Но в то время, как в конце XVII в., пред единодержавием Петра, Московский дворец с Верхоспасским собором и другими придворными церквами находился в цветущем положении и великолепие его, а равно и храмов, бывших в нем, вполне выражало характер древней царской жизни во всем её блеске и царственном просторе, с этого времени началось его постепенное запустение и разрушение. Главной причиной того были пожары. Так, в год смерти последнего Московского царя Иоанна Алексеевич а, 6 Июня 1696 г. на дворце сгорели государевы хоромы. Новый же пожар в 1701 г., по свидетельству современника, опустошил Кремль, причем выгорел весь царев двор без остатка, деревянные хоромы и в каменных все внутри и в подклетах и в погребах запасы и в ледниках питья... и оружейная палата и святыя церкви, кои были построены вверху и внизу в государевом доме, кресты и кровли и внутри иконостасы 53 . Правда, это общее свидетельство современника о вреде, причиненном пожаром 1701 г. не дает возможности определить в точности, какие именно дворцовые церкви и насколько пострадали от огня, но те ветхости в церквах, которые были обнаружены при осмотре их в 1722 и 1730 г.г., в значительной своей части несомненно явились следствием последнего пожара. Между тем уже одни внешние войны, которые пришлось вести Петру I, как требовавшие чрезвычайного напряжения финансовых средств государства, не могли не служить главной причиной того, что капитальное возобновление поврежденных дворцовых зданий вообще и храмов в частности было отлагаемо до более благоприятного времени. Преобразовательная же деятельность Петра I также не могла не отвлекать его внимания от мысли о необходимости возобновления Московского дворца, чему, конечно, немало способствовали и редкие приезды Царя в Москву и удаление в новую столицу всей царственной семьи. По сему в лице Петра Великого Московские дворцовые церкви уже не могли иметь такого благопопечительного о них ктитора, какими были его предшественники. Все наблюдение за дворцовыми зданиями в Москве было сосредоточено в разных коллегиях и конторах, носивших немецкие названия и, в случае поднимавшегося вопроса о ремонте какой-либо церкви и отпуске на то нужной суммы, заводивших между собою длительную переписку с целью отклонить дело от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

I. [Где было подворье?] Московское подворье досталось в собственность Данилова монастыря по данной памяти какого-то Василья Воронцова, в 1572 году. Из каких служб оно состояло тогда, всего лучше можно видеть из той данной. Се яз Василей Фёдоров сын Воронцов, что был на Москве двор брата моего Ивана Дмитревича Воронцова, а на том дворе хоромы: изба, да клеть, да мыльня, да конюшенка плетёная, и яз с того двора хоромы те все отдал в дом Живоначалные Троицы и Преподобнаго Даниила по душе брата своего Ивана Дмитревича архимандриту Аврамью с братьею. До 1677-го года сведений о нём по документам не найдено; с этого же года оно становится очень известным. Место, где находилось в Москве подворье, узнаём из отписки стряпчего о постигшем его пожаре в 1681 году. Ведомо вам, государи, чиню, – писал он монастырским властям, – в нынешнем 189 году против 12-го апреля в ночи на Москве на Петрове у Сергия Чудотворца в приходе учинился пожар за два двора до монастырскаго подворья, и от того пожару монастырское наше подворье сгорело всё без остатку и монастырская вся дворовая рухлядь и запас всякий. После пожара оно, по всей вероятности, осталось на том же месте. Стряпчий в той же отписке пишет архимандриту и другим властям монастырским: А что ваше изволение о подворье, как вам государем подворье строить и мне докаместа по межам двор кольем огородить ли или изволите кого прислать строить, а докаместа до строения велят огородить кольем, а продать то дворовое место стало ныне неразумно, потому что белыя дворовыя места отягчены мостовыми деньгами. Из расходных книг стряпчего за 1685-й год именно видно, что оно и в этот год состояло в приходе Сергия Чудотворца; за май месяц пишет он в расходе: «Сергиевскому приходскому священнику от Николаевской воды дано два алтына». Как велико было подворье – это тоже видно из отписки стряпчего 86) 1 1861 года марта 20-го: «Да спрашивают и правят на мне, – пишет он, – в Земский Приказ мостовых денег против стараго вдвое с сажени по 8 гривен с поперечника с двора, и того с четырнадцати сажен с полутретью денег наляжет 11-ть рублёв 11-ть алтын». Подворье это было небогатое; в одно время стряпчий писал архимандриту (1684 г. марта 2-го 30): «да изволите ли на монастырском дворе у горниц приделать сенцы, как ваш приезд будет, нельзя и вытти; буде надобны, по дороге б леску припас»; в другой раз (1700 г. декабрь 371) пишет: «а в кельях, государь, в обоих печи развалились и жить стало невозможно, разве сойти со двора; прикажи, государь, прислать, чтоб печи скласть и двор заборы загородить». II. Кто жил на подворье?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Прежде хвалил, почто ныне бежишь?» Проповедник Серега схватил Игнатия и всадил в пламя. В том же Палеостровском монастыре сожглись инок Герман и «собеседник» Игнатия – Емельян Иванов. Дела последнего слишком характерны. Построив кельи на речке Рязанке, он ездил оттуда по деревням собирать насмертников, и массу набрал, особенно жен и девиц, инок Герман соловецкий «настриг» массу иноков и инокинь, и со всей этой «силой» привалили к Палеострову. Перевязав старцев монастыря, Емельян поставил там караул, а сам поехал в Повенец, где ограбил церковь и запасся порохом и пищалями. Отец пробовал было остановить своего сына, но подвергся за это побоям. Из Повенца Емельян поехал в Толвую, где также отбирал иконы и книги, далее явился в Чолмуж и там проделал то же самое, до полусмерти избил тамошнего священника, по дороге оттуда разграбил часовню, на Вырозере посягнул на икону святителя Николая, чтобы и её, как и все награбленное, пожечь, но был чудесно поражен в ногу и лишь после этого бежал в Палеостров. Там он заперся – в виду посланных от правительства, выдержал с ними прения о вере, при осаде приказал убить начальника воинского отряда, а в заключение поджег монастырские здания. 1500 насмертников, 13 человек монастырской братии и игумен сгорели. Самосожжение инока Иосифа последовало в деревне Строкиной, близ Пудожского погоста. «Собрався в хоромы некоторых христолюбцев со своими христианы», Иосиф не только запер все выходы, но «около хором и стену срубил». Как только показались солдаты, насмертники стали уговаривать Иосифа идти на кровлю обличать гонителей. Им хотелось, чтобы их учитель явил свою ревность к «излитию кровному» и тем загладил бы свое прежнее «согрешение» отречения от раскола, случившееся с ним после неудачной попытки сгореть в Дорах. И вот, «вышед на хоромы на кровлю, на руках имуще образ Спасителя», Иосиф стал «о вере стязатися» с никонианскими посланными. В «хоромах» в это время сидели с зажженными свечами в руках. «Стязались весь день», до вечера, ревность Иосифа превзошла всякое вероятие и вызвала с противной стороны выстрел «из мушкетов», Иосиф упал мертвым, внутри храмины в это время началось пожарище.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Царские выходы сюда были только два раза – 19 марта 1670 г. и 5 апреля 1671 г. – в Похвальскую субботу 474 . С удалением царского двора в С.-Петербург, дворцовые церкви оставались в небрежении. Эту участь испытала и Похвальская церковь , стоявшая в 1730 г. без медной крыши, которая была снята и отдана в ведомство интенданту Машкову 475 . Пожар 1737 г. не пощадил и эту церковь , в которой погорели все иконостасы и крыша 476 , хотя местные иконы и многие другие, а также – отчасти и ризница – были вынесены. Возобновленная после пожара церковь эта, при перестройке потешного дворца, была разобрана в 1809 г. 477 Церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, что у царевен на сенех Время построения церкви во имя Спаса Нерукотворенного образа должно относить не позже, как к 1661 г., так как уже в сем году находим упоминание о ней по случаю поделки киота в нее 478 . Постройка этой церкви была вызвана необходимостию иметь особый храм для сестер царя Алексея Михайловича – царевен Ирины, Анны и Татианы Михайловных, хоромы которых находились позади дворца, со стороны Троицкого подворья и Троицких кремлевских ворот. В это время церковь именовалась «Спас, что словет новая церковь», «Спас – новая церковь , что у Троицкого подворья»; также – «Спас у царевен на сенех». После ее стали обозначать: «что у Куретных ворот» или «что иод Куретными воротами». При царе Феодоре Алексеевиче, когда хоромы царевен были перестроены, была возобновлена и эта церковь ; а именно, – в 1680 г. велено было написать в нее деисусы и праздники, да вверху в кружале написать «отечество», а промежду деисусов и праздников поставить столбчики и тяблы золоченые 479 . В то же время велено было выменять в Оружейной палате 3 местных иконы: образ Спасов, Божией Матери и великомученика Феодора. За промен икон дано было Ушакову 12 р., а за работу деисусов, праздников, столбчиков и тябл золоченых красных – по счету 25 икон – 50 р. 480 Несколько раньше, а именно в 1677 г. живописного дела ученик Карп Иванов гулфарбил и писал к образу Иверской Божией Матери в новой церкви Спаса Нерукотворенного, что у государынь царевен больших, киот деревянный большой 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

39. 1664 г., декабря 19. Статейный список об исполнении митрополитом Павлом и прочими лицами царских указов по делу о посохе Петра митрополита, взятом патриархом Никоном из Успенского собора И Декабря ж в 19 день, за два часа до света, Павел, митрополит Крутицкий, да окольничий Родион Матвеевич Стрешнев с товарищами к Москве приехали и великому государю посылки своей поднесли статейной список. Да с ними ж прислал к великому государю Никон патриарх Воскресенского монастыря архимандрита Герасима с посохом чудотворца Петра митрополита и с письмами, по которым он приезжал к Москве. И в статейном списке и в письмах написано: Лета 7173, Декабря в 18 день, указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому, да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да Чудова монастыря архимандриту Иоакиму, да думному диаку Алмазу Иванову ехать к бывшему Никону патриарху и где его съедут говорити. И по указу великого государя преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, да окольничий Родион Матвеевич, и Чудовский архимандрит и думный диак, приехав в его патриаршее село Чернево, велели про себя патриарху сказать. И митрополит, и окольничий на патриарший двор взошли. И бывший Никон патриарх встретил митрополита и окольничего с товарищами у нижнего крыльца, и пошёл в хоромы. И митрополит, и окольничий с товарищами пошли за патриархом в хоромы же, и по указу великого государя патриарху говорили: приезжал он патриарх к Москве, и в соборную церковь вошёл без ведома и без указа великого государя. И великий государь и весь освященный собор присылали в соборную церковь к нему патриарху говорить властей: преосвященного Иону, митрополита Ростовского и Ярославского, и его Павла, митрополита Сарского и Подонского, и Газского митрополита и своих великого государя бояр, боярина князя Никиту Ивановича Одоевского с товарищами. И по указу великого государя, власти и бояре ему говорили: приехал он бывшей Никон патриарх к Москве и в соборную церковь вошёл. А прежде приезда своего к Москве к великому государю и к освященному собору о том, чтоб быть ему на Москве в соборной церкви побить челом, никого наперёд себя не прислал; и он бы патриарх из соборной церкви шёл и ехал туда же, откуда приехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский». Памятник церковного зодчества, с которым я имею намерение познакомить Владимирскую Архивную Комиссию, есть каменная церковь во имя святителя Петра митрополита Киевского, в городе Переславле-Залесском. В настоящее время, когда с особенным старанием принимаются всевозможные меры к изучению и сохранению памятников отечественной древности и старины, не только в их целом виде, но и в самых мелких деталях, неизлишне будет обратить должное внимание на упомянутую Петромитрополитскую церковь, с одной стороны, как на единственный почти оригинальный и хорошо сохранившийся памятник церковного зодчества первой половины XIV в., с другой, как на безмолвный указатель довольно прискорбного события в иерархии Русской церкви, имевшего место в городе Переславле-Залесском в 1310 г. Святитель Пётр, митрополит Киевский, неожиданно для себя и для всех глубоко почитавших его, был оклеветан пред Афанасием, патриархом Константинопольским, в каких-то очень тяжких винах. Святитель русской церкви, не находя за собой каких-либо преступных деяний, в обвинении, возводимом на него, видел лишь искушение врага рода человеческого. Чиновник патриарший, присланный патриархом Афанасием для расследования обвинений на святителя Петра, немедленно по прибытии в Россию созвал собор в пригороде Московского удела, в Переславле-Залесском, в 1310 г. В это время в Переславле сидел на княжении князь Иоанн Данилович, сын Даниила Александровича, внук святого Александра Ярославича Невского. Переславский князь принял живое участие в обвиняемом святителе русской церкви. Отсюда и началась та святая любовь между князем и святителем, о которой писатель жития святого Петра так замечает: «Его же (князя Иоанна Даниловича) зело от души возлюби великий чудотворец Пётр... Великий князь Иван Данилович всегда необычна старца (то есть святого Петра) пришествия ожидашь». Известно, что начиная с великого князя Всеволода Георгиевича, с 1175 г. почти до начала XVI в., в Переславле проживали великие князья. Здесь они рождались, росли и умирали. Великий князь Ярослав Всеволодович почти безвыездно проживал в Переславле со всей довольно многочисленной своей семьёй. Очевидно, после сего, для помещения великих князей с их семействами и многочисленной дворней должны были находиться в городе обширные княжеские хоромы с теремами, сенницами, клетями, подклетями, повалушками и другими хоромными строениями. Хоромы эти находились близ Преображенского собора, на месте, занимаемом ныне Петромитрополитскою церковью. Вот здесь-то, в хоромах князя Иоанна Даниловича, прибывший на суд святитель Пётр и нашёл себе приют и успокоение.

http://sobory.ru/article/?object=00435

И того дни Великий Государь Царь изволил идти в Савин монастырь. И бысть Царское повеление вскоре, и начаша писати тоя же нощи; писцы же трудившиеся в деле сем, сея же обители постриженцы, добре видевше истину известно, понеже, бывшу всем во обители при Святейшем, и по преселении его, все были начальницы церковнии, уставщиками: в первых Строитель Герман, прежде бывший из младенчества Святейшего келейник, потом же был Архимандрит обители сей Воскресенской, второй Иеромонах Тихон, третий Иеродиакон Инокентий Свинской (Брянскаго Свенского монастыря), тут же и аз убогий (Никанор, в последствии Архимандрит сей обители) трудился. И написаша весь устав церковный и чин монастырский по чину, как было при Святейшем, и послаша его к Москве к Великому Государю, подписав своими руками». Таковы добавочные сведения о первом посещении Воскресенской обители Царем Феодором Алексеевичем со стороны одного из очевидцев. В следующем 1679 году Царь Феодор Алексеевич в третий раз благоволил посетить Воскресенский монастырь. Это посещение записано в монастырской вкладной книге следующим образом: «188 году, Ноября в 25 день (а следовательно в Генварском 1679 году) по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, из Приказу Большого Дворца прислана его, Великого Государя, грамота в Воскресенский монастырь ко Архимандриту Филофею и Строителю старцу Герману с братиею, велено: Сытного Дворца Стряпчему Леонтию Течеву с товарищи, как приедут, давать им для варения пива и квасов и бражек и кислых щей суды и котлы и наполы, и что к тому варенью понадобится и к его, Государскому, шествию в себе было готово и стройно. И Ноября в 27 день Стряпчий с ключом, Михаил Тимофеевич Лихачов, едучи в Нилову пустынь, и будучи в Воскресенском монастыре, Великого Государя милость Архимандриту Филофею Строителю старцу Герману с братиею сказал, и на пищу его, Государскую, милость привез и отдал: десять белуг, двадцать осетров, и Государского пришествия приказал ожидать вскоре. И Ноября в 29 день Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, посетил Воскресенский монастырь с Благоверными Царевнами и Великими Княжнами, Татьяною Михайловною и Евдокиею Алексеевною, а пришествие Великого Государя было в третьем часу дня, а Благоверным Государыням Царевнам дня часу в седьмом, и Великого Государя и Благоверных Царевен Архимандрит и Строитель встречал соборне во облачении по чину в Святых монастырских градных вратех. И взошед Великий Государь на монастырь, не ходя в свои, Государские, хоромы, изволил идти и ектенью пети в церкви Честного Креста, что именуется Голгофа, а после ектеньи изволил Великий Государь, походя и осмотря Церковного основания и строения, идти в свои, Государские, хоромы, и будучи он, Великий Государь в монастыре, Декабря до 1 числа, 22 монастырские строения и с Благоверными Царевнами соглядал, и по своему, Государскому, праведному обещанию изволил идти в монастырь Чудотворца Саввы».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«И в 189 года, Сентября в 18 день (то есть, в том же 1680 Генварском году), прибыл в Воскресенский монастырь из Иосифова Волоколамского Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея России Самодержец, с Благоверною Государынею Царицею и Великою Княжною Агафиею Семионовною, и с Благоверными Царевнами Великими Княжнами Анною Михайловною, Евдокиею Алексеевною и Софиею Алексеевною. Пришествие Великого Государя было во обитель Святого Живоносного Христова Воскресения в первом часу нощи, в первой четверти, а Благоверных Государынь Царевен и Великих Княжен в начале во втором часу нощи. И Великого Государя Архимандрит и Строитель соборне во облачении по чину во Святых монастырских градных вратах с Животворящим Крестом и со святою водою встречали; и взошед Великий Государь на монастырь и не ходя во свои Государские хоромы, изволил идти в церковь Честного и Животворящего Креста Господня, что именуется Голгофа, и после ектеньи Великому Государю Архимандрит и Дьякон и крылошане говорили орацыи, и после того изволил Великий Государь из церкви идти во свои, Государевы, хоромы, и вечерню указал у Креста петь без звону, а вечерню изволил слушать 24 , после божественной литургии изволил Великий Государь, Царица и Царевна, походя и осмотря церковного монастырского здания, и того ж числа в последнем часу дни изволил Великий Государь идти к Москве, и Архимандрит Варсанофий, Строитель Герман, Казначей старец Сергий, со всею братиею у Святых монастырских ворот Великому Государю били челом и образ Воскресения Христова и хлеб ему, Великому Государю, и Благоверным Государыне Царице и Царевнам, подносили, и по выходу из монастыря Великий Государь, приняв образ и хлеб, пожаловал Архимандриту, и Строителю, и Казначею, и всей братии, денег полтораста рублев и полотенцами, и к своей, Государской руке жаловал; Архимандрит, и Строитель, и Казначей, и вся братия, целовав его, Государскую, руку, и приняв его, Государское, жалованье, и ему, Великому Государю, били челом». В том же 1680 году, в Декабре месяце как замечено во вкладной книге, Государево жалованье: «сделан, по приказу Государя, в Золотой Палате, из монастырского золота крест большой золотой, на верху (с передней стороны) на малом кресте писано Распятие Господне и крест, и слова наведены финифты разными. Семь запон алмазных, а в них двадцать пять алмазиков; запонка яхонтовая, в средине яхонт травчатой, а кругом запоны яхонтиков малых, искор червчатых 30, кругом креста в коймах 218 искор яхонтовых червчатых. Да в том же кресте мощей: Святого Апостола Андрея Первозванного, мученика Мины Александрийского, мученика Гавриила Египетского, мученика Корнидалия Египетского, преподобного Даниила Столпника. А весу в том кресте 5 ф. 15 золотников 25 . Его же, Великого Государя, жалованья: ширинка тафта белая, круг ширинки вязано жемчугом и золотом, в репьи вершка на два накищена золотом, весу 83 золотника».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

взалкахся бо и не дасте Ми ясте... (Изв. Импер. Археолог. Общ. 1861 г. Т. II вып. 5 и 6, стр. 332–334). Лета 7142 (1634) года, Генваря в 12 день, Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всеа Русии велел столнику Никифору Сергеевичю Собакину ехати ему к Якову Руселю с своим государевым жалованьем с столом, с яствою и с питьем. И столнику Никифору Сергеевичю, приехав к Якову на двор, вытти из саней у лесницы и итти к Якову в хоромы, а за собою велеть несть скатерть, и сутки, и яству питье. А пришед в хоромы, молвит речь толмачем: Божиею милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всеа Русии Самодержец и многих Государств Обладатель, тебя Якова жалуя, прислать к тебе своего государского стола еству и питье, да велел на стол скатерть послать и сутки поставить, и вина, и еству и питье велеть подать, по росписи. А, подав вина и поставя еству на стол, по росписи, взяв ковш питья молвить: Чаша Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Федоровича, и многих Государств Государя и Обладателя, дай Господи, Великий Государь наш Царь и Великий Князь Михайло Федоровичь, всеа Русии Самодержец, здоров был. Да ковш выпить наперед, да поднести Якову, и приставу Федору Рагозину и дворяном, которые с Яковом Руселем, подати. А после того пить чашу про Царевичевы здоровья, а молвить: Чаша Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всеа Русии Самодержца и многих Государств Государя и Обладателя, Его Царского Величества детей, Государя Царевича Князя Алексея Михайловича и Государя Царевича Ивана Михайловича, дай Господи, они Государи здравы были на многия лета. А выпив, Якову и приставу и дворяном подать. И будет Яков Русель учнет говорить, чтоб он с ними вместе сел за стол и государево жалованье ел и пил, и столнику Никифору Собакину за стол сести, поконец стола, и подносить послу вино и меды, и еству велеть ставить, по росписи. А будет Яков наперед станет пить чашу Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии, и ему подати, а подав чашу ехать к Государю и Великому Князю Михаилу Федоровичу всеа Русии (Дворц. разр. Т. II, стр. 358–359).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Почти все сии драгоценные вклады Царей, Цариц, Царевен и бояр были жертвами их благоговения и любви к памяти своих родителей, которых они усердно и неопустительно поминали, кроме третин, девятин, полусорочин и сорочин по кончине, во дни их тезоименитства и преставления, в родительские субботы; посему и в надписях на утварях означено: «в вечное поминовение родителей своих.» Внимая словам Св. Иоанна Златоуста , они поминали усопших молитвами и прошениями, милостынями и приношениями 49 . " Между жалованными от Государей облачениями есть аксамитные и бархатные ризы, пелены и покровы, низанные жемчугом. Черные ж оплечья Фелоней и стихарей доказывают, что они заупокойные. По описи 1763 г. воздухов парчевых, бархатных, объяринных, атласных, штофных, камчатных, барбейраковых, тафтяных, гризетовых, в том числе низаных жемчугом и украшенных драгоценными каменьями, шитых золотом 49, одежд на престол и жертвенник 17, риз священнических 433, стихарей 84. Кроме утварей церковных, в ризнице находится несколько Царской хоромной посуды: стопы, чарки, ковши, блюда и тарелки, из коих приведем здесь только отмеченные надписями: 4) Серебряная с чернью стопа, с двуглавым орлом на крышке. В трех клеймах вырезана следующая надпись: «Зделана сия стопа повелением великия Государыни, благоверные Царевны и Великие Княжны Софии Алексеевны всея великия и малыя и белыя России Самодержицы, к ней великой Государыне в хоромы, лета 7195 (1687) году.» 2) Чашка серебряная с чернью, на верху крышки двуглавый орел, украшенный изумрудами; вокруг ея надпись: «Повелением великие Государыни, благочестивой Царевны и Великие Княжны Софии Алексеевны зделана сия чаша к ней великой Государыни в хоромы, лета 7195 (1687), месеца Сентября 6.» 3) Серебряный ковш с двуглавым орлом на дне и на ручке. Вокруг него по краям и в клеймах вырезаны следующие слова: «Пожалован сим ковшем города Орла таможеннаго кабацкаго бурмистра Ивана Михайлова сына Ощепкова за ево радеше, что он будучи в сим году, прибрал дум (?). Божиею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец». Прежде в Новодевичьем монастыре была значительная библиотека, состоявшая по большей части из рукописей и книг, жалованных Царевнами и внесенных старицами Кутеинскаго монастыря, как показывают подписи на некоторых, в 1812 г. много из них утрачено. Б. Усыпальницы

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010