Сортировать по Исключить новости Храм, церковь Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм? 3 августа, 2015 Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм? Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм? Храм, церковь, часовня: в чем отличия Храм  (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа. Фото — Юрий Шапошник Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий. Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии. В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия. История храма Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

http://pravmir.ru/hram-tserkov/

Внутренним украшением царских жилищ служили между прочим изображения из Ветхого завета и из древней истории; помещались они в виде картин на стенах, иногда на «подволоках» (клееных щитах, прикрепляемых к потолку) или же на столовых досках. В 1675 г., еще в бытность Ф. А. царевичем, живописец Салтанов писал для него «столовую доску, а на ней притчу: когда царь Константин был не в благочестии, и взят был в плен Персы, и приведен был в капище на жертву, и свободися своими рабы воинами». В том же году для царевича куплены были за 30 рублей у иноземца «Галанские» земли Логина Фабричьюса «часы боевые столовые медные золоченые с перечасьем и с будильником немецкого дела, самые добрые». Далее, в хоромы царя Ф. А. в 1676 г. живописцем Салтановым были написаны на столовой доске притчи царя Соломона (кайма у этой доски была резная, покрытая золотом и серебром); в 1679 и 1680 гг. Петром Энгельсом, «преоспективного дела мастером» – несколько картин из ветхозаветной священной истории, а Безминым на полотне (63 арш.) – лунное течение, солнце, месяц, звезды. В 1680 г. Ф. А. выстроил у терема, подле западной стороны Евдокиинской тюремной церкви, деревянные хоромы отдельно для себя и для царевен, своих сестер, вместо их старых хором, которые были разобраны; сюда же перенесены были и хоромы царицы Натальи Кирилловны. В эти новые хоромы государя написаны были на полотнах (800 арш.) к «подволокам» и к стенам «царственные притчи, деисусы и апостольские проповеди ». В 1681 г. некоторые комнаты и сени этих хором обиты были «золотыми кожами», а другие «фряжскими листами», которые стали употребляться в царском быту еще в начале XVII столетия, но тогда они покупались для государевых детей вместе с игрушками и развешивались в рамках. При царе Алексее Михайловиче эти листы получили такое распространение, что в царском дворце при Верхней, т. е. придворной, типографии заведен был фряжский стан для печатания эстампов на меди. В 1677 г. органист Симон Гутовский сделал Ф. А. в хоромы «станок деревянный печатной, печатать фряжские листы», а в 1680 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

10 . А царь и великий князь, мало посидев, пойдет в свои царские хоромы. И подьячей верьховой соколенного пути, Василей Ботвиньев, потсокольничего, и новопожалованного начального, и всех рядовых сокольников, которые в чину живут, зовет к столу, а молыт подьячей: «Подсокольничей Петр Семенов, сын Хомяков, царь и великий князь жалует тебя с товарищи, для новые чести и меры, новопожалованного 5-го начального Ивана Гаврилова, сына Ярышкина. Велел вам быти у стола, и веселитися, и утешатися с новопожалованным по чину». А государь молыт потсокольничему с товарищи: «Наслаждайтеся по нашей государской милости». И потсокольничей с товарищи государю челом ударит в землю на ево государской милости, и, челом ударя государю, потсокольничей с начальными, и с новопожалованным начальным, и со всеми начальными и рядовыми сокольниками провожает государя до малых ворот. А, проводя государя, потсокольничей со всеми сокольниками паки челом ударит государю по обычаю. И, челом ударя государю, потсоколничей с товарищи возвратитца вспять со свеми сокольниками и идет в задние хоромы переходами перильными 2785 . И, пришед в задния хоромы, подсокольничей сядет, а новопожалованному начальному Ивану Ярышкину, велит кречета отдать поддатню своему во всем наряде до стола. И приимает у него кречета 1-й его поддатень, Федька Кошелев, и держит кречета до стола во всем большем наряде и в рукавице с притчами Ярова 2786 . Так же и всем начальным велит кречетов поддатням своим отдать. А как примут у начальных кречетов поддатни их, и потсокольничей, Петр Хомяков, велит новопожалованному начальному и всем начальным сокольником, статьям по чину, всякому с своими поддатнями, с своих со всех птиц сымать большие наряды и класть меншие наряды. И новопожалованной начальной и все начальные сокольники, разделяся статьями, переменяют болшие наряды со всех птиц своих и кладут на птицы меншия наряды. А потсокольничей Петр Хомяков в тое пору сидит же и смотрит, чтобы сымали со птиц болшие наряды бережно, стройно, так же бы и меншие наряды клали тихо и опасно, по чину же, а, сняв наряды со птиц, отдают в казну. А наряды принимает казначей, Эпуслан Дрыганов, соколенного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уверенность царя выхлопотать у патриархов через волошского воеводу разрешение для Паисия не оправдалась, Досифей никак не соглашался вторично дать Паисию разрешение и умер с убеждением, что Лигарид был латынник 28 . 4 мая 1672 года велено было, по указу государя, отпустить Паисия из Москвы в Палестину через Киев, причем ему дано было 300 рублей деньгами, 12 подвод до Киева, палатка в 5 рублей, полу б казенный, обитый кожею, а его людям – пяти человекам, по аглицкому сукну да по киндяку 29 ; да ему ж, митрополиту, из иконной дано пять образов окладных, «а книги, которые он, митрополит, писал, и на Симоновском подворьи хоромы и сад его, и всякое строенье приказал (государь) беречь Посольскаго приказа переводчику Миколаю Спатарию, а прощальную Иерусалимскаго патриарха грамоту из Посольскаго приказу отдать ему, митрополиту, с роспискою». Но в тот же день указом государя Паисий опять был задержан в Москве и отпущен был в Палестину через Киев 13 февраля 1673 года, причем ему на отпуске всего дано было в половину против прежней дачи, а его хоромы велено было занять переводчику Спафарию «и переводить греческие и латинские книги и писать греческой и словенской и латинской лексикон». Отправляясь из Москвы, Паисий писал государю благодарственное письмо, в котором заявлял, что если его найдут достойным для какой-нибудь царской службы, то он будет верно служить, чтобы по силе своей заплатить за многоразличное царское милосердие. Просил еще царя утешить его на путь, чтобы он мог удобно совершить его в старости, просил и одежду патриаршую, которую много раз обещал ему государь, и в заключение снова просит государя поручать ему все, что может послужить на пользу Соборной Церкви, к службе царской и всей палаты, и обещается возвратиться по первому царскому повелению. Очевидно, поездка Паисия на Восток, которую он сам считал только временною, была предпринята им с целью уладить свои личные дела – получить себе окончательное разрешение, которого в другой раз ему уже не давали, несмотря на все хлопоты об этом царя. Именно с целью заручиться расположением патриархов он выпрашивает у царя иконы, чтобы поднести их патриархам в подарок; с этой же целью он просит у государя патриаршее облачение и берет с собой присланную ранее разрешительную грамоту Досифея. Но Паисий, приехав в Киев, изменил свое намерение ехать на Восток немедленно. Как видно, он получил оттуда неблагоприятные для себя известия и потому решился остаться в Киеве. Но когда киевские воеводы донесли государю, что Паисий остался в Киеве и на Восток скоро ехать не хочет, и просили на этот счет распоряжения государя, то к воеводам последовал царский указ: без особого царского указа никуда не отпускать Лигарида из Киева, «а буде он похочет к кому за Днепр, или с гречаны в Царьград писать ка-кия письма», тех писем ни под каким видом не отсылать, а следить за ним и его перепиской «всякими мерами накрепко» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Хоромы, без сомнения, к осени были построены, и Медведев поселился в новой школе. Очень вероятно, что он был и старостою в новозаведенной школе, ибо с того времени из приказа Тайных дел ему выдавались постоянно деньги на отопление и освещение школы. Так, 7 декабря он получил «для ученья грамматики» на покупку сальных свеч 20 алтын; декабря 19 «для граматичного ученья» на покупку дров 2 рубля, 14 марта на свечи 20 алтын. Далее, 1667 года октября 13-го Медведеву в школу выдано на покупку дров и свеч 2 рубля с полтиною. В 1668 году января 21-го снова выдано ему же в школу на дрова и свечи 3 рубля 20 алтын. Затем мы уже не встречаем записок о подобных выдачах 20 . В мае 1668 года ученье подьячих у Полоцкого латыни, несомненно, прекратилось, так как в этом месяце в Курляндию отправлен был послом Ордин-Нащокин, и Медведеву с товарищами приказано было ехать с посольством для «научения» 21 . Дело, очевидно, заключалось в следующем: царь Алексей Михайлович для своей кабинетной канцелярии – приказа Тайных дел – нуждался в таких подьячих, которые бы хорошо могли читать и переводить латынь, на которой тогда велись сношения с иностранными государствами; царь не хотел в этом деле прибегать к содействию переводчиков Посольского приказа, а желал всегда иметь под рукою своих собственных доверенных переводчиков. С этой целью, когда в Москву явился Полоцкий, прекрасно знавший латинский язык, царь и поручает ему обучить латыни трех или четырех своих дворцовых подьячих. Для удобства обучения государь велит построить в Спасском за Иконным рядом монастыре хоромы. В них помещается Полоцкий, и рядом с ним отводится особая келья, в которой должно происходить обучение, почему она и названа «школою». В течение двух с небольшим лет Полоцкий успел обучить прикомандированных к нему подьячих латыни, после чего учение в Спасской школе как выполнившей свое назначение навсегда прекратилось и школьная келья получила другое назначение. Обученные Симеоном латыни подьячие в мае 1668 года были отправлены с посольством в Курляндию «для научения» наукам, конечно, не в видах расширения их общего образования, но чтобы они практически научились прилагать к делу приобретенные ими от Полоцкого познания в латыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Впрочем, в Псковской земле в XVI в. существовал другой законный срок для крестьянского выхода, именно филиппово заговенье (14 ноября). Значит, крестьянин мог покинуть участок, когда кончались все полевые работы и обе стороны могли свести взаимные счеты. Свобода крестьянина выражалась также в том, что, садясь на чужую землю, он заключал с землевладельцем поземельный договор. Условия этого арендного договора излагались в порядных грамотах, или записях. Крестьянин договаривался с землевладельцем как свободное, юридически равноправное с ним лицо. Он брал у хозяина больший или меньший участок земли, сообразуясь со своими рабочими средствами. Потому участки эти были чрезвычайно разнообразны. Крестьянин снимал известную долю обжи или выти. Обжа и выть – податные единицы земельной меры, из коих первою определялось пространство пахотной земли на новгородском севере, а второю – в центральных областях. Обжей назывался вообще участок от 10 до 15 десятин в трех полях, смотря по качеству почвы. Выть была единицей несколько более значительной, хотя также очень изменчивой по той же причине или по местным обычаям. Нормальный, или казенный, размер выти доброй земли – 18 десятин, средней – 21, худой – 24 десятины в трех полях. Впрочем, в хозяйственном обороте бывали выти и больших и меньших размеров. Крестьянин, сказал я, брал у землевладельца известную долю обжи или выти, редко целую выть или обжу, и в порядной грамоте излагал условия, на которых снимал землю. Нового «приходца» принимали осторожно, с разбором: нередко он должен был представить несколько поручителей, которые «ручали» бы его в том, что он будет за их порукой жить в таком-то селе или деревне «во крестьянех» – землю пахать и двор строить, новые хоромы ставить и старые починивать, а не сбежит. Поручители были либо крестьяне того же владельца, к которому рядился пришелец, либо даже сторонние люди. Если съемщик садился на пустоши, а не входил в готовый двор с жилым, разработанным участком, он обязывался хоромы поставить и пашню пахать, поля огородить, пожни и луга расчищать, жить тихо и смирно, корчмы не держать и никаким воровством не воровать; в случае неисполнения обязательств крестьянин или его поручители платили заставу – неустойку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Поплыли они по реке, доплыли до середины. Собака говорит: – Смотри, кошка, не говори: кольцо утопишь. Кошка молчит. Проплыли еще немного, собака опять: – Молчи, кошка! А кошка и так рта не открывает. Собака снова к ней: – Не вырони кольца-то! Молчи лучше! Кошка и сказала: – Да я молчу! – и уронила кольцо в реку. Выбрались они на берег и давай драться и ругаться. Собака визжит: – Это ты виновата, кошка-болтушка! А кошка в ответ: – Нет, это ты брехунья! Зачем ты говорила, когда я молчала? А тут рыбаки вытащили сетью рыбу на берег и стали ее потрошить. Увидели они – кошка с собакой не ладят, подумали, что голодные, и бросили им рыбьи внутренности. Схватили кошка с собакой рыбьи внутренности, стали есть, съели немного, вдруг – хряп! – твердое попалось. Глядят – кольцо! Оставили они еду и побежали в деревню. Пробежали мимо своей избы – нет ли там хозяина? Глядят – нету его, а мать побирается. Побежали в город, в тюрьму, где Семен был. Взобралась кошка на тюремную ограду, ходит поверху, глядит, где Семен там, а не знает. Хочется ей помяукать, помурлыкать, да кольцо у нее под языком, боится обронить. К вечеру выглянул Семен в тюремное окно, хотел поглядеть на белый свет. Кошка увидела Семена и по дождевой трубе, а потом по стене забралась к Семену в каземат. Семен взял кошку на руки. «Вот, – думает, – хоть и кошка, а сердце у нее верное, помнит она меня!» Кошка мяукнула и обронила на пол волшебное кольцо. Поднял Семен кольцо и вызвал двенадцать молодцев. Те явились тут как тут. – Здравствуй, дорогой старый хозяин, – говорят, – прикажи, чего тебе надобно, а мы живо исполним! Семен им говорит: – Перенесите откуда ни на есть мои хоромы сюда; и кто там живет, пусть в горницах будет, – я погляжу. И мост хрустальный приподнимите да сюда его уставьте, а только другим концом отверните его от царской избы и опустите в соседнюю деревню. Все было исполнено, как приказано Семеном. Хоромы его стали на место, а в них оказалась молодая царевна с Аспидом своим. Ну, ушли они из Семеновых хором, пошли жить к отцу царевны, – куда же еще?

http://azbyka.ru/fiction/neizvestnyj-cve...

- А вы не отдали? - Да я еще прежде… еще до большевиков хотел хоромы свои под богоугодное дело определить, – горячо заговорил он. – Сперва приют устроить решил, а как война началась, так гошпиталь… Чуть-чуть не поспел, силой отняли… Тимка слушал, стараясь все правильно понять. Потомственный купец ему нравился и даже как будто казался знакомым. Странное дело: это приятное лицо чем-то напоминало Тимке и Третьякова на фасаде картинной галереи, куда водил его папа, и барельеф на стене Морозовской больницы, где ему маленькому вырезали аппендицит, и портреты в учебниках москвоведения под общим заголовком: «Купцы-благотворители». Если бы новый Тимкин знакомый состарился, у него была бы такая же седая окладистая борода, такая же степенная важность в лице и такой же внимательный дружелюбный взгляд… - А почему вы так давно жили, а не старый? Купец вздрогнул и с минуту молчал – похоже, Тимкин вопрос отчего-то пришелся невпопад. Но он все же заговорил глухим, не похожим на прежний, голосом: - Так меня… в тех самых хоромах, что отдать сбирался… в том зале, где теперь болван стоит… - Какой болван? – удивился Тимка. - Увидишь еще, какой… На том, значит, месте зацепили веревку за крюк в потолке и петлю на конце сделали… - Для чего петлю? – почему-то начиная дрожать, спросил Тимка. - Вот тебе и зачем… Зато теперь я, невинно убиенный, в хоромы свои наведываться могу. Вот и пришло время наведаться… Тимка пытался осмыслить, что имеет в виду его новый знакомый, но у него никак не получалось. Он понимал Ивана Устроева не умом, а каким-то внутренним чувством. Например, когда купец морщил лоб, ему тоже становилось грустно. А когда складки на его лбу разглаживались, так и у Тимки появлялась надежда, что все будет хорошо. - Я ничего не понял, – все же признался Тимка. - Да тебе оно пока и без надобности. Давай-ка вот лучше путь сочтем, – встряхнул головой купец и стал разматывать свой синий шелковый пояс. – Вот кушаком смерим. Один конец пояса он протянул Тимке, другой взял сам. Вдвоем они растянули ленту во всю длину и смерили ею заветное расстояние. Вероятно, расчеты купца сошлись, потому что он удовлетворенно вздохнул, вытер пот со лба и опустился на землю перевести дух. Тимка тоже сел рядом, решив отдохнуть минутку и идти дальше.

http://azbyka.ru/fiction/pereselenie-ili...

- Неблизок путь тебе, отец Сильвестр. Зайди к нам с братом; рады мы будем с тобою трапезу скромную разделить. И указал Алексей Адашев рукою на хоромы высокие, что обнесены были забором крепким и в глубине улицы соседней ютились. - А что ж, друже, — молвил ласково старый священник. — С охотою зайду к тебе: притомился я сильно. Подошли они к воротам, и немало удивился отец Сильвестр, видя, что крепкие дубовые ворота не заперты на засовы железные, а настежь открыты стоят, и в те ворота люди неведомые один за другим поспешно входят. Приметил старец Сильвестр, что были те люди из нищей братии: хромые, слепые, в лохмотьях, в рубищах. - Что это у тебя, молодец добрый, поминание, что ли, сегодня какое? Чай, за спасение души родича близкого сегодня ты нищую братию кормишь? Смутился слегка Алексей Адашев, а потом на старца кротко и весело глянул и ответил: - Нет, отец Сильвестр, я и без всякого поминания каждый день нищую братию кормлю. Знают хоромы мои люди бездомные, бесприютные, калеки да недужные. Со всей Москвы сбираются они каждый день об эту пору на двор мой. Так мы с братом Данилой порешили до конца дней наших творить. Ничего не сказал старый священник Алексею Адашеву, только шаги свои ускорил и в ворота открытые вступил. Двор хором адашевских просторен был, и немалая толпа нищего люда уместилась в нем; все сюда пришли, что стояли на папертях церковных, около храмов ближних, — почти триста человек собрались к адашевским хоромам… Смирно и безмолвно стояла толпа нищих московских: здесь нечего ей было голосить, язвы свои растравлять, жалобиться на недуги свои печальные. Становились они в очередь не торопясь, не толкаясь, не вступая в ссору друг с другом. Всем ведомо было, что каждый отсюда сытым выйдет, а по праздникам еще и двумя-тремя медными грошами оделен будет. Так привыкла нищая братия к благодеянию адашевскому, что когда на двор сам хозяин вошел, сразу его и не приметил никто. В это время начали уже холопья адашевские оделять нищую братию пищею; выносили они из стряпной избы целые баклаги варева горячего, целые лотки хлеба ржаного, увесистыми ломтями нарезанного. Садились нищие попросту на зеленую траву, на землю, садились в кружки человек по шесть разом вокруг варева дымящегося и начинали свой обед, перекрестясь, да призвав имя Божие, да пожелав всякого счастья хозяевам щедрым.

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2853. 44. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной приходом храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы книги «Кроткий воин. Великомученник Евстафий Плакида» (М., 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить приходу храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Кроткий воин. Великомученник Евстафий Плакида». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2854. 45. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной приходом храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы книги С. Фонова «Кто наш лучший друг. Пролог для детей», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить приходу храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги С. Фонова «Кто наш лучший друг. Пролог для детей». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2855. 46. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной приходом храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы брошюры В. Катковой «Лесные хоромы» (М., 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить приходу храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании брошюры В. Катковой «Лесные хоромы» при условии доработки издания с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2856. 47. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной приходом храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы книги «Маленькие рассказы о большой любви», предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010