Батюшка отвечал: Отец Иоанн. Это искушение попускается более сильным, более опытным в духовной брани. Его наносит тебе враг, потому что видит, что подвиги твои подходят к концу, что тебе готовится воздаяние на Небе, и хочет сильным толчком сразить тебя и лишить тебя венца. Многих он губит унынием. Крепись и мужайся, борись против козней врага, не поддавайся. Неси со смирением и в терпении и этот крест. Считай, что он послан тебе для твоего смирения, и Господь поможет тебе. Чья храмина души основана на камне, ту никакие ветры вражиих искушений, никакие бури не поколеблют, ибо твердо основание ее; а у кого нет в основании камня, Христа, и основана душевная храмина его на песке, та легко разрушается и малейшею бурею 172 . Восходи по лестнице духовной вверх, а не вниз. Возвышайся духом, возвышайся умом. Ты призвана пасти свое малое стадо девственниц, избранных Господом на житие иноческое; не считай это дело маловажным или меньшим тех добродетелей и подвигов, какие ты могла бы понести в уединении, спасая лишь свою душу. Ты теперь не имеешь покоя ради служения ближним; твои труды, заботы и скорби – скорби и страдания муче­ницы: ибо ты распинаешься за всех по любви к Богу и ближним, а что выше этого? На следующее утро, когда мы с Батюшкой пошли в храм, в котором престол мраморный, Батюшка вдруг, указывая на него, спросил меня: «Это какой престол?» Я с удивлением посмотрела на него и отвечала: «Мраморный». Он продолжал: «Следовательно, каменный; да будет же твое сердце, как этот камень, – мужайся!» Игумения Таисия. Иногда, Батюшка, готовишься к принятию Святых Таин, а ночью совсем не можешь бодрствовать; или от дневных трудов утомишься до крайности, или от чего-либо другого, но так и клонит ко сну; потом и смущаешься этим в церкви. Отец Иоанн. Неужели ты думаешь, что наше неспание или какие-либо подвиги сильны и достаточны дать нам дерзновение перед Святою Чашею? Помнишь разбойника? 173 Один вздох искрен­него раскаяния, одна вера в заслуги Распятого – вот наше оправ­дание, а не мнимые наши подвиги. Конечно, надо и подвизаться, но не с тем, чтобы в этих подвигах видеть и полагать свое оправдание и достоинство. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Однажды я сказала Батюшке, что иногда подвергаюсь сильнейшему духовному искушению, которое изобразить словом не могу; это как бы уныние, но в самой ужасной степени, едва не отчаяние, – точно туча черная нависнет над головою, и точно нет из-под нее выхода; все представляется так мрачно, так тяжко на душе, что я называю это искушение «адским», и если бы оно было продолжительно, то причинило бы смерть или исступление. Батюшка отвечал: Отец Иоанн. Это искушение попускается более сильным, более опытным в духовной брани. Его наносит тебе враг, потому что видит, что подвиги твои подходят к концу, что тебе готовится воздаяние на небе, и хочет сильным толчком сразить тебя и лишить тебя венца. Многих он губит унынием. Крепись и мужайся, борись против козней врага, не поддавайся. Неси со смирением и в терпении и этот крест. Считай, что он послан тебе для твоего смирения, и Господь поможет тебе. Чья храмина души основана на камне, ту никакие ветры вражиих искушений, никакие бури не поколеблют, ибо твердо основание ее, а у кого нет в основании камня, Христа, и основана душевная храмина его на песке, та легко разрушается и малейшею бурею ( Мф.7:24–27 ). Восходи по лестнице духовной вверх, а не вниз. Возвышайся духом, возвышайся умом. Ты призвана пасти свое малое стадо девственниц, избранных Господом на житие иноческое, не считай это дело маловажным или меньшим тех добродетелей и подвигов, какие ты могла бы понести в уединении, спасая лишь свою душу. Ты теперь не имеешь покоя ради служения ближним, твои труды, заботы и скорби – скорби и страдания мученицы, ибо ты распинаешься за всех по любви к Богу и ближним, а что выше этого? На следующее утро, когда мы с Батюшкой пошли в храм, в котором престол мраморный, Батюшка вдруг, указывая на него, спросил меня: «Это какой престол?» Я с удивлением посмотрела на него и отвечала: «Мраморный». Он продолжал: «Следовательно каменный, да будет же твое сердце как этот камень – мужайся!» Игуменья Таисия. Иногда, Батюшка, готовишься к принятию Святых Таин, а ночью совсем не можешь бодрствовать: или от дневных трудов утомишься до крайности, или от чего-либо другого, но так и клонит ко сну, потом и смущаешься этим в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всенощное накануне этого дня, чин освящения храма и первую литургию в самый день 12 февраля преосвященный Игнатий совершил в сослужении академического духовенства; но при этом и из лаврского духовенства принял участие в служении сам наместник архимандрит Антоний и казначей иеромонах Мелетий, 2521 а из Московского духовенства кафедральный протоиерей Петр Евдокимович Покровский. 2522 Пред окончанием литургии ректор академии протоиерей А.В. Горский произнес превосходное слово из текста: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний ( Пс.92:6 ). В этом слове вития говорил сначала о ветхозаветных – скинии и Соломоновом и послепленном храмах, за тем перешел к новозаветным храмам, которыми в века гонений на христиан были обыкновенные дома, частные жилища и только уже с прекращением гонений стали устрояться особые храмы, получавшие мало-помалу все более и более великолепный вид, благолепие. Но как в домашних, так и в особенных храмах наблюдалось то, что выражают приведенные слова Псалма: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний, и не напрасно относительно нарушителей этой святыни не далее как через сто лет после начала устроения особых храмов св. Иоанн Златоуст говорил: «Прежде дома были церквами, а теперь церкви сделались домами», т. е. в первые времена христиане в домах своих держали себя благоговейнее, нежели позднее в храмах Божиих. Переходя за тем к новоустроенной академической домовой церкви, проповедник сказал: «И сия храмина самим промыслом Божиим предуготовлялась к нынешнему своему назначению. Прежде в ней читалось и изъяснялось слово Божие, преподавались догматы христианской веры и правила христианской нравственности, излагались судьбы церкви Христовой. Потом она употре- —201— бляема была преимущественно для общей домашней молитвы: здесь совершались все те богослужения, которые, по уставу церковному, допускаются вне освященного храма. Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился сам Господь Своею благодатною силою; здесь Он невидимо присутствует между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему думаю, что и польза псалмов, имеющих такое надписание, возводится к сему же концу. Такому понятию не противоречат и те, которые сие надписание переводят: «на победу» , или «победная песнь» , или «победителю» . Поскольку «пожерта бысть смерть победою» (1 Кор. 15, 54) и истреблена Сказавшим: «Аз победих мир» (Ин. 16, 33), и поскольку все препобеждено Христом и о «имени» Его «всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10), то справедливо Дух Святый в победных песнях предвозвещает уготованное нам в будущем. (2) «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней, (3) земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог». Весьма обширная нужна храмина для слушателей призывающему к слышанию псалма все народы и всех, наполняющих вселенную своими жилищами; а думаю, что он сею высокою проповедью к слушанию привлекает и созывает и земнородных и сынов человеческих, и богатых и убогих. Но какая же это стражба, столь возвышенная над целою землею, что с высоты ее можно видеть все народы и объять взором целую вселенную? Кто столь громогласный провозвестник, который возглашает внятно для столь многих вместе слухов? Где эта храмина, которая может вместить всех собирающихся? Как велик и сколь премудр сей учитель, который находит уроки достойные такого собрания? Потерпи немного, и узнаешь, что последующее достойно такого предвозвещения. Ибо собирающий и созывающий всех на проповедь есть Утешитель, Дух истины, Который спасаемых собирает чрез Пророков и Апостолов. И поскольку «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5), то посему сказано: «услышите вси языцы и вси живущии по вселенней». Посему и Церковь собрана из всех состояний, дабы никто не оставался лишенным пользы. Ибо три четы званных, в которых заключается весь род человеческий: «языцы и живущие по вселенней, земнородные и сыны человеческие, богатые и убогие». И действительно, кого Бог оставил вне проповеднической храмины? Чуждые веры наименованы языками, пребывающие в Церкви — обитателями вселенной, земнородные — это мудрствующие земное и преданные хотениям плоти, сыны человеческие — это прилагавшие некоторое старание и упражнявшие разум, ибо особенное свойство человека — разумность. Богатые и убогие сами собою показывают свое отличительное свойство: одни в избытке обладают необходимым, другие живут, нуждаясь в необходимом.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

В этом доме Платон устроил крестовую церковь во имя Св. Апостола Петра и Павла, возобновил и украсил Чудовские церкви, снабдил их священными утварями. Сверх того, попечениями его построены на Заборовском и Хамовническом подворьях деревянные хоромы, со службами и каменными оградами, а на первом – с церковью; возобновлён заброшенный дом Митрополита Тимофея Щербатского в селе Черкизове, любимом летнем приюте Московских Святителей, начиная с древнейшего его владельца Св. Алексея Митрополита. Там, позади древней церкви Св. Пророка Илии на холме, возобновлённый сад обнесён был каменною оградой; около него, вновь насажены берёзовые рощицы; при подошве холма расчищен большой, обильный рыбою пруд и укреплён плотиной, на коей построена мельница. Следя за течением дел нашего Архипастыря, мы встретим ещё в Троицкой Лавре, Вифании и других местах и при других случаях его хозяйственную деятельность и плоды созидательного духа. У него всё было устроено более для существенной пользы, нежели для щегольства по внешности, в духе благоразумной экономии и с большою расчётливостью. С такою ревностью по вере православной и просвещению, с такою же попечительностью о внешнем и внутреннем устройстве Московской паствы, началось и потом продолжалось его управление, так что первый год его служения удостоен особенного благоволения Императрицы и ознаменован многими ему наградами и милостями. В календаре на 1775 год им записано так: «Благодеяния Божии, в сем году на меня излиянные: 1) пожалован в Московские Архиереи, 2) оставлена Лавра при мне, 3) дана панагия в Твери, 4) дано 5000 руб., 5) дана мантия бархатная, 6) дана панагия от Государыни, 7) даны часы бриллиантовые от Государыни, 8) дано 1000 р. Лавре от Государыни, 9) Их Высочества пожаловали два куска «парчи, 10) пожалован сервиз серебряный в 5000 р., 11) пожалован Наместником в Чудов монастырь, 12) даны иподиаконы, 13) дано протодиакону жалованье, 14) прибавлено жалованье служителям, 15) Семинария Перервинская учреждена, 16) на две Семинарии Сав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Благочестивая супруга В 1632 году в Москве в семье царского дворецкого Прокопия Феодоровича Соковнина родилась дочь Феодосия. Вместе с нею в отцовском тереме росли два старших брата, Феодор и Алексей, и младшая сестра Евдокия. В семнадцать лет скромную и благочестивую красавицу Феодосию выдали замуж за царского спальника боярина Глеба Ивановича Морозова. Боярин Морозов, суровый вдовец, был гораздо старше своей юной супруги – ему было далеко за пятьдесят, он был именит и богат (владел более чем двумя тысячами крестьянских дворов). Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк " тишайшего " царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу " во отцово место " . Борису Ивановичу принадлежало неслыханное по тем временам богатство – более семи тысяч дворов! Выйдя замуж за боярина Морозова, Феодосия стала вхожа и в царские палаты, и в дома высшей московской знати. Часто приглашал ее в свои хоромы для духовных бесед деверь, души не чаявший в набожной, кроткой невестке. Муж любил Феодосию, и она отвечала ему почтительной и благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами " Домостроя " . В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. После смерти бездетного Бориса все его вотчины перешли к брату. А после того как в 1662 году умер и сам Глеб Иванович, единственным наследником и владельцем несметных богатств рода Морозовых оказался малолетний Иван Глебович, опекаемый матерью. Инокиня Феодора Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником старообрядчества, ставшим ее духовным отцом. Весной 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в " древнем благочестии " , читая ей по вечерам душеполезные книги. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим.

http://religare.ru/2_22943_1_21.html

Лекция XXXV СПОСОБЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ МОНАСТЫРЕЙ. ЗЕМЛИ ЖАЛОВАННЫЕ. ВКЛАДЫ ПО ДУШЕ И ДЛЯ ПОСТРИЖЕНИЯ. КУПЛИ И ДРУГИЕ СДЕЛКИ. ВРЕДНЫЕ СЛЕДСТВИЯ МОНАСТЫРСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ДЛЯ САМОГО МОНАШЕСТВА. МОНАСТЫРСКИЕ КОРМЫ. УПАДОК МОНАСТЫРСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. НЕУДОБСТВА МОНАСТЫРСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ДЛЯ СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О МОНАСТЫРСКИХ ВОТЧИНАХ. НИЛ СОРСКИЙ И ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ . СОБОР 1503 г. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ПО ВОПРОСУ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ СДЕРЖАТЬ ЗЕМЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ. Мы видели, как древнерусский общежительный монастырь становился земледельческой общиной. Теперь нам предстоит рассмотреть, как многие из этих монастырей превращались в крупных землевладельцев. ЗЕМЛИ ЖАЛОВАННЫЕ Житие изображает древнерусского пустынножителя в минуты его жизни, когда он приближался к своему иноческому идеалу. Но сохранились документы, в которых тот же пустынножитель является в ежедневном быту, среди своих будничных хлопот. Здесь он заботливый хозяин, пекущийся о прокормлении собранной братии. Около половины XVI в. на южном берегу озера Ильмень близ пустоши Леохнова начал подвизаться отшельник Антоний из тверских дворян. Потом к нему собралось несколько сподвижников, и к концу века возник монастырь. Жизнь Антония описана в житии обычными чертами строгого пустынножительства. Но из сохранившихся актов монастыря видно, как заботливо и с каким трудом устроял Антоний поземельное хозяйство своей пустынки. Стесненный помещичьими землями, он жаловался, что ему некуда выпустить монастырскую животину, выпрашивал себе сенные покосы, брошенные крестьянами и зараставшие лесом, также дворцовые пустоши, покинутые помещиками, брал их «из оброку для пашни и животинного выпуску», с обязательством их распахать и обстроить, «хоромы поставить». Выпрошенные луга и пустоши называются в документах «государевой жалованной землей». Между служилым землевладельцем и тяглым хлебопашцем пустынный монастырь оперирует с землей, как соперник того и другого, с тою лишь немаловажною разницей, что монастырь прочнее их обоих умел укреплять за собой приобретаемые земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1751 по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 г. освящен придел св. и пр. Захарии и Елисаветы. В 1812 г. храм разграбили французы, но вскоре его восстановили и освятили. В 1882 г. на средства благотворителей был устроен новый придел - в честь св. пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Красота и оригинальность форм храма, богатство стенных украшений еще до революции обратили на себя внимание специалистов и любителей русского искусства. http://www.mitishi-blagoch.ru/node/94 Село Тайнинское впервые упоминается в духовной грамоте удельного князя Владимира Андреевича Храброго (Донского) в 1401 году. При Иоанне Грозном здесь были выстроены хоромы, которые он посещал по случаю торжеств или в сложные периоды своей жизни. После кончины любимой супруги Анастасии он сделался особенно жестоким и часто с толпою опричников приезжая в Тайнинское, безжалостно карал своих врагов. Наведывался в Тайнинский дворец и Борис Годунов, сумевший взять власть в свои руки вскоре после смерти Иоанна Грозного. Он устраивал здесь обеды для своих приближенных. В январе 1599 года по приказу Годунова в Тайнинском встречали семейство сибирского хана Кучума, чтобы затем препроводить в Москву. После внезапной кончины Бориса Годунова, 18 июня 1605 года в село Тайнинское была доставлена бывшая царица Мария Нагая для свидания с Лжедмитрием I. Она искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком подле ее кареты. Спектакль удался, и это позволило Лжедмитрию I венчаться на царство. Но уже в мае следующего года самозванец был разоблачен и казнен. Новый авантюрист Лжедмитрий II, прозванный в народе вором, некоторое время располагал здесь свой стан. Особенно знаменитым село Тайнинское стало благодаря располагавшемуся в нем второму, после Алексеевского, царскому дворцу, построенному в XVII веке при Алексее Михайловиче Романове. На месте слияния двух рек Яузы и Сукромки построили плотину, вода широко разлилась, а посредине образовался остров.

http://sobory.ru/article/?object=00329

— А что? Вот и попы ваши то же делали, что и я. Да я — то — барин, а они-то к чему такую беду творили? Солдаты хоть и вольничали, но не делали такого насилия, как власти. И пока девок-то да баб в хоромы водили, да власти там сидели да бражничали, солдатам строго было приказано из слободы никого не выпускать, боясь доноса. Собираться двоим-троим вместе тоже не было позволено; от могил, и от тех отгоняли людей. Каждый почти день оседали могилы, и их обваливали свежей землей. Долго не зарастали могилы… Шесть человек отправили в тюрьму. Четыре человека ушли было тайком доносить Государю; их поймали да в ту же тюрьму. А тут и власти разъезжаться стали, довольные-предовольные барином. Благочинный от барина получил пару жеребцов; протопоп — заводскую кобылу, а нашему попу он дом выстроил и всем хозяйством обставил… Так это и прошло. Крестьян разорили. Кого в тюрьме сгноили, кого при усмирении убили, а кто и сам помер с горя да со страху…» Такую-то вот едва вероятную историю поведал мне иеросхимонах Антоний, и еще добавил: — Служивый, бывший у меня, справлялся в судебном месте своего губернского города по этому делу. Ему дали выписку, а в выписке было сказано: «Масловский-де бунт усмирен благоразумными мерами губернских властей. Хотя и было прибегнуто к огнестрельному оружию, но больше для оказания страха; причем урон в бунтовавшей толпе был самый незначительный…» К чему приведет Россию все умножающееся беззаконие? — подумать страшно! Страшно еще, в особенности и потому, что ей вверено Богом Православие, она — единственный крепкий приют и могущественный оплот истинной Христовой Церкви на земле. Правда, в описанном мною беззаконии действующим лицом был армянин-иноверец. Но так ли стало теперь чуждо его духу наше коренное российское дворянство? Если вспомнить грехи его за время, протекшее со времени приобщения его к западной лжецивилизации, то как не сказать, что вольтерианизм, масонство, иезуитизм, продажа своей чести и руки откупщикам, подрядчикам, поставщикам, раскольникам, скопцам, жидам, казнокрадство и все беспорядки управления Россиею — все это тяжелым бременем наипаче ляжет на дворянство! А катастрофы восшествия на престол! А смерть Петра III, Павла I, Ивана Антоновича, 14 декабря! Во всем этом блистают благородные имена.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

92 Когда неизвестно, но судя по тому, что решение по ней последовало в июле 1696 г., следует, что она появилась около этого времени (1696 г.) и во всяком случае не позднее. 93 Далее следуют слова: «вручити же сие все должно великому господину святейшему кир Адриану архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху». Эта докладная записка, равно как и след. приказная справка находятся вместе с списком книг Посольского приказа 1696 г. в том же деле – 1696 г. июля 29 дня. (Доклад о св. мощах и пр.). 94 Образ этот был снесен в Посольский приказ с Верху в 179-м году. Он был «в киоте с створы, поверх образа деисусы, на створах писаны архангелы Михаил и Гавриил, в верху киота во главе написан Спасов образ, на образе на верхнем поле 3 камешка червчатых; образ и киот обложены серебром, киот и оклад ветх, под чудотворным образом часть мощей от шеи чудотворца Николая». Образ прислан Имеретинского царя Баграта боярином Дмитрием Романовым с митр. Гедеоном в 178 году. У образа внизу написано по-грузински: «обложен сей образ города Лечхума под владением Меретинские земли боярином Варданом по обещанию для здравия и помяновение своего и жены и детей своих». 201 (1693) г. июля 2 последовал царский имянной указ: «мощи велик, святителя и чудотворца Николы из Посольского приказа взнесть к великим государем в Верх в хоромы и положить в нарочно устроенный серебряной ковчег, который сделан в образу ево ж свят. Николы чудотворца». Вследствие этого указа мощи свят. Николая из Посольского приказа взяты были царской Мастерской палаты подьячим Иваном Самсоновым «в государской поход в село Преображенское». (А. М. И. Д. Греческие дела 7201 г., июля 2, д. 30; Грузинские дела 1680 г., д. 3). 95 Из этого указа создалось совершенно ложное утверждение, что Петр I повелел «все книги собирать и держать в Посольском приказе в береженьи» и пр., (т.е. учредил нечто в роде Публичной библиотеки). См. Обозрение библиотеки Архива в 3–4 вып. Сборника Архива. 97 А. М. И. Д. Приказные дела новых лет. 1707 г. апреля 11. (Память из Аптекарского приказа о присылке в оной из Посольского приказа латинских и немецких книг).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010