное успети, если не станешь повиноваться данной тебе заповеди призывать Иисуса Христа на всякий помысл злый и на всякую рать вражию, не найдешь крепчайшего оружия на врага на Небесах и на земле лучше имени Христова» 221 . Евстратий (Голованский Иоанн Антонович). Явления злых духов в прошедшее и настоящее время. — Киев, 1871. Способы противостояния нечистым помыслам Преполезное утешение и совет одного духовного отца, страждущему духовному сыну его от хульных и лукавых помыслов, находится в «Журнале воскресного чтения», которое здесь помещаю для нуждающихся в подобном утешении и совете. «Ты жалуешься мне на беспокойство от нечистых помыслов,сердечно скорбишь, плачешь о том, что они часто занимают тебя. Благодарный тебе за твою откровенность, и вместе как духовный отец твой, долгом считаю открыть, что, по милости Божией, знаю, что можешь обратить в свое утешение и назидание.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Иногда можно вступить на путь благочестия, благодаря простой пище, здоровым упражнениям, добрым обычаям, незараженному воздуху; благодаря устранению от опьяняющих и возбуждающих вещей, благодаря также воображению, очищенному прекрасными книгами, благородными науками и достойными друзьями. Но еще легче его достигнуть усердной молитвой, присутствием на богослужениях, соблюдением воскресения, частою исповедью и причащением Тела и Крови Христовых, участием во всех добрых делах для распространения царства Христова. (См. Духовно-нравственные беседы Фаррара). Но все же этого еще не достаточно, если вы не будете следить за помыслами ваших сердец. Если вы не станете отгонять от себя и душить эти скверные мысли, то они, пребывая в вас, запятнают вашу душу. Если вы хоть раз позволите себе в какой-либо злосчастный день мечтать и помышлять о чем либо греховном, проститесь тогда и с вашей чистотой и вашим покоем! Из змеиного яйца выйдет василиск и обратится затем в огненного дракона. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мк. 7, 21–23. Мф. 15, 18–20). III. О, все, кто уже пал, спасайтесь, пока еще не поздно, из засасывающей тины; те же, кто еще не попал в сети диавола блуда, боритесь изо всех сил против злых начал. Если вы одержимы недостойным любопытством, если вас забавляют дурные мысли и примеры, то искушение схватит вас, как сильный боец, и, может быть, наденет на вас оковы ужасного рабства. «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. 6, 27 и 28). Огонь всегда перед нами. Разве он не разгорится, если вы будете подкладывать топливо и подливать в него масло? Поэтому посредством молитвы, с помощью Иисуса Христа, старайтесь сразу задушить это искушение и исправить свое сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Истинное покаяние заключается и в твёрдой решимости, оставив прежнюю греховную жизнь, начать жить согласно воле Божией, открытой в Евангелии. Исполнением евангельских заповедей подвизающийся приобретает навык борьбы с грехом и приходит к ещё более ясному видению своей природной повреждённости. Покаяние, по мысли преподобного Феодора, составляет сущность иноческого жительства. Вступление в иночество есть сознание своей греховности, а само жительство есть ничем не прерывающееся поприще покаяния. Так, согласно наставлениям опытного Наставника, главным занятием инока должно быть «очищение души и обращение взоров к бесстрастию» (1:60:332), то есть деятельное и непрестанное покаяние. Являясь посредником между Богом и своим братством (2:25:518), преподобный Феодор установил в монастыре «великое и спасительное занятие» – исповедание иноками своих помыслов перед игуменом. Это было наилучшим, по словам святого Отца, врачеством, спасительным предупреждением нравственной порчи, целительным воздействием отеческого совета и руководства на мятущийся и изнемогающий под бременем злых желаний и гибельных страстей дух иноков (1:133:452–454). Преподобный Феодор требовал от иноков постоянного откровения перед ним своей души, повелевал ничего не иметь «тайного и не уничтоженного», дабы злой помысл «не превратился в целую язву» (2:38:548). «Открывайте всё на исповеди» (2:51:580; 2:14:494), «стяжайте полную откровенность во всех своих делах и помышлениях» (2:34:539), – советовал инокам опытный Наставник. Каждую мысль и каждое движение своего сердца инок, таким образом, должен обнаружить перед игуменом – лицом, Богом поставленным на эту ответственную должность и имеющим попечение о каждом из братии, дающим перед Богом за них ответ. Только в таком случае диавол не имеет никакого доступа к душе кающегося. Для распознания всякого рода грехов и помышлений весьма полезно иноку уединяться в клеть своей души, испытывая себя и каясь ежедневно перед Богом в своих согрешениях. Ибо «ничто не должно быть оставлено не уврачеванным и на один час, – говорит Преподобный, – потому что смерть есть вор, и мы не знаем, в какой час придёт вор…, выйти же из тела не приготовленным весьма опасно и предстать пред судилищем Христовым очень страшно» (1:82:365).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

К то не терпит искушений, тот не может преуспеть в добродетели (старец Гедеон Афонский). С тяжи, в трудах и искушениях бывающих от бесов и людей, поносящих и клевещущих, – терпение… Берегись от злых помыслов, особенно от осуждения (старец Гедеон Афонский). Х ристианин не должен страшиться в искушениях и напастях, колеблясь в уповании на Бога, но ему надобно быть смелым, потому что с ним Господь, с ним Дух Святый (святитель Василий Великий). О дно есть искушение Божие, другое – искушение диавольское. Диавол искушает человека не для очищения грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Небесного Царствия. Бог, искушая человека, хочет спасения его, диавол – погубления. Н ужно при совершении нами добрых дел приготовить душу свою во искушение, то есть ожидать ложной, дурной молвы, злобы от людей, неблагодарности. Не обращайте внимания на все это, не падайте духом, продолжайте честно исполнять свои христианские обязанности. Знайте, что правда возьмет свое. Но, с другой стороны, не следует малодушно, по ложному смирению, и уступать врагам, молчать при клевете, ими на нас возводимой. А как часто, на грех себе, мы отмалчиваемся в те минуты, когда в глаза порицают нас, наше Православие, нашу святыню сердца. Ныне, например, во многих обществах, со многими лицами страшно даже и касаться разговоров о предметах религиозных. Сейчас сомнения, недоумения, спор, возражения. Но неужели, в самом деле, молчать? Молчать – значит, как бы поощрять кощунника и невера, как бы соглашаться с ним. Е ще под искушениями разумей удовольствия. Н адо знать, что демоны не могут употреблять насилия ни над человеком, ни над другой какою-либо тварью, если Бог не попустит им. Злые духи не могут принудить земнородного ко греху, а только обольщают его искушениями: поскольку человек имеет свободную волю, и свободе человеческой даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения (Православное исповедание). Л учше укрыться и ждать божественного призвания к мученичеству и небесной помощи, чем впасть в самонадеянность и, дерзновенно вступив на подвиг исповедничества, подвести себя под искушение изменить вере (святитель Григорий Чудотворец).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не умолчим и о том, кто поистине недостойно приступает к Чаше Христовой; о таковых говорит слово Божие: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» ( 1Кор. 11, 29 ). Приступая к сему страшному таинству, мы произносим: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда» и проч. Кто же это, дающие Господу лобзание Иудино? Это, без сомнения, те, которые, не очистив совесть свою сердечным покаянием, не поболезновав о грехах своих, без страха Божия приступают к Чаше Христовой, или те, которые, соединившись с Господом, освятившись святейшим Его даром и очистившись туне от бесчисленных своих согрешений – исчадий духа злобы, снова обращаются на скверные дела свои, снова порабощаются сатане. Горе, вечное горе таковым! Заключим беседу нашу о причащении Святых Христовых Таин показанием некоторых из тех неисчислимых благ, какие доставляет оно достойно причащающимся. По учению Церкви (см. последования ко причащению и после причащения), сие святейшее таинство Тела и Крови Христовых достойно причащающимся оных подает: укрепление суставов с костьми вкупе, исцеление многообразных недугов, здравие, крепость, сохранение, спасение и освящение души и тела, отчуждение, т. е. отгнание, скорбей, радость, веселие, оставление грехов, умерщвление страстей, просвещение и очищение оскверненной души, сохранение от всякого дела, от слова душетленного, соблюдение от всякого диавольского действа, стену и помощь и удаление сопротивных, т. е. злых духов, отгнание всякого мечтания и лукавого деяния и действа диавольского, мысление во удесех действуемого, потребление и всесовершенное погубление лукавых помыслов и предприятий и нощных мечтаний, темных и лукавых духов, исправление жития и утверждение в святости жизни, соблюдение заповедей, умножение добродетели и совершенства, просвещение чувств, мир душевных сил, веру непоколебиму, исполнение мудрости, просвещение очес сердца, дерзновение и любовь к Богу, подаяние Духа Святаго, умножение Божественной благодати, вселение в души наши Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, утверждение живота, обручение будущей жизни и Царствия, напутие живота вечного, благоприятен ответ на Страшном Судище Христовом, обещание небесных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Поистине, я — ниже всего, потому что я осужденник, и ад уготован мне еще прежде моей смерти. Но кто не восчувствует и того, что грешник — горше самих бесов, яко их раб и послушник, и сожитель их, во тьму бездны сойти к ним долженствующий? Воистину всякий, кто во власти бесов, горше и злосчастнее их самих. С ними низринулась ты, душа окаянная, в бездну! А посему, будучи жертвой тления, ада и бездны, почто прельщаешься умом своим и почитаешь себя праведной, будучи греховна, скверна и по злым делам своим бесоподобна?… Увы тебе, пес нечистый и всескверный, во огнь и тьму кромешную осужденный! Горе прельщению и заблуждению твоему, о злобесне!» Поэтому необходимо постоянное мысленное делание (молитва) и хранение ума (от злых и лукавых помыслов). И это есть возделывание и хранение рая (Быт. 2, 15), соблюдение веры, заповедей Христовых, побуждение к добротолюбию, смирению, кротости, безмолвию внешнему и внутреннему, и все с рассуждением — требуется от всех, даже и от находящихся в великой болезни. Постоянная же память о Боге, то есть умная молитва, выше всех деланий и есть глава добродетелей, как и любовь Божия. Нелестный же учитель для христиан — Богодухновенное Писание, в котором сокрыта воля Божия. Таким духом преисполнены все наставления благодатного сего старца, преподобного Нила Сорского. Его писания представляют богатую сокровищницу духовного опыта и могут служить не только иноку, но и всякому христианину прекрасным руководством к самопознанию в подвиге очищения сердца от страстей. Сам преподобный о своем «Уставе» говорит: «Всем прикладно (то есть полезно, нужно) иметь сие». Святой мученик Пахомий родился в Малороссии, носил имя Прокопий и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия в Анатолии). В рабстве он прожил 17 лет, снося терпеливо все обиды и поругания. Хозяин-мусульманин научил его кожевному ремеслу, полюбил его за его добрый нрав и хотел было выдать за него свою дочь. Прокопий отказался от брака, и хозяин отпустил его на свободу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Скажи, как, по-твоему, прожил ты век? – Не молвил ни разу я слова худого И хлеба ни разу не ел я чужого. 3. Препп. Паисий и Исаия . Родные братья из богатого рода. Оба суть монахи. Один из них достиг святости подвигами в пустыне, а другой – творя дела милосердия по отношению к людям. Святой авва Памва видел обоих в раю – и тем самым разрешил спор между монахами на предмет того, что лучше: [монашеский] подвиг или дела милосердия. И то, и другое, если совершается во имя Христово, возводит в рай. 4. Преп. Иоанн Многострадальный . Затворник в пещерах преподобного Антония Киевского. На протяжении 30 лет был мучим блудной страстью, с которой неотступно боролся, пока не одолел ее с Божией помощью и через прикосновение к мощам преподобного Моисея Угрина (см. 26 июля). Победив скверную страсть, святой Иоанн был изнутри осияваем небесным светом, при котором и ночью мог видеть [так же ясно,] как днем. Рассуждение В чем больше угождения Богу: в подвиге пустынножительства или же в делах милосердия? Молитвенники в пустыне думают, что человек среди народа, сколько ни творил бы он добрых дел, вряд ли сможет соблюсти чистоту сердца и иметь всегда ум, вперенный к Богу. Людские же благодетели возражают им: человек в пустыне слишком занят собственным спасением и не помогает спасению других. Два египтянина, родные братья Паисий и Исаия, унаследовав большое имение от родителей, продали его, и каждый из них взял свою половину денег. Один из них немедленно раздал свой прибыток сиротам и нищим, принял монашество и удалился в пустыню на подвиги, чтобы терпением, постом, молитвой и очищением ума от злых помыслов спасать свою душу. Второй брат тоже стал монахом, однако не захотел уходить в пустыню, а построил небольшую обитель близ города, а [к тому же] соорудил и больницу для больных, и трапезную для бедных, и место отдохновения для скорбящих. И весь предал себя служению ближним. Когда оба брата упокоились, среди египетских монахов разгорелся спор, кто из них двоих исполнил закон Христов. Не достигнув согласия, пришли они к преп[одобному] Памве и спросили его об этом. Св[ятой] Памва ответил: «Оба они совершенны пред Богом: гостеприимец подобен гостелюбивому Аврааму, а пустынник – святому Илии пророку, которые оба в равной степени угодили Богу». Но этим ответом были довольны не все. Тогда преподобный Памва помолился Богу, чтобы Господь открыл ему истину. И после многодневной молитвы возвестил святой Памва монахам: «Говорю вам пред Богом – видел я обоих братьев, Паисия и Исаию, в раю». Этим спор разрешился, и все удовольствовались ответом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Слезы, проливаемые от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении истины и с разжжением внутренности, – уверяет Макарий Великий, – подлинно есть пища души, подаваемая от небесного хлеба, которого, сев у ног Господних и плача, наипаче причащалась Мария, по свидетельству Самого Спасителя, ибо Он говорит: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10: 42). О, какие многоценные эти бисеры в излиянии блаженных слез!» «Кто плачет о грехах своих, – заключает великий Пимен, – делает вдвое: он и работает, и стоит на своей страже» . 3. «Источник слезный по крещении выше самого крещения, – утверждает святой Лествичник, – хотя и дерзко несколько сказать это. Ибо крещение есть очищение прежде бывших в нас зол, а слезами очищаются грехи, содеянные после крещения; и крещение приемля в младенчестве, все мы осквернили оное, а слезами и то вновь очищаем. И если бы Богом, по человеколюбию, не дарованы были людям слезы, то подлинно бы редки были и едва обретались где спасаемые» . «Всяк грех, егоже аще сотворит человек, – богословствует преподобный Феодор Еннатский, – кроме тела есть, а блудяй во свое тело согрешает (1 Кор. 6: 18), потому что из тела источается скверна, оскверняющая его: так и всякая добродетель кроме тела есть, а ежедневно плачущий очищает и тело, потому что слеза, истекающая сверху, омывает тело от нечистот его» . «Итак, – заключает святой Лествичник, – необходимо, непременно необходимо, чтобы мы, по омовении снова осквернившиеся, руки свои очищали неугасающим сердечным огнем и елеем Божия милосердия» . 4. Подвиг сердечных скорбей равняется мученичеству. «Как мученики, – говорит Макарий Великий, – перенесши многие мучения и показавши терпение свое до смерти, соделались, таким образом, достойными венцов славы, и чем большие и тягчайшие совершили труды, тем более приобрели у Бога славы и дерзновения, – так и души, будучи предаваемы различным скорбям, которые или извне приходят от людей, или в уме происходят от нелепых помыслов, или бывают от телесных болезней, ежели до конца постоянно претерпят оные, то получат те же венцы и то же дерзновение, как и мученики, потому что, как мученики терпели от людей, так они терпят отдействия злых духов, и также – чем больше будут переносить оскорблений от противника, тем большую получат от Бога славу, не только в будущей жизни, но и здесь удостоятся утешений Святого Духа» . Действия и плоды благодатного плача 1. Плач не только омывает, но совершенно истребляет всякие греховные скверны. «Аще хотите омыти скверны, слезами омый, – говорит Варсанофий Великий, – всяку бо скверну омывают чисто: вопий Иисусови, дондеже измолкнет гортань твой: Наставнице, спаси, погибаем (Лк. 8: 24). Возьми пепел от сердца твоего и возжги огонь той, егоже Господь прииде вовреши на землю, и пояст вся сия, и благозвеняще изнесет злато твое» . «Как огонь истребителен для соломы, – подтверждает святой Лествичник, – так непорочные слезы для всякой видимой и мысленной скверны» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(См „Годичный круг слов“ Сергия, архиеп. Владимирского, стр. 62–64). Б. Благодатные плоды приобщения Святых Христовых Тайн По учению церкви, Святейшее Таинство Тела и Крови Христовой достойно причащающимся их подает: 1 . утверждение (т.е. укрепление) составов с костьми вкупе, 2 . исцеление многообразных недугов, – здравие, крепость, сохранение, спасение и освящение души и тела, 3 . отчуждение, т. е. отгнание скорбей, – радость и веселие, 4 . оставление грехов, 5 . умерщвление страстей, – просвещение и очищение оскверненной души, – сохранение от всякого дела и слова душетленного, 6 . соблюдение от всякого диавольского действа, – стену и помощь и возражение (удаление) сопротивных, т. е. злых духов, – отгнание всякого мечтания и лукавого деяния и действа диавольского мысленне во удесех действуемого, – потребление и всесовершенное погубление лукавых помыслов и предприятий, и ночных мечтаний темных и лукавых духов, 7 . исправление жития и утверждение в святости жизни, – соблюдение заповедей, умножение добродетели и совершенства, 8 . просвещение чувств, мир душевных сил, 9 . веру непостыдну, 10 . исполнение премудрости, просвещение очес сердца, 11 . дерзновение и любовь к Богу, 12 . общение (подаяние) Духа Святого, – умножение божественные благодати, – вселение в души наши Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, 13 . утверждение живота, 14 . обручение будущей жизни и царствия, 15 . напутие живота вечного, 16 . живот вечный и бессмертный, 17 . благоприятен ответ на страшном судилищи Христовом, 18 . общение небесных благ. (См. Последование к причащению и после причащения). В. Объяснение молитвы пред Святым Причащением Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Сыне Божий! Прими меня сегодня причастником Твоей Тайной Вечери, потому что я не расскажу о тайне Твоим врагам и не поцелую Тебя, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Твоем Царствии. В этой молитве христианин, приступающий к Святой Чаше, молит Сына Божия, чтобы Он сподобил его причаститься св. Тайн, и указывает причину, почему он желает этого причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ты о многом меня спрашиваешь, а забываешь то, что я тебе говорил лично. Помню, что я тебе не советовал проходить умную молитву, а творить сию молитву по твоей мере устно, как пишет святой апостол Павел ( Евр. 13:15 ): выну приносяще жертву хваления, сиречь плод устен, исповедающих Господеви; умом же призывать Божию помощь лишь тогда, когда найдут скверные помыслы, и устно сотворить молитву бывает неудобно, по причине близкого присутствия других, или идет церковная служба. Ты же так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижной молитвы сердца, во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очищения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали – что же?.. Услышали: «мяу», – кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние. Прочти в книге Марка Подвижника , в русском переводе, сперва слово 5-е: «Советы ума своей душе», потом слово 3-е: «О покаянии, приличном равно как начинающим и средним, так и совершенным»; и затем там место, где сказано, что покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба, и имеет три свойства, или части: очищение помыслов, терпение находящих скорбей, и молитву, то есть призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие две части там нетверды бывают. 295. О БЛАГОРАЗУМНОМ МОЛЧАНИИ Сама ты написала, что скорбишь о своем излишнем глаголании, и ревнуешь о благоразумном молчании; а с компаньонкой и поневоле должна будешь лишнее говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010